ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 201070 2020, № 10 (октябрь) УДК 378.147
Технологические аспекты развития личностного адаптационного потенциала студентов сервисных направлений в процессе обучения в вузе
Радыгина Евгения Геннадьевна1
Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия
Аннотация. В связи с активным освоением постпандемического пространства, вхождением всех сфер жизни общества в новую цифровую реальность значительные изменения происходят и в сфере высшего образования. Складывающаяся ситуация требует изменения форм взаимодействия с обучающимися, применения новых педагогических технологий, создания новых условий обучения и воспитания. Распространение цифровых технологий в сфере услуг требует формирования профессиональных компетенций, знаний, умений и опыта деятельности, применимых в новой реальности. Способность студентов быстро адаптироваться к новым условиям во многом определяет успешность не только учебной, но и будущей профессиональной деятельности. Таким образом, становится актуальным изучение технологических аспектов развития личностного адаптационного потенциала будущих специалистов сферы сервиса. Личностный адаптационный потенциал специалиста понимается как способность эффективно выполнять профессиональные задачи в экстремальных и стрессовых ситуациях. Развитие личностного адаптационного потенциала студентов обеспечивает формирование профессиональной конкурентоспособности. Цель статьи - выявить механизмы развития личностного адаптационного потенциала студентов сервисных направлений в современных условиях. В статье изучаются элементы личностного адаптационного потенциала и педагогические условия, способствующие его развитию. Научная новизна и теоретическая значимость заключается в выявлении технологических условий, способствующих развитию личностного адаптационного потенциала студентов вуза. Практическая значимость состоит в использовании результатов эмпирического исследования для выявления педагогических условий развития личностного адаптационного потенциала студентов сервисных направлений подготовки и разработки рекомендаций. Методология исследования основывается на системно-деятельностном, компетентностном и технологическом подходах. Методы исследования включают: анализ научных публикаций, включенное наблюдение, моделирование педагогического процесса, анкетные методы и тестирование. Для проведения эмпирического исследования использовались методики Е. А. Климова, К. Замфир, А. А. Реана, А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина. Педагогическая технология представляет собой совокупность форм, методов, способов и приемов обучения, направленных на развитие личностного адаптационного потенциала студентов, и включает в себя описание целей, задач, методов педагогического воздействия, используемых методических материалов, требований к результатам обучения - характеристик профессиональных компетенций. Технологический подход к развитию личностного адаптационного потенциала студентов сервисных направлений подготовки предполагает построение алгоритмов будущей профессиональной деятельности. Конструирование образовательного процесса происходит на основе принципов целесообразности, процессуальности, нормализован-ности, воспроизводимости, системности и эффективности. Сущность предложенной технологии развития личностного адаптационного потенциала базируется: на формировании мотивации студентов к профессиональной деятельности в сфере сервиса; организации эффективного взаимодействия преподавателя и студентов в учебной и внеучебной деятельности; включении студентов в процесс планирования своего профессионального развития и карьерной
Поступила в редакцию Received 24.08.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.09.20
Принята к публикации Accepted for publication 20.09.20 Опубликована Published 31.10.20
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Радыгина Евгения Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры туристического бизнеса и гостеприимства ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», г. Екатеринбург, Россия.
траектории, формирования реперных точек и их достижения в процессе обучения в вузе; межпредметных связях и применимости результата в различных предметных областях.
Ключевые слова: личностный адаптационный потенциал, профессиональная конкурентоспособность, сфера сервиса, педагогическая технология, педагогические условия, высшая школа.
Введение
В сфере услуг конкурентоспособность предприятия и стабильность производства во многом зависит от профессиональных качеств сотрудников, их компетентности и мотивированности.
Перед сферой услуг в настоящее время стоит важная задача, связанная с появлением новых услуг и форм обслуживания, способов взаимодействия с потребителями и использованием новых информационных технологий. Способность специалистов адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной реальности и овладевать новыми профессиональными компетенциями напрямую влияет на успешность их взаимодействия с потребителями услуг и выполнение профессиональных обязанностей. Таким образом, развитие элементов личностного адаптационного потенциала необходимо для подготовки конкурентоспособного специалиста для индустрии услуг [1].
В описании вакансий сферы обслуживания постоянно употребляются такие качества, как коммуникативность, многозадачность, стрессоустойчивость и другие, непосредственно связанные с умением специалиста быстро адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности.
Актуальность темы исследования обеспечивается значимостью развития профессионально важных личностных качеств студентов в период вхождения в профессиональную деятельность: будущий профессионал должен не только обладать знаниями, умениями и навыками непосредственно в своей будущей профессиональной деятельности, но и уметь применять эти знания в смежных областях, адаптируясь к быстро меняющейся ситуации. Эти качества особенно важны для сотрудников контактных служб, специалистов сферы услуг.
Кроме того, стремительное изменение рынка труда и условий профессиональной деятельности специалистов диктует необходимость быстрой адаптации и постоянного развития адаптационного потенциала. 2020 год становится периодом трансформации рынка услуг. Конкурентоспособность специалиста теперь в большей мере зависит от способности ставить цели и достигать результатов в разных быстроменяющихся ситуациях.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
В научной литературе структура и содержание адаптационного потенциала личности описываются с нескольких сторон: коммуникативной, психолого-педагогической, социокультурной, организационной, технологической.
А. К. Маркова определяет компетентность специалиста как «индивидуальную характеристику степени соответствия требованиям профессии, как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции» [2]. В профессиональной деятельности необходимым элементом компетентности становится способность к адаптации.
