Научная статья на тему 'Технологическая модернизация издательского дела как основа интеграции в современное медиапространство'

Технологическая модернизация издательского дела как основа интеграции в современное медиапространство Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1372
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО / ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА / ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ / ДИГИТАЛИЗАЦИЯ / КОНВЕРГЕНЦИЯ / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / TECHNOLOGICAL MODERNIZATION / TECHNOLOGICAL TRANSFORMATION / PUBLISHING / E-BOOK / ELECTRONIC PUBLISHING / DIGITIZATION / CONVERGENCE / MEDIA SPACE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лизунова И. В.

Статья посвящена осмыслению технологической модернизации издательского дела, выявлению ее видовых характеристик и основных тенденций развития. Особое внимание уделено анализу понятий: модернизация, технологическая модернизация, дигитализация. Определено значение технологической модернизации в процессе адаптации книжной отрасли к цифровому веку развитию конвергентных медиа, интеграции издательского дела в глобальное медиапространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL MODERNIZATION OF PUBLISHING AS A BASIS FOR INTEGRATION IN THE MODERN MEDIA SPACE

The paper considers the technological modernization of the publishing industry, identifies its specific characteristics and developmental trends. Particular attention is paid to the analysis of these concepts: modernization, technological modernization, digitization. The value of the process of modernization in the process of adapting the book industry to the digital age, the development of converged media, the integration of the publishing industry in the global media space.

Текст научной работы на тему «Технологическая модернизация издательского дела как основа интеграции в современное медиапространство»

16. ОАИ ИЦ ГУ МВД России по Новосибирской области. Ф. 4. Оп. 1. Д. 188.

17. ОАИ ИЦ ГУ МВД России по Новосибирской области. Ф. 4. Оп. 1. Д. 220.

Bibliography

1. Kurihshev, I.V. K kharakteristike prestupnosti i banditizma v Zapadnoyj Sibiri (nachalo 1920-kh gg.) // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2012. - № 17.

2. Abdulatipov, A.M. Problemih borjbih s banditizmom (ugolovno-pravovoyj i kriminologicheskiyj analiz): avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. -Rostov-na-Donu, 1998.

3. SU RSFSR, - 1992, - st. 15.

4. Shvekov, G.V. Pervihyj Sovetskiyj UK. - M., 1970.

5. GAAK, F. R-110, op. 1, d. 31.

6. Raport raboche-krestjyanskoyj milicii Zapadno-Sibirskogo kraya k 15-yj godovthine. Novosibirsk, 1932.

7. GARF, F. 393, op. 66, d. 162.

8. GAAK, F. R-110, op. 1, d. 4.

9. GANO-R, F.20, op.2, d. 152.

10. Suverov, E.V. Istoriya altayjskoyj milicii (1917-1953 gg.): ucheb. posob. - Barnaul, 2013. - Ch. 1.

11. GANO-P, F. 1, op. 2, d. 367.

12. GANO-P, F. 2, op. 2, d. 384.

13. GARF, F. 393, op. 83, d. 17.

14. Kharlov, N.A. Miliciya Sibiri v 20-e g.: dis. . kand. ist. nauk. - Novosibirsk, 2002.

15. Teplyakov, A.G. Mashina terrora OGPU-NKVD Sibiri v 1929-1941 gg. - M., 2008.

16. OAI IC GU MVD Rossii po Novosibirskoyj oblasti. F. 4. Op. 1. D. 188.

17. OAI IC GU MVD Rossii po Novosibirskoyj oblasti. F. 4. Op. 1. D. 220.

Статья поступила в редакцию 15.09.14

УДК 002.2(44)(09)

Lizunova I.V. TECHNOLOGICAL MODERNIZATION OF PUBLISHING AS A BASIS FOR INTEGRATION IN THE MODERN MEDIA SPACE. The paper considers the technological modernization of the publishing industry, identifies its specific characteristics and developmental trends. Particular attention is paid to the analysis of these concepts: modernization, technological modernization, digitization. The value of the process of modernization in the process of adapting the book industry to the digital age, the development of converged media, the integration of the publishing industry in the global media space.

