Научная статья на тему 'ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ (РАПИРА) НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА'

ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ (РАПИРА) НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спортсмен / подготовка фехтовальщиков / индивидуальный подход / технико-тактическая подготовка / athlete / training of fencers / individual approach / technical and tactical training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дедловская Марина Владимировна, Золотухина Инна Анатольевна, Фаткуллина Алина Анваровна

Предложена методика технико-тактической подготовки квалифицированных фехтовальщиков на основе индивидуального подхода и доказана ее эффективность. Проведено тестирование, направленное на выявление уровня технической подготовки фехтовальщиков. Осуществлен видеоанализ, который позволил оценить тактические действия спортсменов. Выявлено, что использование индивидуальных уроков в фехтовании является одной из важнейших форм подготовки спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дедловская Марина Владимировна, Золотухина Инна Анатольевна, Фаткуллина Алина Анваровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING OF QUALIFIED FENCERS (RAPIER) ON THE BASIS OF AN INDIVIDUAL APPROACH

The technique of technical and tactical training of qualified fencers on the basis of an individual approach is proposed and its effectiveness is proved. Testing was carried out aimed at identifying the level of technical training of fencers. Video analysis was carried out, which allowed to evaluate the tactical actions of athletes. It was revealed that the use of individual lessons in fencing is one of the most important forms of training athletes.

Текст научной работы на тему «ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ (РАПИРА) НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА»

УДК 796.015:623.444.25 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-10-71-78

ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ (РАПИРА)

НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА

М.В. Дедловская, И.А. Золотухина, А.А. Фаткуллина

Предложена методика технико-тактической подготовки квалифицированных

фехтовальщиков на основе индивидуального подхода и доказана ее

эффективность.

Проведено тестирование, направленное на выявление уровня технической подготовки

фехтовальщиков. Осуществлен видеоанализ, который позволил оценить тактические

действия спортсменов. Выявлено, что использование индивидуальных уроков в фехто-

вании является одной из важнейших форм подготовки спортсменов.

Ключевые слова: спортсмен, подготовка фехтовальщиков, индивидуальный

подход, технико-тактическая подготовка.

TECHNICAL AND TACTICAL

TRAINING OF QUALIFIED FENCERS

(RAPIER) ON THE BASIS OF

AN INDIVIDUAL APPROACH

Dedlovskaya M.V., candidate of pedagogical

science, associate professor, bmv300904@

yandex.ru, Russia, Kazan, Volga Region State

University of Physical Culture, Sports and

Tourism,

Zolotukhina I.A., candidate of pedagogical

sciences, associate professor, zolotuxina1979

@rambler.ru, Russia, Barnaul, Altai State Pe-

dagogical University,

Fatkullina A.А., master's student, bmv300

[email protected], Russia, Volga Region State

University of Physical Culture, Sports and

Tourism

The technique of technical and tactical train-

ing of qualified fencers on the basis of an in-

dividual approach is proposed and its effec-

tiveness is proved. Testing was carried out

aimed at identifying the level of technical

training of fencers. Video analysis was carried

out, which allowed to evaluate the tactical ac-

tions of athletes. It was revealed that the use

of individual lessons in fencing is one of the

most important forms of training athletes.

Key words: athlete, training of fencers, indi-

vidual approach, technical and tactical train-

ing.

Дедловская Марина Владимировна, канд.

пед. наук, доц., [email protected], Россия, Казань,

Поволжский государственный университет физической

культуры, спорта и туризма,

Золотухина Инна Анатольевна, канд. пед.

наук, доц., [email protected], Россия, Барнаул,

Алтайский государственный педагогический университет,

Фаткуллина Алина Анваровна, магистрант,

[email protected], Россия, Поволжский государст-

венный университет физической культуры, спорта и ту-

ризма

Спорт является концентрирован-

ной моделью жизни во всем ее многооб-

разии. Тренировочный и соревнователь-

ный процессы требуют максимальной

мобилизации сил, энергии, действий,

особенно на этапе высших достижений.

Цель в спорте – получение максималь-

ного результата на соревнованиях, его

достижение требует от спортсмена неве-

роятной самоотдачи, находящейся на

грани его возможностей. Спортсмену не-

обходимо уметь контролировать свои

эмоции и желания, взвешенно и пра-

вильно принимать решения, физически

быть готовым к выполнению максималь-

ных нагрузок.

По мнению Д.А. Тышлера, данная проблема актуальна на всех эта-

пах спортивной подготовки. В погоне за результатом необходимо не забы-

вать о спортсмене. Спортсмен – это индивидуальность в достижении по-

ставленных задач на каждом из этапов подготовки.

