электронное научно-техническое издание
НАУКА и ОБРАЗОВАНИЕ
Эл № ФС 77 - 30569. Государственная регистрация №0421100025. ISSN 1994-0406
Технологии формирования лидерских компетенций у студентов с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы МГТУ им. Н.Э. Баумана)
77-30569/362595 # 04, апрель 2012
Станевский А. Г., Орешкина О. А., Сафонова Ю. А.
УДК. 378.147
МГТУ им. Н.Э. Баумана stan@bmstu.ru Oreshkin@,bmstu. ги Ьогса@,гатЫег. ги
Введение
Профессиональное образование готовит специалиста (в том числе - инвалида) для работы на общем рынке труда. Современный рынок труда предъявляет к работнику особые, сложные требования [1], в числе которых - высокий базовый уровень профессиональной подготовки и углубленные специализированные знания; теоретические представления в сочетании с навыками и опытом практической деятельности; дисциплинированность, исполнительность и одновременно - инициативность, смелость, готовность принимать ответственные решения и идти на риск; умение работать в команде в сочетании с лидерскими качествами. Работодатель все в большей степени обращает внимание на построение моделей компетенций, необходимых сотрудникам для достижения организацией стратегических целей. Выделяются два основных подхода к пониманию компетенций [2]: - способность человека действовать в соответствии с заданными правилами (стандартами); - характеристики личности, позволяющие достигать поставленных целей. Они сформированы на основе требований, предъявляемых профессиональным сообществом к выпускникам, и согласованы с «Дублинскими дескрипторами», разработанными в рамках создания единой ев-
ропейской зоны высшего образования в ходе реализации Болонского процесса [3]. Лидерство становится ключевой компетенцией специалиста ХХ! века.
В этой связи возрастает роль высшего профессионального образования как инструмента формирования элиты, лидеров, в том числе - из контингента студентов-инвалидов. Большая часть людей с ограниченными возможностями здоровья, поступивших в вуз, уже являются лидерами среди инвалидов. Однако для достижения статуса лидера в профессиональном сообществе специалистов инвалид должен обладать не только набором профессиональных и общекультурных компетенций, обеспечивающих его конкурентноспособность на рынке интеллектуального труда, но и навыками независимой жизни в современном обществе. Для формирования у инвалида этих качеств необходимы специальные образовательные программы. В условиях университета подготовка специалиста осуществляется по основным образовательным программам (ООП). МГТУ им. Н.Э. Баумана разработал методологические и научные основы проектирования содержания и формы элитарных программ инженерного образования и получил право самостоятельно устанавливать образовательные стандарты и требования для реализуемых им образовательных программ высшего профессионального образования (ВПО), включая специальные программы для инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В течение многих лет МГТУ им. Н.Э. Баумана разрабатывает и реализует образовательно-реабилитационные программы (далее - ОРП) непрерывного двухуровневого интегрированного профессионального образования для людей с нарушенным слухом [4, 5]. Структура ОРП включает образовательную и реабилитационную составляющие. Основой реабилитационной составляющей являются циклы дисциплин Обучения жизни с инвалидностью (далее - ОЖИ), разрабатываемые на кафедре Реабилитации (ГУИМЦ). Они содействует освоению ООП инвалидом на этапах обучения, образования и абилитации.
Учебно-методические комплексы дисциплин (УМКД) ГУИМЦ минимизируют ограничения инвалида в области доступности ООП, формируют навыки независи-
мой жизни, методологию усвоения знаний и культуру применения умений, знаний и навыков, выраженных в компетенциях соответствующего уровня.
Известно, что элитарные качества формируются в элитарных вузах, какими по определению являются научно-исследовательские университеты (НИУ). Элитарность вуза априори предполагает формирование у студентов лидерских качеств. МГТУ им. Н.Э. Баумана имеет статус НИУ техники и технологий и является элитарным вузом.
Бауманская модель формирования лидеров из лиц с нарушениями слуха базируется на ОРП, цель которой - абилитация, формирование элиты из контингента студентов - инвалидов. Одновременно, технология реализации ОРП является средством достижения этой цели. В рамках ОРП мы реализуем системный подход к формированию лидерских качеств через культуру формирования у инвалида общечеловеческих ценностей [6]. По сути, специальные УМКД кафедры Реабилитации являются инструментом абилитации инвалида. Они позволяют выработать у инвалида качества, необходимые для его обучения в МГТУ им. Н.Э. Баумана - НИУ техники и технологий, и самореализации в роли специалиста - инноватора в условиях инновационной экономики 21 века.
