/50 Civil SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 4 (46) УДК 614.8.621
Технологии и результаты опытной эксплуатации в системе МЧС России мобильных дорожных покрытий на переувлажненных грунтах и болотах I, II типа
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2015
А.Ю. Баранник, В.И. Федорков, А.А. Архипенко
Аннотация
Представлены краткие сведения о результатах опытной эксплуатации и предложения по применению мобильных дорожных покрытий (разработчик ООО «СТЕКЛОНиТ Менеджмент» и изготовитель ОАО «Тверь-стеклопластик») в системе МЧС России.
Ключевые слова: опытная эксплуатация; чрезвычайная ситуация; мобильные дорожные покрытия (МДП), «МДП-80», «МДП-ЭКО».
Technology and the Results of the Trial Operation in the System of the Russian Emergencies Ministry Mobile Pavements on Waterlogged Soils and Wetlands Type I, II
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2015
A. Barannik, V. Fedorkov, A. Archipenko
Abstract
Presents a summary of the results of the trial operation and the proposals for the application of mobile road surfaces in the Russian Ministry of Emergency Situations.
Key words: trial operation; emergency; mobile pavements.
На сегодняшний день одной из значимых проблем для МЧС России является отсутствие возможности обеспечения подъезда к месту ЧС в условиях неразвитой дорожной инфраструктуры с целью доставки техники, людей и гуманитарной помощи. Во многом это определяется тем, что значительную часть территории России (2млн км2 — 12 %)составляют участки с болотистой местностью. Крупные массивы болот находятся в Западной Сибири, на севере Европейской и Центральной части России.
Доставка спасателей и аварийно-спасательных средств в зоны ЧС в условиях бездорожья осуществляется с использованием специализированной вездеходной техники. Также при наличии времени и подручных материалов часто строятся временные лежневые дороги.
Одним из современных способов обеспечения быстрого возведения дорог является монтаж временного дорожного полотна на переувлажненных грунтах и болотах1, II типа из «Мобильных дорожных покрытий «МДП-МОБИСТЕК»».
Мобильные дорожные покрытия «МДП-80» и «МДП-ЭКО» — это плиты, изготовленные из полимерных композитных материалов, которые соединяются в дорожное полотно замковыми соединениями, обеспечивающими быстрое возведение временных дорог для оперативной доставки техники, людей, гуманитарной помощи в зону ЧС в условиях бездорожья.
«МДП-80» — композитные плиты, обладающие положительной плавучестью, позволяющие возводить временные дороги в условиях болот I, II типов для проезда техники. Значение массогабаритных показателей данных МДП следующие: 6000x2200x110 мм, 750 +/- 15 кг.
«МДП-ЭКО» — полимерные плиты, обладающие нулевой плавучестью. Повторяя рельеф грунтовой поверхности местности, они позволяют возвести временные дорожные покрытия в условиях болот I типа для проезда техники. Значение массогабаритных показателей этих МДП следующие: 6000x2000x400 мм, 480 +/- 10 кг.
Осенью 2014 года сотрудниками ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) совместно с ООО «СТЕКЛОНиТ Менеджмент» была проведена опытная эксплуатация МДП в районе Нижневартовска в светлое и темное время суток при температуре окружающего воздуха от +2 до +8 оС.
Во время ее проведения на покрытиях, собранных из плит «МДП-80» и «МДП-ЭКО», проводились: погрузка и выгрузка крупногабаритных грузов автомобильным краном, выгрузка сыпучих материалов из самосвала, проход колесной, гусеничной техники и выполнение работ у края плит.
Монтаж плит «МДП-80» и МДП-ЭКО» осуществлялся методом «вперед» с помощью текстильных строп (время монтажа одной плиты составляло 1,5—3 минуты). Работы по монтажу временных проездов и площадок проводились бригадой из четырех человек экскаваторами New Holland (масса 23,3 т.), НйасЫ(масса 12,5 т.) и автокраном «Галичанин» КС-55713-4 на базе КАМАЗ-53228 (масса 21,8 т.) без использования дополнительных материалов и подготовительных работ (рис. 1).
