2011/1
УДК 37+378
С.Л. Новолодская
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ
Одной из целей поликультурного образования является формирование толерантной личности, способной на основе диалога активно взаимодействовать с представителями других культур. Толерантность - базис поликультурного образования. Формирование толерантности как качества личности имеет первостепенное значение в подготовке будущих специалистов к эффективному осуществлению профессиональной деятельности в условиях поликультурного общества.
Ключевые слова: поликультурное образование, толерантность, поликультурное общество, качество личности.
S.L. Novo/odskaya
TECHNOLOGIES OF FORMATION TOLERANT PERSON OF FUTURE SPECIALIST IN MODERN HIGH SCHOOL
One of the goals of multicultural education is the formation of tolerant person, which is capable to interact with representatives of other cultures on the basis of dialog. Tolerance is the base of multicultural education. Formation of tolerance as a quality of person has a great meaning in training of future specialists for effective professional activity in conditions of multicultural society.
Keywords: multicultural education, tolerance, multicultural society, quality of person.
Студенческая среда - одна из наиболее интенсивных зон межэтнических контактов. Именно в вузах встречаются представители самых разнообразных этнических групп и вступают в контакт различные системы мировосприятия и миропонимания. В результате этих контактов у многих студентов закрепляются стереотипы межэтнического восприятия и поведения, которые они пронесут через всю жизнь. В условиях поликультурного региона Забайкальского края проблема формирования толерантности будущих специалистов приобретает особое значение. Целенаправленное формирование норм и эталонов, отражающих специфику социально-исторического опыта жизни народов, проживающих в крае, привитие навыков межнационального общения, формирование умения преодолевать конфликтные ситуации, развитие интереса к историко-культурному наследию народов, проживающих в нем, являются практической целью большого теоретического исследования, проводимого нами в течение последних лет.
Мы исходим из посыла, что воспитание толерантности является неотъемлемой частью формирования личности в рамках высшего образования. Вуз как один из важнейших социальных институтов имеет огромные возможности для формирования толерантной личности, развития у него определенных форм поведения: конструктивных, социально одобряемых. Уровень сформированности толерантности напрямую связан со степенью успешности социального и профессионального функционирования студента, а затем и специалиста.
Вузовская среда является благодатной для формирования у студентов толерантности:
• как качества личности;
• как элемента профессиональной компетентности.
Если исходить из признания толерантности в качестве важнейшей характеристики, выражающей отношение человека к действительности и проявляющейся в различных поведенческих моделях, то необходимо целенаправленно создавать объективные возможности и пространство воспитания личности студента. Мы создаем толерантно ориентированную среду, вводим спецкурсы, проводим различные тренинги. Например, для студентов 1-2 курсов читается лекционный курс «Межкультурная коммуникация». Следует отметить, что именно умения и навыки межкультурной коммуникации позволяют обучаемым осознать факт, что язык, сознание, культура и менталитет являются звеньями одной цепи, поэтому незнание национально обусловленного подтекста может привести к межкуль-турным недоразумениям, конфликтам, напряженности, проявлениям интолерантного поведения.
Главенствующее положение в межкультурной коммуникации занимает культура межнационального общения представителей различных этнонациональных общностей, где определяющим фактором является толерантность личности. Она проявляется в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора тогда, когда выработанные в ином социально-культурном
образе жизни этнические стереотипы и нормы решения встающих перед личностью проблем не срабатывают, а новые нормы или стереотипы находятся в процессе формирования. В аудиторной и внеаудиторной работе мы моделируем проблемно-конфликтные ситуации взаимодействия с представителями других этнических групп, студенты имеют возможность увидеть реальные ситуации со стороны и предложить свои подходы к решению проблемы. Например, студентам предлагается такая ситуация: во время деловых переговоров между американской и японской делегациями возникает недопонимание, так как американцы решают всегда вопросы прямо и агрессивно, а японцы уходят от прямого ответа. Складывается впечатление, что японская сторона обманывает американцев. Почему сложилась такая ситуация и как из нее выйти?
В целом студенческий возраст является решающим периодом развития этнического самосознания, его упрочнения и закрепления [1]. В период обучения в вузе этническое самосознание молодого человека расширяет систему его представлений о мире и укрепляет его место в нем. Студенческий возраст представляет собой кризисный переход между юностью и взрослостью, в течение которого в личности происходят многомерные, сложные процессы: обретение взрослой идентичности и нового отношения к миру. В повседневной жизни этничность подавляющего большинства студентов не актуализирована и этническая самоидентификация не занимает ведущих позиций. Несмотря на это, студенты проявляют довольно живой интерес к различным этническим вопросам. В то же время следует отметить существующие элементы предвзятости и негативизма в национальных отношениях. Хотя многие студенты имеют среди своих друзей и близких представителей других национальностей, достаточно значительное количество определяет свое отношение к человеку исходя из его этнической принадлежности.