В последнее время в России и в мире чрезвычайно актуален опыт формирования лидерских компетенций у студентов, в том числе - с ограниченными возможностями здоровья. В развитие и для диверсификации ОРП специалистами кафедры Реабилитации разрабатываются модульные программы дополнительного образования по формированию лидерских качеств у студентов с нарушенным слухом (социальные практики, в том числе, - «Школа лидерства»), которые обеспечивают их успешное участие в отечественных и зарубежных лидерских проектах. В МГТУ «Школа лидерства» реализуется как самостоятельная практика.
Приведенные подходы легли в основу авторских решений в аспекте формирования лидерских качеств у студентов с нарушенным слухом через участие в международных и отечественных лидерских программах, разработанных в МГТУ им. Н.Э. Баумана и при участии МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Цель данной статьи состоит в анализе и обобщении авторского опыта разработки, реализации и оценки эффективности международных и отече-
ственных лидерских программ для студентов МГТУ им.Н.Э. Баумана с нарушенным слухом.
1.Международный Летний Институт Лидерства для глухих студентов как форма реализации инновационных международных лидерских проектов.
В настоящее время действует международный проект «Развитие нового поколения лидеров через глобальную сеть», включающий 69 университетов разных стран мира, нацеленный на формирование высокопрофессиональной элиты из контингента выпускников вузов (в том числе, инвалидов), способных составить международное сообщество лидеров. Проект финансируется японским фондом «Ниппон» и является одним из ключевых проектов, курируемых Президентом фонда г-ном Й. Сасакавой.
Одной из форм реализации Проекта является Международный Летний Институт Лидерства для глухих студентов вузов - участников проекта «PENInternational». МГТУ им. Н.Э. Баумана является одним из инициаторов и активных функционеров PEN-International. Девиз PEN-International - «Лидерство. Мастерство. Новаторство».
Международный Летний Институт Лидерства (далее Институт) - уникальная многонациональная недельная программа, призванная содействовать формированию у глухих студентов лидерских качеств и социальных компетенций через командную деятельность в нестандартных ситуациях принятия решений и в сложных условиях для коммуникации. Организатор программы -Национальный технический институт для глухих (NTID) при Рочестерском технологическом институте (RIT), США. Традиционно Институт Лидерства раз в два года проводится в Англии, в замке Херстмонсо (Ист-Сассекс), для обеспечения безопасности и социальной автономности участников.
Постоянными участниками Института являются команды из США (NTID); Японии (Национальный Цукубский технологический университет (NTUT)), России (МГТУ им. Н. Э. Баумана), Китая (Тяньджинский и Объединенный Пекинский университеты) и Филиппин (колледж Святой Бенилды при университете Де Ля Саль).
Регламент Института предусматривает выставление каждой страной-участницей команды в составе четырех студентов с нарушенным слухом (двух юношей и двух девушек), двух переводчиков английского языка, двух сурдопереводчиков и руководителя команды (как правило, преподавателя).
В программе Института команда МГТУ принимала участие трижды (2006, 2008, 2010 г.г.). В 2010 г. была выставлена сборная команда вузов России, входящих в PEN-International: три плохослышащих студента из МГТУ им. Н. Э. Баумана и студент из Академии Управления «ТИСБИ».
Программа включает командные проекты (основной, культурный и итоговый), групповые тренинги и мастер-классы, культурную программу [5].
Регламент проведения программы Института включает три этапа: подготовительный (в своей стране), основной (в Англии), заключительный (в Англии и в своей стране). В рамках общего регламента специалистами ГУИМЦ были разработаны технологии, обеспечивающие эффективную реализацию каждого этапа.
2. Технологии реализации Подготовительного этапа Регламента Института в программах дополнительного образования в рамках ОРП.
Подготовительный этап включает технологии отбора участников, технологии подготовки командного проекта и проекта культурной программы.
2.1.Технологии отбора участников. Отбор проводился на основании критериев, разработанных специалистами ГУИМЦ: показатели успеваемости студентов (приоритетный показатель); степень их участия в научно-исследовательской и социокультурной (спортивной, культурной, общественной) деятельности вуза в качестве лидеров; уровень коммуникативных навыков (умение работать в команде, оперативно принимать решения в нестандартной ситуации, устанавливать конструктивное взаимодействие с глухими, слабослышащими и со слышащими людьми). Здесь учитывались такие специфические факторы, как состояние слухо-речевой функции студента, навыки слухо-речевого восприятия, навыки владения русским языком (в письменной и устной
форме), английским языком, русским жестовым и даже международным жесто-вым языками.
Оценка коммуникативных навыков студентов выполнялась преподавателями и специалистами МГТУ им. Н. Э. Баумана через моделирование командной деятельности (в деловых играх) на основе разработанных ими типовых сценариев для ситуационного моделирования. При отборе кандидатов учитывались рекомендации совета студенческого самоуправления и профкома студентов ГУИМЦ. Приоритет отдавался хорошо успевающим студентам с тяжелыми нарушениями функции слуха (глухим), с высоким уровнем коммуникативных навыков (устной и/или письменной речи, владения английским, русским жестовым и международным жестовым языками), проявившим себя в командной, научной, общественной, спортивной и др. деятельности.
