Научная статья на тему 'Техническое творчество машиностроителей Среднего Поволжья в 1971-1975 гг'

Техническое творчество машиностроителей Среднего Поволжья в 1971-1975 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
191
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО РАБОЧИХ / ДВИЖЕНИЕ РАЦИОНАЛИЗАТОРОВ И ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ / WORKERS' ENGINEERING CREATIVE WORK / SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL REVOLUTION / RATIONALIZATION AND INVENTION MOVEMENT / INDUSTRIAL ENTERPRISES OF THE MIDDLE VOLGA REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Придаткин Александр Васильевич

Рассматриваются формы и методы вовлечения инженерно-технических работников и рабочих в техническое творчество, в рационализаторское и изобретательное движение в 70-е годы XX века на машиностроительных предприятиях Среднего Поволжья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Engineering creative work of machine builders in the Middle Volga region in 1971-19751

The paper deals with forms and methods of involving engineering workers in creative work, in rationalization and invention movement at machine building enterprises of the Middle Volga Region in 1970s.

Текст научной работы на тему «Техническое творчество машиностроителей Среднего Поволжья в 1971-1975 гг»

БКК Т3(2Р-4Ку)+ УОЗ(2)+У9(2Р-4Ку)30

ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В 1971-1975 г.г.

© 2008 А. В. Придаткин Самарский государственный аэрокосмический университет

Рассматриваются формы и методы вовлечения инженерно-технических работников и рабочих в техническое творчество, в рационализаторское и изобретательное движение в 70-е годы ХХ века на машиностроительных предприятиях Среднего Поволжья.

Научно-техническая революция, техническое творчество рабочих, движение рационализаторов и изобретателей, промышленные предприятия Среднего Поволжья

Научно-техническая революция (НТР), Особенно усложнились они в связи с

начавшаяся в середине ХХ века, диктовала необходимость коренного обновления технического фундамента экономики за счёт комплексной механизации и автоматизации промышленного производства как необходимого условия его интенсификации и повышения эффективности общественного производства в целом.

В условиях развёртывания НТР возрастает значение человеческого фактора. Важнейшим условием реализации её целей и задач становится активное участие в совершенствовании техники всех работников производства. Особенно большое значение приобретает техническое творчество рабочих, руками которых воплощаются в металл технические разработки инженерно-технических работников (ИТР). Именно рабочие становятся первыми испытателями новейших образцов машин и механизмов, оценивают их достоинства и недостатки.

Ведущей формой технического творчества работников промышленности в исследуемый период оставалось движение рационализаторов и изобретателей. С середины 30-х годов ХХ века, когда оно получило государственную поддержку и организационные формы, промышленными предприятиями (машиностроительными в частности) Среднего Поволжья был накоплен ценный опыт системного использования творческой активности тружеников индустрии, их технических знаний, производственной смекалки и опыта для решения производственных задач.

наметившимся поворотом промышленного производства к интенсивным факторам развития. Приоритетное значение приобретали качественные характеристики хозяйственной деятельности, а также уровень организаторской работы в трудовых коллективах, в частности, совершенствование деятельности заводских организаций Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР), научно-технического общества (НТО) и других.

С самого начала девятой пятилетки усилили внимание вопросам рационализации и изобретательства общественные организации. Ульяновский обком КПСС восемь раз за годы пятилетки рассматривал эти вопросы, причем дважды на своих пленарных заседаниях. Эти вопросы не сходили с повестки дня городских комитетов КПСС, парткомов Ульяновского автозавода (УАЗ), Волжского автозавода (ВАЗ), Куйбышевских Четвертого подшипникового, авиационного заводов, завода «Пензтекстильмаш», Сызранского завода «Тяжмаш» и многих других. Заметно усилили в этой пятилетке работу с молодыми рационализаторами и изобретателями комсомольские организации.

Первоочередное внимание руководство машиностроительных предприятий и общественных организаций уделяло пропаганде значения технического прогресса, рационализации и изобретательства, опыта и достижений заводских умельцев, созданию необходимых условий для их успешной деятель-

ности, а также в организации оформления технической документации рабочим-рацио-нализаторам, проведении экспериментальных работ, изготовлении опытных образцов новых или модернизированных промышленных изделий.