Key words: technological modernization, technological transformation, publishing, e-book, electronic publishing, digitization, convergence, media space.

И.В. Лизунова, д-р. ист. наук, доц., в.н.с. ГПНТБ СО РАН, г. Новосибирск, E-mail: 2004liv@ngs.ru

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА КАК ОСНОВА ИНТЕГРАЦИИ В СОВРЕМЕННОЕ МЕДИАПРОСТРАНСТВО

Статья посвящена осмыслению технологической модернизации издательского дела, выявлению ее видовых характеристик и основных тенденций развития. Особое внимание уделено анализу понятий: модернизация, технологическая модернизация, дигитализация. Определено значение технологической модернизации в процессе адаптации книжной отрасли к цифровому веку, развитию конвергентных медиа, интеграции издательского дела в глобальное медиапространство.

Ключевые слова: технологическая модернизация, технологическая трансформация, издательское дело, электронная книга, электронное издание, дигитализация, конвергенция, медиапространство.

Активное использование информационно-коммуникационных технологий в издательском деле и книгораспространении, их деятельное внедрение на предприятиях книжного бизнеса в постсоветские десятилетия, свидетельствует о новом этапе развития всех отраслей книжного дела - этапе модернизации. Технологическая модернизация издательского дела, полиграфического производства и информационного обслуживания позволяет говорить о возникновении возможностей и предпосылок для их технологического слияния в единый информационный комплекс и реальной интеграции в формирующееся глобальное медиапространство. Попытаемся разобраться: действительно ли издательское дело переживает этап революционных преобразований, связанных с технологической модернизацией? Каким образом технологическая трансформация способствует интеграции издательского дела в современное медиапространство?

Прежде чем говорить о технологической модернизации в издательском деле, выясним, что подразумевается под модернизацией вообще? Перевод с французского языка и краткое понимание дефиниции означает изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям, вкусам. В энциклопедических словарях даются следующие определения термина:

- изменение в соответствии с требованиями времени;

- переход к более совершенным условиям с помощью обновления оборудования, реформ, социальных взглядов, культуры;

- придание современного характера и свойств чему-либо;

- приспособление к современным взглядам, идеям, потребностям [1, с. 286, 2, с. 1095, 3, с. 286].

Модернизация предполагает кардинальное изменение как на макро- , так и на микроуровне общественной жизни, то есть сопровождается не только трансформацией институтов социальных, экономических и политических отношений, но и изменением поведения и мышления людей, их ценностных ориента-ций [4, с. 585].

В широком смысле слова определение применяется в основном для характеристики процессов, происходящих на макроуровне, а именно:

- как одна из возможных стратегий социально-экономического развития государства;

- общественно-культурные изменения соответственно требованиям современности путем внедрения инноваций.

В узком смысле слова модернизация означает механизм постепенного обновления средств производства, повышения конкурентоспособности товаров и услуг [5].

Подразумевая под модернизацией системный трансформационный процесс, ученые выделяют ее видовые характеристики: технологическая, социокультурная и ментальная, отмечая при этом их тесную взаимосвязь и взаимозависимость.

Технологическая модернизация предполагает качественное улучшение орудий труда и способов производства в связи с промышленным переворотом, научно-технической или информационной революциями.

Социокультурная модернизация означает процесс перехода от традиционного общества к индустриальной эпохе (классическая модель) или от индустриальной эпохи к информационному обществу (постиндустриальная модель).

Наряду с технологическими новшествами, в современном социуме особенно велика роль инноваций в сфере человеческого капитала. Речь идет о ментальной модернизации, связанной с переменами в мировоззрении и мироощущении отдельного человека и всего социума, способствующими его адаптации к изменениям в социальной и экономической сферах. Технологическая модернизация неизбежно влечет за собой социокультурную модернизацию, а та, в свою очередь, оказывает огромное влияние на ментальность людей. Сопровождается ростом специализации в сфере производства и области управления, индустриализацией, урбанизацией, размыванием прежней социальной структуры, резким повышением мобильности населения, распространением новых средств связи и массовой информации. Успех на ментальном уровне имеет решающее значение для всего процесса модернизации.

