Научная статья на тему 'ТЕХНИКА, ДИЗАЙН И ЭСТЕТИКА В ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: ИТОГИ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО СЕМИНАРА (10 АПРЕЛЯ 2021 Г.)'

ТЕХНИКА, ДИЗАЙН И ЭСТЕТИКА В ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: ИТОГИ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО СЕМИНАРА (10 АПРЕЛЯ 2021 Г.) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
328
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / LEGAL DESIGN / ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА / ПРАВОВАЯ ЭСТЕТИКА / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шнигер Д. О.

В статье приводится обзор научно-практического семинара «Техника, дизайн и эстетика в юридическом образовании», проведенного 10 апреля 2021 г. рамках VIII Московского юридического форума в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА). В статье тезисно отражается содержание выступлений участников научно-практического семинара. Подчеркивается важность юридического дизайна на современном этапе развития юридического образования. Делается вывод, что юридический дизайн помогает совершенствовать эту форму исходя из максимального уважения и внимания к человеку, что составляет суть дизайн-мышления. Юридический дизайн не связан с украшением документов и не преследует цель сделать документ броским или необычным. Первичным по отношению к юридическому дизайну является юридическое письмо, навыкам которого необходимо обучать всех студентов. Отмечается, что в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) с 2021/2022 учебного года в рамках специально созданной на базе кафедры предпринимательского и корпоративного права стратегической академической единицы планируется ввести программу обучения курса по soft skills (гибким навыкам). На нем практикующие юристы будут в формате мастер-классов обучать студентов навыкам письма и ведения переговоров, судебной риторике, основам продвижения личного бренда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL WRITING, DESIGN AND AESTHETICS IN LEGAL EDUCATION: THE RESULTS OF THE SCIENTIFIC AND PRACTICAL SEMINAR (APRIL 10, 2021)

The paper provides an overview of the scientific and practical seminar "Legal Writing, Design and Aesthetics in Legal Education" held on April 10, 2021 within the framework of the 8th Moscow Legal Forum at Kutafin Moscow State Law University (MSAL). The paper summarizes the speeches of the participants. The importance of legal design at the present stage of legal education development is emphasized. It is concluded that legal design helps to improve this form with regard to maximum respect and attention to the person, which is the essence of design thinking. Legal design is not about embellishing documents and is not intended to make the document catchy or unusual. Primary in relation to legal design is legal writing, the skills that all students must be taught. It is noted that at MSAL within the framework of a strategic academic unit specially created as part of the Department of Business and Corporate Law (MSAL) a soft skills training program is to be introduced starting from the 2021/2022 academic year. There, in the form of a master class practicing lawyers will teach students the skills of writing and negotiating, judicial rhetoric, and the basics of personal brand development.

Текст научной работы на тему «ТЕХНИКА, ДИЗАЙН И ЭСТЕТИКА В ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: ИТОГИ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО СЕМИНАРА (10 АПРЕЛЯ 2021 Г.)»

КОНФЕРЕНЦИИ

DOI: 10.17803/1994-1471.2021.129.8.207-212

Д. О. Шнигер*

Техника, дизайн и эстетика в юридическом образовании: итоги научно-практического семинара (10 апреля 2021 г.)

Аннотация. В статье приводится обзор научно-практического семинара «Техника, дизайн и эстетика в юридическом образовании», проведенного 10 апреля 2021 г. рамках VIII Московского юридического форума в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА). В статье тезисно отражается содержание выступлений участников научно-практического семинара. Подчеркивается важность юридического дизайна на современном этапе развития юридического образования. Делается вывод, что юридический дизайн помогает совершенствовать эту форму исходя из максимального уважения и внимания к человеку, что составляет суть дизайн-мышления. Юридический дизайн не связан с украшением документов и не преследует цель сделать документ броским или необычным. Первичным по отношению к юридическому дизайну является юридическое письмо, навыкам которого необходимо обучать всех студентов. Отмечается, что в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) с 2021/2022 учебного года в рамках специально созданной на базе кафедры предпринимательского и корпоративного права стратегической академической единицы планируется ввести программу обучения курса по soft skills (гибким навыкам). На нем практикующие юристы будут в формате мастер-классов обучать студентов навыкам письма и ведения переговоров, судебной риторике, основам продвижения личного бренда.

Ключевые слова: юридический дизайн; Legal Design; юридическая техника; правовая эстетика; юридическое образование.