Важнейшее место в пропаганде значимости технического прогресса, широкого участия машиностроителей, особенно рабочих в техническом совершенствовании производства, отводилось средствам массовой информации. Областные и городские газеты регулярно информировали читателей о планах и мероприятиях предприятий машиностроения по совершенствованию техники и технологии промышленного производства, об итогах этой работы, достижениях заводских умельцев. Редкий номер многотиражной газеты Волжского автозавода «Автостроитель» не содержал бы материалов по технической тематике, о делах и нуждах заводских рационализаторов. Широко отражали техническую проблематику на своих страницах многотиражки Куйбышевского завода им. М. В. Фрунзе «Моторостроитель», ГПЗ-4 - «Красное Знамя», Ульяновского моторного завода и других.

Многотиражные газеты рассказывали не только о достижениях, об опыте лучших рационализаторов, но и публиковали чертежи некоторых технических новинок, заслуживавших широкого применения в производстве.

Систематически выступали на страницах газет со статьями аналитического характера руководители общественных организаций машиностроительных предприятий и их подразделений, заводские экономисты. Главное внимание в этих статьях уделялось анализу недостатков в организации массового технического творчества машиностроителей, выяснению причин, тормозивших его развитие, выполнению планов технического перевооружения предприятий.

Большую роль в развитии интереса машиностроителей к техническому творчеству, обобщении опыта и достижений поборников технического прогресса играло местное радиовещание. Опытом своей работы над модернизацией техники, улучшением техноло-

гии делились со слушателями победители соревнования рационализаторов и изобретателей, руководители заводских организаций ВОИР и НТО, технико-экономических советов и советов новаторов и др. Работники Куйбышевского радиовещания помимо отдельных передач на технические темы один раз в месяц (а иногда и дважды) транслировали лекции и беседы из специального цикла передач, посвященного рационализации и изобретательству.

Пропаганде технического творчества неизменно придавали первостепенное значение на самих машиностроительных заводах их администрация, руководители заводских служб и цехов, общественные организации. Применялись различные формы и средства пропаганды, рационализации и изобретательства: информации о конкретных задачах, основных направлениях, средствах экономической эффективности модернизации оборудования, приборов и инструментов, внедрении технических новшеств: общецеховые и заводские выставки и стенды, фотомонтажи, номера стенгазет, посвященные рационализации и изобретательству (в некоторых цехах Волжского автозавода выпускались специальные стенные газеты «Рационализатор и изобретатель»), листовки, плакаты, лозунги и т.п. Вопросы технического совершенствования производства обсуждались и на цеховых (участковых), и на бригадных рабочих собраниях. На некоторых предприятиях, например Пензенском заводе им. М.В.Фрунзе, проводились дни рационализатора, устраивались чествования лучших рационализаторов.

Эти и другие меры при всех недостатках (например, компанейщине, элементах формализма), бесспорно, занимали важное место среди факторов роста массового технического творчества тружеников индустрии. При умелом их использовании в рабочих коллективах создавалась атмосфера техническо -го поиска, техническая смекалка становилась необходимым элементом творческого труда рабочего.

В девятой пятилетке применялись более разнообразные, чем прежде, формы и методы руководства движением рационали-

заторов и изобретателей, стимулирования массового технического творчества машиностроителей. Значительно оживилась деятельность заводских организаций ВОИР и НТО, вырос их численный и качественный состав. Так, численность членов ВОИР на промышленных предприятиях Куйбышевской области выросла за девятую пятилетку почти на 61 тысячу человек и достигла к концу ее 192500 человек [1]. Организация НТО Волжского автомобильного завода в 1975 г. насчитывала в своих рядах 4500 человек, в 5 раз больше, чем в 1971 г. [2].

Организациями НТО Куйбышевской области только за первые годы девятой пятилетки было проведено более 1300 различных конкурсов, 4700 научно-технических конференций и тематических выставок, собрано около 50 тысяч предложений, 30900 из них были реализованы с экономическим эффектом в 55 млн. рублей [3].

На промышленных предприятиях Ульяновской области в 1971 г. действовало 185 первичных организациях ВОИР, объединявших 25650 человек, в их числе 13953 рабочих. К концу пятилетки численность участников возросла до 210334 человек, из них рабочих 18582 [4].

