ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ САМООРГАНИЗАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
Вахрушева Оксана Валерьевна
доцент кафедры иностранных языков Пермский военный институт войск национальной гвардии, г. Пермь
E-mail: oksana.moskotina@yandex.ru
TECHNOLOGICAL SUPPORT OF COMPETENCE OF SELF-
ORGANIZATION FORMATION PROCESS IN CASE OF CADETS' FOREIGN LANGUAGE TEACHING
Oksana Vakhrusheva
Associate Professor of the Foreign Language Department The Perm Military Institute of the National Guard Troops, Perm
E-mail: oksana.moskotina@yandex.ru
Аннотация: самостоятельная работа курсантов по иностранному языку организованная с целью формирования самостоятельности и последующего развития компетенции самоорганизации, является способом модернизации процесса обучения иностранному языку в военном вузе для повышения его эффективности в условиях, определенного спецификой военного вуза.
Ключевые слова: военный вуз, иноязычная подготовка курсантов, технология организации самостоятельной работы, уровни развития самостоятельности, компетенция самоорганизации.
Abstract: cadets' independent work on foreign language learning organized with the aim of independence formation and continued improvement of competence of self-organization is a way to modernize the process of cadets' foreign language teaching to enhance its efficiency in conditions determined by the specific character of the military educational institution.
Keywords: military institution, foreign language training, technology of independent work organization, levels of independence development, competence of self-organization.
Под технологией организации самостоятельной работы в военном вузе при обучении иностранному языку мы понимаем рационально организованную деятельность преподавателя, организующую деятельность курсантов. Технологии структурируют обучающую и учебную деятельности в системе взаимодействия преподавателя и курсантов, организуют структурирование и подачу материала [4].
В технологию организации самостоятельной работы курсантов по иностранному языку (посредством разработанных комплексов упражнений) с целью формирования всех уровней самостоятельности как необходимого условия последующего развития компетенции самоорганизации автором включены элементы следующих технологий.
© Вахрушева О.В., 2018
Игра. На этапе формирования творческого уровня самостоятельности курсанты встречаются с упражнениями, выполнение которых требуют от них реализации себя как офицеров войск национальной гвардии, как офицеров службы технического обеспечения войск национальной гвардии, как инженеров. Внедрение игры способствует многократному повторению языкового и речевого материала курсантами, их готовности и способности общаться на иностранном языке, снятию психологических барьеров [1], формированию и развитию умения найти иноязычную информацию и переработать ее согласно содержанию ситуации.
As a future specialist find and study information on technical characteristics of armored fighting vehicle M2 Bradley. Make a presentation taking into account the following points: combat weight, crew and assault group, length, width, height, armor protection, armament, ammunition load, max speed, cruising range, water crossing ability. Present it to the group.
Дифференцированное и индивидуализированное обучение. Для каждого этапа формирования самостоятельности в разработанном комплексе упражнений содержатся дополнительные текстовые материалы, траекторию изучения которых курсанты могут выстроить в зависимости от своего уровня владения иностранным языком, интересов, мотивации, потребностей, индивидуальных особенностей.
Например, технология формирования репродуктивно-подражательной самостоятельности в процессе самостоятельной работы воспроизводящего вида посредством комплекса упражнений, реализуется с помощью базового теста «The National Guard Forces of the Russian Federation» и следующих фрагментов «System of ranks of the National Guard Forces», «Some services of the National Guard Forces of the Russian Federation and their missions», «The Armor Maintenance Service of the National Guard Forces», «The Perm Military Institute of the National Guard Forces of Russia», «Daily routine or one day of cadet's life», «Some sketches from the history of the Perm Military Institute (I—III parts)», «Internal Forces of Russia as the base for The National Guard Forces creation».
Контекстом формирования всех видов самостоятельности курсантов служит базовый профессионально-ориентированный текст и дополняющие его, связанные с ним (тематически, информационно, семантически, лексически, грамматически) фрагменты текстов. Таким образом, курсанты учатся работать с «текстовыми массивами», получая возможность самостоятельно выполнить достаточное количество действий и операций, необходимых для формирования их самостоятельности.
Деление текстового материала на базовый текст и фрагменты имеет следующие основания. Организация текстового материала как базовый текст и фрагменты текстов является способом интеграции и систематизации иноязычной, профессионально-ориентированной информации на иностранном языке по определенной теме.
Любой текстовый фрагмент позволяет уточнить, расширить информацию по теме, заявленной в базовом тексте. Система базового текста и фрагментов -
это открытая система, которую можно пополнять новыми фрагментами, раскрывающими базовый текст с дополнительных позиций, что представляет простор для творчества, как преподавателя, так и курсантов.
Данные фрагменты текстов можно читать или просматривать различными способами, в последовательности, определяемой интересами курсантов, мотивацией, уровнем подготовки, индивидуальными особенностями. Тем самым, курсанту представляется возможным простроить собственный маршрут изучения раздела.
