Таблица 3
Эффективность барьерного бега после занятий с перераспределением нагрузки на толчковую ногу (М±т), * - р<0.05
№ Параметр ЭГ (n=12) ТН (-), n=12
1 Время разбега (И), с 1.81±0.06 1.78±0.08
2 Время бега по дистанции с преодолением барьеров (12), с 2.98±0.07* 3.23±0.06
3 Эффективность барьерного бега (Кэфф), усл. ед. 60.73±0.05* 55.72±1.10
(Кэфф), которое было выше у ЭГ, занимавшейся по экспериментальной методике с изменением соотношения нагрузки на толчковую и маховую ногу с целью выравнивания силовой асимметрии ног.
Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что при использовании методических приемов, направленных на сглаживание силовой асимметрии ног, качество обучения, оцениваемое по значению относительной эффектив-
ности барьерного бега, было выше у ЭГ, чем у группы со «слабой» толчковой ногой - ТН (—), занимавшейся годом раньше без учета моторных асимметрий. Это дает основание заключить, что предлагаемые методические приемы в обучении технике барьерного бега студентов с выраженной силовой асимметрией ног способствуют более высокому качеству обучения.
Поступила в редакцию 20.12.2006
Литература
1. Иванова Г.П. и др. О роли двигательной асимметрии нижних конечностей в динамике спортивных действий // Теор. и практ. физ. к-ры. 2005. № 2.
2. Фомина, Е.В. Сенсомоторные асимметрии спортсменов. Омск, 2003.
3. Чермит К.Д. Симметрия-асимметрия в спорте. М., 1992.
4. Колесникова Л.А. Методика физической и технико-тактической подготовки юных баскетболисток с учетом моторной асимметрии: Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2004.
5. Дмитриев А.В. Подготовка боксеров с учетом факторов функциональной асимметрии: Учеб. пос. Минск, 2000.
6. Фролова Л.Б. Развитие системы движений занимающихся художественной гимнастикой на основе знаний о феномене двигательной асимметрии-симметрии: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киев, 1987.
7. Огуренков В.И. Методика обучения технико-тактическим действиям боксеров-левшей с учетом факторов двигательной асимметрии: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1972.
8. Оцупок А.П. Методика обучения упражнениям спортивных видов гимнастики и прыжков на батуте с учетом феномена функциональной асимметрии: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киев, 1984.
УДК 796.01:61; 796.01:57
В.И. Загревский*, В.С. Шерин**
ТЕХНИКА ПЕРЕЛЕТА «ТКАЧЕВ - НОГИ ВРОЗЬ» В УСЛОВИЯХ ОПОРЫ НА ПЕРЕКЛАДИНЕ
* Могилёвский государственный университет, г. Могилёв, Республика Беларусь ** Томский государственный педагогический университет
Введение. Среди многих проблем повышения эффективности процесса обучения спортивным упражнениям одно из центральных мест занимает поиск наиболее совершенных вариантов техники двигательных действий. Эта необходимость возникает в связи с тем, что техника гимнастических упражнений является предметом соревновательной оценки, а также имеет тенденцию к постоянному обновлению, становясь более эффективной и рациональной.
Совершенствование методики обучения сложным гимнастическим упражнениям в современных
условиях может осуществляться на основе биомеханического анализа их техники. Анализ упражнений средствами биомеханики — чрезвычайно эффективное методическое оружие. Овладей же основная масса тренеров и квалифицированных гимнастов теорией и навыками биомеханического анализа (хотя бы качественным методом) — произойдет настоящий качественный скачок в методике обучения и тренировки.
Определение биомеханических характеристик и параметров движения изучаемого гимнастического
упражнения дает возможность сократить сроки обучения, а также повысить качество исполнения его, что особенно актуально в гонке за мировое лидерство на международной арене.
В настоящее время известно, что основными двигательными действиями, которые осуществляют перемещение тела гимнаста во время выполнения перелетовых упражнений на перекладине, являются его сгибательно-разгибательные движения в плечевых и тазобедренных суставах. От величины прилагаемых мышечных усилий гимнаста в суставах во время выполнения сгибательно-разгибательных движений зависит высота и угловая скорость вращения спортсмена в полетной части упражнения, что в итоге определяет конечный результат переле-тового упражнения в целом. Это обусловливает необходимость определения величины управляющих моментов мышечных сил в суставах гимнаста на всей траектории биомеханической системы, что позволит конкретизировать и более целенаправленно воздействовать на подготовку и техническое совершенствование спортсменов.