Организации ВОИР и НТО осваивали новые формы разъяснительной и организаторской работы в заводских коллективах. Они выступали инициаторами мероприятий, ориентированных на широкое вовлечение заводчан в движение за технический прогресс. При их участии и поддержке на предприятиях были созданы новые самодеятельные организации, объединявшие десятки тысяч энтузиастов технического творчества: общественные конструкторские и патентные бюро, клубы технического творчества, университеты технического прогресса и др.

Удачной и потому, вероятно, наиболее распространённой в этот период формой приобщения НТР и рабочих к техническому творчеству были общественные конструкторские бюро (ОКБ). Их численность и членство в них постоянно возрастали. На промышленных предприятиях Ульяновской области в 1973 году насчитывалось 146 ОКБ [5]. На предприятиях Куйбышевской области за годы

пятилетки было создано более 200 ОКБ, а к началу десятой пятилетки их уже насчитывалось свыше 400, объединявших почти 4 тысячи конструкторов-общественников [6]. Они играли большую роль в оперативной разработке и внедрении постоянно возраставшего потока технических предложений, решении проблем реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий, пропагандировали технические знания среди рабочих.

Члены ОКБ Ульяновского производственного объединения «АвтоУАЗ» в 1971 г. прочитали в заводских цехах более 200 лекций на технические темы преимущественно для молодых рабочих, проводили индивидуальные беседы со многими их них, оказывали начинающим рационализаторам помощь в техническом поиске и подготовке необходимой к рацпредложениям документации. За один этот год 114 молодых рабочих объединения стали членами ВОИР. В 1972 г. в первичных организациях ВОИР состояло более трети молодых рабочих объединения [7].

Предметом особой заботы руководства машиностроительных предприятий, руководителей заводских организаций ВОИР, НТО и других общественных организаций было эффективное использование растущего творческого потенциала ИТР и рабочих, вовлечение всех изъявивших интерес к «секретам» техники и технологии в активный творческий поиск решений научно-технических задач. Важно было держать в трудовых коллективах постоянный творческий настрой и напряжение. В целях его стимулирования проводились общественные смотры рационализации и изобретательства, научно-технические конференции, межзаводские переклички новаторов производства, различные формы соревнований между ними.

Большое внимание уделялось организации смотров-конкурсов. Они помогали объединять усилия различных организаций, концентрировать их на решение узловых технических проблем, обеспечивали комплексный подход к их решениям. При соответствующей подготовке смотры-конкурсы давали значительные производственные и экономические результаты.

На Куйбышевском девятом подшипниковом заводе в основном производстве за счет механизации и частичной автоматизации были достигнуты неплохие показатели: из месяца в месяц увеличивался выпуск подшипников, вырос их ассортимент, потребительские качества. Однако эффективность производства (стоимость продукции, использование основных фондов и др.) росла медленно, автоматизация не давала должной отдачи. Технико-экономический анализ, проведенный специалистами завода, выявил главные причины, тормозившие рост эффективности производства: в процессе механизации производства не выдерживался комплексный подход, механизация практически не коснулась вспомогательных цехов, где более 3 тысяч рабочих были заняты ручным трудом. После тщательной подготовки был проведён смотр-конкурс на лучшее производство по механизации вспомогательных работ. За короткий срок в смотровые комиссии поступило свыше 2,5 тысяч предложений на заданную тему. Более трети из них было реализовано уже в ходе смотра. А в целом итоги смотра были очень убедительны - за один 1972 год более двух тысяч рабочих были переведены на механизированный труд [8].

Тематический смотр-конкурс, проведенный в феврале-марте 1975 г. на Ульяновском моторном заводе, помог внести существенные коррективы в работу заводских служб, отвечавших за организацию труда, обеспечение рабочих мест, и сэкономить в расчете на год без малого 300 тыс. рублей [9].

Такие примеры не единичны. С большой активностью участников, высокими результатами проходили на машиностроительных предприятиях мероприятия по мобилизации творческого потенциала рабочей молодёжи в рамках Всесоюзного смотра научнотехнического творчества молодёжи (НТТМ). В ходе смотра на заводах были созданы советы, отряды НТТМ, школы и кружки технической и экономической учебы рабочей молодёжи, организованы внутризаводские и межзаводские соревнования молодых рационализаторов и изобретателей. Тысячи молодых производственников влились в состав заводских организаций ВОИР и НТО, значи-

тельно (от 30 до 40 %) вырос удельный вес молодёжи в рядах новаторов производства, вырос уровень их технической и экономической грамотности.

