№ 3 2006
В.Н. Бугорский, С.С. Судаков
Технологии поддержки виртуальных предприятий сетевой экономики
Глобализация внешней политики фирмы
Входе развития производительных сил постоянно происходят глубокие изменения в трех внешних сферах, влияющих на функционирование любой фирмы: политической, главным элементом которой выступает государство; социальной (общественные организации и общественное мнение) и экономической, где фирма вступает в целый комплекс различных отношений с поставщиками и потребителями, конкурирует на рынке труда и товарном рынке.
До начала 30-х годов XX века мировой рынок практически не был насыщен товарами и любой качественной продукции был гарантирован сбыт. Поэтому снижение производственных издержек существенно повышало конкурентоспособность фирмы. На этом этапе решение потребителя приобрести ту или иную продукцию мотивировалось ее легкодоступностью, выгодностью по цене. Фирмы стремились снизить затраты на единицу производимой продукции, а портфель заказов на изготовление продукции имел тенденцию к уменьшению. В 1930-е годы все усилия были направлены на продажу товаров посредством совершенствования методов сбыта, интенсивной рекламы и других способов воздействия на потребителей. Потребитель продукции непосредственно воздействовал на формирование портфеля заказов предприятия.
С конца 40-х до конца 50-х годов прошлого столетия для формирования портфеля заказов предприятие-производитель было вынуждено заниматься постоянным совершенствованием продукта, управле-
ние качеством стало самостоятельной функцией производственного менеджмента. В течение следующего этапа, который начался в 1960-е годы, потребитель испытывал затруднения при принятии решения о покупке, поэтому при изготовлении и продаже продукции для фирмы была характерна ориентация на целевые рынки и подстройка под покупателя всей своей деятельности.
В начале 1990-х годов предприятия берут ориентацию на конкретного потребителя, стремятся удовлетворить его запросы с наименьшими издержками в сфере производства и обращения. Портфель заказов на изготовление продукции формируется исходя не только из стремления потребителя сохранить уровень потребления без увеличения затрат ресурсов, но и исходя из моделей и принципов такой науки, как логистика.
Этапы развития внешней политики фирмы для разных периодов отражены в табл. 1.
Первые пять этапов этой периодизации отражены в работах других авторов, но в данной статье в нее включен 6 этап, связанный с глобализацией, виртуализацией предприятий и развитием сетевой экономики. В этот период рыночные виды хозяйственной деятельности переносятся в сетевую среду и приобретают некоторые новые свойства. Эти особенности могут вызвать эволюцию экономических систем, появление нерыночных механизмов регулирования и сетевых организационных структур, что приведет к использованию так называемых горизонтальных связей в этих структурах, вытеснению иерархических и рыночных форм экономических
Технологии поддержки виртуальных предприятий сетевой экономики
№ 3 2006
Таблица 1
Основные этапы внешней политики фирмы
Этап Период Концепция Главный критерий Основная функция Целеполагающая наука Основной ресурс
1 Начало ХХ в. — конец 1920-х годов Производст- венная Объем и издержки производства Производс- твенная Организация производст- ва Технический
2 1930-е годы Сбытовая Объем продаж Рекламно- сбытовая Организация и управление сбытом Пространст- венно-органи- зационный
3 Конец 1940-х — конец 1950-х годов Продукто- вая Качество продукции Контрольно- управлен- ческая Экономика предприятия Технологичес- кий
4 Начало 1960-х — конец 1970-х годов Рыночная Потребление Маркетинг и послепродажное обслуживание Маркетинг Информацион- ный
5 Середина 1970-х — конец 1990-х годов Ресурсная Ресурсный потенциал фирмы, издержки обращения Производст- венно-ком- мерческая Логистика Организацион- но-управлен- ческий
6 Конец 1990-х годов — настоящее время Глобализа- ция Время выполнения заказов на изготовление продукции Виртуальная, производствен-ная Сетевая экономика Информацион-но-управлен-ческий (сотрудничество и координация)
отношений. При переносе деловой активности в единое информационное пространство начинают преобладать сетевые особенности хозяйственной деятельности. Сетевая экономика может заполнить нишу, которая в настоящее время образуется в связи с организацией виртуальных предприятий, коллективной работы людей и согласования их деятельности в реальном масштабе времени. Использование информационных систем,сетей и технологий позволит повысить охват рынка, увеличить количество клиентов, ускорить документооборот и, как следствие, быстрее будет осуществляться формирование портфеля заказов.
