Иван Николаевич Ветряев
Заместитель начальника отдела информационных технологий на транспорте управления технологического транспорта, спецтехники и автомобильных дорог ОАО «Сургутнефтегаз».
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ТРАНСПОРТА В SAP HANA, SAP BO 4
Управление жизненным циклом информационных бизнес-систем. Real-Time Enterprise 2.0
Транспортное обеспечение — один из главных видов деятельности, которому уделяется большое внимание в любой нефтяной компании. Для эффективной работы предприятия организация транспортного обеспечения должна основываться на четкой экономической целесообразности.
Транспортники первыми приходят на объекты будущего производства, участвуют во всех технологических процессах и обеспечивают разведку, освоение и эксплуатацию нефтегазовых месторождений.
Основные задачи в области организации транспортного обеспечения компании: ■ поддержание техники в надлежащем состоянии;
■ контроль за ее эффективной эксплуатацией;
■ обеспечение безопасности дорожного движения;
■ содержание внутрипромысловых и магистральных дорог;
■ своевременная доставка материалов и оборудования в подразделения компании.
Этими задачами в ОАО «Сургутнефтегаз» занимается более 30 тысяч сотрудников. Транспортный комплекс компании сегодня составляют 28 транспортных подразделений и порядка 30 тысяч единиц техники различного назначения.
География оказания транспортных услуг — от самых западных регионов до Дальнего Востока России. Основные месторождения находятся в Западной и Восточной Сибири.
Высокий уровень квалификации инженеров, водителей, ремонтников, четкая организация труда и строгая производственная дисциплина позволяют нам успешно справляться со сложными задачами транспортного обеспечения добычи нефти и газа в сложных климатических условиях при непрерывном цикле производства.
С учетом весомой доли транспортных затрат в себестоимости добычи нефти и газа, особое значение приобретает комплексное решение задач повышения эффективности использования транспорта. Существенный эффект может быть достигнут только в условиях всесторонней автоматизации процессов управления и обработки всех потоков информации в единой системе управления автотранспортом.
ИС «АВТОТРАНСПОРТ» И ЕЕ ЗАДАЧИ
В 2003 году создана и с тех пор совершенствуется информационная система «Автотранспорт» — единая интегрированная информационная система управления автомобильным транспортом ОАО «Сургутнефтегаз» (рис. 1). В ее состав входят:
■ ИС «Автотранспорт» (на базе СУБД Oracle) — обеспечивает первичный оперативный учет работы автотранспорта, водителей и машинистов.
■ SAP R/3 — обеспечивает учет нормативно-справочной информации, учет персонала, бухгалтерский, финансовый, материальный учет, учет затрат, учет ТО и ремонтов.
■ Программное средство «Анализ ТЭП работы транспорта» (на базе СУБД MS SQL) — обеспечивает анализ агрегированных ежемесячных технико-эконо-
И.Н. Ветряев. Технико-экономические показатели работы транспорта 7 OQ
в SAP HANA, SAP BO 4 89
Г
V
7^----------------7^----------7^
SAP ERP SAP ERP2005 (HR)
Ведение
SAP R/3 4 7 оргструктуры
Формирование табеля
Учет ТС (ведение НСИ)
Расчет зарплаты
Учет узлов
и агрегатов
Планирование и учет рабочего времени SAP MDM
Справочник
Планирование и учет ТОиР видов работ (U)
Справочник материалов
Учет затрат на единицу техники
Справочник внутрисменных операций
Учет ГСМ
ИСАТ (Oracle)
Диспетчерская
Обработка
путевой
документации
Заказчик
ОТК и КПП
ПТО
ПЗО (уровень СП) ОТК и КПП ИС «КТС»
ГСМ и АЗС
<->^Анализ ТЗП tCj
о ИС «Авиаперевозки. Версия 2»
о ПС «Карьеры»
ИС «ОКО ЦИТС Нефтепродуктообеспечение»
о АСУ ТП АЗС
ИС «ОКО ЦИТС СНДСР»
о СКРТ «Навигатор С»
о Магнитные карты водителей
<- ИС «Метеоусловия»
ГИС ОАО «СНГ»
мических показателей работы транспорта в рамках Рис. 1. структурного подразделения и компании в целом.
