CONCLUSIONS. The research has proved that water supply and quality of natural water can suddenly changes. The worse initial raw material, the more efforts should be made to receive the ready product. Basins can facilitate the work of water stations and improve the quality of purified drinking water. Water stations can save on coagulant cost, storing, keeping, dissolving and reducing sludge weight.
REFERENCES
1. Генеральная схема комплексного использования и охраны водных ресурсов Республики Казахстан. Концепция (Основные положения). Алматы: Казгипроводхоз, 2008. -127 с.
2. Бурлибаев М.Ж.,Байманов Ж.Н., Тажмагамбетов Е.А.Комплексная оценка качества поверхностных вод по гидрохимическим показателям.* Алматы: Изд -во <^ылым», 2007.-96 с.
3. Зотеев В.Г., Морозов М.Г., Приходько М.Г. Методические принципы оценки риска аварийных ситуаций на водохранилищах малого объема.// Гидротехническое строительство, № 10, 2003. С.41-48.
4. О работе водопроводных сооружений в Республике Казахстан за 2005 год, /Агентство РК по статистике, Серия 2. Промышленность, с.13. Алматы, 2006.
5. Заурбек А.К., Жандаулетова Ф.Р. К вододелению стока реки Сырдарья в бассейне Аральского моря. Научный журнал МОиН РК «Поиск». Серия естественных и технических наук. - Алматы: ВШ РК, 2010. - С.147 - 152.
ТЕХНОГЕННЫЕ СОСТОЯНИЕ ХВОСТОХРАНИЛИЩЕ В
КЫРГЫЗСТАНЕ
Жакыпбекова А. Т.
Кадирова А.
Ош^ого государственного университета, Кыргызстан, 723500, г. Ош ул. Ленин 331
Введение: В настоящее время на территории Кыргызской Республики загрязнение окружающей среды отходами и выбросами ряда горных предприятий и отдельные ситуации, связанные с работами по их захоронению, приводят к нерациональному использованию природных ресурсов, потере биоразновидностей и земель, росту опасных химических веществ, что влечёт за собой значительный экономический ущерб и представляют значительную опасность. Окружающая природная среда является условием и средством жизни человека. Человек воздействует на естественную среду своего обитания не только потребляя ее ресурсу, но и одновременно изменяя, приспосабливая ее для решения своих хозяйственных и других нужд. До определенного времени эта деятельность человека не наносила ощутимого ущерба для планеты в целом.
В результате глобализации техногенной деятельности происходит масштабное и беспрецедентное в истории человеческой цивилизации истощение, загрязнение и, в целом, разрушение биосферы-самой основы жизни человека.
На территории Кыргызстана расположено 92 объекта с радиоактивными и токсичными отходами горнорудного производства, в том числе 36 хвостохранилищ, 31 из них содержит радиоактивные отходы, в 28 - отходы уранового производства, 3 - с отходами производства полиметаллов, содержащих торий, и 5 - отходы производства цветных металлов. Общий объем радиоактивных отходов на хвостохранилищах составляет 8,2 миллиона кубометров.
Наибольшую угрозу представляют хвостохранилищ радиоактивных отходов. В большой или меньшей степени радиоактивному загрязнению подверглись территории около 6 тыс.га. Неблагополучно состоянии хвостохранилищ в населенных пунктах Каджи-Сай, Мин-Куш, Шекафтар, Сумсар, Кара-Балта, Кызыл-Джар, Майлуу-Суу.
Наиболее неудовлетворительном состоянии находится групп хвостохранилищ в районе п.Майлуу-Суу, а именно намывные хвостохранилища №3,5,7, расположенные в пойме реки
Майлуу-Суу, а также самое крупное хвостохранилище наливного типа №16.
Кроме того, в последние годы из-за природных катаклизмов, схода оползней, селевых потоков, эрозии почвы, слабого финансирования ремонтно-восстановительных работ хвостохранилища в городах Майлуу-Суу и Миц-Куш, селах Кажи-Сай, Сумсар, Шекафтар, Кан (Совет) находятся в аварийном состоянии. Тем более, что многие горные отвалы и хвосты расположены на трансграничных участках.
Места расположения хвостохранилищ и горных отвалов, находящихся в введении МЧС Кыргызстана:
- в Майлуу-Суу расположено 23 хвостохранилища и 13 горных отвалов. Общий объем хвоста 2 млн кубометров, объем горных отвалов 1 млн кубометров.
- в Шекафтар находятся 8 горных отвалов, общим объемом 700 тысяч кубометров.
- в Сумсар имеются 3 хвостохранилища общим объемом 4 млн кубометров.
- в Мин-Куш расположены 4 хвостохранилища и 4 горных отвала, объем которых составляет порядка 2 млн кубометров.
- в Каджы-Сай находится одно хвостохранилище, объем которого составляет 400 тысяч кубометров.
- в Кан (Совет) имеются 2 хвостохранилища объемом 1,6 млн кубометров.
Исследование ТАСК хвостохранилищ Майлуу-Суу
Рис. 1. Комплекс урановых хвостохранилищ Майлуу-Суу и оползне-опасные участки
Материалы и методика: Материалы исследований нами были собраны 2006-2013 года. Для выведения радиологической обстановке применялись радиометрический и радиохимические методы. Для устойчивости дамбы проведены радиолого-лабораторные, геофизические, фотографические, горные работы п.г.т. Сумсар, Шекафтар, Терек-Сай, Майлуу-Суу.
