МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 792, 159.9
Корочанцева А. А., Витковский И. И.
ТЕХНИКИ РАБОТЫ С ВООБРАЖЕНИЕМ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА И РЕШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАПРОСОВ
Аннотация. В статье представлен опыт междисциплинарного практического исследования механизмов работы вдохновения, а также результат разработки упражнений на речь, голос и тело, которые направлены на установление связи с бессознательным творческим механизмом. Упражнения позволяют использовать материал бессознательного, которое говорит языком образов и символов, для создания художественного образа и работы с психологическим запросом.
Практические исследования проводились специалистами из двух областей: музыкальный театр и клиническая психология. Авторы предлагают взгляд на психологические трудности как следствие недостаточного знания о себе (в сократовском понимании) и возможный путь их преодоления — через исследование собственного бессознательного и выведение материала от туда в сознание. Представлена краткая историческая ретроспектива развития психологической мысли, включающая акценты на заимствовании приемов и терминов из культуры и мифологии Древней Греции.
Разработанные приемы позволяют использовать информацию из бессознательного, пересобирая имеющийся в памяти человека опыт для решения стоящих перед ним художественных и практических задач.
Ключевые слова: междисциплинарные практики, терапия искусством, приемы настройки вдохновения, бессознательный творческий механизм
Korochantseva A. A., Vitkovsky I. I.
TECHNIQUES OF WORKING WITH THE IMAGINATION TO CREATE AN ARTISTIC IMAGE AND SOLVE PSYCHOLOGICAL QUERIES
Annotation. The article presents the experience of interdisciplinary practical research of the mechanisms of inspiration, the result of the development of exercises for speech, voice and body, which are aimed at establishing a connection with the unconscious creative mechanism. Exercises allows the usage of the material of the unconscious, which speaks the language of images and symbols, in order to create an artistic image and work with psychological problems.
Practical research was conducted by specialists from two fields: musical theater and clinical psychology. The authors offer a view at psychological difficulties as a result of insufficient knowledge of oneself (in the Socratic sense) and a possible way to overcome them — through the individual study of the unconscious and moving the material out into consciousness. A brief historical retrospective of the development of psychology is presented, including emphasis on borrowing techniques and terms from the culture and mythology of Ancient Greece.
The developed techniques make it possible to use information from the unconscious, reassembling the experience in a person's memory to solve the artistic and practical problems that they face.
Keywords: interdisciplinary practices, art therapy, techniques for setting up inspiration, unconscious creative mechanism
Помогающие пройти вглубь себя практики существуют так же долго, как и человечество. На протяжении долгих лет они развивались в рамках религиозных и обрядовых традиций [4]. Практики были в первую очередь:
• направлены на сопровождение изменений человека: практик взросления (инициаций во взрослость), создания семьи, рождения детей, смерти;
• связаны с важными событиями в жизни общества: посев и сбор урожая;
• cвязаны с годовыми циклами: смена времен года.
• Для того чтобы практика состоялась, люди прибегали к психологическим средствам воздействия через:
• звук (музыкальные инструменты и приемы пения);
• слово (молитвы, гимны, заговоры, заклинания);
• цвет и форму (рисунки, флаги, костюмы, татуировки, ритуальные сооружения) [6, 7, 8].
Развитие научной мысли увеличило разрыв между собственно научными средствами и методами
изучения окружающего мира с одной стороны и культурными обрядовыми и религиозными практиками с другой.
В 1879 году появились первая научная психологическая лаборатория и сама психология как научная дисциплина. Но тем самым произошел новый раскол между практиками и научными теориями, так как первые руководствовались принципом пользы (занимались тем, что работает), а вторые — научными принципами (объективность, воспроизводимость и т.д.). Для того чтобы утвердиться в статусе молодой науки, психология отринула некоторые области, которые не могли быть подвергнуты научной проверке [5].
Вместе с развитием научной мысли происходил процесс урбанизации: люди переезжали в города, отрываясь от своих корней, верований, ритуалов, которые удерживали групповые и индивидуальные психические процессы в балансе и гармонии. Таким образом, стали требоваться новые социальные ритуалы и практики помощи, основанные уже не на культурных и об-
рядовых традициях, а на каких-то иных принципах.
С развитием общества появился запрос на работу с теми людьми, кто испытывает психические трудности, при этом находясь в рамках нормы.
Самый известный в мире психолог Зигмунд Фрейд начал разрабатывать свою теорию на материале работы с пациентками с диагнозом «истерия», которые страдали частичным параличом конечностей, слепотой и глухотой [10]. (Природа этих симптомов далеко не всегда связана с истерией.) Считается, что именно с Фрейда в научный обиход вошел термин «бессознательное». Он разработал трехкомпонентную модель личности, где:
Оно (Ид) — животные, природные, неоформленные импульсы. Метафора животного в человеке.
Сверх-Я (Супер-Эго) — общественные правила, нормы и запреты, усвоенные в родительской семье и находящиеся также преимущественно в бессознательном. Социальное в человеке.