Говоря о постсоветской модернизации издательского дела в России, в целом, и в сибирско-дальневосточном регионе, в частности, как о системном трансформационном процессе, выделим и сосредоточим свое внимание на технологической модернизации, а конкретнее на двух ее основных составляющих: коренной технологической трансформации и сопутствующей ей институциональной трансформации.

Важнейший результат технологической трансформации издательского дела заключается в смене технологий - модификации методов, способов и механизмов процесса производства, тиражирования, распространения и использования издательской продукции; в изменении состояния последней, ее свойств, формы, материала и т. п. Речь идет:

- о технологических производственных способах, связанных с переходом на «безбумажные» технологии: компьютерные, информационные, сетевые, мультимедийные, телекоммуникационные в редакционно-издательской деятельности, в полиграфическом производстве и в книгораспространении;

- о возникновении и функционировании электронных издательств;

- о внедрении цифрового управления печатным производством;

- об интеграции с электронными средствами информации и т. п.

Под воздействием технологической трансформации складывается региональное медийное пространство, основу которого наряду с медиаресурсами составляет издательско-по-лиграфический информационный комплекс Сибири и Дальнего Востока.

Технологическая трансформация региональных предприятий книжной индустрии рубежа ХХ-ХХ1 вв. формирует актуальную повестку развития издательского дела, предметное поле профессионального изучения которого включает следующие основные проблемы:

1. Смена и/или сосуществование печатной (традиционной, типографской) книги - электронной (экранной, цифровой);

2. Дигитализация процессов создания, тиражирования, распространения и использования книги, а именно:

- компьютеризация издательско-редакционных процессов, создание электронных издательств;

- внедрение цифровой печати в полиграфическое производство;

- развитие электронного книгоиздания;

- возникновение, агрегация и распространение электронных книжных ресурсов,

- создание региональных цифровых фондохранилищ с целью их регистрации учета и сохранности;

- организация электронных библиотек;

- развитие электронной коммерции;

- создание электронно-медийной платформы книгораспро-странения;

- интернет-торговля.

3. Конвергенция медиа как интеграция коммуникационно-технологических носителей и контента.

Говоря о смене и/или существовании печатной книги и электронной, напомним, что печатная книга как «первый однотипный и воспроизводимый товар, первая отрасль массового производства» [6, с. 187], «главный инструмент просвещения, соединивший в единстве содержания, материальной и знаковой формы возможности фиксации и передачи информации во времени и пространстве» [7, с. 9] формировала медиапространство будучи главным и практически единственным медианосителем более пятисот лет. Распространение электронных средств создания, передачи и хранения информации вследствие цифровой революции на рубеже ХХ-ХХ1 вв. кардинальным образом изменило издательско-полиграфическую сферу. Технологическое обновление отрасли изменило архитектонику пространства книги, породило новые понятия «электронная книга», «электронное издание» (зачастую используемые как синонимы), вызвало к жизни дискуссии по поводу смены форматов - печатной книги на электронную, жизнеутверждения последней.

Формирование электронных медиаресурсов, активное подключение России к интернету в начале 1990-х гг. [8, с. 105] и его бурное внедрение во все сферы жизнедеятельности общества, активное участие библиотек в оцифровке собственных фондов обусловили процесс основательных модификаций традиционной формы книги. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. начался этап интенсивного развития новой формы книги - электронной. В научном сообществе активизировалось обсуждение проблем, связанных с появлением и функционированием электронной книги, прогнозами и оценками возможностей становления электронного книгоиздания, осмысления нового феномена и анализа самого понятия [9; 10].

Внедрение цифровых технологий в издательскую практику создало новые условия для ускорения обмена электронными ресурсами и целевой доставки информационного продукта определенным аудиториям и, в том числе, индивидуальным потребителям. Данные потенциальные возможности, а также быстрая адаптация контента под разные платформы и для отдельных читателей, введение в текст интерактивных элементов являются несомненной прерогативой и преимуществом электронных изданий.

Первое устройство узкоспециализированное для чтения электронных документов было разработано еще в 1996 г. (оно получилось слишком дорогим и не пошло в серийное производство). Однако буквально через два-три года в мире выпускалось более десятка моделей букридеров. Те не менее большинство из них оставались непригодными для использования в России, с трудом поддавались русификации.

