Азаркина В.А. Техника наложения хирургических швов и особенности работы с хирургическими инструментами как важный этап профилактики заражения гемоконтактными инфекциями / В.А. Азаркина // Вестник оперативной хирургии и топографической анатомии. - 2023. - Т. 1, №3 (10). - С. 4-8
УДК 616.314
ТЕХНИКА НАЛОЖЕНИЯ ХИРУРГИЧЕСКИХ ШВОВ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ХИРУРГИЧЕСКИМИ ИНСТРУМЕНТАМИ КАК ВАЖНЫЙ ЭТАП ПРОФИЛАКТИКИ ЗАРАЖЕНИЯ ГЕМОКОНТАКТНЫМИ ИНФЕКЦИЯМИ
АЗАРКИНА В.А.
Южно-Уральский государственный медицинский университет, Челябинск, Россия Аннотация
Статья посвящена вопросам профилактики заражения гемоконтактными инфекциями и особенностям безопасной работы с хирургическими инструментами. Рассматривается, как соблюдение правил работы с инструментами позволяет снизить риск инфицирования медицинских работников на основе исследований, проведенных на кафедре анатомии и оперативной хирургии ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России.
Ключевые слова: ВИЧ, гепатит, гемоконтактные инфекции, хирургический инструментарий, обучение
TECHNIQUE OF SURGICAL SUTURES AND FEATURES OF WORKING WITH SURGICAL TOOLS AS AN IMPORTANT STEP IN THE PREVENTION OF INFECTION WITH
HEMOCONSTRICT INFECTIONS
AZARKINA V.A. South-Ural State Medical University, Chelyabinsk, Russia
Abstract
The article is devoted to the prevention of infection with hemoconstrict infections and features of safe work with surgical tools. It is considered as compliance with the rules of work with tools allows to reduce the risk of infection of medical workers on the basis of studies conducted at the Department of Anatomy and Operative Surgery FSBEI HE SUSMU MOH Russia
Keywords: HIV, hepatitis, hemoconstrict infections, surgical instruments, training
Актуальность. В конце 2022 года в мире насчитывалось 39 млн человек, живущих с ВИЧ, также в мире около 325 миллионов человек имеют вирусный гепатит В (ВГВ) и/или вирусный гепатит С (ВГС). По данным федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом показатель распространенности ВИЧ-инфекции в
Российской Федерации в 2022 году превышал среднее значение по России в ряде субъектов РФ: Красноярский (94,4 новых случая ВИЧ-инфекции на 100 тыс. населения), Пермский края (89,2), Оренбургская (87,4), Иркутская (79,3), Томская (73,7), Челябинская (72,0), Новосибирская (71,6), Курганская (69,0), Тюменская (67,9), Свердловская (67,5),
* Сведения об авторах:
Азаркина Виктория Александровна, e-mail: [email protected], студент, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования ""Южно-Уральский государственный медицинский университет " Министерства здравоохранения Российской Федерации, кафедра анатомии и оперативной хирургии, 454048, Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Воровского, 64
Самарская (67,0) области. В среднем в день вирус приобретают 200 молодых людей. Всего в России на 2022 год с этим диагнозом проживают 1,3 миллиона человек [1]. В России в 2022 году в государственном докладе федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей благополучия человека "О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в РФ в 2022 году" выявлено 4 тыс. новых случаев острых ВГВ и ВГС, и 43,3 тыс. хронических гепатитов, где 33,9 случаев - ХГС, 9,3 - ХГВ.
Каждый из имеющих положительный ВИЧ-статус и/или страдающих ВГВ и ВГС, по данным всемирной организации
здравоохранения, потенциально может стать пациентом хирургического отделения, это обусловливает высокую частоту контактов медработников с пациентами, зараженными гемоконтактными инфекциями. Для врачей особую значимость в плане профессионального заражения ВИЧ-инфекцией приобретает парентеральный путь инфицирования во время проведения оперативных вмешательств.
