Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР СОЗДАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ПЕСНИ НАЧАЛА XXI ВЕКА'

ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР СОЗДАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ПЕСНИ НАЧАЛА XXI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
звукозапись / звукорежиссер / музыкальный язык / песня / технологии / эстетика звука / song / musical language / technology / sound recording / sound engineer / aesthetics of sound

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — С П. Беленький, Е Б. Костюк

Статья посвящена проблеме эстетической выразительности современной песни под влиянием новаторских технологий обработки звука, интонации, тембра. Песня как жанр обусловливает облик музыкальной культуры разных эпох, существует в разных не только функциональных ролях, но и эстетических критериях, которые во многом зависят не только от смысловых концептов эпохи, но также и от развития технологий при создании новых инструментов, а в XX в. – и от коррекции вокала, его специфики звучания. В статье анализируется целый ряд технологических приемов, которые использует современный звукорежиссер как творец, со-творец при создании художественно-эстетической образности звучания песни. Авторы делают вывод о том, что в развитии современной песни как жанра музыкального искусства возникли новые выразительные и структурообразующие факторы, определяющие во многом ее язык, формостроение, и связаны они, прежде всего, с появлением технологий обработки звука.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY AS A FACTOR OF CREATION THE AESTHETIC EXPRESSIVENESS OF THE SONG THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY

The article is devoted to the problem of aesthetic expressiveness of a modern song under the influence of innovative sound processing technologies, intonation, timbre. Song as a genre determines the appearance of musical culture of different eras, exists in different not only functional roles, but also aesthetic criteria, which largely depend not only on the semantic concepts of the era, but also on the development of technology in the creation of new instruments, and in the XX century, vocal correction, its specific sound. The article analyzes a number of technological techniques that a modern sound engineer uses as a creator, co-creator in creating artistic and aesthetic imagery of the sound of a song. The authors conclude that in the development of modern song as a genre of musical art, new expressive and structure-forming factors have emerged that determine in many ways its language and form structure, and they are primarily associated with the advent of sound processing technologies.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР СОЗДАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ПЕСНИ НАЧАЛА XXI ВЕКА»

УДК 7.78.784.66 DOI 10.53115/19975996_2024_03_050_053

ББК 7.85

С.П. Беленький, Е.Б. Костюк

ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР СОЗДАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ПЕСНИ НАЧАЛА XXI ВЕКА

Статья посвящена проблеме эстетической выразительности современной песни под влиянием новаторских технологий обработки звука, интонации, тембра. Песня как жанр обусловливает облик музыкальной культуры разных эпох, существует в разных не только функциональных ролях, но и эстетических критериях, которые во многом зависят не только от смысловых концептов эпохи, но также и от развития технологий при создании новых инструментов, а в XX в. - и от коррекции вокала, его специфики звучания. В статье анализируется целый ряд технологических приемов, которые использует современный звукорежиссер как творец, со-творец при создании художественно-эстетической образности звучания песни. Авторы делают вывод о том, что в развитии современной песни как жанра музыкального искусства возникли новые выразительные и структурообразующие факторы, определяющие во многом ее язык, формостроение, и связаны они, прежде всего, с появлением технологий обработки звука.

Ключевые слова:

звукозапись, звукорежиссер, музыкальный язык, песня, технологии, эстетика звука.

Беленький С.П., Костюк Е.Б. Технологии как фактор создания эстетической выразительности песни начала XXI века // Общество. Среда. Развитие. - 2024, № 3. - С. 50-53 - DOI 10.53115/1997599 6_2024_03_05 0_053

© Беленький Степан Павлович - старший преподаватель, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]

© Костюк Екатерина Борисовна - кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]

см со

О

Песня - один из ведущих жанров музыкального искусства. Существуя с древних времен, песня становилась значимой частью не только бытовой жизни человека, но сопровождала культ, военные походы, служила средством как мобилизации, так и релаксации человека. Музыкальный язык песни расширялся и дополнялся на всех этапах развития музыкального творчества. В XX - начале XXI в. научно-технический прогресс в создании музыкальных композиций значительно расширил систему средств выразительности в песне, особенно актуальных в условиях массовой культуры. Н.А. Хренов отмечает, что индустриальной цивилизации не существует без технологических новшеств [9, с. 10]. Повсеместное внедрение цифровых технологий в процесс создания музыки в настоящее время обусловливает высокий темп эволюции музыкального производства и изменение языка песни. Некоторые новые приемы выразительности полностью изменили процесс создания и восприятия музыки в начале XXI в., другие фактически повлияли на образование новых музыкальных стилей и жанров (рок-, поп-музыка) [4, с. 54]. Целью данной статьи будет рассмотрение основных технологических средств на основе методов описания и анализа, формирующих эстетическую выразительность песни, появившихся именно в начале XXI в., а так-

же указание их взаимосвязи с восприятием музыкального материала современным слушателем.

