Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 33 (324).
Философия. Социология. Культурология. Вып. 30. С. 108-111.
А. Э. Нуриджанов
ТЕХНОЛОГИИ МАНИПУЛЯЦИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ СОВРЕМЕННЫХ БИЗНЕС-ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)
Условия современности актуализировали гибкие технологии управления бизнес-организацией, обволакивающие сознание сотрудника. Распространенность манипулятивного управления в бизнес-организациях актуализирует вопрос о социологическом изучении этого феномена.
Ключевые слова: манипуляция, управление, скрытое управление, бизнес-организация, Республика Башкортостан.
В Республике Башкортостан зарегистрировано свыше 31 тыс. малых и средних бизнес-организаций. В рейтинге финансовой устойчивости, составленном агентством «Эксперт РА», Башкирия отнесена к группе значительного спада, а в рейтинге экономической устойчивости - к группе глубокого спада1. Для большинства бизнес-организаций республики действует не так много налоговых льгот. После смены руководства Республики Башкортостан в 2010 году в регионе возобладала мысль о необходимости менять инвестиционный климат в целом, а для этого необходимы инициативы по облегчению налоговых льгот для предпринимателей. В то же время острый инвестиционный голод, неспособность выстроить полноценную финансовую систему, коррупция, излишнее влияние административного ресурса, ущербная неполнота сохранившихся промышленных цепочек и ряд других факторов значительно осложняют этот процесс. На таком внешнем фоне формируются управленческие конфигурации в бизнес-организациях Республики Башкортостан.
В системе управления бизнес-организаций Республики Башкортостан наблюдается целый спектр специфических механизмов воздействия на коллектив. Действия бизнес-организаций в отношении персонала напрямую зависит от инвестиционного климата и позволяют заключить, каковы общие настроения бизнеса, его надежды и опасения, а также понять, чувствуют ли российские фирмы уверенность в завтрашнем дне. Отсюда формируются управленческие конфигурации. Одной из таких конфигураций является мани-пулятивное управление. Если подчиненные действуют, следуя только правилам и требо-
ваниям, установленным руководителем, они используют не более 65 % своих возможностей и иногда выполняют свои обязанности удовлетворительно, просто чтобы удержаться на работе2.
Манипуляция с точки зрения социологии управления представляет собой процесс скрытого управления, выражающийся в психологических и других воздействиях, направленных на формирование намерений, представлений, ценностей, поведения коллектива и сотрудников, противоречащих их реальным интересам. С точки зрения управленческих коммуникаций, манипуляция - это не просто способность что-то сделать, а способность заставить кого-то делать что-то.
Повсеместная распространенность практик и технологий манипуляции может считаться сущностной чертой современности. Манипулятивные отношения преобразует наличные институты, социальные технологии, практики и его основных субъектов. Без манипулирования желаниями современного человека невозможны нынешние объемы продаж, без манипулирования политическими фактами трудно представить себе политику, умения политтехнологов в которой зачастую более важны, чем рациональный диалог ее участников3.
В контексте социального управления манипуляция имеет ряд особенностей. К таковым следует отнести, прежде всего, моральные и телеологические параметры такой деятельности.
1. Открытое управление являет собой попытку заставить выполнить действие, однако в этом случае возможности открытого сопротивления также возрастают. Замаскировать управляющее воздействие так, чтобы оно не
вызвало возражение (скрытое управление) гораздо эффективней с точки зрения целедо-стижения.
2. Открытое управление целесообразно осуществить только при наличии рациональной легитимирующей основы. В случае, например, игры с нулевой суммой легче применять скрытое управление.
3. В процессе эффективной манипуляции объект скрытого управления даже не осознает себя объектом властных отношений, не видит существующей конфигурации, следовательно, более уязвим.
4. Сфера действия манипуляции очень широка и отличается глубиной, не ограничиваясь поведением (действиями и недействи-ями), включая контроль над ценностями и убеждениями.
5. Манипуляция предоставляет возможность подчиненным реализовать себя в нужном для руководства направлении4. Иными словами, манипуляция являет собой не тотальную дискриминацию, не константу репрессивности, но стратегию, подвижную властную конфигурацию, оставляющую практически всегда возможность маневра для объекта.
6. Манипуляция - это не доверительные отношения, а, скорее, их антипод. Манипулятор особенно четко понимает, что доверие -это риск, поскольку оно расширяет степень свободы действий и независимости работников по отношению к друг другу. Доверие испытывается на прочность, так как существуют соблазны, стрессы, сверхконтроль: частые проверки, перегруженная отчетность побуждает сотрудника к искажению данных либо к представлению вымышленной информации.
