1. Алексеев С. В. Экология. - СПб: СМИО Пресс, 2001. - 240 с.
2. Боннская декларация участников Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию и устойчивому развитию. - М., 2009. - 6 с.
3. Глазачев С. Н., Кашлев С. С., Марченко А. А. Экологическая культура учителя: методическая система, педагогические технологии, диагностика. - М.: Горизонт, 2004. - 137 с.
4. Дежникова Н. С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики // Педагогика - 2002. - № 10. - С. 54-62.
5. Дерябо В. Д., Ясвин В. А. Психология отношения к природе. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 476 с.
6. Добрецова Н. В. Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного обучения. СПб: КАРО, 2005. - 160 с.
7. Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н.Экологическая компетенция - новый планируемый результат экологического образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2007. - № 3. - С. 3-8.
8. Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н. Проблема проектирования образования в интересах устойчивого развития // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2007. - № 1. - С. 3-6.
9. Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н. Надпредметность школьного экологического образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2007. - № 4. - С. 9-17.
10. Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н. Развитие общего экологического образования в России на современном этапе // Россия в окружающем мире - 2008. Устойчивое развитие: экология, политика, экономика: Аналитический ежегодник. - М.: МНЭПУ, 2008. - С. 144-170.
11. Кавтарадзе Д. Н. Образование для устойчивого развития должно учить действиям // На пути к устойчивому развитию России. - 2007. - № 38. - С. 3-5.
12. Кавтарадзе Д. Н., Овсянников А. А. Природа в жизни, ценностях, и доктринах современного общества (проблемы сохранения биоразнообразия и современное общество) // Социально-экономические и правовые основы сохранения биоразнообразия. Учебные программы по разделам курса «Сохранение и восстановление биоразнообразия». - М.: НУМЦ, 2002. - С. 50-53.
13. Мамедов Н. М. Устойчивое развитие как парадигма современного образования. Методические рекомендации по организации экологического образования в интересах устойчивого развития. - М.: Центр «Школьная книга», 2009. - С. 38-69.
14. Марфенин Н. Н. Основные задачи и проблемы развития образования для устойчивого развития. Методические рекомендации по организации экологического образования в интересах устойчивого развития. - М.: Центр «Школьная книга», 2009. - С. 8-38.
15. Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР): Пер. с англ. / Под ред. и с послесл. С. А. Ев-теева и Р. А. Перелета - М.: Прогресс, 1989. - 120 с.
16. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития / Под. ред. А. Н. Захлебного, Е. Н. Дзятковской, А. Ю. Либерова, И. В. Вагнер. - М.: РАО, 2010. - 15 с.
17. Прутченков А. С. Ключевые компетенции в экологическом образовании // Школьные технологии. - 2008. - № 6. - С. 46.
18. Симонова Л. П. Об экологизации в системе школьного и дополнительного образования младших школьников и подростков // Дополнительное образование. - 2001. - № 9. - С. 8
19. Самотесов Е. Д. Методология и основы организации общественного участия в процессе принятия экологически значимых решений / Е. Д. Самоте-сов, Г. П. Тощева, Н. Г. Рыбальский, Ю. Ю. Галкин. - М.: РЭФИА, 2001. - 266 с.
20. Скалон Н. В. Экология города в школьном // Школьные перемены. Научные подходы к обновлению общего среднего образования. Сб. научн. трудов / Под ред. Ю. И. Дика и А. В. Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 2001. - С. 86-89.
21. Скалон Н. В. Международное сотрудничество в области экологического образования в Алтае-Саянском регионе: опыт реализации проекта ПРООН/ ГЭФ в Кузбассе // Экологическое образование в рамках Десятилетия образования в интересах устойчивого развития ООН (глобальные и региональные аспекты): тр. III Всероссийской научно-практической конференции (11-13 июня 2008 г., г. Ханты-Мансийск). Ханты-Мансийск: АтрМедиа, 2008. - С. 170-171.
22. Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития] // Образование для устойчивого развития: материалы семинара «Экологическое образование и образование для устойчивого развития» / Под ред.
Н. С. Касимова. - М.- Смоленск, 2004. - 80 с.
23. Ягодин Г. А. Экологическое образование в условиях модернизации российского образования / Г. А. Ягодин, Н. М. Чернова, М. В. Аргунова, Т. А. Плюснина, Д. В. Моргун - М.: МИОО, 2009. - 224 с.
УДК / UDC И. О. Калашникова, заведующая отделением
ГОУ СПО «Профессиональный колледж г. Новокузнецка», г. Новокузнецк, Россия, pk57@mail/ru
Inessa Kalashnikova, head of the educational and methodical department of the Professional College of the city of Novokuznetsk, Novokeznetsk, Russia, pk57@mail/ru
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
TECHNOLOGICAL CONDIDTIONS OF DEVELOPMENT OF TEACHERS'S
PROFESSIONAL COMPETENCE
В статье определяются технологические условия развития профессиональной компетентности педагогов учреждения среднего профессионального образования. Охарактеризованы теоретико-педагогические основы деятельности колледжа по организации применения IT-технологий в профессиональной подготовке студентов, условия развития профессиональной компетентности педагогов к использованию IT-технологий и условия участия студентов в разработке компьютерных средств учебного назначения. Обоснована разработка и реализация структурно-функциональной модели информатизации колледжа.
The paper defines technological conditions for
development of professional competence among teachers of secondary professional education academic organizations. Characteristics are given to: theoretical and teaching basis of the college activity in organization of applying IT-technologies in students’ professional training, conditions of the development of the teachers ' professional competence forusingIT-technologies inthecollege students’ professional training and organization of the students participation in developing computer means of studying. Structural and functioning model of development and using of the college informatization is given.
Ключевые слова, новые информационные
технологии, компьютерные технологии, IT-технологии, информационная культура, модель информатизации колледжа, информационнообразовательный портал, электронные ресурсы, компьютерные проекты, эффективность информатизации образовательной системы колледжа в профессиональной подготовке студентов.
Keywords: new information technologies, IT-technologies, information culture, model of the college informatization, information & educational portal, electronic resources (e-resources], computer projects, the efficiency of the informatization of the college educational system in students professional training.
Задача накопления, обработки и обмена информацией стояла перед человечеством на всех этапах его развития и во всех сферах деятельности. C появлением компьютеров возникла системная автоматизация тех или иных законченных участков деятельности человека по переработке информации. В памяти компьютера постоянно сохраняется информация, нужная для решения тех задач, на которые рассчитана система. В настоящее время системная автоматизация по переработке информации достигла такого уровня, что необходимо различать процессы компьютеризации и информатизации процесса обучения.
Компьютеризация обучения - это процесс оснащения образовательных учреждений средствами современной компьютерной техники. Другими словами, это технический, а не педагогический процесс.
Информатизация обучения - это процесс, направленный на оптимальное использование информационного обеспечения обучения с помощью компьютера. Он педагогический в том смысле, что в нем решаются педагогические задачи.
Компьютеризация - это необходимое условие информатизации, но не достаточное.
Так как обучение является передачей информации обучающемуся, то, следуя определению академика В. Н. Глушкова (информационные технологии - процессы, связанные с переработкой информации], можно сделать вывод, что в обучении информационные технологии использовались всегда. Более того, любые методики или педагогические технологии описывают, как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена обучающимся, т. е. любая педагогическая технология - информационная.
Когда компьютеры стали широко использо-
ваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения» (НИТ, в настоящее время говорят об использовании 1Т-технологий в образовании]. Такой подход отражает первоначальное понимание педагогической технологии как применение технических средств обучения, а компьютер в таком представлении — еще одно ТСО в ОУ. Слово «новая» просто характеризует применение или неприменение компьютера в процессе обучения. Благодаря использованию современных обучающих средств и инструментальных сред создаются прекрасно оформленные программные продукты, не вносящие ничего нового в развитие теории обучения. Поэтому можно говорить только о технологизации (автоматизации] тех или иных сторон процесса обучения, о переносе информации с бумажных носителей на магнитные.