В научной литературе адаптация рассматривается как процесс приспособления организма к окружающим условиям, а также как цель и как результат этого процесса. Б. Р. Хамукова, З. Х. Мамижева рассматривают этот процесс на уровне макро- и мик-
росреды [3]. На результативность адаптационного процесса оказывают влияние свойства нервной системы, адекватность самооценки и Я-концепции, стереотипы поведения и условия воспитания. Нарушение адаптации в социальной среде выражается в частом возникновении конфликтных ситуаций, нарушении социального функционирования и выполнения своих социальных ролей, ухудшении здоровья, что негативным образом влияет на эффективность профессиональной деятельности, нарушая гармоничное развитие личности.
Социальная адаптация рассматривается как процесс и результат внутреннего самоизменения и внешнего приспособления к новой социальной среде. О. А. Береговая, С. С. Лопатина, Н. В. Отургашева говорят о необходимости внутренних изменений и мотивации в процессе социальной адаптации [4]. В структуре профессиональной адаптации необходимо учитывать не только социальную адаптацию, но также адаптацию к физическим условиям труда, технологическим режимам, трудовому распорядку, что не всегда вписывается в содержание социальной адаптации.
Профессиональная адаптация рассматривается как процесс приобретения и поддержания стабильности в профессиональной деятельности. В структуру профессиональной деятельности включаются объект, предмет и средства деятельности, профессиональные цели и задачи, условия трудовой деятельности, организационные и управленческие механизмы, а также представители профессиональных сообществ (сотрудники, потребители, конкуренты, стейкхолдеры и т. д.) [5]. Профессиональная адаптация строится на основе взаимодействия разных сфер и сторон личности: биологической (врожденные свойства, задатки и способности), психологической (профессиональные интересы и склонности, внутренние мотивы) и социальной (престиж, внешняя мотивация). Результатом профессиональной адаптации становится конкурентоспособность и компетентность выпускника, включающая такие показатели, как воспитанность и общекультурные компетенции, когнитивные показатели, профессиональные характеристики [6]. М. А. Дмитриева выделяет несколько направлений профессиональной адаптации: адаптацию к физическим условиям среды (психофизиологическая адаптация), адаптацию к профессиональным задачам, условиям деятельности, выполняемым операциям и организационным факторам и т. д. (операциональная или функциональная адаптация) и адаптацию личности к социальным компонентам профессиональной деятельности (социально-психологическая адаптация) [7]. Успешность личности в каждом из направлений профессиональной адаптации определяется уровнем развития личностного адаптационного потенциала.
Адаптационный потенциал представляет собой устойчивую совокупность индивидуально-психологических и личностных свойств, обусловливающих эффективную адаптацию [8]. В структуре адаптационного потенциала выделяются социальные роли, потребности, ценности личности, отношение к нормам и традициям. Н. А. Остапенко выделяет в структуре адаптационного потенциала жизненный план, формирующийся на основе личных устремлений, моральных норм и концепций самоопределения [9].
По мнению А. Г. Маклакова, адаптационный потенциал личности проявляется в поведении и профессиональной деятельности субъекта прежде всего в экстремальных и стрессовых ситуациях [10]. Таким образом, стандартные повторяющиеся ситуации не вызывают у личности психологического напряжения и решаются эффективно. Но, если возникают ситуации, стандартного решения для которых не находится, эффективность деятельности снижается, что вызывает негативные реакции.
Задача обучения заключается в освоении студентом как можно большего количества вариантов решения разнообразных задач, применимых в будущей профессиональной деятельности.
Исходя из концепции упреждающей адаптации Л. Ф. Мирзаяновой, в процессе обучения и приобретения профессиональных компетенций адаптационный потенциал личности используется не только в выполнении профессиональных функций, но и при вхождении в учебную деятельность и новую социальную реальность [11].
С позиций личностно ориентированного подхода О. А. Воскрекасенко включает в структуру личностного адаптационного потенциала когнитивный, мотивационно-ценностный и операционно-деятельностный компоненты [12].
Л. В. Горюнова рассматривает три основных аспекта адаптационного потенциала личности: личностные качества, профессиональную деятельность и процессы самореализации и преобразования социально-профессиональной среды [13].
Эффективное регулирование высшего образования направлено прежде всего на подготовку специалистов, обладающих конкурентными преимуществами на рынке труда, способных адаптироваться к изменяющимся условиям рынка, владеющих передовыми технологиями, способных обеспечить инновационное развитие всех сфер экономики [14]. Особенно применение технологического подхода необходимо при формировании виртуальной образовательной среды и среды профессиональной деятельности [15].
Термин «технология» перешел в социальную среду из производственных процессов и означает способ описания продуктивной деятельности с целью получения итогового продукта, отвечающего определенным требованиям (стандартам), и эта производственная деятельность связана с воздействием на нее научных ресурсов. Технология понимается также как сфера создания и применения технических средств (техники, новых технологий, информационных ресурсов, диджитализации). Таким образом, технология - это совокупность операций производства продукции, включающая: основные операции и их составные части, материалы, оборудование, время и технологические режимы, квалификацию работников.
Применение технологического подхода заключается в построении алгоритмов профессиональной деятельности. Алгоритмизация типовых задач и стремительное изменение условий применения компетенций выводят на первый план творческую составляющую профессиональной деятельности, особенно в сфере услуг. О. К. Ми-нева, В. С. Минев, В. Е. Летичевская говорят о необходимости формирования цифровых компетенций [16]. Особая роль в современном процессе обучения отводится информационно-коммуникационным и цифровым технологиям.
