УДК 796.015:623.444.25 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-10-71-78
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ (РАПИРА)
НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА
М.В. Дедловская, И.А. Золотухина, А.А. Фаткуллина
Предложена методика технико-тактической подготовки квалифицированных
фехтовальщиков на основе индивидуального подхода и доказана ее
эффективность.
Проведено тестирование, направленное на выявление уровня технической подготовки
фехтовальщиков. Осуществлен видеоанализ, который позволил оценить тактические
действия спортсменов. Выявлено, что использование индивидуальных уроков в фехто-
вании является одной из важнейших форм подготовки спортсменов.
Ключевые слова: спортсмен, подготовка фехтовальщиков, индивидуальный
подход, технико-тактическая подготовка.
TECHNICAL AND TACTICAL
TRAINING OF QUALIFIED FENCERS
(RAPIER) ON THE BASIS OF
AN INDIVIDUAL APPROACH
Dedlovskaya M.V., candidate of pedagogical
science, associate professor, bmv300904@
yandex.ru, Russia, Kazan, Volga Region State
University of Physical Culture, Sports and
Tourism,
Zolotukhina I.A., candidate of pedagogical
sciences, associate professor, zolotuxina1979
@rambler.ru, Russia, Barnaul, Altai State Pe-
dagogical University,
Fatkullina A.А., master's student, bmv300
[email protected], Russia, Volga Region State
University of Physical Culture, Sports and
Tourism
The technique of technical and tactical train-
ing of qualified fencers on the basis of an in-
dividual approach is proposed and its effec-
tiveness is proved. Testing was carried out
aimed at identifying the level of technical
training of fencers. Video analysis was carried
out, which allowed to evaluate the tactical ac-
tions of athletes. It was revealed that the use
of individual lessons in fencing is one of the
most important forms of training athletes.
Key words: athlete, training of fencers, indi-
vidual approach, technical and tactical train-
ing.
Дедловская Марина Владимировна, канд.
пед. наук, доц., [email protected], Россия, Казань,
Поволжский государственный университет физической
культуры, спорта и туризма,
Золотухина Инна Анатольевна, канд. пед.
наук, доц., [email protected], Россия, Барнаул,
Алтайский государственный педагогический университет,
Фаткуллина Алина Анваровна, магистрант,
[email protected], Россия, Поволжский государст-
венный университет физической культуры, спорта и ту-
ризма
Спорт является концентрирован-
ной моделью жизни во всем ее многооб-
разии. Тренировочный и соревнователь-
ный процессы требуют максимальной
мобилизации сил, энергии, действий,
особенно на этапе высших достижений.
Цель в спорте – получение максималь-
ного результата на соревнованиях, его
достижение требует от спортсмена неве-
роятной самоотдачи, находящейся на
грани его возможностей. Спортсмену не-
обходимо уметь контролировать свои
эмоции и желания, взвешенно и пра-
вильно принимать решения, физически
быть готовым к выполнению максималь-
ных нагрузок.
По мнению Д.А. Тышлера, данная проблема актуальна на всех эта-
пах спортивной подготовки. В погоне за результатом необходимо не забы-
вать о спортсмене. Спортсмен – это индивидуальность в достижении по-
ставленных задач на каждом из этапов подготовки.
В подготовке квалифицированных фехтовальщиков на рапирах
используется индивидуальный урок. Суть индивидуального урока состоит
в том, что тренер поочередно обучает спортсменов, непосредственно взаи-
модействуя с ними своим оружием [9].
Данная форма организации тренировочного занятия имеет свои
минусы, но для подготовки квалифицированных фехтовальщиков в ней
больше плюсов. Основными достоинствами такой формы является кор-
ректное использование принципов индивидуализации, основанные на при-
оритетных для спортсмена личностных особенностях проявления двига-
тельных и психомоторных качеств. Тренер оперативно может корректиро-
вать технику выполнения, тактические действия и поддерживать спорт-
смена. Близкий контакт с тренером имеет положительную внутреннюю
мотивацию для спортсмена.
Специалисты отмечают важность индивидуального урока как инст-
румента, позволяющего решать поставленные задачи [1, 3, 6].
