Научная статья на тему 'Технико-экономические приоритеты развития технологических комплексов сельскохозяйственной авиации'

Технико-экономические приоритеты развития технологических комплексов сельскохозяйственной авиации Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
42
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельскохозяйственная авиация / авиахимобработка посевов / авиалимработы / авиация общего назначения / защита растений / продовольственная безопасность / авиационные комплексы. / agricultural aviation / aviation chemical processing of crops / aviation work / gen- eral aviation / plant protection / food security / aviation complexes.

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — А Г. Фарков

В статье рассматриваются вопросы развития сельскохозяйственной авиации на современном этапе в Российской Федерации. Приводятся сведения о её роли в обеспечении продовольственной безопасности РФ. Проводятся сравнительные характеристики эксплуатируемых в настоящее время отечественных и зарубежных ВС сельскохозяйственной авиации. Делается вывод о необходимости создания нового типа ВС отечественного производства в интересах обеспечения ключевых задач продовольственной безопасности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNICAL AND ECONOMIC PRIORITIES OF DEVELOPMENT OF TECHNOLOGICAL COMPLEXES OF AGRICULTURAL AVIATION

This article discusses the development of agricultural aviation at the present stage in the Russian Federation. The information on its role in ensuring food security of the Russian Federation. Conducted comparative characteristics of the currently operating domestic and foreign aircrafts of agricultural aviation. The conclusion about the necessity of creating a new type of aircraft of domestic production to ensure food security of key tasks

Текст научной работы на тему «Технико-экономические приоритеты развития технологических комплексов сельскохозяйственной авиации»

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ АВИАЦИИ

А.Г. Фарков, канд. экон. наук, доцент

Алтайский государственный аграрный университет

(Россия, г. Барнаул)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10800

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития сельскохозяйственной авиации на современном этапе в Российской Федерации. Приводятся сведения о её роли в обеспечении продовольственной безопасности РФ. Проводятся сравнительные характеристики эксплуатируемых в настоящее время отечественных и зарубежных ВС сельскохозяйственной авиации. Делается вывод о необходимости создания нового типа ВС отечественного производства в интересах обеспечения ключевых задач продовольственной безопасности

Ключевые слова: сельскохозяйственная авиация, авиахимобработка посевов, авиалим-работы, авиация общего назначения, защита растений, продовольственная безопасность, авиационные комплексы.

Существенным фактором риска при производстве зерновых в основных аграрных регионах России - Юга России, Северного Кавказа, Южного Урала и Сибири, является периодическое поражение посевов опасными насекомыми вредителями, в первую очередь - саранчой и луговым мотыльком. Саранча, распространяющаяся с юга на север, с территории прикаспийских государств и побережья Северной Африки, является традиционным и чрезвычайно опасным вредителем, от успешной борьбы с которым, можно без преувеличения сказать, зависит продовольственная безопасность России и других стран СНГ на долгосрочную перспективу. До конца 80-х гг. ХХ века борьба с ней, на всем пространстве Советского Союза, носила системный и комплексных характер, основная её масса встречалась и уничтожалась еще на подходе к основным районам производства зерновых. С наибольшим успехом данную проблему путем авиационной обработки посевных площадей [1].

В настоящее время сельскохозяйственная авиация находится в состоянии стагнации, отчасти, ввиду тяжелой экономической ситуации в стране в начале 90-х годов. Парк самолетов Ан-2, составлявших костяк сельскохозяйственной авиации, сохраняется сегодня лишь как мобилизаци-

онный, но фактическое состояние большинства из них делает их эксплуатацию невозможной. В начале 2000-х годов была налажена конверсия поршневого самолета Ан-2 в турбовинтовой Ан-3, освоенная на Омском авиастроительном объединении «Полет» путем установки на самолеты Ан-2 турбовинтового двигателя ТВД-20 [2]. Однако, общие экономические трудности производителей, привели к тому, что после выпуска нескольких десятков экземпляров производство было фактически прекращено. В настоящее время в России отсутствует производства воздушных судов (ВС), предназначенных для авиахимработ, что ставит под угрозу обеспечение продовольственной безопасности в долгосрочной перспективе.

В настоящее время, по результатам разработок ведущих фирм сформировался тип специализированного самолета, по своей компоновке существенно отличающегося от Ан-2. Это моноплан цельнометаллической конструкции с низкорасположенным крылом большого размаха, одним газотурбинным двигателем и баком для химикатов, расположенным в центроплане, между двигателем и кабиной пилота, сдвинутой к гаргроту [3]. В России, в начале 2000-х, в рамках этой концепции ОКБ «Сухой» был разработан проект самолета Су-38, однако дальнейшего развития он не получил. Ос-

новные типы сельскохозяйственных самолетов отечественного и зарубежного про-

Как видно из приведенных данных, современные образцы сельскохозяйственной авиации имеют значительно более высокие характеристики, нежели традиционно применяемые в СССР/России образцы воздушных судов. Особо следует отметить, что в течение последних 20-25 лет произошла смена технологий проведения авиахимработ, в результате появления новых, более эффективных химических препаратов. Работа с такими препаратами недопустима в условиях полевых аэродромов, где отсутствует полный комплекс заправочного оборудования, нет условий для безопасной работы персонала. Поэтому общепринятой практикой сейчас стало создание стационарных аэродромов постоянного базирования сельхозавиации, обслуживающих сельскохозяйственные угодья в радиусе 300-500 км (т.е. в радиусе 11,5 часов полета) [4]. Обобщив эти воз-

изводства, а также их сравнительные характеристики, приведены в таблице 1.

