Научная статья на тему 'Техногенная цивилизация в процессе глобализации: синергетический подход'

Техногенная цивилизация в процессе глобализации: синергетический подход Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
504
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ТЕХНОГЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / РИСКИ / САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ / НЕЛИНЕЙНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ / СИНЕРГЕТИКА / TECHNOGENIC CIVILIZATION / GLOBALIZATION / RISKS / SELF-ORGANIZING SYSTEMS / NONLINEAR FACTORS OF DEVELOPMENT / SYNERGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шаповалов Юрий Владимирович

В статье рассматривается синергетический подход к рассмотрению путей развития техногенной цивилизации, осложненного нелинейными глобализационными процессами и рисками.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article synergetic approaches to consideration of ways of development of the technogenic civilization, complicated by difficult nonlinear globalization processes and risks, arising in the course of their expansion are considered.

Текст научной работы на тему «Техногенная цивилизация в процессе глобализации: синергетический подход»

Власть-конспект

Юрий ШАПОВАЛОВ

ТЕХНОГЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В статье рассматривается синергетический подход к рассмотрению путей развития техногенной цивилизации, осложненного нелинейными глобализационными процессами и рисками.

In the article synergetic approaches to consideration of ways of development of the technogenic civilization, complicated by difficult nonlinear globalization processes and risks, arising in the course of its expansion are considered.

Ключевые слова:

техногенная цивилизация, глобализация, риски, самоорганизующиеся системы, нелинейные факторы развития, синергетика; technogenic civilization, globalization, risks, self-organizing systems, nonlinear factors of development, synergy.

обальное общество, при всем своем информационно-ком-

[уникационном могуществе, становится все более сложным

: уязвимым для внушительных техногенных, экономических, политических и гуманитарных катастроф.

Именно в этом заключаются закономерности поведения сложноэволюционирующих открытых нелинейных систем. Вместе с тем возрастает ответственность всего человечества и каждого отдельного субъекта общества перед будущими поколениями. Процессы глобализации способствуют усилению тенденций к стабильному развитию техногенной цивилизации, что связано с увеличением числа факторов, поддающихся контролю и управлению. Однако следует помнить о том, что это также ведет к увеличению неустойчивости социальной системы, так как система, усложняясь, приобретает более нелинейный характер и делается все более динамичной.

В силу данных обстоятельств техногенное общество необходимо исследовать в синергетической и глобализационной перспективах, которые в некоторых моментах пересекаются и смыкаются.

Синергетика является полидисциплинарным направлением научных исследований, цель которого — постижение природных и общественных явлений и процессов на базе принципов и основополагающих закономерностей самоорганизации сложных систем, состоящих, в свою очередь, из подсистем. Синергетику можно рассматривать как теорию совместного действия, хотя исследователи все еще спорят о дисциплинарном статусе синергетики и границах применимости синергетических моделей. Действительно, ряд исследователей обращают внимание на методологическую незавершенность синергетики как науки. Так, по мнению В.В. Губарева, «специфическая методология синергетики еще формируется. В ней пока можно четко выделить мето-

Юрий

Владимирович —

аспирант кафедры

философии и

культурологии

Армавирского

государственного

педагогического

ШАПОВАЛОВ

ды качественной теории дифференциальных уравнений, методы, основанные на парадигмах диссипативных структур, динамического хаоса и сложности»1.

В синергетической парадигме исследований самоорганизующихся систем широко используется понятие «бифуркация». Под бифуркацией понимают некую точку разветвления двух возможных путей развития с точки зрения возникающей флуктуации, т.е. случайного отклонения самоорганизующейся системы от нормы. Если сущест-

университета

[email protected]

1 Губарев В.В. Наука ли синергетика? // Вопросы философии, 2009, № 10, с. 164.

вуют более чем два отдельных разветвления путей развития процесса, дробления, то в этом случае процесс называют не бифуркацией, а полифуркацией.

Как полагает академик В.С. Степин, «техногенная цивилизация, развивающаяся как своеобразный антипод традиционных обществ, приблизилась к той “точке бифуркации”, за которой может последовать переход цивилизации в новое качественное состояние. Какое направление эта система выберет, какой характер будет иметь ее развитие — от этого зависит не только статус науки в обществе, но само существование человечества»1.

В исторические промежутки времени, когда весь социум в целом утрачивает свою устойчивость и перед ним встает необходимость выбора, роль каждого индивидуального и коллективного социального субъекта многократно возрастает. Одновременно повышается и ответственность за осуществленный выбор. Именно в этих условиях активная гражданская позиция необходима, и наоборот, отсутствие гражданской совести у индивидов безнравственно как по отношению к обществу, так и по отношению к будущим поколениям.