Необходимо отметить, что вопросам песни как значимого жанра музыкального искусства уделяли внимание зарубежные и отечественные ученые: Т. Адорно, Б. Асафьев, А. Бочаров, Я. Глушаков, М. Друскин, Д. Кабалевский, С. Махлина, А. Сохор, А. Цукер, Т. Чередниченко и др. Они отмечали, что песня, являясь значимой частью социальной и личной жизни человека, в каждую эпоху имеет свои особенности, обусловливающие многообразие терминов, обозначающих не только её функциональную роль, но и эстетический облик.

Вопросам специфики музыкального языка посвятили свои труды Б. Асафьев,

A. Денисов, Э. Денисов, А. Клюев, Л. Ма-зель, О. Мессиан, А. Сохор, В. Холопова,

B. Цуккерман и многие другие. В своих исследованиях они отмечали, что не только аудиальная природа музыкального искусства во многом обусловила особенности его интонационно-ритмического, тембрального развития, но также оказывала значительное влияние социально-культурные и технологические аспекты. М.С. Каган, говоря о связи искусства и технологий, утверждал: «Всякое искусство имеет в своей основе определенную техническую базу - иногда более, иногда менее

сложную, иногда ограниченную техникой рукомесла, иногда включающую работу механизмов, машин, приборов» [3, с. 243]. Соответственно, изменение технической базы во многом меняет облик искусства, расширяя возможности художественного языка. С XX в. изобретения в сфере зву-котехники детерминируют не только появление новых стилей, направлений в музыкальном искусстве (рок-музыка, панк, техно, диско и т.п.), но и вектор творческих поисков создателей современных песен. К числу таких специалистов ныне относят и звукорежиссеров, чья роль в современном музыкальном процессе может обозначаться как со-творец.

Песня как жанр исторически связана с вокальным искусством, поэтому звучание голоса (громкость, тембр) имело всегда большое значение [5, с. 131-159]. Особенно ценились вокалисты, обладающие красивым тембром и точным интонированием, правильным ощущением ритма, а это не всегда было возможно. Долгое время существовала практика, когда композиторы создавали вокальные произведения, исходя из особенностей голоса и возможностей конкретного исполнителя [7, с. 16-17]. Однако современные звукообрабатывающие технологии - основа коррекции всех аспектов голоса для наибольшего воздействия на слушательское восприятие, а значит, и его выбор.

В настоящее время проблема неточного вокального интонирования особенно остра, так как погрешности исполнения слышатся более явно на записи, тогда как на концерте громкость и эмоциональность пения может маскировать некоторые упущения для слушателя. Даже самые мельчайшие просчеты при исполнении партии вокалистом или музыкантом-инструменталистом могут восприниматься слушателем как «грязная» интонация, ухудшая художественное восприятие песни в целом. Б.В. Асафьев в своих трудах утверждал, что именно интонация является обязательной основой речи, а также вокального исполнения и музыкального искусства в целом [2, с. 211-212]. Именно поэтому с момента появления звукозаписи и обработки звука практика редактирования интонации применялась довольно часто. До начала XXI в., когда были изобретены приборы автоматической коррекции, данный процесс производился звукорежиссером вручную. Сам по себе факт автоматической коррекции записанных партий инструмента и голоса является определяющим для развития музыкаль-

ной индустрии, так как, по мнению некоторых специалистов, компьютерный анализ и коррекция позволяет редактировать сигнал более точно и незаметно. Устройство автоматического редактирования интонации (например, "Auto-tune") корректирует неточности исполнения, при этом сохраняется изначальный тембр. Кроме того, преимуществом данного устройства стало то, что оно способно анализировать и исправлять все нюансы в режиме реального времени, а не только на основе уже заранее записанной партии. Подобный прием, безусловно, в некоторой степени упрощает работу вокалиста и звукорежиссера, при правильных настройках улучшая художественное восприятие музыкальной композиции слушателем.