Цель проведенного исследования заключалась в разработке и экс-
периментальном подтверждении эффективности методики технико-такти-
ческой подготовки квалифицированных фехтовальщиков на рапирах на
основе индивидуального подхода.
Исследование проводилось на базе Республиканской спортивной
школы олимпийского резерва по фехтованию г. Казани. В нем принимали
участие 12 квалифицированных фехтовальщиков на рапирах в возрасте 14–
16 лет. В эксперименте участвовали спортсмены этапа спортивной специа-
лизации третьего года обучения.
Анализ научной литературы показал, что техническую и тактиче-
скую подготовки часто изучают поотдельности, но при этом рассматри-
вают их в тандеме как технико-тактическую подготовку.
Учитывая, что тактика является «искусством» применения техниче-
ских элементов и действий, то техническая и тактическая подготовки дей-
ствуют в тандеме [10]. Поэтому несоответствие технических средств так-
тическим замыслам приводит к поражению в бою.
В теории и методике фехтования под термином «техника» пони-
мают определенный комплекс статических положений движений оружием
и туловищем, имеющих конкретные параметры в пространстве и во вре-
мени. При этом все применяемые приемы, которые в поединке превраща-
ются в действия, характеризуются определенной кинематикой движения
тела, динамикой быстроты начала и завершения нападения [2, 4].
Тактика же фехтования в широком понимании – это умение вести
бой с целью победить противника, применяя целесообразные боевые дей-
ствия с учетом своих и противника возможностей [5, 7, 8].
Была разработана методика технико-тактической подготовки ква-
лифицированных фехтовальщиков (рапира) на основе индивидуального
подхода (рис. 1).
Рис. 1. Схема методики технико-тактической подготовки
квалифицированных фехтовальщиков на рапире на основе
индивидуального подхода
Выявление технической подготовленности стало первым этапом
нашего исследования. Проведено педагогическое тестирование.
Тестовые испытания включали: передвижение шагом вперед 15 м в
боевой стойке, передвижение шагом назад 15 м в боевой стойке, атака
уколом в мишень с шагом-выпадом вперед, атака уколом в мишень комби-
нацией передвижений – шаг вперед и выпад, скачек вперед и выпад, атака
уколом в мишень с дистанции 4 м комбинацией передвижения – шаг впе-
ред, скачек и выпад в течение 1 мин, выпадом после батмана и контрбат-
мана.
При помощи видеоанализа оценивались тактические действия фех-
товальщиков, а именно: атака простая, атака сложная, повторная атака,
ответная атака, атака с действием на оружие, комбинированная атака,
атака на подготовку, контррипост прямой, контррипост с финтом, парад-
рипост прямо, парад-рипост с финтом, парад-рипост с финтами, контр-
атака.
Задания выполнялись в течение 2 мин, условия были приближены к
боевой ситуации с соперником.
Полученные результаты 1-го и 2-го этапов позволили разработать
индивидуальные уроки для каждого фехтовальщика. Индивидуальный
урок включал перечень упражнений, количество повторений, отдых между
заданиями.
Примеры индивидуальных уроков спортсменов
Спортсмен Задание
Кол-во
повторений, раз
Таблица 1
Время
отдыха, с
Комбинированная атака (включает дейст-
вие на оружие и перевод) 20
60
1 Повторная атака
20 60
Атака на подготовку соперника 20
60
Парад-рипост с финтами 20
60
Сложная атака с двумя и более финтами 10
40
Повторная атака 10
40
Комбинированная атака (включает дейст-
2 вие на оружие и перевод)
10 40
Атака на подготовку соперника 10
40
Парад-рипост с финтом 10
40
Парад-рипост с финтами 10
40
Сложная атака с двумя и более финтами 8
30
Комбинированная атака (включает дейст-
вие на оружие и перевод) 8
30
Повторная атака 8
30
3 Атака на подготовку соперника 8
30
Контррипост с финтами 8
30
Парад-рипост с финтом 8
30
Парад-рипост с финтами 8
30
После внедрения индивидуальных уроков в тренировочный процесс
спортсменов на 6-м этапе осуществили корректировку, исходя из проме-
жуточного тестирования и видеоанализа технико-тактической подготов-
ленности квалифицированных фехтовальщиков на рапирах.
В табл. 2 представлены результаты контрольного тестирования
(8-й этап).