Для цитирования: Шнигер Д. О. Техника, дизайн и эстетика в юридическом образовании: итоги научно-практического семинара (10 апреля 2021 г.) // Актуальные проблемы российского права. — 2021. — Т. 16. — № 8. — С. 207-212. — DOI: 10.17803/1994-1471.2021.129.8.207-212.

© Д. О. Шнигер, 2021

* Шнигер Дмитрий Олегович, Кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), адвокат

коллегии адвокатов «Юридическая компания "Хренов и Партнеры"» Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 [email protected]

Legal Writing, Design and Aesthetics in Legal Education: The Results of the Scientific and Practical Seminar (April 10, 2021)

Dmitry O. Shniger, Cand. Sci. (Law), Associate Professor of the Department of Business and Corporate Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL); Lawyer, "Khrenov & Partners" Law Firm

ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993 [email protected]

Abstract. The paper provides an overview of the scientific and practical seminar "Legal Writing, Design and Aesthetics in Legal Education" held on April 10, 2021 within the framework of the 8th Moscow Legal Forum at Kutafin Moscow State Law University (MSAL). The paper summarizes the speeches of the participants. The importance of legal design at the present stage of legal education development is emphasized. It is concluded that legal design helps to improve this form with regard to maximum respect and attention to the person, which is the essence of design thinking. Legal design is not about embellishing documents and is not intended to make the document catchy or unusual. Primary in relation to legal design is legal writing, the skills that all students must be taught. It is noted that at MSAL within the framework of a strategic academic unit specially created as part of the Department of Business and Corporate Law (MSAL) a soft skills training program is to be introduced starting from the 2021/2022 academic year. There, in the form of a master class practicing lawyers will teach students the skills of writing and negotiating, judicial rhetoric, and the basics of personal brand development. Keywords: legal design; legal writing; legal aesthetics; legal education.

Cite as: Shniger DO. Tekhnika, dizayn i estetika v yuridicheskom obrazovanii: itogi nauchno-prakticheskogo seminara (10 aprelya 2021 g.) [Legal Writing, Design and Aesthetics in Legal Education: The Results of the Scientific and Practical Seminar (April 10, 2021)]. Aktualnyeproblemy rossiyskogoprava. 2021;16(8):207-212. DOI: 10.17803/19941471.2021.129.8.207-212. (In Russ., abstract in Eng.).

апреля 2021 г. в рамках VIII Московского юридического форума в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) прошел научно-практический семинар «Техника, дизайн и эстетика в юридическом образовании», организованный совместно кафедрой предпринимательского и корпоративного права МГЮА и Коллегией адвокатов «Юридическая компания «Хренов и Партнеры», г. Москва.

Отраженная в теме семинара тройственность связана с наблюдаемым сейчас на практике переосмыслением отношения к форме всего юридического, что не может не сказываться на требованиях к вузовской подготовке юристов.

«Техника» — юридическая техника, классическая дисциплина, преподавание которой по сей день распространено в российских юридических вузах.

«Дизайн» — юридический дизайн (Legal Design), направление, которое на протяжении последнего десятилетия завоевало большую популярность в США, Великобритании и других

зарубежных странах, постепенно проникающее и в отечественную юриспруденцию.

«Эстетика» — правовая эстетика, авторский вариант адаптации концепции юридического дизайна в расширенном понимании.

В приветственном слове к участникам, ведущим представителям юридического дизайна и правовой аналитики в России, руководитель семинара — кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права МГЮА, адвокатом Д. О. Шнигером — отметил разобщенность исследований в этом направлении. По его мнению, наступило время консолидации позиций. В отечественной профессиональной среде многие не понимают юридический дизайн, трактуют его как работу исключительно с внешними свойствами документов. Однако в действительности дизайн означает придание простой, функциональной, инновационной формы любой юридической работе.

Для начала движения в направлении оформления целостной концепции юридического ди-

зайна, внедрению элементов этой концепции в процесс юридического образования, Д. О. Шнигер поставил перед участниками следующие вопросы.

Во-первых, является ли юридический дизайн концепцией правопонимания, методикой личностного роста или просто модным термином?

Во-вторых, на чем в первую очередь основан юридический дизайн — на гуманизме или желании развить личный бренд?

В-третьих, является ли юридический дизайн «деликатесом мастерства» или «хлебом насущным» для юриста, надо ли ему обучать, если да — то кого и кто этим должен заниматься?