Рабочая молодёжь предприятий машиностроительной промышленности Среднего Поволжья внесла весомый вклад в развитие массового технического творчества, в совершенствование техники и технологии промышленного производства. Более 120 тысяч молодых рабочих Средневолжского региона участвовали в смотре НТТМ в 1971-1975 годы. Они внесли около 140 тысяч рационализаторских предложений и изобретений с условно-годовой экономией в размере около 53 млн. рублей. Свыше 90 % рационализаторских предложений и изобретений приходится на долю молодых машиностроителей [10].

Особенно большой вклад в общезаводскую копилку внесли молодые рационализаторы ведущих предприятий машиностроения. Только за 1974-й год их численность на Куйбышевском 4 ГПЗ возросла вдвое, с 19 до 30 % к общему числу рационализаторов на заводе: на 55 % больше, чем в 1973 году поступило зарегистрированных предложений и изобретений [11].

С большим подъёмом и организованно прошли все три этапа Всесоюзного смотра НТТМ на Ульяновском заводе тяжёлых и уникальных станков. Целенаправленно вели здесь работу с молодыми четыре секции в составе заводского Совета НТТМ: пропаганды технических заданий, организации учебы молодых рационализаторов, организации соревнования между ними, учета и внедрения рацпредложений. Совет применял различные формы стимулирования творческой активности молодежи: средства наглядной агитации, выставки и стенды, вечера и эстафеты молодых рационализаторов, конкурсы на звание «Лучший молодой рационализатор», «Лучший комсомольско-молодежный коллектив по рационализации» и др. Все это позволило заметно повысить творческую активность молодых рабочих. Так, на заводе численность рабочих - членов ВОИР в возрасте до 30 лет выросла с 37 человек в 1971 г. до 126 человек в 1975 г., а предложений мо-

лодые рационализаторы внесли в 1975 г. почти в шесть раз больше, чем в первом году девятой пятилетки. Только 16 предложений, рекомендованных заводским техсоветом для первоочередной рационализации, сберегли заводу более 250 тысяч рублей [12].

Смотры НТТМ, бесспорно, сыграли большую роль в движении рационализаторов и изобретателей на многих других предприятиях машиностроения: Волжском автозаводе, Куйбышевских моторостроительном и авиационных заводах, Сызранском заводе «Тяжмаш» и др.

По подсчетам А. А. Зимина, количество рационализаторских предложений, собранных в 1975 г. на промышленных предприятиях средневолжких областей, на 26,2 тысячи превысило соответствующий показатель в 1970 г., а экономический эффект вырос на 41,2 млн. рублей [13]. Только промышленные предприятия Куйбышевской области сэкономили за 5 лет девятой пятилетки за счет применения технических новшеств, предложенных рационализаторами 440 млн. рублей, на 204 млн. рублей больше, чем в восьмой пятилетке, и почти на 100 млн. рублей больше принимавшихся на пятилетие обязательств

[14].

Основная задача в этом принадлежит, бесспорно, машиностроителям. Так, рационализаторы и изобретатели Волжского автозавода уже в 1971 году, в первом году освоения производства, подали свыше 3800 предложений. За год было реализовано около 1200 предложений и 12 изобретений. За 1971 год было сэкономлено 597 тонн черных и 150 тонн цветных металлов, 365 тысяч кВт/ч электроэнергии, более чем на 153 тысячи нормо-часов сократились трудовые затраты на производстве автомобиля, а расходы - почти на 2 млн. рублей [15].

Крупных успехов добились в девятой пятилетке также рационализаторы авиационного, моторостроительного, турбостроительного заводов Куйбышевской области, автомобильного и моторного заводов города Ульяновска, заводов «Пензтекстильмаш», «Кузн-текстильмаш» Пензенской области и др.

В годы девятой пятилетки проходили и качественные изменения в самом движении

рационализаторов и изобретателей, в общеобразовательной подготовке и деловой квалификации их участников. Широкое распространение получили коллективные формы технического творчества, доказавшие высокую эффективность в решении крупных технических задач. Создание творческих бригад обеспечивало переход от стихийных эмпирически найденных, частичных усовершенствований - к глубоко осмысленному, планомерному, научно обоснованному и комплексному решению проблем технического совершенствования производства. Применение коллективных форм технического творчества давало возможность концентрировать усилия изобретателей и рационализаторов на решающих участках технического прогресса, устранять параллелизм в работе рационализаторов, значительно повысить эффективность их деятельности.

