УДК 338 (075.8)
Б.Н. Герасимов, К.Б. Герасимов* ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматривается задача как наиболее распространенная структурная единица системы управления организацией, для реализации которой в процессе деятельности разрабатывается технология. Анализируется технологическое оснащение управленческой деятельности, эффективность которого определяется выбором методов реализации важнейших процедур задачи.
Ключевые слова: управление, процесс, структура, организация, задачи, технологии.
Управленческая деятельность — один из важнейших факторов функционирования и развития организаций в условиях рыночной экономики. Он постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями рынка, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции или услуг.
В настоящее время вырабатываются новые подходы к управленческой деятельности. Одним из таких подходов является технологизация управленческих процессов. Наука управления накопила достаточно серьезный потенциал в областях теории и методологии, которые с той или иной степенью глубины изложены в литературе. А вот технологии управления удостаиваются гораздо меньшего внимания в среде ученых управленческой науки.
Однако профессионализм современного управленца определяется способностью успешно решать предметные задачи в рамках своей деятельности. К этой сфере относятся финансовые, маркетинговые, производственные и другие задачи. Практически все эти задачи включают совокупности операций (процедур), выстроенных в определенной последовательности. Изредка описание процедур задач попадается в учебной и методической литературе, но чаще всего встречается в должностных инструкциях или методиках деятельности менеджеров в организациях. В документации по системам управления качеством, выполненной на высоком уровне для некоторых организаций, наряду с определенными формами, также присутствует подробное пооперационное описание выполнения управленческих работ, что способствует однозначному пониманию работ и функций. Иногда эти виды работ авторы называют технологией.
К настоящему времени вышло несколько публикаций, которые и в заголовках, и в содержании используют понятие «технология». В литературе есть несколько работ, описывающих управленческие технологии, в т. ч. [1; 7—9].
Особняком стоит работа [6]. Она называется достаточно необычно: «Теория социальных технологий». Авторы добросовестно подвели теоретические основания представления технологических процессов в социальных системах. При этом были рассмотрены сущность, особенности и классификация социальных технологий в различных областях. Сами технологии встречаются в данной работе нечасто, хотя их представление могло бы украсить теоретические и методологические изыски данной работы.
Технологии в любой профессиональной деятельности представляют собой сплав теории, методологии и опыта. Причем с доминированием последнего. Однако в отличие от теории и в какой-то мере методологии опыт хотя и структурирован, но одни и те же понятия у разных авторов называются по-разному.
Резюмируя сказанное выше, отметим, что технологии управления — это наиболее близкий к практике раздел управленческой науки. Очевидно, что для успешного выполнения описания технологий управленческой деятельности необходимо самому побыть не один год в шкуре управленца. Это, во-первых. А во-вторых, все время надо стремиться писать технологии управления коротко, понятно и последовательно. Наилучшим способом это возможно выполнить в виде рисунка или таблицы, что подробно рассмотрено в работах [2; 4].
Таким образом, технологии управления являются важнейшей частью науки управления и проводниками теории и методологии в практической
* © Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б., 2014
Герасимов Борис Никифорович ([email protected]), кафедра менеджмента Международного института рынка, 443030, Российская Федерация, г. Самара, ул. Г.С. Аксакова, 21.
Герасимов Кирилл Борисович ([email protected]), кафедра социальных систем и права Самарского государственного аэрокосмического университета им. акад. С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.
деятельности управленцев и наоборот, управленческая практика через технологии должна обогащать теорию и методологию управления.
Объектом технологизации могут стать самые разные сферы человеческой деятельности: экономическая, социально-политическая, духовная и т.п. В целом можно сказать, что, сколько существует объектов, их разновидностей, столько и технологий, которые направлены на управление процессами их функционирования и развития. Однако их можно и должно унифицировать, добавляя специфические операции, которые и подчеркивают оригинальность процесса. Таким образом, вопрос взаимоотношения управленческих процессов и технологий управления в настоящий момент является открытым [3].