Появление экранов с технологией «электронной бумаги» (ечпк) в 2007 г. привело к активизации электронного книгоиздания: возросло количество производителей цифровых книг, увеличился список используемых моделей электронных книг. В сравнении с традиционными печатными последние обладают многими достоинствами, такими как: быстрый поиск информации; легкость хранения и транспортировки; доступность и безопасность; компактность и портативность; большая информационная емкость; дополнительные возможности настройки изображения, изменения шрифта, подсветки; воспроизведение аудиокниг; эко-логичность [11]. Однако, как любые электронные приборы, устройства для чтения электронных книг гораздо чувствительнее к физическому воздействию (повреждению), чем бумажные книги. Им требуется регулярная подзарядка [11]. Имеются и недостатки, которые с техническим прогрессом постепенно нивелируются, в частности, неблагоприятное влияние на зрение человека по аналогии с компьютером.

Электронное книгоиздание в России продолжает развиваться, набирает темпы. Однако оно еще не стало полноценным компонентом российского книжного рынка в целом и регионального, в частности, а большинство электронных изданий, выпущенных высшими образовательными учреждениями, библиотеками, архивами, организациями культурно-массового досуга, ведущими отечественными и местными издательствами - реальным фактором товарно-денежных отношений. Тем не менее, в первом десятилетии ХХ1 в. ситуация в области электронного книгоиздания начала быстро меняться. На рынке электронных книг появились не только эффективные электронные устройства, «книги-читалки», ридеры различных модификаций, но и цифровой контент - электронные издания определенных форматов.

Так, к концу 2013 г. рынок электронных книг в России вырос почти в два раза по сравнению с 2011 г., увеличившись до 383

млн. руб. По подсчетам компании J'son & Partners Consulting к концу 2016 г. он должен дорасти до 574,4 млн руб. Прогнозируется также кардинальное изменение объема продаж: 77% рынка будут составлять продажи контента на мобильные устройства и лишь 23% - продажи на ПК и ноутбуки. По мнению специалистов, в 2013-2014 гг. начался процесс замещения ридеров многофункциональными устройствами: планшетами, смартфонами и мини-планшетами. По данным «Гласа Рунета», в 2011 г. 74% читателей пользовались для чтения персональным компьютером (или ноутбуком), 19% пользователей использовали еще и другие устройства: 7,2% - букридер или планшетник, 11,8% -КПК или телефоны. Лишь 9% читали книгу со специализированных устройств для чтения [12].

Современные информационные технологии формируют технологическую базу деятельности издательского дела, определяют организацию и направление развития издательского процесса. Издательский процесс - это «комплекс взаимосвязанных организационно-управленческих, творческих, методических, производственных, информационных, маркетинговых работ, направленных на подготовку, выпуск и распространение изданий» [13]. По сути, издательский процесс, издательская деятельность составляют основу издательского дела. Издательский процесс включает в себя несколько циклов:

- определение тематики выпускаемой издательской продукции, поиск авторов, определение возможностей удовлетворения актуальных запросов потребностей читателей в книге;

- работа с авторским оригиналом, подготовка издательского оригинала к производству;

- производственно-полиграфическое исполнение;

- книгораспространение, доведение издательской продукции до читателя [14, c. 137].

Все циклы современного издательского процесса подверглись определенной технологической трансформации. Дигитали-зация как основной компонент новой технологической платформы книжной индустрии повлияла практически на все этапы генерации и трансляции книги: от формы авторского текста, подготовки оригинал-макета до медиапотребителя, читателя-пользователя. Цифровые технологии буквально пронизывают весь ре-дакционно-издательский процесс, позволяя сосредоточить в издательстве большую часть допечатных работ.

