Нурланова Н.К.
д.э.н., профессор, заместитель директора Института экономики Комитета науки Министерства образования и
науки Республики Казахстан, г. Алматы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ КАЗАХСТАНА НА ОСНОВЕ SMART СПЕЦИАЛИЗАЦИИ: СЦЕНАРИИ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Ключевые слова: экономика, регионы, технологическая модернизация, smart специализация, инновационное развитие, «точки роста», сценарии развития, механизмы.
Keywords: economy, regions, technological modernization, smart specialization, innovative development, «growth points», development scenarios, mechanisms.
В условиях новых мегатрендов четвертой промышленной революции возрастает интерес к выбору направлений и механизмов модернизации экономики, управления территорией страны. Устойчивое развитие территории страны все в большей степени зависит от использования внутренних специфических факторов, способствующих структурной диверсификации региональной экономики, осуществлению технологической модернизации и активному внедрению различных нововведений и инноваций.
Как известно, казахстанские регионы разнородны не только по природно-климатическим условиям и наличию сырьевых ресурсов, но и по своему экономическому потенциалу, качеству человеческого капитала и инвестиций, уровню креативности и инновационного развития, соответственно в каждом типе регионов существуют различные предпосылки, возможности и разные методы совершенствования структуры экономики, создания новых отраслей и быстрого освоения новых технологий. Кроме того, в Казахстане имеются отсталые (депрессивные) регионы, что приводит к усилению поляризации экономического пространства.
Для оценки процессов пространственной дифференциации экономического развития регионов Казахстана были рассчитаны коэффициенты размаха как отношение выбранного показателя по региону, в котором достигнуто его максимальное значение, к аналогичному показателю по региону, имеющему минимальное значение данного показателя. Наиболее наглядно данные процессы характеризует динамика и дифференциация таких показателей, как валовой региональный продукт (ВРП), ВРП на душу населения, объемы производства промышленности и сельского хозяйства, а также инвестиции в основной капитал (таблица 1).
Таблица 1
Динамика коэффициентов размаха экономического развития регионов Казахстана1
Коэффициенты размаха 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г.
по ВРП 7,1 7,4 8,8 9,5
по ВРП на душу населения 10,6 11,0 12,6 8,0
по объему производства промышленной продукции 21,3 28,7 36,6 20,6
по объему валовой продукции сельского хозяйства 95,5 44,2 49,2 48,7
по объему инвестиций в основной капитал 51,0 32,1 21,5 9,6
Анализ коэффициентов размаха показывает, что наибольший разрыв в уровне развития экономики регионов сложился по объемам производства промышленности и сельского хозяйства, то есть по основным показателям, характеризующим масштабы производства в реальном секторе регионов страны. Это объясняется ярко выраженной аграр-но-промышленной специализацией ряда регионов Казахстана: Алматинская, Акмолинская, Костанайская, СевероКазахстанская, Южно-Казахстанская.
Исходя из анализа уровня и динамики пространственной дифференциации экономического развития регионов страны можно сделать ряд выводов:
- выявленные тенденции соответствуют общему представлению и подтверждают гипотезу о неравномерном типе регионального развития экономики в Казахстане;
- высокая межрегиональная экономическая дифференциация в области промышленного производства свидетельствует об отсутствии позитивных сдвигов в структуре региональной экономики;
- углубление неравномерности развития экономического пространства говорит о сохранении депрессивных регионов и появлении новых проблемных территорий и населенных пунктов;
1 Рассчитано по данным источников: Комитет по статистике МНЭ РК. - http://stat.gov.kz; http://gis.damu.kz/economyindexes. aspx?indexid=100; Регионы Казахстана в 2015 году. Статистический ежегодник. / Гл. ред. Айдапкелов Н.С. - Астана: Комитет по статистике МНЭ РК, 2016. - 456 с.
- сохраняющиеся значительные масштабы пространственных диспропорций в экономическом развитии регионов страны являются свидетельством формирования новой градации регионов.