Традиционные предприятия на информационном рынке выступают в основном в качестве потребителей информационных продуктов, но по мере активного вхожде-
ния в информационное пространство им приходится становиться также и производителями информационной продукции. Использование сетевых технологий может превратить традиционное предприятие в сетевую структуру, в которой наиболее полно реализуются такие преимущества как адаптивность, гибкость, повышение качества принимаемых решений, что приводит к удовлетворению потребности предприятия в формировании портфеля заказов потребителей.
Типичной областью применения виртуальных и сетевых форм организации является сфера информационных и консалтинговых услуг. Причем, в большинстве случаев крупные информационные и консалтинговые агентства формируют сети из партнеров для выполнения отдельных задач и специфических заказов. Однако
№ 3 2006
существуют и виртуальные предприятия, ориентированные на постоянный поиск и выполнение рыночных заказов за счет взаимодействия и сотрудничества различных участников.
Виртуальное предприятие, ориентированное на постоянный поиск и выполнение рыночных заказов — это постоянно действующая динамическая кооперационная сеть предприятий, которые обладают ключевыми компетенциями для наилучшего выполнения рыночных заказов, базирующаяся на единой информационной системе.
Для таких предприятий критичным является время на выполнение процесса поиска, оценки, отбора, привлечения и объединения партнеров для выполнения конкретных заказов и проектов. Однако после выбора партнеров возникает вопрос о функционировании данного виртуального предприятия и взаимодействии всех его участников. Для этого необходима достаточно мощная инструментальная поддержка.
Инструментальные средства, обеспечивающие функционирование виртуальных предприятий
Основой инструментальных средств виртуальных предприятий являются средства групповой работы, под которыми обычно понимают лишь средства сотрудничества и координации. На наш взгляд, это понятие несколько шире. Данные средства можно поделить на три группы, представленные на рис. 1.
Рассмотрим некоторые средства обеспечения процессов сотрудничества и координации, которые называют Groupware.
Идея групповой работы родилась несколько лет назад с появлением Lotus Notes — мощной системы предприятия, создающей условия для совместного пользования информацией. Вскоре у Lotus Notes появились конкуренты — Microsoft Exchange Server и Novell GroupWise, причем в основе этих продуктов лежали собствен-
ные службы каталогов, методы хранения документов и интерфейсы прикладного программирования (API). Для систем автоматизации групповой работы были разработаны также все процессы, обеспечивающие работоспособность этой вычислительной среды, такие как процессы маршрутизации почтовых сообщений, обеспечения безопасности и рассылки копий разным адресатам (тиражирования или репликации). Особенно важно, что были разработаны клиенты, реализующие эти услуги. Более того, фирмы Lotus и Microsoft интегрировали в свои программы для групповой работы такие широко применяемые в различных сериях изделий разных поставщиков средства управления, как OLE и ActiveX. Но эти собственные клиенты и службы для групповой работы пересматриваются в пользу открытых клиентов и протоколов Internet.
Компании оценили преимущества применения открытых, построенных на основе стандартов программных средств для совместной работы. Серверы разных поставщиков, отвечающие требованиям стандартов, могут безупречно работать в разнородной вычислительной среде с разнообразными клиентами электронной почты, программами чтения новостей и браузерами Web. В настоящее время все системы автоматизации групповой работы в той или иной степени сочетают в себе собственные функциональные средства и стандарты Internet.
Одними из главных конкурентов на рынке средств групповой работы в настоящее время являются GroupWise фирмы Novell, Lotus Domino, Microsoft Exchange Server и Netscape SuiteSpot. Среди имеющихся технологий в этой области основное внимание продолжает привлекать электронная почта. Она остается наиболее распространенным приложением в корпоративных сетях, а также наиболее популярным приложением Internet после средств просмотра Web. Среди собственных модулей надежными средствами электронной почты с
В. Н. Бугорский, С. С. Судаков
Технологии поддержки виртуальных предприятий сетевой экономики
№ 3 2006
Рис. 1. Классификация средств групповой работы
возможностью передачи текста с сохранением оформления (rich text, формат RTF) отличаются системы Domino, Exchange и GroupWise. Интеграция со службами каталогов упрощает применение электронной почты внутри организаций. А при наличии почтовых шлюзов эти системы дают пользователям возможность посылать почту в другие системы. Netscape обеспечивает передачу по электронной почте текста с сохранением оформления, при этом HTML определяет формат документа.