В книжном производстве все большее распространение получает цифровая печать, способствуя не только повышению уровня полиграфического исполнения, но и постоянному совершенствованию качества технических средств. В настоящее время для производства книг в полиграфической промышленности Сибири и Дальнего Востока используются различные технологии: от классического офсета, глубокой печати, копиров и цифровых машин до экзотических конструкторов типа Espresso Book Machine. При этом наблюдается тенденция повсеместного перехода на цифру С 1991 г. в России открыто около 30 типографий, специализирующихся на выпуске книг, а также сотни цифровых печатных салонов общего профиля. По данным статистики, в России книга занимает 12% от общего объема цифровой печати, что свидетельствует о начальном этапе дигитализации в отрасли, в конечном итоге ведущей к смене парадигмы и моделей книгоиздания [15].

Дигитализация сделала возможным использование новых информационных технологий на различных этапах традиционного способа распространения книги через оптовые и розничные книготорговые предприятия, посредством интернет-торговли и т. п. Развитие электронной коммерции, формирование эффективных бизнес-моделей дистрибуции, разработка предложений актуального и качественного ассортимента электронных изданий с хорошим сервисом и удобным доступом к контенту, интернет-торговля способствуют формированию электронно-медийной технологической платформы книгораспространения, охватывают внутриорганизационное развитие издательско-кни-готоргово-библиотечного комплекса.

Библиографический список

На существенный рост книжной электронной коммерции активно влияют постоянно растущие интернет-продажи традиционных печатных и электронных изданий. В 2010 г. объем продаж книг в России достиг 15% от общего, количество пользователей интернет-магазинов превысило 10 млн человек. Число приверженцев покупок книг продолжает расти. Ежедневно онлайновые книжные магазины привлекают около 80 тыс. человек.

Согласно экспертным оценкам, накануне экономического кризиса в 2008 г. в стране значилось около 500 операторов интернет-торговли с долей книг в ассортименте более 25%. По данным компании «Мир книги» 50% продаж в Рунете приходились на неспециализированные интернет-магазины многопрофильных компаний (Ozon, Болеро, Co@Libri, Муshop.ru), 30% -крупных книготорговых компаний и розничных магазинов (Books.ru, Библион, Библио-Глобус, Лабиринт, Топ-книга), 15% -независимых книжных интернет-магазинов, 5% - интернет-магазины издательств (Альпина Бизнес Букс, Айрис-Пресс, Экс-мо) [16, с. 59].

Тенденцией последних лет стало открытие собственных интернет-магазинов региональными производителями и распространителями книг, предлагавших онлайн-заказ своего ассортимента с почтовой или курьерской доставкой. Первым за Уралом был открыт интернет-магазин всероссийской книготорговой компании «Топ-книги» «Букеан» (www.bookean.ru). Вслед за ним подобные услуги в сибирско-дальневосточном регионе стали предлагать: книготорговая компания «Британия Миллениум» (www.magellanbooks. ru), книжные магазины «КапиталЪ» (www.kapital.roxi.ru), «Березка» (www.booksib.ru), «Букинист» (www.magazin-bukinist.ru), книжная сеть «Почитай-ка» - «Скрепка» (www.bookveda.ru), «Экор-книга», компания «Сибверк» (сиб-верк.рф), оптово-розничная компания «Книга-клад», оптовая компания «Эксмар плюс», книжный магазин «Школьная планета», книготорговая компания «Автокнига». Помимо собственных пунктов выдачи заказов в регионе размещались и оптово-розничные подразделения издательств «АСТ», «ЭКСМО», «Питер», «Олма Медиа групп», Сибирского университетского издательства, дальневосточной книготорговой компании «Мирс» и многие другие, в которых была возможность сделать онлайн-заказ [17].

Современное состояние книжной отрасли характеризуется стремлением ведущих предприятий к созданию интегрированных издательско-книготорговых комплексов. Речь идет о конвергенции (от лат. converge - приближаюсь, схожусь) - слиянии, взаимоуподоблении; в контексте функционирования медиа это процесс интеграции как информационно-коммуникационных технологических платформ, так и контента.

Появление и развитие таких конвергентных комплексов, которые, по сути, являются сложными интегрированными системами, вызывало к жизни необходимость моделирования основных бизнес-процессов и автоматизацию систем управления, адекватных объекту управления. Компьютеризация издательского дела, полиграфического производства и информационного обслуживания привела к возникновению единых информационных центров - Издательских домов, медиахолдингов. По мнению экспертов, консолидация, укрепление и объединение книжных издательств с другими сферами медиаиндустрии связана с общемировой тенденцией - конвергенцией массмедиа, которую испытывают большинство цивилизованных стран мира.

