/24 Civil Securitiy Technology, Vol. 7, 2010, No. 3 (25)
УДК 699.8:614.8:519.8:504.064
Технологии мониторинга состояния потенциально опасных промышленных объектов
Н.Н. Посохов, И.В. Сорокина, О.Б. Гудима
Аннотация
Рассмотрены вопросы совершенствования технологии создания автоматизированных взаимосвязанных систем контроля и управления технологическими процессами, безопасностью и жизнеобеспечением объектов.
Ключевые слова: безопасность, мониторинг, СМИС, система, ЕДДС.
Potentially Dangerous Industrial Objects Condition Monitoring Technology
N. Posokhov, I. Sorokina, O. Gudima Abstract
Article views the issues of automated interrelated control systems improvement and development of technological processes management, safety and life-support of the objects.
Key words: security, monitoring, system, unified control service.
В условиях обострения угроз техногенного и природного характера, усиления террористических проявлений особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности функционирования потенциально опасных промышленных объектов. Согласно данным Государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2009 г. на территории России функционирует около 45 тысяч промышленных объектов, созданных более 70 лет назад, с износом производственных фондов до 90%.
Износ технологического оборудования в химическом комплексе составляет более 80%. Около 20 лет эксплуатируется половина магистральных трубопроводов без замены изношенного оборудования, 200 водохранилищ более 50 лет эксплуатируются без реконструкции и ремонта.
Федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления осуществляется комплекс мер, направленных на прогнозирование и предупреждение чрезвычайных ситуаций (ЧС), ликвидацию их последствий, сокращение материального
ущерба и потерь населения. Но качественных подвижек в данной области не происходит.
Показатели аварийности в промышленности РФ примерно в сто раз превышают аналогичные показатели в странах Европейского союза и обусловлены комплексом следующих взаимосвязанных причин:
— высокий износ оборудования;
— отсутствие современных систем предупреждения ЧС, оповещения населения о возможных угрозах;
— нечеткое разграничение сфер ответственности, низкий уровень взаимодействия и координации между органами исполнительной власти на всех уровнях, а также между собственниками промышленных объектов и эксплуатирующими их организациями;
— распределение бюджетных средств недостаточно увязано между собой федеральными и региональными целевыми программами;
— усиление негативного воздействия антропогенных факторов, системные нарушения установленных норм и правил эксплуатации промышленных объектов;
— проектирование и установка систем предупреждения, оповещения и ликвидации последствий ЧС ор-
ганизациями, не обладающими соответствующей квалификацией;
— несоответствие нормативной правовой базы обеспечения безопасности современным условиям;
— слабая подготовка и низкая трудовая дисциплина персонала.
Примером взаимосвязи всех указанных выше причин является авария, произошедшая 17 августа 2009 г. на Саяно-Шушенской ГЭС.
В России предупреждение ЧС, создаваемых авариями на потенциально опасных объектах (ПОО), — один из элементов механизма правового регулирования ЧС техногенного характера и весьма актуальная задача для законодательства. Задача создания механизма предупреждения таких ситуаций в законодательстве отчасти решена. Меры по предупреждению ЧС техногенного характера предусмотрены федеральными законами: «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 24.11.94 г., «Об использовании атомной энергии» от 21.11.95 г., «О радиационной безопасности населения» от 09.01.96 г., «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.06.97 г., «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 г. и др.
Федеральный закон № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определяет основные принципы защиты населения и территорий от ЧС. В документе установлено, что мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно и осуществляются с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС.
Федеральный закон №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» устанавливает требование обязательности подготовки декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и является важнейшим направлением предупреждения ЧС. Разработка такой декларации предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с ней угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварий и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте. Декларирование безопасности призвано обеспечить эффективное функционирование системы оценки и прогнозирования социально-экономических последствий ЧС и их влияния на развитие экономики страны, качественную подготовку инвестиционных проектов в области обе-
спечения безопасности и предупреждения ЧС, объективное обоснование объемов государственного бюджета, направляемых на финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
Приказом МЧС России от 28.03.2003 г. № 105 определены требования по предупреждению ЧС на ПОО и объектах жизнеобеспечения. Указанные требования должны соблюдаться при организации работы по созданию системы мониторинга и прогнозирования ЧС; проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов, опасных для населения и территорий; управлении мероприятиями по предупреждению ЧС и защите населения и территорий от их опасных воздействий; подготовке объектов и территорий к действиям по ликвидации ЧС; оценке готовности ПОО к предупреждению ЧС и достаточности мер по защите населения и территорий.
