УДК 1599
ТЕХНИКА ФОТОВИЗУАЛИЗАЦИИ ПРОШЛОГО В ПСИХОБИОГРАФИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
©2009 Н.Р.Халапян
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 19.03.2009
В нашей работе, посвященной исследованию жизненного пути личности, используется биографический метод, дополненный оригинальной методикой ретроспективного исследования биографических переживаний личности посредством фотовизуализации различных возрастных периодов жизни (авторская анкета).
Ключевые слова: жизненный путь, осознанность жизненной линии, биографический метод, визуализация пройденных этапов жизни, фотография как внутренний взгляд, ретроспектива, фотовизуализация.
Изучение личности человека всегда было и остается одной из наиболее актуальных проблем психологической науки. За последние десятилетия проблема изучения личности оформилась как самостоятельная область научно-практических исследований. Соответственно, это привело и к возникновению новых способов самоанализа и анализа развития личности во времени ее жизни. Множество этих способов обозначается термином «биографические» или «биодромальные» методы изучения личности. Хорошо знакомый термин биография (от греч. bios - жизнь, graphos - описание) означает: «жизнеописание, история личности; в психологии иногда - психография, особый метод изучения личности на основе воссоздания всей истории психического развития и жизни субъекта»1.
Говоря о зарубежной психологии, и, прежде всего - американской и западноевропейской, необходимо отметить, что психолого-биографические исследования получили здесь весьма широкое распространение. За рубежом опыт психологического биографирования обобщил в 40-е гг. Г.Олпорт. Биографический метод играл ведущую роль в исследованиях австрийских психологов, выполненных под руководством Ш.Бюлер2. В современной зарубежной психологической науке ею занимались А.Адлер, Э.Берн, Ш.Бюлер, Г.Олпорт, Э.Шпрангер.
В советской психологии к теме жизненного пути первыми обратились Н.А.Рыбников, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев и другие. Н.А.Рыбников выступил с инициативой развернуть исследования по генетической психологии личности (20-е гг.). Для Б.Г.Ананьева научная
Халапян Наринэ Рафиковна, аспирант кафедры социальной психологии. E-mail: [email protected]
1 Кроник A.A. LifeLine и др. новые методы психологии жизненного пути. - М.: «Прогресс Культура», 1993. - С.9.
2 Там же. - С. 10.
проблема психологии жизненного пути стала актуальной в начале 30-х гг. в связи с исследованиями по характерологии, проводимыми им в Психоневрологическом институте им. В.М.Бехтерева в Ленинграде. С.Л.Рубинштейн в своих работах уделил внимание также психологическим вопросам биографии, теоретически рассматривая вопросы самосознания в «Основах общей психологии». Современные отечественные исследователи этой проблемы - К.А.Абуль-ханова-Славская, А.А.Кроник, Р.А.Ахмеров, Н.А.Логинова и др.3
Проблема субъекта жизни, поставленная С.Л.Рубинштейном, в последующем нашла свое отражение и развитие в концепции личности как субъекта жизни К.А.Абульхановой-Славской и в работах ее учеников В.И.Ковалева, О.Н.Кузьминой, В.Ф.Серенковой и др. Проблема субъекта жизни разрабатывается и в рамках причинно-целевой концепции психологического времени личности. Это направление получило название каузометрического направления в психологии жизненного пути4.
Биографический метод освещает не только объективную сторону жизни, но и переживания во внутреннем мире, в котором тоже есть события. По мере взросления каждый человек проходит отдельные стадии своего развития, точки психических переживаний, метаморфоз. Вот он ещё не похож на «гусеницу», т.е. маленький ребёнок. Вот он уже куколка, т.е. подросток. А вот и бабочка, т.е. молодой человек и т.д. И каждое такое психологическое существо оставляет нам свой внутренний мир, выраженный внутренним портретом, а также свои представительные портреты,
3 Логинова H.A. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии. - 1985, - 1. - С. 103.
4 Ахмеров P.A., Прыгин Г.С. Психобиографические характеристики субъекта с автономным типом саморегуляции деятельности // Психологический журнал. - 2005, том 26. - 6. - С.25.