Так, в Казахстане можно выделить следующие группы регионов:
- сырьевые регионы (Атырауская, Актюбинская, Западно-Казахстанская, Мангистауская и Кызылординская области);
- старопромышленные регионы (Восточно-Казахстанская, Карагандинская и Павлодарская области);
- аграрно-промышленные регионы (Северо-Казахстанская, Костанайская, Акмолинская, Алматинская, Жам-былская и Южно-Казахстанская области);
- постиндустриальные регионы (г. Астана и г. Алматы)1.
Таким образом, за анализируемые годы сложилась новая иерархия регионов. Если раньше экономический профиль Казахстана определяли индустриальные регионы, то теперь доминируют регионы добычи топлива на экспорт, а также регионы с сервисной специализацией и отдельными очагами инновационной экономики (гг. Астана и Алматы). При этом могут быть выделены такие основные проблемы регионов Казахстана, замедляющие их технологическое развитие и осуществление «умной» специализации (англ. smart specialization) в структуре экономики:
Во-первых, сложность реализации структурных преобразований в экономике регионов вследствие преобладания «фрагментарного» развития институциональной среды.
Во-вторых, замедление процесса перехода к новым технологиям V-VI технологических укладов.
В-третьих, слабая реализация новых форм взаимодействия региональной власти с экономическими агентами системы «наука - образование - производство» как двигателя создания новых отраслей и производств, основанных на знаниях.
Проблемы регионов Казахстана во многом обусловлены недостаточно эффективной политикой пространственного развития, которая слабо стимулирует технологическую модернизацию регионов Казахстана, разработку и внедрение инноваций, рациональное энергоэффективное использование имеющихся ресурсов экономического роста и развитие инфраструктуры. Поэтому в Казахстане необходимо решение ряда принципиальных задач по преодолению сырьевой доминанты экономического развития и сложившейся практики отторжения инноваций реальным сектором, приданию национальной экономике индустриально-инновационного вектора развития.
Мировая практика свидетельствует, что инновационный рост будет эффективнее в тех регионах, в которых он основан на принципе smart специализации, то есть выявлении и развитии уникальных инновационных отраслей региона. Эффективной становится региональная политика, основанная на таком подходе, который предполагает использование концепции поиска возможных «точек роста»2. Данная концепция разрабатывалась первоначально для отраслевого подхода к организации экономического пространства, т.е. в ее основу ставился тезис о том, что ведущие отрасли способны распространить свой потенциал и на отсталые регионы. В дальнейшем данная концепция получила свое распространение и в других аспектах, например, в рамках изучения эффектов городских агломераций, в рамках теории пространственной диффузии нововведений, в которой отмечалось, что любое развитие, зарождающееся в центре, затем распространяется на периферию3.
Для того чтобы определить пути вовлечения отстающих в экономическом развитии казахстанских регионов в процесс ускоренной технологической модернизации, а вместе с тем содействовать развитию прочных экономических связей между регионами, особую важность приобретает разработка перспективных направлений структурных преобразований на основе smart специализации с выделением возможных «точек роста».
Другими словами, технологическую модернизацию национальной экономики целесообразно начинать с поиска возможных «точек роста», которые могут сыграть роль трансляторов инноваций на широкую периферию страны, т.е. будут развиваться не автономно, а дадут импульс развитию всей территории, на которой они расположены.
Рассмотрим стратегические направления, ориентированные на технологическую модернизацию экономического пространства Казахстана на принципах smart специализации.
1) Первое направление - это стимулирование инновационного предпринимательства путем формирования в экономике регионов вновь развивающихся отраслей по принципу smart специализации. В литературе отмечается, что существует связь между инновационным развитием и предпринимательством, т.к. предприниматели, склонные к инновациям, создают новые рынки продукции и услуг4. При этом предпринимательская активность существенно варьирует по регионам на протяжении многих лет5, что требует стимулирования предпринимательской активности в отношении внедрения инноваций. В то же время, при использовании зарубежной практики в Казахстане необходимо учитывать тот факт, что положительное влияние предпринимательства на региональный рост за рубежом проявляется лишь через 5-8 лет после повышения деловой активности.
1 Политика пространственного развития экономики Казахстана: новые принципы, ключевые приоритеты и механизмы реализации / Коллективная монография / Под ред. А.А. Сатыбалдина, Н.К. Нурлановой. - Алматы: ИЭ КН МОН РК, 2017. - С. 186.