2.2.Технологии подготовки командного проекта. В соответствии с регламентом Института, основной командный проект должен представить национального глухого лидера, способствовавшего защите прав глухих, продвижению их корпоративных интересов.
Работа над лидерскими проектами на подготовительном этапе в ГУИМЦ осуществляется в рамках программ дополнительного образования в виде проектной деятельности, основанной на методе проекта — личностно ориентированной технологии, способе организации самостоятельной деятельности учащихся, направленном на решение задачи проекта, интегрирующем в себе проблемный подход, командную работу, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие аспекты.
Работа над основным проектом включает разработку процедуры выбора кандидатуры глухого лидера, сбор и анализ материалов, разработку плана и формы представления, создание и репетицию презентации.
Разработка процедуры выбора кандидатуры национального лидера имеет особое значение. Следует отметить, что в современном мире доминирует защита прав инвалидов от не- инвалидов и выше этого видения инвалиды, как правило, не поднимаются. Эти единые корпоративные подходы проявляются в Англии. К вы-
бору кандидатуры лидера в МГТУ им. Н.Э. Баумана предложен иной концептуальный подход: необязательно у глухих должен быть лидером глухой. Лидер (глухой или слышащий) должен способствовать развитию интеграционных процессов в отношении глухих людей в социуме; отстаивать права и интересы как инвалидов, так и не- инвалидов в сферах своей профессиональной и общественной деятельности.
Так, в 2006 г. в качестве лидеров командой МГТУ им. Н.Э. Баумана была представлена группа инициаторов проекта создания международной сети по-слешкольного образования глухих (PEN-International) - руководителей ведущих вузов США, России, Японии и Китая, реализующих специальные программы для людей с нарушенным слухом и руководителей программ. В их число вошли как глухие (Р. Давила, А.Т. Хурвитц), так и слышащие (Дж. Де Каро, И.Б. Федоров, А.Г. Станевский, Р. Утагава, Б. Гуадонг) лидеры. Произошло размывание квазикультурных понятий; деятельность в сфере общих интересов и групповое лидерство обеспечили групповой вклад в уникальный, не имеющий аналогов результат. Проект PEN-International является по своей сути и философии уникальным, инновационным и лидерским. Он обеспечивает прорыв в сфере профессионального образования для инвалидов по слуху на уровне высших его ступеней через внедрение современных инновационных технологий, снижающих средовые барьеры и повышающих доступность образовательных ресурсов; через подготовку преподавателей к внедрению и работе с новыми технологиями на основе понимания проблем глухоты; через глобальную сеть и телекоммуникации как инструмент трансфера актуальных знаний и технологий.
В 2008 г. в качестве лидеров командой МГТУ были выбраны выдающийся ученый, основоположник Российской космонавтики К.Э. Циолковский, страдавший нарушением слуха, и глухой выпускник МГТУ им. Н.Э. Баумана В. Галченко, ведущий специалист-конструктор в группе С.П. Королева, показавший пример результативного сотрудничества со слышащим коллективом, открывший путь в космическую корпорацию другим специалистам с нарушенным слухом - выпускникам МГТУ. В. Галченко был основателем и руководителем шахматной федерации глухих в СССР.
При подготовке к участию в программе Института - 2010 был использован системно интегрированный опыт участия МГТУ в программах 2006 и 2008 г.г., и - в значительной степени - опыт разработки программы, регламента и проведения в МГТУ им. Н.Э. Баумана «Первой Всероссийской Школы лидерства» в рамках «Всероссийского Форума студентов образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования с нарушениями слуха по вопросам интеграции в обществе» (2008г.).
В 2010 г. в Институте Лидерства участвовала сборная команда России, в которую был включен плохослышащий студент из Академии управления «ТИСБИ» (г.Казань) , команда которой победила в конкурсе командных проектов в рамках Первой Всероссийской Школы лидерства в МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Таким образом, имел место трансфер технологий Института лидерства в МГТУ им. Н.Э. Баумана, которые преломились через собственный Бауманский опыт формирования лидерских компетенций в программах дополнительного образования (в рамках ОРП) и уже в новом (содержание, форма) наполнении были транслированы в Казань.
Командная работа с участником из ТИСБИ и его руководителем проводилась с использованием технологий телекоммуникации (Бкуре) и электронной почты, а также в очной форме, путем организации его визитов в Москву.
Рассмотрим подробнее технологии командной работы над основным проектом на подготовительном этапе на примере 2010г в контексте программ дополнительного образования в рамках ОРП. По мнению авторов, проект является одновременно исследовательским, информационным, творческим, ролевым и практико-ориентированным.