С целью формирования уважительного отношения к своим этническим корням мы вводим в содержание обучения большой пласт краеведческого материала. Так, например, внеуадиторный курс «Забайкалье многонациональное» знакомит студентов с малой родиной. Студенты узнают историю края, о народностях, проживающих на территории Забайкалья с древнейших времен, их традициях, обычаях. Прослушав курс лекций, студенты создают свои проекты и проводят презентации их в аудитории. Эти технологии применяются для того, чтобы в нашем сложном мире оставаться самим собой, культурные различия нужно воспринимать как данность и пытаться освоиться в «чужой» культуре, не теряя своей собственной.
Для последовательного формирования толерантности в студенческой среде, на наш взгляд, необходимо обогатить содержание учебных курсов и программ гуманитарных, социальных дисциплин поликультурной тематикой, а также совершенствовать методы преподавания всех видов дисциплин.
Воспитанию толерантности может способствовать внедрение в учебный процесс элементов поликультурности. Главными в решении этой проблемы можно считать, прежде всего:
• всестороннее овладение студентами культурой собственного народа как непременное условие интеграции в иные культуры;
• обучение студентов правам человека и миролюбию;
• формирование представлений о многообразии культур в России и мире;
• воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества;
• создание условий для интеграции студентов в культуры других народов;
• формирование умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;
• воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
Компонентами поликультурного образовательного пространства выступают ценностносодержательный; личностно-ориентированный; операционно-деятельностный; регионально-
интеграционный. Они отражают комплекс отношений:
- к личности как высшей ценности в педагогическом взаимодействии, как субъекту жизни, способной к культурному самоопределению и самоизменению;
- к педагогу как посреднику между человеком и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать помощь и поддержку каждой личности в индивидуальном самоопределении в мире отношений, ценностей и деятельности;
- к образованию, его содержанию как культурному процессу, в основе которого - личность, личностный смысл, общечеловеческие и национальные ценности, диалог и сотрудничество;
2011/1
- к учебному заведению как к целостному поликультурному образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные ценности, осуществляются интеркультурная коммуникация, межнациональное воспитание человека культуры.
Мощнейшими мобилизационными факторами к действиям разрушающего (негативного) характера для большинства студентов являются оскорбление по национальному признаку или негативная оценка народа, к которому принадлежит человек. Именно это чаще всего оставляет глубокий след в памяти человека и заставляет предпринимать какие-либо действия. Еще одним мощным фактором этнической мобилизации является сопричастность или сопереживание какому-либо общему успеху или достижению. Для формирования навыков снятия конфликтных ситуаций мы предлагаем студентам «проигрывать» кейс-стади, который предполагает анализ конкретных практических ситуаций. Например, в студенческой группе обучается представитель из Африканской страны. Однажды преподаватель оставил данного студента на дополнительные занятия, в следующий раз попросил подежурить в аудитории. Студент все просьбы преподавателя расценил как унижение по национальному признаку. Как должны поступать студент и преподаватель в сложившейся ситуации? и т.д.
Образование подрастающих поколений, обеспечивая механизм передачи этнического наследия новым поколениям, призвано вместе с тем обеспечить и интеграционные процессы, заложить основы для понимания и общения с другими культурами, нацеливать на умение поддерживать и развивать диалог культур.
В студенческой среде должна формироваться и распространяться межнациональная политика. Именно здесь должна формироваться общая система ценностей и установок, обеспечивающая единство многонационального российского общества. Эти навыки формируются у студентов за счет участия в переговорных площадках, в дискуссионных клубах, посвященных вопросам взаимного приспособления народов России друг к другу. Сегодняшнее студенчество как будущая интеллектуальная элита страны может стать активным проводником идеи поликультурности, гарантируя тем самым стабильное развитие общества.
В открытом поликультурном образовательном пространстве реализуется процесс, основная цель которого - создание условий, обеспечивающих защиту и поддержку развития каждой личности. В соответствии с этим в практику работы целесообразно внедрять методы и технологии, способствующие индивидуально-личностному подходу в социальном становлении, адаптации человека в интеркультурную образовательную среду посредством различных видов деятельности: 1) активизирующей процессы самопознания, саморазвития, способствующей развитию механизмов рефлексии; 2) направленной на выявление субъектов образования, их важнейших потребностей и проблем по организации процесса педагогического взаимодействия, в котором каждый имеет возможность выявить личностно значимые цели жизнедеятельности; 3) направленной на поиск средств и форм адаптации, защиты и поддержки личности консультативного, информационного и практического характера.
