Библиографический список
1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Москва, 2016.
2. Макс Вебер. Политика как призвание и профессия. Москва, 1919.
3. Алиева Б.К. Культурологические аспекты дагестанского семейного воспитания. Педагогика. 2015; 7: 117 - 120.
4. Магомедова З.Ш. Педагогическое сопровождение в нравственном становлении личности. Педагогическое образование и наука. 2013; 1: 132 - 135.
References
1. Suhomlinskij V.A. Serdce otdayu detyam. Moskva, 2016.
2. Maks Veber. Politika kakprizvanie iprofessiya. Moskva, 1919.
3. Alieva B.K. Kul'turologicheskie aspekty dagestanskogo semejnogo vospitaniya. Pedagogika. 2015; 7: 117 - 120.
4. Magomedova Z.Sh. Pedagogicheskoe soprovozhdenie v nravstvennom stanovlenii lichnosti. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2013; 1: 132 - 135.
Статья поступила в редакцию 05.02.17
УДК 37.014
Pat'kova N.Yu., teacher-psychologist, High School No. 41 (Ulyanovsk, Russia), E-mail: [email protected]
ORTHOBIOSIS TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER. The work studies a problem of health of a modern teacher. The author considers a concept of health from the position of an orthobiosis. The paper presents various directions of health saving behavior and techniques for teachers. It is noted that orthobiosis is a science, which has included an extensive circle of various scientific and technological knowledge. This knowledge is directed to three groups of health saving actions: a recreation - physical strengthening of an organism, a relaxation - mental relaxation, a catharsis - moral clarification and an eminence of the personality. Therefore realization of each position is important for achievement of health saving effect. The realization of these directions in the activity of the teacher in practice leads to maintenance and preservation of psychosomatic and professional health.
Key words: orthobiosis, teachers, orthobiotic, resource state, health saving techniques.
Н.Ю. Патькова, педагог-психолог, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 41», г. Ульяновск, Е-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИИ ОРТОБИОЗА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
Статья посвящена проблеме здоровья современного педагога. Автор рассматривает понятие здоровья с позиции ор-тобиоза. Представлены различные направления здоровьесберегающего поведения преподавателей. Отмечается, что ор-тобиотика является наукой, в которую включен обширный круг различных научных и технологических знаний. Эти знания направлены на три группы здоровьесберегающих мероприятий: рекреацию - физическое укрепление организма, релаксацию - психическое расслабление, катарсис - моральное очищение и возвышение личности. Поэтому важным для достижения здоровьесберегающего эффекта в деятельности педагогов является реализация каждой позиции. Реализация данных направлений в деятельности педагога на практике ведёт к поддержанию и сохранению психосоматического и профессионального здоровья.
Ключевые слова: ортобиоз, преподаватели, ортобиотика, ресурсное состояние, здоровьесбережение.
Здоровье является одним из обязательных условий достижения человеком успеха в своей профессиональной деятельности. Поэтому в настоящее время проблема профессионального здоровья педагогов привлекает к себе все большее внимание [1]. Педагогическая деятельность оказывает как положительное, так и негативное воздействие на учителя [2]. Последнее может быть вызвано влиянием неблагоприятных условий труда (психоэмоциональным перенапряжением, информационными перегрузками, психотравмирующими факторами и т. д.), которые способны повлечь за собой профессиональные заболевания, приводящие к необходимости сменить род занятий или вовсе прекратить профессиональную деятельность [3].
Профессиональная деятельность влияет на здоровье педагогов и в этой связи важной задачей является поиск средств, позволяющие быть сохранным в своей профессии и достичь профессионального долголетия в сочетании с высокой успешностью. В связи с этим рассмотрение здоровья учителя с позиций ортобиоза вполне оправдано, поскольку достижение высокого уровня здоровья возможно при условии умений и навыков саморегуляции, управления всеми составляющими здоровья [4 - 6]. В исследованиях Н.Е. Водопьяновой (2011) показано, что учителя, обладающие высоким адаптационным потенциалом, нервно-психической устойчивостью и хорошей регуляцией своего поведения, менее подвержены негативному влиянию профессиональных стрессов и выгоранию, они демонстрируют более адаптивное поведение в профессиональной среде, чем учителя с относительно низкими адаптационными способностями [7].