■ Отчетность в SAP BW — аналитические отчеты по наличию и возрастному составу транспортных средств, расчет транспортного налога, отчеты по затратам на ТО и ремонт.
В условиях развития бизнеса, интенсивного освоения новых территорий, в силу объективных экономических причин затраты на транспортное обеспечение существенно возрастают. Поэтому основными задачами специалистов и управленцев различного уровня становятся:
■ повышение эффективности транспортного обслуживания;
■ снижение доли затрат на транспорт в себестоимости продукции ОАО «Сургутнефтегаз»;
Управление жизненным циклом информационных бизнес-систем. Real-Time Enterprise 2.0
■ безусловное, качественное и своевременное транспортное обеспечение в требуемых объемах.
Ценность управленческих решений в таких условиях возрастает, от их правильности и своевременности в конечном итоге зависит успешность основного бизнеса компании. В свою очередь, гарантировать эффективность решений можно только при обеспеченности руководителя управленческой отчетностью качественно нового уровня.
Требуемый уровень отчетности характеризуется совокупным представлением об оперативной обстановке, складывающейся в реальном времени, и динамике данных за несколько последних отчетных периодов.
Управленческие решения, требующие особой оперативности, принимают специалисты, непосредственно участвующие в бизнес-процессах. Поэтому специалисты сами, без особых затрат времени, должны генерировать уникальные ракурсы информации, необходимые им в конкретных ситуациях.
В настоящий момент для анализа и контроля деятельности транспортного комплекса ОАО «Сургутнефтегаз» специалисты планово-экономических отделов структурных подразделений и служб аппарата управления ежедневно осуществляют:
■ Сбор и расчет технико-экономических показателей, характеризующих процессы эксплуатации и ремонта транспорта, работу персонала, финансовый и бухгалтерский учет.
■ Формирование регламентной отчетности строгой формы из различных информационных систем для представления руководству.
■ Формирование, в том числе и вручную (средствами Excel), по требованию руководства сводной аналитической отчетности в произвольной форме с различной степенью детализации для поддержки принятия управленческих решений.
Существующие сегодня в компании системы оперативной и аналитической отчетности по транспорту не способны в полной мере обеспечить современные потребности бизнеса в управленческой аналитике, так как содержат ряд ограничений:
■ разрозненность учетных систем — источников информации;
■ неоднородность и разная степень детализации данных в них;
■ отсутствие средств трансформации исходных данных в реальном времени;
■ длительные сроки доработки отчетности — при необходимости модифицировать структуру, добавить новый показатель, измерение или фильтр;
■ недостаточная производительность для обработки очень больших массивов данных.
Таким образом, возникает потребность в качественно новой системе аналитической отчетности, удовлетворяющей следующим современным требованиям бизнеса:
■ Объединение показателей, характеризующих все процессы транспортного обслуживания, из различных информационных систем в едином хранилище данных. Повышение качества аналитики за счет использования максимального количества возможных измерений.
■ Обеспечение актуальности данных в режиме реального времени.
И.Н. Ветряев. Технико-экономические показатели работы транспорта У q«|
в SAP HANA, SAP BO 4 9 1
■ Обеспечение возможности оперативного формирования сводной аналитической отчетности в произвольной форме с различной степенью детализации.
■ Обеспечение возможности быстрого создания отчетов бизнес-пользователями, не владеющими навыками программирования.
■ Обеспечение высокой скорости обработки больших объемов информации.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Система должна обеспечивать:
■ сбор, трансформацию, загрузку, хранение, обновление информации из различных СУБД (в том числе Oracle, MS SQL) в реальном времени;
■ многомерность, полноту, непротиворечивость, целостность данных в моделях проекта;
■ использование бизнес-терминов для доступа к данным;
■ представление информации в настраиваемых аналитических ракурсах, создание выходных форм отчетов;
■ высокую производительность обработки и извлечения больших объемов данных;
■ разграничение прав доступа для сотрудников ОАО «Сургутнефтегаз».
ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ
■ Использование высокопроизводительной СУБД SAP HANA для обеспечения хранения и обработки информации, инструментария SAP HANA для реализации модели данных проекта.