Как исследовательский проект, он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования. Как информационный, он нацелен на сбор и анализ информации об объекте (лидерах) и их деятельности, ее структурирование, оформление и представление для международной аудитории (презентация была показана в Англии и опубликована в Интернете). Творческий проект
предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к представлению материалов (презентация включает видеофильм, видеоклипы, богатое музыкальное оформление). Как ролевой проект, он включает распределение ролей участников и их ответственность за разработку и представление тематических фрагментов презентации. Практико-ориентированный аспект проекта нацелен на решение интересов как самих участников проекта (достойно представить свою страну, университет, себя самих), так и внешнего заказчика - Nippon Foundation - в лице NTID как организатора Института.
Исследовательская проблема, лежащая в основе проекта, - показать личностные особенности и результаты деятельности национального лидера - определила ход работы над проектом. В 2010 г. командой МГТУ были разработаны критерии выбора национального лидера и на их основании в качестве лидеров (глухих) были выбраны Н. А. Буслаев и К. А. Микаэльян, отстаивавшие профессиональные возможности глухих перед руководством страны, активно способствующие развитию программ общего и профессионального образования (высших его ступеней) для глухих в России, основоположники системного подхода к профессиональному образованию для инвалидов.
Информационный и творческий этапы включали выбор источников информации и разработку так называемой «дорожной карты» - плана сбора информации. В работе МГТУ им. Н.Э. Баумана сотрудничал с коррекционной школой №30 и с театром Мимики и жестов. Студенты собирали материалы о лидерах в открытых интернет-источниках, музее Театра мимики и жеста, музее коррекционной школы N° 30, в беседах с учителями и выпускниками школы № 30, с к.п.н., доцентом МГТУ им. Н.Э. Баумана Э. И. Леонгард, лично знавшими Буслаева и Микаэльяна.
Собранные материалы анализировались, доказательно обсуждались, структурировались согласно решаемой задаче. Студенты узнали, что театр Мимики и жестов, первый в мире и в России театр для глухих, был создан во многом благодаря Н.А. Буслаеву, лидеру не только в области образования, но и в области культуры глухих, поэту, литератору, отстаивавшему потенциал языка жестов.
К.А. Микаэльян был основателем и директором первой в СССР (в России) московской полной средней школы для детей с нарушенным слухом, дающей глухим детям аттестат о полном среднем образовании и открывающей прямую дорогу в вуз. Школа была официально признана лучшей школой в Европе и в мире. В основу реабилитационной работы в школе положены уникальные авторские технологии слухо-речевого развития Э.И. Леонгард, которые с успехом апробировались в школе и получали распространение во все регионы СССР, где открывались школы, классы, центры для детей с нарушенным слухом, чему в значительной степени способствовал Н.А. Буслаев.
Сейчас школа № 30 является профильной школой МГТУ им. Н.Э. Баумана - признанного мирового лидера в области инженерной подготовки глухих (с1934 г.). Выпускники школы ежегодно пополняют контингент студентов МГТУ с нарушенным слухом, а Э.И. Леонгард - доцент ГУИМЦ - имеет возможность развития своих уникальных технологий уже на уровне вуза.
МГТУ в лице ГУИМЦ интегрирован в лидерский проект PENInternational, обеспечивающий возможности глобализации и трансфера накопленного в отдельных вузах уникального опыта в партнерские университеты.
Так студентами под руководством преподавателя выстраивалась логически и доказательно обоснованная содержательная часть лидерского проекта.
2.3.Информационные технологии в проектной деятельности студентов с нарушенным слухом. Следует отметить, что студенты с нарушенным слухом (в том числе, лидеры) как правило, уверенно владеют современными информационными технологиями (ИТ), особенно, телекоммуникационными и презентационными и выступают как субъекты информационного общества. И в этом их сильная сторона в проектной деятельности. Для подготовки презентации использовались современные цифровые технологии и программно-аппаратные средства (в том числе, Power-Point и Adobe Premiere Pro).
2.4.Технология перевода в сложных условиях для коммуникации. Учитывая важность эффективной коммуникации в многоязыковой среде, в процесс обсуждения и оценки проекта были вовлечены сурдопереводчики и пе-
реводчики английского языка, что позволило заранее погрузить их в содержание проекта и выстроить сложный процесс перевода. Переводчики выполнили перевод презентации на английский язык. Сурдопереводчики изучили коммуникативные особенности каждого участника. Репетиции презентации участниками с учетом сложной технологии перевода в Англии проводились перед аудиторией в составе студентов, преподавателей, специалистов, руководства ГУИМЦ, вносившей коррективы.