некоторые из которых мы запомнили или успели запечатлеть фотокамерой. В нашем сознании на наш взрослый представительный портрет спроецированы ряд других генетически предшествующих портретов, отсылающих нас к нашему детству, отрочеству, юности или предшествующим стадиям взросления5. В современной отечественной психологии изучается роль фотографии в психологической диагностике и психокоррекции автобиографической памяти личности (М.Бурно, А.И.Копытин, А.А.Кроник, В.В.Нуркова)6. Изобретение фотографии в середине XIX в. оказалось в резонансе с уже существующей у личности потребностью осознавать историю своей жизни. Одним из способов самопознания служит обращение к фотографиям. Фотография, особенно сделанная спонтанно, зачастую вызывает бурную эмоциональную реакцию. Впоследствии самоанализ и сбор экспертных оценок расширяют содержание «я-концепции» или меняют значимость отдельных параметров в ее структуре. Окружающие, рассматривая фотографию, делают предметом обсуждения скрытые до этого от самого субъекта свойства, обращают внимание на те аспекты, которые не были ранее включены в «я-концепцию». Таким образом, фотография служит изменению набора параметров и/или их иерархической организации в структуре «я-концепции» и, следовательно, трансформации самооценки. Фотография, выхватывая мгновение жизни, делает ее «опорной точкой», из которой разворачивается акт познания. Совокупность фотографий для современного человека является своеобразным «сухим остатком» жизни, его визуальной истории. Особую группу снимков, опосредствующих динамическое изменение самоидентичности, составляют фотографии типа «до» и «после», где само переломное событие не находит своего отражения, но может быть реконструировано в сопоставлении зримых перемен, которые оно вызвало во внешнем облике субъекта или в представленных на фотографии обстоятельствах жизни7. При разглядывании фотографий обнаруживается граница интервала самоидентичности, что ведет к феномену «непохожих» фотографий, ко-
5 Назлоян Г. Зеркальный двойник. Утрата и обретение. Психотерапия методом скульптурного портретирования. -М.: 1994. - С.23.
6 Лакосина Н.В. Представления о социально-психологических функциях фотографии в обыденном общении // Общение - 2006: на пути к энциклопедическому знанию: Материалы конференции 19 - 21 октября 2006 года. Психологический институт РАО. - М.: Академия имиджелогии, 2006.- С.482.
7 Нуркова В.В. Анализ феноменологии автобиографической памяти с позиций культурно-исторического подхода // Международный научный журнал «Культурно-
историческая психология». - 2008. - 1. - С.23.
гда наблюдается расхождение между физическим обликом себя-настоящего и себя-прошлого. Люди различаются по степени чувствительности к различиям на разновозрастных фотографиях. При этом можно предположить, что в появлении феномена отчуждения от своих фотоизображений более значимы не физические параметры (потолстел-похудел, изменила цвет волос и т.д.), а личностные характеристики, ключом к пониманию которых и является фотография. Фотография несет в себе «вкус эпохи», объективирует те аспекты воспоминания, которые не несут событийной нагрузки и поэтому, не будучи отраженными на фотографии, стираются из памяти (мода, предметная среда и т.д.).
Память как общая когнитивная способность фиксации и использования прошлого опыта в текущей деятельности обнаруживает свое действие уже с первых мгновений жизни человека. При этом взрослый, располагающий сложившимися формами речевой памяти, сохраняет возможность доступа к информации, зафиксированной на натуральной стадии ее развитии (например, мы воспроизводим двигательные навыки, которые были усвоены до появления сознания). В отличие от этого, личностно отнесенный опыт, который составляет содержание автобиографической мне-мической системы, оказывается доступным для осознавания, т.е. для воспоминания (непроизвольного или произвольного) и активного преобразования (анализа, структурирования и переинтерпретации), только с определенного возраста8.
С целью развития биографического метода посредством визуализации отдельных периодов жизни с помощью сохранившихся фотоматериалов для осознания и углубления отношения к собственной жизни, нами было предпринято пилотажное исследование. Выборку нашего исследования составляют студенты факультета психологии Самарского государственного педагогического университета, в количестве 35 человек.
Для достижения поставленной цели были совершены следующие задачи: рассмотрение и синтез представлений зарубежных и отечественных психологов о жизненном пути, анализ имеющихся в психологии представлений о фотографиях, подбор методов и методик исследования, разработка психологической методики ретроспективного исследования биографических переживаний личности посредством фотовизуализации различных возрастных периодов жизни (авторская анкета), формирование выборки исследования, проведение исследования, анализ полученных результатов.