Широкое распространение получили идеи смешанного (blended), или гибридного (hybrid), обучения, основанного на совмещении классических и электронных средств обучения. Б. Минз, Ю. Тояма, Р. Мерфи, M. Бакия говорят о разных результатах очного и электронного обучения [17]. При очном формате приобретаются навыки общения и социализации, а при электронном обучении развивается самодисциплина и ускоряется процесс получения знаний. Е. Даффин считает, что электронное обучение не может сформировать высокого уровня развития речевых и социокультурных навыков, необходимых в профессиональной деятельности в сфере услуг [18]. Н. Л. Байдикова также обращает внимание на совмещение традиционного обучения с дистанционными и он-лайн-методами [19]. Поэтому необходимо формировать систему смешанного обучения, используя современные технологии. Следует отметить, что профессиональное общение тоже подвержено технологизации в плане разработки речевых клише, формирования
сценариев общения с потребителями и пр. Но такие технологии могут отрабатываться только в процессе очного общения. В сфере услуг очень важно установление контакта с потребителем и отработка именно технологий взаимодействия.
Большой вклад вносят современные научные исследования в процесс применения информационно-коммуникационных технологий в обучении. А. В. Страмной изучает эффективность применения в обучении е-шаИ-проектов, веб-квестов, скайп-технологий и пр. [20] Дж. Е. Асунсьон и Н. М. Секретариа обращают внимание на развитие таких компетенций студентов, как способность решать разнообразные задачи при помощи цифровых технологий, использовать и создавать контент, программировать процессы производства и создания услуг [21]. Таким образом, студенты из потребителей новых информационно-коммуникационных технологий становятся активными участниками процесса обучения и в своей будущей профессиональной деятельности уже способны управлять производственными процессами.
А. А. Максаев, И. А. Шумакова и Д. А. Шевченко считают, что такой подход не только позволяет сформировать профессиональные компетенции, но и создает условия для развития проектной деятельности: создание образовательной среды, обучение элементам деятельности, поощрение самостоятельности, постановка целей, демонстрация достижений [22]. Технологичность позволяет безболезненно интегрировать процесс обучения и его результаты в международное исследовательское пространство. В итоге студенты усваивают успешные стратегии поведения. О. Эрич, С. Станич, М. Крайшник выделяют следующий ассортимент успешных копинг-стра-тегий, направленных на успешность: вовлеченность в настоящее, готовность принимать внешние обстоятельства, принятие вызова [23]. Такие стратегии очень важны в достижении высокого уровня адаптационного потенциала (т. е. его деятельностной части): чем больше студент осваивает успешных стратегий поведения, тем конструктивнее будет его реакция в различных ситуациях.
П. Ботирова, Е. Б. Атамирзаева, М. А. Сайдалиева обращают внимание на эффективность применения в образовательном процессе технологий перевернутого и взаимного обучения [24]. Это позволяет студентам обмениваться успешными адаптационными стратегиями поведения. Чем с большим количеством коллег эти стратегии будут обсуждаться и отрабатываться, тем больший их ассортимент может быть применен в будущей профессиональной деятельности. Новые информационно-коммуникационные технологии создают условия для расширения социальных связей даже в период ограничения контактов.
Применяемые педагогические технологии на современном этапе должны задействовать все форматы обучения, как очные и интерактивные, так и дистанционные и виртуальные. Навыки адаптации и личностный адаптационный потенциал развивается у студентов как раз при переходе от одних форм обучения к другим, способствуя более глубокому освоению профессиональных компетенций. В постпандемический период новые форматы взаимодействия ощущаются как наименее рискованные, тем самым работая на повышение адаптационного потенциала.
Технологичность образования позволяет добиваться значительных результатов в селекции знания, создании конкурентного преимущества. В цифровом обществе чрезвычайно востребованным становится такое качество личности, как креативность - новые идеи приводят к прорывным решениям и высокой прибыли [25].
Методологическая база исследования
Диагностика адаптационного потенциала личности будущих специалистов производилась с использованием следующих методик: Е. А. Климов «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО), К. Замфир «Мотивация профессиональной деятельности» в модификации А. А. Реана [26] и многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина [27].
В структуру личностного адаптационного потенциала А. Г. Маклаков и С. В. Чермя-нин включают такие элементы, как поведенческая регуляция, коммуникативные способности и моральная нормативность. Поведенческая регуляция определяется уровнем нервно-психической устойчивости и выражается в том, насколько эффективно специалист может выстраивать взаимодействия в профессиональной деятельности с потребителями услуг и коллегами. На эффективность профессионального взаимодействия специалиста оказывают влияние не только уровень нервно-психической устойчивости, но и наличие социального одобрения и адекватность Я-концепции. П. А. Кисляков, А. С. Ме-ерсон, П. А. Егорова указывают на взаимосвязь уровня устойчивости к негативным факторам внешней среды с моральными установками личности. Чем ниже адаптационные способности, тем личность чаще испытывает негативные эмоции, способствующие невроти-зации, возникновению тревожных и соматических расстройств [28]. Коммуникативные способности связаны с наличием потребности в общении, в том числе профессиональном, и способствуют успешности специалиста в установлении контактов, передаче информации и установления взаимопонимания, неконфликтности в поведении и выполнении профессиональных обязанностей [29]. Моральная нормативность отражает принятие специалистом общественно принятых норм поведения, принятие своего статуса в профессиональном сообществе, влияет на успешность процесса социализации.
