УДК 371.64/69:004 ББК 74.026.847 А 89
Архипова А.И.
Доктор педагогических наук, профессор кафедры информационных систем и технологий в образовании Кубанского государственного университета, Краснодар, e-mail: [email protected]
Аракелов А.В.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической физики, декан инженерно-физического факультета Адыгейского государственного университета, Майкоп, тел. (8772) 593935, e-mail: arakelov12@yandex. ru
Технологический учебник как главный инновационный продукт виртуального образовательного кластера
(Рецензирована)
Аннотация. Дана характеристика учебника нового поколения, технологического, основной объем которого составляют инновационные технологии обучения с компьютерной поддержкой. Указываются актуальные проблемы учебного процесса, решению которых может способствовать внедрение учебника в практику школ. Обосновывается положение о том, что инновационная педагогическая деятельность может получить дополнительный стимул в условиях организации образовательных кластеров, носящих междисциплинарный характер. Ключевые слова: технологический учебник, инновационные технологии обучения, образовательный кластер.
Arkhipova A.I.
Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Information Systems and Technologies in Education, Kuban State University, Krasnodar, e-mail: [email protected]
Arakelov A.V.
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Theoretical Physics Department, Dean of Engineering-Physics Faculty, Adyghe State University, Maikop, ph. (8772) 593935, e-mail: [email protected]
Technology textbook as the main innovative product of virtual educational cluster
Abstract. The characteristic is given of the technology textbook of new generation, which comprises innovative technologies of education with computer support. The authors point out the urgent problems of educational process the solution of which can be promoted by introduction of the textbook in practice of schools. The provision is proved that the innovative pedagogical activity can receive an additional incentive to organize the educational clusters having interdisciplinary character.
Keywords: technology textbook, innovative technologies of training, educational cluster.
Необходимость повышения творческого потенциала педагогического труда обоснована в Федеральной целевой программе «Информационное общество (2011-2020 годы)», где указан планируемый главный результат ее реализации: «непрерывное образование, в том числе образование для взрослых, возможность каждого человека овладевать навыками и знаниями на протяжении всей жизни; формирование открытого творческого сообщества, способствующего созданию инноваций» [1]. Подобная цель поставлена и в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»: «В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества» [2].
Следует отметить, что подобная цель ставилась и ранее во многих правительственных документах, поскольку социально-экономические изменения в России, обусловленные необходимостью перехода к инновационному типу экономики, поставили и в системе образования проблему качественного изменения учебно-воспитательного процесса на всех ступенях обучения. Инновационной экономике должен соответствовать и инновационный тип образовательного процесса. Следовательно, образовательный процесс должен трансформироваться из традиционного типа в инновационный.
Указанная цель актуализирует постановку вопросов «Чему учить?» и «Как учить?». В
концентрированном виде ответ на эти вопросы можно найти в Федеральном государственном образовательном стандарте, где декларируется новая парадигма системы образования, обобщенно представляющая вектор ее развития в направлении превращения образовательного процесса в инновационный тип.
Проблема педагогических инноваций всегда стояла в ряду приоритетных проблем образования. Определенный стимул для ее решения имплицитно присутствует и в получившем глобальное распространение в научно-педагогической сфере компетентностном подходе, который большинство его приверженцев по существу отождествляют с одним из принципов Великой дидактики Я. А. Коменского: «Мы начинаем с того, что даем всем вещам разумное объяснение» (1638 г.) [3]. Перевод этого тезиса на язык современной педагогической науки приводит к парадигме «знаниевого» обучения, хотя в психологии показано, что передавать возможно не знания, а внешние формы их представления, то есть учебную информацию. В то же время «производство» знаний есть результат собственной мыслительной (рефлексивной) деятельности обучающегося, то есть знания - это продукт деятельности сознания, в отличие от информации, представленной в тексте учебника. Но для того, чтобы текст учебника стимулировал рефлексивную умственную деятельность учащегося, он должен быть определенным образом выстроен, структурирован, быть мотивирующим, побуждающим к самостоятельному постижению вопросов изучаемой теории. Для этого он должен соответствовать главному правилу, о котором говорил К.Д. Ушинский, быть интересным. Но, опираясь только на содержание изучаемых теорий, сделать интересным учебный текст не всегда возможно, но помочь может вариативная методика его представления, нацеливающая на разнообразие видов самостоятельной работы с текстом. Именно такая задача была поставлена при конструировании модели технологического учебника, название которой отражает его особенность, состоящую в том, что основной объем учебного текста посвящен изложению не информации, адаптированной для обучения, а дидактическим технологиям, организующим самостоятельную работу над этой информацией.