Если говорить об Internet, то Netscape реализует прямолинейный способ передачи почтовых сообщений — с применением «родных» форматов почтовой службы POP3, IMAP4 и серверов. В Domino и Exchange размещаются также серверы POP3, поэтому любая программа чтения почтовых сообщений POP3, например Qualcomm Eudora Pro, может работать с одним из этих серверов, так же как с любым базовым сервером POP3. Системы Domino и Exchange обеспечивают пользователям факультативный доступ к почте через браузер Web. Система GroupWise, в наименьшей степени опирающаяся на стандартные средства Internet, обеспе-
чивает доступ к почтовому ящику Internet только посредством браузера Web.
Проникновение культуры Internet в корпорации принесло с собой такие новые инструментальные средства коллективного взаимодействия, как средства электронных диалогов и аудиторные доски, что не было присуще традиционным системам для групповой работы. Хотя возможности обмена сообщениями имеют важное значение, системы для групповой работы не ограничиваются только основными функциями электронной почты. Lotus и Microsoft пытаются воспользоваться своими средами разработки Internet, чтобы перенести приложения для групповой работы в браузер. Здесь среди представленных программ лидирует Domino. Стратегия Lotus проста — Domino транслирует на ходу любую базу данных или приложение на язык HTML. Все базы данных Notes можно просмотреть с помощью браузера Web. Фирма Lotus еще не достигла 100 %-го соответствия при визуализации клиентом Notes и средствами Web (иногда требуется некоторая доработка документа HTML), но в целом результаты производят благоприятное впечатление и имеют особенно цен-
№ 3 2006
ное значение для компаний, планирующих перенести в Web существующие приложения или информацию Notes.
Microsoft связывает свою стратегию Web с технологией ActiveX в своем сервере и его страницах Active Server Pages, представляющих собой страницы HTML с командами сценария ActiveX для формирования динамического содержимого. В Microsoft Exchange применен подход, предусматривающий меньшие возможности настройки, чем принятый в Domino. Данный подход требует наличия в базе данных Exchange объектов ActiveX для каждого типа формы или представления. Например, если объекты ActiveX отсутствуют для представлений Schedule+ и Outlook Calendar, то эти функции недоступны из браузера. Такой подход Microsoft требует разработки приложения для ее клиента Outlook, а затем повторной разработки для Web, что сопряжено с бол ьшими затратами времени, чем при подходе, принятом Lotus.
Как и в Exchange, в состав GroupWise входит встроенная библиотека объектов для визуализации в HTML ограниченного числа элементов GroupWise (таких как почта, календарь и другие документы) для браузеров Web. Данная реализация GroupWise для Internet допускает лишь незначительные возможности настройки, однако она полностью готова к работе сразу же после распаковки, что служит еще одним весьма привлекательным свойством собственных модулей GroupWise.
Тем временем Netscape в стратегии построения приложений для автоматизации групповой работы ориентируется на Web-страницы своего сервера Enterprise Server. Хотя страницы HTML позволяют обеспечить простой способ интеграции (например, вы можете установить связь с электронной почтой на странице Web), построение более сложных приложений (подобных тем, которые можно было создать с помощью Domino) потребует большего времени и опыта.
Безусловно, офисные системы компьютерной телефонии должны хорошо взаимодействовать с установленными в компаниях системами групповой работы. Чтобы обсудить проблемы взаимодействия программного обеспечения (ПО) GroupWise с отечественными системами CTI, Московское представительство Novell провело круглый стол, ставший местом встречи сетевых интеграторов и разработчиков приложений компьютерной телефонии. Целью его проведения был обмен мнениями всех заинтересованных в создании русскоязычных приложений CTI на основе ПО GroupWise. На встрече было отмечено, что согласно результатам тестовых испытаний, проведенных еженедельником InfoWorld весной 2001 года, комбинированная система, состоящая из ПО GroupWise, FAXserve фирмы Cheyenne (отделение imputer Associates, выпускающее продукты для обработки факсимильной информации) и CallWare (ПО голосовой почты) одноименной корпорации, признана лучшей среди аналогичных решений на базе Exchange и Notes.
В мире бизнеса существует несколько базовых стратегий управления информацией. Наиболее широкое распространение получила система управления предприятиями ERP. Термин «ERP-система» (Enterprise Resource Planning — Управление ресурсами предприятия) может употребляться в двух значениях.