Результаты исследования
Личностный адаптационный потенциал будущих специалистов индустрии услуг оценивался в процессе эмпирического исследования, проводимого с апреля 2019 по март 2020 года в академических группах студентов бакалавриата института торговли, пищевых технологий и сервиса Уральского государственного экономического университета. В исследовании приняло участие 99 студентов II и III курсов, обучающихся по направлениям подготовки «Сервис», «Туризм» и «Гостиничное дело». По результатам исследования адаптационного потенциала в группах школьников выпускных классов и студентов первого года обучения в вузе различий не выявлено, но замечено общее снижение адаптационных способностей (Л. Ф. Мирзаянова и Т. И. Каральчук) [30]. Поэтому в исследовании не принимали участия студенты I и IV курсов обучения.
Полученные результаты представлены в таблице.
Уровни сформированности элементов личностного адаптационного потенциала у студентов
Уровни сформированности, % Элементы личностного адаптационного потенциала Уровень сформированности личностного адаптационного потенциала
Поведенческая регуляция (нервно-психическая устойчивость) Коммуникативные способности Моральная нормативность
Низкий 71 47 22 94
Средний 29 49 69 2
Высокий 0 4 9 4
Поведенческая регуляция у большинства респондентов сформирована слабо: у 71% студентов на низком уровне, и только у 29% - на среднем уровне, что свидетельствует о наличии психологического напряжения (особенно в периоды неопределенности и изменения внешних условий профессиональной деятельности). Кроме того, этот показатель может выражаться в неадекватности восприятия своих профессиональных компетенций, сложностях восприятия реальности и нежелании подчиняться требованиям профессиональных стандартов.
Уровень развития коммуникативных способностей у студентов сервисных направлений подготовки должен предполагаться на уровне выше среднего, однако результаты исследований иные: у 49% студентов выявлен средний уровень развития коммуникативного потенциала, а у 47% - низкий уровень, и высокий - лишь у 4% студентов. Это может говорить о хороших навыках установления контактов в профессиональном общении только у половины студентов и свидетельствует о необходимости обращать внимание на развитие коммуникативных умений и навыков сглаживания конфликтных ситуаций.
Самый высокий уровень сформированности выявлен у компонента «моральная нормативность»: средний уровень у 68% опрошенных, высокий - у 9% и низкий - у 23% студентов. Результаты свидетельствуют о принятии социальных норм поведения большинством студентов, однако существует возможность их нарушения в связи с личными установками и желаниями.
В целом оценка уровня личностного адаптационного потенциала показывает, что у 94% испытуемых адаптационные механизмы сформированы на низком уровне (средний уровень - у 2%, высокий - у 4% студентов). Успех профессиональной адаптации в большей степени зависит от внешних условий, а не внутренней работы у 94% респондентов. Это создает условия для проявления девиантных форм поведения, нарушения эмоциональных реакций при смене привычной деятельности или в моменты нестабильности, связанные с изменением функционала или социального окружения.
Результаты исследования говорят о необходимости более интенсивного развития личностного адаптационного потенциала уже в процессе получения образования, особенно в плане развития адаптивных способностей и нервно-психической устойчивости.
Технологический подход предполагает совмещение классических форм организации учебного процесса (лекционных и практических занятий, самостоятельной работы и занятий с применением дистанционных технологий обучения), интерактивных форм (ситуационного анализа, кейсов, тренингов, практикумов и стажировок [31]) с проектными и игровыми формами, способствующими не только формированию профессиональных компетенций, но и их активному применению в процессе обучения в вузе.
Технологический подход способствует повышению личностного адаптационного потенциала за счет обеспечения совокупности профессиональных компетенций, функционально взаимосвязанных предметов труда, средств технологического оснащения и пр. (см. рисунок).
Компонентная структура технологии
Основная цель процесса обучения студентов заключается в освоении ими технологических аспектов профессиональной деятельности и приобретении навыков использования ресурсов (информационных, кадровых, материально-технических, финансовых), средств (технических, информационных, лингвистических, психолого-коммуникативных, маркетинговых) и методов в профессиональной деятельности. Чем большим количеством технологических аспектов овладевает студент во время обучения, тем больше проявляется творческая составляющая в профессиональной деятельности и тем меньше негативных эмоций испытывает личность при возникновении нестандартных и конфликтных ситуаций.
Создание педагогических условий, способствующих развитию личностного адаптационного потенциала будущих специалистов сферы услуг, базируется:
- на формировании мотивации студентов к профессиональной деятельности в сфере услуг;
- организации эффективного взаимодействия преподавателя и студентов в учебной и внеучебной деятельности;
- включении студентов в процесс планирования своих профессионально важных качеств и формирования своей карьерной траектории, формирования реперных точек и их достижения в процессе обучения в вузе;
- межпредметных связях и применимости результата в различных предметных областях.
В результате применения методик Е. А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) и К. Замфир «Мотивация профессиональной деятельности» была выявлена направленность мотивационной сферы на определенные виды профессиональной деятельности, которые необходимо использовать в формировании профессиональных компетенций студентов. Было выявлено, что большинство студентов (73%) имеют предрасположенность к деятельности в сфере «человек - художественный образ», чуть меньше (38%) - в сфере «человек - человек». Таким образом, при формировании профессиональных качеств в конкретном случае необходимо опираться на те виды деятельности, мотивация к которым выражена наиболее ярко: использование заданий, за-действующих творческое воображение и образное мышление, потребность в общении, связанных с изобразительной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью, взаимодействиями между людьми.