Я (Эго) — небольшой островок сознания, которое предпринимает колоссальные усилия для того, чтобы найти компромисс между первыми двумя элементами.
Сознание представляет собой лишь небольшую часть психической жизни человека, большая же часть истинных причин его поступков находится в бессознательном.
Фрейд, облекая в слова свои результаты исследования бессознательного, интуитивно обращался к мифологии Древней Греции, используя героев мифов для называния феноменов психическо-
го (Эдип, Электра, Эрос, Танатос и т. п.) [9].
Один из ближайших учеников Фрейда, К. Г. Юнг, продолжая его исследования и противопоставляя себя своему учителю, ввел в психологию представление о коллективном бессознательном и архетипах — универсальных психических структурах (сюжетах), которые объединяют всех людей, живущих на планете. Нам это представление интересно тем, что при определенном движении во время творческих поисков можно наткнуться на универсальный слой, а значит, на нечто понятное представителям разных культур. В работе с пациентами Юнг обнаружил, что во снах даже малообразованных людей могли проявляться неизвестные символы, которые он потом находил при изучении средневековых архивов (то есть тех материалов, с которыми его клиенты никак не могли сталкиваться) [13].
Однако предупреждением об опасности подобных исследований может служить тот факт, что Юнг наблюдал эти явления не только у своих клиентов, но и у себя. В 1913-1917 годах он переживал тяжелейшие психотические эпизоды, спасением от которых явилась фиксация (зарисовка) тех образов, которые к нему приходили, а также общение с семьей. Затем он около десяти лет изучал труды гностиков, потом — средневековую алхимию, которую рассматривал как промежуточное звено между гностиками и психологией бессознательного [12]. И результатом этой длительной работы над собой, изучением забытых древних материалов и ра-
боты с клиентами явилась книга «Психология и алхимия», которая была издана в 1944 году. В результате в психологию было внесено знание об универсальном глубинном слое психики человека, а вместе с ним — предупреждение о большой опасности его исследования (и еще большей — его игнорирования).
В качестве реакции на психоанализ возникло множество подходов, которые в качестве предмета изучения выбирали то, что гораздо легче объективно зафиксировать — поведение. И если психоанализ (З. Фрейд) и аналитический подход (К. Юнг) возникли из клинической практики, работы с пациентами, то были и такие методы, которые возникали в лабораториях и только потом переходили к практике. Одним из таких подходов является когнитивно-поведенческий. Вдохновившись учениями И. П. Павлова и И. М. Сеченова о высшей нервной деятельности, группа американских психологов стала исследовать, как можно формировать у человека разные виды реакций. Прошло несколько десятилетий, и лабораторные эксперименты на детях и животных перешли в практику оказания психологической помощи [5]. Два выдающихся представителя этого подхода А. Бек и А. Эллис описали принципы того, как через наблюдение за своими мыслями и переучивание себя человек может решить многие свои проблемы и даже облегчить клинические симптомы. Внимание ученых этого направления было сосредоточено на исследовании мыслей людей и речи как внешнего их проявления. Говоря грубо, все трудности человека
сводились к отсутствию «гигиены» мыслей. Однако и там обнаружили, что изменение мыслей не дает устойчивого результата, но через них можно «дотянуться» до глубинных настроек (убеждений) человека, через которые возможно поменять и мысли, и самочувствие, и поведение [1, 2, 11].
Когнитивно-поведенческий подход также обращался к образам и метафорам древности, положив в качестве одной из базовых техник работы сократический диалог как эффективный способ оспаривания дисфункциональных мыслей.
В настоящее время этот подход претерпел большое количество изменений, включив в себя техники и приемы, относящиеся к йоге, медитации. Но внимание так же осталось на изучении мыслей и образов как проявлении глубинных настроек личности человека.
Выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский изучал психологию искусства с точки зрения возможности преобразования чувств человека. Он описывал катарсис как главный эффект искусства, который понимал не как очищение, а как преобразование чувственной сферы человека, когда личностные чувства обобщаются и в результате открывается более высокая правда жизненных явлений и ситуаций [3].
Выготский говорил о том, как культурные средства позволяют взять власть над своими внутренними процессами. Он разделил натуральные и высшие психические функции, где первые — непосредственные, данные природой, а вторые — опосредованные, социальные. Основная идея: для того чтобы овла-
деть собственными внутренними силами, необходимо какое-то внешнее средство. В нашем случае процессом вдохновения мы будем овладевать через слово, звук и движение. Правила внутри каждого упражнения и есть то средство, которое позволяет упорядочить внутренние психические процессы. То есть правила являются своеобразным «руслом реки», благодаря которому внутренние силы не выходят из берегов.
Упражнения на вдохновение — своего рода заход в бессознательное с фонарем осознанности. Любое честное погружение в пространство неизведанного приносит новое знание, некоторое может менять представления о мире и себе. Этот процесс будет захватывающим и интересным, но иногда болезненным.