В рамках синергетической парадигмы доминирующими в социально-гуманитарном знании делаются понятия нестабильности, неравновесности, нелинейности, тогда как линеарность, устойчивость, равновесность обнаруживают себя лишь в качестве элементов указанной нестабильности и неравномерности. Кроме уже названных категорий, основополагающими и широко используемыми в синергетическом учении являются понятия «случайность», «согласованность», «самоорганизация», «хаос», «порядок», «аттрактор».

С синергетических позиций дезорганизация и хаос вовсе не носят разрушительный характер, чаще всего они могут исполнять конструктивно-созидательную роль по генерации новых самоорганизующихся структур, особенно в социальной сфере. Не случайно познание социальных процессов, феноменов и явлений в рамках синергетической версии обществознания базируется изначально на нелинейном типе мышления. В качес-

1 Степин В.С. Новые ориентиры цивилизации // Экология и жизнь, 2000, № 4, с. 3.

тве исходных базовых параметров исследования выбираются факторы, которые характеризуют действие механизмов и алгоритмов саморегулирования и самоорганизации в сложноорганизованных системах. Центральными и основополагающими показателями и параметрами при анализе общественных процессов здесь становятся степень закрытости или открытости системы, стабильность или неустойчивость системы, линейность или нелинейность, доминирование в системе хаоса или порядка, приближение социальной системы в своем развитии к точке бифуркации, наконец, нахождение системы в зоне аттрактора.

Аттрактор представляет собой некую целостную совокупность внешних и внутренних условий, которые способствуют осуществлению «выбора» самоорганизующейся развивающейся системой одного из возможных вариантов дальнейшего устойчивого развития. Социально-философское рассмотрение техногенного общества включает в себя и анализ такой существенной проблемы, как социально-антропологическая роль инноваций, проявляющаяся в трансформации этикоаксиологических и поведенческих норм современного человека. Именно данный элемент техногенных рисков должен быть взят в качестве основного исходного пункта для анализа динамики современного техногенного социума, структуры его основополагающих институтов и функциональных подсистем общества.

Развитие техногенного общества невозможно рассматривать без анализа социальных рисков, поэтому понятие риска является одним из основных при рассмотрении проблем современности. Риски обостряют нестабильность социального развития и могут приводить к кризисам. В связи с этим в современной социальной философии обращается пристальное внимание на усиливающийся системный кризис, наблюдаемый в современной культуре. В социокультурном контексте он стал проявлением глобального кризиса ценностно-мировоззренческих истоков современной техногенной цивилизации и даже основанием кризиса антропогенного характера, сопряженного с неизбежным разрушением среды.

Особенности современного этапа развития техногенной цивилизации связаны также с нарастанием процессов глобали-

зации общественной жизни. Мир после 1989 г. отличает высокая сложность. С точки зрения безопасности мир становится труднообозримым и поэтому более опасным, чем прежде. Одним из следствий неравновесной динамики является международный терроризм.

На настоящем этапе глобализация мирового социума имеет многополюсный и явно противоречивый характер. Цивилизации как акторы мирового социального процесса не торопятся встать на техногенный путь развития западной цивилизации. Мир остается многополярным, и его будущее неясно. Однако мы вынуждены согласиться с мнением Г. Хакена: «То, что мы будем делать в будущем, будет определяться не столько высоким уровнем развития техники, сколько социологическими конструктами, в особенности нахождением консенсуса в социальном плане»1.

Таким образом, в современной социальной философии, в т.ч. благодаря синергетике, только лишь складывается программа исследования техногенного общества как особого типа социальности или как особого типа цивилизации, в котором субъекты существуют в условиях стремительных перемен и постоянного риска. Следовательно, выдвигаются особые тре-

1 Хакен Г. Самоорганизующееся общество // Будущее России в зеркале синергетики / под ред. Г.Г. Малинецкого.- М. : КомКнига, 2006, с. 194.

бования к человеку как главному актору всемирной истории. Совершенно очевидно, что перенос принципов и представлений синергетики в рамки социально-гуманитарного знания принципиально меняет взгляд на социально-исторический процесс и позволяет в условиях глобализации оценить его более адекватно. Это связано с тем, что нелинейность как господствующая черта развития техногенной цивилизации, а также такие понятия, как случайность, аттрактор, открытая система, способствуют повышению эвристического потенциала социально-философского анализа исторического развития.

Так называемого «конца истории» и гибели человечества можно избежать, лишь достигнув в рамках глобализирующейся техногенной цивилизации соответствия между духовными ценностями и рискогенным по своему характеру технологическим прогрессом. Первые (хотя это и очень проблематично) не должны «следовать» за вторым. Напротив, коллективный разум человечества должен пытаться сформировать какие-либо средства контроля над технологическим развитием, воспринимая неповторимость и уникальность каждой культуры и цивилизации в современном мире. Хотя очевидно, что осуществить эту задачу в условиях безудержного развития техносферы и разрушения глобально -го природного ландшафта будет очень и очень сложно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.