Процессы технологизации являются общими в жизнедеятельности людей, которая предполагает их взаимную зависимость и потребность одного в другом, что обеспечивает сбережение и развитие социального организма. Это жизнь людей непосредственно в коллективе, социальной группе, где совершается деятельность, общение, обмен услугами, пользование общими вещами и ценностями, рождаются соответствующие стереотипы и нормы поведения.
Технологии управления возникают эволюци-онно или создаются искусственно. Технологии, в которых упор делается на прошлый опыт, интуицию и приверженность традициям старых способов организации, называются рутинными. В них используются методы воздействия на социальные процессы, отличающиеся малой наукоемкостью и отражающие вчерашний день социального воздействия, не мотивирующие деятельность и поведение на перемены.
Технологии, с помощью которых создаются новые прогрессивные элементы, можно назвать инновационными. Они выполняются на известных элементах, однако их сочетание, последовательность и внутреннее содержание операций может быть совершенно новым [2].
Для организаций, которые хотят поднять на высокий уровень технологизации управленческой деятельности, предлагается модель системы управления процессом (СУП), которая представлена на рис. 1. В рамках данной модели большое внимание уделяется технологическому оснащению основных элементов управленческой деятельности — функциональных задач управления (ФЗУ). Это связано с тем, что разработка, внедрение и использование технологий ФЗУ — достаточно сложный и многоэтапный процесс и часть операций выходит за рамки настоящей статьи.
В процессе технологизации управленческой деятельности важную роль играет умение не только находить, адаптировать и использовать заимствованные технологии ФЗУ, но и разрабатывать их силами специалистов организации. Проектирование технологии решения ФЗУ представлено на рис. 2.
Структуру технологии решения ФЗУ в организации можно представить в виде 4-этапного процесса: формирование цели, диагностика состояния, принятие решения, организация деятельности, анализ результатов [9].
Процедура, в свою очередь, состоит из более мелких градаций (членений), из которых состоит внутреннее содержание конкретной деятельности. Например, это могут быть установки, проходы, переходы. Эти термины заимствованы из техни-
Рис. 2. Модель проектирования технологии решения ФЗУ
ки, и при необходимости им можно дать адекватное толкование для сферы преобразования информации и человеческих отношений
Технология ФЗУ может быть выполнена на уровне процедур подробно. При этом входная и выходная информация явно не выделяются. Конечно, отсутствие документов или их неполный состав может весьма затруднить или совсем не позволить построить схему документооборота. Однако бывает, что такая задача в научном исследовании или практическом задании и не ставится [5].
Построение технологии на уровне операций является вполне достаточным для того или иного подпроцесса. Такая технология состоит из четырех этапов: подготовка, выполнение (проведение), заключительные операции, мониторинг.
Для каждого этапа с той или иной степенью подробности приводятся операции преобразования информации, а на этапе «Заключительные операции» проводится оформление важнейших документов, получаемых в рамках ФЗУ.
Более подробная технология ФЗУ разрабатывается на уровне процедур, чтобы было во всех деталях показано преобразование входной информации в выходную. Удобнее всего это сделать для отдельных ФЗУ, которые охватывают некоторое замкнутое логическое пространство, четко очер-
ченное конкретной функцией управления в рамках данного подпроцесса.
Функционирование многих систем управления носит целенаправленный характер. Типичным актом такого функционирования является решение задач управления — пути достижения нужной цели из некоторой фиксированной начальной ситуации. Результатом решения задачи управления должен быть план действий, т. е. частично упорядоченная совокупность действий. Такой план напоминает сценарий, в котором в качестве отношения между вершинами выступают отношения типа: «цель-подцель» «цель-действие», «действие-результат» и т.п. Любой путь в этом сценарии, ведущий от вершины, соответствующей текущей ситуации, в любую из целевых вершин, определяет план действий.