У большинства психологических проблем один общий знаменатель — незнание самого себя: своих истинных желаний, потребностей и закономерностей устройства своего внутреннего мира (внутреннего ландшафта). Болезненность работы с бессознательным напрямую определяется тем, насколько человек убежден, что хорошо знает себя. Если представления о себе ригидны, то при соприкосновении с противоречащей информацией будет боль (не физическая, но от этого не менее ощутимая). Как правило, во внутреннем пространстве находятся те вещи, которые совсем не хочется считать собой и вообще как-то с собой ассоциировать. Тогда, чтобы информация не прорвалась, включаются психологические защиты, и человек начинает всячески сбрасывать напряжение, образовавшееся от противоречия между старым
и новым знанием о себе: обесценивать, смеяться, злиться, забывать, о чем говорил только что, и т.д.
К примеру, можно почувствовать во время упражнений обиду, которая звучит так: Почему я с собой так поступаю? Почему я так должен делать? Почему я сейчас вынужден работать над собой? Я же и так хорош.
Как правило, эти защиты приносят с собой посторонние образы, уводящие от концентрации, словно порыв резкого ветра. Это могут быть мысли о том, что срочно нужно что-то сделать, какие-то случайные образы памяти. Одним словом — мысли и действия, уводящие внимание от нужной области, опасной возможностью получить новое знание о себе. Рука может потянуться за телефоном или начать что-то бессмысленно перекладывать или говорить о постороннем. Это все — способы избегания информации, которая связана с самопознанием.
Часто эта информация несет в себе возможность для изменения той части жизни, в которой больше всего дискомфорта. Но может казаться, что изменения возможны через внешнюю форму без выявления внутренних причин. В таком случае неэффективное поведение может изменяться (временно или устойчиво) на свою противоположность. К примеру, человеку удалось внешними действиями преодолеть лень, но в результате он стал работать как вол и больше не может нормально расслабляться без вспомогательных средств. И в результате подрывает свое здоровье. То есть форма поведения поменялась на противоположную, но так и осталась неэффек-
тивной. А пугающая информация бессознательного могла бы подсказать истинные причины, но только смотреть на нее — страшно.
Для понимания того, что происходит у человека на границе сознания и бессознательного, удобна метафора помещения с различным наполнением. Как правило, область во внутреннем мире человека, где царят порядок, чистота и свет сознания, — небольшая. Вся остальная часть погружена в бессознательную тьму, где хранится множество загадочного материала: и волшебные цветы, и гниющие отходы, и дым, и силуэты людей прошлого. Иногда в поиске волшебных цветов можно наткнуться на силуэты, с которыми совсем не хочется встречаться. Все, что находится в сумраке бессознательного, существует в пространстве, похожем на хаос, хотя на самом деле подчиняется определенным неведомым законам. Заходить в пространство тьмы одному — страшно! Расчищать его от бардака — сложно. Поэтому нужен проводник — тот, кто пойдет с тобой во тьму и будет следить, чтобы масло в фонаре не заканчивалось.
Проводник — это не обязательно человек. Иногда это тетрадь с ручкой, автоматическое письмо, сны или приходящие во время бодрствования метафоры. Иногда — откровенный и честный разговор с другом. Иногда — сосредоточение ума за медитацией, уборкой, готовкой или просто шагами во время прогулки. Объединяет эти разные способы одно: это всегда создание чего-то нового (слова, мысли, действия, образа) и последующее разглядывание и осмысление того, что было создано.
В какой-то момент подобных исследований возникает гораздо более глубокий пласт раскопок — человек спускается в подвал и обнаруживает там предметы, не относящиеся к его личной жизни. Это может быть память родителей, семейные мифы и истории, которые были усвоены «с молоком матери», но по отношению к которым никогда не задавался вопрос: как я к ним отношусь? Некоторые из них человек решает поместить в сундук, другие — отнести в жилое пространство, от иных — отказаться.
Но бывает, смельчаки обнаруживают под чердаком еще одно пространство, где сложены совсем непонятные предметы, которые кажутся никак не связанными ни с личностью, ни с родом. Это — общекультурный пласт, на исследование которого не хватит и всей жизни.
Механизм действия речевых упражнений
Для того чтобы стало понятно, какую механику запускает первый раздел упражнений, расскажем о влиянии мыслей на внутреннее состояние.
Речь — это вынесенный наружу мысленный поток. От мыслей в нашей жизни происходит много хорошего и плохого. Можно даже сказать, что именно они определяют, какие трудности и «счастливые случайности» встречаются в жизни человека.
Выполняя упражнения на речь, мы так или иначе цепляем тот самый механизм, который создает нашу реальность. Если ты задним числом проанализируешь, про что был твой речевой поток в любом из
речевых упражнений, то обнаружишь, что, скорее всего, в нем мелькало нечто важное для тебя сейчас.