В-четвертых, какова связь с юридического дизайна с технологиями (LegalTech)?

Первый выступающий, кандидат юридических наук, доцент факультета права НИУ ВШЭ, партнер практики 1Р&1Т юридической фирмы «Томашевская и партнеры» Р. М. Янковский, выступил с докладом: «Опыт преподавания юридического письма и юридического дизайна в российских вузах», в котором обобщил некоторые выводы, сделанные при внедрении данной дисциплины в МГУ и в НИУ ВШЭ.

По мнению спикера, юридическое письмо целесообразно преподавать на 3-4 курсе бакалавриата вместо юридической техники. Курс охватывает микро- и макроуровни компетенций, то есть базовые общие навыки и особенности составления отдельных видов юридических документов. Отечественные реалии требуют уделять внимание также правилам работы в текстовом редакторе и борьбе со стилевыми деформациями языка (канцеляритом).

В основе курса лежит индивидуальная непрерывная работа студента по составлению и исправлению документов. Руководство такой работой требует колоссальных временных затрат со стороны преподавателя, что в текущих условиях является одним из основных препятствий для массового внедрения курса юридического письма в образовательные программы российских вузов.

Другой проблемой является отсутствие подготовленных кадров, поскольку преподаватели обычно сами не обладают навыками хорошего юридического письма.

Относительно юридического дизайна Р. М. Янковский отметил, что это следующий уровень подготовки, к которому можно переходить после освоения курса юридического письма. Юридический дизайн является связан с макроуровнем последнего и фокусирует внимание на том, для кого и какой цели юрист выполняет работу.

Управляющий партнер компании «Симпло-ер» А. М. Вашкевич выступил на тему «B2B Legal Design». Лейтмотивом выступления стала фраза: «Дизайн ради дизайна никому не нужен». Спикер подчеркнул, что юридический дизайн должен решать конкретную задачу и иметь ясную практическую цель, а договоры-комиксы и тому подобное художественное творчество к подлинному юридическому дизайну не имеют отношения.

Всех студентов необходимо обучать юридическому письму, включая основы верстки документов, что для современного юриста является «гигиеническим минимумом». Юридический же дизайн (в сегменте B2B) выходит далеко за рамки письма: это реинжиниринг документов и процессов. Дизайн основан на следующих принципах: скорость (заполнения форм, согласования и утверждения документов), точность (минимизация ошибок в документов), удобство (составления, чтения документов) и масштабируемость (отсутствие неадекватных трудозатрат при корректировке документа).

Как и предыдущий спикер, А. М. Вашкевич отметил такую черту дизайн-работы юриста, как необходимость ее постоянного исправления на пути к конечному результату. В качестве последнего выступает современный корпоративный документооборот, полностью совместимый с автоматизацией — в этом проявляется связь дизайна и технологий.

Тема выступления адвоката, медиатора К. О. Коршунова говорит сама за себя: «Почему Legal Design важен, но его пока рано преподавать в университете?». В бакалавриате нужно обязательно преподавать юридическое письмо. Юридический дизайн можно преподавать позднее, в магистратуре или после вуза. При этом под дизайном спикер понимает, прежде всего, различные инструменты визуализации

(с оговоркой, что это мнение не претендует на всесторонность). Сфера юридического дизайна также не всеобъемлюща, перспективы его применения в судебной работе неоднозначны: инструменты дизайна применимы, главным образом, в договорной работе и при составлении правовых заключений.

Основатель юридической фирмы Runetlex, создатель телеграм-канала ilovedocs П. А. Мищенко в докладе «Legal design в юридическом образовании» вообще поставил под сомнение корректность использования термина «юридический дизайн». Это не самостоятельная дисциплина, а приложение к юриспруденции общего подхода, требующего выстраивать коммуникацию с заказчиком или пользователем на основе эмпатии к нему, предполагающего всесторонность и итерационность анализа юридической ситуации. Дизайн-мышлению стоит учиться не у юристов, и это не должна быть обязательная дисциплина, хотя популяризировать его будет полезно.

Базой, которую обязательно давать еще в бакалавриате, является юридическое письмо, которое не стоит смешивать с дизайном. Письмо и дизайн пересекаются в области типогра-фики и верстки: последние имеют важное, но не ключевое значение для восприятия документа. Ключевым является именно текст. Причем приемы, которые нужно освоить для приобретения навыков хорошего письма, общие для всех нехудожественных текстов.