Эффективность направления совершенствования системы управления организацией зависит и от выбора стратегии, и от владения инструментами, ее реализующими. Однако значение того и другого неравноценно. За неправильно выбранный путь решения, за активность, направленную по этому неверному пути, нередко приходится дорого расплачиваться. Поэтому главное внимание должно быть уделено выбору методов, которые должны стать основополагающими при со-
здании и совершенствовании системы управления предприятием. Тем более что их значение с каждым годом возрастает в связи с увеличением сложности, укрупнением разрабатываемых систем и усилением воздействия деятельности человека на окружающую среду. Следовательно, выбор метода для практической работы должен проводиться с учетом особенностей задачи.
Решение ФЗУ достигается привлечением средств реализации, благодаря которым получается заданный результат. К таким средствам относятся методы решения и элементы менеджмента, которые необходимо расставить в нужном месте, т. е. предусмотреть для реализации соответствующих процедур ФЗУ. Ими не следует злоупотреблять, но без них в некоторых процедурах не обойтись, чтобы результаты решения ФЗУ были адекватными и своевременными.
Технология по использованию метода решения ФЗУ представлена на рис. 3, она позволяет наиболее рациональным способом выбрать и использовать соответствующий метод решения ФЗУ. В качестве методов решения могут использоваться математические (статистические, расчетные, сравнения и т. д.), социологические (анкетирование, тестирование, собеседование) и т. д. Для некоторых ФЗУ могут существовать несколько методов решения. При этом эти методы могут давать различные результаты по точности, трудоемкости и другим параметрам. При этом желательно знать
весь их спектр.
Чем сложнее метод, тем больше времени на его использование и тем выше должна быть квалификация специалистов. Поэтому должен быть выбран конкретный метод решения задачи, который соответствует уровню управленческой деятельности данной организации.
В отдельных случаях могут быть выбраны сразу несколько методов с указанием конкретных условий их применения. Результаты исследования могут быть представлены в описательном, табличном или другом виде.
Выбор методов решения для ФЗУ«Организация оценки специалистов». Чаще всего для оценки специалистов используются следующие методы: тестирование, анкетирование, собеседование. По своему содержанию тесты, применяемые при оценке в организации, можно будет условно разделить на три группы:
— квалификационные, позволяющие определить уровень профессионализма специалиста;
— психологические, дающие возможность зафиксировать уровень личностных качеств специалиста;
— физиологические, выявляющие уровень состояния здоровья в контексте его применения в конкретной профессии специалиста.
Совокупность этих тестов позволяют с некоторой вероятностью определить актуальный уровень развития у специалиста необходимых для
занимаемой должности навыков, способностей, личностных качеств. Наиболее приоритетныши являются квалификационные тесты, которые определяют пригодность специалиста к работе в соответствующей должности.
Анкетирование позволяет определить оценки экспертов по данному специалисту. Для этого раз-рабатытается анкета, в которой указытается перечень вопросов, которые требуют ответа. В зависимости от содержания вопросов ее может заполнять как аттестуемый, так и эксперт. В качестве экспертов могут выступать непосредственный руководитель, коллеги, подчиненные, а также независимые специалисты. Затем эти материалы об-рабатытаются для получения средних оценок по конкретному специалисту.
Собеседование позволяет вышвить необходимую информацию, которая остается не охваченной тестами и анкетами. Она тоже структурируется в определенном порядке и может, например, касаться человеческих отношений в коллективе или качества существующей методики аттестации.
Наилучшие результаты дает совместное применение всех перечисленных методов, которыш подвергается специалист, что ведет к удлинению времени аттестации и требует привлечения компетентных специалистов. А это приводит к удорожанию процесса аттестации, хотя иногда может быть оправдано.
Все методы и процессы указываются в методике, которая рассматривается и утверждается в организации. К методике прилагаются инструкции по
Распределение элементов
использованию каждого метода с примерами и с указанием последовательности их применения. Лучше, если есть программы обработки результатов аттестации на ПЭВМ.
