№ 3, 2003
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Л.И. Гурье, зав. кафедрой методологии инженерной деятельности Казанского государственного технологического университета, профессор,
Э.М. Бутовецкая, аспирант кафедры методологии инженерной деятельности Казанского государственного технологического
университета
В статье представлены результаты анализа некоторых тенденций развития и моделей современных технологических университетов в Германии и России, выделены новые характеристики и особенности развития университетского сектора системы высшего образования в условиях глобализации и регионализации общественной жизни.
The articles presents an analysis of some tendencies of the development, and some models of present-day thechnological universities in Germany and Russia. New characteristics and features of the universities' development against the background of globalization and regionalization of social life have been detailed.
Высшее образование принадлежит к числу важных подсистем современного общества, и его развитие определяется динамичными процессами, которые протекают не в какой-то одной конкретной стране, а в мире в целом. Такие преобладающие тенденции, как глобализация экономики, развитие информационнокоммуникационных технологий, короткие инновационные циклы, предъявляют качественно новые требования к системе высшего образования, бросая радикальный вызов центральному институту этой системы — университету. Университет переживает переломный момент в своем развитии. Тенденции его развития представляют собой один из видимых индикаторов дальнейших изменений, основанных на количественных и качественных изменениях прошлого и настоящего.
В число определяющих будущее развитие общества сегментов университетского сектора входит и технологический университет. Значительный объем аккумулированных человечеством знаний, тесное переплетение научного познания с практическим применением в области техники и экономики, возрастающая степень негативного воздействия технической деятельности человечества на общество и окружающую среду обусловливают состояние и динамику технологического университета, его роль в современном социуме.
Изменения университетского образования в мире определяются социокультурными, научными, экономическими
предпосылками. Одним из ключевых факторов внешнего воздействия является процесс глобализации. Глобализация предполагает радикальное изменение мирового порядка и вторгается во все сферы деятельности человечества. Неограниченное движение капитала, товаров, инвестиций и услуг, участие транснациональных компаний, высокий уровень кооперации всех участников процесса приводят к существенным изменениям экономического, политического и общественного уклада отдельного государства. Изменения происходят и в сфере образования. Пример Великобритании, Австрии, США и Канады убеждает в том, что, «несмотря на принципиальные различия политических культур в четырех странах, выработаны сходные политики в областях, где высшее образование пересекается с глобализацией... Для третичного образования этих стран характерен переход к научно-техническим политикам, усиливающим академический капитализм в ущерб фундаментальным исследованиям. При подготовке учебных материалов усилия концентрируются в области науки и техники, а также околорыночных сферах» (Брок-Утне Б. Анализ глобальных факторов, влияющих на современную образовательную систему, на примере европейских университетов // Высш. образование в Европе. 2002. Т. 27, № 3. http:// www.aha.ru/~moscow64/ educational_book/educational_book10/ index.htm).
© Л.И. Гурье, Э.М. Бутовецкая, 2003
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Возникает вопрос: уместно ли говорить о глобализации университетского образования? Возможно, использование этого термина на данном этапе развития не совсем оправданно, так как образование не полностью подчинено основным законам рынка и, при наличии некоторых процессов унификации, сохраняет те или иные социокультурные особенности, не превращаясь в транснациональную фабрику кадров. С одной стороны, растущая конвергенция систем образования выражается в обязательном среднем образовании, в единых требованиях к преподавателям и программах одного уровня (см.: Олейникова О.Н. Основные тенденции развития и современное состояние профессионального образования в странах Европейского союза: Моногр. Казань, 2003). С другой стороны, проявляется сильное влияние локальных тенденций, направленных на сохранение и развитие местной культурной составляющей.
Анализ тенденций развития западных университетов позволяет обнаружить ряд явлений, вызванных глобализацией. К ним можно отнести угрозу академическим свободам университета в связи с ростом зависимости образования от финансовой политики государства и рыночного сектора, реорганизацию европейских университетов по англосаксонской модели и все более широкое распространение английского языка, что может привести к утере некоторых локальных особенностей университетской культуры. Однако неоспоримая роль университетского, в частности технологического, комплекса для региона и его динамичное развитие в этом направлении не позволяют говорить о тотальной масштабности такого явления, как глобализация.
