УДК 378.1 A.M. МИТЯЕВА
доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой социального управления и конфликтологии, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева E-mail: [email protected] С. Н. ФОМИНА
доктор педагогических наук, доцент, кафедра семейной, гендерной политики и ювенологии, Российский государственный социальный университет E-mail: [email protected]
UDC 378.1 A.M. MITIAEVA
Doctor of Pedagogics, Professor, Head of the Department of Social and Conflict Management, Orel State University
named after I.S. Turgenev E-mail: [email protected] S.N. FOMINA
Doctor of Pedagogics, Associate Professor, Department of family, gender policy and youth study, Russian State Social
University
E-mail: [email protected], [email protected]
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ
TECHNOLOGICAL SUPPORT IMPLEMENTATION OF THE MODEL OF VOCATIONAL TRAINING OF PROFESSIONALS WORKING WITH YOUTH
В статье дан анализ технологий реализации модели профессиональной подготовки специалистов по работе с молодежью на основе интегративного подхода. Среди них технологии: укрупненного введения новых знаний, модульного обучения, проблемного обучения, проектной деятельности, кейс-стадий, интерактивные технологии.
Ключевые слова: технологии, интеграция, интегративный подход, модель профессиональной подготовки, специалисты по работе с молодежью.
The article provides an analysis of technologies of realization of a model ofprofessional training of specialists for work with youth on the basis of the integrative approach. Among these technologies are: consolidated the introduction of new knowledge, modular education, problem-based learning, project work, case -stages, interactive technologies.
Keywords: technology, integration, integrative approach, the model of professional training of specialists for work with youth.
Сегодня теоретическая разработка использования педагогических технологий в профессиональной подготовке будущего специалиста по работе с молодежью в условиях высшей школы представляет актуальность и значимость. Инновационные технологии в образовании - это способ, позволяющий обеспечить реализацию новых образовательных стандартов. Содержание понятия «технология» отвечает за научную и практическую систему деятельности, которые педагоги используют с целью эффективной профессиональной подготовки будущих специалистов. Результативность использования педагогических технологий в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов отражена в ряде исследований (В. П. Беспалько, A.M. Егорычев, Г.В. Заярская, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, В.А. Сластенин).
В.П. Беспалько пишет, что «любая деятельность может быть и технологией, и искусством. Но если искусство основано на интуиции, то технология на науке. Все начинается с искусства, а заканчивается технологией, чтобы затем все началось с начала» [1]. М.В. Кларин представляет данную категорию «как системную совокупность и
порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» [2].
Изучив и проанализировав труды по проблеме педагогических технологий, способных обеспечить качество профессиональной подготовки специалистов по работе с молодежью мы выделили следующие: технология укрупнения дидактических единиц, укрупненного введения новых знаний (П.М. Эрдниев); технология поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович); технология модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов); интегральная образовательная технология (В.В. Гузеев), проблемного обучения (М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин); проектный метод (Д.Дьюи, С.Т. Шацкий).
Технология УДЕ (укрупненное введение новых знаний) разработанная на математическом материале методом укрупнения дидактических единиц, представляет собой способ применения обобщения на каждом проведенном семинарском занятии. Данная технология позволила нам выделять главное в большой дозе мате-
© A.M. Митяева, С.Н. Фомина © A.M. Mitiaeva, S.N. Fomina
риала, устанавливать межпредметные связи, структурировать материал и эффективно его закреплять.
Технология модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский. М.А. Чошанов) возможна при условии использования модульных технологий. Модуль как завершенная единица учебного материала, состоит из совокупности компонентов. Учебный модуль - темы, которые представлены совокупностью дидактичных единиц, обеспечивающих формирование компетенции.
Содержание обучения студентов по модульной системе потребовало от нас соблюдения следующих принципов: научности, фундаментальности, гибкости; оптимального соответствия обучения современным информационным технологиям; достаточной основы, оптимального объема содержания учебного предмета; оценки предсказуемых результатов и целей.