Оформившейся тенденцией последних лет на книжном рынке России стала интеграция книжного бизнеса в медийное пространство, связанная с технологической трансформацией издательского дела под влиянием цифровых технологий и сетевой дистрибуции, диверсификацией книжного рынка, выходом операторов книжного рынка на медиарынок, слиянием различных секторов медиарынка.

Технологическая модернизация таких сфер медиакоммуни-каций как книжное и библиотечное дело, пресса, радио, телевидение, кино стирает грани между ними, способствует их конвергенции и интеграции в единую информационную среду - формирующееся глобальное медиапространство.

1. Новейший словарь иностранных слов и выражений. - М., 2003.

2. Толково-энциклопедический словарь. - СПб., 2006.

3. Словарь русского языка: в 4 т. - М., 1999.

4. Подвойский, Д.П. Модернизация // Большая российская энциклопедия: в 30 т. - М. - 2012. - Т. 20.

5. Румянцева, Е.Е. Модернизация // Новая российская энциклопедия: в 12 т. - М., 2012. - Т. 11(1): Мистраль-Нагоя.

6. Маклюэн, М. Галактика Гутенберга. - Киев, 2003.

7. Моргенштерн, И.Г. Информационное общество. - Челябинск, 2007.

8. Лизунова, И.В. Интернет как средство массовой коммуникации: его возникновение и развитие // Социальные коммуникации и эволюция обществ: сборник ст. междун. научно-практич. конф. - Новосибирск, 2008.

9. Лизунова, И.В. Книга в формирующемся медиапространстве: ее роль, специфика и значение // Книга в медиапространстве. Труды ГПНТБ СО РАН. -2011. - Вып. 2.

10. Лютов, С.Н. Электронная разновидность книги: опыт понятийного анализа // Книга в медиапространстве. Труды ГПНТБ СО РАН. -2011. - Вып. 2.

11. Надеждин, Н. Карманная библиотека: каковы достоинства и недостатки электронных книг // Новые известия. - 2010. - 24 сентября.

12. Глас Рунета - дети в интернете // Subscribe: информационный канал [Э/р]. Р/д: http://subscribe.ru/archive/media.vox/201110/10122226.html/

13. Жарков, И.Н. Технология редакционно-издательского дела. - М., 2002 [Э/р]. Р/д: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook077/01/.

14. Мильчин, А.Э. Издательский словарь-справочник. - М., 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Цифровые бизнес-модели производства книг: что, где, когда // Книжная индустрия. - 2010.

16. Книгоиздание в России. Состояние, тенденции и перспективы развития / Доклад. - М., 2009.

17. Альшевская, О.Н. Книжная Интернет-торговля как перспективное направление книжного рынка // Региональные проблемы истории книжного дела. - Челябинск, 2011.

Bibliography

1. Noveyjshiyj slovarj inostrannihkh slov i vihrazheniyj. - M., 2003.

2. Tolkovo-ehnciklopedicheskiyj slovarj. - SPb., 2006.

3. Slovarj russkogo yazihka: v 4 t. - M., 1999.

4. Podvoyjskiyj, D.P. Modernizaciya // Boljshaya rossiyjskaya ehnciklopediya: v 30 t. - M. - 2012. - T. 20.

5. Rumyanceva, E.E. Modernizaciya // Novaya rossiyjskaya ehnciklopediya: v 12 t. - M., 2012. - T. 11(1): Mistralj-Nagoya.

6. Maklyuehn, M. Galaktika Gutenberga. - Kiev, 2003.

7. Morgenshtern, I.G. Informacionnoe obthestvo. - Chelyabinsk, 2007.

8. Lizunova, I.V. Internet kak sredstvo massovoyj kommunikacii: ego vozniknovenie i razvitie // Socialjnihe kommunikacii i ehvolyuciya obthestv: sbornik st. mezhdun. nauchno-praktich. konf. - Novosibirsk, 2008.