В подготовке квалифицированных фехтовальщиков на рапирах

используется индивидуальный урок. Суть индивидуального урока состоит

в том, что тренер поочередно обучает спортсменов, непосредственно взаи-

модействуя с ними своим оружием [9].

Данная форма организации тренировочного занятия имеет свои

минусы, но для подготовки квалифицированных фехтовальщиков в ней

больше плюсов. Основными достоинствами такой формы является кор-

ректное использование принципов индивидуализации, основанные на при-

оритетных для спортсмена личностных особенностях проявления двига-

тельных и психомоторных качеств. Тренер оперативно может корректиро-

вать технику выполнения, тактические действия и поддерживать спорт-

смена. Близкий контакт с тренером имеет положительную внутреннюю

мотивацию для спортсмена.

Специалисты отмечают важность индивидуального урока как инст-

румента, позволяющего решать поставленные задачи [1, 3, 6].

Цель проведенного исследования заключалась в разработке и экс-

периментальном подтверждении эффективности методики технико-такти-

ческой подготовки квалифицированных фехтовальщиков на рапирах на

основе индивидуального подхода.

Исследование проводилось на базе Республиканской спортивной

школы олимпийского резерва по фехтованию г. Казани. В нем принимали

участие 12 квалифицированных фехтовальщиков на рапирах в возрасте 14–

16 лет. В эксперименте участвовали спортсмены этапа спортивной специа-

лизации третьего года обучения.

Анализ научной литературы показал, что техническую и тактиче-

скую подготовки часто изучают поотдельности, но при этом рассматри-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вают их в тандеме как технико-тактическую подготовку.

Учитывая, что тактика является «искусством» применения техниче-

ских элементов и действий, то техническая и тактическая подготовки дей-

ствуют в тандеме [10]. Поэтому несоответствие технических средств так-

тическим замыслам приводит к поражению в бою.

В теории и методике фехтования под термином «техника» пони-

мают определенный комплекс статических положений движений оружием

и туловищем, имеющих конкретные параметры в пространстве и во вре-

мени. При этом все применяемые приемы, которые в поединке превраща-

ются в действия, характеризуются определенной кинематикой движения

тела, динамикой быстроты начала и завершения нападения [2, 4].

Тактика же фехтования в широком понимании – это умение вести

бой с целью победить противника, применяя целесообразные боевые дей-

ствия с учетом своих и противника возможностей [5, 7, 8].

Была разработана методика технико-тактической подготовки ква-

лифицированных фехтовальщиков (рапира) на основе индивидуального

подхода (рис. 1).

Рис. 1. Схема методики технико-тактической подготовки

квалифицированных фехтовальщиков на рапире на основе

индивидуального подхода

Выявление технической подготовленности стало первым этапом

нашего исследования. Проведено педагогическое тестирование.

Тестовые испытания включали: передвижение шагом вперед 15 м в

боевой стойке, передвижение шагом назад 15 м в боевой стойке, атака

уколом в мишень с шагом-выпадом вперед, атака уколом в мишень комби-

нацией передвижений – шаг вперед и выпад, скачек вперед и выпад, атака

уколом в мишень с дистанции 4 м комбинацией передвижения – шаг впе-

ред, скачек и выпад в течение 1 мин, выпадом после батмана и контрбат-

мана.

При помощи видеоанализа оценивались тактические действия фех-

товальщиков, а именно: атака простая, атака сложная, повторная атака,

ответная атака, атака с действием на оружие, комбинированная атака,

атака на подготовку, контррипост прямой, контррипост с финтом, парад-

рипост прямо, парад-рипост с финтом, парад-рипост с финтами, контр-

атака.

Задания выполнялись в течение 2 мин, условия были приближены к

боевой ситуации с соперником.

Полученные результаты 1-го и 2-го этапов позволили разработать

индивидуальные уроки для каждого фехтовальщика. Индивидуальный

урок включал перечень упражнений, количество повторений, отдых между

заданиями.