Выбор элементов менеджмента. Элементы менеджмента способствуют выбору одного из нескольких вариантов, разъяснению содержания работ или продвижению процесса решения. В основном это средства коммуникаций (совещания, переговоры и т. д.), власти, мотивации и др. По результатам выбора элементов менеджмента строится матрица «ФЗУ — Элементы менеджмента».
Для процедуры «Разработка предложений по созданию новыгх параметров нормативов и по изменению существующих нормативов специалистов по профессиям в организации» ФЗУ «Нормирование оценок специалистов» необходимо предусмотреть элемент менеджмента «Мотивация».
Применение этой технологии призвано побудить специалистов, как причастных, так и непричастных к непосредственной разработке нормативов, к формулированию или конструктивному обсуждению инновационных предложений, которые будут рассматриваться перед тем, как войти в окончательную редакцию нормативов или новыгх параметров по той или иной профессии.
По результатам выбора элементов менеджмента строится матрица «ФЗУ — Элементы менеджмента» (табл. 1).
Для процедуры «Обсуждение предложений по изменению нормативов или созданию новыгх параметров нормативов по профессиям в организа-
Таблица 2
джмента в ФЗУ подпроцесса
Элементы менеджмента
Шифр задачи Наименование задачи Совещание Переговоры Презентация Деловая беседа Конференция Дискуссия Г рупповая работа Приём гостей
3.08.01 Прогнозирование оценок специалистов + - - + - + + -
3.08.02 Нормирование оценок специалистов + - - + - + + -
3.08.03 Планирование оценки специалистов + -
3.08.04 Организация оценки специалистов + - - + - + + -
3.08.05 Учет оценки специалистов + - - + - - + -
3.08.06 Контроль оценки специалистов + - - + - + + -
3.08.07 Анализ оценки специалистов + - - + - + + -
3.08.08 Регулирование оценки специалистов + + - + - + + +
3.08.09 Координация оценки специалистов и кадровой политики организации 0 + + + + + + +
Примечание. «+» — технология применяется в решении задачи; «-» — технология в решении задачи не применяется. Шифр задачи: 3.07.03 — 3 (номер функциональной подсистемы); 07 (номер подпроцесса); 03 (номер ФЗУ)
ции» ФЗУ «Нормирование оценки специалистов» предусматривается технология коммуникаций «Совещание». Применение этого элемента менеджмента призвано включить в обсуждение всех заинтересованных специалистов, включая пригла-шенныгх со стороны [3].
Аналогично рассматриваются другие процедуры во всех ФЗУ данного подпроцесса, где необходимо введение методических инструментов. Если при решении разрабатываемых ФЗУ возникнет необходимость внести какой-либо новыш метод в технологию или заменить старый на новый метод, производится изменение, что и отмечается в соответствующей процедуре технологии конкретной ФЗУ.
Элементы менеджмента чаще всего используются не изолированно друг от друга, а в некотором сочетании. Умение гармонично сочетать в своей деятельности эти элементы проявляется у управленца на интуитивном уровне или на основе большого опыта.
Основная роль элементов менеджмента организации — способствовать эффективному решению ФЗУ. Носителями элементов менеджмента являются люди — персонал организации. Используя различные элементы менеджмента, персонал либо решает ФЗУ (управляемая подсистема), либо разрабатытает направления деятельности (управляющая подсистема).
Знание сущности элементов менеджмента дополняет личностные характеристики управленца, способствует рациональному поведению сотрудников организации как для выполнения рутин-ныгх операций, так и творческого характера. Это, в свою очередь, является, несомненно, принадлежностью современного менеджмента и его но-сителей-управленцев. Если для решения ФЗУ необходимо применить сочетание элементов менеджмента, то нужно вышвить удельный вес каждого элемента. Это можно сделать экспертным путем.
Практически все элементы менеджмента реализуются с помощью некоторого спектра технологий, большинство которыгх описано работе [2].