В настоящее время риск заражения гемоконтактными инфекциями медицинских работников остается достаточно высоким в связи с постоянно возникающими аварийными ситуациями при проведении операции [3, 10, 21]. Низкая осведомленность медицинских работников о мерах профилактики заражения гемоконтактными инфекциями, пренебрежение правилами техники безопасности и средствами индивидуальной защиты, высокая нагрузка в процессе работы увеличивают риск заражения гемоконтактными инфекциями. Кроме того, нередко медицинские работники скрывают возникшие случаи аварийных ситуаций, отказываются от постконтактной профилактики или проводят ее несвоевременно [2, 4, 5, 6].
Важным звеном профилактики является безопасная работа с хирургическими инструментами для предотвращения аварийных ситуаций, которые могут произойти при рассечении и ушивании тканей, неправильной подаче острого хирургического
инструментария, нарушении техники работы с инструментами или их применении не по назначению. Наиболее частая травматизация медицинских работников при работе с инструментами происходит вследствие укола хирургическими иглами во время оперативных вмешательств, поэтому особое внимание следует уделять осторожному обращению с
колющими и режущими инструментами: хирургические иглы не брать руками, а использовать для их удержания пинцет и иглодержатель; заряженный иглой
иглодержатель, ножницы и другие колющие предметы подавать кольцами к хирургу во избежание травматизации [4, 14, 20, 21]. Врач-хирург, который пренебрежительно относится к правилам пользования хирургическими инструментами, подвергает опасности не только себя, но и коллег и даже пациентов, поэтому соблюдение данных правил важно также и для безопасности окружающих. Соблюдение правил работы с инструментами как меры профилактики заражения гемоконтактными инфекциями позволяет снизить риск инфицирования медицинских работников.
Наибольшее число работников сферы здравоохранения инфицируется
гемоконтактными инфекциями в первые годы своей работы в медицинской" деятельности ввиду небольшого профессионального опыта. При этом именно травмы от уколов иглами являются наиболее распространенным (75,6%) механизмом профессионального заражения. Это свидетельствует о необходимости изучения теоретических и практических основ хирургии, а также отработки профессиональных навыков уже в студенческие годы. Для студентов ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, как и для студентов других ВУЗов, на разных кафедрах функционируют студенческие научные кружки, на которых студенты уже во время обучения получают базовые профессиональные навыки. Одним из таких студенческих научных кружков действует на кафедре анатомии и оперативной хирургии (СНК АиОХ), где для освоения и отработки базовых навыков, необходимых врачу хирургического профиля, выстроена целая система подготовки [17]. Деятельность практического сектора СНК позволяет научиться правильному обращению с инструментами, использованию по их прямому назначению, отработать навыки накладывания швов на ткани [12, 13, 16, 18, 19].
В дальнейшем риск заражения гемоконтактными инфекциями в процессе оперативного вмешательства будет
существенно ниже ввиду имеющегося практического опыта, приобретенного в рамках СНК АиОХ [6]. Поэтому составным звеном профилактики гемоконтактных инфекций является хирургический студенческий кружок, где применяются востребованные в высшем
медицинском образовании симуляционные формы обучения, важным составляющим которого является направленность на воспитание в хирурге аккуратного, правильного и безопасного обращения с хирургическим инструментарием. Еще одной немаловажной частью в совершенствовании владения инструментами является участие в различных этапах олимпиад по хирургии, на которых участники должны проявить не только знание инструментария, называя набор инструментов для тех или иных операций, но и продемонстрировать правильность, ловкость, быстроту и точность в обращении с инструментами без излишней травматизации тканей и возникновения аварийных ситуаций [11, 15].
Материалы и методы. За 2023 год нами были изучены две группы людей, изучающих работу с хирургическими инструментами: школьники - 198 и студенты медицинского ВУЗа - 54. Группа студентов была разделена на две подгруппы: члены хирургического СНК - 10 и другие студенты - 21 (табл. 1).