Нервно-психическая устойчивость формируется: социокультурной идентичностью, мотивацией личности на самоактуализацию, субъективным благополучием, критичностью мышления и способностью прогнозирования рисков, владением конструктивными стратегиями, овладением методами саморегуляции.
Заключение
Развитие личностного адаптационного потенциала у будущих специалистов индустрии услуг является базой для формирования профессиональной компетентности и конкурентоспособности на рынке труда.
В результате исследования у студентов был выявлен низкий уровень сформиро-ванности личностного адаптационного потенциала, что говорит о необходимости создания педагогических условий для развития коммуникативных умений, способностей к адаптации и нервно-психической устойчивости.
Среди механизмов развития личностного адаптационного потенциала будущих специалистов следует использовать:
1) Средства развития нервно-психической устойчивости:
- развитие навыков регулирования психофизиологических состояний;
- применение методов снижения тревожности, развития эмоционально-волевой сферы;
- освоение способов саморегуляции и преодоления стрессовых ситуаций.
2) Средства развития способностей к быстрой адаптации:
- личностное саморазвитие и самореализация;
- ценностные субъект-субъектные отношения между преподавателями и студентами;
- вариативность образования, способствующая приобретению навыков эффективного решения сложных профессиональных ситуаций (кейсы, ситуационные задачи, тренинги);
- обеспечение многоуровневой социокультурной деятельности студентов.
3) Для совершенствования коммуникативных навыков необходимо использование тех видов заданий и форм взаимодействия, мотивация к которым сформирована наиболее отчетливо (в отношении исследуемых групп это изобразительная, литературно-художественная, актерско-сценическая деятельность и различные формы межгруппового взаимодействия).
В процессе применения разработанных инструментов происходит формирование общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и предметных компетенций, связанных с выбранной сферой деятельности (направлением подготовки), и их последующая интеграция в условиях специально организованной деятельности под руководством преподавателя.
Использование предложенных способов развития личностного адаптационного потенциала будущих специалистов индустрии услуг позволит:
- активизировать мышление студентов, научиться самостоятельно принимать решения и контролировать их осуществление;
- развивать навыки профессионального взаимодействия;
- повышать результативность усвоения теоретического материала за счет освоения способов добычи, интериоризации и передачи информации;
- видеть перспективы своего профессионального роста, планировать карьеру и позиционировать себя как профессионала на рынке труда.
На эффективность процесса влияет заинтересованность студента в самореализации себя как профессионала в выбранной сфере деятельности. Таким образом, развивается мотивационная сфера личности.
Ссылки на источники
1. Карева А. В. К вопросу о формировании правовой компетенции специалиста социально-культурного сервиса и туризма // Педагогическое образование в России. - 2009. - № 4. - С. 145-152.
2. Маркова А. К. Психология труда учителя: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - С. 83.
3. Хамукова Б. Р., Мамижева З. Х. Адаптация как социальный процесс: современные научные подходы в системе гуманитарного знания // Вестник Майкопского государственного технологического университета. -2020. - № 2. - С. 125.
4. Береговая О. А., Лопатина С. С., Отургашева Н. В. Тьюторское сопровождение как инструмент социокультурной адаптации иностранных студентов в российском вузе // Высшее образование в России. - 2020. - № 1. -С. 157. - URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/2085.
5. Дружилов С. А. Профессиональное благополучие человека и психологические аспекты профессиональной адаптации и профессиональных деструкций // Современные научные исследования и инновации. - 2016. -№ 12. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76347.
6. Гончарова И. В., Белова С. К., Байбурова О. Р. Организация практико-ориентированной подготовки студентов для повышения их конкурентоспособности на рынке труда индустрии гостеприимства // Сервис в России и за рубежом. - 2016. - № 3 (64). - Т. 10. - С. 12.
7. Дмитриева М. А. Психологические факторы профессиональной адаптации // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1991. - С. 43-61.
8. Семизоров Е. А., Прокопьев Н. Я., Шевцов А. В. Адаптационный потенциал по Баевскому у студентов юношеского возраста различных вузов России в динамике обучения в вузе // Культура физическая и здоровье. - 2019. - № 3 (71). - С. 158.
9. Остапенко Н. А. Проблемы социально-психологической и профессиональной адаптации студентов среднего профессионального и высшего образования // Актуальные вопросы современной науки: теория и практика научных исследований: сб. науч. тр. Всерос. науч.-практ. конф. - Пенза, 2017. - С. 542.
10. Булычева Н. А. Влияние процесса обучения на адаптационный потенциал студентов университета // Экология. Здоровье. Спорт: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. С. Т. Кохан. - Чита, 2019. - С. 14.
11. Финогеева Э. А. Повышение субъектности личности обучающегося как условие расширения его адаптационного потенциала // Культура, наука и искусство - современные векторы развития вуза культуры: материалы междунар. науч.-практ. конф. / гл. ред. Н. А. Паршиков. - Орел, 2019. - С. 70.
12. Воскрекасенко О. А. Личностно-ориентированный подход к развитию адаптационных способностей будущих педагогов в высшей школе // Известия ПГУ им. В. Г. Белинского. - 2011. - № 24. - С. 594. - URL: https://elib.pstu.ru/vufind/EdsRecord/edselr,edselr.17241450.
13. Горюнова Л. В. Составляющие профессиональной мобильности современного специалиста // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2007. - № 1. - С. 66.
14. Сероштан М. В., Кетова Н. П. Современные российские университеты: позиционирование, тренды развития, возможности наращивания конкурентных преимуществ // Высшее образование в России. - 2020. - № 2. -С. 37. - URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/2112.