■ Использование SAP SLT для обеспечения загрузки и обновления информации из всех систем — источников данных в СУБД SAP HANA в режиме реального времени.
■ Использование средств SAP BO 4.0 для создания семантического слоя, представляющего модель SAP HANA в бизнес-терминах, для формирования запросов к модели данных, создания бизнес-пользователем произвольных отчетных форм на основе запросов SAP BO, без программирования.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ
Данные из учетных систем-источников реплицируются и хранятся в column-таблицах SAP HANA. В процессе репликации данные подвергаются минимальным преобразованиям — происходит конвертирование форматов данных, формируются расчетные поля (рис. 2).
Управление жизненным циклом информационных бизнес-систем. Real-Time Enterprise 2.0
Sources
DB Layer
/--------------------\
SAP HANA
VIEWs
DB Schema
4__________________/
Presentation Layer
/----------\
BOE Explorer
v J
'N
/-----------\
Universe
sk
Webi \
)
Dashboards/
Design Studio V J
На основе таблиц SAP HANA создается ряд низкоуровневых моделей данных (Attribute view, script), ориентированных на описание связанных между собой показателей и включающих набор их общих измерений (рис. 3). Основная трансформация данных происходит на этом уровне.
Для объединения низкоуровневых моделей в единую результирующую модель проекта осуществляется выравнивание мер и измерений во всех моделях — создаются
Рис. 3. Примеры объектов в SAP HANA
И.Н. Ветряев. Технико-экономические показатели работы транспорта У
в SAP HANA, SAP BO 4 93
/ N Модель ТЭП V J Г \ Измерения ч > NULL V J ГУ ^ МерЫ Нулевые значения L А /
Г Л Модель ИСАТ Путевые листы Г \ Измерения ^ ) г S NULL ч J ? у V \ НУлевые Меры Нулевые значения значения ^ ХА /
/V N Модель ИСАТ I .. .. Измерения Машино-дни 1 ^ Нулевые значения I Меры |зНнУалчеевныи(я ч A A J
С \ Модель ИСАТ Нормы по технике V J (Т 1 NULL Измерения Г X ) 7> NULL Г у л Нулевые значение Меры
Общие измерения для анализа ^всей модели^ Рис. 4. Структу-
ра модели
недостающие расчетные поля: меры = 0, измерения = Null (рис. 4).
Низкоуровневые модели при помощи оператора Union объединяются в результирующую модель проекта (на основе Calculation view) (рис. 5).
Для представления пользователям мер и измерений
СТ_0БЩАЯ МОДЕЛЬ ИСАТ ТЕП
Рис. 5. Иерар-
АТ_ПЛАН_ ■ АТ_ФАКТ_ ■ АТ_ПЛАН_ I АТ_ФАКТ_ |АТ_ПЛАН_Н0РМЫ 1 ДТ_ФАКТ_Н0РМЫ МД I МД I PL I PL I _П0 ТЕХНИКЕ I _П0 ТЕХНИКЕ
Управление жизненным циклом информационных бизнес-систем. Real-Time Enterprise 2.0
из модели в виде понятных им бизнес-терминов, возможности формировать запросы данных и произвольные формы отчетности создается семантический слой в SAP BusinessObjects.
Построение и форматирование отчетности осуществляются средствами Web Intelligence.
РЕЗУЛЬТАТ
Используя инновационные решения компании SAP в области технологии обработки данных in-memory и Business Intelligence, удалось создать качественно новый инструмент гибкого бизнес-анализа, способный удовлетворить текущим и перспективным требованиям бизнеса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Спирли Э. Корпоративные хранилища данных. Планирование, разработка, реализация. Том. 1: пер. с англ. — М.: Изд. дом «Вильямс», 2001.
2. Смирнова Г. Н., Сорокин А. А., Тельнов Ю. Ф. Проектирование экономических информационных систем: учебник / под ред. Ю. Ф. Тельнова. — М.: Финансы и статистика, 2001.
3. Бачурин А. А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. З. И. Аксеновой. — М.: Издат. центр «Академия», 2004.
4. Садоский В. Н. Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития // Системные исследования. Методологические проблемы. — М.: Наука, 1980.