Таблица 1
Количество участников по категориям, принимавших участие в мероприятиях за 2023 год
Мероприятие Школьники
Дни открытых дверей 178
Лагерные смены "Курчатовец" 20
Мероприятие Студенты -не члены СНК Студенты -члены СНК
Конкурс ТАиОХ органа зрения 13 4
Конкурс ТАиОХ 8 6
ТАиОХ - топографическая анатомия и оперативная хирургия
В группу школьников вошли обучающиеся, которые приходят в университет во время специализированных мероприятий, таких как дни открытых дверей и экскурсии в университет, а так же занятия со школьниками в рамках выездных мероприятий. Для большей идентичности групп школьников и студентов в расчет брались только обучающиеся 10-11
классов, у которых уже сформирована определенная ответственность за свои действия [7, 8, 9].
Студенты, не являющиеся членами хирургического СНК, принимающие участие в таких мероприятиях, как конкурс по топографической анатомии и оперативной хирургии органа зрения - 17, конкурс по топографической анатомии и оперативной хирургии - 14.
В каждой группе, при использовании хирургических инструментов для наложения швов (как на мастер-классах, так и на конкурсах или занятиях) фиксировались любые случаи, когда школьник (студент) нарушал правила работы с инструментарием и брал иголку в руки для любой цели: перекладывание, смена положения иглы.
Результаты исследования. Среди 178 школьников 10-11 классов, принимавших участие в днях открытых дверей в ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, 28 (15,7%) человек приходили на секцию "обучения наложения хирургических швов" повторно, при этом только 8 (4,5%) школьников не допускали таких ошибок, как фиксация иглы пальцами рук до начала обучения или на этапе "давайте заправим иглу в иглодержатель".
Когда члены хирургического СНК проводили выездное мероприятие в специализированные смены с проведением ежедневного обучения от 7 до 10 дней подряд из группы 20 школьников 17 (85%) допускали нарушение требований техники безопасности в самом начале занятий. После цикла занятий такие ошибки допускали лишь 3 (15%) школьников.
Таким образом, 187 (94,4%) школьников допускали нарушение техники безопасности и брали хирургическую иглу руками, а после проведения обучения навыкам работы с инструментами таких школьников осталось только 27 (13,6%). Чаще всего школьники объясняли, что причиной взятия иглы руками была невнимательность или не поддавалась ими объяснению.
Из 20 членов хирургического СНК на первых занятиях допускали нарушение техники безопасности 8 (40%) человек, а после обучения - 1 (5%). Скорее всего это связано с высокой мотивированностью студентов, посещающих хирургический кружок в освоении навыков, в том числе и наложения хирургических швов (табл. 2).
Таблица 2
Количество школьников и студентов, нарушающих правила работы с хирургическим
Мероприятие Школьники До обучения После обучения
Дни открытых дверей 178 170 (95,5%) 24 (13,5%)
Лагерные смены "Курчатовец" 20 17 (85%) 3 (15%)
ВСЕГО 198 187 (94,4%) 27 (13,6%)
Мероприятие Студенты - члены СНК До обучения После обучения
Занятия в СНК 20 8 (40%) 1 (5%)
Из 1 3 студентов, которые принимали участие в конкурсе по топографической анатомии и оперативной хирургии органа зрения, 12 (92,3%) допустили на конкурсе нарушение техники безопасности наложения микрохирургического шва, что было зафиксировано членами жюри. С этой подгруппой студентов не проводили какое-то обучение или обучение проводилось на кафедре, готовившей студентов к конкурсу.
Количество студентов, нарушающих правила
8 студентов, принявших участие в конкурсе по топографической анатомии и оперативной хирургии, проходивших обучение
самостоятельно или на других СНК хирургической направленности в 7 (87,5%) случаях брали иглу рукой, что так же было зафиксировано членами жюри (табл. 3).