Основоположником ортобиотики является И.И. Мечников, который создал науку по «Уходу за собственной персоной». Термин «ортобиотика» произошёл от слова - «оптимизм», что
в переводе с латинского означает «наилучший». Основы ортобиотики, а точнее её теория и методология, изложены И.И. Мечниковым в книгах «Этюды о природе человека» и «Этюды оптимизма» [8]. Русский учёный, развивая свои взгляды на науку по «уходу за собственной персоной», отмечал, что следование правилам ортобиоза в высшей степени облегчает проявления высших способностей человеческой души. Основы ортобиотики составляет ортобиоз - разумный образ жизни [8].
Ортобиотика (греч., от orthos - правильный, прямой, и bion -жить). Искусство вести правильную жизнь [9]. Ортобиотика - новая наука о рациональном образе жизни и труда, гармонизации человека и окружающей природы. Рассматривает рекомендации по практическому овладению принципами личного ортобиоза, помогающего на протяжении жизни сохранять физическое и душевное здоровье, активную деятельность и радость мироощущения. Ортобиотика рассматривает вопросы философии оптимизма, жизненного путеводителя (что такое здоровье), гигиенических правил, формулу и тесты выживаемости, универсальные средства самосбережения, технологию сдерживания угасания жизни и семью как цитадель ортобиоза. Ортобиотика - это наука, изучающая технологию самосбережения людьми здоровья и наполнения жизненным оптимизмом [10].
И.И. Мечников был глубоко убежден, что суть ортобиоза -обеспечить развитие человека, чтобы он достиг долгой, деятельной и бодрой старости, приводящей к чувству насыщения жизнью и смиренного желания смерти.
В ортобиозе осознание самоценности собственной жизни -исходная предпосылка его успешного построения. Трудовая деятельность имеет огромное значение для каждого человека, но не должна вытеснять все другие [11]. Человек не имеет права
обкрадывать свою личную жизнь, не проявлять трепетного отношения к семье, не реализовывать полностью свои способности [12; 13].
Чтобы ускорить вхождение ортобиотики в наш менталитет, предстоит предпринять немалые усилия, чтобы преодолеть в сознании людей стереотип небрежного отношения к своему здоровью и выработать критическое отношение к своим знаниям. И, конечно, важна привычка самоконтроля за своим здоровьем [14].
Международная статистика по здравоохранению свидетельствует: в обеспечении жизни людей приоритет принадлежит образу их повседневной деятельности, культуре обращения с самим собой.
Предназначение ортобиотики - дать научно обоснованные рекомендации на этот счет. Ортобиотика разрабатывает технологии каждого возрастного этапа жизни людей. Она носит превентивный характер, её наработки призваны помочь людям упреждать какие-либо нежелательные процессы в их физическом, психическом и нравственном здоровье. Для ортобиотики нравственные проблемы чрезвычайно много значат, как и проблемы психологические.
Итак, ортобиотика - это наука, синтезирующая обширный круг различных научных и технологических знаний. Ортобиотику можно считать теоретико-прикладной основой человековедения. Она является антропологической основой для целого ряда теоретических и технологических дисциплин, которая направлена в первую очередь на здоровье человека.
Понятие «здоровье», в концепции ортобиоза (здорового образа жизни), рассматривается в единстве трех его составляющих: здоровья физического, психического и духовного. Разрушение одной из составляющих грозит нарушением жизненной гармонии. Но для изучения процессов, обеспечивающих обретение целостного здоровья, рассматривают отдельно его составляющие.
Под физическим здоровьем обычно понимается естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.
Под психическим здоровьем понимается такое состояние психической сферы человека, которое обеспечивает адекватную регуляцию его поведения в социуме.
Под духовным здоровьем принято понимать наличие у человека таких моральных принципов и норм, которые помогают сознательно относиться к труду, родине, другим людям, овладевать сокровищами человеческой культуры, познавать законы строения вселенной.
Если же человек принимает идею развития в единстве всех трёх составляющих и предпринимает реальные действия по поддержанию своего тела, души и духа, то, как результат он имеет крепкое здоровье, которое проявляется в его самочувствии, в его отношениях, в его планах, достижениях и т.п.
Единство физического, психического и нравственного здоровья предполагает их взаимопроникновение и взаимозависимость. На практике это означает, что, позитивно воздействуя на один из видов здоровья, можно улучшить остальные.
По мнению В.М. Шепеля (1996), развивающего ортобиотиче-ское направление в обретении человеком здоровья, существуют три группы здоровьесберегающих мероприятий: рекреация -физическое укрепление организма, релаксация - психическое расслабление, катарсис - моральное очищение и возвышение
Библиографический список
личности. Крайне важным для достижения здоровьесберегаю-щего эффекта является реализация каждой позиции. Примерно по одному часу в сутки на рекреацию, релаксацию, катарсис (минимально по двадцать минут). Автор называет это формулой самосбережения. Реализация формулы на практике ведет к поддержанию и сохранению здоровья [15].