2 Перру Ф. Экономическое пространство: теория и практика // Пространственная экономика. 2007. - № 3. - С.17-25; Boudeville J. Problem of regional economic planning. - Edinburg, 1966. - P. 11-112.
3 Формальная модель теории центральных мест В. Кристаллера. - http://rudocs.exdat.com/docs/index-69557. html?page=7; Модели в географии / Под ред. П. Хаггета, Дж. Чорли. - М.: Прогресс, 2001.
4 Fritsch M., Mueller P. Effects of new business formation on regional development over time // Regional Studies. 2004. - Vol. 38, N 8. - P. 961-975.
5 Schott T., Sedaghat M. Innovation embedded in entrepreneurs' networks and national educational systems: A global study // Small Business Economics. 2014. -Vol. 43, N 2. - P. 463-476.
2) Второе направление - стимулирование предпринимательской активности в отношении формирования и интенсификации сетевых взаимодействий на основе концепции «четверной спирали» (на англ. quadruple helix model). Ключевыми моментами «четверной спирали» являются предпринимательская активность и развитие через взаимодействие независимых субъектов инновационного процесса (бизнес - государство - наука - гражданское общество) в рамках открытых инновационных систем.
Концепция «четверной спирали» используется в качестве методологического обоснования для разработки стратегий и программ инновационного развития для европейских стран. В частности, она включена в качестве центрального элемента в концепцию «умной специализации», ставшей основанием для разработки Стратегии инновационного развития Европейского Союза (ЕС) 2020 - RIS3, которая является и частью его единой промышленной и региональной политики1.
Концепция «четвертной спирали» может быть применима к территориям, отстающим в инновационном развитии, исчерпавшим потенциальные возможности, а также плохо вписывающимся в глобальные рынки и систему межрегионального сотрудничества. С этих позиций перспективными для развития казахстанской экономики являются не только производственные и инфраструктурные сети, но и информационные и коммуникационные сети, активизация развития которых будет способствовать переходу на инновационный путь развития. Развитие экономики казахстанских регионов по принципу smart специализации позволит прирастить приток прямых инвестиций, которые привнесут в регионы, не только финансовые ресурсы и новые технологии, но и интеллектуальные и креативные ресурсы, а также всемирно известные бренды.
3) Третье направление - это активизация человеческого капитала на территории регионов путем наращивания его объемов, повышения качества и совершенствования структуры. Высокое качество человеческого капитала - один из немногих факторов, позволяющих отдельным странам и регионам занимать относительно высокие позиции в международных рейтингах инновационного развития.
В Казахстане эффективность человеческого капитала с точки зрения создания новых знаний ниже, чем в развитых странах. Это связано с низким уровнем государственного и частного финансирования научно-исследовательского сектора (фундаментальных и прикладных проектов). Доля затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в валовом внутреннем продукте (ВВП) за последние четверть века снизилась с 0,8 до 0,17%, численность занятых в этой сфере за тот же период сократилась более чем в 2,5 раза. Соответствующие негативные тенденции происходили в большинстве регионов Казахстана. В результате происходит «утечка мозгов», получившая новый толчок в связи с девальвацией национальной валюты в 2015 г. В рамках концепции «четверной спирали» университеты и НИИ выступают как отдельные субъекты стимулирования инновационной деятельности, выполняя функции создания новых знаний и технологий. Для реализации модели «четверной спирали» в регионах Казахстана по опыту зарубежных стран целесообразно создание предпринимательских университетов и взаимодействие с НИИ, способными выполнять фундаментальные и прикладные научно-исследовательские проекты, на основе которых будут создаваться малые инновационные компании2. Университет путем взаимодействия с НИИ постепенно будет создавать предпринимательскую среду, становясь ядром региональных инноваций.
4) Четвертое направление - определение smart специализации регионов страны с выделением возможных «точек роста».
Следует отметить, что в Казахстане преобладают процессы не генерирования собственных инноваций, а освоения тех, что присутствуют на мировых рынках, причем в большинстве случаев путем простого их переноса без какой-либо адаптации. Кроме того, в целом производство развивается за счет поставок необходимого оборудования, полуфабрикатов, комплектующих из-за пределов страны. Пространственно-технологические цепочки чаще всего замыкаются внутри одного региона, иногда охватывают несколько регионов. Следовательно, «трансляция» инновационных импульсов по территории страны не будет иметь сильную основу в виде возможного спроса на продукцию новых производств.
