20 граммами. Оптимальным решением , по мнению канадских ученых можно считать употребление 20-30 грамм протеина в первые 60 минут после окончания силовой тренировки. Р.Кеннеди [4] установил, что для усиленного набора мышечной массы у занимающихся бодибилдингом необходимо принимать 2-2,3 грамма белка на 1 кг. собственного веса. Приблизительно 20-30 грамм из этого количества должно быть использовано в течение 60-90 минут после тренировки. До выполнения силовых упражнений рекомендуется принимать комплексы аминокислотных добавок, а оптимальным режимом питания считается потребление белковой пищи раз в 3 часа, то есть четыре раза в день, но небольшими порциями, приблизительно 0.5-0.6 грамм на килограмм собственного веса. Между приемами пищи рекомендуется дополнительно употреблять 15-20 грамм аминокислот, или 20-30 грамм сывороточного протеина.
ВЫВОДЫ
Результаты эксперимента и анализ литературных источников позволили установить, что научно обоснованная система питания в бодибилдинге, является одним из основных критериев результативности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вэйдер, Б. Классический бодибилдинг / Б. Вэйдер, Д. Вэйдер. -М.: Эксмо, 2004.- 432 с.
2. Виноградов, Г.П. Мотивы к спортивной деятельности занимающихся атлетизмом / Геннадий Петрович Виноградов, Ирина Николаевна Савельева ; Нац. гос. унт физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург // Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта. - 2008. - № 11 (45) - С. 17-21.
3. Губа, В.П. Эффективность применения средств атлетической гимнастики при развитии отдельных физических качеств / Владимир Петрович Губа, Александр Алексеевич Губернаторов ; Смоленский гуманитар. ун-т (СГУ) // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 9 (43) - С. 27-30.
4. Кеннеди Р. Базовые программы дл массивных мышц // М. - Терра-Спорт 2000. - 200 с.
5. Glazyrin, I. Adaptation in physical education and sport / I. Glazyrin, D. Nawarecki, F. Bazylevsky. -Opole, 2006. - 183 z.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.35
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИГРОКОВ РАЗЛИЧНЫХ
АМПЛУА ВО ФЛОРБОЛЕ
Анатолий Валентинович Быков, кандидат педагогических наук, доцент, мастер спорта России по флорболу, главный тренер женской команды «Наука» по флорболу, Людмила Николаевна Сутугина, преподаватель, филиал «Севмашвтуз» ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет» (СПбГМТУ), г. Северодвинск
Аннотация
В статье проведен анализ соревновательной деятельности ведущих женских сборных и клубных команд мира по флорболу. Представлены данные характеризующие объем и разносторонность выполнения технико-тактических действий флорболистками различных игровых амплуа в процессе матча.
Ключевые слова: флорбол, соревновательная деятельность, элементы техники, техникотактические показатели, игроки различных амплуа.
TECHNICAL AND TACTICAL INDICES OF THE FLOORBALL PLAYERS WITH
VARIOUS GAME ROLES
Anatoly Valentinivich Bykov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, master of sports in floorball, head coach of women’s floorball team «Nauka»
Liudmila Nikolayevna Sutugina, the teacher,
Branch «Sevmashvtuz» of Saint-Petersburg state marine technical university,
Severodvinsk
Annotation
The article presents the analysis of competitive activity of the world leading female national and club floorball teams. The submitted data characterize the volume and versatility of performance of technical-tactical actions by female floorball players with various game roles during match.
Keywords: floorball, competitive activity, elements of technique, technical and tactical indices, players with various game roles.
ВВЕДЕНИЕ
Исследование соревновательной деятельности в командных игровых видах спорта, в том числе и во флорболе, является важной составной частью комплексного педагогического контроля.
Организация атакующих и оборонительных действий команды во флорболе достигается распределением функций между отдельными спортсменами и группами игроков. Во флорболе полевые игроки подразделяются на крайних нападающих, центральных нападающих и защитников. Для каждого спортсмена характерны, исходя из его игровой специализации, особенности выполнения приемов игры в соревнованиях.
В связи с этим несомненный интерес представляют данные о специфике выполнения элементов техники нападения игроками различных амплуа в процессе соревновательной деятельности команд высокой квалификации.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Анализ 15 игр ведущих женских сборных и клубных команд мира по флорболу на Чемпионате Мира (2007) и Кубке Европейских Чемпионов (2007) позволил получить данные об объеме и разносторонности выполнения технико-тактических действий флорболистками, выполняющих различные игровые функции в команде.
Согласно полученным данным (табл. 1), наибольший показатель общего количества выполненных технико-тактических действий имеют защитники (117,1 ТТД), далее располагаются центральные нападающие - 97,7 ТТД и крайние нападающие -72,1 ТТД.