Таблица 3
работы с хирургическим инструментарием на
Мероприятие Студенты - не Нарушили Студенты - Нарушили
члены СНК правила члены СНК правили
Конкурс ТАиОХ органа зрения 13 12 (92,3%) 4 0
Конкурс ТАиОХ 8 7 (87,5%) 6 0
ТАиОХ - топографическая анатомия и оперативная хирургия
В рамках внутривузовского учебно-методического конкурса по топографической анатомии и оперативной хирургии были представлены теоретические задания на знания об общих правилах пользования хирургическими инструментами. Участниками были 14 студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов, среди которых было 6 студентов членов хирургического СНК, которые изучили особенности структуры, классификацию хирургического
инструментария, правила работы с ним и технику безопасности, поэтому смогли показать наиболее высокий уровень знаний и подготовки в сравнении со студентами, которые не являются членами хирургического СНК. В одном из вопросов требовалось указать, допустимо ли брать в руки иглу и если допустимо, то каких случаях. Правильно на вопрос ответило 70% участников, которые указали, что не допустимо брать иглу в руки ни в каких случаях, при любых
обстоятельствах необходимо использовать удерживающие иглы инструменты -иглодержатели и пинцеты. В эти 70% участников, ответивших на вопрос правильно, входили все 6 студентов (100%), являющихся членами хирургического СНК. В другом из вопросов необходимо было указать, в какой части иглы необходимо захватывать ее иглодержателем. Правильно на вопрос ответило 30% участников, которые указали, что иглу захватывают ближе к ушку, таким образом, чтобы не менее 2\3 длинника иглы (считая от острия) было свободно. В эти 30% участников, ответивших на вопрос правильно, входили все 6 студентов (100%), являющихся членами хирургического СНК. Таким образом, в ходе данного конкурса члены хирургического СНК показали более высокий уровень знаний и осведомленности о правилах пользования хирургическими инструментами, последующее соблюдение которых, как меры профилактики
заражения гемоконтактными инфекциями, позволяет снизить риск инфицирования при проведении оперативных вмешательств.
Список литературы
1. Аспекты социально-экономической значимости ВИЧ-инфекции /А.Н. Редько, И.С. Лебедева, П.В. Лебедев и др. // Естественно-гуманитарные исследования. - 2023. - №1 (45). - С. 187-193. - EDNEHYYOW.
2. Веретина Н.С. Защищенность медицинских сестер от парентеральных инфекций на рабочих местах / Н.С. Веретина, И.В. Островская //Медицинская сестра. - 2022. - Т. 24, №5. - С. 30-38. - DOI 10.29296/25879979-202205-06. - EDN WMGZXU
3. Вирусные гепатиты В и С как профессиональные заболевания / Ф.М. Якупова, Р.В. Гарипова, Ф. С. Гилмуллина [и др.] //Медицинский вестник Юга России. - 2022. - Т. 13, №4. - С. 39-44. - DOI 10.21886/2219-8075-2022-13-4-39-44. -EDN DLMAVT
4. Дубель Е.В. Факторы риска инфицирования медицинских работников гемоконтактными инфекциями при возникновении аварийных ситуаций /Е.В. Дубель, П.Е. Шепринский, Т.Ю. Курганова //Медицинский алфавит. - 2017. -Т. 4, №38 (335). - С. 12-15
5. Красильникова И.В. Профилактика ВИЧ-инфекции при оказании неотложной помощи / И.В. Красильникова // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. - Т. 1, №3 (14). - C. 28-29
6. Медведева М.А. Отработка мануальных навыков будущих хирургов в условиях учебной операционной как этап профилактики заражения гемоконтактными инфекциями /М.А. Медведева, Е.В. Щиголева //Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2018. - Т. 2, №4 (23). - С. 29-31
7. Мухлынина О.В. Воспитание и коррекция ответственности у школьников (в русле многомерно-функционального подхода) / О.В. Мухлынина // Воспитательная работа: психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса в средне-специальных учебных заведениях. Сборник научных работ. Первоуральск, 2005. - С. 44-52.