На всех этапах формирования самостоятельности проектная технология реализуется в упражнениях, активирующих мыслительную деятельность курсантов, где требуется работать с большими объемами иноязычной информации с целью поиска и отбора необходимой, применять полученные знания, проводить рефлексию.
Give your opinion of the text:
1. What new facts about APCs have you learnt from the text?
2. Where can you use the information from the text?
3. What can you conclude after the text reading?
4. What paragraph is of interest for you as a future Armor maintenance service officer?
Imagine that you are going to make a report on M1 Abrams. The following information should be included into the report: manufacturer, specifications, combat experience, history of development, armament and equipment, combat characteristics, sphere of employment. Make a report. Writing a report do not forget about the structure including introduction, main part or body, conclusion. Present it to the group.
Модульная технология. Четко структурированный комплекс упражнений имеет наполнение языковым и речевым материалом, согласно изучаемым темам (или модулям), что позволяет курсантам последовательно их усваивать, накапливать достаточный лексический запас, формировать необходимые лексические и грамматические навыки, приобрести опыт употребления лексического и грамматического материала в речи.
Например, в рамках темы 5 «Основные направления развития материально-технического обеспечения подразделений иностранных армий» и подтемы «Броня и бронированные транспортные средства сухопутных войск» разработан комплекс упражнений для формирования творческой самостоятельности в процессе самостоятельной работы творческого вида, реализуемого с помощью базового теста «Arm or edpersonnel carrier» и фрагментов «From the history of vehiclearmoring», «Vehiclearmor», «Anarmoredvehicle», «BTR-80», «BTR-90».
Содержание упражнений (текстовых, грамматических, лексических) лишь частично связано с базовым текстом, большей частью они выстроены на поиске и привлечении дополнительной информации и материале фрагментов текстов.
Информационно-коммуникационные технологии. Комплекс упражнений разработан с учетом необходимости использования курсантами
информационных технологий с целью «моделирования среды обучения, близкой к аутентичной» [3] и «обеспечения доступа к неограниченному объему информации на изучаемом языке» [5]. На практике работа реализуется посредством использования Интернет-ресурсов, электронных словарей и пособий, видеоматериалов.
Найдите на иностранном языке и изучите технические характеристики BTR-90, BTR-T, Russian BMD 4. Сравните эти боевые машины, обращая внимание на их задачи, мобильность, оружие, снаряжение и защиту. Напишите эссе.
Технологии развития критического мышления. Разработанные комплексы содержат упражнения, выполняя которые курсантам необходимо провести анализ, применить имеющееся знание, осуществить оценку проделанной работе, присвоить новое полученное знание.
Найдите и изучите информацию о Британских сухопутных войсках на иностранном языке. Сравните обязанности, предъявляемые требования, необходимые навыки, звания военнослужащих.
Технология визуализации при изучении лексического материала. Некоторые из упражнений комплекса выполняются с привлечением наглядности для более эффективного усвоения курсантами лексического материала.
Прочитайте текст «Enginecontrol». Определите тематику текста. Внимательно изучите рисунки, переведите подрисуночные подписи без словаря. Расположите рисунки, следующие после текста, в нужной последовательности. Вставьте их в текст. Найдите в тексте и выпишите описания рисунков. Переведите текст с помощью словаря.
В технологии, представленной автором, упражнение выступает единицей организации самостоятельной работы, то есть в итоге единицей формирования самостоятельности. Каждое упражнение заключает в себе инструкцию, содержащую мотивационную составляющую, составляющую, ориентирующую направление деятельности курсанта и оценочную составляющую, текст задания и операции, овладение которыми заложено в контекст выполнения упражнения.
Общим при конструировании упражнений является стремление сделать их по возможности коммуникативно направленными. В соответствии со структурой учебной деятельности они обеспечивают, с одной стороны, ознакомление с иноязычным языковым материалом и действия с ним, побуждают к наблюдениям, умозаключениям, выводам и, следовательно, обеспечивают ориентировку в иноязычной речевой деятельности, подготавливают к ней, а с другой стороны, обеспечивают активное и обильное исполнение деятельности, а также контроль и самоконтроль [2].
Список литературы
1. Батраева О.М. Игровые технологии как средство активизации учебного процесса при формировании коммуникативной и социокультурной компетенций // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. С.-Петерб., февр. 2012 г.). СПб., 2012. С. 311-314.
2. Бим И.Л. Цели и содержание обучения иностранным языкам. Общий подход к их рассмотрению // Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. Обнинск: Титул, 2010. С. 39-49.
3. Гураль С.К., Лазарева А.С. Обеспечение качества обучения устной иноязычной речи средствами информационно-коммуникационных технологий : учеб. пособие. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2007. 134 с.
4. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Перемена, 1994. 152 с.
5. Титова С.В., Авраменко А.П. Эволюция средств обучения в преподавании иностранных языков: от компьютера к смартфону // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 1. С. 4-11.