Говорить об использовании 1Т-технологии в обучении можно только в том случае, если она:
- удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целеполага-ние, целостность];
- решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически и/или практически решены.
При этом средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер.
Можно представить себе процесс обучения состоящим из следующих основных звеньев (Ю. К. Бабанский с учетом современных реалий]:
1 ] формирование содержания образования и построение внутреннего образовательного мониторинга;
2] конструирование системы уроков;
3] взаимодействие педагогов и обучающихся;
4] текущий анализ;
5] тематический (итоговый] анализ.
Согласно этому подходу рассмотрим проблемы, перспективы информатизации процесса обучения в профессиональной школе.
Компьютеры появились в наших ОУ около 25 лет назад. За это время у педагогов несколько раз менялись представления о том, для чего они нужны и как их использовать. В различных ОУ это делается по-разному, однако практически во всех случаях можно выделить три этапа, через которые проходит процесс компьютеризации ОУ.
На первом этапе в ОУ говорят, что они «ввели изучение информатики». И действительно, компьютеры используются исключительно как объект изучения. Все компьютеры установлены в кабинете информатики, и доступ к ним име-
ют только один-два преподавателя. Остальные педагоги рассматривает компьютер как дорогостоящее специальное оборудование, предназначенное для изучения специальной дисциплины, и не думают об использовании компьютеров в своей профессиональной деятельности.
На втором этапе обычно заявляют, что «компьютеры начали использовать для изучения других предметов». Преподаватели экономики, математики, философии, права и др. проводят отдельные занятия в кабинете информатики, где предлагают студентам работу с обучающими и/или контролирующими программами. В основном это занятия по отработке тех или иных навыков и фронтального контроля знаний с помощью тестирующих программ. Одновременно растет разочарование в так много обещавшей ОУ «компьютерной революции».
На третьем этапе компьютеры постепенно распространяются по ОУ. Становятся ясны ограничения в использовании «обучающих программ»: они применяются только там, где дают заметный эффект. Преподаватели и студенты начинают использовать компьютеры как универсальный инструмент, приспосабливая их для решения своих обычных задач. В центре внимания оказываются универсальные программные средства массового применения: текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронная почта, страницы сайта, использование интерактивного оборудования на каждом уроке.
Регулярная работа компьютерной коммуникации, как правило, свидетельствует о том, что третий этап освоения компьютерной техники в ОУ наступил. В таком ОУ обычно затрудняются ответить на вопрос, как применяют компьютеры. Оптимизм и пессимизм первых этапов сменился привычным использованием новой технологии для решения повседневных задач, а попытка представить свою работу без компьютеров приводит в уныние: они уже стали частью жизни.
Процесс информатизации образования идет. Он определяется двумя группами объективно действующих факторов:
- внешними по отношению к образовательной системе, задающими условия, в которых функционирует ОУ; внешние факторы по существу задают ограничения на темп и характер оснащения учебных заведений средствами НИТ и программным обеспечением, практическую возможность широкого распространения отдельных нововведений.
- внутренними, определяющими готовность и способность ОУ воспринять достижения науч-
но-технического прогресса и эффективно использовать эти достижения для решения своих основных задач; внутренние факторы определяют, как на практике будет проходить использование средств 1Т-технологий, попавших в сферу образования, насколько эффективными окажутся капиталовложения.
Внешние факторы:
- темп научно-технического прогресса;
- уровень развития 1Т-технологий;
- широта распространения 1Т-технологий в стране.
Чтобы увидеть движущие силы информатизации образования, достаточно посмотреть на динамику изменения этих факторов:
1. Можно утверждать, что сегодня компьютеры становятся фактическим стандартом в ОУ.
2. Под руководством Министерства образования РФ начались работы по созданию единой Российской образовательной сети. Далее сети и сайты Департамента образования и науки Кемеровской области, Кузбасского регионального института развития профессионального образования, Областного Совета директоров, сайты ОУ.
