Научная статья на тему 'Технологии бумажной пластики в дизайне постеров для интерьера'

Технологии бумажной пластики в дизайне постеров для интерьера Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
368
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУМАЖНАЯ ПЛАСТИКА / ДИЗАЙН / ИНТЕРЬЕР / ПЕЙЗАЖ / ПЛАКАТ / ПОСТЕР / ORIGAMI / DESIGN / INTERIOR / LANDSCAPE / BANNER / POSTER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зинченко Наталия Александровна

В статье представлен сравнительный анализ понятий «плакат» и «постер». Предложены различные варианты создания индивидуальных постеров. Изложен порядок разработки двух авторских картин, изображающих пейзажи в разное время года средствами бумажной пластики. Описана технология объемной аппликации, ставшая способом реализации идеи обеих композиций. Даны рекомендации по оформлению и размещению постеров в интерьере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIGAMI TECHNIQUES IN POSTER DESIGN

The article provides comparative analysis of the concepts “banner” and “poster”, proposes different variants to design original posters. The researcher introduces an algorithm to design two author’s original pictures depicting seasonal landscapes by origami techniques. The paper describes three-dimensional applique technique which became a means to express the ideas of both compositions, provides guidelines on designing and posting the posters on the Internet.

Текст научной работы на тему «Технологии бумажной пластики в дизайне постеров для интерьера»

Зинченко Наталия Александровна

ТЕХНОЛОГИИ БУМАЖНОЙ ПЛАСТИКИ В ДИЗАЙНЕ ПОСТЕРОВ ДЛЯ ИНТЕРЬЕРА

В статье представлен сравнительный анализ понятий "плакат" и "постер". Предложены различные варианты создания индивидуальных постеров. Изложен порядок разработки двух авторских картин, изображающих пейзажи в разное время года средствами бумажной пластики. Описана технология объемной аппликации, ставшая способом реализации идеи обеих композиций. Даны рекомендации по оформлению и размещению постеров в интерьере.

Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^/З^О^/Э/Н.^т!

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 9(71) C. 60-63. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/9/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

THE UNITED STATES CONGRESS INDIAN POLICY IN THE 1990S

Zakharov Aleksei Igorevich

Volgograd State University alex_0 7_cool@mail. ru

The article analyzes the influence of the United States Congress on the process of developing American foreign policy regarding India. During the last decade of the XX century the USA policy in South Asia has changed, and the White House has reconsidered the importance of New Delhi for the American foreign policy interests. The author identifies the influence of Congress lobbies on developing the USA regional policy and discovers the factors determining Congressmen's adoption of legislative initiatives regarding the Indian trend of foreign policy.

Key words and phrases: The USA; India; The United States Congress; American-Indian relations; foreign policy; lobby; human rights.

УДК 74.01/09 Искусствоведение

В статье представлен сравнительный анализ понятий «плакат» и «постер». Предложены различные варианты создания индивидуальных постеров. Изложен порядок разработки двух авторских картин, изображающих пейзажи в разное время года средствами бумажной пластики. Описана технология объемной аппликации, ставшая способом реализации идеи обеих композиций. Даны рекомендации по оформлению и размещению постеров в интерьере.

Ключевые слова и фразы: бумажная пластика; дизайн; интерьер; пейзаж; плакат; постер. Зинченко Наталия Александровна, к. пед. н.

Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина [email protected]

ТЕХНОЛОГИИ БУМАЖНОЙ ПЛАСТИКИ В ДИЗАЙНЕ ПОСТЕРОВ ДЛЯ ИНТЕРЬЕРА

Современные технологии бумажной пластики весьма многообразны - оригами, поп-ап (англ. pop-up), квиллинг (англ. quilling), торцевание, айрис фолдинг (англ. iris folding), аппликация. И надо заметить, что приемы художественной обработки всевозможных видов бумаг растут благодаря активному целевому общению участников интернет-сообществ на специальных площадках для художников, а также доступности в интересах творчества щедрого выбора разносортных бумаги и картона. Тем временем, результаты бумажного моделирования могут иметь самостоятельное значение, а могут быть в той или иной степени преобразованы, растиражированы, стать основой прежде для графического, а затем средового дизайна. Таковым продуктом полиграфического дизайна, предназначенного для украшения жилого или общественного интерьера, может стать, к примеру, простер.