Современная психологическая наука имеет не только теоретическую базу, но и сильную практическую часть, а именно специальные методы и техники, позволяющие в рамках психолого-педагогического сопровождения частично нейтрализовать негативные влияния профессиональной деятельности педагогов.
Психолого-педагогические методы и способы в своей основе отталкиваются от идеи создания дополнительного ресурсоемкого состояния сознания, которое необходимо для качественного процесса жизнедеятельности личности. Педагогическая деятельность, энергозатратна по своей природе, и, следовательно, так же требует дополнительного потенциала.
Ресурсное состояние - это состояние, в котором человек может мыслить и действовать эффективно. Ресурсное состояние -это внешнее проявление наличия здоровья на всех трёх планах.
Выделяют конкретные действия по восстановлению, сохранению и созданию ресурса в реальной жизни трудно отделить одно от другого. Они скорее имеют отношение к состоянию человека. Если педагог уже находится в стрессе, то ему больше подойдут рекомендации по восстановлению ресурса (соблюдение режима дня, психокоррекционная работа со специалистом (психологом), временная смена образа жизни, ведущая к гармонизации психических процессов личности, пересмотр жизненных ценностей, установка приоритетов.). Тем же, кто находится в хорошем и удовлетворительном психофизическом состоянии, вполне будет достаточно и профилактических процедур (поддержать ритм напряжения-расслабления, качественное дыхание, питание, достаточное количество воды, ощущение безопасности, движение; осознание себя значимым человеком, принадлежащим группе, любимым и любящим, имеющим возможность получать знания с опорой на врожденные возможности психики). Именно так они смогут сохранить свое здоровье. И этого всего будет не достаточно людям, которые хотят добиваться своих целей, ведь на пути преодоления себя и познания себя приходится преодолевать действие инерции. Именно поэтому дополнительный, избыточный ресурс придется создавать с помощью использования специальных методов физической регуляции, специальных методов психической регуляции, применять специальные методы, помогающие в осуществлении личностного роста, обретении оптимистического мировосприятия [6].
Учителям особенно важно не только владеть знаниями о сохранении здоровья, но и знать конкретные технологии его обеспечения. Ведь учителя нуждаются в постоянной реабилитации, в различных спортивно-оздоровительных и психотерапевтических процедурах.
Таким образом, важная задача в жизнедеятельности преподавателя - это организация своей профессиональной деятельности на высоком уровне при условии постоянного самоанализа, повышение компетентности в вопросах здоровья и психологического благополучия. Это, прежде всего, касается методологии обеспечения здоровья педагога, от которого в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения, т.е. будущее страны.
1. Лукьянова М.И. Здоровьесберегающие ресурсы личностно-ориентированного обучения. Учитель. 2007; 6: 25 - 28.
2. Глебов В.В. Акмеологические и психофизиологические аспекты изучения профессиональной адаптации преподавателей высшей школы. Акмеология. Москва: РАИНХиГС, 2014; 1 (49): 161 - 164
3. Родионова О.М., Глебов В.В. Лекции по дисциплинам «Экологическая физиология» и «Биология человека»: учебное пособие: в 2 ч. - Москва: РУДН, 2013; Ч. 1.
4. Лукьянова М.И. Личностно ориентированное обучение как ресурс здоровьесбережения. Психология обучения. 2008; 5: 49 - 56.
5. Глебов В.В. Учителя столичного мегаполиса: функциональное состояние и адаптационные процессы. Акмеология. Москва: РАИНХиГС, 2014; 4 (52): 63 - 66
6. Лавер Б.И., Глебов В.В., Глебова Е.В. Состояние медико-психологической и социальной адаптации человека в условиях крупного города. Вестник РУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2012; 5: 34 - 36.
7. Водопьянова Н.Е. Противодействие синдрому выгорания в контексте ресурсной концепции человека. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. 2011; Вып. 2: 38 - 50.
8. Мечников И.И. Этюды оптимизма. Москва: Наука, 1988.
9. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Москва: Русский язык, 2000.
10. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006
11. Глебов В.В., Аникина Е.В., Рязанцева М.А. Различные подходы изучения адаптационных механизмов человека. Мир науки, культуры, образования. 2010; 5: 135 - 136.
12. Лукьянова М.И. О соотношении психологического здоровья учителя и успешности личностно ориентированной педагогической деятельности. Фундаментальные исследования. Москва: Академия естествознания. 2009; 7: 37 - 38.