При дальнейшем погружении в речевые упражнения ты наверняка обнаружишь, что с каждым разом содержание речи становится глубже, затрагивая мало исследованные, а то и совсем незнакомые слои твоей личности. Если ты будешь продолжать смело идти вглубь, то в какой-то момент обнаружишь, что уже не можешь с уверенностью сказать, как именно содержание речи связано с твоей биографией, интересами, жизнью. И тем не менее эта связь чувствуется, но оформить в слова ее не удается. Это тот самый «волшебный» момент, когда ты выходишь на тот уровень, где можно внести коррективы в свои жизненные координаты коренных убеждений и через это перестроить всю жизнь.
Закрепленные представления о мире отражаются в ситуативном мысленном потоке. Каждую секунду в голове проносится множество разных, часто параллельных мыслей. И если сознанием поймать одну из них и рассмотреть более детально, то можно обнаружить, что она связана в конечном итоге с глубинной системой представлений человека о мире и самом себе.
Иногда эти мысли (убеждения) работают во зло и приводят к странному, неэффективному, а порой и неадекватному поведению, при котором человек становится заложником своих эмоций и не может сойти с колеи, которая ему самому может не нравиться.
Погружение в пространство бессознательного через речевые упраж-
нения позволит последовательно растождествиться с существующими мысленными привычками. В результате изменятся те глубинные настройки, которые напрямую связаны с качеством, насыщенностью жизни и интересом к ней.
Упражнения на речь
«Игра в слова — речевая разминка»
Выполняется индивидуально или в группе до 7 человек.
Задачи речевой разминки:
• Лишить действие оценки (хороший — плохой, правильный — неправильный).
• Отпустить контроль возникающих образов, занять позицию наблюдателя.
• Запустить механизм креации (создания) без реального объекта и цели, на холостом ходу.
Описание:
1. Запускается ритм (под метроном, щелчки или хлопки), который на протяжении всего упражнения остается неизменным. Чем больше участников — тем быстрее темп.
2. На каждый сигнал (щелчок или хлопок) участники поочередно по кругу произносят случайное слово. В идеальном варианте слово приходит участнику только в момент произнесения. Если слова не возникает, допустимо использование звука или несуществующего слова. Самое главное — соблюдать ритм.
3. В какой-то момент в ходе выполнения упражнения может наступить ступор и слово не произне-сется. Тогда необходимо выпускать звукосочетания или несуществующие слова.
4. Есть четыре порога, которые необходимо преодолеть. Как правило, они встречаются в следующем порядке:
Первая зона сопротивления— это легкое смущение, замешательство. Внутри может возникнуть удивление от того, что не получилось: это же было так просто!
Вторая — смех и ирония над происходящим, часто — смешанная со стыдом. Внутри это звучит так: «Какой ерундой я занимаюсь!»
Третья — недовольство, злость, в редком случае — агрессия. «У меня не получается». Часто к ней примешивается злость и на того, кто держит ритм или инициировал выполнение этого упражнения.
Четвертая — обесценивание. «Я этой ерундой заниматься не буду». Возникает желание немедленно прервать выполнение упражнения.
5. Если все стадии успешно преодолеть, наступает состояние внутренней тишины, в котором слова начинают возникать сами собой, а ты перестаешь их оценивать. Важно, что при каждом повторном выполнении упражнения эти пороги будут возникать, но преодолевать их с каждым разом все легче, и расстояние между ними уменьшается.
Результат: когда сознание смиряется с тем, что правил не существует, и перестает их искать, стремление к правильности устраняется и внимание переходит на сам процесс.
«Ветер дружбы между нами»
Работа с прямыми ассоциациями.
Проводится в паре. Один человек дает другому любое слово. Тот, кому
дали слово, отвечает любой ассоциацией, которая пришла ему в голову. Первый в свою очередь говорит на эту ассоциацию свою и т.д.
Виды ассоциаций:
1. близкие (приходят сразу);
2. метафорические (более далекие);
3. поэтические (метафора принадлежит только тебе).
В процессе выполнения упражнения важно замечать те внутренние эмоциональные отклики, которые приходят на ассоциацию. Как правило, слова, сказанные с равнодушием или спокойствием, не несут в себе большого творческого заряда. Но постепенно, в ходе погружения в этот процесс, слова будут наполняться большим эмоциональным смыслом. Они как будто бы будут вызывать некоторый отклик в виде «эха», расходящегося в разные стороны последующими ассоциативными нитями. И от этого возникает ощущение удовольствия и некоторого замирания, как при наблюдении за чем-то красивым.
По мере выполнения упражнения будет возникать чувственный критерий точности ассоциаций. То есть постепенно при произнесении слова оппонентом может возникнуть ощущение, что ассоциацией может быть не бесконечное множество разных слов, а всего несколько — те, которые по внутреннему чувственному критерию обладают максимальной точностью.
Таким образом, радость и восхищение — критерий того, что в выполнении упражнения удалось пройти на определенную глубину.