В этой связи особо выделим подготовку перевода презентации. Регламентное время, выделяемое командам на презентацию проекта, учитывает время на ее перевод в многонациональной среде Института, включающей пять национальных языков (русский, английский, китайский, японский, филиппинский) и соответственно, пять национальных жестовых языков. За базовый язык, ответственный за передачу смысла устных и письменных высказываний, организаторами был английский язык. Технология включает разные схемы перевода. Если участник Российской команды использует жесты, то реализуется следующая схема перевода: с русского языка жестов - на русский звучный язык; с русского языка - на английский язык, с английского языка - на национальные языки стран-участниц и, наконец, на национальные жестовые языки. Если участник использует звучную речь, то перевод осуществляется с русского на английский язык, с английского - на национальные языки стран-участниц, и далее- на национальные жестовые языки.
2.5. Роль преподавателя в проекте. Следует отметить, что в разработке критериев выбора лидера, в постановке цели и задач презентации, в сборе, анализе и структурировании материала согласно решаемой задаче, в организации выступления участников (самопрезентации) студентам с нарушенным слухом требовалась помощь. Они не имели практических навыков выполнения этих видов работ самостоятельно и преподаватель должен был их этому обучить.
Роль преподавателя в проекте имеет особое значение. Преподаватель организует план-график хода проекта; распределяет роли и задачи участников с учетом сильных и слабых сторон, направляет и координирует их деятельность
на всех этапах проекта, предлагает технологии реализации, обучает использованию этих технологий; оценивает соответствие результата поставленной задаче и вносит коррективы.
Применение комплекса технологий в работе над проектом способствовало выработке у студентов с нарушенным слухом компетенций проектной деятельности, позволяющих получить результат как бизнес-проект, как продукт; развитию коммуникативных навыков (звучной и письменной речи, английского и жестового языка); навыков командной работы и самопрезентации; повышению мотивации в формировании себя как лидера.
2.6.Подготовка проекта национальной культурной программы.
Следующим технологией организации проектной деятельности на подготовительном этапе была подготовка проекта национальной культурной программы, нацеленной на ознакомление делегаций стран-участниц с культурой России. Она включала презентацию культурных особенностей регионов России, танцы, игры. Каждый студент готовил раздел презентации, в котором раскрывал исторические, географические и культурные особенности своего региона. Презентация завершалась рассказом о Москве и МГТУ им. Н. Э. Баумана, объединившим всех участников проекта. Важным аспектом презентации стало ее музыкальное сопровождение.
Не случайно именно российские участники Института ввели музыкальное сопровождение своих культурных презентаций шедеврами классической русской музыки (Чайковский, Рахманинов, Свиридов). На кафедре Реабилитации музыкальному развитию студентов с нарушенным слухом придается большое значение. В течение ряда лет существовал хор студентов ГУИМЦ. Под руководством опытного фониатра студенты разучивали и исполняли! сложные музыкальные произведения.
Важную часть культурной программы составили национальные танцы и игры. Постановка танцев проводилась профессионалами - сотрудниками Театра мимика и жестов при непосредственном курировании директором театра Н. С Чаушьяном. Театр предоставил студентам красочные национальные костюмы и
аксессуары, призванные обозначить национальную принадлежность участников и вызвать соответствующий настрой участников и аудитории.
Технология отработки танцевальной программы представляла очень сложный процесс для инвалидов по слуху, потребовавший тренировки навыков слухового восприятия с опорой на визуализацию музыкального ритма, которая осуществлялась сурдопереводчиками (отбивание музыкального такта ногой и «дирижирование», сопряженные с пропеванием текста песен). Опыт организации подобных занятий в МГТУ им. Н.Э. Баумана позволил успешно освоить технологии Чаушьяна.
Игровые технологии рассматриваются преподавателями кафедры Реабилитации как органичный способ вовлечения учащихся в учебную и социокультурную деятельность, обеспечения эмоционального отклика на обучающие и формирующие воздействия. Игры, предлагаемые Российской командой, всегда включали обязательное национальное музыкальное сопровождение с целью вызвать позитивный настрой участников и вовлечь их в игровую ситуацию.
Командная работа над лидерским проектом и проектом культурной программы записывалась на видео, что позволяло участникам анализировать и корректировать собственную работу, совершенствовать коммуникацию, а также обеспечивало формирование базы данных для тренингов и мастер-классов в программах дополнительного образования.
Подготовка культурной программы раскрыла широкий спектр возможностей глухих людей, способствовала развитию навыков слухового восприятия, коммуникативных навыков, командной работы, самопрезентации участников через танцы, игры, презентационный проект.
З.Основной этап. Технологии реализация программы Института в Англии.
