УДК 378.147
Л. И. Миронова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: информатизация общества, информатизация образования, педагогическая технология на базе средств ИКТ, технологическая карта.
АННОТАЦИЯ. На основе анализа процесса информатизации общества и образования обосновывается необходимость формирования информационнокоммуникационной компетентности студентов вузов и приведена технологическая карта этого процесса на базе средств ИКТ.
L. I. Mironova
TECHNOLOGICAL CARD FORMING OF HIGH EDUCATION STUDENTS INFORMATION-COMMUNICATION COMPETENCE
KEY WORDS: society informatization; education informatization; pedagogical technology on the basis of information-communication technologies; a technological card.
ABSTRACT. On the basis of information process analysis in the society and education necessity of information-communication competence formation for high schools students is proved in this article. The technological card of this process of information-communication technologies means basis is described.
Мы являемся свидетелями глобального социального процесса, называемого информатизацией общества, главная особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена [2]. Информатизация общества должна, прежде всего, обеспечить активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, в научной, производственной и других видах деятельности членов общества. Вторая, не менее важная, задача информатизации общества состоит в интеграции информационных технологий с научными и производственными технологиями. Этот процесс должен инициировать развитие
всех сфер общественного производства и интеллектуализацию трудовой деятельности. Третья задача информатизации общества состоит в обеспечении высокого уровня информационного обслуживания, доступ любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представленной информации, существенность используемых данных.
Успешное решение задач информатизации общества напрямую зависит от эффективности процесса информатизации образования — процесса обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания [2].
Вместе с тем информатизация образования рассматривается в настоящее время как новая область педагогического знания, интегрирующая научные направления психо-лого-педагогических, социальных, физио-
лого-гигиенических, технико-технологических исследований, находящихся в определенных взаимосвязях между собой и образующих определенную целостность, главной задачей которой является обеспечение сферы образования методологией, технологией и практикой решения большого круга проблем и задач. Одна из них состоит в методологическом обосновании и разработке моделей инновационных и развитие существующих педагогических технологий применения ИКТ в различных звеньях образования, в том числе форм, методов и средств обучения. Кроме этого архиважным представляется проблема создания и применения средств автоматизации для психологопедагогических тестирующих, диагностических методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых, их продвижения в учении, установления интеллектуального потенциала обучающегося.
В контексте вышеизложенного информационная подготовка студентов современных вузов должна быть обязательной составляющей образовательного процесса, главной целью которой должна быть подготовка специалистов, способных эффективно применять средства ИКТ в процессе осуществления своей профессиональной деятельности.
Ниже приведена технологическая карта, реализующая процесс формирования ИКТ-компетентности студентов вуза [1 ; 3].
1. Организационно-подготовительный этап.
Содержание этапа:
1.1. Анализ учебных планов и программ вуза по дисциплинам информационнокоммуникационного цикла (ИКЦ);
1.2. Разработка электронных диагностических материалов (тестов, анкет);
1.3. Формирование базы данных задач и тем рефератов для самостоятельно работы студентов.
2. Психолого-диагностический этап.
Содержание этапа:
2.1. Начальный опрос студентов посредством электронной анкеты с целью выявления уровня подготовки студентов, их отношения к будущей специальности.
Задачи этапа:
• определение материально-технической
обеспеченности студента (наличие ПК,
возможность выхода в Интернет, уро-
вень информационной компетентности);
• определение уровня интереса и мотивации к изучению дисциплин ИКЦ и к будущей профессии, а также планируемый уровень самоактуализации личности студента.
2.2. Оценка начального уровня подготовленности студента посредством выполнения тестовых заданий для проверки начальных знаний и умений студентов.
2.3. Группировка студентов по уровням начальных знаний, умений и навыков и их намерений в плане самоактуализации, формирование индивидуальных рекомендаций по изучению дисциплины и актуализации знаний с учетом индивидуально— психологических особенностей личности. ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС: тестовые задания, интерактивные задачи, краткие междисциплинарные сведения по смежным дисциплинам, ссылки на литературные источники, Интернет-сайты.
3. Информационно-просветительский этап. Содержание этапа:
3. 1. Овладение основами теоретических знаний, понятийным и категориальным аппаратом дисциплин ИКЦ. Знакомство с базовыми аксиологическими понятиями, усвоение знаний по методологии дисциплин ИКЦ.
ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС: электронные лекции по дисциплинам ИКЦ, ведение преподавателем рубрики «Часто задаваемые вопросы по теме лекции» через e-mail преподавателя.
4. Содержательно-технологический этап. Содержание этапа:
4.1. Подготовка к лабораторным работам — выработка умений решать профессионально ориентированные задачи с использованием методических указаний, выполнение серии лабораторных работ в компьютерном классе, e-mail преподавателя для обсуждения проблемных вопросов. ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС: комплект типовых задач и методик их решения, примеры решения задач, методические указания для выполнения лабораторных работ в электронном формате представления.
4.2. Формирование когнитивного компонента посредством самостоятельной работы студентов: выработка умения анализа источников информации, расширение общего и профессионального кругозора в процессе написания рефератов на заданные темы, по материалам, найденным в Интернете, создание презентаций в MS Power Point.
4.3. Формирование поведенческого компонента: публичные выступления с демонстрацией созданной презентации перед своей академической группой, дискуссионное обсуждение с целью формирования культуры мышления, речи, навыков ораторского мастерства и публичного отстаивания своего мнения в оценке выступавшего, рефлексия и саморефлексия.
4.4. Развитие умений научно-исследо-
вательской деятельности в процессе выполнения индивидуальных тем научно-
исследовательской работы. ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС: темы рефератов для самостоятельного изучения и подготовки презентаций.
Тематика научно-исследовательских работ, участие в конкурсах, конференциях по проблеме исследования в рамках пропедевтики выпускных квалификационных работ, ссылки на литературу, Интернет-сайты и сайты конференций, конкурсов по проблеме.
5. Коррекционный этап.
Содержание этапа:
5.1. Осуществление совместной рефлексивной деятельности преподавателя и студентов по результатам контроля знаний и умений по выделенному блоку учебного материала на основании тестов для самоконтроля, вопросов и упражнений. ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС: задачи для самостоятельного решения с возможностью интерактивного контроля; вопросы к блоку учебного материала; тесты для промежуточного самоконтроля с возможностью интерактивной проверки результатов, формирование электронного портфолио учебных достижений студента.
6. Итогово-диагностический этап.
Содержание этапа:
6.1. Определение уровня профессиональных компетенций, полученных в про-
цессе изучения дисциплины, в результате выполнения итогового теста, отражающего каждую тему (модуль) дисциплины.
6.2. Проведение повторных диагностических процедур и группировка студентов по уровням сформированности профессиональной ИКТ-компетентности.
7. Планово-прогностический этап. Содержание этапа:
7.1. По результатам итогового опроса посредством электронной анкеты выявляется отношение (изменения отношений) студентов к будущей профессии, на основании чего делаются выводы о необходимости внесения изменений в педагогическую технологию, которая должна учитывать:
• изменение мотивации студентов;
• изменение интереса к будущей профессии;
• готовность решать профессионально— ориентированные задачи;
• уровень удовлетворенности студентов степенью их самореализации в будущей профессии;
• отношение к методическим, организационным и техническим проблемам, с которыми студенту пришлось столкнуться в процессе изучения дисциплины.
Рассмотренная педагогическая технология и соответствующая ей технологическая карта предполагает реализацию на базе средств ИКТ. Информационное взаимодействие между студентом, преподавателем и средством обучения, функционирующим на базе средств ИКТ, представляет собой деятельность, направленную на сбор, обработку, применение и передачу информации, осуществляемую субъектами образовательного процесса, обеспечивающую психологопедагогическое воздействие на студентов и ориентированную:
— на развитие их творческого потенциала;
— на формирование системы знаний в области информационно-коммуникационных технологий;
— на формирование комплекса умений и
навыков осуществления учебной деятельности по изучению ИКТ-
закономерностей;
— на формирование определенных ИКТ-компетенций средствами ИКТ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. БЕЛКИН, А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А. С. Белкин. — Челябинск : ОАО «Юж. -Урал. кн. изд-во», 2004.
2. РОБЕРТ, И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) / И. В. Роберт ; ИИО РАО. — М., 2008.
3. ШАПКИНА, Т. Проектирование учебной деятельности студентов на основе электронных учебнометодических комплексов / Т. Шапкина // Педагогическая информатика. — 2008. — №1.
Получено 23.04.09 © Миронова Л. И., 2009