Постер (англ. poster) - это художественно оформленный плакат, используемый для рекламных или декоративных целей. При всем том плакат (нем. Plakat), возникший во второй половине XIX века из обычного черно-белого объявления, отличается от постера рядом свойств. Будучи политическим, экологическим, зрелищным или рекламным, плакат должен быть броским, исключительно лаконичным, обладать повышенной декоративностью. Все это необходимо, потому как такого рода информационно-изобразительные художественные сообщения зритель воспринимает с далекого расстояния, а порой и мимолетом, например, из окна общественного транспорта. Плакаты вдобавок содержат символы, метафоры и слова, при этом, как заметил искусствовед А. А. Мажуга: «Слово здесь служит не расшифровкой... а является равноправным смысловым и пластическим элементом композиции» [1, с. 357]. Ученый обратил внимание еще на то, что плакат по своей природе, по своему назначению должен быть монументальным и одновременно украшать город [Там же, с. 358-358]. Необходимо сказать, что разнообразие требований к плакату возникло не сразу, но по мере эволюции этого жанра, занявшего сегодня прочные позиции в сфере графического искусства, дизайна.

В сравнении с плакатом постеры считаются относительно новым явлением, хотя бы в отношении полиграфических технологий, используемых для их печати и тиражирования. При этом функция авторских картин в интерьере сугубо декоративная. С помощью изобразительных композиций большего или меньшего формата, отпечатанных на фактурном холсте или иной - гладкой поверхности, развешенных единично или группой, можно решить сразу несколько задач. Во-первых, постер помогает избавиться от визуальной монотонности пустой стены, во-вторых, благоприятствует расстановке в помещении ярких концептуальных акцентов, а с тем усиливает доминирующий интерьерный стиль. Вдобавок можно сэкономить финансы, поскольку цена постера в разы ниже стоимости оригинального произведения художника, выполненного в характерной для видного мастера технике. Конечно, все сказанное справедливо лишь для решения проблемы

украшения жилой среды, наделения ее признаками того или иного художественного стиля. Тем не менее, посредством постера нельзя удовлетворить потребности ценителей уникальной живописи или графики, а также интересы коллекционеров реальных произведений искусства. Для этих категорий покупателей и заказчиков важно исключительное обладание признанными артефактами авторского производства. Во всяком случае, размноженные подлинники средствами современных технологий общедоступны, они способны передать нюансы почерка всякого творца и, главное, предоставить шанс уместно и тактично украсить заманчивым мотивом пространство собственной квартиры или рабочего кабинета. Более того, постер может быть изготовлен по индивидуальному заказу или быть выпущен ограниченным тиражом, что в определенной степени приблизит владельца тиражной графики к обладателю, к примеру, раритетного эстампа.

Сейчас в магазинах мебели и аксессуаров можно приобрести постеры различной актуальной тематики. Детям предлагают образы героев популярных мультипликационных и кинофильмов, компьютерных игр, взрослые соглашаются любоваться натюрмортами, фотографиями произведений архитектуры и, конечно, многоликими пейзажами. Сложно угодить тем, кто желает обладать нетипичным постером.

Получить изображение для создания постера можно разными способами. Одним из самых демократичных является поиск желаемого сюжета в фотостоках интернета. Другим источником приобретения нужной иллюстрации может стать фотографирование, самостоятельное либо по заказу, какого-то объекта или субъекта для его последующего проецирования на постере. Следующим способом, пожалуй, наиболее затратным с точки зрения времени на исполнение, материала, но прежде в отношении духовных и интеллектуальных сил, оказывается разработка для постера собственной уникальной композиции. Впрочем, здесь желательно, чтобы автор мотива для создания основы типографских копий владел на профессиональном уровне системой художественно-изобразительного мастерства, умело выбирал предметы и средства воплощения замысла.

Так, вниманию представлены две оригинальные пейзажные композиции, исполненные методом объемной аппликации из плотной, так называемой, дизайнерской бумаги, имеющей фактуру холста.