Результаты спортсменов, полученные в ходе
экспериментальной работы
Таблица 2
Тестовые испытания
Передвижение шагом вперед
15 м в боевой стойке, с
Передвижение шагом назад
15 м в боевой стойке, с
Атака выпадом с уколом в
мишень, с
Атака выпадом с уколом в
мишень на точность, с
Атака шагом выпадом с уко-
лом в мишень, с
Атака шагом-выпадом с уко-
лом в мишень на точность
Атака с комбинацией пере-
движений – шаг вперед и вы-
пад, скачек вперед и выпад с
уколом в мишень, с
Атака с комбинацией пере-
движений – шаг вперед и
выпад, скачек вперед и вы-
пад с уколом в мишень на
точность, с
Атака уколом в мишень с
дистанции 4 м комбинацией
передвижения – шаг вперед,
скачек и выпад в течение
1 мин, кол-во раз
Атака выпадом после бат-
мана и контрбатмана, с
До
эксперимента
X ±m
4,61 0,184
4,95 0,23
0,61 0,141
83,33 1,155
0,75 0,319
75,83 1,621
1,87 0,255
76,67 1,376
16,92 1,183
0,58 0,120
После
эксперимента
X ±m
4,50 0,128
4,92 022
0,57 0,078
88,33 0,937
0,67 0,167
81,67 1,030
1,77 0,087
82,50 1,1180
17,67 0,241
0,55 0,113
Достоверность
различий
t-кр. p
2,51 < 0,05
2,71 < 0,05
2,49 < 0,05
2,89 <0,05
2,40 <0,05
2,29 <0,05
2,19 <0,05
3,08 <0,01
3,11 <0,01
3,15 <0,01
Темп
прироста,
%
2,4
1,0
6,5
6,0
10,6
7,7
5,3
7,6
4,4
5,1
По завершении эксперимента наблюдались статистически досто-
верные положительные изменения в показателях технико-тактической
подготовленности квалифицированных фехтовальщиков. Однако значения
этих изменений в исследуемой группе до и после эксперимента неодина-
ковы. Результаты представлены на рис. 2.
101.00%
100.00%
99.00%
98.00%
97.00%
96.00%
95.00%
96,67 %
99,67 %
100 %
% Первое Промежуточное Заключительное
Рис. 2. Результаты тестирования технической подготовленности
квалифицированных фехтовальщиков на рапирах, %
До педагогического эксперимента (первое тестирование) средний
показатель технической подготовленности квалифицированных фехто-
вальщиков (рапира) составлял 96,67 %, к середине эксперимента (проме-
жуточное тестирование) он увеличился до 99,67 %, а после эксперимента
(заключительное тестирование) достиг 100 %. Это говорит о том, что на
начало педагогического эксперимента у испытуемых уже наблюдался
высокий уровень технической подготовленности, но благодаря разрабо-
танной методике, они смогли повысить исследуемые показатели до мак-
симальных значений.
100.00%
90.00%
80.00%
70.00%
60.00%
50.00%
40.00%
30.00%
20.00%
10.00%
0.00%
60,72 %
%
76,26 %
90,90 %
Первое Промежуточное Заключительное
Рис. 3. Результаты тестирования тактической подготовленности
квалифицированных фехтовальщиков на рапирах, %
На рис. 3 видно, что изначально показатель тактической подготов-
ленности квалифицированных фехтовальщиков на рапирах составлял
60,72 %, на промежуточном этапе тестирования увеличился до 76,26 % и
заключительном этапе исследуемый показатель достиг уровня 90,90 %.
Полученные результаты педагогического эксперимента свидетельствуют
об эффективности разработанной методики.
Таким образом, индивидуализация средств и методов подготовки
спортсмена способствует максимальному раскрытию его природных задат-
ков и достижению высоких результатов в спорте.
Экспериментальное обоснование эффективности разработанной
методики технико-тактической подготовки квалифицированных фехто-
вальщиков на рапирах на основе индивидуального подхода показало, что
прирост показателей технической подготовки к концу педагогического
исследования составил от 1 до 10,6 % в зависимости от выполняемого
упражнения, а показатели тактической подготовленности после внедрения
индивидуальных уроков и последующей коррекции достигли 90,90 %.