Во-первых, система управления предприятиями ERP представляет информационную систему для идентификации и планирования всех ресурсов предприятия, которые необходимы при осуществлении продаж, производства, закупок и учета в процессе выполнения клиентских заказов.
Во-вторых (в более общем контексте), ERP — это методология эффективного планирования и управления всеми ресурсами предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, производства, закупок и учета при исполнении заказов
В. Н. Бугорский, С. С. Судаков
Технологии поддержки виртуальных предприятий сетевой экономики
№ 3 2ÜÜ6
клиентов в сферах производства, дистрибьюции и оказания услуг
Современные ERP-системы охватывают широкий круг функций, таких как:
• Управление финансами;
• Документооборот;
• Система менеджмента качества;
• Бюджетирование;
• Модели учета;
• Управление закупками, запасами и продажами;
• Основные фонды;
• Учет специальных активов;
• Управление персоналом (HRM-система);
• Кадровый учет;
• Расчет заработной платы;
• Управление производством (MRP II);
• Управление затратами;
• Маркетинг и менеджмент (CRM-система).
По данным исследования CNews Analytics, в котором было рассмотрено 320 ERP-проектов, по количеству внедрений систем этого класса лидируют машиностроение и пищевая промышленность. Однако ИТ-бюджеты здесь продолжают
существенно уступать показателям нефте-газа и металлургии. Рассмотрим подробное распределение систем по отраслям промышленности.
Из табл. 2 видно, что по числу выполненных внедрений ERP в российской промышленности лидируют машиностроение и пищевая промышленность (28,6 и 23,5 % соответственно). За ними химия/нефтехимия — 15,4 и топливная промышленность — 11,7 %. На долю электроэнергетики и черной металлургии приходится по 8 %. Цветная же металлургия покрывает на сегодня всего 3,8 % ERP-проектов. Причины такой пропорции следующие. Во-первых, в машиностроении задействовано порядка 45000 предприятий. Даже если только 10 % из них в состоянии нести затраты на внедрение корпоративных информационных систем, то речь будет идти о 4500 хозяйствующих субъектов (и соответствующих контрактов). Пищевая промышленность включает около 25 000 предприятий, химическая и нефтехимическая — 7000. Для сравнения, к топливной и электроэнергетической промышленности относится примерно по 1700, в цветной металлургии насчитывается порядка 1900, а в черной — 1200 предприятий. Здесь
Таблица 2
Распределение систем по отраслям промышленности, %
ERP-системы
Отрасли Галактика о SAP Компас Парус а га X A S m ш Oracle SSA Global S UL r o о а E Доля от общего
Машиностроение 22,6 21 ,4 6,0 26,2 3,6 6,0 1,2 3,6 3,6 6,0 28,6
Химическая промышленность 22,2 6,7 15,6 2,2 8,9 11,1 15,6 11,1 4,4 2,2 15,4
Цветная металлургия 18,2 9,1 36,4 0,0 9,1 9,1 9,1 0,0 0,0 9,1 3,8
Черная металлургия 8,3 16,7 25,0 4,2 8,3 8,3 20,8 4,2 4,2 0,0 8,2
Топливная промышленность 52,8 8,3 16,7 0,0 11,1 2,8 5,6 2,8 0,0 0,0 11,7
Электро-энергетика 12,5 16,7 8,3 12,5 20,8 4,2 16,7 0,0 8,3 0,0 8,8
Пищевая промышленность 24,6 13,0 5,8 10,1 18,8 15,9 2,9 4,3 1,4 2,9 23,5
По всем отраслям 24,6 14,3 11,6 11,6 11,0 9,0 7,5 4,4 3,0 3,0
№ 3 2006
достаточно четко прослеживается пропорциональная зависимость между мощностью отрасли и числом внедрений в ней ERP-систем. Во-вторых, необходимо иметь в виду, что стоимость внедренных проектов на предприятиях топливной промышленности, электроэнергетики и черной металлургии, как правило, выше, чем в машиностроении, химической и, тем более, пищевой промышленности. Нередко этот показатель различается в десятки раз.
Среди вендоров, поставляющих программные продукты для отечественных промышленных предприятий, лидирует «Галактика», на долю которой приходится, по данным CNews Analytics, 24,6 % всех внедрений в этом секторе. На втором месте по числу реализованных здесь проектов — «1С» (14,3 %), на третьем — «Компас» (11,6 %). Отечественные разработчики занимают на этом вертикальном рынке уверенные позиции, потеснив мировых лидеров промышленной автоматизации — SAP, Oracle, Baan и IFS.