Создавая новую модель учебника, авторы стремились с его помощью содействовать решению ряда «вечных» педагогических проблем, заключающихся в поиске ответов на вопросы:
- как учебник может мотивировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, одновременно устраняя ситуацию учебной перегрузки и проявления дидактогенных факторов, вызывающих неблагоприятные физиологические изменения в организме ученика как следствие переутомления; как поможет переключить характерные для многих учащихся увлечения коммерческими компьютерными играми с агрессивными сюжетами на познавательные игры, содержательно связанные с учебными предметами (проблемы «учебник и ученик»);
- как учебник поможет учителю планировать сценарий урока посредством отбора представленных в нем учебных материалов различного жанра с вариативной дидактической ориентацией и использованием разных технических средств их представления; как учебник поможет учителю организовать процесс понимания учебный текстов, опираясь на герменевтический подход, ориентирующий не на сообщение «готового знания», а на рефлексивную умственную деятельность учащихся, обогащающую их ментальный опыт;
- как учебник направит учителя на процесс совершенствования личного профессионального опыта, демонстрируя инновационные формы учебных материалов, интегрируя его в глобальное инновационное педагогическое пространство посредством сетевых технологий, обеспечивающих перманентную связь с профессиональным сообществом;
- как учебник может быть внедрен в учебный процесс, направляя его на решение конкретных дидактических задач, нивелируя действия дидактогенных факторов, организуя и мотивируя активную познавательную деятельность обучающихся, обеспечивая обратную связь в системе «ученик, учитель, коллектив учащихся» и дистанционно и оперативно отражая в сети достижения каждого учащегося;
- каким образом с помощью технологического учебника можно изменить ситуацию, когда по одному и тому же предмету создается целая серия учебных книг (учебник, сборник задач, дидактические материалы, рабочая тетрадь, справочник и т. д.) и учащийся должен
приносить в школу неподъемный груз учебной литературы;
- каким образом новые модели учебников и их практические варианты могут «проторить» себе дорогу в широкую школьную и вузовскую практику вопреки существующим и практически непреодолимым преградам в форме процедур рецензирования, тестирования, «грифования», механизмов внедрения и регионального отбора, которые функционируют в настоящее время с повеления высшего руководства системой образования.
Можно продолжить изложенный выше перечень вопросов, ответы на которые так или иначе связаны с проблемой учебника, получившей не только профессиональный, но и широкий общественный резонанс. Мы же постараемся дать лишь некоторые ориентиры решения указанных проблем, опираясь на собственный опыт создания и продвижения новой модели учебника как в теоретическом, так и практическом аспектах.
Поскольку технологические учебники по двум разделам курса физики были изданы группой школ небольшими тиражами более 20 лет назад [4, 5], а фрагменты учебника математики опубликованы в журнале «Школьные годы» [6, 7] и тем самым новая модель прошла достаточную апробацию и была экстраполирована на сферу профильного обучения [8], то можно считать, что есть основания для некоторых выводов, которые могут дать ответы на сформулированные выше вопросы.
Ответ на вопрос 1. Технологический учебник имеет принципиально новую структуру, в которой четко разграничены составляющие: теоретическая, представленная учебным текстом; материалы для самостоятельной работы над учебным текстом, материалы для текущего и итогового контроля, электронное приложение, представленное в двух форматах - локальном на СБ-диске и сетевом на сайтах Интернет. Первая составляющая - это концентрированное и четко структурированное изложение основных вопросов изучаемой теории. Это учебный текст, представляющий основные понятия и их обоснования, принципы, выводы, следствия теории, фундаментальные научные факты, то есть тот материал, который раскрывает суть изучаемой теории и который учащийся должен понять, запомнить, а затем научиться применять в практических ситуациях. При этом из текста учебных параграфов исключены иллюстративные, справочные, исторические сведения, с которыми учащиеся могут ознакомиться самостоятельно, работая со второй частью учебника. Такое структурирование текста, использование приемов сгущения информации помогает существенно снизить уровень учебной перегрузки, а наличие во второй части учебника аппарата активного освоения содержания учебных параграфов обеспечит условия для прочного запоминания материала путем самостоятельной познавательной деятельности.