можности применения, можно сформулировать основные концептуальные требования для современного оптимального сельскохозяйственного ВС в современных российских условиях:

- газотурбинный двигатель, производимый внутри страны,;

- наличие вспомогательной силовой установки (ВСУ), обеспечивающей сжатым воздухом систему распыления;

- полезная нагрузка - 2500-3500 кг;

- дальность полета с этой нагрузкой -700-900 км перегоночная дальность - до 2000-2500 км;

- экипаж - 1 чел.;

- возможность заполнения танков сельскохозяйственного оборудования различными жидкостями, возможность быстрой его промывки;

- допустимый суточный налет - 16-18 ч/сутки;

Таблица 1. Сравнительные характеристики основных типов сельскохозяйственных ВС

отечественного и зарубежного производства

Марка ВС Ан-2 Ан-3 Су-38 АТ-500 АТ-600 АТ-800 PZL-106 BT

Страна-производитель СССР Россия Россия США США США Польша

Размах крыла, м 18,18 18,18 11,53 13,75 17.10 17.68 15.00

Длина, м 13,10 13,10 8,10 8,99 9.91 11.07 10.34

Высота, м 4,68 4,68 2,66 2,59 3.35 3.40 3.36

Масса пустого самолета, кг 3620 3450 1050 1696 2540 2850 1656

Максимальная взлетная, кг 5500 5800 2100 3538 5670 7257 3500

Тип двигателя поршневой газотурбинный поршневой газотурбинный газотурбинный газотурбинный газотурбинный

Марка двигателя АШ-62ИР ТВД-20 Walter М-337 Pratt&Whitney Canada PT6-34AG Pratt&Whitney Canada PT6-60AG Pratt&Whitney Canada PT6-67AG Pratt&Whitney Canada PT6-34AG

Мощность двигателя, л.с. 1000 1380 360 750 1100 1350 750

Часовой расход топлива на крейсерском режиме, кг/час 285 155 55 65 91 140 65

Максимальная скорость, км/ч 230 289 300 322 290 338 215

Крейсерская скорость, км./ч 168 203 220 298 265 314 180

Практическая дальность, км 600 770 800 1014 1100 805 1100

Практический потолок, м 4100 4400 4200 10975 10380 9960 5000

Экипаж, чел. 2 2 1 1 1 1 1

Полезная нагрузка, кг. 1400 1800 500 1900 2380 3070 1400

- расход топлива - не выше 0,8 кг на т/км;

- цена новой машины - не выше 96-100 млн. руб.

В настоящее время существуют все технологические предпосылки для разработки специализированного типа ВС, предназначенного для авиахимработ, силами отечественной конструкторской школы. Планер таких машин обычно допускает ряд конструктивных и технологических упрощений и может быть освоен практически любым авиационным заводом, имеющим опыт производства машин подобной размерности.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

- реализация политики развития сель-

щих аграрных регионах России не представляется возможной без проведения мероприятий по регулированию численности особо опасных насекомых-вредителей;

- в настоящее время в России практически отсутствует производство технологических компонентов и комплексов для осуществления авиахимработ;

- необходимо инициирование и реализация комплекса НИОКР по созданию специализированного перспективного авиационного комплекса сельскохозяйственной авиации (ПАК СХ);

- в настоящее время в Российской Федерации имеются все необходимые элементы, включая опытно-конструкторский задел, для реализации программы возрождения сельскохозяйственной авиации.

скохозяиственного производства в веду-

Библиографический список

1. Будрик Е.С. Крылья земледельцев: справ, фермера и инженера. - Краснодар, 2001. -120 с.

2. Говдя В.В. Экономическая эффективность использования удобрении и средств защиты растении в сельском хозяИстве: Монография. - Краснодар: КГАУ, 2001. - 327 с.

3. DemandN. High for Agricultural Airplane // Aviation Week. - March 3, 1958. - Vol. 68. -№9. - P. 253.

4. Antuniassi, U.R., Boller, W. 2011. Tecnología de aplicado para culturas anuais. Passo Fundo Aldeia Norte/FEPAF, v.1. 279 p. Carvalho, W. P. A., Antuniassi, U.R., Araújo, E.C., Schroder, E.P. 2011. Tecnologia de aplicado por via aérea In: Tecnologia de aplicado para culturas anuais.1ed. Passo Fundo: Aldeia Norte / FEPAF, v.1, p. 143-188.

THE TECHNICAL AND ECONOMIC PRIORITIES OF DEVELOPMENT OF TECHNOLOGICAL COMPLEXES OF AGRICULTURAL AVIATION

A.G. Farkov, candidate of economic sciences, associate professor Altai state agrarian university (Russia, Barnaul)

Abstract. This article discusses the development of agricultural aviation at the present stage in the Russian Federation. The information on its role in ensuring food security of the Russian Federation. Conducted comparative characteristics of the currently operating domestic and foreign aircrafts of agricultural aviation. The conclusion about the necessity of creating a new type of aircraft of domestic production to ensure food security of key tasks

Keywords: agricultural aviation, aviation chemical processing of crops, aviation work, general aviation, plant protection, food security, aviation complexes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.