Скука — показатель того, что внимание устало или же что упраж-
нение выполняется неверно. Часто она возникает от сильного старания и желания сделать «правильно», которое всегда заканчивается разочарованием и недовольством, перерастающим в скуку.
Ассоциация может разрастатся от одного до четырех слов. Желательно, чтобы ассоциации не прьевращались в прямую речь и были в завершенной форме (законченного словосочетания или предложения).
Результат упражнения: между двумя участниками возникает ощущение совместного потокового творчества и чувство единства.
«Ветер игры между нами»
Работа с обратными ассоциациями.
Главный принцип работы — единое пространство игры.
Один человек дает любую ассоциацию, другой дает на нее свою обратную ассоциацию, противоположную первой по максимальному количеству категорий.
Задача — противопоставить образу партнера противоположный. Сказать нечто, отрицающее метафору партнера. Напоминает игру в карты, когда образ должен «побить» предыдущий образ партнера.
Смысл — сама игра, запуск динамического движения. Ощущение «я хочу выиграть» всегда есть, но оно не может быть самоцелью, иначе движение остановится.
Метафорически это похоже на ситуацию: собака бежит за автомобилем, и если автомобиль остановится, то будет непонятно, что с ним делать, и собака тоже остановится и заскучает.
Отсутствие правил игры позволяет связываться разным психическим процессам: воображению, логике и мышлению.
У упражнения есть несколько уровней:
Нулевой уровень — упражнение «ветер дружбы между нами» на прямые ассоциации. Объединение участников в сотворчество, единое поле игры. Там нет противостояния, конфликта. Это подготовка к турниру: участники как бы готовят поле игры.
Первый уровень — простые обратные ассоциации. Пример: «вода — огонь — холод — уют — ссора». Переход во второй уровень происходит сам, когда участники увлекаются процессом.
Поиск обратной метафоры осуществляется в два этапа:
Сознательную концентрацию на ощущении (визуальном, тактильном, обонятельном и т. д.) слова, от которого нужно отстроить ассоциацию;
предоставление возможности бессознательному трансформировать это слово или словосочетание в противоположное.
Второй уровень. Ассоциации становятся более абстрактными. Пример: «тяжелая гантель — лебяжий пух — пушечный выстрел — отличник». Разберем пример парной ассоциации: «книга — новостройка». В личных ассоциациях эти два слова противопоставляются по нескольким разным параметрам: время, пространство, заполненность, постоянство наполнения (содержания). На этом уровне совместно работают воображение, память и логика.
Третий уровень. В образе возникает динамика, он становится
развернутым. Нужно описать его, исходя из личных ощущений (воспоминаний, мечтаний, желаний). Есть соблазн описывать образ, не основываясь на личном, но этого нельзя делать — потеряется вся суть упражнения! Лаконичный, завершенный образ не требуется — нужно свободное описание. Это похоже на рассказ о литературном или музыкальном произведении своими словами. Пример: «метеоритный дождь — у меня это ассоциируется с молодым человеком, стоящим на мосту и плюющим с моста в реку — это альбатрос, отбившийся от стаи недалеко от архипелага — это вязанный свитер, который порвался, когда мальчик падал с дерева».
Четвертый уровень. Появление прямой речи. Обмен прямыми репликами идет от лица любого персонажа (каждый раз другого). Пример: «Мама, а когда выйдет солнце? — Больше так не делай, иначе блины будут по всему полу».
Переход между упражнениями осуществляется последовательно по мере внутренней готовности. Со временем переход может происходить сам собой.
Игра продолжается до тех пор, пока не возникнет яркое ощущение азарта и сражения при равных ставках на одном игровом поле.
Если в какой-то момент игра превращается в соревнование и выяснение, чей вариант лучше (даже если спор происходит внутри себя), то необходимо остановиться.
Примечания:
V Важно всегда сохранять бодрствующее сознание (не «отлетать»).
V При обратной игровой ассоциации важно не дополнять сказанное партнером.
V Оценочное мышление должно быть заменено интересом и восхищением.
V Важно сохранять ощущение азарта на протяжении игры.
V Отдача «на аутсорс бессознательному» осуществляется через состояние осознанного доверия к себе: своим спонтанным реакциям, эмоциями и т.д.
Механизм действия упражнений на голос
Мысль — это то, с чем легко рас-тождествиться, с голосом растожде-ствиться очень сложно. Он ощущается как проявление своего «Я».
Простые звуковые тренинги помогают в первую очередь соединить слово и сознание, сблизить их. Когда ты занимаешься звуком, то он постепенно присоединяется к речи. Слово часто бывает отделено от его эмоционального наполнения. Тогда оно звучит как бы нейтрально и воздействует на собеседника только поверхностным смыслом. Наполнение слова образами, которые часто не осознаны, позволяет сделать слова в речи более воздействующими и убеждающими. Задача упражнений на голос — чтобы между речью и смысловой (эмоциональной) наполненностью появились более плотные связи.