Поэтому на нынешнем этапе развития национальной экономики формирование «точек» роста возможно не по инновационному сценарию, а за счет других факторов: выгодного географического положения (приграничного, например), обладания ресурсами, востребованными на мировых рынках, сосредоточения человеческих ресурсов более высокой квалификации, обеспеченности инфраструктурой. На использовании этих факторов строится превосходство в экономическом развитии, имеющееся в Казахстане у ряда регионов. В результате можно говорить об уже сложившихся центрах роста. В первую очередь, это главные города Казахстана - Астана и Алматы, использующие преимущество своего «столичного» статуса, что позволяет концентрировать значительные финансовые средства, трудовые ресурсы более высокого качества, притягивать инвестиции и население.
Далее, это сырьевые регионы (прежде всего Атырауская, Мангистауская и Актюбинская области), рост которых связан с интенсивной добычей нефтегазовых ресурсов и поставками их на экспорт. Эти регионы обладают сравнительно высокой инвестиционной привлекательностью. Однако их рост носит не совсем устойчивый характер, поскольку напрямую зависит от подверженной изменениям конъюнктуры мировых сырьевых рынков.
Однако поскольку экономический рост регионов-лидеров мало способствует развитию других территорий страны, то процессы «диффузии роста» можно отнести к вялотекущим. Это происходит вследствие того, что еще сла-
1 Europe 2020: a strategy for smart, sustainable and inclusive growth. Communication from the Commission. - http://ec.europa.eu/ eu2020/pdf/COMPLET%20EN%20BARROSO%20%20%20007%20-%20Europe%202020%20-%20EN%20version.pdf
2 Etzkowitz H. The evolution of the entrepreneurial university // International Journal of Technology and Globalization. 2004. -N 11. - P. 64-77.
бы специальные стимулирующие меры региональной политики, которые бы способствовали инновационному развитию экономики регионов.
Для того чтобы экономический рост в отдельных регионах страны приобрел инклюзивный характер, а это может произойти только в том случае, если его результаты будут доступны для населения всех территорий, а не отдельных анклавов, необходимо сместить акценты в политике пространственного развития. Речь идет о том, чтобы в качестве «точек роста» рассматривались взаимосвязанные города, в которых имеются устойчивые естественные преимущества в виде таких элементов, как более развитая рыночная инфраструктура, наличие потенциала обрабатывающей промышленности, относительно развитый третичный сектор, научно-образовательная база. Именно города в современном мире, как хорошо известно, являются центрами модернизации, индустриального и постиндустриального развития, зарождения инноваций.
В современной экономике Казахстана пока нереально рассчитывать на саморазвитие «точек роста» без поддержки их со стороны государства. Поэтому необходимо развивать следующие направления такой поддержки. Прежде всего, это использование механизмов политики опережающего развития городов, выбранных в качестве «точек роста». Как показывает мировая практика, это могут быть специальные государственные программы, введение особых режимов хозяйствования, меры по формированию благоприятного инвестиционного климата, развитию городской инфраструктуры, укреплению человеческого потенциала и т.д. В то же время для того, чтобы получить мультипликативный эффект от появления «точек роста», нельзя допускать, чтобы прилегающие территории оставались «экономической пустыней», «вязкой» для «диффузии импульсов развития». Следовательно, здесь также необходимы действия государства примерно по тем же направлениям.
Можно выделить три возможных сценария пространственного развития экономики Казахстана на принципах smart специализации с ориентиром на стимулирование развития наукоемких отраслей:
Первый сценарий развития рекомендуется для регионов с высоким уровнем инновационного потенциала. Регионы данной группы ориентированы на внедрение интеллектуальных технологий в процессы производства и управления в базовых отраслях специализации, а также на создание и развитие новых сфер деятельности, использование новых технологических и рыночных возможностей для усиления региональных конкурентных преимуществ. Такие города или регионы являются привлекательным местом для расположения высокотехнологичных кластеров и формирования «цифровых ареалов» на территориях городов или регионов. При этом очень важно, чтобы эти города или регионы соответствовали требованиям и качеству требуемой автономной инфраструктуры.