Примеры индивидуальных уроков спортсменов

Спортсмен Задание

Кол-во

повторений, раз

Таблица 1

Время

отдыха, с

Комбинированная атака (включает дейст-

вие на оружие и перевод) 20

60

1 Повторная атака

20 60

Атака на подготовку соперника 20

60

Парад-рипост с финтами 20

60

Сложная атака с двумя и более финтами 10

40

Повторная атака 10

40

Комбинированная атака (включает дейст-

2 вие на оружие и перевод)

10 40

Атака на подготовку соперника 10

40

Парад-рипост с финтом 10

40

Парад-рипост с финтами 10

40

Сложная атака с двумя и более финтами 8

30

Комбинированная атака (включает дейст-

вие на оружие и перевод) 8

30

Повторная атака 8

30

3 Атака на подготовку соперника 8

30

Контррипост с финтами 8

30

Парад-рипост с финтом 8

30

Парад-рипост с финтами 8

30

После внедрения индивидуальных уроков в тренировочный процесс

спортсменов на 6-м этапе осуществили корректировку, исходя из проме-

жуточного тестирования и видеоанализа технико-тактической подготов-

ленности квалифицированных фехтовальщиков на рапирах.

В табл. 2 представлены результаты контрольного тестирования

(8-й этап).

Результаты спортсменов, полученные в ходе

экспериментальной работы

Таблица 2

Тестовые испытания

Передвижение шагом вперед

15 м в боевой стойке, с

Передвижение шагом назад

15 м в боевой стойке, с

Атака выпадом с уколом в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мишень, с

Атака выпадом с уколом в

мишень на точность, с

Атака шагом выпадом с уко-

лом в мишень, с

Атака шагом-выпадом с уко-

лом в мишень на точность

Атака с комбинацией пере-

движений – шаг вперед и вы-

пад, скачек вперед и выпад с

уколом в мишень, с

Атака с комбинацией пере-

движений – шаг вперед и

выпад, скачек вперед и вы-

пад с уколом в мишень на

точность, с

Атака уколом в мишень с

дистанции 4 м комбинацией

передвижения – шаг вперед,

скачек и выпад в течение

1 мин, кол-во раз

Атака выпадом после бат-

мана и контрбатмана, с

До

эксперимента

X ±m

4,61 0,184

4,95 0,23

0,61 0,141

83,33 1,155

0,75 0,319

75,83 1,621

1,87 0,255

76,67 1,376

16,92 1,183

0,58 0,120

После

эксперимента

X ±m

4,50 0,128

4,92 022

0,57 0,078

88,33 0,937

0,67 0,167

81,67 1,030

1,77 0,087

82,50 1,1180

17,67 0,241

0,55 0,113

Достоверность

различий

t-кр. p

2,51 < 0,05

2,71 < 0,05

2,49 < 0,05

2,89 <0,05

2,40 <0,05

2,29 <0,05

2,19 <0,05

3,08 <0,01

3,11 <0,01

3,15 <0,01

Темп

прироста,

%

2,4

1,0

6,5

6,0

10,6

7,7

5,3

7,6

4,4

5,1

По завершении эксперимента наблюдались статистически досто-

верные положительные изменения в показателях технико-тактической

подготовленности квалифицированных фехтовальщиков. Однако значения

этих изменений в исследуемой группе до и после эксперимента неодина-

ковы. Результаты представлены на рис. 2.

101.00%

100.00%

99.00%

98.00%

97.00%

96.00%

95.00%

96,67 %

99,67 %

100 %

% Первое Промежуточное Заключительное

Рис. 2. Результаты тестирования технической подготовленности

квалифицированных фехтовальщиков на рапирах, %

До педагогического эксперимента (первое тестирование) средний

показатель технической подготовленности квалифицированных фехто-

вальщиков (рапира) составлял 96,67 %, к середине эксперимента (проме-

жуточное тестирование) он увеличился до 99,67 %, а после эксперимента

(заключительное тестирование) достиг 100 %. Это говорит о том, что на

начало педагогического эксперимента у испытуемых уже наблюдался

высокий уровень технической подготовленности, но благодаря разрабо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

танной методике, они смогли повысить исследуемые показатели до мак-

симальных значений.

100.00%

90.00%

80.00%

70.00%

60.00%

50.00%

40.00%

30.00%

20.00%

10.00%

0.00%

60,72 %

%

76,26 %

90,90 %

Первое Промежуточное Заключительное

Рис. 3. Результаты тестирования тактической подготовленности

квалифицированных фехтовальщиков на рапирах, %

На рис. 3 видно, что изначально показатель тактической подготов-

ленности квалифицированных фехтовальщиков на рапирах составлял

60,72 %, на промежуточном этапе тестирования увеличился до 76,26 % и

заключительном этапе исследуемый показатель достиг уровня 90,90 %.

Полученные результаты педагогического эксперимента свидетельствуют

об эффективности разработанной методики.

Таким образом, индивидуализация средств и методов подготовки

спортсмена способствует максимальному раскрытию его природных задат-

ков и достижению высоких результатов в спорте.