3. Компьютеры пришли в ОУ под лозунгом: «Программирование - вторая грамотность». Сейчас многие уже осознают, что выработка навыков работы с клавиатурой, умение пользоваться текстовым редактором и электронными таблицами, построить и вести свою базу данных, подготовить иллюстрации к выступлению - все эти очевидные сегодня требования к подготовке выпускников уже недостаточны.
Итак, мы видим, что направление действия внешних факторов меняется. В настоящее время государство стимулирует процесс информатизации ОУ (Стратегия развития информационного общества в РФ с 2008 г.].
Внутренние факторы:
1. Уровень развития педагогической науки, разработанность методов использования средств 1Т-технологий для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Первые представления об использовании компьютера в процессе обучения возникли около 40 лет назад (в нашей стране около 25 лет назад] под флагом «технического перевооружения педагога», механизации его труда. Они развивались в рамках концепции «обучающей машины», имитирующей процесс индивидуальной работы преподавателя со студентом (компьютер предлагает обучаемому порции учебного материала и устанавливает последовательность изложения на основе его ответов на контрольные вопросы]. К настоящему времени уже разработаны и продолжают разрабатываться многие
десятки подобных программ. Ассортимент компьютерных сред сегодня быстро расширяется и охватывает большинство предметных областей. Так уже осваивают письмо («Writing to Read»], ставят пьесы («Компьютерный театр на Макинтоше»], изучают физику («Physics Explorer»], биологию («Biology Explorer»] и многое другое. Соответственно, меняется и роль преподавателя. Теперь его основная задача - направлять развитие личности обучающихся, поддерживать творческий поиск и организовывать их коллективную работу.
2. Наличие отработанных на практике методик эффективного использования IT-технологий в учебном процессе и соответствующих педагогических программных продуктов.
Дешевые средства электронной коммуникации (электронная почта и online-конференции] дают возможность развить невиданные ранее по своей эффективности методы учебной работы. Учащиеся приобретают опыт коллективной работы. Электронные базы данных предоставляет всем педагогам и учащимся простой и удобный доступ к фактически неограниченным объемам информации.
В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы обучающихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и лабораторных работ.
3. Уровень профессиональной подготовки педагогов, знакомство их с потенциальными возможностями использования IT-технологий в учебном процессе, умение использовать эти возможности в своей работе.
Новые информационные технологии бесполезны, если педагоги не имеют достаточной технической и методической подготовки. Средства IT-технологий обеспечивают неограниченные возможности для самостоятельной и совместной творческой деятельности учащихся и преподавателей, но почти бесполезны при традиционном информационно-объяснительном подходе к обучению.
Намечается качественный сдвиг в существующих ныне отношениях между педагогами и обучающимися. Компьютеры - третий партнер в учебном процессе. Они создают новые возможности для двух других его участников и вынуждают менять сложившиеся отношения между ними.
IT-технологии предъявляют более серьезные требования к качеству труда и уровню квалифи-
кации педагогов как по объему знаний и их системной организации, так и по педагогическому мастерству. Это цена, которую должен заплатить преподаватель за большую самостоятельность своих студентов, за большую эффективность их познавательного труда и за свое личное удовлетворение от возросшего уровня общения со своими студентов.
4. Способность системы управления работой ОУ быстро перестраиваться, использовать на практике появляющиеся нововведения для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Начавшийся процесс диверсификации и оптимизации профессионального образования позволяет образовательным учреждениям самим выбирать формы и темпы освоения 1Т-технологий, наиболее отвечающие конкретным условиям.
Итак, технологическая революция в образовании происходит на наших глазах. Грамотное использование компьютеров помогает превратить студентов в активных участников учебного процесса. Компьютер меняет практику распространения информации в ОУ, что в свою очередь приводит к «перераспределению власти», дает преподавателю новый уровень свободы в принятии решений об изменении организации и методов обучения и принципиально меняет его работу.