Для университета как организационной структуры современного высшего образования в мире характерен ряд тенденций. Они достаточно противоречивы и требуют глубокого системного анализа. Среди основных можно выделить следующие.
1. Происходит трансформация высших учебных заведений в экономические предприятия. Сразу следует оговориться, что эти явления не повсеместны, они
могут затрагивать отдельные стороны деятельности или подструктуры университета, но могут и носить преобладающий характер. Примером частичной трансформации служат университеты, в которых изменились требования к подбору и подготовке руководителей. Во главе этих вузов находятся уже не лица, обладающие учеными степенями и опытом научной деятельности, а профессиональные менеджеры. Внедряются и новые методы и формы административного управления университетом (см.: Должен-ко О. Социокультурные предпосылки становления новой парадигмы высшего образования // Alma Mater. 2000. № 10. С. 24—30). Так, при многих технологических университетах Германии организованы коммерческие структуры, имеющие форму общества с ограниченной ответственностью (GmbH), осуществляющие различные виды деятельности для практики производства, такие, как исследование проблемных областей, разработка проектов и организационное управление. Таким образом, университет имеет многоканальное финансирование, частично зависящее от рыночных механизмов.
В последние десятилетия в мире появился ряд принципиально новых университетов, которые, по сути дела, не соответствуют требованиям, традиционно предьявляемым к университету как независимому центру обучения и исследования высокого уровня. Это скорее коммерческие структуры, осуществляющие образовательную и исследовательскую деятельность и концентрирующие свои усилия на тех областях знания, которые пользуются наибольшим рыночным спросом (см.: Альтбах Ф.Г. Возвышение псевдоуниверситетов // Там же. 2001. № 12. С. 39—41). Их возникновение вызвано запросами экономической среды, и они выполняют важную функцию в обществе, разгружая традиционные учебные заведения от наплыва желающих получить престижную или высокооплачиваемую профессию. Однако укоренение «псевдоуниверситетов» (в большинстве случаев они являются частными вузами) обостряет проблему идентичности университета,
бросает вызов его сущности и статусу в современном социуме.
В Германии частный сектор образования усиленно развивается. Как правило, частные вузы обладают большой независимостью и гибкостью, учитывая требования экономических структур и активно реагируя на требования рынка труда. Первый частный университет появился в Германии в 1993 г., а на сегодняшний день уже существует целый ряд таких заведений, например, International University Bremen, German International Graduate School of Management and Administration. Хотя открытие частного технологического университета затруднено в силу необходимости значительных финансовых инвестиций, в Германии действует несколько подобных вузов. К ним можно отнести International Department Карлсруйского университета (TH) и Stuttgart Institute of Management and Technology.
В России также наблюдается развитие частного сектора образования, в структуре вузов появляются некоторые элементы экономики и менеджмента. В то же время технологическое образование по-прежнему является полностью государственным.
2. Для современных западных университетов характерен процесс кооперации университета как в рамках системы образования, так и вне ее. Активное взаимодействие внутри сферы образования возможно на всех уровнях системы. Подобное взаимодействие оказывает положительное влияние на университетскую среду и предполагает ее большую устойчивость. Совместные проекты вузов со средними школами, основанные на взаимовыгодном сотрудничестве, позволяют школе использовать университетские ресурсы и базу, улучшая образовательный процесс, а университетам на более раннем этапе влиять на формирование будущего поколения.