Кроме того, бюджеты ERP-проектов немецкого и американского гигантов корпоративного ПО часто в разы превосходят стоимость российских внедрений. И соответственно в денежном выражении бол ьшая доля рынка приходится пока на западных поставщиков. Так, по данным IDC, с этих позиций лидируют SAP, Oracle и MBS. «Галактика», «1C», SSA Global, Epicor и «Парус» замыкают «большую восьмерку» в порядке перечисления.
Зарубежные поставщики «тяжелых» систем в основном придерживаются в своих бизнес-стратегиях принципа «редко, но метко», обеспечивая обороты за счет больших сумм контрактов. В то же время отечественные поставщики, предлагая решения «полегче», опережают их за счет количества. Подобные стратегии обусловлены приоритетами ИТ-компаний. Западные решения ориентированы в первую очередь на крупный бизнес (отсюда и высокая стоимость внедрения), а отечественные разработки — на средние пред-
приятия, с выходом на крупные. Статистика показывает, что обе стратегии приносят успех, и что такие отечественные производители, как «Галактика», «1С», «Парус» и «Компас», вполне способны конкурировать с западными брендами, расширяя свой охват рынка.
Суть идеологии CALS (Continuous Acquisition and Life cycle Support — непрерывная информационная поддержка поставок и жизненного цикла) состоит в непрерывном интегрированном информационном обеспечении участников жизненного цикла изделия данными об изделиях, связанных с ними процессах и среде и сводится к созданию единой интегрированной модели изделия. Эта модель сопровождает изделие на протяжении всего жизненного цикла: от момента выявления потребностей общества в определенном продукте до удовлетворения этих потребностей и утилизации продукта. Модель должна содержать всю совокупность знаний о продукте: его проектировании, производстве, эксплуатации, обо всех его свойствах на любом из этапов жизненного цикла.
Сегодня концепция CALS призвана интегрировать в единое информационное пространство множество различных систем, решающих задачи конкретного этапа жизненного цикла, и обеспечить эффективный обмен информацией между всеми предприятиями, связанными единым интересом участия в поддержке жизненного цикла. В состав CALS-системы входят следующие подсистемы:
CAD (Computer-Aided Design) — ПО геометрического моделирования, автоматизации конструкторских работ;
CAE (Computer-Aided Engineering) — ПО системы инженерного моделирования, анализа и оптимизации;
CAM (Computer-Aided Manufacturing) — ПО, автоматизирующее технологическую подготовку и оптимизацию производственных процессов;
PDM (Product Data Management) — ПО, ориентированное преимущественно на ин-
В. Н. Бугорский, С. С. Судаков
Технологии поддержки виртуальных предприятий сетевой экономики
№ 3 2006
Таблица 3
Характеристики эффективности функционирования предприятий
в условиях ЕИП
Повышение Повышение Повышение
Организационная структура эффективности эффективности эффективности
объекта управления управления обмена данными
процессами данными внутри структуры
Отдельное предприятие Высокое Высокое Среднее
Подразделение предприятия Среднее Высокое Низкое
Эксплуатирующая организация Среднее Высокое Среднее
Виртуальное предприятие Высокое Высокое Высокое
формационную поддержку CAD-моделирования (PDM STEP Suite, VERTEX APPAREL, PartY );
SDM (Simulating Data Management) — ПО, ориентированное на информационную поддержку процессов инженерного расчетного CAE-моделирования;
BOM (Bill of Materials) — базы данных по используемым в проекте материалам.
Все CALS-технологии можно классифицировать следующим образом:
• целевые. Это прикладные технологии промышленности — электронное конструирование, технологическая подготовка производства, создание эксплуатационной документации и т. д.;
• опорные технологии CALS. По сути, это определенный набор традиционных информационных технологий, таких как управление проектами, данными об изделии, конфигурацией изделия и т. д.;
• базовые технологии CALS. Информационное взаимодействие, информационное обеспечение бизнес-процессов и т. д.