Таблица 1
Общая структура технико-тактических показателей (ТТП)
________флорболисток различных игровых амплуа_______________________
№ Технико- тактические действия (ТТД) Игровое амплуа
Защитник - Защ. (n=12) Центральный нападающий - ЦН (n=8) Крайний нападающий - КН (n=14)
Кол-во элементов за матч Соотношение, % Кол-во элементов за матч Соотношение, % Кол-во элементов за матч Соотношение, %
1 Ведение 35,9 30,7 30,8 31,4 22,3 30,9
2 Передача 46,6 39,8 34,2 35 23,6 32,7
3 Прием 29,5 25,2 24,7 25,3 17,6 24,4
4 Бросок 1,8 1,5 3,1 3,2 2,7 3,7
5 Удар 1,8 1,5 2,5 2,6 2,5 3,5
6 Обводка 1,5 1,3 2,4 2,5 3,4 4,8
Всего: 117,1±42 100 97,7±39 100 72,1±34 100
В структуре технико-тактических показателей для игроков всех специализаций, по количеству применений в игровой деятельности, наиболее значимыми элементами техники нападения являются ведение, передача и прием мяча, которые занимают в арсенале защитников 95,7% (112 ТТД), центральных нападающих - 91,7% (89,7 ТТД) и крайних нападающих - 88% (63,5 ТТД) от общего числа технико-тактических действий. Броски и удары являются важнейшими составляющими флорбола, как элементы, служащие достижению главной цели игры - забить мяч в ворота соперника. Исходя из специфики выполняемых на поле функций, наибольшее количество атакующих действий приходится на крайних и центральных нападающих, и составляет соответственно 7,2% (5,2 ТТД) и 5,8% (5,6 ТТД) от общего объема элементов техники нападения игроков конкретного амплуа. Наиболее часто обводки применяется крайними нападающими - 4,8% (3,4 ТТД).
Среди полевых игроков всех амплуа (табл. 2) наибольшее количество ведений мяча приходится на защитников - 35,9 ТТД, из них 33,7 % (11,7 ТТД) выполняются толчками. Данный способ выгоден с точки зрения тактической целесообразности, так как игрокам защитной линии необходимо видеть перемещения игроков нападения и при необходимости, своевременно выполнить передачу в зону нападения.
Таблица 2
№ Игровое амплуа Способы ведений мяча в игре (в числителе - количественные показатели за матч, в знаменателе - процентное соотношение) Всего
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Защитник (п=12) 9,8 5 8,6 11,7 0 0 0 0,8 35,9
27,4 12,1 23,9 33,7 0 0 0 2,9 100
2 Центральный 7,2 4,6 10 8,2 0 0 0 0,8 30,8
нападающий (п=8) 22,9 13,5 35,6 24,3 0 0 0 3,7 100
3 Крайний напа- 3,2 2,6 11,5 4 0 0 0 1 22,3
дающий (п=14) 13,8 12,7 50,7 19,1 0 0 0 3,7 100
Примечание: 1- с перебором мяча (дриблингом), 2 - без отрыва мяча от пера клюшки, 3 -закрывая мяч корпусом, 4 - толчками, 5 - способом «нога-клюшка-нога», 6 - прижимая мяч к борту , 7 - способом «Air tricks», 8 - удержание мяча у борта.
Для центральных нападающих (35,5%) и особенно крайних нападающих (50,7%) характерно закрывание мяча в ведении, что определяет специфику игры в атаке игроков данных амплуа, так как форвардам необходимо умение контролировать мяч при активном его отборе со стороны соперника в зоне нападения. У защитников (23,9%) это проявляется в умении закрыть мяч корпусом при стремлении отобрать его со стороны нападающих соперника.
Наибольшее количество передач игроками всех амплуа выполняется ударом (табл. 3). У защитников этот показатель составляет - 59,5% (27,2 ТТД), у центральных нападающих - 52% (17,5 ТТД), у крайних нападающих - 47,7% (11,5 ТТД). Следует отметить, что среди всех передач в арсенале игроков различных амплуа особое место занимают передачи мяча «через борт» и «в одно касание». Для защитников (9,4% и
11,6%) специфика их выполнения заключается в быстром переводе мяча с фланга на фланг, сильной и точной вертикальной передачи на игроков линии атаки, для нападающих. Это необходимо для быстрого перемещения мяча в зоне соперника, смены направления атаки, а также в игровых взаимодействиях между игроками линии нападения, которые, как правило, протекают под плотной опекой обороняющихся.