Методы исследования.
1. Видеосъемка упражнений.
2. Компьютерная обработка материалов видеосъемки.
3. Биомеханические.
Результаты исследования.
Кинематический анализ упражнения. На рис. 1
показана кинетограмма опорной части упражнения «перелет Ткачев — ноги врозь». Цифры и числа обозначают номер кинокадра. Упражнение выполняет мастер спорта международного класса РФ А. Голоцуцков.
Кинематический анализ упражнения. Из исходного положения стойки на руках гимнаст выполняет вращательное движение, двигаясь к гори-
Рис. 1. Кинетограмма опорной части упражнения
зонтали. Все звенья вращаются в одну сторону — против хода движения часовой стрелки. В исходном положении гимнаст стремится расположить звенья тела на одной прямой (рис. 1, кадр 0): угол между ногами и туловищем равен 175°, а угол между руками и туловищем 179° (рис. 2, кадр 0). Продолжая вращаться в заданном направлении, гимнаст сохраняет динамическую осанку (рис. 2, кадры 0—4). В течение 0.32 с гимнаст постепенно уменьшает угол между руками и туловищем до 153° с одновременным уменьшением угла между ногами и туловищем до 140° (рис. 2, кадры 4—12).
По истечении 0.48 с после сгибания ног в тазобедренных суставах начинается одновременное разгибательное движение рук в плечевых и ног в тазобедренных суставах (рис. 2, кадр 12). Активное
Рис. 3. Циклограмма опорной части упражнения
разгибание в суставах длится 0.4 с. За это время угол между руками и туловищем увеличивается от 153 до 200°, а угол между ногами и туловищем изменяется от 140 до 240° (рис. 2, кадры 12-23). Следовательно, амплитуда сгибания ног в тазобедренных суставах (100°) в 2 раза превышает амплитуду сгибания рук в плечевых суставах (47°).
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что когда плечевые и тазобедренные суставы одновременно пересекают горизонтальную плоскость снаряда сзади, гимнаст находится в прогнутом положении, что создает необходимые условия для последующего ускоренного броскового движения.
Продолжая дальнейшее движение книзу (рис. 2, кадр 23), гимнаст начинает сгибательное движение рук в плечевых и ног в тазобедренных суставах. Следует отметить, что сгибательные движения в суставах начинаются также одновременно. Однако, несмотря на то, что гимнаст во вращательном движении продолжает постоянно сгибаться в суставах, в вертикальном положение под опорой он находится еще в прогнутом положении (рис. 2, кадр 26). В это время угол в плечевых суставах составляет 180°, а в тазобедренных - 210°.
Продолжая движение вверх-вперед, после прохождения вертикального положения под опорой, гимнаст в течение 0.28 с выполняет интенсивное бросковое движение ногами (рис. 4, кадры 24-31), которое заканчивается на 1.24 с после начала выполнения упражнения (рис. 4, кадр 31). Угол в плечевых суставах в это время равен 126°, а в тазобедренных - 128°.
Вследствие броскового движения ногами изменяется угловая скорость звеньев тела в сторону их увеличения (рис. 4, кадры 26-28).
Далее гимнаст начинает выполнять одновременное разгибательное движение рук в плечевых и ног в тазобедренных суставах, что необходимо перед вылетом в безопорное состояние (рис. 3, кадры 31-40).
Разгибательное движение ног в тазобедренных суставах и рук в плечевых суставах в завершающей опорной части упражнения создает контрвращательное действие, что соответствует рациональной технике выполнения данного элемента в этой фазе упражнения. Контрвращательное движение длится в течение 0.2 с. Угол между руками и туловищем перед отпусканием кистями рук грифа перекладины равен 186°, а угол между ногами и туловищем -205° (рис. 2, кадр 36).
Рис. 4. Угловая скорость рук (------), туловища (------]
Вращение гимнаста вокруг перекладины и изменение ускорения звеньев тела происходит за счет сгибательно-разгибательных движений рук в плечевых и ног в тазобедренных суставах (рис. 5).