8. Мухлынина О.В. Изучение и воспитание ответственности у учащихся на основе многомерно-функционального анализа /О.В. Мухлынина//Проблемы активности и саморегуляции личности. Сборник научных трудов. Екатеринбург, 2006. - С. 103-122
9. Мухлынина О.В. Сопоставление личностных и многомерно-функциональных характеристик ответственности в раннем юношеском возрасте /О.В. Мухлынина, В.П. прядеин //Пасхи: Научно психологический журнал / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2001. - №2. - 2001. - С. 31-35
10. Оценка профессиональных рисков заражения гемоконтактными инфекциями для персонала стоматологического профиля / С.Т. Аглиуллина, Г.Р. Хасанова, А.И. Ганиева [и др.] // Эпидемиология и инфекционные болезни. - 2023. -Т. 28, №4. - С. 199-208. - DOI 10.17816/EID529657. - EDNKNDYMC.
11. Пешиков О.В. Подготовка студентов к участию в олимпиадах по практическим навыкам, как этап становления врача-специалиста / О.В. Пешиков, А.В. Чукичев // Материалы международной научно-практической конференции "Медицинская помощь при тяжелой термической травме (уроки Ашинской катастрофы 1989 года) ". - Челябинск: изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2014. - С. 71-74
12. Пешиков О.В. Тренажер для отработки хирургических навыков / О.В. Пешиков, А.В. Чукичев, О.А. Невейцева // Непрерывное медицинское образование и наука. - 2015. - Т. 10, №2. - С. 3-6
13. Профилактика ВИЧ инфекции среди медицинских персонал (обзор литературы) / Г.Ф. Хайбуллаева, Г.Ж. Билибаева, Д.А. Оспанова [и др.] // Фармация Казахстана. - 2022. - №3. - С. 194-203. - EDN ZGHVSB.
14. Рыбакова О.В. Актуальность профилактики профессионального заражения ВИЧ-инфекцией среди обучающихся в медицинском ВУЗе / О.В. Рыбакова, Л.И. Ратникова, С.А. Шип //Инфекционные болезни. - 2017. - T. 15, №S1. - C. 24
15. Симуляционное обучение - вклад в безопасность пациентов /В.Н. Диомидова, А.Е. Сидоров, Н.В. Журавлева и др. // Вестник Росздравнадзора. - 2022. - №2. - С. 76-83. - EDNHRVYMY.
16. Сухарева М.В. Разработка и внедрение тренажеров для отработки практических навыков студентов на кафедре топографической анатомии и оперативной хирургии Южно-Уральского государственного медицинского университета /М.В. Сухарева, А.О. Самаркина, А.В. Чукичев и др. //Непрерывное медицинское образование и наука. -2017. - Т. 12, №4. - С. 10-14
17. Управление деятельностью студенческого научного кружка ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, как этап подготовки врача-хирурга / А.С. Шуляковская, С.А. Шипигузова, Н.М. Шлепотина [и др.]// Управление в современных системах. - 2020. - №2 (26). - С. 63-69. - EDN CGBWMI
18. Филатов Н.Н. Основные факторы профессионального заражения медицинских работников гемоконтактными инфекциями /Эпидемиология и вакцинопрофилактика //Н.Н. Филатов, И.А. Храпунова, В.Ю. Филиппов. - 2005. - Т. 21, №2. - С. 41-45
19. Формы работы студенческих научных кружков кафедр медицинского вуза / А.В. Чукичев [и др.] // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы VIII внутривузовской научно-практической конференции. - Челябинск, 2017. - С. 124-127
20. Хирургические инструменты / Учебное пособие для студентов медицинских вузов по специальностям: лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело и стоматология. - Под ред. проф. А.В. Чукичева. - Челябинск, 2008. - 42 с.
21. Шуляковская А.С. Обучение работе с хирургическими инструментами как этап профилактики аварийных ситуаций / А.С. Шуляковская, Р.А. Шпота // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2018. -Т. 2, №2 (21). - С. 78-82