Рис. 1 (автор Н. Зинченко)

Рис. 2 (автор Н. Зинченко)

Выбор обыденной бумаги в качестве основы изобразительно-художественных преобразований идеальной натуры для создания постера помогут объяснить слова профессора Художественного института Чикаго Джеймса Элкинса (James Elkins), заметившего однажды, что «Необычные материалы... могут вызвать у зрителей ассоциации с научной фантастикой... У глины, дерева и простых металлов то преимущество, что они относительно нейтральны, они как бы "исчезают" в объекте, и их можно использовать для решения самых разных творческих задач» [6, с. 117]. Бумага практически знакома всем, как, впрочем, и сцены природы. В этом смысле выбор пейзажных мотивов тоже не был случайным. К слову сказать, философ И. Ф. Смольянинов, исследовавший проблему совершенствования личности через формирование чувства восхищения природой, наделял

пейзаж рядом фундаментальных функций. «Каждый пейзаж, - писал ученый, - есть... восхитительный результат мудрости природы, естественный памятник и музей, архив и эталон, лаборатория и энциклопедия, источник познания и вдохновения, ключ к великим открытиям и лекарство от чрезмерной урбанизации» [4, с. 53].

Таким образом, пейзажи, демонстрирующие в сущности незатейливые природные сюжеты, объединены техникой исполнения. Небо, земля, растительность выполнены из многочисленных полос цветной плотной бумаги, которая предварительно была надрезана с одной стороны (Рис. 3).

Рис. 3

Цвета элементов одного и другого ландшафта подбирались в соответствии с действительным состоянием природы в переданное время года. Для осеннего мотива (Рис. 1) выбраны оттенки краснокирпичного, серо-зеленого цветов, охры, зима же (Рис. 2) передана тонами преимущественно серого, синего цвета. Надо заметить, что такое технологическое решение, благодаря очень большому количеству составляющих каждую иллюстрацию элементов, позволяет своеобразно - оптически смешивать цвета, составлять из них более или менее сложную колористическую гамму. Композиционная схема аппликаций относительно проста, что естественно при сложной в целом технике их художественно-изобразительной реализации.

Атмосфера пейзажей, передаваемая ритмами линий, цвета, направленными в определенные стороны изгибами растений, создана с опорой на известные поэтические строки. «Люблю я пышное природы увяданье, / В багрец и в золото одетые леса...» - эти слова А. С. Пушкина подсказали сюжет и колорит своеобразной зарисовки из бумаги, где осенний перистый ковыль колышется на фоне синего неба и, словно покрытой ржавчиной, густой травы [3, с. 144]. Композиция второй иллюстрации (Рис. 2) вновь навеяна поэзией великого А. С. Пушкина. Здесь «.зима, / Пришла, рассыпалась; клоками / Повисла на суках дубов, / Легла волнистыми коврами / Среди полей вокруг холмов» [2, с. 185]. Описанная поэтом стихия восстановлена средствами серой, синей и бледно-желтой фактурной бумаги, очертания которой были подготовлены в соответствии с предметом изображения.

Превратить аппликации в настоящий постер можно, следуя определенному порядку. Прежде необходимо готовую композицию снять на фотоаппарат с мощным объективом, хотя бы в фотомастерской. Снимок, сделанный с помощью серьезной оптической системы, подходит для дальнейшей с ним работы - масштабного увеличения, при надобности - филигранной обработки в программе Adobe Photoshop. Собственно в этом же графическом редакторе удобно подготовить тот или иной оригинал-макет для печати постера.

При желании пейзаж можно грамотно обрамить в паспарту определенного размера и цвета или уместно разрезать иллюстрации на диптих, триптих, в зависимости от задач уже средового дизайна. Следующий шаг -это печать постера (его частей) на пенокартоне или холсте. В данном случае фотографии композиций накатаны на пенокартон толщиной 7 мм. Эта основа почти не имеет веса, а значит, не составит труда зафиксировать ее на поверхности стены любым нехитрым способом. К тому же гладкая поверхность пенокартона является наиболее подходящей для проекций представленных изображений, имеющих причудливую объемную структуру, образованную мелкими бумажными «мазками». Надо заметить, что оформление постеров чрезвычайно важный момент, поскольку удачная их подача способна усилить изобразительное, эмоциональное звучание не только самих композиций, но и помещения, для которого они предназначены.