Последовательность сгибательно-разгибатель-ных движений определяет технику выполнения перелетового элемента на перекладине. Она может осуществляться за счет преимущественно сгибательно-разгибательных движений в плечевых либо в тазобедренных суставах. Но современная техника выполнения перелетовых упражнений на перекладине связана с работой как в плечевых, так и в тазобедренных суставах. И необходимость в этом очевидна, так как для достижения большей амплитуды движения, более высокого вылета над перекладиной необходимо увеличивать скорость вращения гимнаста посредством выполнения мощных хлестообразных движений, которые реализуются сгибательно-разгибатель-
ными движениями рук в плечевых и ног в тазобедренных суставах.
Для определения последовательности изменения угла в плечевых и тазобедренных суставах рассмотрим хронограмму, отражающую закономерность этого изменения для каждого из вышеуказанных суставов (рис. 6).
Из исходного положения стойки на руках в течение 0.48 с гимнаст выполняет сгибание рук в плечевых суставах (рис. 6, кадры 0-12), сохраняя динамическую осанку на сходе. Затем гимнаст выполняет разгибание рук в плечевых суставах, которое длится 0.4 с (рис. 6, кадры 12-22). Начиная с 0.88 с гимнаст вновь выполняет сгибание рук в плечевых суставах, задавая скорость вращения и движение вверх-вперед перед вылетом в безопорную фазу. Сгибание длится 0.36 с (рис. 6, кадры 22-31). Непосредственно перед вылетом спортсмена в безо-порное положение гимнаст выполняет разгибатель-
ушттмшш'
I ПОЛЕТНАЯ ЧАСТЬ ~|
12
22
31
36
Na КАДРА
I ПОЛЕТНАЯ ЧАСТЬ |
12
22
31
36
Na КАДРА
Рис. 6. Хронограмма сгибательно-разгибательных движений в плечевых (А) и в тазобедренных (В) суставах, где КУУУУХУ! - продолжительность сгибательного движения, I п - продолжительность разгибательного движения
ное движение рук в плечевых суставах, которое длится 0.2 с (рис. 6, кадры 31-36), создавая контрвращательное движение.
Закономерность изменения угла в тазобедренных суставах показана на рис. 6. Сгибание ног в тазобедренных суставах начинается с 0 кадра и длится 0.56 с (рис. 6, кадры 0-14). После завершения сгибательного движения гимнаст выполняет разгибание, которое длится 0.36 с (рис. 6, кадры 14-23). По истечении 0.92 с после начала всего упражнения выполняется сгибание ног в тазобедренных суставах, содействуя тем самым мощному броску ногами вверх-вперед. Это движение позволяет вывести ОЦМ тела в наивысшую точку вылета. Сгибание ног в тазобедренных суставах продолжается 0.32 с (рис. 6, кадры 23-31). После завершения броска ногами гимнаст выполняет разгибатель-ное движение в тазобедренных суставах аналогично разгибательному действию в плечевых суставах, создавая контрвращательное движение и завершая опорную часть упражнения. Разгибание длится 0.2 с (рис. 6, кадры 31-36), после чего следует безо-порная фаза упражнения.
Динамический анализ упражнения. Из исходного положения стойки на руках гимнаст выполняет вращательное движение, двигаясь к вертикальному положению под опорой. Вращаясь в заданном
направлении, гимнаст находится в слегка согнутом положении. В течение 0.08 с от момента начала схода мышечный момент в плечевом суставе положителен, но имеет тенденцию уменьшения от 350 до 100 Н/м (рис. 7, кадры 0-2). Момент мышечных сил в тазобедренных суставах также положителен и уменьшается в течение 0.08 с до 0 Н/м (рис. 7, кадры 0-2).
Далее, в процессе удержания рабочего положения в течение 0.2 с изменения в плечевых суставах незначительны, а управляющий момент мышечных сил стабилизируется и имеет положительное значение в пределах 80-100 Н/м (рис. 7, кадры 0-8). Момент мышечных сил в тазобедренных суставах в течение последующих 0.24 с также стабилизируется и сохраняется на уровне 0 Н/м (рис. 7, кадры 2-8).
