ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АРМЕНИИ
Самвел Маиукян
Ключевые слова: демография, технологическое развитие, экономическая идеология, Еврзаийский экономический союз, военно-промышленный комплекс.
Демографическое состояние и прогноз для Армении
Одна из критических сфер в Армении - демография. Если по переписи населения 2001г. де факто население Армении составляло 3.00 млн., то по переписи населения 2011г. - уже 2.87 млн. Демографическая ситуация критически неблагоприятна как в сфере естественного воспроизводства населения (уже 23 года, начиная с 1993г., коэффициент фертильности ниже критического значения 2.15, а в 2014г. составил 1.65), так и в миграционной составляющей. Если в 2001-2007гг. миграционный баланс колебался вокруг нуля, то в течение 2010-2015гг. ежегодно отрицательный миграционный баланс Армении составлял более 40,000 человек (Диаграмма 1. Тренды годового миграционного баланса). В итоге за этот период Армения потеряла 250,000 человек.
Прогноз относительно численности населения Армении неутешителен. По прогнозам ООН, в 2030г. население Армении составит 2.81 млн. Однако этот прогноз составлен, исходя из предпосылки, что население Армении в 2011г. составляло 2.96 млн. человек, а темп миграции -3.36%о в течение 2010-2015гг., -3.35% в 2015-2020гг., -1.67% в 2020-2025гг. и -1.68 в 2025-2030гг.
К.с.н., советник Научно-образовательного фонда «Нораванк».
Однако по переписи населения 2011г. де-факто население Армении составляло 2.87 млн. человек. Если принять во внимание, что в течение 2010-2015гг. в среднем миграционный баланс составлял -41,602 человека (т.е. темп миграции -14.3%о), то за 20 лет численность населения сократится на 823,040 человек. Следовательно, оценка количества населения Армении в 2030г. составит приблизительно 2,04 млн. человек.
Такое количество население явно недостаточно для решения национальных задач, в частности задач национальной безопасности.
Темпы прироста ВВП, безработица и миграционное сальдо
В республике фактические подходы решения демографических проблем сводятся к сфере социального обеспечения - пособия необеспеченным семьям, единовременные выплаты при рождении ребенка и другие малозначительные льготы.
Однако в действительности суть проблемы в том, что разрушенная либеральными реформами индустриальная экономика Армении, которая восстановилась в качестве сырьевого придатка развитых стран, не в состоянии обеспечить общество необходимым количеством высокооплачиваемых и престижных рабочих мест (Диаграмма 1, тренды уровня безработицы).
Новая слаборазвитая и маленькая экономика быстро превратилась в олигопольную и стала препятствовать развитию малого бизнеса, т.е. среднего класса, вынуждая предприимчивых людей искать более «свободные» экономические пространства в других странах. Молодежь стремится к самореализации и не видит в Армении этой возможности. Важно отметить, что за те шесть лет, когда отток населения составлял практически 1.5% от общего количества населения Армении, уровень безработицы не снижался.
Сопоставление данных по темпам роста экономики и миграционного баланса (Диаграмма 1) подсказывает, что при имеющейся структуре и уровне технологического развития экономики миграционный баланс может стать положительным при годовом темпе роста экономики более чем на 10%, что наблюдалось в течение 2001-2007гг. Однако, принимая во внима-
ние состояние и тренды в мировой экономике, нет основания считать, что в Армении возможен такой прирост.
Диаграмма 1
Темпы прироста ВВП, уровень безработицы, годовой миграционный баланс и суммарный миграционный баланс в Армении, 2000-2015гг.
С другой стороны, возникает вопрос: почему в результате бурного экономического роста течение 2001-2007гг. в Армении не появилась новая современная технологичная промышленность?
Причина в том, что стратегии развития экономики Армении были и остаются основанными на «рыночной» логике. Основная цель этих стратегий - «создание благоприятных рыночных условий» для развития. Предполагается, что роль государства этим и ограничивается, а бизнес самостоятельно найдет самые подходящие сферы и ниши для инвестиций, что и приведет к экономическому развитию.
Действительно, экономическое развитие Армении шло в точном соответствии с рыночной логикой. В течение мирового экономического подъё-
ма 2001-2007гг. рыночная логика определила, что в Армении сферой с наибольшей прибыльностью и быстрой отдачей является строительство, особенно в центре столицы. Туда и пошли инвестиции. Практически весь рост экономики Армении в эти годы определялся ростом в сфере строительства. Как только начался глобальный кризис, излишек денег исчез, строительство резко сократилось, экономика сократилась на 14%, и оказалось, что возможность для стратегического технологического развития упущена.
И это естественно, так как, если правительство не имеет адекватно и конкретно сформулированные стратегические цели и приоритеты для перевода экономии на более высокую экономическую нишу, на развитие экономики влияют только миросистемные факторы, которые определяют международное разделение труда. В этом контексте для Армении уже более 20-и лет определены ее экономические ниши - горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство и туризм.