Концентрированное изложение изучаемой теории приводит как к существенному сокращению текстового объема теоретической части, так и к укрупнению дидактических единиц содержания, например, если в действующем учебнике раздел «Молекулярная физика» состоит из 25-27 параграфов, то в технологическом их всего семь. Нет сомнения, что разбиение теории на крупные дидактические модули в большей степени способствует формированию системных знаний, чем изложение мелкими фрагментами.
Мотивирующие функции учебника заложены во второй его части и обеспечиваются несколькими факторами: во-первых, новизной форм организации учебно-познавательной деятельности, во-вторых, наличием инструментов оперативного контроля в электронной составляющей учебника, когда учащийся сразу может оценить результат своего учебного действия; в-третьих, использованием средств рубежного или итогового контроля, когда он получает обобщенную оценку изучения раздела теории, в-четвертых, сетевой визуализацией достижений учащегося при изучении темы, доступной только учителю. Благоприятно на процесс мотивации действует также включение в структуру учебника технологий с игровыми сюжетами (например, задач с занимательной анимацией) или многокомпонентных компьютерных учебных игр. Это примеры включенных в учебник средств рекреационной дидактики, предмет которой и состоит в создании такой обучающей среды, которая поддерживала бы работоспособность учащихся на высоком уровне и способствовала бы восстановлению умственных сил в процессе напряженного интеллектуального труда.
Ответ на вопрос 2. Если первая составляющая технологического учебника носит информационный характер, то вторая может быть названа методической, поскольку в ней предлагается набор методических приемов и технологий, с помощью которых организуется процесс обучения. Они в тексте учебника названы обучающими блоками и предназначены, в основном, для самостоятельной работы над текстом параграфа или для практических применений полученных знаний. Состав этих блоков определяется содержанием учебного параграфа. Например, если для понимания учебного текста необходима опора на ранее изученное, то формируется блок «Повторение»; если же содержание можно иллюстрировать интересными научными фактами, то включаются блоки «Дополнительный», «Из истории», «Это интересно» и др. Экспериментальные сведения и факты составляют содержание блоков «Опыты и наблюдения», «Экспериментальные задания». С целью формирования системных знаний в учебник включается блок «Знания в систему», а для аналитической обработки учебного текста используется блок «Самоподготовка и самопроверка». В последних предлагается преобразовать текст в таблицу, выделить главное, сформулировать тезисы, подготовить аннотацию, выявить причинно-следственные связи, расположить фрагменты текста по порядку, построить логическую схему текста, записать ключевые слова, выявить проблему, собрать мозаику из фрагментов текста, соотнести текст и рисунок, заполнить кроссворд, выполнить зрительный диктант или словарную игру и т. д.
Таким образом, для каждого учебного параграфа создается свой состав блоков, из которых учитель может составить свой сценарий урока. Важно так построить последовательность их изучения, чтобы организовать процесс понимания содержания обучения в соответствии с методом герменевтического круга, обобщенно представленного дидактической формулой «от общего к частному, от него к общему». На практике этот метод реализуется, если начальный этап изучения теории состоит в дедуктивном ознакомлении с ее общей структурой, с ролью основных понятий, которые предстоит изучать, с исторической периодизацией ее развития, с практическим выходом, подчеркивающим ее значимость и т.д.
На втором этапе осуществляется переход к рассмотрению структурных компонентов изучаемой теории при активном использовании приемов рефлексии и интерпретационного обучения. Особое внимание здесь обращается на организацию самостоятельной работы, синхронного закрепления формируемых знаний, использование способов оперативной или итоговой автоматической диагностики результатов учебных действий. Третий этап метода герменевтического круга заключается в использовании приемов систематизации и обобщения знаний, изложенных в соответствующих блоках. При этом следует учитывать, что системные знания должны быть адекватными структуре изученной научной теории, а инструментом верификации этого качества должна быть соответствующая модель из четырех уровней.
Ответ на вопрос 3. Использование технологического учебника с неизбежностью изменит профессиональный опыт учителя, поскольку учебник основан на инновационных подходах и дидактических технологиях. При этом состав обучающих блоков, технологическая составляющая учебника, его компьютерная и сетевая поддержки постоянно обновляются, что создает стимулы для непрерывного творческого процесса педагогов в направлении создания своей собственной инновационной методической лаборатории. Практика показала, что существует категория учителей, которых не устраивает работа по готовым «рецептам», они стремятся создавать персональные инновационные продукты на основе модели и программ технологического учебника. С этой целью создан интерактивный сайт журнала «Школьные годы» - http://ya-znau.ru.