Путь реализации концепции CALS содержится в стратегии CALS, предполагающей создание единого информационного пространства (ЕИП) для всех участников ЖЦИ (в том числе эксплуатирующих организаций). Основными преимуществами ЕИП являются:
• обеспечение целостности данных;
• возможность организации доступа к данным географически удаленных участников ЖЦИ;
• отсутствие потерь данных при переходе между этапами ЖЦИ;
• изменения данных доступны сразу всем участникам ЖЦИ;
• повышение скорости поиска данных и доступа к ним по сравнению с бумажной документацией;
• возможность использования различных компьютерных систем для работы с данными.
ЕИП может быть создано для организационных структур разного уровня: от отдельного подразделения до виртуального предприятия или корпорации. При этом отличается и повышение уровня эффективности, получаемое за счет создания ЕИП.
Максимальная эффективность приходится на виртуальное предприятие (см. табл. 3), из чего можно сделать вывод, что создание ЕИП для такого предприятия обязательно.
Жизненные циклы традиционных и виртуальных предприятий
Одним из наиболее важных явлений, объективно влияющих на стоимость оцениваемых объектов бизнеса, является оценка фаз и периодов жизненного цикла предприятия (ЖЦП), который для виртуального
ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА ^-----------
•— № 3 2006
Млн
руб.
Рис. 2. Фазы и периоды жизненного цикла предприятия
предприятия практически совпадает с жизненным циклом изделия. Фазы жизненного цикла предприятия иллюстрирует рис. 2.
Жизненный цикл виртуального предприятия определяется жизненным циклом выпускаемых им изделий, потому как часто решение о создании такого предприятия принимается при возникновении некоторого определенного заказа, после выполнения которого виртуальное предприятие может претерпевать реструктуризацию, а иногда и полностью прекращать свое существование [4].
На практике влияние ЖЦИ на динамику продаж чаще всего недооценивается, либо вовсе не принимается в расчет. Падение доли рынка одного или группы производителей обычно связано с появлением на рынке новой, более совершенной или более дешевой продукции конкурента. Это справедливо и для виртуального предприятия. Однако виртуальное предприятие при появлении конкурентов с аналогичным товаром или товаром-заменителем не затягивает стадию кризиса, пытаясь остаться на рынке, а просто уходит с него.
По результатам исследований, проведенных в работе [1], большинство отечественных промышленных предприятий на сегодняшний день находится на уровне
стагнации или нисходящей части кривой жизненного цикла предприятия. Такие предприятия держатся за текущий ассортимент, стараясь извлечь из своего положения максимальную прибыль. Это лишний раз подтверждает тот факт, что концепция виртуального предприятия в России имеет очень небольшое распространение, по сравнению с западными странами.
Стратегия западных компаний совершенно иная. Принятые в них системы маркетинга и НИОКР максимально ориентированы на создание новых волн ЖЦИ, с помощью которых и происходит завоевание доли рынка. При этом никто не ждет, пока товар достигнет нижней точки ЖЦИ и перестанет продаваться. Как только товар достиг вершины кривой ЖЦИ, и наметился спад, западная продукция снимается с производства. Задача НИОКР в данном случае состоит в том, чтобы у предприятия в запасе всегда имелся новый товар, который смог бы заменить снимаемый с производства.
В табл. 4, составленной по материалам работ [2] и [3], представлены распределения длительности фаз жизненных циклов для различных отраслей народного хозяйства. Определить, в какой из фаз находится в настоящий момент предприятие того или иного вида деятельности, сложно.
В. Н. Бугорский, С. С. Судаков
Технологии поддержки виртуальных предприятий сетевой экономики
№ 3 2006
Таблица 4
Длительность жизненных циклов предприятий для разных областей бизнеса, годы
Разброс длительности жизненного цикла
№ Категории предприятий 1,1—5,9 2,2-7,8 ю © 1 & © Всего ЖЦП
п/п Фаза роста Ф1 Фаза стагнации Ф2 Фаза кризиса Ф3
1 Малый и средний бизнес в области услуг, легкой, местной и пищевой промышленности, бытовой химии, строительных материалов, торговли, производства продуктов питания, производства и переработки сельскохозяйственной продукции 4,0 5,0 5,0 14,0
2 Средний и крупный бизнес в области услуг, химии, приборостроения, строительных материалов и строительства, связи, информатики, электроники, деревообработки и полиграфии, оптовой и розничной торговли 5,0 8,0 7,0 20,0
3 Крупный бизнес в области добычи и переработки полезных ископаемых, лесозаготовки и переработки,топливно-энер-гетического комплекса, металлургии и энергетического машиностроения 6,0 8,0 8,0 22,0
4 Крупный бизнес в области железнодорожных перевозок, авиаперевозок, морских перевозок и портового хозяйства, военно-промышленного комплекса 6,0 8,0 8,0 22,0
Ф2’ (стагнация)
ФЗ’ (кризис)
Рис. 3. Фазы и периоды жизненного цикла предприятия при внедрении новой продукции
Фазы и периоды жизненного цикла предприятия при внедрении новой продукции отображены на рис. 3.