Методическая модель эксперимента: 1) «Оценивание пятилетий жизни» (Методика
8 Там же. - С.17.
АКроника). Нарисуйте линию жизни и обозначьте возраст, до которого Вы бы хотели прожить. Разделите эту линию на пятилетия, от 0 и до того возраста, до которого Вы хотите прожить (0-5; 510; 10-15 и т.д.). В каждом пятилетии определите, насколько насыщена событиями была, есть на данный момент, и будет в дальнейшем Ваша жизнь, пользуясь десятибалльной шкалой (10 -очень насыщенная жизнь; 1 - не насыщенная и т.д.). Подсчитайте сумму баллов до настоящего времени, т.е. до вашего возраста и разделите её на общую сумму баллов. Полученный результат умножьте на возраст, до которого Вы хотите прожить. Полученное число и есть Ваш психологический возраст. 2) Методика «Сколько Вам лет»? (Методика Б.ГАнаньева). Представьте себе, что Ваш возраст, зафиксированный в свидетельстве о рождении, паспорте неверен, причем неизвестно, в какую сторону произошла ошибка, моложе вы на самом деле или старше. Постарайтесь теперь, опираясь только на внутренние ощущения, ответить на простой вопрос «Сколько вам лет в действительности»? 3) «Круг общения» (Методика Б.ГАнаньева). Это задание было предложено для получения сведений о такой составляющей жизненного пути, как история общения. Она должна была выявить коммуникативную группу респондентов в настоящем и мнемические следы о круге общения в прошлом. 4) «Формирование списка событий» (Методика АКроника). Определите 10 наиболее важных событий всей своей жизни и расположите их в хронологической последовательности. Затем между любыми двумя рядом стоящими событиями определите «Я здесь», т.е. чувствую, что живу в этом отрезке времени. 5) Авторская анкета «Техника фотовизуализации прошлого в психобиографическом исследовании личности»9. Респондентам было предложено ответить на ряд вопросов, для начала им необходимо было подобрать фотографии самого себя в разные периоды собственной жизни и разложить их в хронологическом порядке. И уже просматривая эти фотографии, ответить на ряд вопросов: 1) Для чего люди фотографируются? 2) Любите ли Вы фотографироваться? 3) Как часто Вы фотографируетесь? 4) С кем Вы любите фотографироваться и почему? 5) Рассматриваете ли Вы свои старые фотографии? 6) Какой момент Вашей жизни запечатлен на данной фотографии? 7) С
9 Халапян Н.Р. Техника фотовизуализации прошлого в психобиографическом исследовании личности // Каузо-метрия в исследованиях психологического времени и жизненного пути личности: прошлое, настоящее, будущее. Материалы Международной научной конференции (Киев, 28 - 29 февраля 2008 г.) / Под ред. Р.А.Ахмерова, Е.И.Головахи, А.А.Кроника, Д.А.Леонтьева. - Киев: Изд-во Института социологии НАН Украины, 2008. - С. 93 -94.
кем Вы изображены на фотографии? 8) Помните ли Вы сам процесс фотографирования? 9) Как Вы узнаёте себя на этой фотографии? 10) Какие эмоции вызывает у Вас данная фотография? 11) Нравится ли вам эта фотография? Поясните почему? 12) Изменились ли Вы с тех пор в психологическом плане? Поясните? 13) Самым ярким впечатлением в этом возрасте для меня было...?
14) На каких фотографиях Вы более всего похожи на сегодняшний образ? Объясните почему?
15) Какие фотографии Вы просматриваете чаще всего? 16) С кем Вы чаще всего просматриваете фотографии? 17) Изменили бы Вы что- либо в своей жизни, если можно было бы вернуться назад? 18) Продолжите, пожалуйста, фразу: «Моя жизнь.».
Обработка полученных данных осуществлялась с помощью метода контент-анализа. В качестве метода статистической обработки использовался коэффициент ранговой корреляции К.Спирмена, коэффициент корреляции Кендалла.