15. Немтинов В. А., Манаенков И. М., Немтинова Ю. В. Создание виртуальной технологической лаборатории и организация обучения при подготовке кадров высшей квалификации // Высшее образование в России. -2020. - № 2. - С. 159-168.
16. Минева О. К., Минев В. С., Летичевская В. Е. Трансформация государственной политики регулирования рынков труда и образования в цифровой реальности современного общества // Новые технологии. - 2020. -№ 1. - С. 113. - URL: https://newtechology.mkgtu.ru/jour/article/view/340.
17. The effectiveness of online and blended learning: A meta-analysis of the empirical literature / B. Means, Y. Toyama, R. F. Murphy, M. Baki // Teachers College Record. - 2013. - 115 (3). - Р. 1-47. - URL: http://www.tcrecord.org/li-brary/content.asp?contentid=16882.
18. Duffin E. E-learning and digital education - Statistics & Facts. - 2019. - URL: https://www.statista.com/top-ics/3115/e-learning-and-digital-education/
19. Байдикова Н. Л. Цикличная модель смешанного обучения: технологический подход // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 1 (январь). - С. 39-50. - URL: http://e-koncept.ru/2020/201004.htm.
20. Страмной А. В. Методология и технология инновационного урока английского языка // МНКО. - 2020. - № 1 (80). - С. 143. - URL: https://old.altspu.ru/nir/scipub/mnko-mag/
21. Asuncion J. E., Secretaria N. M. Innovated technology of the performance evaluation system for academic heads // Theoretical & Applied Science. - 2019. - № 8 (76). - P. 64-74. - URL: http://t-science.org/arxivD0I/2019/08-76/08-76-11.html.
22. Максаев А. А., Шумакова И. А., Шевченко Д. А. Маркетинговое сопровождение проектной деятельности в высшем учебном заведении // Практический маркетинг. - 2020. - № 3 (277). - P. 3-7. - URL: https://bci-marketing.ru/soderzhaniya-zhurnalov/03-277-2020.
23. Eric O., Stanic S., Krajisnik M. Education, technological changes and economic evelopment of bosnia and Herzegovina // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. - 2019. - Т. 7. - № 2. - P. 7786. - URL: https://ijcrsee.com/index.php/ijcrsee/article/view/478.
24. Botirova P., Atamirzayeva E. B., Saydaliyeva М. А. Specific features of using information technologies in learning process // Theoretical & Applied Science. - 2019. - № 5 (73). - P. 634-638. - URL: http://oaji.net/arti-cles/2019/679-1568052221.pdf.
25. Данилов С. А., Ручин В. А. Рискогенность образования и социокультурный потенциал общества в условиях цифровизации // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2020. - № 1. - С. 114. - URL: https://phpp.sgu.ru/ru/articles/riskogennost-obrazovaniya-i-sociokulturnyy-potencial-obshchestva-v-usloviyah-cifrovizacii.
26. Реан А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. - СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2006. -С. 150-153.
27. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. - СПб., 2001. - С. 127-129, 138-141.
28. Кисляков П. А., Меерсон А. С., Егорова П. А. Показатели психологической устойчивости личности к социокультурным угрозам и негативному информационному воздействию // Вестник Мининского университета. - 2020. - № 2 (31). - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1093.
29. Джанджугазова Е. А. Применение интернет-технологий для сферы услуг в контексте проблемы освоения профессиональных компетенций // Российские регионы: взгляд в будущее. - 2019. - Т. 6. - № 4. - С. 2. -URL: https://elib.pstu.ru/vufind/EdsRecord/edselr,edselr.41676172.
30. Мирзаянова Л. Ф., Каральчук Т. И. Особенности мотивации студентов-первокурсников в период адаптации к профессиональному образованию и профессиональной деятельности // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. - 2007. - № 11. - С. 35-56.
31. Вострякова О. В., Пекарская Л. В. Технологические, методологические, содержательные подходы в подготовке педагогов к экспертизе в сфере оценки качества образования // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2020. - № 1 (9). - С. 102.
Evgeniya G. Radygina,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Tourism Business and Hospitality Chair, Ural State University
of Economics, Yekaterinburg, Russia
Technological aspects of personal adaptation potential development in service majors at the university Abstract. Due to the active reanimation of the post-pandemic space and including all spheres of society into the new digital reality, significant changes are also taking place in the field of higher education. The current situation requires changes in the forms of interaction with students, the use of new pedagogical technologies, and the creation of new conditions for training and education. The spread of digital technologies in the service sector requires the formation of professional competences, knowledge, skills and experience that are applicable in the new reality. The ability of students to adapt quickly to new conditions largely determines the success of not only educational, but also future professional activity. Thus, it becomes significant to study the technological aspects of developing the personal adaptive potential of future service professionals. Personal adaptation potential of a specialist is understood as the ability to perform professional tasks effectively in extreme and stressful situations. The development of students' personal adaptive potential ensures the formation of professional competitiveness. The purpose of the article is to identify mechanisms for the development of personal adaptive potential of service majors in modern conditions. The article examines the elements of personal adaptive potential and pedagogical conditions that contribute to its development. The scientific novelty and theoretical significance lies in the identification of technological conditions that contribute to the development of personal adaptive potential of University students. The practical significance consists in using the results of an empirical study to identify pedagogical conditions for the development of personal adaptive potential of service majors and working out relevant recommendations. The research methodology is based on systemic, activity-oriented, competence-based and technological approaches. Research methods include: analysis of scientific publications, included observation, modeling of the pedagogical process, questionnaire methods and testing. To conduct an empirical study, we used the methods of E. A. Klimov, K. Zamfir, A. A. Rean, A. G. Maklakov and S. V. Chermyanin. Pedagogical technology is a set of forms, methods and techniques of training aimed at developing the personal adaptive potential of students and includes a description of the goals, objectives, methods of pedagogical influence, methodological materials used, requirements for learning outcomes - characteristics of professional competences. The technological approach to the development of personal adaptive potential of service majors presupposes the construction of algorithms for future professional activity. The formation of the educational process is based on the principles of expediency, procession, normalization, reproducibility, consistency and efficiency. The essence of the proposed technology for the development of personal adaptive potential is based on: formation of students' motivation for professional activity in the service sector; organization of effective interaction between teachers and students in academic and extracurricular activities; inclusion of students in the process of planning their professional development and career trajectory, formation of reference points and their achievement in the process of studying at the University; inter-subject relations and the applicability of results in various subject areas.