Другим способом применения "Autotune" является художественное использование данного эффекта для расширения красочной палитры звучания голоса. "Auto-tune" позволяет не только исправлять ошибки в интонации, но и создавать новые, уникальные звуковые эффекты, расширяя возможности творческого выражения в музыке. При определенных настройках прибор до неузнаваемости меняет тембр голоса. В первую очередь это происходит из-за сильного смещения формантной области голоса - ярко выраженной частотной области в тембре, которая сильно влияет на звукообразование и узнаваемость голоса. Российский ученый И.А. Алдошина отмечает, что, например, третья форманта голоса чрезвычайно важна именно при пении [1]. «Auto-tune» смещает формантную область голоса так, что он может становиться чрезвычайно высоким и «игрушечным» или низким, «зловещим». С применением данного эффекта голос так или иначе сохраняется, выполняя привычные функции в песне, однако изменение тембра привносит в звучание новые оттенки, расширяя выразительные возможности, эстетику звучания. Этот прием облегчает работу участников музыкального процесса. Однако стоит отметить, что профессионалы и критики в современной музыкальной индустрии рассматривают данный эффект как с положительной, так и с отрицательной стороны. По мнению некоторых представителей музыкального сообщества, автоматическая коррекция интонации голоса влияет на то, что большинство песен в современной музыкальной культуре «звучат одинаково», а исполнители теряют индивидуальность и узнаваемость своего голоса. Тем не менее, использование приборов автоматической коррекции интона-

см со

О

ции голоса стало определяющим в музыкальной культуре начала XXI в.

Другой технологией выразительности в современных песенных композициях являются сэмплирование и цифровой синтез при создании тембров музыкальных инструментов. Сэмплирование - метод записи, обработки и воспроизведения, при котором используется небольшой фрагмент звучания музыкального инструмента (часто одна нота) [6]. Технический прогресс музыкального производства в XXI в. открыл большой количество возможностей, связанных с сэмплированием [10, с. 104-105]. В настоящий момент сэмплирование используется при создании подавляющего большинства песенных композиций. В первую очередь это связано с тем, что данное устройство позволяет музыканту или композитору использовать в композиции тембры любых музыкальных инструментов, не владея при этом техникой игры на данных инструментах и не используя при этом физически данный музыкальный инструмент. В практике сочинения песен популярными стали виртуальные музыкальные инструменты, которые используют записанные фрагменты настоящих акустических инструментов (сэмплы) и позволяют композитору сочинять и записывать партии любой сложности, не теряя при этом аутентичность звучания. Данный прием, безусловно, расширяет возможности композитора при создании музыкальной композиции. Если на предыдущих этапах развития музыкального искусства композитор или автор песни зачастую использовал при сочинении те музыкальные инструменты, техникой игры на которых владел сам, то в настоящее время подобные ограничения снимаются путем использования сэмплеров, имитирующих звучание реальных музыкальных инструментов. Кроме того, возможности цифровой обработки сэмплированных музыкальных инструментов позволяют авторам легко изменять тембр инструмента для того, чтобы усилить выразительность и эмоциональность. В качестве примера можно привести песню - обладателя премии "Grammy" "Not Time to Die" исполнительницы Billie Eilish. В данной песне представлен большой инструментальный состав - симфонический оркестр, сэмплированные барабаны, синтезаторы и рояль. Симфонический оркестр записан «вживую», звучание же рояля основано на тембре виртуального инструмента "Omnisphere", который использует фрагменты записанного рояля для формирования конечного звучания. Авторы данной песенной композиции, рассказывая о процессе ее создания,

отметили, что использование виртуального инструмента изначально было обусловлено простотой и скоростью использования, так как запись акустического рояля - трудоемкий процесс. Впоследствии создателями произведения было принято решение сохранить изначальный «сэмплированный» тембр рояля, чтобы сохранить настроение и эмоциональность песни, так как подобного яркого и насыщенного звучания практически невозможно достичь при настоящей акустической записи. За счет использования сэмплированного звука и цифровой обработки тембр рояля в данной песенной композиции ощущается как глубокий, мечтательный и загадочный.

Процесс синтеза звука при создании тембров музыкальных инструментов используется авторами композиций, начиная с середины XX в. Однако именно в начале XXI в. благодаря цифровизации музыкального производства сильно расширились технические возможности синтеза, связанные с образностью, подражанием тембрам акустических музыкальных инструментов и явлениям окружающей среды. В первую очередь, стоит сказать, что эти возможности в настоящий момент позволяют достаточно точно имитировать звучание акустических «живых» инструментов. В XX в. данный прием часто использовался в случаях, когда у композитора или автора песни не было возможности воспроизвести запись акустических инструментов. Однако в настоящее время, с развитием метода сэмплирования, который был описан выше, потребность в эмуляции тембров акустических инструментов при помощи синтеза практически не требуется. На первый план в таком случае выходит характер звучания синтетических тембров и образность, которой можно достигнуть с использованием синтезаторов. При помощи мельчайших изменений параметров тембра синтезатора композитор имеет возможность, например, подражать шуму леса, моря, ветра и других природных явлений. Данный прием позволяет ненавязчиво усиливать эмоциональное воздействие музыкальной композиции на слушателя, усиливая ее образность.