Таким образом, работа в направлении технологического оснащения управленцев в дальнейшем предстоит обширная и кропотливая. Это связано с тем, что именно компетентность определяет уровень профессионализма любого специалиста, а управленца в частности. А компетентность, в свою очередь, предполагает умение не только технологически решать профессиональные задачи, но и уметь научить их решению молодыгх специалистов. Одним из важных решений на общероссийском уровне бышо бы включение дисциплины «Технологии управления» в учебный процесс подготовки и переподготовки управленцев и некоторых других категорий специалистов.
Однако эта весьма благородная цель потребует значимых усилий по различным направлениям. Важнейшей задачей при этом является необходимость в ближайшее время добиться, чтобы публикаций с дефиницией «технология» было значительно больше, и они обязательно соответствовали своему содержанию.
В настоящей статье представлены основные теоретические и методологические понятия, которые определенно устоялись с первых публикаций 2001 г. и закрепились благодаря их постоянному использованию авторами в своих монографиях, учебных пособиях, научных статьях и методических материалах по различным объектам и процессам организации. Расшифровка понятий и их взаимная входимость позволяют однозначно понимать их во время использования в этой и последующих работах авторов.
Модель построения системы управления организацией может применяться в различных экономических системах типа «организация» для построения систем управления процессами разной размерности. В зависимости от поставленных перед исследователем или разработчиком задач возможен обоснованный пропуск или циклическое повторение некоторых процедур и даже этапов.
Использование представленного авторами подхода предполагает возможность включения оригинальных элементов или новых технологических операций, которые внесут дополнительный орнамент для научных исследований и практических разработок. Это может быть оказаться необходимым при проектировании систем или процессов или их части, также при проектировании каких-либо новых операций, необходимость в которых может возникнуть в каком-либо процессе.
Гибкость архитектуры функционирующих и развивающихся систем управления организациями позволяет выделить основные элементы системы, установить их взаимодействие, определить средства обеспечения, произвести оценку эффективности системы управления, что поможет улучшить управляемость процессов организации.
Библиографический список
1. Албастова Л.Н. Технологии эффективного менеджмента: учеб.-практ. пособие. М.: ПРИОР, 1998. 258 с.
2. Герасимов Б.Н. Технологии управления: монография. Самара: НОАНО ВПО СИБиУ, 2010. 460 с.
3. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Технологизация управленческих процессов как методология их совершенствования // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2013. № 4. С. 32-37.
4. Герасимов К.Б. Инновационный потенциал управления операциями организации: монография. Самара: САГМУ, 2010. 216 с.
5. Герасимов К.Б. Модель проектирования технологии решения функциональных задач управления // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13. № 3-2. С. 431-438.
6. Сурмин Ю.П., Туленков Н.В. Теория социальных технологий: учеб. пособие. Киев: МАУП, 2004. 608 с.
7. Шарапов В.М, Шарапова Е.В. Универсальные технологии управления. М.: Техносфера, 2006. 496 с.
8. Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. М.: Народное образование, 1999. 432 с.
9. Яхонтова Е.С. Эффективные технологии управления персоналом. СПб.: Питер, 2003. 272 с.
B.N. Gerasimov, K.B. Gerasimov* TECHNOLOGICAL EQUIPMENT OF MANAGEMENT ACTIVITY
We consider the problem as the most common structural unit of organization’s management system, the realization of which is developed in the course of business technology. Analyzes the technological equipment of management, the effectiveness of which is determined by the choice of methods for implementing the most important procedures of the problem.
Key words: management, process, structure, organization, problems, technologies.
* Gerasimov Boris Nikiforovich ([email protected]), the Dept. of Management, International Market Institute, Samara, 443030, Russian Federation.
Gerasimov Kirill Borisovich ([email protected]), the Dept. of Social Systems and Law, Samara State Aerospace University, Samara, 443086, Russian Federation.