В соответствии с поручением Правительства РФ от 16 июля 1998 г. № БН-П4-20705 для обеспечения оперативного реагирования на ЧС в городах Российской Федерации созданы единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС). В соответствии с концепцией, одобренной распоряжением Правительства РФ от 28.08.2008 г. № 1240-р, проводятся работы по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований.
В случае аварии на ПОО «Система-112» и ЕДДС позволят обеспечить оперативное реагирование на ЧС при условии получения автоматизированной, не зависящей от человека объективной информации о ЧС.
В настоящее время в России и за рубежом развивается новое направление работ по комплексной автоматизации функций контроля и управления технологическими процессами, системами безопасности и жизнеобеспечения потенциально опасных промышленных объектов. Однако эти работы не систематизированы.
Актуальность указанных работ подтверждается требованиями Правительства РФ по разработке базовой системы мониторинга критически важных объектов (протокол совместного заседания Совета безопасности и президиума Государственного совета РФ, утвержденный Президентом Российской Федерации 04.12.2003 г. ПР-2192).
Министерством чрезвычайных ситуаций РФ разработана и в настоящее время совершенствуется оригинальная технология создания автоматизированных взаимосвязанных систем контроля и управления технологическими процессами, безопасностью и жизнеобеспечением объектов. Данная технология основана на структурированных системах мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (далее СМИС), позволяющая предупредить или уменьшить последствия ЧС техногенного характера, в том числе вызванных природными факторами или террористическими актами. К этому виду ЧС относятся: пожары, взрывы, повышенное содержание аварийных химически опасных веществ; повышенный уровень радиации или биологически опасных веществ, внезапное обрушение несущих конструкций объекта и др.
См! БесигШу Тес1ппо!оду, Уо!. 7, 2010, N0. 3 (25)
Предлагаемая система по сравнению с зарубежными и отечественными аналогами имеет следующие преимущества:
— работа всех технологических систем, систем безопасности и жизнеобеспечения в случае возможности или при факте возникновения ЧС осуществляется по заранее определенным МЧС России и организацией, эксплуатирующей объект, алгоритмам, позволяющим не допустить аварию или минимизировать людские потери и материальный ущерб. Прогнозирование и предупреждение аварийных ситуаций осуществляется путем контроля за параметрами процессов обеспечения функционирования объектов и определения отклонений их текущих значений от нормативных;
— обеспечивается возможность автоматизированной комплексной обработки информации о состоянии технологических систем, систем жизнеобеспечения, безопасности и инженерно-технических конструкций объектов и автоматической передачи необходимой информации об их состоянии и параметрах ЧС по установленной форме в дежурную службу объекта и ЕДДС, а в дальнейшем — «Систему-112» муниципального образования. Данная информация архивируется в базе данных и может быть использована для анализа соответствующими специалистами;
— для связи и управления различными аварийно-спасательными и другими специальными подразделениями на промышленных объектах в случае возникновения ЧС предусмотрена система управления в кризисных ситуациях;
— обеспечивается возможность автоматизированного или принудительного оповещения соответствующих специалистов, отвечающих за безопасность промышленных объектов;
— из специализированного пункта управления обеспечивается возможность дистанционного управления системами жизнеобеспечения и безопасности промышленных объектов в случае ЧС.
C целью правового и технического регулирования проведения мероприятий по организации комплексной безопасности и предупреждения ЧС на потенциально опасных промышленных объектах, на основе указанной выше технологии, разработаны следующие документы:
1. Национальный стандарт ГОСТ Р 22.1.12-2005 «Безопасность в ЧС. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования»;
2. «Методика оценки систем безопасности и жизнеобеспечения на потенциально опасных объектах, зданиях и сооружениях», аттестованная Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, протокол от 19.12.03 г. № 9;
3. «Методика оценки и сертификации инженерной безопасности зданий и сооружений», аттестованная Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, протокол от 25.02.03 г. № 1;
4. «Методика мониторинга состояния несущих конструкций зданий и сооружений. Общие положения и требования», аттестованная Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, протокол от 18.03.09 г. № 3.