Но это еще не все проблемы. Концепции развития, основанные лишь на рыночной логике, вводят экономических стратегов в серьёзное заблуждение: они считают, что благоприятные рыночные условия являются если не достаточными, то, по крайней мере, необходимыми для успешного развития. Однако, если сопоставить с одной стороны динамику рейтингов благоприятности условий ведения бизнеса (Doing Business) и индексы сдерживания коррупции Института Всемирного Банка для Армении, Грузии и Азербайджана, а, с другой стороны, объёмы прямых иностранных инвестиций в эти же страны (Диаграмма 2, А, Б, В), то возникают сомнения относительно данной логики.
Так, из данных Диаграммы 2 видно, что в течение 2009-2013гг. индекс Doing Business и Индекс сдерживания коррупции в Армении улучшались, а объем прямых иностранных инвестиций снижался.
Диаграмма 2
А* Индекс Doing Busineess Всемирного Банка в Армении, Грузии и Азербайджане
0 ֊1
10 - 16
20 -
30 - 3S
40 - 50
50 -
60 -
70 -
S0 -
В Азербайджане индекс Doing Business стремительно ухудшался, а прямые иностранные инвестиции стремительно росли. Их резкий спад в 2013г. легко объясняется тем, что Азербайджан закрыл все американские институты в АР, занимающиеся «развитием демократии». Как следствие, появились санкции и резкое снижение прямых иностранных инвестиций.
В Грузии индекс Doing Business очень высок, а индекс сдерживания коррупции значительно улучшался, однако данные не дают основания считать, что это благоприятно отразилось на объёмах иностранных инвестиций.
Следовательно, благоприятные рыночные условия не являются для привлечения инвестиций ни необходимыми (пример – Азербайджан), ни достаточными (примеры – Грузия и Армения).
Связаны ли технологическое развитие и демография?
Исходя из изложенного, в «Исследовательской программе по улучшению демографической ситуации в Республике Армения»1 для решения проблем эмиграции из Армении предлагается начать целенаправленно поддерживаемый государством перевод экономики Армении в более высокую экономическую нишу посредством развития высокотехнологичного среднего и малого бизнеса, так как восстановление или создание крупных предприятий требует непосильных для Армении финансовых средств.
Экспертный опрос, проведенный в рамках исследования, подтвердил, что предлагаемый подход адекватен для решения поставленной задачи. Концепция была представлена в виде логически связанных суждений, которые оценивались по десятибалльной шкале, и получила высокие оценки – в среднем 8 баллов (Диаграмма 3).
Далее посредством экспертных обсуждений были исследованы возможности и препятствия реализации концепции.
1 Исследование проведено в 2014г. Научно-образовательным фондом «Нораванк» по заказу Министерства труда и социальных вопросов РА и Фонда Организации Объединенных Наций в Области Народонаселения – UNFPA.
Диаграмма 3
Экспертные оценки концепции сокращении эмиграции путем развитии высокотехнологичных производств (шкала оценок 0-10)
Для сокращения эмиграции необходимо развивать высокотехнологичные производства
Это при ведет к росту высоооплачиваемыхи престижных рабочих мест
... с мул ьта пл и кати еным эффектом
... вследствие этого сократится отмывание мозгов среди молодежи
...улучшится морально-психологическое состояние общества
... снизит эмиграционные установки
...приведет к росту оптимизма
... увеличитпокупательную спосбнось населения, способствуя развитию сферы услуг
Лучшая стратегия технологического развитая вхождение в ЕАЭС и сотрудничество с ВПК России
Необходимо создание Совета ЕАЭС по интеграции высокотехнологичных производств, НИИ и ОКБ
Необходимо прямое государственное финансирование ВТП, НИИ и ОКБ и налоговые льготы
0 5 10
Оказалось, что наиболее серьёзным препятствием для развития в Армении высокотехноло-гичного малого и среднего бизнеса является выход на рынок, что практически всегда требует гораздо больших финансовых средств, чем сами научно-технические разработки, создание опытных или расширение имеющихся производств.
В сегодняшней ситуации, когда происходит геополитическая и геоэкономическая регионализация, когда развитые страны открыто и всеми возможностями стремятся не допустить технологического развития конкурентов, для развития высокотехнологичного сектора малого и среднего бизнеса Армении наиболее перспективным и реалистичным выходом является инте-
грация и кооперация с технологическими центрами ЕАЭС, в частности и особенно с ВПК России.