Ответ на вопрос 4. Благодаря избыточному составу обучающих блоков и приемов работы с учебным текстом можно реализовать различные варианты внедрения учебника в учебный процесс. Например, блок «Повторение» в учебном процессе может выполнять бинарную функцию: актуализировать ранее изученную информацию, необходимую для изучения новых вопросов учебной темы, или же путем многократного вариативного повторения понятий и фактов содействовать их прочному запоминанию. Этот прием в инновационной компьютерной дидактике называется дидактической итерацией (лат. НетаНо — повторяю), он
вытесняет традиционный прием принудительного обучения - запомни, повтори, перескажи. Блок «Экспериментальное задание» востребован, когда учащиеся должны выполнить лабораторную работу. При этом вместо готовой подробной инструкции в блоке предлагается учащимся самостоятельно спланировать ход эксперимента, опираясь на цель и задачи эксперимента или изображение опытной установки. Если поставлена педагогическая задача формирования первичных практических умений, например, решать типовые задачи, то в учебный процесс включается блок «Пробелы в знаниях». Это название компьютерной программы, которая выполняет проверку, перемещая проверочный лист, на котором появляются «отверстия», соответствующие неверным решениям. Таким образом, состав используемых в учебном процессе приемов и блоков подчиняется актуальным задачам учебного процесса.
Ответ на вопрос 5. На этот вопрос содержится ответ в рецензии Национального Фонда подготовки кадров, проводившего конкурсы по программе «Информатизация системы образования» [9], где указано, что предлагаемый учебник «функционален, он интегрирует функции учебника, сборника задач, справочника, сборника дидактических материалов, рабочей тетради, функции пособия по мультимедийным дидактическим технологиям». В рецензии приводится вывод: Концепция «Технологический учебник», представленная на конкурс, презентует модель инновационного образовательного проекта, основные элементы которого служат изменению традиционной образовательной среды в области «Математика». Концепцию целесообразно поддержать в рамках конкурса БЬ8Р/Е2/0г/001-004 «Разработка информационных источников сложной структуры». Однако, несмотря на первое место в федеральном конкурсе инновационных проектов, внедрить новую модель учебника при существующих схемах производства учебной литературы не представляется возможным. Изменить сложившуюся ситуацию можно только при условии использования кластерных технологий, о чем пойдет речь ниже.
Ответ на вопрос 6. Интерес к кластерным технологиям как в экономике, так и в других сферах общественной жизни РФ стал проявляться сравнительно недавно. Кластер - это структура, объединяющая инновационные научные изыскания, производство инновационного продукта и механизм его внедрения [10]. Американский экономист М. Портер показал, что именно такая структура свойственна для транснациональных компаний, что обеспечивает им колоссальные преимущества в сфере рыночных отношений. Отличительной чертой кластера является его инновационная ориентированность, а кластерная форма организации приводит к созданию особой формы инновации - совокупного инновационного продукта. Объединение в кластер дает его участникам преимущества благодаря свободному и интенсивному обмену информацией, быстрому их распространению по внутренним и внешним коммуникационным каналам, интеграция интеллектуального потенциала, диверсификации направлений деятельности участников кластера. Например, для развития междисциплинарного образовательного кластера целесообразно диверсифицировать функционал, выделив группы:
- креативную: учителя и студенты различных специальностей, создающие инновационные образовательные проекты и модели;
- аналитическую, анализирующую общую образовательную ситуацию и выявляющие актуальные проблемы в системе образования;
- программисты, создающие программное обеспечение для инновационных продуктов и организующие сетевые коммуникации;
- диагностическую, выполняющую тестирование учебно-воспитательных инноваций и верификацию предметных электронных ресурсов;
- логистическую, разрабатывающую стратегию внедрения инноваций и пути коммерциализации проектов;
- консультационную, выполняющую функции обучения участников кластера применению и созданию инновационных образовательных продуктов;
- воспитателей, экстраполирующих дидактические программные инновации на сферу воспитательной работы;
- маркетинговую, исследующую специфику образовательного маркетинга, в частности,
реализующую схемы и процедуры внедрения инноваций.