Помимо названных выше общественных конструкторских и патентных бюро и групп на многих предприятиях были созданы творческие бригады, объединявшие ИТР и рабочих. На Куйбышевском моторостроительном заводе в 1971 году было создано 86 таких бригад, объединивших 328 новаторов производства. За год они выполнили более 400 технических разработок с условной годовой экономией 1 млн. 750 тыс. рублей. В 1972 г. число таких бригад возросло до 122 [16].

Активно использовались коллективные формы решения технических задач на Куйбышевском 4 ГПЗ. Ежегодно на заводе действовало от 60 до 80 творческих бригад. В 1972 году 66 бригад сберегли своему предприятию свыше 400 тыс. рублей [17].

На Волжском автозаводе коллективные творческие бригады стали создаваться с самого начала освоения производственных мощностей. Их число за годы девятой пятилетки выросло почти в шесть раз, а экономическая отдача от их технических разработок составила более 36 % всей экономии, которую завод получил от рационализации и изобретательства [18]. В целом на средневолжских промышленных предприятиях к концу девятой пятилетки действовало более 5 тыс. творческих комплексных бригад [19].

Эффективной формой творческого содружества, также широко применявшейся в названный период на предприятиях машиностроения Средней Волги, стали договоры о техническом сотрудничестве, заключавшиеся между ИТР и рабочими. Они предусматривали объединение усилий в поисках конструктивных и практических решений актуальных технических задач - от проектирования до воплощения в металле технических новинок. Важной составляющей таких договоров была помощь ИТР рационализаторам-рабочим в вопросах материаловедения, технологии, оформлении технической документации.

Участие в рационализации производства и изобретательстве оказывало большое положительное влияние на всех участников движения за технический прогресс, но особенно важным оно было для рабочих. Для них это была школа повышения профессионального мастерства, общей технической культуры.

В годы девятой пятилетки тысячи и тысячи машиностроителей прошли через создавшиеся, по существу на общественных началах, курсы и школы экономики, университеты технического прогресса. На машиностроительных предприятиях Пензенской области в 1971 году действовало 46 университетов технического прогресса и передового опыта. В них прошли обучение свыше 10 тысяч человек, из них около 40 % - молодые рабочие в возрасте до 30 лет. Уже в 1972 году подавляющее большинство их них повысили на 1-2 пункта свои квалификационные разряды [20]. В Куйбышевской области на первом этапе смотра НТТМ было создано 1200 технических кружков для молодых производственников [21].

Особенно большим размахом и эффективностью отличалась организация учебы рационализаторов и изобретателей на Волжском автозаводе. Различными формами технической и экономической учебы здесь было охвачено (помимо обучавшихся с отрывом от производства) в 1973/1974 учебном году 20104 человек, а в 1974/1975 учебном году -32544 человек, т. е. более половины занятых в основном производстве [22].

Вооружение рабочих техническими и экономическими знаниями способствовало, прежде всего, росту их творческой активности, заинтересованности в делах своей бригады, своего цеха, предприятия в целом, а вместе с этим изменялось содержание труда рабочего-рационализатора, в нем увеличилось значение интеллектуальных функций.

В годы девятой пятилетки сотни энтузиастов технического творчества предприятий машиностроения Среднего Поволжья были удостоены почётного звания «Заслуженный изобретатель», «Заслуженный рационализатор», награждены Дипломами ВДНХ, Почётными грамотами Государственного Комитета по делам открытий и изобретений при Совете Министров СССР и Центрального ВОИР, знаками «Отличник изобретательства и рационализации» и др. Только из числа рабочих и ИТР Волжского автозавода звания «Заслуженный рационализатор» и «Заслуженный изобретатель» были удостоены 98 человек [23].

В 1971-1975 годы средневолжский регион сделал крупный шаг в индустриальном развитии. Выпуск промышленной продукции за это время увеличился в Куйбышевской области на 71%, в Пензенской области более чем в 1,5 раза, в Ульяновской - на 49 %. Производительность труда за пятилетие выросла, соответственно, на 55 %, 35 %, 31 %. За счёт повышения производительности труда было получено 70-75 % прироста промышленной продукции [24].