Язык музыки для человека больше, чем метафора, больше, чем какая-то система мыслей. Система — это интересный сюжет. Музыка — это не интересно, а красиво. Потому что интересно — это когда происходят разные события. А красиво — это когда вместе. Красивой может быть греческая статуя. Красивой может быть картина Ван Гога. Красивой может быть симфо-
ния. Потому что симфония происходит в одно мгновение. Ты послушал полуторачасовую симфонию, и вот, с последней нотой, она произошла. И в это мгновение произошла красота. А сюжет — это интересно.
Через звуковые практики возможно вынуть красоту звука из каждого человека. Красоту его сути.
Вот пример музыкального этюда для одного ученика:
«Музыка сфер, падающих звезд, планет». Остальным участникам говорится: «Представьте себе, как планета крутится вокруг солнца, будьте этими планетами. Сейчас не торопитесь никуда, позвольте ему, будто астронавту, наблюдать за этими бесконечными звездами».
Это же ощущение можно отразить и через другой образ: осенью в луже — капли дождя. Только должно быть ощущение, что в городе больше нет жителей — все покинули этот мегаполис. Он абсолютно пуст, и только по луже капает дождь. И тогда была бы такая же музыка сфер.
Можно дать в очень маленьком образе, как в крыльях мухи, масштабы планеты.
В музыке можно мыслить так, как невозможно в драматургии. Когда человек выпускает голос, его бытийная суть (можно назвать ее глубинным бессознательным) начинает выходить.
Эта суть сравнима с Левиафаном, лежащим где-то в морских глубинах. Живое существо колоссальных размеров. Мудрое, древнее. Древнее по отношению к человеческой жизни, потому что за время, пока человек проживает свои 20 или 30 лет, для этой сущности проходит гораз-
до больше. Потому что там другие скорости. Когда голос выносится наружу — этой глубинной сути человека будто есть через что говорить. Не просто так песни проходят через всю историю человечества. Потому что на той глубине этот «морской бог» получает возможность говорить — не голосом, а иначе.
В тишине, к примеру, самое большое количество звука. Именно поэтому музыкальность исполнителя проявляется ярче всего именно в том, как он держит паузы между музыкальными фразами. Когда музыка звучит внутри человека, то это слышно в заполнении пауз тишины неуловимым внутренним звуком. Но если перестать звучать внутри себя — внешнее проявление музыкальной композиции превращается просто в набор нот. Если перевести этот же принцип на бытовую речь, можно сказать так: воздействующий механизм в звуке находится не во внешних проявлениях (громкости, интонации, тембре), а в силе и глубине внутреннего звучания, которое и тренируется выполнением упражнений на голос.
Упражнения на голос
«Кошачьи лапки»
Выполняется индивидуально.
Задача упражнения — найти через образ состояние безопасности для свободного звучания своего голоса.
Вспомнить состояние, которое бывает на грани реальности и сна. Перед засыпанием мы чувствуем себя в безопасности: мир тебе не угрожает, но сон еще не наступил.
Выбрать любую тему, о которой приятно думать, — что-то, вызыва-
ющее состояние нежности, чуткости, заботы.
Расслабить связки и выдохнуть с мягким звуком, похожим на выдох облегчения: грудная клетка должна быть открыта и резонировать. С таким звуком выполняется все упражнение.
Начать в этом безопасном состоянии рассказывать любую историю или вести рассуждение. Должно быть ощущение, что звук голоса как бы покрывает пространство вокруг, как одеяло. Можно визуализировать это: будто слово покрывает пространство так, как утренний туман наплывает на гладь воды.
Постепенно звук становится безопасным и начинает выходить наружу, оставаясь мягким. В результате возникает ощущение, что безопасность располагается не вовне, а внутри голоса и может через него распространяться на пространство вокруг.
«Вальс в наших руках»
Выполняется в паре или индивидуально.
Два человека стоят друг напротив друга и направляют кисти рук друг к другу ладонями вниз (словно готовятся играть на фортепиано) — это подготовительный этап упражнения.
Участники вместе на выдохе звучат на «Аа», при этом одновременно меняя положение рук случайным образом, больше не возвращаясь к начальной позиции. Звук должен возникать одновременно, длиться на выдохе и одновременно заканчиваться. Руки движутся только вместе со звуком, замирая с его остановкой. Таким образом, выдох длится, только пока двигаются кисти рук.
Кисти рук перемещаются в случайном направлении, как будто рыбка, которая плывет в воде. У рук нет цели, только состояние — плавание в совместном длящемся звуке.
Важно: руки на протяжении одного выдоха могут двигаться в любом направлении, в то время как звук остается на одной высоте на протяжении одного выдоха. С каждым следующим выдохом звук может меняться, но внутри одного выдоха — не меняется.
Руки всегда свободны. Дыхание и остановки всегда строгие. В этом упражнении нет ведущего — партнеры равны.