Данная методика предусматривает начальные, или базовые, модули, которые открывают профессию, и такие, которые являются их продолжением, но в то же время являются фундаментом для освоения дальнейших модулей. Эти модули могут быть поливалентными - служат базой для двух или более последующих модулей; или моновалентными - являются основой для одного модуля. Сущность структуризации содержания обучения по модулям заключается в разделении дисциплины на темы, которые расчленяются на компоненты в соответствии с основными компетенциями и определением для каждой рациональных форм и видов обучения.
Модуль, будучи большим разделом или темой, является интеграцией разных видов и форм обучения и подкрепляется системой дидактических и методических материалов: программным обеспечением, набором дидактических единиц, которыми необходимо овладеть, иллюстративными средствами, перечнем обязательной и дополнительной литературы. Структура модуля выстраивается в соответствии с логикой: значение знаний в овладении компетенцией; изучение основных тем; взаимосвязь теории и практики.
Распределение содержания обучения по модулям способствует интеграции знаний и ведет к овладению интегративностью [4]. Эффективность разработки содержания обучения зависит от соблюдения профессионализации и правильной структуризации компонентов в содержании обучения. Профессионализация содержания характеризуется профессиональной направленностью содержания обучения, нуждающейся в целенаправленной организации учебного процесса, предполагающего сформированность в системе общих знаний обучающихся подсистемы знаний, которые можно охарактеризовать как профессионально значимые, то есть основ профессиональной компетентности. Поэтому инте-гративное структурирование содержание учебного материала предполагает в первую очередь выход на его профессиональную необходимость, то есть изучение конкретного материала, который содействует развитию студента в профессии - профессионально-личностному росту.
Построение содержания модулей обучения с учетом
отмеченных задач дает возможность сопровождать учебный материал примерами из отрасли профессиональной деятельности. Структуризация учебного материала предусматривает выделение в каждой теме основных понятий. Профессиональные понятия, которые имеют внутриструктурную иерархию, представляют основу содержания учебного материала, координирующую содержание лекционных, семинарских и практических занятий, а также других видов и форм организации обучения. Структуризация учебного материала в пределах профессии предусматривает также и интеграцию теории и практики, способствующей созданию и развитию интегративности.
Необходимо заметить, что каждая компетенция формируется совокупностью дисциплин. Сложное переплетение модулей, взаимодействие внешнего и внутреннего ведет к созданию интегративного образовательного потенциала. Формирование компетенций происходит при помощи соответствующих технологий. Выбор технологий - весьма сложное занятие, не каждый преподаватель способен выбрать адекватную, оптимальную для формирования каждой конкретной компетенции технологию [3].
На особом положении в данном случае представляется нам технология В.В. Гузеева. В технологии интегрируются (объединяются в единую систему):
- идея планирования результатов обучения;
- проблемное обучение;
- блочно-модульное структурирование учебного материала (с укрупнением дидактических единиц);
- групповые формы деятельности обучающихся;
- психологизация образовательного процесса и компьютеризация обучения;
- разнообразные педагогические методы: от объяснительно-иллюстративного до эвристического [7].
Образовательный процесс построен как работа с задачами, оставляющая большой простор инициативе и самостоятельной деятельности студентов. Под задачей понимается всякая операционально и диагностич-но выраженная цель. Система задач - это совокупность заданий к блоку занятий по изучаемой теме, удовлетворяющая требованиям полноты, связности, возрастания трудности, ключевых задач, целевой ориентации и целевой достаточности.
Технологии проблемного обучения (М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин) ведут к следующей организации «учебно-воспитательного процесса, позволяющей при помощи учителя создавать проблемные ситуации для учащихся и организовывать их активную самостоятельная деятельность по разрешению этих ситуаций» [7].
В соответствии с «Основами государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года» от 29 ноября 2014 года проектная деятельность является одним из основных видов деятельности специалистов по работе с молодежью [5]. Изменение характера деятельности специалистов с программного на проектировочный стало актуальной проблемой кадров в области организации работы с молодежью, что диктует важность разработки
дополнительных курсов, дополнительного методического и научного снабжения ведущего направления профессиональной подготовки.
Требование, которое предъявляется сегодня к современной организации учебного процесса, - использование методов и технологий, которые способствовали бы развитию у студентов умений самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, уметь конструировать собственные знания, выдвигать гипотезы, анализировать результаты учебной деятельности как собственной, так и других студентов [9]. Многое в данном направлении предоставляет метод проектов. Понятие «метод проектов» в «Российской педагогической энциклопедии» характеризуется так: «система взглядов, при которой студенты приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов».