В рамках программы имели место следующие технологии: мастер-классы и деловые игры; презентации командных проектов и проектов культурных программ стран-участниц; групповые тематические проекты и дискуссии, реализуемые смешанными национальными коллективами; спортивные мероприя-
тия; ведение индивидуальных журналов студентами с рефлексией основных событий Института, а также экскурсионная программа («Знакомство с Лондоном»).
Мастер-классы раскрывали темы: «Технологии формирования лидерских качеств», «Технологии развития коммуникативных навыков в современном информационном обществе (включая социальные сети)», «Развитие эффективных навыков общения и ведения переговоров» «Взаимодействие смежных культур: глухие и слышащие», «Профессиональное образование и услуги поддержки», «Занятость и профессиональная мобильность глухих людей», «Предполагаемые и реальные возможности глухих людей», «Качества успешного лидера глухих» и др.
В качестве преподавателей привлекались национальные лидеры в области профессионального образования плохослышащих (директор NTID и член всемирной ассоциации глухих д-р А. Хурвиц (в настоящее время - Президент Гэл-лаудетского университета, США), руководители проекта «PEN-International» др Дж. ДеКаро и д-р В. Клаймер, руководитель «PEP-Net» д-р Д. Кевин). На презентации национальных лидерских и культурных проектов обязательно присутствовал представитель фонда Ниппон.
В соответствии с регламентом, в первый день работы Института все команды делали презентации о национальном лидере. Как правило, в презентации по очереди участвовали все члены команды. Успех представления проекта Российской командой предопределялся высоким уровнем подготовки команды на предварительном этапе к работе в условиях многонациональной среды Института.
Вопросы коммуникации и технология комплексного перевода в ходе Института имели огромное значение. Включенность команды в работу, ее успех в Англии во многом определялся коммуникативными особенностями участников, - уровнем навыков владения национальным языком (звучной и письменной речью), английским языком, национальным и международным жестовыми языками; их общим образовательным уровнем, мотивацией, уровнем подготовки команды, а также квалификацией переводчиков и сурдопереводчиков, степенью их погруженности в проблемную область.
Содержательная часть программы во всех ее видах реализовывалась для всех участников через английский язык, средовая ее часть (во время досуга) реализовы-валась через жестовый и международный жестовый языки. Общение Российской и Японской команд осуществлялось на письменном английском языке.
В 2010 г. делегации Филиппин и Китая совмещали в лице одного специалиста-переводчика функции перевода с английского языка на национальный и на национальный жестовый языки, что позволяло повысить скорость перевода и его адекватность. В отношении филиппинской команды, это связано с тем, что преподавание в колледже святой Бенилды осуществляется на письменном английском языке с одновременным переводом на Филиппинский жестовый язык.
В 2010 г. только команды из России и Китая были ориентированы на активное использование звучной речи. Команда России использовала групповую звукоусиливающую аппаратуру, выданную в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Переводчик с английского языка использовал передатчик; сурдопереводчик и другие члены команды использовали приемники. Эта технология доказала эффективность своего использования в многоязычной, одновременно звучащей среде. Эти команды быстрее других включались в выполнение заданий, давали ответы на вопросы, были более зрелищны и результативны в командной работе. Команды Филиппин и Японии были «молчащими», ориентированными исключительно на жестовую речь. При этом наименее активной и наиболее «молчаливой» была команда Японии, тогда как в 2008 г. команда №ТиТ была в числе наиболее активных и звучных. Возможно, это связано с тем, что переводчики с английского языка в команде Японии были приглашены из другого вуза и содержательно не были погружены в проблемное поле Института. Им требовалось дополнительное время, чтобы донести смысл высказываний до студентов и было очевидно, что часть информации терялась. В 2010 г у команды Японии был глухой руководитель (единственный глухой руководитель команды за все время действия программы).
Отмечается особое отношение участников Института к Российской культурной программе, которая традиционно носит характер яркого, красочного
национального шоу. Культурные презентации в сопровождении шедевров русской музыки, современных и национальных песен, танцевальные номера и игры неизменно вызывали восторг и благодарность аудитории. Так, в 2010 г. Российская команда провела игры «Веревочка» (участники с завязанными глазами должны были срезать конфеты, пряники, баранки, сувениры), «Перетягивание каната» и др. Культурная программа завершалась общим хороводом под национальную русскую песню «Каравай».
Воспроизведение участниками игр из разных стран движений и действий, показанных Российской командой, способствовало раскрытию особенностей национального характера, вовлечению их в общий социокультурный процесс, созданию новой формы социальной организованности и культуры взаимоотношений между участниками Института.