Проведение мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе строительства и (или) эксплуатации здания или сооружения регулируется Федеральным законом от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений».
В МЧС России разработан и представлен в Правительство РФ проект федерального закона (технический регламент) «Общие требования к продукции, обеспечивающие защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Технический регламент, в частности, установит обязательные для исполнения требования, обеспечивающие защиту от ЧС, а также требования к техническим средствам мониторинга и прогнозирования ЧС.
Новая редакция свода правил «Порядок разработки и состав раздела «Перечень мероприятий по гражданской обороне и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства» в настоящее время проходит стадию утверждения. В новой редакции будут отражены требования по проектированию СМИС.
В соответствии с утвержденными МЧС России планами к разрабатываемому техническому регламенту будут подготовлены следующие нормативные документы: 1. Свод правил «Технические требования к системам мониторинга потенциально опасных объектов», который установит конкретные требования к СМИС; 2. Национальный стандарт «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Методы испытаний», который установит требования по подтверждению соответствия СМИС нормам, установленным в техническом регламенте. Такая нормативная база в целом позволит обеспечить приемлемый уровень безопасности контролируемых объектов.
В настоящее время разработано более 100 проектов СМИС, которые в ближайшее время будут воплощены в виде действующих систем, работающих в рамках единой системы антикризисного управления МЧС России. По предварительным расчетам в результате создания СМИС количество возникающих ЧС и ущерба от них будет снижено более чем на 50%.
С целью повышения защищенности потенциально опасных промышленных объектов целесообразно:
Оснастить все потенциально опасные промышленные объекты структурированными системами мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС) и обеспечить автоматическую передачу необходимой информации о состоянии контролируемых объектов и параметрах чрезвычайной ситуации по установленной форме в дежурную службу объекта и ЕДДС муниципального образования, а в дальнейшем «Систему-112».
Разработать законодательные документы федерального уровня, позволяющие материально стимулировать предприятия, внедряющие современные автоматизированные системы мониторинга для предупреждения возникновения ЧС. Стимулирующими мерами могут быть: существенное уменьшение страховых взносов объектов, льготное налогообложение при затратах предприятия на создание и эксплуатацию систем мониторинга и др.
Организовать обучение специалистов Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, в том числе и промышленных объектов, современным автоматизированным технологиям мониторинга и предупреждения ЧС.
Руководителям министерств и ведомств, отвечающих за промышленные объекты, разработать и согласовать с МЧС России корпоративный стандарт по созданию и внедрению СМИС на объектах компании. В стандарте целесообразно определить перечень объектов, которые должны проектироваться с учетом разработки СМИС, и общие принципы создания СМИС на объектах компании. Объекты можно разгруппировать по их специфике функционирования. Это позволит сократить время и материальные затраты на создание СМИС при увеличении качества проектируемых систем мониторинга.
Литература
1. ФЗ от 24.11.94 г № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».
2. ФЗ от 21.06.97 г № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
3. ФЗ от 30.12.09 г. № 384-Ф3 Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений».
4. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий РФ от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2009 г.»
5. Качанов С.А. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений как основа обеспечения комплексной безопасности зданий и сооружений // Межведомственный научно-технический сборник «Строительное производство».
6. Качанов С.А. Комплексная безопасность потенциально-опасных объектов в свете современных требований нормативных правовых актов РФ // Технологии гражданской безопасности. 2008. № 1, 2 (15, 16).
7. Качанов С.А. Инновационные технологии обеспечения комплексной безопасности населения и территорий РФ // Пожарное и спасательное дело. М., 2009. № 5.
Сведения об авторах:
Посохов Николай Николаевич, ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), начальник направления, 121352, г Москва, ул. Давыдковская, 7.
Сорокина Ирина Владимировна, ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), заместитель начальника направления, 121352, г Москва, ул. Давыдковская, 7. Гудима Олег Брониславович, ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с.н.с., 121352, г Москва, ул. Давыдковская, 7.