9. Baudrillard Zh. Simulyakry i simulyatsiya [Simulacra and simulation]. Tula, 2013.
10. Dridze T. M. Chelovek i gorodskaya sreda v prognoznom sotsial'nom proektirovaniy [The man and the urban environment in the forecast social design] // Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 1994. № 1. S. 136.
11. Zhukovsky V. I. Zrimaya sushchnost' (vizual'noe myshlenie v izobrazitel'nom iskusstve) [A visible entity (Visual thinking in the Visual Arts)]. Sverdlovsk, 1991. S. 39.
12. Ilyin V. I. Potreblenie kak diskurs [Consumption as discourse]. SPb., 2008.
13. Miller G. A. The Psychology of Communication: Seven Essays. New York, 1967. Р. 197.
14. Luman N. Real'nost' massmedia [Mass media reality]. М., 2005. S. 78.
15. Kolomiets V. P. Mediasreda i medaipotreblenie v sovremennom rossiyskom obshchestve [Mediaenvironment и mediaconsumption in the modern Russian society] // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2010. № 1. S. 65.
УДК 378.1 О. С. КУЗНЕЦОВА
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ
В статье представлена технологическая система формирования социально-гуманитарных компетенций, основанная на формировании связей мотивационной, ценностно-смысловой и познавательной сфер личности с творческим саморазвитием в процессе профессионального образования. Ключевые слова: компетентность, компетенция, профессиональное образование, технологическая система.
UDK 378.1 O. S. KUZNETSOVA
TECHNOLOGIES OF CULTURE PROFESSIONALS SOCIAL-HUMANITARMN COMPENTENCY FORMATION
Article presents the technological system of socio-humanitarian competences based on the motivation to create linkages, value-semantic and cognitive areas of personality with creative self-development in process of vocational education.
Key words: competence, competence, professional education, technological system.
Одной из самых актуальных проблем для современной России является ориентация на эффективность результатов профессионального образовательного процесса, повышение качества знаний будущих специалистов. Решение этой проблемы предполагает модернизацию содержания образования на основе оптимизации технологий и способов организации образовательного процесса.
Современная система обучения специалистов социально-гуманитарной, или социономи-ческой, сферы «предусматривает углубленную психолого-педагогическую подготовку, определение индивидуальных средств воздействия, освоение теоретических и практических основ <...> в рамках профессиональной деятельности» [1], а технологии профессионального обучения приобретают «модульный» характер, наполняются новым содержанием и соотносятся с формированием ключевых компетенций у будущих специалистов [2].
Понятие «компетенция» появилось за рубежом в связи с необходимостью формирования личности в системе профессионального образования [3]. Особенно важно это для специалистов социально-гуманитарной сферы, где формирование личности является неотъемлемой частью профессионального становления.
Специалист в области социально-гуманитарных творческих профессий должен обладать системой профессиональных и социально-направленных компетенций. Под формированием социально-гуманитарных компетенций мы понимаем целенаправленное управляемое развитие студентов, освоение ими теоретических аспектов и способов деятельности при использовании современных технологий.
"Культурная жизнь Юга России" 116 ;
№ 3 (58), 2015
В сфере культуры социально-гуманитарные компетенции направляют профессиональную подготовку на использование инновационных технологий: творческие технологии, арт-терапия, игровые технологии, моделирование конкретных ситуаций, ролевые игры, портфолио, интег-ративное и интерактивное обучение, тренинги, диагностика и рефлексия изменений личности и группы и др. [4].
Общую концептуальную идею технологической системы формирования социально-гуманитарных компетенций у специалистов сферы культуры можно сформулировать следующим образом: социально-гуманитарная составляющая включает в себя профессиональные знания, навыки социального взаимодействия, сформированные личностные качества, обеспечивающие эффективное функционирование личности в обществе [5].
Нами разработана соответствующая педагогическая технологическая система, которая основана на формировании связей мотивационной, ценностно-смысловой и познавательной сфер развития личности с творческим саморазвитием в процессе профессионального образования. Предлагается проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности студентов с учётом их индивидуально-психологических особенностей, что ведёт к более высокой стабильности успехов дальнейшего профессионального выбора.
Технологическая система включает в себя авторскую программу, моделирование реальных профессиональных ситуаций, тренинги развития коммуникативной компетентности, тренинги развития толерантности, развитие навыков коллективного творчества, развитие навыков саморегуляции, традиционные методы обучения, ролевые игры и упражнения.
Интеграция в образовательную деятельность развивающих упражнений, тренингов, ролевых игр усиливает мотивацию профессионально-творческого саморазвития, повышает его уровень.