По истечении 0.32 с от начала выполнения упражнения момент мышечных сил в плечевых суставах уменьшается до 0 Н/м (рис. 7, кадры 7-8). Сохранение углов в плечевых и тазобедренных суставах во время выполнения схода до прохождения горизонтального положения (рис. 7, кадры 8-14) осуществляется реализацией отрицательного момента мышечных сил в плечевых суставах в течение 0.24 с. На рассматриваемом участке траектории движения максимальной величины отрицательный момент мышечных сил в плечевых суставах дости-
А
В
гает -170 Н/м (рис. 7, кадр 12). Момент мышечных сил в тазобедренных суставах на этом участке движения также отрицателен и имеет свой максимум равный -170 Н/м (рис. 7, кадр 12).
Кинематические характеристики движения свидетельствуют о том, что гимнаст, продолжая движение к горизонтальному положению, выполняет разгибание в плечевых суставах. В то же время для противодействия инерционным силам движения туловища и ног, увеличивающим угол в плечевых суставах, гимнаст до прохождения горизонтальной плоскости снаряда сзади нажимает руками на гриф перекладины в направлении противоположном движению ОЦМ тела, что предотвращает провали-вание в плечевых суставах. Именно поэтому отмечается положительный момент мышечных сил в плечевых суставах гимнаста (рис. 7, кадры 14-19). В тазобедренных суставах момент мышечных сил также положителен, но имеет значительно меньший показатель. Длительность действия положительного значения момента мышечных сил в плечевых суставах составляет 0.2 с, а в тазобедренных суставах -0.16 с, после чего наблюдается уменьшение управляющего момента в суставах до 0 Н/м (рис. 7, кадры 14-19). Максимальное положительное значение мышечных усилий в плечевых суставах на рассматриваемом участке траектории гимнаста равно 190 Н/м (рис. 7, кадр 17), а в тазобедренных суставах -90 Н/м (рис. 7, кадр 17).
Горизонтальную плоскость снаряда сзади гимнаст пересекает прогнутым в плечевых и тазобедренных суставах. Момент мышечных сил в плечевых суставах уже отрицательный и продолжает уменьшаться до максимально отрицательной отметки (-320 Н/м). Управляющий момент мышечных сил в тазобедренных суставах также отрицательный и имеет свой максимум на уровне -130 Н/м. Продолжительность действия отрицательного момента мышечных сил в суставах на рассматриваемом участке траектории движения составляет 0.2 с. Затем вновь отмечается увеличение моментов мышечных сил в суставах до 0 Н/м (рис. 7, кадры 19-23).
Разгибательное движение в плечевых и тазобедренных суставах, описываемое выше, было выполнено для реализации последующего мощного брос-кового движения ногами, выражающегося в сгибательном движении, как в плечевых, так и в тазобедренных суставах. Это действие осуществляется положительным моментом мышечных сил в плечевых суставах, но отрицательным моментом мышечных сил в тазобедренных суставах. В это время гимнаст нажимает кистями рук на гриф перекладины и фиксирует прогнутое положение тела в тазобедренных суставах, тем самым усиливая эффект последующего броскового движения ногами. В течение 0.12 с момент мышечных сил в плечевых сус-
тавах увеличивается до 530 Н/м (рис. 7, кадры 2326). Затем в течение 0.12 с происходит уменьшение управляющего момента мышечных сил в плечевых суставах до величины 210 Н/м (рис. 7, кадры 2629), после чего за 0.12 с он снова увеличивается до уровня 750 Н/м (рис. 7, кадры 29-32). В течение
0.36 с управляющие моменты мышечных сил в плечевых суставах имеют положительное значение (рис. 7, кадры 24-32). Так как в это время гимнаст продолжает выполнять разгибательное движение в тазобедренных суставах, то моменты мышечных сил принимают отрицательное значение (-70 Н/м), которое сохраняется в течение 0.16 с, с последующим увеличением до 500 Н/м (рис. 7, кадры 23-26).
Выполняя бросковое движение ногами, гимнаст уменьшает угол между ногами и туловищем. Реализация этого движения осуществляется увеличивающимися до 210 Н/м (рис. 7, кадр 28) значениями момента мышечных сил в тазобедренных суставах. Далее, гимнаст продолжает выполнять сгибание ног в тазобедренных суставах по ходу движения тела вверх, момент сил в тазобедренных суставах незначительно уменьшается до отметки 100 Н/м и сразу же увеличивается вновь до отметки 210 Н/м (рис. 7, кадры 28-32).