Основной вклад в трудовую победу тружеников промышленности Среднего Поволжья внесли машиностроители. Машиностроение развивалось в этот период опережающими темпами. Его продукция в Куйбышевской области выросла в 2,64 раза [25], в Ульяновской - на 94 % [27]. Важнейшим источником индустриального прогресса Среднего Поволжья стало массовое техническое творчество ИТР и рабочих, внесших большой вклад в совершенствование техники и технологии промышленного производства.

Библиографический список

1. Народное хозяйство Куйбышевской области за 1971-1975 г. г. /Статистический сборник. - Куйбышев, 1976 - С.19.

2. Самарский областной государственный архив социально-политической истории (СОГАСПИ). Ф.1632.Оп.4. Д.23.л.12-14.

3. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф.5451.Оп.3. Д.27.л.18.

4. ГАРФ. Ф.5451.Оп.1. Д.26.л.119.

5. Центр документации новейшей истории Ульяновской области (ЦДНИУО). Ф.1927.Оп.11. Д.21.л.54.

6. Туранов В. И., Павлович С. С. Участие трудящихся в управлении производством. - Куйбышев,1978 - С 32.

7. «Ульяновская правда». 1972. 4 июня.

8. СОГАСПИ. Ф.656.Оп.145. Д.20.л.23.

9. «Путь к коммунизму». Многотиражная газета Ульяновского моторного завода,

1975. 27 июня.

10. СОГАСПИ. Ф.656.Оп.150. Д.83.л.73; «Ульяновский комсомолец», 1976. 19 марта; Отдел общественно-политических фондов Государственного архива Пензенской области (ООПФГАПО). Ф.615.Оп.12. Д.15.л.112-113.

11. СОГАСПИ. Ф.1683.Оп.7. Д.10.л.9.

12. ЦДНИУО Ф.1096.Оп.9. Д.26.л.20.

13. Зимин А. А. Партийное руководство развитием массового технического творчества рабочего класса в 1971-1975 г. г. /на материалах Среднего Поволжья// КПСС и вовлечение рабочих в научно-технический прогресс/ Межвузовский сборник. - Куйбышев, 1982 - С.55.

14. «Волжская коммуна», 1976. 5 марта.

15. СОГАСПИ. Ф.1632.Оп.2. Д.16.л.83.

16. «Моторостроитель». Многотиражная газета завода им. Фрунзе, 1973. 28 января.

17. Семенов П. Школа мастерства. -Куйбышев, 1973 - С. 29.

18. СОГАСПИ. Ф.656.Оп.2. Д.34.л.6.

19. СОГАСПИ. Ф.1632.Оп.4. Д.23.л.55; «Волжская коммуна». 1972. 18 ноября; ГАРФ. Ф.Р.534.Оп.1. Д.3112. л.18; Родной город Ильича. Саратов. Поволжское книжное изд-во, 1976. С.223.

20. СОГАСПИ. Ф.615.Оп.1. Д.1295.л.8; Д.1326.л.188.

21. «Волжская коммуна». 1972. 18 ноября.

22. СОГАСПИ. Ф.1632.Оп.29. Д.103.л.4; Д.11.л.21-22.

23. СОГАСПИ. Ф. 1632.Оп.2. Д.16.л.83.

24. Народное хозяйство Куйбышевской области в 1976-1980 г.г./ Статистический сборник. - Куйбышев. книж. изд-во, 1982 -С.37,46; Очерки истории Пензенской организации КПСС. - Саратов. Поволжск. книж. изд-во. Пензенское отделение. - 1983 - С.378; Ульяновская область в годы Советской власти/Статистический сборник ЦСУ РСФСР. -Стат. управление Ульяновской области. - Ульяновск, 1977 - С.9.

25. Народное хозяйство Куйбышевской области в 1976-1980 г.г. С.65.

26. Народное хозяйство Ульяновской области в 1971-1975 г.г. /Статистический сборник. - Ульяновск, 1976 - С.10.

References

1. National economy of Kuibyshev region in 1971-1975 / Statistical collection. -Kuibyshev, 1976 - p. 19.

2. Samara region state archives of social and political history (SRSASPH). Archive 1632. Inventory 4. File 23. Sheets 12-14.