Российская культурная программа в Институте Лидерства стала ключевым событием и позволила заложить собственные традиции проведения национальных культурных программ. Неформальная оценка технологии проектной деятельности студентов-инвалидов проводилась по результатам представления проектов и по результатам участия студентов во всех мероприятиях программы. Официального ранжирования команд не проводилось, что отвечало тезису «главное -не победа, а участие» и способствовало созданию дружественной атмосферы. Следует отметить, что проекты всех команд были выполнены на высоком уровне, с использованием информационных технологий; сферы деятельности национальных лидеров, представленных командами (спорт, культура, наука, образование, медицина), взаимно дополняли друг друга и создавали единую картину человеческого потенциала людей с ограниченными возможностями. Вся среда Института с установкой на успех, на позитив оказывала мощное формирующее воздействие.
4. Регламент Заключительного этапа включал две составляющие:
• подготовку и представление итоговой презентации, обобщающей опыт, приобретенный в Институте (в последний день работы Института в Англии);
• распространение этого опыта в своей стране (в форме докладов, тренингов для студентов с нарушенным слухом).
Согласно регламенту, итоговая презентация должна резюмировать опыт, приобретенный в ходе участия в программе Института в течение недели (в тренингах, мастер-классах, командных мероприятиях) и содержать оценку всех мероприятий программы.
Следует отметить, что Итоговые презентации Российской команды (в 2006, 2008, и 2010 годах) были самостоятельными от начала до конца, подготовлены на высоком технологическом уровне и носили лидерский, позитивный и вместе с тем, критический характер. По существу, эти презентации содержали в себе оценку работы Института, его влияющее и формирующее значение для каждого члена Российской команды и команды в целом и позволяли сделать однозначный вывод, что задача фонда Ниппон по формированию национальных лидеров из контингента студентов с ограниченными возможностями через Международный Институт Лидерства достигнута и инвестиции в Программу оправданы.
Заключение и выводы. В ходе работы Института студенты приобрели новый, очень значимый для них опыт непосредственного взаимодействия с лидерами - фигурами мирового масштаба, погружения в нестандартные ситуации для оценки и принятия решений; опыт работы в условиях сложной коммуникации; взаимопроникновения в национальные культурные особенности, проявляемые в различных формах. Одновременно, имел место трансфер технологий, представленных в Институте Лидерства, в МГТУ им. Н.Э. Баумана, откуда, преломившись через собственные технологии формирования лидерских качеств, транслировался в партнерские Российские вузы.
Анализ опыта участия, разработки и реализации лидерских программ для студентов с нарушенным слухом в МГТУ им. Н.Э. Баумана позволяет сделать следующие выводы. 1. Высшее непрерывное двухуровневое профессиональное интегрированное образование является основой для формирования лидерских компетенций у студентов, в том числе - с ограниченными возможностями здоровья.
2. Действенным инструментом формирования этих качеств в современном НИУ являются образовательно-реабилитационные программы (ОРП) через специальные циклы дисциплин Обучения жизни с инвалидностью.
3. Развитием и диверсификацией ОРП являются лидерские программы дополнительного образования, разрабатываемые в МГТУ им. Н.Э. Баумана и при участии МГТУ им. Н.Э. Баумана - Всероссийская Школа Лидерства и Международные лидерские программы.
4. Лидерские программы и технологии значимы и необходимы в условиях глобализации, так как
- обеспечивают формирование у участников навыков независимой жизни в современном обществе, совершенствование коммуникативных навыков; -знакомят с подходами к образованию и реабилитации в разных странах; -расширяют понимание роли и значения (высшего) профессионального образования и профессиональной занятости в изменении социального статуса инвалида в мире;
-предоставляют участникам уникальную возможность высказать свое видение, выработать конструктивные подходы к решению вопросов интеграции в социум.
5. Программы должны развиваться на базе ведущих вузов страны, национальных исследовательских университетов, реализующих программы профессионального образования инвалидов.
6. Результатом регулярного проведения Школ и Институтов лидерства станет формирование международной высокопрофессиональной элиты из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Литература:
1. Шмаров А., Глинкин И., Андреенкова А. Вузы и работодатели о выпускниках и реформе высшей школы: Доклад аналитического центра «Эксперт». - М., 2005 . - 49 с.
2. Гидрович С.Р., Егорова И.И., Курочкина А.Ю. Компетентностный подход к формированию основных образовательных программ третьего поколения. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.
3. О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации / Официальные документы Министерства образования и
науки Российской Федерации. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.- 34 с.
4. Система непрерывного многоуровневого высшего профессионального образования инвалидов по слуху : монография / Федоров И. Б., Сергеев А. Г., Станевский А.Г., Егоров И. Н. [и др.] ; МГТУ им. Н. Э. Баумана, Владимирский гос. ун-т. - М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2005. - 292 с.
5. Станевский А. Г. Модель инновационного образования инвалидов, интегрированного с социальной политикой // Интегрированное профессиональное образование инвалидов по слуху в МГТУ им. Н.Э.Баумана: Сб. науч. тр. / Под ред. А.Г. Станевского. - М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2000. - С. 19-27.