Key words: personal adaptive potential, professional competitiveness, service sphere, pedagogical technology, pedagogical conditions, higher school. References
1. Kareva, A. V. (2009). "K voprosu o formirovanii pravovoj kompetencii specialista social'no-kul'turnogo servisa i turizma", Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, № 4, pp. 145-152 (in Russian).
2. Markova, A. K. (1993). Psihologiya truda uchitelya: Kniga dlya uchitelya, Prosveshchenie, Moscow, p. 83 (in Russian).
3. Hamukova, B. R. & Mamizheva, Z. H. (2020). "Adaptaciya kak social'nyj process: sovremennye nauchnye podhody v sisteme gumanitarnogo znaniya", Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta, № 2, p. 125 (in Russian).
4. Beregovaya, O. A., Lopatina, S. S. & Oturgasheva, N. V. (2020). "T'yutorskoe soprovozhdenie kak instrument soci-okul'turnoj adaptacii inostrannyh studentov v rossijskom vuze", Vysshee obrazovanie v Rossii, № 1, p. 157. Available at: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/2085 (in Russian).
5. Druzhilov, S. A. (2016). "Professional'noe blagopoluchie cheloveka i psihologicheskie aspekty professional'noj adaptacii i professional'nyh destrukcij", Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii, № 12. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76347 (in Russian).
6. Goncharova, I. V., Belova, S. K. & Bajburova, O. R. (2016). "Organizaciya praktiko-orientirovannoj podgotovki stu-dentov dlya povysheniya ih konkurentosposobnosti na rynke truda industrii gostepriimstva", Servis v Rossii i za rubezhom, № 3 (64), t. 10, p. 12 (in Russian).
7. Dmitrieva, M. A. (1991). "Psihologicheskie faktory professional'noj adaptacii", Psihologicheskoe obespechenieprofessional'noj deyatel'nosti, Izd-vo S.-Peterb. un-ta, St. Petersburg, pp. 43-61 (in Russian).
8. Semizorov, E. A., Prokop'ev, N. Ya. & Shevcov, A. V. (2019). "Adaptacionnyj potencial po Baevskomu u studentov yunosheskogo vozrasta razlichnyh vuzov Rossii v dinamike obucheniya v vuze", Kul'turafizicheskaya i zdorov'e, № 3 (71), p. 158 (in Russian).
9. Ostapenko, N. A. (2017). "Problemy social'no-psihologicheskoj i professional'noj adaptacii studentov srednego pro-fessional'nogo i vysshego obrazovaniya", Aktual'nye voprosy sovremennoj nauki: teoriya ipraktika nauchnyh issle-dovanij: sb. nauch. tr. Vseros. nauch.-prakt. konf, Penza, p. 542 (in Russian).
10. Bulycheva, N. A. (2019). "Vliyanie processa obucheniya na adaptacionnyj potencial studentov universiteta", in Ko-han, S. T. (ed.). Ekologiya. Zdorov'e. Sport: materialy VIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Chita, p. 14 (in Russian).
11. Finogeeva, E. A. (2019). "Povyshenie sub"ektnosti lichnosti obuchayushchegosya kak uslovie rasshireniya ego adaptaci-onnogo potenciala", Parshikov, N. A. (ed.). Kul'tura, nauka i iskusstvo - sovremennye vektory razvitiya vuza kul'tury: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Orel, p. 70 (in Russian).
12. Voskrekasenko, O. A. (2011). "Lichnostno-orientirovannyj podhod k razvitiyu adaptacionnyh sposobnostej budush-chih pedagogov v vysshej shkole", Izvestiya PGU im. V. G. Belinskogo, № 24, p. 594. Available at: https://elib.pstu.ru/vufind/EdsRecord/edselr,edselr.17241450 (in Russian).
13. Goryunova, L. V. (2007). "Sostavlyayushchie professional'noj mobil'nosti sovremennogo specialist", Izvestiya vys-shih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Obshchestvennye nauki, № 1, p. 66 (in Russian).
14. Seroshtan, M. V. & Ketova, N. P. (2020). "Sovremennye rossijskie universitety: pozicionirovanie, trendy razvitiya, vozmozhnosti narashchivaniya konkurentnyh preimushchestv", Vysshee obrazovanie v Rossii, № 2, p. 37. Available at: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/2112 (in Russian).
15. Nemtinov, V. A., Manaenkov, I. M. & Nemtinova, Yu. V. (2020). "Sozdanie virtual'noj tekhnologicheskoj laboratorii i organizaciya obucheniya pri podgotovke kadrov vysshej kvalifikacii", Vysshee obrazovanie vRossii, № 2, pp. 159168 (in Russian).