Начало разгибательного движения как ног в тазобедренных суставах, так и рук в плечевых суставах обусловлено уменьшающимися моментами мышечных сил в этих суставах. Так, за 0.04 с моменты мышечных сил в плечевых суставах уменьшаются с 750 до 0 Н/м, а в тазобедренных - с 200 до 0 Н/м (рис. 7, кадры 32-33). Следовательно, на рассматриваемом участке траектории движения биомеханической системы разгибательное движение в суставах гимнаста выполняется не столько за счет действия управляющих моментов мышечных сил в суставах, а в основном за счет действия реактивных сил и момента силы тяжести.
Сразу же после акцентированного сгибательного движения ног в тазобедренных суставах и менее ярко выраженного сгибательного движения рук в плечевых суставах гимнаст начинает выполнять контрвращательное движение, характеризующееся разгибанием рук в плечевых и разгибанием ног в тазобедренных суставах, выполняемое противоположно ходу вращения звеньев тела спортсмена. Уп -равляющие моменты мышечных сил в плечевых суставах принимают отрицательное значение и быстро уменьшаются. Задача выполнения «отталкивания» перекладины руками назад за голову, для создания эффекта контрвращательного движения, требует сверхбыстрого развития отрицательного момента мышечных сил в плечевых суставах. Это действие руками от опоры является специфической особенностью техники выполнения перелета Ткачева. За 0.09 с момент мышечных сил в плечевых
Рис. 8. Управляющие моменты мышечных сил, реализующие сгибательное движение
и в тазобедренных (В) суставах; I ~~| разгибательное движение
j в плечевых (А)
Рис. 9. Сгибательное движение рук в плечевых суставах: А - кинематическое, В - динамическое
Рис. 10. Сгибательное движение ног в тазобедренных суставах: А - кинематическое, В - динамическое
суставах уменьшается до -4 200 Н/м (рис. 7, кадры 33-36), после чего заканчивается опорная часть упражнения и следует отход в безопорную фазу.
В опорной части упражнения сгибательно-раз-гибательные движения гимнаста в суставах являлись следствием действия управляющих моментов мышечных сил, момента силы тяжести, реактивных сил. Для того чтобы выделить эффект управляющего воздействия мышечных сил, выполним сравнительный анализ. На рис. 8 показаны временные интервалы управляющих моментов мышечных сил, реализующих сгибательные и разгибательные движения. Затушеванная часть хронограммы - мышечные силы, направленные на выполнение сгибательного движения в суставах, незатушеванная - на выполнение разгибательного движения.
Мышечные силы, направленные на выполнение сгибательных движений, несколько запаздывают в тазобедренных суставах, по сравнению с приложением мышечных сил в плечевых суставах. И в то же время реализация разгибательных движений выполняется с приложения мышечных усилий в тазобедренных суставах. Эта закономерность отмечается на всей траектории биомеханической системы в условиях опоры.
Сопоставляя направление действия мышечных сил в суставах гимнаста с разгибательно-сгибатель-ными движениями в этих же суставах, следует отметить (рис. 9, кадры 0-36), что не всегда направление действия силы тяги мышц совпадает с направлением раскрытия угла в соответствующих суставах (рис. 9, 10).
Таким образом, сопоставляя направление действия мышечных сил в суставах гимнаста с разгиба-тельно-сгибательными движениями в этих же суставах, можно сделать вывод о том, что не всегда наблюдаемые кинематические параметры движения соответствуют направленности мышечных сил.
Выводы. Проведенный биомеханический анализ упражнения «Перелет Ткачева - ноги врозь» позволяет сделать некоторые обобщения по технике выполнения исследуемого упражнения.
1. Во время выполнения «схода» гимнаст сгибается как в плечевых, так и в тазобедренных суставах, удерживая рабочее положение тела, затем, удаляя ОЦМ тела от опоры, выполняет разгибательное движение. Эти действия не предъявляют гимнасту существенных требований по приложению больших мышечных усилий в суставах, так как движения выполняются по ходу оборота и являются подготовительными для последующих основных движений. В плечевых и тазобедренных суставах наблюдается как отрицательный, так и положительный моменты мышечных сил, но он не выходит за пределы 350 Н/м.