Распространение 1Т-технологий ведет к сближению ОУ и его ближайшего окружения, дает возможность обучающимся находиться в такой же быстро меняющейся культурной среде, пользоваться теми же инструментами, с которыми они столкнутся через несколько лет, выйдя из учебного заведения.
Таким образом, появление компьютерной коммуникации в образовании предполагает:
- изменение содержания обучения дисциплинам;
- разработку методов самостоятельной поисковой и исследовательской работы учащихся в ходе выполнения учебных исследовательских проектов;
- обучение учащихся методам коллективного решения проблем;
- сочетание методов групповой и индивидуальной работы студентов и педагогов;
- интенсивное использование компьютеров и безбумажной технологии как инструмента повседневной учебной работы студентов и педагогов;
- организацию совместной работы преподавателей различных дисциплин;
- подготовку преподавателей к интенсивному использованию средств новых информаци-
онных технологий в учебном процессе.
Сегодня большинство методистов согласны в том, что обращение педагогов к компьютерной коммуникации ведет к радикальным изменениям в ОУ. Компьютерная коммуникация способствует совершенствованию существующих учебных курсов, служит основой для создания новых учебных дисциплин и модулей.
Вместе с тем их создание — весьма трудоемкое дело, ибо обычно связано с изменением природы традиционной организации учебного процесса.
Компьютерные сети открывают ОУ доступ к ранее недоступным информационным ресурсам. Работая в сети, педагоги могут поддерживать регулярные рабочие контакты со своими коллегами в других ОУ, узнавать об особенностях преподавания знакомых им учебных предметов в других учебных заведениях, знакомиться с новыми и альтернативными учебными программами и учебниками, следить за новыми теоретическим и прикладными разработками в области теории обучения, методики, педагогической психологии.
Однако главное достоинство компьютерной коммуникации - внутренний сетевой обмен информацией. Без внутренней сети сколько-нибудь широкое использование глобальной компьютерной связи в учебном процессе невозможно.
Профессиональная позиция педагогов заметно меняется. Из носителя готовых знаний и способов работы преподаватель превращается в руководителя, посредника и помощника учащихся в процессе их совместной творческой работы. Происходит перенос акцента с изучения фактов на изучение способов действия. Конечно, никто не оспаривает важность и необходимость знания конкретных фактов, но главным становится установление связей между ними. Студенты сознательно овладевают системой ориентировок и операций, которые могут быть сформированы только самим обучаемым в ходе интенсивной практической работы и являются его личным достоянием. Программные средства массового применения, обучающие программы, компьютерные среды, компьютерная коммуникация выступают как взаимоувязанные средства для построения учебного процесса, а компьютер превращается в обычный рабочий инструмент студента, как раньше книга, тетрадка или карандаш.
Таким образом, свободное владение компьютерными средствами, достаточное количество современных компьютерных классов (400 компьютерных точек, 35 единиц интерактивного
оборудования], интеллектуальный и творческий потенциал педагогического коллектива позволили нам предположить, что профессиональная подготовка студентов будет эффективнее, если использовать новые информационные технологии при их обучении.
Для этого необходимо:
- организовать развитие профессиональной компетентности педагогов к использованию 1Т-технологий в профессиональной подготовке студентов и формированию информационнообразовательных электронных ресурсов; повысить их квалификацию в области программирования и информационной культуры;
- в процессе профессиональной подготовки студентов разрабатывать и внедрять компьютерные обучающие программы, контролирующие системы и другие электронные средства учебного назначения с обязательным учетом специфики подготавливаемых специальностей;
- в процессе профессионального обучения ориентировать студентов на разнообразные формы участия в разработке информационнообразовательных электронных ресурсов, связанных не только с учебным, но и профессиональным содержанием деятельности будущих специалистов.
Программа информатизации колледжа включает структурно-функциональная модель развития ИКТ-компетенций профессиональнопедагогических работников колледжа и модель применения 1Т-технологий в профессиональной подготовке студентов.