На основе ряда конкретных мероприятий нами разработана воспитательная технология по формированию социально-гуманитарных компетенций у студентов высших образовательных учреждений. Определены практические критерии воспитательной технологии: посещаемость учебных занятий студентами; успеваемость студентов; участие в общественной жизни; участие в мероприятиях; волонтерская деятельность и др.
Выделена творческая составляющая воспитательной технологии на примере создания новых традиций. Также важной составляющей формирования социально-гуманитарных компетенций мы считаем патриотическое воспитание в вузе.
В течение трёх лет нами проводился мониторинг уровня сформированности социально-гуманитарных компетенций. Проводилось анкетирование студентов 1-5 курсов. Предмет исследования - изучение индивидуально-психологических качеств студентов, уровень учебной мотивации, эмоциональные состояния (тревожность, агрессивность). По результатам комплексного тестирования - групповые и индивидуальные беседы, групповые тренинги, обучение на основе игрового тренинга.
Анализ результатов показал, что технологическая система формирования социально-гуманитарных компетенций в образовательном процессе высшего учебного заведения представляет собой реализацию комплекса педагогических условий:
- повышение уровня профессиональной информированности студентов;
- развитие у студентов ценностных ориентаций, направленных на руководство принципами толерантности в профессиональной деятельности;
- формирование умений и навыков межличностного взаимодействия;
- реализация технологических форм учебной и воспитательной работы.
Следует отметить, что в практике профессионального образования наблюдается явная нехватка методических рекомендаций, которые помогали бы корректировать деятельность по формированию компетенций специалистов сферы культуры. Кроме того, остается неясным вопрос о критериях эффективности сформированных компетенций.
Литература
1. Гусарова Е. Н. Моделирование креативноориентированных технологий в профессиональной подготовке специалистов социономической сферы // Теория и практика общественного
развития. 2013. № 12. URL: http://cyberleninka.m/article/n/modelirovanie-kreativnoorienti-rovannyh-tehnologiy-v-professionalnoy-podgotovke-spetsialistov-sotsionomicheskoy-sfery
2. Самойлов К. А. Социально-экономические основания компетентности ориентированного образования // Философия образования. 2009. № 3 (28). С. 165-174.
3. Макаренко О. В. Об интерактивной компетенции как одной из составляющих профессиональной культуры специалиста // Актуальные вопросы образовательной политики. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-73372.html?page=2
4. Рыжаков М. В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. № 4. С. 20-23.
5. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
References
1. Gusarova E. N. Modelirovanie kreativnoorientirovannyh tekhnologiy v professional'noy podgotovke spetsialistov sotsionomicheskoy sfery [Modeling creativelyoriented technologies in the training of specialists in socialnomic sphere] // Theory and practice of community development. 2013. №. 12. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-kreativnoorientirovannyh-tehnologiy-v-professionalnoy-podgotovke-spetsialistov-sotsionomicheskoy-sfery
2. Samoylov K. A. Sotsial'no-ekonomicheskie osnovaniya kompetentnosti orientirovannogo obrazovaniya [Socio-economic basis of competence-oriented education] // Philosophy of education. 2009. №. 3 (28). S. 165-174.
3. Makarenko O. V. Ob interaktivnoy kompetentsii kak odnoy iz sostavlyayushchih professional'noy kul'tury spetsialista [On interactive competence as one of the components of a professional culture specialists] // Actual questions of educational policy. URL: http:// rudocs.exdat.com/docs/index-73372.html?page=2-40
4. Ryzhakov M. V. Klyuchevye kompetentsii v standarte: vozmozhnosti realizatsii [Core competencies: standard feasibility//Standards and monitoring in education]. 1999. № 4. S. 20-23.
5. Zimnya I. A. Klyuchevye kompetentsii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya [Core competencies - a new paradigm of education result] // Higher education today. 2003. № 5. S. 34-42.
УДК 001.101 Д. Д. ГАДЖИЕВА
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Развитие общества на современном этапе характеризуется постоянно возрастающей ролью информационных и коммуникационных технологий, значение которых сложно переоценить. В связи с требованиями времени при подготовке специалистов требуется уделять особое внимание формированию соответствующих компетенций.
Ключевые слова: компетентностный подход, информационная деятельность, коммуникационные технологии, образовательный процесс.
UDK 001.101 D. D. HAJIYEVA
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF INFORMATION
Development of the society at present stage is characterized by the growing role of information and communication technologies, the importance of which cannot be overestimated. In connection with training, special attention must be paid to the formation of relevant competencies.
Key words: competence approach, information activities, communication technologies, educational process.
Фактически сейчас происходит глобальная информационная революция, которая вносит изменения во все сферы жизнедеятельности социума: образование, науку, производство, экономику и др. Поэтому формирование и дальнейшее развитие информационной компетент-