2. К моменту приближения к вертикальному положению под опорой гимнаст принимает более прогнутое положение тела, происходит раскрытие углов в суставах, момент мышечных сил увеличивается до 530 Н/м. В это время гимнаст подготавливается к мощному бросковому движению ногами. Во время выполнения сгибательных движений в суставах, в вертикальном положении под опорой, момент мышечных сил в плечевых суставах больше, чем в тазобедренных. За период броскового дви-
Т. В. Карбышева. Изучение ценностного отношения к занятиям физическими.
жения ногами, осуществляемого в течение 0.24 с, момент мышечных сил в плечевых суставах достигает значения 750 Н/м, а в тазобедренных суставах - 210 Н/м.
3. Мышечные силы, направленные на выполнение сгибательных движений, несколько запаздывают в тазобедренных суставах по сравнению с при-
ложением мышечных сил в плечевых суставах. И в то же время реализация разгибательных движений выполняется с приложения мышечных усилий в тазобедренных суставах. Эта закономерность отмечается на всей траектории биомеханической системы в условиях опоры.
Поступила в редакцию 26.12.2006
УДК. 373. 1. 013
Т.В. Карбышева
ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Томский государственный педагогический университет
Проблемами современной общеобразовательной школы остаются трудности в обучении и воспитании учащихся. Данная проблематика не нова для нашего государства, что находит отражение в историческом развитии советской педагогики начиная с борьбы с беспризорничеством на начальном этапе становления советского государства до этапа глобального переустройства общества на современном этапе развития, связанного с провозглашением личностно ориентированного подхода образования в эпоху перестройки общественно-экономической формации государства.
Несмотря на значительные усилия специалистов в области педагогики, психологии, социологии, направленные на изучение современного состояния проблем общеобразовательной школы, определение теоретико-методологических основ обучения в современных условиях, внедрение новых технологий педагогического взаимодействия с учащимися, проблема воспитания подрастающего поколения по-прежнему остается актуальной как в теоретикометодологической плоскости, так и в практической сфере ее реализации [1, с. 15-17].
Особое звучание в настоящих условиях приобретает вопрос образования и воспитания педагогически запущенных учащихся, созвучный в практике школьного образовательного процесса с проблемой трудновоспитуемости [2, с. 26-30].
В период либерально-демократических реформ феноменология трудновоспитуемости и педагогической запущенности видоизменяется, приобретая новые особенности проявления, выражающиеся в появлении все новых фактов, не укладывающихся в сложившееся традиционное содержание воспитательных парадигм педагогической запущенности. К числу таких «приобретений» относится смещение демонстрации семейно-педагогической запу-
щенности с подросткового возраста на раннюю юность. Активное непослушание, неприятие помощи взрослых, агрессивность и демонстративность в поступках, сопровождающиеся инфантильной аргументацией, характеризуют все большее число учащихся, входящих в совершеннолетие.
Другой особенностью становится смещение не только в возрастном признаке, но и в половом [3, с. 113-114]. Педагогическая запущенность становятся характерным признаком девочек и девушек. В поведении и реакции на воспитательные воздействия девушки проявляют не меньшее упорство и сопротивление, чем юношеская аудитория, что не остается в стороне внимания специалистов.
Обращает внимание массовый характер отклонений в поведении, отторжении учебной деятельности, смещении в системе нравственных ценностей старших подростков, в том числе связанных с ценностным отношением к физкультурно-спортивной деятельности.
Парадигма трудновоспитуемости и педагогической запущенности традиционно слагалась из следующих компонентов: отсутствия или погрешности в семейном воспитании; нежелания обучаться вследствие нарушения учебной мотивации и наличия умственных или физических недостатков. Такая структура педагогической запущенности указывает на наличие индивидуальных различий в личностном развитии, основанных на смещении ориентиров в осознанности роли и значении различных общекультурных приоритетов [4, с. 22].
Ретроспективный анализ содержания педагогической запущенности привлекает внимание к социальному аспекту, который в конечном счете обусловливает психологический климат в отношениях молодежи, общества и государства, а также педагогические методы и приемы в обеспечении эффек-