В моделях нами выделено пять направлений деятельности: организация образовательного процесса, образовательная деятельность, учебно-исследовательская, социально-профессиональное воспитание, диагностическая деятельность.
Рассмотрим подробнее каждое из направлений.
1. Направление - диагностическая деятельность.
Диагностика учебных возможностей и способностей студентов, уровня развития их психических процессов и свойств, влияющих на процесс обучения, проводится с помощью компьютерной программы «Психологический мониторинг», разработанной учеными Центра информационных технологий Челябинского государственного педагогического университета и адаптированной к условиям работы нашего учебного заведения. Программа представляет собой систему сбора, хранения и представления информации о студенте, а также систему слежения за качеством образовательного процесса.
2. Направление - организация образова-
тельного процесса.
В систему работы колледжа внедрено автоматизированное расписание; автоматизированный учет выполнения учебных планов и программ; информационная система «Аттестация преподавателей», созданы автоматизированные базы данных:
- рабочих учебных программ и методических разработок,
- промежуточных результатов обучения студентов,
- база данных «Поименная книга»,
- база данных «Библиотека».
Функционирует сетевой обмен управленческой информацией.
3. Направление - образовательная деятельность.
Важнейшей подсистемой методической службы колледжа в последние пять лет стал информационно-образовательный портал учебно-методических и контролирующих материалов по дисциплинам и профессиональным модулям доступный всем желающим педагогам и студентам в качестве интернет-ресурса как в локальной, так и глобальной сетях.
Каждый преподаватель может размещать на Информационном образовательном портале в разделе Обучение электронный образовательный курс по преподаваемой дисциплине, с возможностью добавления или изменения размещенного ресурса.
На сегодняшний день образовательные страницы на портале имеют 74 % преподавателей колледжа всех отделений (финансово-экономическое, социально-юридическое, техническое, отделения информационных технологий]. Размещенные учебно-методические и контролирующие материалы используются преподавателями на уроках и при организации и проведении самостоятельной внеаудиторной работы студентов - дистанционно.
Для организации и проведения проверки знаний и умений студентов компьютерным тестированием каждый преподаватель колледжа имеет возможность с помощью электронного редактора тестов создать на своей странице портала тест. Все наработанные тесты сохраняются в базе информационного образовательного портала колледжа и могут быть использованы любым пользователем. Вносить корректирующие изменения в тест может только автор.
При проведении тестирования преподаватель выбирает дисциплину, тему и название конкретного теста, указывает группу студентов и количество задаваемых вопросов. После этого студентам загружается тест, в котором
последовательность заданий формируется случайным образом из общего количества вопросов, подготовленных преподавателем. После выполнения всех заданий студент сразу же оценивается машиной. В программе тестирования заложены критерии оценивания в зависимости от количества правильных ответов. Полученная студентом оценка автоматически заноситься в электронный журнал преподавателя. На основании административной версии электронного журнала можно формировать зачетную ведомость, протокол итоговой государственной аттестации и бланк по технике безопасности. Пройти тестирование могут все студенты, зарегистрированные на портале.
Для организации общения между преподавателями и студентами в информационный портал колледжа встроено средства общения Вопрос-ответ, при помощи которого студенты могут задать Всем преподавателям конкретный вопрос по определенной проблеме, а любой компетентный в этой области преподаватель обязательно на него ответит.
Для развития личного коммуникативного общения студентов и преподавателей в информационный портал колледжа встроены такие средства общения, как: чат, почта, форум, доска объявлений.
На портале также размещены: информационный блок бизнес-клуба, музыкальный архив, online консультации для дистанционного консультирования и др.
4. Направление - учебно-исследовательская деятельность.
В этом направлении работают творческие группы преподавателей колледжа.
Творческая группа преподавателей информационных технологий организовала участие студентов в выполнении компьютерных проектов как учебного, так и будущего профессионального назначения: выполнение ими совместно с преподавателями мультимедийных проектов; создание и внедрение компьютерных программ и электронных учебников; подготовка презентаций и рекламных проектов. Группой изданы совместные методические рекомендации «Некоторые аспекты применения информационных технологий в профессиональном образовании».