Список литературы
1. Аркадьев В.А. Ступени мастерства фехтовальщика. М.: Физкуль-
тура и спорт, 2005. 431 с.
2. Аркадьев В.А. Тактика в фехтовании. М.: Физкультура и спорт,
2000. 184 с.
3. Бласко Флорио. Наука фехтования. Днепр: Изд-во «Днепр», 2017.
140 с.
4. Бойченко С.Д., Тышлер Д.А. Методика тактической подготовки
фехтовальщика: метод. пособие. Минск: Вышэйш. шк., 1983. 173 с.
5. Войтов В.Г. Технико-тактическая характеристика соревнователь-
ной деятельности юных фехтовальщиков на саблях. Смоленск, 2003. 120 с.
6. Павлов А.И. Тактика и тактическая подготовка в спортивном
фехтовании: учеб. пособие. Смоленск: Изд-во СГАФКСТ, 2018. 169 с.
7. Рыжкова Л.Г. Выбор тактической модели ведения боя в экстре-
мальных условиях соревнований у фехтовальщиков высшей квалификации
// Экстремальная деятельность человека. 2014. № 2 (31). С. 29–33.
8. Турецкий Б.В. Обучение фехтованию: учеб. пособие для вузов.
М.: Академ. проект, 2007. 432 с.
9. Тышлер Г.Д. Объективные предпосылки формирования техники
передвижений в виде фехтования // Ученые записки университета имени
П.Ф. Лесгафта. 2008. № 10 (44). С. 101–103.
10. Тышлер Д.А., Рыжкова Л.Г. Программирование тактических
знаний в системе многолетней подготовки фехтовальщиков // Теория и
практика физической культуры. 2006. № 4. С. 28–31.
References
1. Arkad'ev V.A. Stupeni masterstva fekhtoval'shchika [The steps of the
swordsman].
M.: Physical culture and sport, 2005. 431 p.
2. Arkad'ev V.A. Taktika v fekhtovanii [Fencing tactics]. M.: Physical
culture and
sport, 2000. 184 p.
3. Blasko Florio. Nauka fekhtovaniya [The science of fencing]. Dnipro:
Publishing
house "Dnipro", 2017. 140 p.
4. Bojchenko S.D., Tyshler D.A. Metodika takticheskoj podgotovki
fekhtoval'sh-
chika [Methods of tactical training of a fencer]: method. allowance. Minsk:
Vysheysh. shk.,
1983. 173 p.
5. Vojtov V.G. Tekhniko-takticheskaya harakteristika sorevnovatel'noj
deyatel'nosti
yunyh fekhtoval'shchikov na sablyah [Technical and tactical characteristics of
the competitive
activity of young saber fencers]. Smolensk, 2003. 120 p.
6. Pavlov A.I. Taktika i takticheskaya podgotovka v sportivnom fekhtovanii
[Tactics
and tactical training in sports fencing]: textbook. allowance.
Smolensk: Publishing house
SGAFKST, 2018. 169 p.
7. Ryzhkova L.G. Vybor takticheskoj modeli vedeniya boya v
ekstremal'nyh uslo-
viyah sorevnovanij u fekhtoval'shchikov vysshej kvalifikacii [The choice of a
tactical model
of fighting in extreme conditions of competition among fencers of the highest
qualification] //
Ekstremal'naya deyatel'nost' cheloveka [Extreme human activity]. 2014. No. 2
(31). P. 29–33.
8. Tureckij B.V. Obuchenie fekhtovaniyu [Fencing training]: textbook.
manual for
universities. M.: Academ. project, 2007. 432 p.
9. Tyshler G.D. Ob"ektivnye predposylki formirovaniya tekhniki
peredvizhenij v
vide fekhtovaniya [Objective prerequisites for the formation of movement
techniques in the
form of fencing] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta
[Scientific notes of the
P.F. Lesgaft]. 2008. No. 10 (44). P. 101–103.
10. Tyshler D.A., Ryzhkova L.G. Programmirovanie takticheskih znanij v
sisteme
mnogoletnej podgotovki fekhtoval'shchikov [Programming tactical knowledge in
the system
of long-term training of fencers] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury
[Theory and practice
of physical culture]. 2006. No. 4. P. 28–31.