16. Mineva, O. K., Minev, V. S. & Letichevskaya, V. E. (2020). "Transformaciya gosudarstvennoj politiki regulirovaniya rynkov truda i obrazovaniya v cifrovoj real'nosti sovremennogo obshchestva", Novye tekhnologii, № 1, p. 113. Available at: https://newtechology.mkgtu.ru/jour/article/view/340 (in Russian).
17. Means, B. et al. (2013). "The effectiveness of online and blended learning: A meta-analysis of the empirical literature", Teachers College Record, 115 (3), pp. 1-47. Available at: http://www.tcrecord.org/li-brary/content.aspPcon-tentid=16882 (in English).
18. Duffin, E. (2019). E-learning and digital-education digital education - Statistics & Facts. Available at: https://www.statista.com/top-ics/3115/e-learning-and- / (in English).
19. Bajdikova, N. L. (2020). "Ciklichnaya model' smeshannogo obucheniya: tekhnologicheskij podhod", Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 1 (yanvar'), pp. 39-50. Available at: http://e-kon-cept.ru/2020/201004.htm (in Russian).
20. Stramnoj, A. V. (2020). "Metodologiya i tekhnologiya innovacionnogo uroka anglijskogo yazyka", MNKO, № 1 (80), p. 143. Available at: https://old.altspu.ru/nir/scipub/mnko-mag/ (in Russian).
21. Asuncion, J. E. & Secretaria, N. M. (2019). "Innovated technology of the performance evaluation system for academic heads", Theoretical & Applied Science, № 8 (76), pp. 64-74. Available at: http://t-science.org/arxiv-DOI/2019/08-76/08-76-11.html (in English).
22. Maksaev, A. A., Shumakova, I. A. & Shevchenko, D. A. (2020). "Marketingovoe soprovozhdenie proektnoj deyatel'nosti v vysshem uchebnom zavedenii", Prakticheskij marketing, № 3 (277), pp. 3-7. Available at: https://bci-marketing.ru/soderzhaniya-zhurnalov/03-277-2020 (in Russian).
23. Eric, O., Stanic, S. & Krajisnik, M. (2019). "Education, technological changes and economic evelopment of bosnia and Herzegovina", International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education, t. 7, № 2, P. 77-86. Available at: https://ijcrsee.com/index.php/ijcrsee/article/view/478 (in English).
24. Botirova, P., Atamirzayeva, E. B. & Saydaliyeva, M. A. (2019). "Specific features of using information technologies in learning process", Theoretical & Applied Science, № 5 (73), pp. 634-638. Available at: http://oaji.net/arti-cles/2019/679-1568052221.pdf (in English).
25. Danilov, S. A. & Ruchin, V. A. (2020). "Riskogennost' obrazovaniya i sociokul'turnyj potencial obshchestva v uslovi-yah cifrovizacii", Izv. Sarat. un-ta Nov. ser. Ser. Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika, № 1, pp. 1-14. Available at:
https://phpp.sgu.ru/ru/articles/riskogennost-obrazovaniya-i-sociokulturnyy-potencial-obshchestva-v-usloviyah-cifrovizacii (in Russian).
26. Rean, A. A. (2006). Psihologiya adaptacii lichnosti. Analiz. Teoriya. Praktika, Prajm- EVROZNAK, St. Petersburg, pp. 150-153 (in Russian).
27. (2001). "Mnogourovnevyj lichnostnyj oprosnik "Adaptivnost'" (MLO-AM) A. G. Maklakova i S. V. Chermyanina", Nikiforov, G. S., Dmitrieva, M. A. & Snetkov, V. M. (eds.). Praktikum po psihologii menedzhmenta i professional'noj deyatel'nosti, St. Petersburg, pp. 127-129, 138-141 (in Russian).
28. Kislyakov, P. A., Meerson, A. S. & Egorova, P. A. (2020). "Pokazateli psihologicheskoj ustojchivosti lichnosti k socio-kul'turnym ugrozam i negativnomu informacionnomu vozdejstviyu", Vestnik Mininskogo universiteta, № 2 (31). Available at: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1093 (in Russian).
29. Dzhandzhugazova, E. A. (2019). "Primenenie internet-tekhnologij dlya sfery uslug v kontekste problemy osvoeniya professional'nyh kompetencij", Rossijskie regiony: vzglyad v budushchee, t. 6, № 4, p. 2. Available at: https://elib.pstu.ru/vufind/EdsRecord/edselr,edselr.41676172 (in Russian).
30. Mirzayanova, L. F. & Karal'chuk, T. I. (2007). "Osobennosti motivacii studentov-pervokursnikov v period adaptacii k professional'nomu obrazovaniyu i professional'noj deyatel'nosti", Vestnik Polockogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya E: Pedagogicheskie nauki, № 11, pp. 35-56 (in Russian).
31. Vostryakova, O. V. & Pekarskaya, L. V. (2020). "Tekhnologicheskie, metodologicheskie, soderzhatel'nye podhody v podgotovke pedagogov k ekspertize v sfere ocenki kachestva obrazovaniya", Nauchno-metodicheskoe obespeche-nie ocenki kachestva obrazovaniya, № 1 (9), p. 102 (in Russian).
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
www.e-koncept.ru
Библиографическое описание статьи:
Радыгина Е. Г. Технологические аспекты развития личностного адаптационного потенциала студентов сервисных направлений в процессе обучения в вузе //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 10 (октябрь). - С. 19-31. -URL: http://e-koncept.ru/2020/201070.htm.
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11070
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Радыгина Е. Г., 2020
977230412020310