Известно, что в вузе метод проектов необходимо использовать для того чтобы развивать навыки общения студентов, их способность работать в команде, способность к сотрудничеству. Метод проектов аккумулирует в себе и индивидуальную работу, и групповые занятия, способствует навыкам творческой деятельности.
Поэтому метод проектов, на наш взгляд, обеспечит эффективно организовать такой план обучения: «проблема - цель - задача - метод решения - результаты - анализ - знание» [8]. Метод проектов позволяет органично соединять теоретическую и практическую деятельность студентов.
Проектная деятельность как технология, по мнению B.C. Кузнецова, обеспечивает аккумулирование всех форм учебного процесса в вузе. «Она является интегрирующей, и в то же время, идея проектно-исследовательской деятельности оказывает и обратное воздействие на другие формы учебного процесса. на включение в них деятельностного подхода, точнее даже личностно-деятельностного подхода во все формы и методы, заключающегося в том, чтобы именно студент как субъект образовательного процесса становился центральной, действенной фигурой» [8]. Поэтому технологию «проектная деятельность» мы рассматриваем как системообразующий элемент процесса профессиональной подготовки будущего специалиста и его готовности к организации и реализации проектов в практической деятельности. Значимость данной технологии заключается, прежде всего, в том, что она во многом способствует формированию общекультурных и профессиональных компетенций.
В процессе проектирования будущий специалист по работе с молодежью не только приобретает опыт проектной деятельности, овладевает методом проектов как участники проекта, но и имеют возможность понаблюдать за деятельностью руководителя проекта со стороны. овладеть которой им предстоит в будущем.
Формирование и развитие опыта проектной деятельности происходит через выделение и решение проективных задач, возникающих в ходе создания и реализации проекта. В процессе организации и реализации
проекта педагог организовывал проблемные ситуации, вместе со студентами формулировал проектные задания, организовывал деятельность студентов по поиску решений поставленных проблем, а затем осуществлял оценку проектной деятельности студентов (начальных, промежуточных и заключительных результатов).
На итоговом этапе педагог должен оценить эффективность внедряемых методов, приемов, средств в проектной деятельности. С этой целью он должен иметь разработанные критерии оценивания проектных работ студентов, подбирать методики и диагностики оценивания процесса обучения.
Таким образом, проектная деятельность студентов и педагогов - это сотрудничество, совместная деятельность, направленная на выполнение творческого проекта и формирование необходимой проектной компетенции.
Технология, способствующая эффективной профессиональной подготовке студентов, - «портфолио», который использует студент, ведет к сбору материалов собственной деятельности, авторских изобретений, техник. программ, постоянно его структурируя и дополняя, что обеспечивает ему самому отслеживать динамику своей индивидуальной образовательной траектории и, что не маловажно, становится действенным инструментом его самообразования. Тьютор помогает студенту организовывать работу по сбору и анализу материалов его портфолио. Тьюторское сопровождение процесса профессиональной подготовки будущих специалистов должно носить личный, адресный характер. По этой причине, используя данное направление (технологию) в условиях общения обучаемых с определенным тьютором, нужно помнить и активно использовать личностно-ориентированный подход.