Оценивая нынешнее состояние юридической техники как учебной дисциплины, П. А. Мищенко выразил мнение, что она устарела и, концентрируясь на нормотворчестве, не справляется с задачей обучения студентов правилам составления юридических текстов различного целевого назначения.

Кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права и политологии, директор НОЦ «Цифровая образовательная среда» МГУ М. А. Воронин осветил методологическую сторону юридического дизайна в докладе на тему «Методология междисциплинарности и инновационное развитие права: содержательные и технологические компоненты». Оговорившись, что правильно говорить не о красоте

метода, а о его эффективности, спикер констатировал, что сквозь юридический дизайн право смотрит на методы, нетрадиционные для юридических наук. Поэтому юридический дизайн междисциплинарен и инновационен.

Большой интерес вызвали выступление и презентация кандидата юридических наук, адвоката, управляющего партнера Адвокатского бюро «Башилов, Носков и партнеры» И. Ю. Нос-кова на тему «Legal Design в судебных спорах», в которых на конкретных примерах опровергнут высказанный одним из предыдущих спикеров скептицизм к применимости дизайна в области процесса.

Студентов сейчас не учат способам работы с полученными знаниями: в какой форме «возвращать» эти знания в процессе практической работы. Если аудиальный канал в какой-то мере охватывается курсом риторики, то визуальная коммуникация, составляющая основной предмет юридического дизайна, совершенно упущена из вида педагогов. Обладая информацией, но не умея передать ее в нужной форме, выпускник оказывается не способным решать задачи на практике.

В судебной работе форма как таковая может быть средством решения следующих задач: экономия времени судьи, предотвращение путаницы в материалах дела, облегчение восприятия числовых данных, понимания процессов. Форма также служит цели привлечения внимания.

Свое выступление И. Ю. Носков подытожил изложением своей концепции «идеального» юридического документа, включающей три составляющие: юридическую экспертизу, юридическое письмо и юридический дизайн.

Подогрело научную дискуссию по обсуждаемой теме выступление доктора юридических наук, профессора-исследователя НИУ ВШЭ, заслуженного юриста Российской Федерации В. Б. Исакова на тему: «Схемы и схематизация в преподавании курсов "Теория государства и права" и "Правовая аналитика": опыт, проблемы, дизайн».

Докладчик предложил разграничить дизайн документа и дизайн мысли, поскольку, по его мнению, юридическая мысль тоже нуждается в дизайне. «Legal Design учит красивому

спортивному стилю плавания, в то время как задача Legal Analysis — помочь юристу не утонуть в проблеме», — так образно охарактеризовал В. Б. Исаков место правовой аналитики в наборе компетенций, необходимых юристу.

Аналитический процесс включает в себя диагностику, сбор информации, проблематизацию, объективный и субъективный анализы ситуации, построение ее онтологии, концептуализацию, проектирование решения, его оформление, рефлексию. Овладеть столь сложной мыследеятельностью посредством традиционных лекций и семинаров крайне трудно, нужны другие подходы. Осваивая на факультете права курс правовой аналитики, студенты выбирают себе конкретную юридическую ситуацию и проходят с ней все этапы аналитического цикла, а затем — защищают разработанный ими аналитический проект.

Аналитическая ситуация визуализируется в схемах, которые роднят аналитику и дизайн. Значение схем заключается в том, что они служат средством поддержки мышления; помогают систематизировать и упорядочить информацию, удержать ее в уме; являются средством абстрагирования; помогают моделировать и визуализировать невидимые пласты ситуации, выявить ее суть; поддерживают коммуникацию; обеспечивают доступность и внешнюю выразительность аналитической работы. При этом в схематизации есть не только достоинства, но и свои опасности: увлечение внешней формой (дизайном) в ущерб содержанию; примитивизация содержания; перерождение схемы в догму.

Описывая перспективы схематизации в праве, В. Б. Исаков указал на необходимость разработки графического юридического языка «Графенто», который позволил бы поднять уровень правовой аналитики, дал юристам новые современные средства для взаимодействия с системами искусственного интеллекта.

Магистр права (США), кандидат юридических наук, основатель компании «Юридические и финансовые креативные решения», преподаватель РГУП, РЭУ им. Плеханова, Ю. В. Брисов выступил с докладом «Международные стандарты Legal Writing в юридическом образовании и практической деятельности юриста».