7. Успешная манипуляция являет собой «улицу с односторонним движением», то есть коммуникацию, в которой все преимущества достаются успешному манипулятору. Характерно, что методологически невозможно объяснить власть в форме манипуляции и силы в терминах обмена5. Несмотря на то, что в современном социогуманитарном дискурсе возобладала мысль о том, что насилие - это последнее, разрушающее саму власть ее проявление, неспособное занять его место6. следует признать, что с точки зрения целе-достижения (но не морали) в определенных социальных ситуациях насилие может быть эффективным. Социокультурные параметры современной цивилизации таковы, что про-
тив насилия в обществе есть устойчивый иммунитет, однако против манипуляции такого иммунитета не существует. Такая ситуация облегчает распространение манипулятивных отношений в бизнес-организациях.
8. Манипулятивные акты транслируются в социальной организации вне зависимости от существующей иерархии. Все акторы социальной организации - потенциальные субъекты манипулятивных актов, успешность которых зависит от личностных диспозиций участников социальной коммуникации, личных особенностей, а также от внутренних и внешних условий организации, которые, в свою очередь, могут быть объектом технологического конструирования.
9. Манипуляция в системе развития организации - это далеко не всегда деструктивный феномен. Во многих типологических ситуациях манипуляция выступает эффективной формой коммуникации, направленной на развитие социальной организации. Манипуляция, как и любая другая практика управления, может рассматриваться как средство создания и трансляции социальных благ. Тем не менее, манипулятивные отношения скорее вредят социальному капиталу, т. е. качеству отношений внутри организации, отношениям с клиентурой, партнерами, властями. Учитывая объективную включенность манипулятивного управления в содержание легального (штатного) управления, имеются достаточные основания рассматривать его структуру и механизм аналогично легальному и открытому управлению7. В этом смысле манипулятивное управление сужает свободу его объектов, поскольку увеличивает ограничения свободы за счет интенсификации воздействия прежде всего на психику человека.
10. М. Вебер определял модернизацию как процесс рационализации деятельности, в ходе которого хозяйствующие субъекты стремятся максимально повысить собственную экономическую отдачу. Манипуляция в системе внутриорганизационного развития бизнес-организации может рассматриваться как одно из дизаксиологических средств достижения означенной цели. Исходя из этого, интенсификация манипулятивного управления может рассматриваться как средство модернизации социальности.
11. Манипуляция в современном менеджменте - это, прежде всего, технология господства. Процесс манипулирования сопро-
110
А. Э. Нуриджанов
вождается ущемлением человеческого достоинства: к людям, которыми манипулируют, относятся не как к цели, а как к средству или, как пишет С. Г. Кара-Мурза, «.. .особого рода вещам»8. Современный бизнес-консультант Т. Гагин буквально слово в слово подтверждает истинность этого высказывания: «.мы должны относиться к ним (сотрудникам), как к оборудованию. Это не значит, что мы должны их ненавидеть. Мы же не ненавидим станки и машины. Мы их эксплуатируем, то есть создаем достаточные условия для работы и получаем с них прибыль. Точно также важно
^ 9
уметь правильно эксплуатировать людей»9. Манипулятивное управление, таким образом, оказывает негативное влияние на первичное благо индивидов - чувство собственного достоинства.
На основе этого теоретико-методологического фундамента автором статьи был организован социологический опрос руководителей бизнес-организаций и служб ИЯ Республики Башкортостан. В основу опроса, регулярно проводящегося начиная с 2007 года, была поставлена гипотеза о значительной доли ма-нипулятивности в структуре управления бизнес-организаций Республики Башкортостан.
Согласно данным опроса среди руководителей и ИЯ малых и средних предприятий Республики Башкортостан, проведенного в мае 2012 года, большинство (77,7 %) респондентов ответили, что применяют технологии манипуляции. Однако большинство из них (53,6 %) делают это только в самых необходимых случаях. Лишь только 22,8 % респондентов ответили, что никогда не используют технологии манипуляции. Скорее всего, для этой части респондентов технологии манипуляции не вписываются в этический кодекс предпринимателя.
Между тем, осознают манипуляцию со стороны подчиненных только 28 % опрошенных руководителей бизнес-организаций. Только 32,2 % опрошенных подтвердили, что являются участниками манипулятивной коммуникации, однако, как показывают результаты исследования, подавляющее большинство из них вовлечено в двустороннюю манипуляцию. Исходя из этого, можно сделать вывод, что технологии манипуляции инициируют контрманипуляцию со стороны персонала.