В Германии существует образовательная модель TheoPrax, которая предполагает сотрудничество школ и вузов в проектах, интегрированных в учебный план. Основным поставщиком проектных заданий является промышленность. Эти про-
екты выполняются не только отдельно студентами или учениками, но и предполагают совместную работу. На долю проектов в области естественных наук и техники приходится около 70 % (см.: Eyerer, Peter, Hefer, Bernd, Krause, Doerthe. Verzahnung von Schulen, Hochschulen und Unternehmen durch Projektarbeit — das Ausbildungsmodell TheoPrax. S. 227—235 // Technische Bildung: Ansätze und
Perspektiven; [Auswahl von Vorträgen, die auf der internationalen Konferenz zu diesem Thema an der Technischen Universität Braunschweig im September 2000 gehalten wurden] / hrsg. von Gabriele Graube; Walter E. Theuerkauf. Frankfurt am Main [u.a.]: Lang, 2002. 277 S.: graph. Darst). Технический университет Дармштадт проводит недельные практики «Химия для школьников», а также дает возможность школам приглашать научных сотрудников университета для проведения уроков химии.
Процесс кооперации проявляется не только в интеграции университета с другими образовательными учреждениями и сферами общественной жизни. Например, в США возникает все большее количество различных межуниверситетских организаций (сеть, созданная Центром обновления образования Вашингтонского университета, Американская ассоциация колледжей педагогического образования, Американская ассоциация высшего образования, Ассоциация американских колледжей и университетов, Ассоциация исследований в области высшего образования, Американский консорциум высшего образования и др.), а также межуниверситетских компьютерных сетей в рамках одного региона, страны или на межрегиональном и межгосударственном уровне. Такие компьютерные сети позволяют объединить множество организаций и институтов без значительных финансовых затрат (см.: Smyth J. Reprofessionalising teaching: a university research institute engages teachers in creating dialogic space in schools. URL http://www.triangle.co.uk/ tde/02-03/Smyth.pdf).
Подобные явления отмечены и в Германии. Ярким примером сотрудничества
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
на университетском уровне является договоренность между тремя ведущими технологическими университетами земли Нижняя Саксония о создании объединения Consortium Technikum. Такая кооперация позволяет улучшить качество исследовательской и образовательной деятельности, усилить академическую мобильность студентов и преподавателей, обеспечить поддержку в процессе формирования профиля университета. В условиях постоянно развивающейся науки и повышающейся ее специализации невозможно быть лидером во всех научных областях. Немецкие технические университеты стремятся формировать свое «лицо», выделить свой профиль, развивая основные направления и сильные стороны как исследовательской, так и преподавательской деятельности. Реализацией данной установки являются, в частности, специальные исследовательские организации (SFB). Они создаются представителями университетов и финансируются немецким научно-исследовательским обществом при условии обоснования собственного направления исследования. Таким образом появляется возможность более эффективного решения актуальных проблем, стоящих перед наукой, промышленностью, экономикой и обществом.
Российская образовательная практика обнаруживает заметную тенденцию кооперации технологических университетов как в сфере образования, так и за ее пределами. Профильные школы, колледжи при университетах активно содействуют подготовке абитуриентов для вуза. Существует множество моделей сотрудничества университета с промышленными предприятиями и НИИ в рамках научно-исследовательских комплексов. Получили развитие две модели университетских комплексов, в которых ключевую роль играют технические вузы, — комплекс как единое юридическое лицо и ассоциация юридических лиц.
3. Параллельно с процессом кооперации в университетском секторе заметна тенденция регионализации. Она играет важную роль не только в научной и промышленной, но и в общественной и куль-
турной областях. Университеты «обрастают своеобразными оболочками, обеспечивающими своеобразный интерфейс, взаимодействие с потенциальными партнерами» (Долженко О. Указ. соч. С. 27).
Процесс регионализации технического университета в Германии имеет наиболее ярко выраженный характер. Исследования в технических университетах там ориентированы в первую очередь на регион. К этому процессу привлекаются не только профессора и сотрудники университетов и других научных организаций, но и студенты, аспиранты, докторанты. При поддержке немецкого исследовательского общества (DFG) технические университеты осуществляют широкий диапазон различных исследований. Анализ исследовательских структур позволяет выделить несколько организаций, в центре внимания которых стоят проблемы и задачи регионального значения. К ним можно отнести специальные исследовательские организации (SFB), объединения исследователей (Forschergruppen), а также основные программы исследования (Schwerpunktprogramme).