По показателям разносторонности выполнения приема мяча низом в игре (табл.4) между спортсменами различных амплуа практически нет различий. Однако существуют некоторые отличия игры крайних нападающих от полевых игроков других амплуа, которые состоит в приеме летных мячей различными способами (10,8%).
Таблица 3
Показатели объема и разносторонности выполнения передач мяча ___________флорболистками различных игровых амплуа________________________
№ Игровое амплуа Способы выполнения передач мяча в игре (в числителе - количественные показатели за матч, в знаменателе - процентное соотношение) Всего
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Защитник (п=12) 4,8 9 27,2 59,5 2,3 4,9 0,6 1,4 0,6 1,4 0,9 1,7 4,1 9,4 5,4 11,6 ,4 ,6 00 0,3 0,5 46,6 100
2 Центральный нападающий (п=8) 4,2 11,5 17,5 52 2,8 5,1 ,2 ,5 о" о" 0,5 1,7 1,3 3,6 3,3 11,1 3,8 12,4 0,4 1,4 ,2 ,7 ■О ©' 34,2 100
3 Крайний нападающий (п=14) 2,9 11,6 11,5 47,7 0,8 2,9 0,1 0,3 0,7 3 1,1 5,9 2,3 11,9 3,5 13,8 0 0 0,7 2,9 23,6 100
Примечание: 1 - броском, 2 - ударом, 3 - «откидкой», 4 - оставлением, 5 - «с разворота», 6 - «из-за спины», 7 - через борт, 8 - ударом «в одно касание», 9 - броском «в одно касание», 10 - скрытая передача.
Таблица 4
Показатели объема и разносторонности выполнения приема мяча ___________флорболистками различных игровых амплуа_______________________
Способы выполнения приема мяча в игре
№ Игровое амплуа (в числителе - количественные показатели за матч, в знаменателе - процентное соотношение) Всего
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Защитник (п=12) 0 0 0 0 7.5 26.5 0,4 0,6 20,2 67,7 0 0 1 3,5 0,4 1,7 29,5 100
2 Центральный нападающий (п=8) 0 0 0 0 5,7 22,9 0,1 0,5 17,2 69,5 0 0 1,2 5 0,5 2,1 24,7 100
3 Крайний напа- 0 0 3,5 0,2 11,9 0 1,5 0,5 17,6
дающий (п=14) 0 0 23 1,4 64,8 0 7,6 3,2 100
Примечание: 1 - остановка мяча пером клюшки «в захват», 2 - остановка мяча подошвой ноги, 3 - прием мяча «в захват», 4 - корпусом или ногой, 5 - подставкой клюшки, 6 - летного мяча способом «в захват», 7 - летного мяча способом «накрывание», 8 - летного мяча способом «подставка».
Для игры защитников (табл. 5) характерно выполнение ударов способом «щелчок» - 23,7%, осуществляемых с дальней дистанции. Более половины всех ударов в арсенале защитников и центральных нападающих приходится на заметающий скользящий удар (56,% и 52,8 соответственно), однако особенности их выполнения в игре для спортсменов данных амплуа разные.
Защитники в основном выполняют заметающие удары «в одно касание» с дальней позиции, как правило, после вертикального паса от нападающего или диагональной передачи от защитника, центральные нападающие же применяют этот удар, обычно находясь перед воротами, после паса от крайнего нападающего с фланга. Следует отметить широкое применение в игре ударов по летному мячу крайними и центральными нападающими (25,8% и 19,1% соответственно).
Для игры защитников (табл. 6) характерно использование в процессе игры прямого заметающего броска (43,2%) и заметающего броска при движении по дуге (45%). В игре центральных нападающих приоритет принадлежит заметающему броску по дуге (40,9%). Особенностью игровой деятельности крайних и центральных нападающих является применение в процессе матча заметающего броска «с разворота» (18,9% и 19,6% соответственно).