Кроме того, важнейшим фактором, связанным с внедрением цифровых технологий в музыкальную культуру, является повсеместное использование цифровых стриминговых платформ для прослушивания музыкального контента. Исходя из данных аналитической компании MRC DATA, занимающейся анализом современного му-

зыкального рынка и формирующей один

из главных мировых музыкальных чартов -"Billboard Hot-100" и "Billboard-200", в настоящее время на стриминговых платформах прослушивается более 99% всего потребляемого музыкального контента в мире [8].

Данный факт, безусловно, не может не влиять на особенности музыкального языка современной песни. В первую очередь нужно отметить, что в отличие от других способов прослушивания (виниловые пластинки, компакт-диски, кассеты и т.д.), использование стриминговых платформ позволяет слушателю переключать и перематывать музыкальные композиции неограниченное число раз. Данный факт приводит к тому, что важнейшей задачей автора песни становится как можно быстрее заинтересовать и заинтриговать слушателя, а затем удержать интерес и внимание. Прежде всего с этим связано значительное сокращение продолжительности звучания поп-песни в начале XXI в. по сравнению с музыкой XX столетия. По правилам большинства стриминговых сервисов, композиция считается прослушанной (проданной) уже после достижения 30 секунд непрерывного слушания пользователем. Анализируя наиболее популярные альбомы XX и XXI вв., можно констатировать тенденцию к сокращению по времени звучания музыкальных композиций, например, средняя продолжительность композиций группы "Pink Floyd" в знаковом альбоме "The wall" 1980 г. была 4:05 минут, а в 2023 г. уже, как правило, длительность композиции может быть чуть более трех минут (Taylor Swift, 3:25, Harry Styles, 3:15

Список литературы:

и т.п.). Особенно характерной такая тенденция становится после 2020 г., с началом «Эры стриминговых сервисов».

Помимо этого, существует даже некоторое правило частичного или полного отказа от использования вступления в песне как наиболее распространенного варианта сокращения длительности произведения в настоящее время. Достаточно часто песни начинаются с куплета либо припева. Это способствует моментальному привлечению внимания слушателя, что является важным фактом в массовой музыкальной культуре начала XXI в.

Таким образом, в развитии современной песни как жанра музыкального искусства появились новые выразительные и структурообразующие факторы, технологические, определяющие во многом, ее язык, принципы формостроения. В ходе анализа применяемых современными звукорежиссерами технологий как фактора создания эстетической выразительности песни были выявлены как положительные (возможность коррекции интонации, красочности звучания, применения новых тембров, саунд-эффектов), так и отрицательные (утрата индивидуальности певческого тембра, манеры исполнения) аспекты. Кроме того, большое влияние на применение в создании и трансляции слушателю музыки оказывают ныне новые технологически обусловленные форматы презентации - цифровые стриминговые платформы для прослушивания музыкального контента, влияющие и на эстетику звучания создаваемой песни в контексте модных тенденций в сфере шоу-бизнеса.

[1]. Алдошина И.А., Приттс Р. Музыкальная акустика: учебник для высших учебных заведений. - СПб.:

Композитор, 2006. - 719 с.

[2]. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. - Л.: Музыка, Ленинградское отделение. - Кн. 2. -376 с.

[3]. Каган М.С. Морфология искусств. - М.: Юрайт, 2024. - 388 с.

[4]. Конен В.Д. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века. - М.: Музыка, 1994. - 157 с.

[5]. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М.: Музыка, 1972. - 383 с.

[6]. Семплирование. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://digitalmusicacademy.ru/lesson-sample-and-

synthesis (22.07.2024)

[7]. Сетдикова Ю.Б. Эстетические аспекты вокально-исполнительского творчества: генезис и современ-

ные тенденции / Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. - М., 2006. - 24 с.

[8]. Luminate Year-end music report 2022. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://luminatedata.com/ reports/yearend-music-industry-report/ (22.07.2024)

[9]. Хренов Н.А. Новая визуальность как проблема культуры. - М. - СПб.: Центр гуманитарных иници-

атив, 2019. - 416 с.

[10]. Ястремский Т.С. Классификация стилей танцевальной электронной музыки / Е.Б. Костюк, Ю.Е. Му-залевская, Т.С. Ястремский // Музыка и мода XX века. - СПб.: Нестор-история, 2021. - С. 102-124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.