Нужно работать всегда вместе. Вместе начинать звук, вместе заканчивать. Это главное правило, оно помогает ощутить единство. Важно, чтобы дыхание было синхронным. Но не стоит об этом специально думать, синхронизация происходит сама через звук.
В результате должно возникнуть ощущение, что звук возникает из-за движения рук, поскольку внимание сосредоточено на них. Руки будто выводят, вытягивают, синхронизируют звук.
Упражнение выполняется от 1 до 5 минут по таймеру (либо заканчивается, как только партнеры испытают ощущение, что они слушают звук, а не издают его).
«Зона тишины»
Работа с музыкальным произведением.
Упражнение направлено на отработку состояния в момент пения. Зона тишины — это состояние, когда, кроме музыкальной линии, не существует больше ничего.
Состояние нарабатывается внутренним решением, что с момента старта пения до запланированной остановки ни за что не сбросишь.
Перед началом закрепляется какая-либо отбивка: метроном, диктофон или физическое действие.
Петь можно в любой громкости: напевая или в полный голос. Самое важное — погружаться в состояние, где нет никакой оценки. Чем глубже погружение, тем ярче действие и меньше оценка.
Говоря языком метафоры, это похоже на движение голосом по ступенькам, которые возникают в пустоте. Будто если ты перестанешь переставлять ноги или решишь посмотреть, что внизу, то ступеньки просто исчезнут.
Это состояние может быть сложно держать на протяжении длительного времени. Поэтому важно начинать с небольших фрагментов (длительностью 2-3 секунды), каждый фрагмент исполняя так, будто тянешься к красной кнопке за 3 секунды до взрыва или чтобы дотронуться до рассвета. Или словно наблюдая за бабочкой, которая в момент остановки садится на цветок.
После завершения каждого фрагмента можно «выходить» в оценку со стороны и, дав себе некоторые уточнения, снова заходить в «зону тишины».
Механизм действия упражнений на тело
Можно повести себя в театр, а можно повести театр в себя.
Когда в тебе начинается театр, это значит, ты сам что-то смотришь: ты и зритель и актер одновременно.
Представим себе темную комнату, в который есть очень много элементов, с которыми можно взаимодействовать. Это что-то вроде квеста. Но это не квест, а театр, где тебе показывает представление само пространство. Дом, в котором будут двигаться стены, летать люстры, иногда проходить коровы, возникать люди, говорить, иногда даже пытаться взаимодействовать с тобой. Захочешь — будешь взаимодействовать, не захочешь — не будешь. Ты можешь всегда остаться невовлеченным.
Театральные методики помогают человеку попасть в те области, в которые он один в жизни не зайдет. Потому что он оказывается тем самым домом, где пространство движется по своим законам, а потому не может увидеть себя со стороны. Но с использованием театральных техник появляется взгляд со стороны, через который можно увидеть себя отстраненно. Театральные методики заточены на то, чтобы артист был наблюдателем за самим собой. Он действует, а наблюдатель ничего не делает — он просто есть. Актер всей своей жизнью — внутри. Он может умереть за Отелло пятьдесят раз подряд. Но он в конце спектакля станет наблюдателем, который устал, который получил опыт, но с ним все хорошо: он не умирал за Отелло. Это то, что учится делать актер.
Выполнение упражнений на тело похоже на выход человека на сцену своего внутреннего мира с возможностью и действовать, и чувствовать свое непосредственное влияние на собственные внутренние процессы. Иначе говоря, это объединение тонких процессов
воображения с собственным телом в единое целое.
Упражнения на тело
«Беседа»
1. Взять любой внешний предмет.
2. Найти характеристики, черты, особенности, которые делают его интересным и уникальным. Важно, чтобы предмет был на некотором расстоянии. Далее на него следует направить внимание и принять впечатление от него.
3. Выразить в пластической фразе (нескольких движениях) впечатление от предмета.
4. Постепенно точно такое же действие можно совершать с предметами большего масштаба и даже с пространствами, в которых находишься. Важно отслеживать, как источник впечатлений превращается в твое движение.
В отличие от вокального упражнения «Зона тишины», здесь действуют другие законы. Музыка, как и поэтический текст, — это материал, не имеющий границ, а любые реальные физические предметы имеют жесткую форму. Она сложнее поддается обработке воображением.
Более сложный вариант подразумевает восприятие пространства как мелодии, состоящей из нескольких музыкальных линий (музыки предметов), под которую можно двигаться.
«Ловец снов»
Групповое выполнение.
Направленность — сбор внимания участников группы в единый динамический процесс.
1. Группа участников передает друг другу импульс (воображаемый мяч) на выдохе, синхронизированном с движением ведущей (правой или левой) руки. Рукой совершается движение, похожее на подкидывание или перебрасывание мяча, при этом вес мяча задается плотностью выдоха. При этом импульс может быть у каждого участника разный: упругий, тяжелый, большой, воздушный. Ощущение от мяча передается через плотность и громкость (озвученность) выдоха. Импульс посылается другому человеку.