3. State Archives of the Russian Federation. Archive 5451. Inventory 3. File 27. Sheet

18.

4. State Archives of the Russian Federation. Archive 5451. Inventory 1. File 26. Sheet 119.

5. Documentation centre for Ulianovsk region latest history. Archive 1927. Inventory 11. File 21. Sheet 54.

6. Turanov, V. I., Pavlovitch S. S. Workers’ participation in production management. -Kuibyshev, 1978 - p. 32.

7. “Ulianovskaya pravda”. 1972. June 4.

8. Samara region state archives of social and political history. Archive 656. Inventory 145. File 20. Sheet 23.

9. “Put’ k kommunismu” (Way to communism) Factory paper of Ulianovsk motor plant, 1954, June 27.

10. Samara region state archives of social and political history. Archive 656. Inventory 150. File 83. Sheet 73; “Ulianovsky komsomolets”, 1976, March 19; Department of public political archives of Penza region state archives. Archive 615. Inventory 12. File 15. Sheets 112-113.

11. Samara region state archives of social and political history. Archive 1683. Inventory 7. File 10. Sheet 9.

12. Documentation centre for Ulianovsk region latest history. Archive 1096. Inventory 9. File 26. Sheet 20.

13. Zimin, A. A. Communist party management of the development of working class mass engineering creative work in 1971-1975 / Middle Volga Region materials // CPSU and involvement of workers in scientific and technical progress / Interuniversity collection. -Kuibyshev, 1982 - p. 55.

14. “Volzhskaya kommuna”, 1976, March 5.

15. Samara region state archives of social and political history. Archive 1632. Inventory 2. File 6. Sheet 83.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. “Motorostroitel” Factory paper of the plant named after Frunze, 1973, January 28.

17. Semyonov, P. School of skill. -Kuibyshev, 1973 - p. 29.

18. SRSASPH. Archive 656. Inventory 2. File 34. Sheet 6.

19. SRSASPH. Archive 1632. Inventory

4. File 23. Sheet 55; “Volzhskaya kommuna” 1972, November 18; GARF. Archive 534. Inventory 1. File 3112. Sheet 18; Ilyitch’s native city. Saratov. Povolzhskoye publishing house,

1976. p. 223.

20. SRSASPH. Archive 615. Inventory 1. File 1295. Sheet 8; File 1326. Sheet 188.

21. “Volzhskaya kommuna” 1972, November 18.

22. SRSASPH. Archive 1632. Inventory 29. File 103. Sheet 4; File 11. Sheets 21-22.

23. SRSASPH. Archive 1632. Inventory

2. File 16. Sheet 83.

24. National economy of Kuibyshev region in 1976-1980 / Statistical collection. - Kuibyshev publishing house, 1982 - p. 37, 46; Studies in the history of Penza CPSU organization -Saratov. Povolzhskoye publishing house. Penza branch. - 1983 - p. 378; Ulianovsk region in the years of Soviet regime / Statistical collection of the Central Statistical Department of the Russian Federation. - Statistical department of Ulianovsk region. - Ulianovsk, 1977 - p. 9.

25. National economy of Kuibyshev region in 1976-1980. p. 65.

26. National economy of Ulianovsk region in 1971-1975 / Statistical collection. - Ulianovsk, 1976 - p. 10.

ENGINEERING CREATIVE WORK OF MACHINE BUILDERS IN THE MIDDLE VOLGA REGION IN 1971 - 1975

© 2008 A. V. Pridatkin

Samara State Aerospace University

The paper deals with forms and methods of involving engineering workers in creative work, in rationalization and invention movement at machine building enterprises of the Middle Volga Region in 1970s.

Scientific and technological revolution, workers ’ engineering creative work, rationalization and invention movement, industrial enterprises of the Middle Volga Region

Информация об авторе Придаткин Александр Васильевич, старший преподаватель кафедры политологии и истории СГАУ Область научных интересов: рабочие и техническая интеллигенция машиностроительной промышленности Среднего Поволжья во второй половине ХХ века.

Pridatkin, Alexander Vassilievitch, senior lecturer of the department of politology and history, SSAU. Area of research: workers and engineers of machine building industry of the Middle Volga Region in the second half of the 20th century.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.