В нашем вузе проходят апробацию более гибкие, мягкие педагогические системы и операции обучения и развития, способствующие адаптации личности к культуре посредством образования. Особенными характеристиками педагогических технологий в ходе учебно-воспитательных операций по-ликультурного образования выступают сотрудничество, диалог, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку, защиту индивидуального развития человека, предоставление ему свободного, защищенного пространства для принятия самостоятельных решений, разнообразие способов, форм и приемов творческого самовыражения личности в ее культурной идентификации.
В условиях интенсивных миграций и взаимодействия культур современная система образования призвана создавать условия для формирования человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной поликультурной среде. Высокая ставка на традиционную культуру воспитания в этом плане, существующая в современном мире, естественна и закономерна. Национальная традиция воспитания практически остается главным условием возрождения любых национальных традиций и национального возрождения в целом.
Исторический опыт развития школы, воспитания, педагогического знания, выраженного в теоретической форме, может и должен стать базисом современной модели образования и новых педагогических концепций. Этот опыт способствует лучшему выявлению содержания образования, определению основных направлений его развития, средств и методов непрерывного духовного совершенствования и обновления общества. Модель современного образования не может быть создана без учета региональных особенностей, без опоры на историческую память народов, на национальный опыт
обучения и семейного воспитания.
Таким образом, эффективность педагогического обеспечения поддержки и защиты студентов в поликультурном образовании зависит от разумных внедрений новых педагогических технологий по-ликультурного образования, а также соответствующего уровня позиции педагогов и родителей. Внедрение инновационных технологий в поликультурные образовательные учреждения с полиэтническим составом студентов обеспечит каждой личности возможность самоидентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры; создаст условия для равноправного диалога с этнокультурным окружением; вовлечет студентов в глобальные процессы современности по усвоению национальных и общечеловеческих ценностей, основанных на принципах равенства и значимости культур.
Литература
1. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности // Психологический журнал. - 1996. - Т. 17. - № 5.
Новолодская Светлана Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой иностранных языков Забайкальского института предпринимательства Сибирского университета потребительской кооперации.
E-mail: [email protected]
Novolodskaya Svetlana Leonidovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of foreign languages department, Zabaikalian Institute of Business of Siberian University of Consumer Cooperation.
УДК 37.015.3
Д.В. Посходиева, Т.Ц. Дугарова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕРИНСТВА И ОТЦОВСТВА У СТУДЕНТОВ1
Современное российское общество переживает колоссальные изменения социального статуса родителя. Для эффективного осуществления социально-психологических функций матери и отца необходимо наличие компетенций, ценностных ориентаций, знаний о психофизиологических особенностях детей и осознание родительской роли. В статье представлена попытка теоретического анализа проблемы материнства и отцовства в современном обществе, раскрыты авторские концепции и подходы к пониманию данной проблемы.
Ключевые слова: психологическая готовность к материнству, отцовству, родительство.
D. V Poskhodi'eva, T.Ts Dugarova
PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL BASES OF MATERNITY AND PATERNITY FORMATION OF STUDENTS
Modern Russian society undergoes huge changes in social status of a parent. The article reveals author’s conception and approaches to the problem. For the effective implementation of socio-psychological functions of mother and father, it is necessary to have skills, value orientations, knowledge of psycho-physiological characteristics of children and awareness of parental roles. The article presents an attempt of theoretical analysis of the issue of motherhood and fatherhood in modern society, the author’s concepts and approaches of understanding this problem are disclosed.
Keywords: psychological readiness to maternity and paternity, parenting.
Одной из актуальных проблем современной России является проблема формирования готовности к материнству и отцовству, которая обусловлена целым рядом причин (демографической ситуацией, угрожающими данными о здоровье нации, возрастающим уровнем девиантного родительства, процессом деградации семейного образа жизни). Изучение материнства и отцовства на данном историческом этапе является одной из актуальных проблем как психологии и педагогики, так и смежных отраслей научного знания (биологии, социологии, медицины и др.). К перечисленным выше фактам необходимо добавить постоянно возрастающий уровень девиантного материнства. За последние годы в нашей стране обострилась проблема отказничества и социального сиротства. Постоянно растет число брошенных новорожденных младенцев, наиболее чувствительных к отрыву от биологической матери. Перечисленные выше процессы непосредственно связаны со снижением потребности в детях,
1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта № 100662603 а/Т
167