2. Принятие импульса происходит на вдох, который также синхронизируется с движением руки, похожим на ловлю импульса от передающего. После этого принявший импульс участник также передает его любому другому человеку по тому же алгоритму (выдох синхронизируется с броском руки).
3. Так участники принимают и передают импульс друг другу до тех пор, пока процесс приема-передачи не автоматизируется. Тогда на первый план выходит движение самого импульса между участниками. В результате должно возникнуть ощущение, что импульс летает между участниками, самостоятельно выбирая, к кому следующему полетит.
Использование упражнений для работы с разными запросами
Приведем несколько примеров того, как можно выстраивать работу с разными запросами.
Запрос — сложно приступить к выполнению локального, краткосрочного дела.
Рекомендация: выполнять упражнения за несколько часов или за сутки. Для этого нужно взять тему, с которой предстоит работать, и направить ее внутрь себя.
Пример 1. Хочется навести в комнате уют, не из позиции «надо», а с вдохновением и удовольствием. Для этого понятие «уют» становится отправной точкой, и упражнения выполняют отталкиваясь от этой темы.
Пример 2. Необходимо приготовить ужин. Для этого берется несколько связанных с ситуацией понятий: суп, вкус или родные люди, для которых он готовится. Дальше эти понятия могут быть использованы как тема при выполнении упражнений.
Запрос — сложно приступить к локальному делу, связанному с мечтой.
Для психики работа с глобальными целями — это очень большой вес, который сложно поднять. Если при выполнении упражнений брать сразу глобальные цели — постигнет неудача. Поэтому необходимо выстроить последовательность промежуточных этапов. Для этого берется желаемая конечная точка и от нее отстраиваются более емкие понятия, пока не доходят до самого конкретного (того «веса», с которым сознание может справиться), с которым и будет идти работа. При этом дальняя цель остается в этой цепи, но на время выполнения упражнения уходит на второй план. Если главная цель останется на уровне сознания, уровень тяжести не позволит пройти глубоко в упражне-
ниях. Парадоксально, но если эта цель на время «забудется», то пройти удастся дальше.
Пример 3. Нужно выучить музыкальное произведение, при этом далекая мечта — стать популярным исполнителем. Дальше от далекой цели отстраиваются более узкие. Так, в первую очередь была известность, а потом — музыка, потом — композитор, самое узкое — исполнитель, далее — исполнение конкретного произведения. Таким образом, известность не исчезла, но появились ступени к конкретному уровню. После этого можно приступать к работе над конкретным произведением.
В таком подходе заложен важный принцип работы с желаниями: все, что хочется во внешнем мире, нужно искать внутри себя и медленно выводить из бессознательного на поверхность. При этом сам процесс вывода происходит бессознательно.
Чем дальше от текущей реальности мечта, тем сложнее охватить ее сознанием, так как вокруг нее находятся психологические защиты, которые не позволяют ей подняться на уровень реальности и воплотиться в жизнь. Если бы было так просто ее поднять, то воплощение любого желания было бы сущим пустяком. В реальности же для этого иногда требуется гораздо больше времени. Вот почему важно отдавать это «на аутсорс» бессознательному, чтобы работа с запросом происходила на уровне, где и места, и информации гораздо больше, чем в сознании.
Список литературы:
1. Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. СПБ.: Питер, 2017.
2. Бек Дж. Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям. СПБ.: Питер, 2018.
3. Выготский Л. С. Психология искусства / Общ. ред. В. В. Иванова, ком-мент. Л. С. Выготского и В. В. Иванова, вступит. ст. А. Н. Леонтьева. 3-е изд. М.: Искусство, 1986.
4. Геннеп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов / Пер. с франц. М: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999.
5. Ждан А.Н. История психологии: Учебник. М.: Изд-ва МГУ, 1990.
6. Мид М. Культура и мир детства: Избр. произведения / Пер. с англ. Ю. А. Асеева; отв. ред. И. С. Кон. Москва: Наука, 1988.
7. Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии / Сост., пер. с фр. А. Б. Гофмана. М.: КДУ, 2011.
8. Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов: Избранные труды. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996.
9. Фрейд З. «Я» и «Оно». М.: ACT, 2023.
10. Фрейд З. О психическом механизме истерических феноменов: критически-историческое исследовательское издание / З. Фрейд, Й. Брейер; пер. с нем. М. М. Бочкаревой. Ижевск: ERGO, 2018.
11. Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход / Пер. с англ. СПб.: Сова; М.: ЭКСМО- Пресс, 2002.
12. Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Минск: Хар-вест, 2003.
13. Юнг К. Г. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 2006.
Сведения об авторах:
Корочанцева Алиса Александровна — клинический психолог, музыкант, актриса. E-mail: [email protected]
Витковский Игорь Игоревич — актер и режиссер музыкального театра. E-mail: [email protected]