Нами были получены следующие результаты1. Между психологическим возрастом как оцениванием прошлого, настоящего и будущего и психологическим возрастом по внутреннему самоощущению установлена взаимосвязь (Спир-мен=0,3211, при уровне значимости 0,0301), между психологическим возрастом как оцениванием прошлого, настоящего и будущего и паспортным возрастом установлена взаимосвязь (Спир-мен=0,4637, при уровне значимости 0,0027) и между психологическим возрастом по внутреннему самоощущению и паспортным возрастом также установлена взаимосвязь (Спирмен=0,3825, при уровне значимости 0,012). При определении круга общения до 6-ти лет на первых местах находятся фигуры: родителей (85,7%), бабушек (54,3%), дедушек (40%), родственников. С 6-ти лет круг общения дополняется ровесниками (57,1 %), одноклассниками (34,3 %) и друзьями (65,7 %) С 15 лет лидирующую позицию занимают друзья (65,7 %). Основными, наиболее значимыми событиями у респондентов являются: собственный день рождения (42,86 %), события, связанные с детским садиком, события, связанные со школой (31,43 %), события, связанные с семьёй, поступление в СГПУ (74,29 %). При определении смысла фотографий большинство респондентов считают, что фотография - это запечатленный на бумаге момент жизни (51,43 %). Факт запечатления себя на фотографии зависит от различных обстоятельств, событий, от настроения и т.д. Наиболее частыми участниками совместного фото являются друзья
10 Халапян Н.Р. Земля студентов: Жизнь. Наука. Творчество: Сб. научных статей студентов - участников международного студенческого научного форума - 2007. - Самара: Изд-во МГПУ, 2007. Часть II. - С.20 - 23.
(50,1 %). Больше всего у респондентов одиночных фотографий на различных возрастных этапах (50%). Большинство респондентов помнят процесс фотографирования, начиная с 3-х летнего возраста (62,5 %). В то время как до 3-х лет помнят процесс фотографирования лишь 12% респондентов. Осознание своей жизни, своих социальных связей относится в основном к 3 - 4 годам. Основным способом «опознания» аутофото-образа являются черты лица (87,5 %). Фотообразы при визуализации сопровождаются такими эмоциональными реакциями как: умиление (40,6 %), радость (34,4 %), смех (3,1 %), лёгкая тоска (6,3 %) оттого, что детство уже прошло. С момента рождения человек постоянно меняется, изменяется не только внешне, но и внутренне - в психологическом плане. События (яркие впечатления), описанные как наиболее важные, яркие при помощи сохранившихся фотоматериалов, частично совпадают с событиями, установленными без предъявления фотоматериалов. Это свидетельствует о том, что использование сохранившихся фотоматериалов дополняют информацию, полученную биографическим методом. Респондентам нравятся все фотографии, особенно фотографии детского возраста (86,22%). Просмотр собственных фотографий зависит от настроения (40,63 %). Просмотр собственных фотографий осуществля-
ется «всегда по-разному» (56,25 %). Большинство респондентов понимают, что прошлое не вернуть и живут в настоящем (56,25 %;). Респонденты на последних по времени фотографиях больше всего похожи на сегодняшний образ так как: они ещё не успели измениться и это их последние фотографии (72%,). При определении понятия жизнь большинство студентов считают свою жизнь непредсказуемой (20 %).
Полученные в ходе исследования результаты позволяют нам считать гипотезу доказанной, то есть диагностика жизненного пути при помощи оригинальной методики ретроспективного исследования биографических переживаний личности посредством фотовизуализации различных возрастных периодов жизни, даёт нам качественно иную информацию, дополняя данные, полученные биографическим методом.
Таким образом, использование фотографии повышает уровень осознанности и объема автобиографической памяти, позволяя более эффективно эксплицировать автобиографические воспоминания, используя фрагменты в материализованной форме. Сходящее с поверхности изображения, узнавание и есть, по сути дела, внутренний взгляд, своеобразная (эмоционально окрашенная) интроспекция.
PHOTOVISUALIZATION TECHNIQUES OF THE PAST IN PERSONALITY PSYCHOBIOGRAPHIC RESEARCH
© 2009 N.R.Khalapyan°
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
Our work is devoted to the research of a person's life journey. To do this we use the biographic method enriched by an original technique of retrospective research of biographic experiences of the person by means of photovisualization of the various age periods of a life (the author's questionnaire).
Keywords: life voyage, life awareness, biographic method, visualization of the passed stages of a life, photo as an internal sight, retrospective show, photovisualization.
о
Khalapyan Narine Rafikovna, Post-graduate student of Social psychology department. E-mail: [email protected]