В рамках профессиональной подготовки будущего специалиста, ориентированного на работу в сфере государственной молодежной политики, где оперируют такие агенты, как чиновники, социальные службы, специалисты по работе с молодежью, социальные работники, очень важно использование такой технологии как кейс-стади. Кейс-стади предполагает всеобщее внимание, со стороны педагогов к деталям, рассмотрение особенностей исследуемого процесса или организации посредством и включенного наблюдения, глубинных интервью, анализа различных документов. Кейс-стади - инструмент сбора данных - предполагает анализ и интерес к структурам повседневной жизни студентов, их организационной культуре во всех ее проявлениях. Используя данную технологию, педагог совместно со студентами всегда должен помнить, что исследование, осуществляемое посредством кейс-стади, проводится только на одном объекте, одном явлении - случае (case -англ.). Им может быть какая-то группа молодежи - класс, субкультура, неформальное объединение, некое сообщество, отдельно взятое социальное явление или область деятельности. Изучение какого-либо явления или социальной группы опирается на определение частных компонентов анализа - биографий респонден-
тов. отдельных организаций, молодежных неформальных групп и т.д. Отчет по различным видам кейс-стади включает анализ, описания, рекомендации, методики и диагностики, способствующие всецелому представлению объекта исследования, каких-то типов социальной практики способов социального взаимодействия в молодежной среде. В научной литературе известны разные виды кейс-стади. Выделяют такие типы, как объяснительное и описательное кейс-стади. Объяснительный тип позволяет исследователю определить причины и факторы, которые оказывают влияние на явление, ситуацию или отдельную личность. Объяснительный тип кейс-стади позволяет, с одной стороны, уточнить факты и упорядочить отдельные детали, с другой - способствует формулировке и объяснению данного явления. Описательная стратегия представляет поиск ответов на вопрос «как», когда исследователь подробно, в свободном варианте описывает социальное явление или молодежную неформальную группу.
Главная идея технологии «кейс-стади» базируется на понимании использования данной технологии как о «природе случая» и техники разбора, анализа, все вместе они представляют собой некую обобщенную систему и совокупность сбора и анализа полученных результатов, как пример «случая» или какого-либо молодежного явления. Каждый пример должен иметь или особенный характер, или уже встречающийся в практике молодежных исследований (любые зависимости, проблемы, достижения) достаточной степенью типичности. Данная технология обязательно предполагает равновесие между подробным описанием какого-либо явления из социальной практики и желанием объяснить закономерности исследуемого процесса.
Например, педагогами совместно со студентами анализировался какой-либо отдельный фрагмент социальной реальности, социальной семейной или государственной молодежной политики (к примеру, государственная программа «Жилье», ориентированная на молодые семьи), в том или ином направлении государственной молодежной политики [6]. В рамках данной технологии производился аналитический разбор проблемы социального статуса и социальной защищенности молодых людей в сравнительно-историческом ключе, или адаптация как явление в контексте конкретной организации. Взяв отдельный случай организации (например, «Социальное партнерство»), педагоги совместно со студентами анализировали не только специфику и эффективность государственной молодежной политики, но и обобщали проблемы молодежи в современной России [8].
Основные компетенции формируются посредством дисциплин. Например, в процессе изучения курса «Конфликтология в работе с молодежью» студенты получают первое представление о конфликтах в молодежной среде. Дисциплина формирует у студентов понимание о профессиональной деятельности специалиста по работе с молодежью, готовит их к разрешению
конфликтов в молодежной среде, что означает научную разработку и знание как теоретических, так и прикладных основ профессии, обеспечивающих анализ происходящих современных процессов, реальных проблем подростковой среды и молодежи [10]. По сути, педагоги призваны решить важные задачи профессиональной подготовки студентов к будущей работе, например: ознакомить с теоретическими, фундаментальными знаниями, с системой основных понятий в гуманитарных, естественных, социальных наук о молодежи; показать обучаемым важность основных положений в работе с подростками и молодыми людьми; выработать у студентов научные основные знания о реальном положении молодежи в современном мире (трудовая занятость, наркомания, алкоголизм, асоциализация); дать студентам понимание сущности процесса социализации молодежи как важном периоде становления и взросления.
Значительное влияние на профессиональную подготовку оказывает междисциплинарный характер будущей профессиональной деятельности и, как следствие, вытекающая из нее потребность интегративности:
- проведение занятий со студентами преподавателями различных факультетов, кафедр, что обостряет проблему формирования общей идеологии их деятельности по созданию, реализации и развитию интегра-тивного образовательного потенциала, для повышения качества профессиональной подготовки студентов по специально сти;
- особое место проектного подхода в подготовке специалистов молодежной сферы. Это обусловлено доминантностью этого подхода в практике государственной молодежной политики;
- ориентация на межпредметную направленность учебно-научной подготовленности студентов. В частности, в прикладной подготовке студентов обращается внимание на навыки проведения социологических исследований. умение осуществлять педагогический эксперимент, пользоваться психологическими тестами и технологиями;
- значительная роль различных видов практики в подготовке кадров молодежной сферы, организации студенческой жизни внутри университета, когда приобретается опыт работы с молодежью в естественных условиях.