Развесить постеры можно также как угодно. Во-первых, отдельные части можно зафиксировать на разном уровне, во-вторых, распределить на стене с учетом заданного интервала, а еще дополнить, разъединенные, так или иначе, композиции светильниками, вазонами, иными предметами (Рис. 4, 5). Решение о способе того или иного монтажа должно приниматься сообразно площади помещения, фактуре и текстуре стен, имеющейся мебели и общему тону уже созданного стиля.

Рис. 4

Рис. 5

Нужно сказать, что технологии бумажной пластики настолько разнообразны, что позволяют создавать арт-объекты всевозможной формы и жанра. Ксения Чиженок говорит по этому поводу следующее: «Уникальные свойства бумаги, ее секреты и даже история подсказывают авторам сюжеты, идеи и образы» [5, с. 4]. Податливость бумаги является основанием многообразия конфигураций исполненных художественных композиций, при чем, не только ограниченных рамками изобразительной плоскости, но и обусловленных геометрией жилого или рабочего пространства. Так, например, постеры, изобразительный символизм которых построен на приемах бумажной пластики, способны передать настроение непосредственно образной композиции, а также выступить в гармонии с окружающей средой интерьера, его предметным наполнением, оттенить имеющийся стиль.

Список литературы

1. Анализ и интерпретация произведения искусства: учебное пособие / ред. Н. А. Яковлева. М.: Высшая школа, 2005. 551 с.

2. Пушкин А. С. Евгений Онегин. Роман в стихах. Новосибирск: Западно-Сибирское издательство, 1978. 240 с.

3. Пушкин А. С. Лирика / сост. В. В. Евгеньева. М.: Правда, 1998. 480 с.

4. Смольянинов И. Ф. Красота природы и воспитание красотой. М.: Знание, 1985. 64 с.

5. Чиженок К. Бумажная скульптура // Мир музея. 2014. № 7. С. 2-6.

6. Элкин Дж. Почему нельзя научить искусству. Пособие для студентов художественных вузов. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 288 с.

ORIGAMI TECHNIQUES IN POSTER DESIGN

Zinchenko Nataliya Aleksandrovna, Ph. D. in Pedagogy Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin perllibelle@yandex. ru

The article provides comparative analysis of the concepts "banner" and "poster", proposes different variants to design original posters. The researcher introduces an algorithm to design two author's original pictures depicting seasonal landscapes by origami techniques. The paper describes three-dimensional applique technique which became a means to express the ideas of both compositions, provides guidelines on designing and posting the posters on the Internet.

Key words and phrases: origami; design; interior; landscape; banner; poster.

УДК 113/119:316.647.5 Философские науки

Статья посвящена анализу космосоциальных проектов представителей трансцендентного космизма - Платона, Аристотеля, Плотина, Оригена, Ф. Шеллинга, В. С. Соловьева. Идеи о коэволюции и толерантности, обнаруженные в этих проектах, помогают в постиндустриальную эпоху выработать правильный вектор гармоничного, устойчивого развития с целью сохранения социокультурной ступени в универсальной эволюции.

Ключевые слова и фразы: космосоциальные проекты; трансцендентный космизм; метафизика всеединства; толерантность; коэволюция; антропокосмизм; Платон; В. С. Соловьев.

Золотухин Владимир Михайлович, д. филос. н.

Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева [email protected]

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ТРАНСЦЕНДЕНТНЫХ КОСМИСТОВ

Космизм представляет собой ряд религиозно-философских, естественно-научных, а также художественно-эстетических течений, в основу которых положены представления о космосе как о структурно-организованном мире (противоположном хаосу), а также о всеединстве микрокосма-человека с Макрокосмом-Вселенной. Первые представления о живом, упорядоченном космосе и о взаимосвязи человека с ним обнаруживаются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.