6. Alexander G. Stanevskiy . Theoretical and methodological aspects of problem of creating a system of improving employment opportunities for deaf and hard-of-hearing graduates of engineering universities. NTUT Editoral office, Japan, 2006.
7. Материалы международного института лидерства в рамках проекта «PEN-International» [Брошюра] / Под ред. Дж. ДеКаро. - Англия, 2008-2010.
8. Технология организации проектной и исследовательской деятельности. Санкт-Петербург.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.
electronic scientific and technical periodical
SCIENCE and EDUCATION
_EL № KS 77 - 3Ü56'». .V;II421100025, ISSN 1994-jMOg_
Programs of forming leadership competences for students with disabilities (from the experience of Bauman Moscow State Technical University)
77-30569/362595 # 04, April 2012
Stanevsky A.G., Oreshkina O.A., Safonova Yu.A.
Bauman Moscow State Technical University
stan@bmstu.ru Oreshkin@,bmstu. ru Lorcaaramhler. ru
The authors analyzed and summarized their experience in forming leadership competencies in BMSTU hearing-impaired students with the help of special programs through social practices and project activity. The authors consider the key aspects and technology of implementation of the Leaderships School as a universal tool of forming leaderships features for those vocational and higher education institution health impaired students. The proposed system approach to forming leaders from disadvantage group of students at National Research University within BMSTU is an example of implementation of the innovative form and content of engineering education and its high humanization. The Leaderships programs become the needed element of engineering training from the position of social and management aspects.
Publications with keywords: systematic approach, International Leaderships School, labour -market, higher professional two-level integrated education, students with hearing loss, special educating program, forming of the elite, leadership, leadership competencies
Publications with words: systematic approach, International Leaderships School, labour -market, higher professional two-level integrated education, students with hearing loss, special educating program, forming of the elite, leadership, leadership competencies
References
1. Shmarov A., Glinkin I., Andreenkova A. Vuzy i rabotodateli o vypusknikakh i reforme vysshei shkoly: Doklad analiticheskogo tsentra «Ekspert» [Universities and employers of the graduates and high school reform. Report of Analytical Centre "Expert"]. Moscow, 2005. 49 p.
2. Gidrovich S.R., Egorova I.I., Kurochkina A.Iu. Kompetentnostnyipodkhodk formirovaniiu osnovnykh obrazovatel'nykh programm tret'egopokoleniia [The competence-based approach to the formation of the basic educational programs of the third generation]. SPb., SPbGUEF Publ., 2010.
3. O realizatsii polozhenii Bolonskoi deklaratsii v sisteme vysshego professional'nogo obra-zovaniia Rossiiskoi Federatsii: Ofitsial'nye dokumenty Ministerstva obrazovaniia i nauki Rossiiskoi Federatsii [On the implementation of the Bologna Declaration regulations in the system of higher professional education of the Russian Federation : Official documents of the Ministry of education and science of the Russian Federation]. Moscow, Issledovatel'skii tsentr problem kachestva podgo-tovki spetsialistov [Research center of problems of quality of specialist training] Publ., 2005. 34 p.
4. Fedorov I. B., Sergeev A. G., Stanevskii A. G., Egorov I. N., et al. Sistema nepreryvnogo mnogourovnevogo vysshego professional'nogo obrazovaniia invalidov po slukhu: monografiia [A system of continuous multi-level higher professional education of the disabled on hearing : monograph]. Moscow, Bauman MSTU Publ., 2005. 292 p.
5. Stanevskii A. G. Model' innovatsionnogo obrazovaniia invalidov, integrirovannogo s sotsi-al'noi politikoi [A model of innovative education of disabled persons, integrated with social policies]. Integrirovannoe professional'noe obrazovanie invalidov po slukhu v MGTU im. N.E.Baumana: Sb. nauch. tr. [Integrated Vocational Education for the Hearing Impaired in the Bauman MSTU: Collected papers]. Moscow, Bauman MSTU Publ., 2000, pp. 19-27.
6. Alexander G. Stanevskiy . Theoretical and methodological aspects ofproblem of creating a system of improving employment opportunities for deaf and hard-of-hearing graduates of engineering universities. Japan, NTUT Editoral office, 2006.
7. Dzh. DeKaro, ed. Materialy mezhdunarodnogo instituta liderstva v ramkakhproekta «PENInternational» [James J. DeCaro, ed. Proceedings of the International Institute for Leadership in the project «PEN-International»]. England, 2008-2010.
8. Tekhnologiia organizatsii proektnoi i issledovatel'skoi deiatel'nosti [Technology of organization of design and research activities]. Sankt-Peterburg, RGPU im. A.I. Gertsena, 2007.