При производстве новой продукции выросли как абсолютная величина чистого до-
хода, так и длительность фазы роста ЖЦП. Фаза стагнации сократилась во времени. Однако по сравнению с первоначальным вариантом общая длительность активной части ЖЦП, значительно увеличилась. Это
№ 3 2006
также применимо и к виртуальным предприятиям, поэтому график, изображенный на рис. 3, можно отнести и к жизненному циклу виртуального предприятия, за исключением того, что фаза кризиса будет гораздо короче, т. е. после фазы стагнации кривая жизненного цикла уйдет резко вниз.
В настоящее время информационные технологии развиваются огромными темпами, создавая многофункциональный инструментарий для всех сфер экономики. Виртуальные предприятия, основными задачами которых являются минимизация времени выполнения заказа и наиболее полная степень удовлетворения потребителя, не могут обойтись без их использования.
ЕИП виртуального предприятия обеспечивает экономию на перемещениях, а также совместном формировании и использовании информационных ресурсов производственной деятельности. Средства групповой работы способствуют координации совместных усилий, которая может привести к возникновению синергетического эффекта.
Предприятия, не взявшие на вооружение элементы новых систем, неизбежно теряют свои позиции на рынке в век глобализации и всеобщей компьютеризации.
Изложенное в статье позволяет определить основные отличия жизненного цикла виртуального предприятия от традиционного:
1. Этап создания становится короче, в связи с привлечением сторонних ресурсов и производственных мощностей.
2. Темпы роста продаж, увеличиваются (кривая этапа роста становится круче), вследствие ориентированности на конкретные заказы.
3. Период стагнации определяется временем появления конкурентов с таким же товаром или товаром-заменителем.
4. Период кризиса практически отсутствует, так как в начале этого периода виртуальное предприятие пытается сразу уйти с рынка, в отличие от традиционного предприятия, которое пытается всеми силами остаться на рынке, несмотря на конкуренцию.
Таким образом, срок жизни предприятия в сетевой экономике значительно ниже традиционного. Виртуальное предприятие пытается сжать свой жизненный цикл, обеспечивая тем самым максимально быстрое и качественное выполнение рыночного заказа.
Литература
1. Скитяев В. Волков Д. ЖЦИ в промышленном маркетинге: есть ли жизнь после смерти?// Энциклопедия маркетинга. (http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/strategy/ lifecycle_man.htm.)
2. Стратегии бизнеса/Под ред. Г Б. Клей-нера. М.: «КОНСЭКО», 1998.
3. Барахов В.И., Самочкин В.Н. Исследование жизненного цикла товара//Мар-кетинг в России и за рубежом, 2002. № 3.
4. Судаков С. С. Особенности жизненного цикла виртуального предприятия^Сов-ременные проблемы прикладной информатики: I научно-практическая конференция 23-25 мая 2005 г.: Сб. докладов/Отв. ред. И. А. Брусакова, Р В. Соколов, М. Ю. Чиркова. СПб.: СПбГИЭУ, 2005.
5. Тарасов В.Б. Предприятия XXI века: проблемы проектирования и управления/ / Автоматизация проектирования, 1998. № 4.
6. Некрасова Е. Биография изделия // CIO, 2004. № 4.
7. Давыдов А, Барабанов В., Судов В. CALS-технологии: Основные направления развития. (http://quality.eup.ru/materialy2/ calsrazv. htm.)
8. Головко М. CALS-система виртуального предприятия//Директор ИС, 2004. № 10.
9. Каменнова М., Громов А.Технологии для виртуального предприятия//Открытые системы, 2000. № 4.
10. Новиков О.А, Уваров С.А. Логистика: Учеб. пособие. СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 1999.
11. http://webdesign.perm.ru/011 /15/pod-hod.htm.
12. http://www.cnews.ru/reviews/free/in-dustry2005/articles/machinery_imp.shtml.
В. Н. Бугорский, С. С. Судаков