9. Lizunova, I.V. Kniga v formiruyuthemsya mediaprostranstve: ee rolj, specifika i znachenie // Kniga v mediaprostranstve. Trudih GPNTB SO RAN. -2011. - Vihp. 2.

10. Lyutov, S.N. Ehlektronnaya raznovidnostj knigi: opiht ponyatiyjnogo analiza // Kniga v mediaprostranstve. Trudih GPNTB SO RAN. - 2011. -Vihp. 2.

11. Nadezhdin, N. Karmannaya biblioteka: kakovih dostoinstva i nedostatki ehlektronnihkh knig // Novihe izvestiya. - 2010. - 24 sentyabrya.

12. Glas Runeta - deti v internete // Subscribe: informacionnihyj kanal [Eh/r]. R/d: http://subscribe.ru/archive/media.vox/201110/10122226.html/

13. Zharkov, I.N. Tekhnologiya redakcionno-izdateljskogo dela. - M., 2002 [Eh/r]. R/d: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook077/01/.

14. Miljchin, A.Eh. Izdateljskiyj slovarj-spravochnik. - M., 2003.

15. Cifrovihe biznes-modeli proizvodstva knig: chto, gde, kogda // Knizhnaya industriya. - 2010.

16. Knigoizdanie v Rossii. Sostoyanie, tendencii i perspektivih razvitiya / Doklad. - M., 2009.

17. Aljshevskaya, O.N. Knizhnaya Internet-torgovlya kak perspektivnoe napravlenie knizhnogo rihnka // Regionaljnihe problemih istorii knizhnogo dela. - Chelyabinsk, 2011.

Статья поступила в редакцию 19.09.14

УДК 002.2(44)(09)

Lizunova I. V,, Lbova Ye.M. BOOK PUBLISHING INDUSTRY OF THE RUSSIAN EMIGRATION IN FRANCE DURING THE PERIOD FROM 1900s TO 1930s AS A FACTOR OF PRESERVATION OF NATIONAL CULTURAL IDENTITY "IN AN EXILE". The article describes the general characteristics of a political exile of the early twentieth century and the first wave of Russian emigration of 1920-1930s. The paper identifies differences in the goals, objectives and mission of each stage of emigration abroad. The features of the formation of book industry by the exiled people in France are presented. The value of the publishing industry for the preservation of Russian culture "in an exile" is estimated. Particular attention is given to the justification of the study of literary culture of the Russian emigration in France in that period.

Key words: Russian emigration, Russian Diaspora, Society "in an exile", book culture, book publishing, "first wave" of emigration, political emigration.

И.В. Лизунова, д-р. ист. наук, доц., в.н.с. ГПНТБ СО РАН, г. Новосибирск, E-mail: 2004liv@ngs.ru; Е.М. Лбова,

аспирант ГПНТБ СО РАН, г. Новосибирск, E-mail: kate.lbova@outlook.com

КНИЖНОЕ ДЕЛО РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ ВО ФРАНЦИИ В 1900-1930-Х ГГ. КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ «В ИЗГНАНИИ»

В статье приведена общая характеристика политической эмиграции начала ХХ в. и первой эмигрантской волны из России 1920-1930х гг., определены различия в целях, задачах и миссии каждого из этапов эмиграции за рубежом. Выделены особенности формирования книжного дела эмиграции во Франции. Определено значение издательского дела для сохранения русской культуры «в изгнании». Особое внимание уделено обоснованию изучения книжной культуры русской эмиграции во Франции в обозначенный период.

Ключевые слова: русская эмиграция, русское зарубежье, общество «в изгнании», книжная культура, книжное дело, «первая волна» эмиграции, политическая эмиграция.

Изучение эмиграций различных этапов, их культурных особенностей, в том числе роли книжной культуры в деле сохранения национальной идентичности дает понимание общих процессов истории отдельно взятой страны. Русская эмиграция, как цельное понятие, представляет собой сложное и противоречи-

вое явление включающее несхожесть социально-политических и экономических причин в разные временные промежутки. Данным обстоятельством обусловлена неоднозначность миссии русской эмиграции за границей, а также значения её книжной культуры на протяжении первой четверти ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.