Эстетическая коммуникация в праве, реализуемая в том числе через юридический дизайн, важна, но не относится к базовым навыкам юриста. Важнее — умение передавать мысли ясно, кратко, наглядно и достаточно, то есть юридическое письмо.

На Западе навыкам письма юристов обучают еще на подготовительном этапе (prelaw). В основе лежат методы IRAC (от Issue, Rule, Analysis, Conclusion — проблема, правило, анализ, вывод) и CREAC (от Conclusion, Rule, Explanation, Analysis, Conclusion — вывод, правило, объяснение правила, анализ, вывод). Лишь после овладения этими весьма непростыми методами студенты переходят к освоению правовой экспертизы (Legal Research) и аналитики (Legal Analysis).

Роль преподавателя при изучении юридического письма — огромна, при этом Ю. В. Брисов подчеркнул, что преподавателями на Западе всегда являются практики, имеющие большой опыт консультационной и судебной работы. Что касается юридического дизайна, то помимо письма, он включает в себя также навыки, необходимые в работе с электронными документами, навыки юридического общения, знание основных элементов дизайна, а также правил филологии, лингвистики, семиотики и герменевтики, которые помогут юристу лучше доносить идею до аудитории.

К уже поднятой одним из предыдущих спикеров теме дизайн-мышления вернулся Г. А. Крох-малюк, бакалавр права (Великобритания), юрист компании «Юридические и финансовые креативные решения», преподаватель НИУ ВШЭ и University of London в докладе «Дизайн-мышление в юридической работе».

Эта концепция, лежащая в основе юридического дизайна, требует от юриста эмпатии, побуждает встать на место клиента и взглянуть на проблему его глазами. В таком случае зачастую оказывается, что у клиента на самом деле иные вопросы и задачи, не совпадающие с теми, которые были озвучены при принятии юристом поручения в работу. За эмпатией и проблематизацией следует стадия генерации идей, когда выполняется юридический анализ и фиксация вероятных решений, и далее — обя-

КоНФЕрЕНцИИ

зательное протипирование или тестирование таких решений, например, в имитационной форме (moot court).

Именно благодаря такому подходу, разработанных в нем конкретных методик, обеспечивается дизайн юридического решения — нужного клиенту и эффективного, — заключил Г. А. Крох-малюк.

К образовательной составляющей обсуждаемой темы обратилась магистр права (Германия), кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры предпринимательского и корпоративного права МГЮА, юрист по корпоративному управлению и комплаенсу ПАО АФК «Система» Л. В. Зайцева в докладе «Дизайн юридической карьеры».

Одна из задач юридического образования — побудить обучающегося как можно раньше начать задумываться о целях: кем он хочет быть, где видит себя через 5-10 лет и что для этого требуется сделать — выучить иностранный язык, получить ученую степень, зарубежное образование, иное.

Одним из каналов, позволяющих вузу выполнить указанную задачу, а студентам — прийти к оптимальному для них решению, является введение в программу обучения курса по Soft Skills (гибким навыкам): составление документов, ведение переговоров, работа в условиях изменений, исследовательский интерес, управление временем.

В МГЮА такой предмет планируется ввести с 2021-2022 учебного года в рамках специально

созданной на базе кафедры предпринимательского и корпоративного права стратегической академической единицы. На нем практикующие юристы будут в формате мастер-классов обучать студентов навыкам письма и ведения переговоров, судебной риторике, основам продвижения личного бренда.

В выступлениях участников семинара отразилось единодушное признание важности юридической формы наряду с содержанием. Юридический дизайн помогает совершенствовать эту форму исходя из максимального уважения и внимания к человеку, что составляет суть дизайн-мышления. Юридический дизайн не связан с украшением документов и не преследует в качестве цели сделать документ броским или необычным. Первичным по отношению к юридическому дизайну является юридическое письмо, навыкам которого необходимо обучать всех студентов.

Таким образом, спикеры совпали в признании перспективности юридического дизайна и обязательности преподавания юридического письма. Вместе с тем в частностях, касающихся определения, содержания, сферы применения юридического дизайна обнаружились расхождения. Нет единого мнения также по поводу жизнеспособности юридической техники как учебной дисциплины. Вопрос о перспективах эстетического направления в юриспруденции остается открытым.

Закрывая работу семинара, Д. О. Шнигер предложил продолжить обсуждение этих вопросов совместно и на постоянной основе.

Материал поступил в редакцию 24 мая 2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.