Таблица 5
Показатели разносторонности выполнения ударов по воротам соперника ______________флорболистками различных игровых амплуа________________________
№ Некоторые виды и способы выполнения ударов по воротам соперника Иг ровое амплуа
Защ. (п=12) ЦН (п=8) КН (п=14)
Соотношение, %
1 Удар способом «щелчок» 23,7 - 6,7
2 Удар - «короткий щелчок» 1,8 1,4 1,5
3 Заметающий прямой удар - 1,8 0,8
4 Заметающий скользящий удар 56,6 52,8 29,8
5 Заметающий скользящий укороченный удар 15,5 5,7 15,5
6 Заметающий обводящий удар 1,2 2,2 4,7
7 Заметающий удар с вертикального паса - - 4
8 Прямой удар - 12,4 4,9
9 Удар «нажимом» - - 0,8
10 Удар по летному мячу 1,2 19,1 25,8
11 Кистевая подбивка - - 0,8
12 Удар-добивание - 3,4 1,2
13 Подставка - - 2,4
14 Подправление - 1,2 1,1
Всего 100 % 100% 100%
Таблица 6
Показатели разносторонности выполнения бросков по воротам соперника ______________флорболистками различных игровых амплуа________________________
№ Игровое амплуа Некоторые виды и способы выполнения бросков по воротам соперника в одном матче (в числителе - - процентное соотношение, в знаменателе -коэффициент точности - КТ, в %) Всего
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 Защитник (п=12) 43,2 0 45 4 6 0 0 0 1,8 100
34,1 0 14 16,7 50 0 0 0 0
2 Центральный 28,3 1 2 40,9 19,6 8,8 0 1,2 0 0 100
нападающий (п=8) 40,7 0 11,5 12,5 50,5 0 0 0 0 -
3 Крайний напа- 36,6 0 30,6 18,9 6,5 2,1 2,1 1,6 1,6 100
дающий (п=14) 37,5 0 24 34,9 87,5 100 100 100 0 -
Примечание: 1 - заметающий бросок «прямой», 2 - заметающий бросок «обратная дуга», 3 - заметающий бросок «по дуге», 4 - заметающий бросок «с разворота», 5 - кистевой бросок «прямой», 6 - кистевой «по дуге», 7 - кистевая подкидка, 8 - заведение мяча, 9 - обводящий «носком пера клюшки».
Из всех способов выполнения обводки (табл. 7) для игроков всех амплуа около 40 % занимают обманные действия. Обращает на себя внимание использование в игре защитниками обеганий соперника (10,1%), пробросов мяча крайними нападающими (12,5%), а также широкое применение дриблинга при обводке соперника игроками всех без исключения амплуа.
ВЫВОДЫ
1. Исследование соревновательной деятельности ведущих сборных и клубных команд мира позволило определить основные тенденции развития мирового женского флорбола.
2. Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что в структуре технико-тактических показателей флорболисток высокой квалификации, выполняющих различные игровые функции во время матча, существуют определенные различия, которые необходимо учитывать при планировании тренировочных про-
грамм технико-тактической подготовки во флорболе.
Таблица 7
Показатели разносторонности выполнения обводок соперника ___________________флорболистками различных игровых амплуа________________________
№ Некоторые способы выполнения обводки соперника в игре Иг ровое амплуа
Защ. (n=12) ЦН (n=8) КН (n=14)
1 Обеганием соперника 10,1 1,2 5,7
2 С передачей мяча через борт 0,6 3,3 7,8
3 Прокидкой 2,1 6,2 4,2
4 Пробросом 7,3 1,2 12,5
5 Подкидкой или подсечкой - - 1,5
6 «Носком пера клюшки» - 1,7 -
7 Силовая обводка 1,1 3,6 2
8 С перебором мяча (дриблингом) 38,8 41,8 25,5
9 С помощью обманных действий (финтов) 39,8 41 40,8
Всего 100 % 100 % 100 %
ЛИТЕРАТУРА
1. Исследование соревновательной деятельности ведущих сборных команд мира по флорболу / А.В. Быков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 9 (31). - С. 22-25.
2. Спортивная метрология : учеб. для ин-тов физ. культуры / под ред. В.М. За-циорского. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 256 с. : ил.
Контактная информация: [email protected]
УДК: 373.2+796.85
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРЯМЫМ УДАРАМ РУКАМИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ
Владислав Федорович Воробьев, кандидат биологических наук, доцент,
ГОУ ВПО Череповецкий государственный университет (ЧГУ), Константин Викторович Жучков, тренер - преподаватель высшей категории МОУ ДОДДЮСШ «Центр боевых искусств», г. Череповец
Аннотация
В статье рассматривается проблема реализации типоспецифического подхода при освоении техники движений детьми дошкольного возраста. В отличие от подхода, направленного на стимуляцию в процессе тренировки отстающих психодинамических свойств, предлагается обучать быстрых и медлительных детей, опираясь на ведущие психодинамические свойства.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, индивидуальный темп, типоспецифический метод тренировки.
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DIRECT PUNCHES TRAINING AMONG SENIOR PRESCHOOL AGE CHILDREN WITH DIFFERENT TYPOLOGICAL
CHARACTERISTICS
Vladislav Fedorovich Vorobjov, the candidate of biological sciences, senior lecturer,
Cherepovets State University,
Konstantin Victorovich Zhuchkov, the coach - teacher of the highest category,
Center of Martial Arts,
Cherepovets
Annotation
The article addresses the problem of implementation of type-specific approach to mastering the