Разумеется, основная фигура в кластере, от которой и зависит его успех в конечном итоге, - это главный менеджер с функциями взаимодействия с государственными управленческими структурами (есть такой термин «бизнес-ангел»), осуществляющий общее руководство деятельностью междисциплинарного кластера, определяющий стратегию и тактику развития этой структуры. Однако система образования в настоящее время не располагает кадрами, которые могли бы успешно выполнять указанные выше функции, в педагогических вузах их также не готовят. Поэтому производство инноваций носит стихийный, разрозненный характер. Если от руководящего сегмента в образовательные организации «спускаются» структурные инновации, носящие циклический характер (работает принцип: «новое - это забытое старое»), то инновации в сфере учебно-воспитательного процесса генерируются в коллективах, непосредственно занимающихся профессиональной деятельностью. Поэтому организация кластерных структур может способствовать их аккумулированию, взаимному обогащению, апробации и внедрению.
На первом этапе становления кластера следует выявить «точки роста» - группы или коллективы, располагающие новыми образовательными продуктами, технологиями, моделями. Так, коллектив редакции научно-методического журнала «Школьные годы» с электронным приложением, федеральной подпиской, постатейным размещением в РИНЦ за период времени более 20 лет создал большой арсенал электронных образовательных ресурсов на основе моделей и технологий инновационной компьютерной дидактики. Многие из них размещены на сайтах http://icdau.ru, http://ya-znau.ru, http://icdau.kubsu.ru, Ьйр://школьные-годы.рф. Но главная модель этой научной школы, лежащая в основе всех инноваций, - это модель учебника нового поколения, технологического. Развитие концепции этой модели, фрагменты учебников по физике и отдельные интерактивные версии технологий учебника систематически публиковались в журнале «Школьные годы» и размещались на сайтах журнала и в базе НЭБ и РИНЦ. Некоторые примеры этих материалов приведены в таблице 1.
Таблица 1
Теоретические и электронные ресурсы по физике на основе модели технологического учебника
№ Тема из курса физики Тип ресурса Краткая характеристика ресурса Где опубликован и размещен ресурс, URL
1. Фрагмент технологического учебника физики для основной школы. Тема «Механическое движение» Экспери-ментальный учебник Демонстрирует структуру технологического учебника: краткое изложение теории, обучающие блоки и упражнения для самостоятельной работы, электронное приложение Статья размещена в базе НЭБ и РИНЦ: http://elibrary.ru/item.asp?id=23 421280 Журнал «Школьные годы», № 1, 2005 г.
2. Фрагмент технологического учебника физики для старшей школы. Тема «Электростатика» Экспери-ментальный учебник Изложены вопросы теории, инновационные технологии обучения: перфокарта, словарь, фасет-ный тест, интеллектуальная лабильность и др. Приведены интерактивные версии технологий Статья размещена в базе НЭБ и РИНЦ: http ://elibrary.ru/item. asp?id=23 421285 Журнал «Школьные годы», № 2-5, 2005-2006 гг.
3. Относительная скорость Электронный обра-зователь-ный ресурс Учебная тема представлена в авторской инструментальной оболочке «Учком». Включает теорию, блоки и упражнения для самостоятельной работы Ресурс размещен в Интернете: http://ya- znau.ru/znaniya/spisok_kursov/7 Журнал «Школьные годы», № 55, 2014 г.
4. Равномерное и равноускоренное движение Учебная Интернет-технология «Поле знаний» Технология с факторизацией знаний из 36 вопросов, распределенных по 6 категориям. Программа сообщает оценку и вычерчивает диаграмму - поле знаний по теме Технология размещена в Интернете: http://ya-znau.ru/znau_pole_znanii/index/7 Журнал «Школьные годы», № 56, 2014 г.
5. Равноускоренное движение Учебная Интернет- технология «Формула знаний» Технология создается в программе авторского Интернет-конструктора «Сила знаний» (регистрация в Роспатент). Используются символы алгебры логики. Собираются дефиниции, правила из элементарных высказываний, оценивается их истинность Технология размещена в Интернете: http://ya-znau.ru/znau formula znanii/pr fz/4/ Журнал «Школьные годы», № 56, 2014 г.
Таблица 1 (Продолжение)
№ Тема из курса физики Тип ресурса Краткая характеристика ресурса Где опубликован и размещен ресурс, URL
6. Обобщение кинематики Учебная Интернет- технология «Словарь знаний» Технология создается в программе авторского Интернет-конструктора «Сила знаний». Отрабатывает термины изучаемой темы Технология размещена в Интернете: http://ya-znau.ru/znau_slovarzn/index/7 Журнал «Школьные годы», № 46, 2013 г.