В целом же руководители бизнес-организаций считают манипуляцию со стороны пер-
сонала и со своей стороны вынужденной мерой. Таких почти в два раза больше, чем полагающих, что манипуляция - явление регулярное. В случае с манипуляцией со стороны персонала ситуация еще более характерная: руководителей, регулярно испытывающих на себе манипуляцию со стороны персонала, в пять раз меньше, чем тех, которые лишь иногда встречаются с различными проявлениями манипуляции со стороны. Исходя из этого, можно сделать вывод, что технологии манипуляции являются значимым инструментом управления бизнес-организации. Однако использование этих технологий для большинства предпринимателей Республики Башкортостан, отнесенных к сегменту малого и среднего бизнеса, является нежелательным, прежде всего по этическим причинам.
Крайне важно воздействовать на персонал, не вызывая в нем отрицательной реакции. В этой связи технологии манипуляции представляются руководителям бизнес-организаций эффективней, чем принципы открытого управления. Однако помимо неэтично-сти такого управления следует отметить, что данный процесс негативно сказывается на развитии бизнес-организации, отчуждая персонал от целей организационного развития.
В результате манипулятивного управления рядовые сотрудники бизнес-организаций начинают функционировать без какой-либо связи с целями бизнес-организаций, поэтому рассуждать о создании благоприятной корпоративной культуры, повышении производительности труда в этой связи весьма проблематично. В случае провала субъект управления бизнес-организации имеет все основания переложить ответственность на подчиненных: начинается процесс реинженеринга, преобразования. Итак, опасность манипуля-тивного управления заключается в том, что оно транслируют «двойные стандарты», подрывающие основы социальной организации в целом. Такая ситуация препятствует формированию цельной и независимой субъективности персонала.
Между тем, как показывают результаты социологического опроса, часто руководитель не считает нужным разъяснять рядовым сотрудникам стратегические цели и задачи организации. И они слепо исполняют распоряжения, вовсе не понимая их необходимость. Такой информационный вакуум в коллективе создает состояние неопределен-
ности, ощущение бессмысленности деятельности, порождает домыслы10. Иными словами, манипулятор-руководитель ставит себя выше других, провоцируя тем самым напряженность.
Руководитель-манипулятор, имея право распоряжаться подчиненными по должности, присваивает себе право распоряжаться человеком как личностью. Это отношение к подчиненному может проявляться в разных формах: в подавлении или прямом доминировании, в манипулировании, в унижении - явном и грубом или утонченном и завуалированном. В известной степени мягкое принуждение лучше, чем грубое попрание достоинства человека. Для такого рода действий существует термин ‘аморальная манипуляция’, предполагающий получение психологического и другого преимущества над подчиненным, посредством унижения или попытки решить неприятный вопрос чужими руками11. Следовательно, манипуляцию также следует делить на конструктивную и деструктивную.
Тем не менее, необходимо учитывать, что наилучшим образом персонал исполняет то, что он считает нужным, а не то, что велит начальство. Если манипуляция как управленческая технология эффективна, напряженность спадает, в противном случае, напротив, создаются условия для эскалации конфликтов и внутриорганизационной напряженности. В этом заключается двойственность феномена манипуляции в системе управления персонала.
Примечания
1 Бизнес-атлас России : Республика Башкортостан // Генер. директор. 2011. № 8. С. 92.
2 Козлов, В. В. Корпоративная культура. М. : Альфа-Пресс, 2009. С. 217.
3 Михайличенко, Д. Г. Субъективация современного человека на фоне технологий массовой манипуляции. Уфа : БашГУ, 2010. 180 с.
4 Доценко, Е. Л. Психология манипуляции : феномены, механизмы и защита. М. : ЧеРо : Юрайт, 2000. С. 22.
5Ледяев, В. Г. Власть : концептуальный анализ. М. : РОССПЭН, 2001. С. 235.
6 Арендт, Х. Vita activa, или о деятельной жизни. СПб. : Алетейя, 2000. С. 268.
7 См. подробней: Филиппов, Г. Г. Опыт классификации технологий социального манипулирования // Управлен. консультирование. 2011. № 1. С. 112-122.
8 Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием. М. : Эксмо, 2006. С. 17.
9 Гагин, Т. Руководитель-эксперт : руководство по эксплуатации человека человеком. М. : Добрая кн., 2008. С. 83.
10 Левашова, В. В чем заблуждаются российские руководители? // Генер. директор. 2010. № 10. С. 54.
11 Шейнов, В. П. Скрытое управление человеком : (Психология манипулирования). Минск : Харвест, 2003. С. 490.