Конкретные предложения по сотрудничеству высокотехнологичных предприятий Армении и ВПК России
В рамках вышеотмеченного исследования в качестве первого шага по организации сотрудничества высокотехнологического малого и среднего бизнеса Армении с ВПК России, составлен список высокотехнологичных перспективных производств в сфере малой химии и биотехнологий, которые с высокой вероятностью могут быть интересны для ВПК России. Это предприятия и научно-исследовательские институты имеющие конкретные разработки и предложения, а также уже действующие малые производственные мощности. Некоторые примеры приведены в Таблице 1.
На основе проделанной работы предлагается, под эгидой Правительства Армении, организация в Армении рабочей встречи представителей и специалистов госкорпорации «Ростех» Российской Федерации, в частности входящих в нее холдингов «Национальная иммунобиологическая компания», «РТ - Химкомпозит», Концерна «Автоматика», и Концерна «Радиоэлектронные технологии» с представителями малого и среднего бизнеса Армении соответствующих направлений.
Следует особо отметить, что исследование показало, что приведенный список может быть существенно увеличен по научным сферам, конкретным разработкам и предприятиям.
Март, 2016г.
Таблица 1
Организация Технологии
Государственный инженерный университет Энергосберегающая, высокоэффективная и экологически безопасная технология фронтальной полимеризации. Синтез сверхпроводящих полимерных композитов, армированных паутиной полимерных композитов, градиентных полимерных материалов. Синтез полимерных гидрогелей. Применение: биоинженерия, сельское хозяйство, фармакология, медицина, косметология, пластическая хирургия, предметы общей гигиены.
Институт органической химии, Научно-технологический центр органической и фармацевтической химии НАН РА Многофункциональные соединения сложной конструкции. Билдинг-блоки для синтеза физиологически активных молекул. Применение – фармакология, медицина, электроника , оптика, сельское хозяйство
Института радиофизики и электроники НАН РА Технология обогащения жидких сред, в частности, воды ионами различных, в том числе и благородных металлов. Применение – медицина, продукты питания Плазменная обработки полупроводников.
НИИ Физиологии НАН РА, лаборатория иммунологии и тканевой инженерии Тканевые культуры выращенные для трансплантации
ООО <<Z&G Телематик» (Армения) ЕрНИИ Средств Связи (Армения) ООО «ARD-OPTICS» (Армения) Проект: Перспективные системы измерений. Технологии создания микро электромеханических структур изготовление на их основе датчиков теплофизических величин
ՏԵԽՆՈԼՈԳԻԱԿԱՆ ԶԱՐԳԱՑՈՒՄԸ ԵՎ ՀԱՅԱՍՏԱՆԻ ԺՈՂՈՎՐԴԱԳՐԱԿԱՆ ԽՆԴԻՐՆԵՐԸ
Սամվել Մանուկյան
Ամփոփագիր
Հոդվածում ցույց են տրված տնտեսական միտումների և Հայաստանից բնակչության արտահոսքի միջև առկա կապերը։ Հիմնավորվում է այն, որ բնակչության արտահոսքի խնդիրը լուծելու համար անհրաժեշտ է իրապես զարգացնել բարձր-տեխնոլոգիական փոքր ու միջին ձեռնարկությունները, ինչպես նաև համապատասխան գիտահետազոտական ինստիտուտներն ու ԿԲ-ները։ Այդ ձեռնարկությունները կարող են իրապես զարգանալ միայն պետական աջակցության, ԵԱՏՄ շրջանակում, մասնավորապես Ռուսաստանի Դաշնության ՌԱՀ-ին ինտեգրվելու և կոոպերացվելու պարագայում։ Արվում են կոնկրետ առաջարկություններ «Ռոստեխ» պետկորպորացիայի համապատասխան հոլդինգների հետ հայկական ձեռնարկությունների համագործակցության համար։
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АРМЕНИИ
Самвел Манукян
Резюме
В статье показаны связи между экономическими трендами и оттоком населения из Армении. Обосновывается, что для решения проблемы оттока населения необходимо и реалистично развивать высокотехнологичные малые и средние предприятия, а также соответствующие НИИ и ОКБ. Эти предприятия могут реально развиваться только при прямой государственной поддержке, интеграции и кооперации в рамках ЕАЭС, в частности с ВПК Российской Федерации. Приведены конкретные предложения для сотрудничества армянских предприятий с соответствующими холдингами госкорпорации «Ростех».
TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT AND DEMOGRAPHIC PROBLEMS OF ARMENIA
Samvel Manukyan
Resume
The article points out the connections between economic trends and population drain from Armenia. It is substantiated that development of hi-tech small and medium enterprises and relevant R&D and experimental design institutions is necessary and realistic, in order to solve the problem of population drain. These enterprises can develop only through direct government support, integration and cooperation within the EAEU framework, in particular with the Russian military-industrial complex. Specific proposals are put forward with regard to cooperation between Armenian enterprises and relevant holdings of Rostec Corporation.