Таким образом констатируем, что интегративный подход к профессиональной подготовке специалистов по работе с молодежью широко использует возможности интерактивных технологий. Технологии реализации модели профессиональной подготовки специалистов по работе с молодежью позволяют строить процесс обучения таким образом, чтобы развивать самостоятельность студентов, готовить их к продолжению образования на протяжении трудовой деятельности, развивать интегративный образовательный потенциал, в целом формировать профессиональную компетентность на более качественном уровне.
Библиографический список
1. Заярская Г.В., Фомина CH. Особенности подготовки будущих специалистов по работе с молодежью: контекст реализации молодежной политики в условиях современной России // Педагогическое образование и наука. 2015. № 2. С. 62-68.
2. Мтованова Г.В., Фомина С.Н. Межпредметные связи в профессиональной подготовке студентов в условиях модернизации образования//ЦИТИСЭ. 2015. № 1. С. 28.
3. Митяева A.M. Содержание многоуровневого высшего образования в условиях реализации компетентностной модели // М.: Педагогика, №8. 2008. С. 57-65.
4. Митяева АМ. Компетентностно-проекгная модель высшего образования в условиях его модернизации в России // Ученые записки Орловского государственного университета. 2011. № 2. С.258-265.
5. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р
6. Сизикова В.В. Региональные образовательные системы в условиях глобализации // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. № 10. С. 145-148.
7. Фомина С.Н. Интегративный подход к профессиональной подготовке в вузе специалистов по работе с молодежью. Дисс... доктора педагогических наук. 13.00.08., Москва, 2015.
8. Фолтна С.Н. Формирование профессиональной компетентности специалистов в области социальной работы в условиях многоуровнего образования: монография. Москва, 2012.
9. Харитонова П.В., Фомина С.Н. Особенности организации самостоятельной работы студентов в условиях личностно-ориентированного подхода в обучении // Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. 2010. № 2. С. 92-98.
10. Egorychev А.М., Mardochaev L. V., Rybakova A. I.. Fomina S.N., Sizilcova К К Society and education in the early of XXI th century: integration of tradition and innovation // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2014. Vol. 5. № 2. Pp. 82-91.
References
1. Zayarsliaya G. V, Fomina S. N. Features of training of future specialists with youth: a context of realization of youth policy in the conditions of modem Russia/ZPedagogical education and science. 2015. № 2. Pp. 62-68.
2. Milovanova G. V, Fomin S. N. Intersubject communications in vocational training of students in the conditions of modernization of education//TsITISE. 2015. № 1. P. 28.
3. Milyaeva A.M. The maintenance of multilevel higher education in the conditions of realization of competence-based model//M.: Pedagogics, № 8. 2008. Pp. 57-65.
4. Mityaeva A.M. Competence-based and design model of the higher education in the conditions of its modernization in Russia.// Scientific notes of the Orel State University. 2011. № 2. Pp. 258-265.
5. Fundamentals of the state youth policy of the Russian Federation for the period till 2025. Approved as the order of the Government of the Russian Federation of November 29,2014. № 2403-r
6. Sizikova V. J~ Regional educational systems in the conditions of globalization//Scientific notes of the Russian state social university. 2009. № 10. Pp. 145-148.
7. Fomina S. N. Integrative approach to vocational training in higher education institution of specialists with youth. Dis ... doctor of pedagogical sciences. 13.00.08., Moscow, 2015.
8. Fomina S. N. Formation of professional competence of experts in the field of social work in the conditions of multi-level education: monograph. Moscow, 2012.
9. Kharitonova I. V., Fomina S. N. Features of the organization of independent work of students in the conditions of the personal focused approach in training//the Messenger of Educational and methodical merger of higher education institutions of Russia by training in the field of social work. 2010. № 2. Pp. 92-98.
10. Egorychev A.M., Mardochaev L. V., R\>bakovaA.I., Fomina S.N., Sizikova V.V. Society and education in the early of XXI th century: integration of tradition and innjvation // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2014. Vol. 5. № 2. Pp. 82-91.