Положительное воздействие на регион и сотрудничество со многими организациями приводят к тому, что технический университет часто становится ядром исследования. В Германии существует такое понятие, как «исследовательский регион» (Forschungsregion), обозначающее высокую концентрацию исследовательских организаций в решении региональных проблем. Так, например, к исследовательскому региону Брауншвайг (Forschungsregion Braunschweig) наряду с техническим университетом Carolo-Wilhelmina, занимающим одну из ключевых позиций, относятся и другие вузы, а также внеуниверситетские исследовательские институты в области биологии, сельского хозяйства, экологии и др.
Особое значение научная деятельность имеет для мелких и средних предприятий, не обладающих достаточными ресурсами для эффективной деятельности такого рода. В этом случае возможна поддержка технического университета, который осуществляет управление и консультирование фирм. Трансфер техноло-
№ 3, 2003
гии техническим университетом является обогащающим не только для фирмы, но и для университета, которыИ таким образом увеличивает своИ исследовательский потенциал, а также соответственно дает дополнительные импульсы для развития города и региона. В России современные университеты, в том числе и технологические, играют ключевую роль в своем регионе как исследовательские и образовательные центры, а также как крупные работодатели. Технологические университеты активно участвуют в формировании инновационной структуры и рассматриваются в качестве социально активноИ среды, влияющеИ на развитие региона.
4. Одним из характерных признаков современной системы высшего образования является сближение университетского и неуниверситетского секторов в странах с дуальноИ системоИ образования. Например, в Германии данная тенденция подтверждается целым рядом признаков. Высшие профессиональные школы (Fachhochschulen) и университеты находятся под управлением единого органа — конференции ректоров и президентов вузов. Процессы аккредитации основаны на общих положениях, недавно введенные степени бакалавра и магистра не зависят от вида учебных заведениИ, и последние имеют возможность дополнять друг друга. Кроме того, данные учебные заведения тесно сотрудничают по вопросам исследованиИ и присуждения степе-неИ (университет осуществляет руководство проведением диссертационного исследования в рамках высшеИ професси-ональноИ школы) (см.: Meinecke J.P. Universitaeten und Fachhochschulen // Forschung und Lehre. 2000. № 12. S. 631— 634). В англоязычноИ литературе даже используется термин «university of applied science», что в переводе означает «университет прикладных наук» (см., например: БолонскиИ процесс: нараста-
ющая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов) / Под науч. ред. В.И. Байденко. М., 2002). Хотя это явление с лингвистической точки зрения может объясняться тем, что в английском языке отсутствует эквивалентный перевод слова Fachhochschule, его можно интерпретировать как направление развития неуниверситетского сектора дуальной системы образования. Причем происходит двустороннее сближение, т.е. университетский сектор вбирает в свою деятельность некоторые элементы, присущие неуниверситетскому. Примером этого может служить введение краткосрочных программ обучения в ряде технических университетов.
В России также наблюдаются подобные явления. Ряд институтов и академий, в том числе и возникших в 1990-е гг., расширяют сферу деятельности, открывая новые факультеты, вводят последипломное обучение и дополнительные образовательные услуги.
В данной статье мы не ставили целью охарактеризовать все тенденции развития университетов в мире. Динамичные изменения, оказывающие влияние на те или иные сферы жизни, обусловливают появление новых моделей учебных заведений как на Западе, так и в России. Одним из путей развития инновационных возможностей нации является формирование такой системы образования, которая способна удовлетворить возрастающие потребности общества, экономики и науки. Развитые университеты, в особенности технологические, не только позволят идти в ногу со временем, но и дадут дополнительные импульсы для опережающего мышления общества. От процесса развития технологического университета, выбора той или иной его модели зависит дальнейшее процветание общества, так как сегодняшние университеты — это будущее страны.
Поступила 09.07.03.