7. Первый закон Ньютона. Инертность и масса Учебная Интернет-технология «Пробелы в знаниях» Технология нацелена на формирование умений решать типовые задачи. Выполняется автоматическая проверка, выставление оценки. Создается на сайте журнала Технология размещена в Интернете: http://ya- znau.ru/znau_probeli_znanii/index/7 Журнал «Школьные годы», № 57, 2014 г.
Итак, модель технологического учебника, созданная еще в «докомпьютерное» время, явилась не только реперным методическим конструктом, но и катализатором развития всего научно-педагогического направления - инновационной компьютерной дидактики. В настоящее время в этой образовательной среде идет процесс модификации программных компонентов созданных ранее дидактических объектов, а также создание и патентование новых моделей и соответствующих компьютерных систем. В этом процессе принимают активное участие студенты и магистранты факультета математики и компьютерных наук Кубанского государственного университета. Но поставлена цель - приобщить к этой работе и студентов других вузов, для этого и необходим виртуальный образовательный кластер на предметных областях физики и математики.
Примечания:
1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 21.10.2016). URL: http://www.consultant.ru
2. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»: приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016). URL: http://www.consultant.ru
3. Тремолье Ф., Ричи К. От Ренессанса до века Просвещения. АРТ-РОДНИК, 2003. 208 с.
4. Архипова А.И. Механика. Технологический учебник. Краснодар: Изд-во АУФК, 2000. 166 с.
5. Архипова А.И. Молекулярная физика. Технологический учебник. Краснодар: Изд-во АУФК, 2003. 147 с.
6. Архипова А.И., Пичкуренко Е.А. Технологический учебник по математике с электронным приложением (6 класс). Делимость чисел // Школьные годы. 2005. № 1. С. 6-37.
7. Архипова А.И., Пичкуренко Е.А. Технологический учебник по математике с электронным приложением (6 класс). Обыкновенные дроби // Школьные годы. 2005. № 2. С. 13-38.
8. Аракелов А.В. Технологический учебник как модель учебника для профильного обучения // Школьные годы. 2007. № 14. С. 3-11.
9. Рецензия на концепцию ИУМК «Технологический учебник» № М-39 / Национальный фонд подготовки кадров. Проект «Информатизация системы образования», elsp/с 1/gr/001_001. URL: http://www.ntf.ru/#
10. Красикова Т.Ю. Образовательный кластер как фактор взаимодействия рынка труда и системы высшего профессионального образования // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы Междунар. заоч. науч. конф., Москва, апрель 2011 г. Т. II. М.: РИОР, 2011. С. 54-59.
References:
1. On the approval of the state program of the Russian Federation "Information society (2011-2020)": the resolution of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 No. 313 (an edition of 21.10.2016). URL: http://www.consultant.ru
2. On the approval of the professional standard "The Teacher (Pedagogical Activity in the Preschool, Initial General, Main General, Secondary Education) (the Tutor, the Teacher)": the order of Ministry of Labor of Russia of October 18, 2013, No. 544n (an edition of 05.08.2016). URL: http://www.consultant.ru
3. Tremolye F., Richey C. From the Renaissance to the Age of Enlightenment. ART-RODNIK, 2003. 208 pp.
4. Arkhipova A.I. Mechanics. A technological textbook. Krasnodar: AUFK Publishing House, 2000. 166 pp.
5. Arkhipova A.I. Molecular Physics. A technological textbook. Krasnodar: AUFK Publishing House, 2003. 147 pp.
6. Arkhipova A.I., Pichkurenko E.A. A technological math book with an electronic application (Grade 6). The divisibility of numbers // School Years. 2005. No. 1. P. 6-37.
7. Arkhipova A.I., Pichkurenko E.A. A technological math book with an electronic application (Grade 6). Common fractions // School Years. 2005. No. 2. P. 13-38.
8. Arakelov A.V. A technological textbook as a textbook model for profile education // School Years. 2007. No. 14. P. 3-11.
9. Review of the IUMK concept "A technological textbook" No. M-39 / National Training Foundation. The project of "Informatization of Education System", elsp/c1/gr/001_001. URL: http://www.ntf.ru/#
10. Krasikova T.Yu. Educational cluster as a factor of cooperation of the labor market and system of higher vocational education // Topical Issues of Economics and Management: Proceedings of Intern. scient. conf. by correspondence, Moscow, April 2011. Vol. II. M.: RIOR, 2011. P. 54-59.