Творческая группа преподавателей финансово-экономических дисциплин разработала и внедряет в учебный процесс учебно-практические пособия по освоению студентами информационно-поисковых систем «Кодекс», «Консультант Плюс», программы автоматизации бухгалтерского учета, программу «Налогопла-
тельщик ЮС».
Творческая группа преподавателей социально-юридических дисциплин апробирует в обучении студентов информационно-поисковые системы, разрабатывает методическое обеспечение к ним. Группой по модульной технологии совместно с лабораторией КРИРПО разработан элективный курс «Правовая информатика», в настоящее время в экспериментальном режиме идет апробация этого курса в образовательной программе по специальности «право и организация социального обеспечения».
Творческая группа ведущих преподавателей специальности «страховое дело» разрабатывает и внедряет в образовательный процесс учебно-методические материалы по новой для колледжа специальности «страховое дело».
Творческая группа ведущих преподавателей специальности «менеджмент в сфере сервиса» разрабатывает и внедряет в образовательный процесс учебно-методические материалы по новой для колледжа специальности «менеджмент в сфере сервиса».
Творческая группа ведущих преподавателей по бизнес-проектированию занимается организацией работы бизнес-клуба. Студенты колледжа под руководством преподавателей занимаются бизнес проектированием и защищают свои проекты на бизнес-фестивалях.
5. Направление - социально-профессиональное воспитание.
В колледже:
- работает компьютерный клуб;
- выпускается студенческий журнал «College»;
- создана специальная методика формирования информационной культуры студентов, построенная на основе уровневой сформиро-ванности информационной культуры и позволяющая оценивать достигнутые студентом уровни в процессе формирования его информационной культуры.
Резюмируя сказанное, мы должны отметить, что принятие данных позиций и их реализация в образовательном процессе колледжа обеспечивает становление новых компетенций в нашем педагогическом коллективе. Формируется новый портрет педагога - это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов.
Преподаватель, освоивший ИТ-технологии, включает в деятельность новые методики, обеспечивающие индивидуализацию, адаптацию к познавательным потребностям и интересам обучающихся, развитие их самостоятельности и творчества, информационной культуры.
1. Капитанова О. В. Компьютерные средства в подготовке будущих офицеров к иноязычной коммуникации // Профессиональное образование. Столица. Научные исследования в образовании. - 2009. - № 4. - С. 28-33.
2. Красовский Ю. Н. О роли образовательной информационной среды в интеграции непрерывного образования // Среднее профессиональное образование. - 2006. - № 3. - С. 42-44
3. Матрос Д. Ш. Основы теории информатизации процесса обучения // Педагогика. - 2007. - № 6. - С.11- 18.
4. Никитина И. В. Формирование компетенции структурирования информации посредством создания web-ресурса // Профессиональное образование. Столица. Научные исследования в образовании. - 2009. - № 12. -
С. 37-41.
УДК / UDC Г. А. Федотова, доктор педагогических наук, главный научный сотрудник НИИ
371.14 развития профессионального образования, лауреат Премии Президента РФ в
области образования, г. Москва, Россия, [email protected]
Galina Fedotova, Doctor of Pedagogical Sciences, senior scientific officer,
Scientific Research Institute for Professional Education, award winner of the President of the Russian Federation in the field of education, Moscow, Russia, [email protected]
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, ВТО: РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
GLOBALIZATION, WTO: RISKS AND OPPORTUNITIES FOR PROFESSIONAL EDUCATION
Цель данной статьи - показать риски и потенциальных возможности образования в условиях глобализации и присоединения к ВТО на основе тех обязательств, которые содержатся в Докладе Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой
организации, а также условия ратификации Протокола Госдумой.
Автор раскрывает понятие «глобализация», характеризует тенденцию создания мирового образовательного пространства, подробно анализирует сектор образовательных услуг, рас-