Технический надзор проводиться с целью оценки физического и технического состояния объектов. Оцениваются состояние покрытий, инженерных объектов, гидротехнических сооружений, состояние содержания материала остатков уранового производства (хвостов или отходов), выявление дренажей и мест эрозии и размывов, проявление аварийных ситуаций, выявляются места не санкционированного использования объектов и фактов нарушения защитных покрытий местным населением или роющими животными, факты повреждения ограждений и информационных знаков и т.д.).
Технический надзор за состоянием объектов проводится непосредственно организациями-операторами наследных объектов бывшего уранового производства.
По результатам инспекций выполняются мероприятия по текущему обслуживанию объектов и ремонтные работы. Обычно задачи технического надзора прописываются в лицензионных условиях операторов наследных урановых объектов и выполняются специально обученным контингентов в штате местных офисов управляющих организаций, которые должны быть расположены непосредственно в ближайших населенных пунктах от объекта или уполномоченными организациями.
Работы по техническому надзору осуществляются в соответствии с инструкциями и проверочными листами.
Заключение
Таким образом, детальное обследование и инженерная оценка состояния урановых хвостохранилищ в г. Майлуу-Суу, выполненные в 2015 г., позволяют сделать вывод о том, что
WORLD SCIENCE
№ 6(10), Vol.1, June 2016 23
реализация Проекта ППЧ Всемирного банка позволила снизить в кратко- и среднесрочной перспективе угрозу воздействия на окружающую среду и население, исходящую от наиболее опасного хвостохранилища №3, представлявшего в количественном отношении приблизительно 60% общего риска выброса хвостов в долине р. Майлуу-Суу.
Новая ситуация возникшая в распределении рисков в долине р. Майлы-Суу после перемещения хранилища №3, изменила приоритетность последующих мер по исправлению положения и создала некоторый запас времени для того, чтобы осуществить поэтапный подход к разработке и реализации программы реабилитации в средне - и долгосрочной перспективе.
В целях соблюдения международных рекомендаций МАГАТЭ [8-11] для окончательного варианта захоронения радиоактивных отходов необходимо выбрать адекватный участок, на котором можно было бы обустроить хранилище РАО, обеспечивающее надёжную изоляцию отходов на период хотя бы до 200 лет. В случае приповерхностного захоронения хвостов таким требованиям удовлетворяет хвостохранилище № 15. С учётом анализа «затрат и выгод» нельзя отвергать и вариант подземного захоронения хвостов в многочисленных горных выработках, оставшихся от подземной отработки уранового и угольного месторождений.
Хотя перемещение хвостов на хвостохранилище №15 связано с высокими первоначальными капитальными затратами (в частности, из-за необходимости ремонта подъездной автодороги протяжённостью около 10 км), зато этот вариант выгоден тем, что требует значительно меньшего обслуживания и соответственно затрат, чем на месте их реабилитации в долинах рек и непрерывного укрепления русла на пожизненной основе.
Для того чтобы осуществить масштабную стратегию реабилитации требуется разработка Национальной долгосрочной программы по рекультивации хвостохранилищ (НПРХ) в Майлуу-Суу. Такая программа может быть реализована на систематической основе в виде взаимоувязанного комплекса отдельных (локальных) проектов и поэтапно. Отдельные проекты будут осуществляться в соответствии с наличием финансирования. Каждый новый проект будет базироваться на основе опыта и результатов предыдущего проекта с учетом непрерывного изменения распределения рисков в рассматриваемом районе. Разработку НПРХ следовало бы начать с технико-экономических оценок различных мер по реабилитации, решения наиболее актуальных задач по исправлению ситуации. Одним из условий успешной реализации НПРХ является привлечение местного населения и органов местного самоуправления на ранних этапах разработки этой Программы.
Приоритетными объектами реабилитации в ближайшей перспективе являются хвостохранилища, подверженные систематической речной эрозии (№№18,8) и непосредственному воздействию селей (№№2,13). В долгосрочной перспективе целесообразно осуществить перемещение на одну общую площадку, в том числе в подземные выработки, хвостов из мелких хвостохранилищ, разбросанных вдоль русла р. Майлы-Суу (хвостохранилища №№ 9,10,19-22). Остальные хвостохранилища либо достаточно стабильны в краткосрочной перспективе, например, хранилища №№ 11,14, 15,16, либо в нынешних условиях не вызывают сильного загрязнения реки и окружающей среды рассматриваемого района.
ЛИТЕРАТУРА
1. Проект «Перенос хвостохранилищ №3 и №18 на хвостохранилище №6» СП Геоконсалт. Визутек. 2007. (Фонды МЧС КР),
2. Рамочный документ. Урановые хвостохранилища в Центральной Азии: местные проблемы, региональные последствия, глобальное решение. - Женева, 2009. - 126 с.
3. Торгоев И.А., Алёшин Ю.Г., Червонцев П.Г. Урановые хвостохранилища Майлуу-Суу: решение геоэкологических проблем. // Сергеевские чтения. Инженерно-геологические и геоэкологические проблемы утилизации и захоронения отходов. Выпуск 7 / Материалы годичной сессии Научного совета РАН по проблемам геоэкологии, инженерной геологии, и гидрогеологии (23 марта 2005г.). Москва: ГЕОС, 2005. - с .67-72
4. Торгоев И.А. Проблемы реабилитации объектов уранового наследия в Кыргызстане. // Материалы Международной конференции «Проблемы радиоэкологии и управления отходами уранового производства в Центральной Азии», Бишкек, 2011- с. 126-130