В качестве примера создания «цифровых ареалов» на территории города можно рассмотреть Гонконгский ки-берпорт (англ. Hong-Kong Cyberport), который стал лидирующим и уникальным цифровым городом в Лзиатско-Тихоокеанском регионе. В Казахстане функции «цифровых городов» могут взять на себя несколько крупных городов (например, г. Лстана и г. Ллматы). В результате, в таких городах можно будет создавать перспективные кластерные зоны с опорой на центр инноваций с эффективной системой стимулирования научно-исследовательской деятельности. Центр инноваций будет содействовать развитию фундаментальных и прикладных исследований, а также внедрению новейших высоких технологий, взаимодействующих между собой (микроэлектроника, нанотехнологии, телекоммуникации, планшеты, смартфоны, сенсорные девайсы и т.д.).
Данный сценарий развития характеризуется усилением спроса на новые научные и инженерные кадры, формированием развитой инновационной системы на фоне восстановления позиций казахстанской фундаментальной науки. Такой сценарий развития для Казахстана является более затратным, поскольку предполагает масштабное государственное финансирование научных исследований и разработок (прежде всего фундаментальных исследований), активное содействие скорейшей коммерциализации результатов научных исследований и разработок.
Второй сценарий развития может быть реализован в регионах со средним уровнем инновационного потенциала. По данному сценарию могут развиваться старопромышленные и так называемые сырьевые регионы, имеющие потенциальные возможности для развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), но специализирующиеся в большей степени на добыче природных ресурсов. В регионах этой группы сценарий регионального развития ориентирован на обновление отечественных технологий, спрос создается не только за счет государственных потребностей, но и путем развития базовых для Казахстана отраслей. Сценарий догоняющего кластерного развития (хорошо известен на примерах Южной Кореи, Малайзии, Китая) характеризуется значительными усилиями со стороны государства в плане государственной поддержки научных исследований и разработок, и технологической модернизации наиболее перспективных отраслей экономики.
Данный сценарий направлен на переустройство экономики регионов за счет использования иностранных технологий, а также новых технических и управленческих решений в сфере энергосбережения, что может дать более ощутимый результат с точки зрения дальнейшего развития наукоемких отраслей в будущем.
Третий сценарий развития характерен для регионов с инерционным уровнем развития (ориентированным на импорт технологий и продукции). Это в основном аграрно-промышленные регионы (Северо-Казахстанская, Костанай-ская, Лкмолинская, Ллматинская, Жамбылская и Южно-Казахстанская области). В этих регионах необходимо создание благоприятных условий для того, чтобы обеспечить технологическое обновление традиционных отраслей и прогрессивные структурные сдвиги путем изменения сложившейся специализации региона, формирования новых эффективных отраслей и производств.
Нужно отметить, что данная группа регионов сталкивается с дефицитом трудовых, технологических, финансовых и других ресурсов. Поэтому здесь необходимо увеличить государственную поддержку путем предоставления государственных заказов и гарантий, совершенствования инвестиционного климата для привлечения иностранных инвесторов, формирования инвестиционной открытости и привлекательности региона (инвестиционного имиджа), совер-
шенствования межбюджетных отношений с целью формирования полноценных местных бюджетов развития, предоставление различных льгот.
Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что для Казахстана, как и для многих стран СНГ, обладающих нерациональной региональной структурой экономики, выбор сценариев пространственного развития не может быть унифицированным. Наиболее оптимальным и приемлемым для Казахстана в современных условиях является дифференцированный подход пространственного развития, сочетающий элементы лидерства в научно-технологические разработках, фундаментальных и прикладных исследованиях на базе формирования наукоемких отраслей, но с сохранением элементов сценария догоняющего развития в большинстве секторов экономики.
Придерживаясь данного пути, Казахстан в будущем сможет перейти на новый этап развития наукоемких производств, ориентированный на создание благоприятных условий в наиболее эффективных направлениях для перелива инвестиций, трансферта новейших технологий и коммерциализации научно-исследовательских разработок.