Рис. 1. Монтаж «МДП-80»
Соединение плит МДП-80 между собой выполнялось с помощью замковых соединений (рис. 2), которые собирались с использованием специального
Рис. 2. Замковые соединения плит МДП-80
Рис. 3. Замковые соединения плит МДП-ЭКО
ключа путем поворота каждого замка на 90° и закрепления фиксатором.
Соединение плит МДП-ЭКО между собой выполнялось с помощью замковых соединений, общий вид которых представлен на рис. 3.
Работы по демонтажу «МДП-80» и «МДП-ЭКО» проводились бригадой из двух человек методом «назад» (рис. 4).
(рис. 5—6) позволяет монтировать их при минимальной подготовке поверхности грунта.
Рис. 4. Демонтаж «МДП-80» экскаватором Hitachi на болоте II типа
Во время проведения опытной эксплуатации для подтверждения высокой износостойкости плит были выполнены многократные развороты гусеничной техники. При этом на поверхности плит и замковых соединений было отмечено отсутствие деформаций и сколов, что подтвердило возможность их многократного применения.
Было подтверждено, что модульная конструкция дорожных покрытий обеспечивает возможность свободного выбора конфигурации поверхности проезжей части с учетом особенностей местности, а повышенная прочность и гибкость плит «МДП-ЭКО»
Рис. 5. Угол изгиба плиты «МДП-ЭКО» при демонтаже
Рис. 6. Несущая способность и состояние плиты не изменились
Кроме того, в результате проведения опытной эксплуатации, путем прохождения более 100 единиц разноплановой колесной и гусеничной техники, была подтверждена прочность представленных плит и их замковых соединений. Также было подтверждено,
что специальное покрытие из полиуретана обеспечивает не только защиту плит от воздействия траков гусеничной техники, но и отсутствие скольжения техники по поверхности дорожного покрытия.
Основные преимущества МДП, выявленные в ходе проведения опытной эксплуатации, следующие: повышенная прочность — композитные плиты выдерживают автомобильную и гусеничную технику;
возможность многократного повторного использования;
положительная плавучесть плиты МДП-80, обеспечивающая возможность устройства временных дорог в условиях болот I и II типов;
модульная конструкция, позволяющая выбирать конфигурацию поверхности проезжей части с учетом особенностей местности;
повышенные прочность и гибкость плит, позволяющие монтировать МДП при минимальной подготовке поверхности грунта;
низкое удельное давление плит на грунт, гарантирующее целостность растительного покрова после демонтажа и способствующее сохранению природных ресурсов.
Таким образом, в ходе проведения опытной эксплуатации было подтверждено, что применение МДП позволяет обеспечить доступ к месту ЧС большинству технических средств, стоящих на вооружении МЧС России.
По результатам проведенных испытаний мобильные дорожные покрытия «МДП-80» и «МДП-ЭКО» были рекомендованы для принятия на снабжение в системе МЧС России для обеспечения проезда техники в качестве временных покрытий на переувлажненных грунтах и болотах I и II типов в ходе выполнения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ.
Литература
1. ОТЧЕТ по работе «Научно-методическое обеспечение проведения опытной эксплуатации дорожных покрытий «МДП-МОБИСТЕК-80» и «МДП-МОБИСТЕК-ЭКО». М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2014.
2. Рекомендации по применению плит «МДП-МОБИСТЕК» М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2014.
3. Технические условия «МДП-МОБИСТЕК». М.: ОАО «Тверь-стеклопластик», 2014.
4. Технологический регламент на применение плит «МДП-МОБИСТЕК». М.: УК «РУСКОМПОЗИТ», 2012.
Сведения об авторах
Баранник Александр Юрьевич: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), зам. нач. научно-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected]
Федорков Владимир Иванович: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), вед. н. с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected]
Архипенко Александр Александрович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м. н. с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected] SPIN-код — 1580-4578.
Information about authors
Barannik Alexander Y.: Candidate of Technical Sciences, Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emer-gencies" (Federal Center of Science and high technology), Deputy Head of the Research Center.
1121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected]
Fedorkov Vladimir I.: Candidate of Technical Sciences, Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emer-gencies" (Federal Center of Science and high technology), Leading Researcher. 1121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected]
Archipenko Alexander А.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and high technology), Junior Researcher. 1121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected] SPIN-scientific — 1580-4578.