Экспериментальное обоснование эффективности разработанной

методики технико-тактической подготовки квалифицированных фехто-

вальщиков на рапирах на основе индивидуального подхода показало, что

прирост показателей технической подготовки к концу педагогического

исследования составил от 1 до 10,6 % в зависимости от выполняемого

упражнения, а показатели тактической подготовленности после внедрения

индивидуальных уроков и последующей коррекции достигли 90,90 %.

Список литературы

1. Аркадьев В.А. Ступени мастерства фехтовальщика. М.: Физкуль-

тура и спорт, 2005. 431 с.

2. Аркадьев В.А. Тактика в фехтовании. М.: Физкультура и спорт,

2000. 184 с.

3. Бласко Флорио. Наука фехтования. Днепр: Изд-во «Днепр», 2017.

140 с.

4. Бойченко С.Д., Тышлер Д.А. Методика тактической подготовки

фехтовальщика: метод. пособие. Минск: Вышэйш. шк., 1983. 173 с.

5. Войтов В.Г. Технико-тактическая характеристика соревнователь-

ной деятельности юных фехтовальщиков на саблях. Смоленск, 2003. 120 с.

6. Павлов А.И. Тактика и тактическая подготовка в спортивном

фехтовании: учеб. пособие. Смоленск: Изд-во СГАФКСТ, 2018. 169 с.

7. Рыжкова Л.Г. Выбор тактической модели ведения боя в экстре-

мальных условиях соревнований у фехтовальщиков высшей квалификации

// Экстремальная деятельность человека. 2014. № 2 (31). С. 29–33.

8. Турецкий Б.В. Обучение фехтованию: учеб. пособие для вузов.

М.: Академ. проект, 2007. 432 с.

9. Тышлер Г.Д. Объективные предпосылки формирования техники

передвижений в виде фехтования // Ученые записки университета имени

П.Ф. Лесгафта. 2008. № 10 (44). С. 101–103.

10. Тышлер Д.А., Рыжкова Л.Г. Программирование тактических

знаний в системе многолетней подготовки фехтовальщиков // Теория и

практика физической культуры. 2006. № 4. С. 28–31.

References

1. Arkad'ev V.A. Stupeni masterstva fekhtoval'shchika [The steps of the

swordsman].

M.: Physical culture and sport, 2005. 431 p.

2. Arkad'ev V.A. Taktika v fekhtovanii [Fencing tactics]. M.: Physical

culture and

sport, 2000. 184 p.

3. Blasko Florio. Nauka fekhtovaniya [The science of fencing]. Dnipro:

Publishing

house "Dnipro", 2017. 140 p.

4. Bojchenko S.D., Tyshler D.A. Metodika takticheskoj podgotovki

fekhtoval'sh-

chika [Methods of tactical training of a fencer]: method. allowance. Minsk:

Vysheysh. shk.,

1983. 173 p.

5. Vojtov V.G. Tekhniko-takticheskaya harakteristika sorevnovatel'noj

deyatel'nosti

yunyh fekhtoval'shchikov na sablyah [Technical and tactical characteristics of

the competitive

activity of young saber fencers]. Smolensk, 2003. 120 p.

6. Pavlov A.I. Taktika i takticheskaya podgotovka v sportivnom fekhtovanii

[Tactics

and tactical training in sports fencing]: textbook. allowance.

Smolensk: Publishing house

SGAFKST, 2018. 169 p.

7. Ryzhkova L.G. Vybor takticheskoj modeli vedeniya boya v

ekstremal'nyh uslo-

viyah sorevnovanij u fekhtoval'shchikov vysshej kvalifikacii [The choice of a

tactical model

of fighting in extreme conditions of competition among fencers of the highest

qualification] //

Ekstremal'naya deyatel'nost' cheloveka [Extreme human activity]. 2014. No. 2

(31). P. 29–33.

8. Tureckij B.V. Obuchenie fekhtovaniyu [Fencing training]: textbook.

manual for

universities. M.: Academ. project, 2007. 432 p.

9. Tyshler G.D. Ob"ektivnye predposylki formirovaniya tekhniki

peredvizhenij v

vide fekhtovaniya [Objective prerequisites for the formation of movement

techniques in the

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

form of fencing] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta

[Scientific notes of the

P.F. Lesgaft]. 2008. No. 10 (44). P. 101–103.

10. Tyshler D.A., Ryzhkova L.G. Programmirovanie takticheskih znanij v

sisteme

mnogoletnej podgotovki fekhtoval'shchikov [Programming tactical knowledge in

the system

of long-term training of fencers] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury

[Theory and practice

of physical culture]. 2006. No. 4. P. 28–31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.