УДК 006.06
Смирнова Г.Е., Османова О.С.
ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ АЭРОДРОМНЫХ СООРУЖЕНИЙ
Османова Ольга Сергеевна, студент 4 курса факультета инженерной химии; e-mail: [email protected] Смирнова Галина Егоровна, к.х.н., доцент кафедры стандартизации и инженерно-компьютерной графики, Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская площадь, дом 9
Рассмотрена нормативная база технического регулирования в строительстве аэродромных сооружений. Объекты транспортной инфраструктуры аэродромов, взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, перроны, места стоянок воздушных судов, должны отвечать требованиям технического регламента о безопасности зданий и сооружений. Качество и безопасность строительных материалов регламентируется стандартами, документирование подтверждения соответствия оформляется в виде сертификатов, деклараций или паспортов качества.
Ключевые слова: техническое регулирование, аэродромные сооружения, стандарты на строительные материалы.
TECHNICAL REGULATION IN THE CONSTRUCTION OF AERODROME FACILITIES
Smirnova Galina Egorovna, Osmanova Olga Sergeevna
D.I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia
The regulatory framework of technical regulation in the construction of airfield facilities is considered. Objects of transport infrastructure of airfields, runways, taxiways, aprons, parking places of aircraft, must meet the requirements of technical regulations on the safety of buildings and structures. The quality and safety of building materials is regulated by standards, documenting the confirmation of compliance is formalized in the form of certificates, declarations or quality passports.
Keywords: technical regulation, airfield constructions, standards on construction materials.
Аэродром - участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Аэродромы гражданской авиации подлежат государственной регистрации в Государственном реестре аэродромов гражданской авиации Российской Федерации [1].
Требования, предъявляемые к аэродромам, а также правила их эксплуатации в зависимости от видов полетов воздушных судов и характеристик обслуживаемых воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами [2] .
Летное поле аэродрома - это часть аэродрома, на которой расположены одна или несколько летных полос, рулежные дорожки, перроны, места стоянок воздушных судов и площадки специального назначения. Аэродромные сооружения включают в себя грунтовые элементы летного поля, грунтовые основания, аэродромные покрытия, водоотводные и дренажные системы, а также специальные площадки и конструкции. Аэродромные покрытия
(«искусственные покрытия») - конструкции, воспринимающие нагрузки и воздействия от воздушных судов, эксплуатационных и природных факторов, многослойные системы, включающие собственно покрытие и основание. Верхние слои непосредственно воспринимают нагрузки от колес воздушных судов, воздействия природных факторов, тепловые и механические воздействия газовоздушных струй авиационных двигателей и механизмов, предназначенных для эксплуатации аэродрома, а также
воздействие антигололедных химических средств. Нижние слои (искусственные и грунтовые основания), обеспечивают совместно с покрытием передачу нагрузок на грунтовое основание, а также могут выполнять дренирующие, противозаиливающие, термоизолирующие, противопучинные,
гидроизолирующие и другие функции [3].
Для обеспечения необходимой устойчивости грунтового основания и слоев аэродромного покрытия при восприятии нагрузок в расчетный период наибольшего увлажнения грунтов, а также исключения аквапланирования колес самолетов при движении по искусственному покрытию, используют водоотводную и дренажную систему, которая позволяет устранить воду с поверхности покрытия и понизить уровень подземных вод [3].
Для строительства, ремонта, реконструкции и эксплуатационного содержания аэродромных покрытий используют материалы как природного, так и искусственного происхождения - песок, щебень, бетон, цемент, асфальт. Для предупреждения и удаления льдообразований используют
противогололедные реагенты (жидкие,
гранулированные, в том числе на формиатной основе, на основе солей карбоновых кислот, на основе раствора солей магния). Для герметизации швов в покрытиях - битумно-полимерные герметики, мастики, клеи, герметики, дорожные битумно-полимерные ленты). Для продления сроков эксплуатации асфальтобетонных покрытий - материалы для очистки цементобетонных покрытий аэродромов, (например,
для удаления резиновых наслоений) и гидрофобизирующие пропиточные составы. Для маркировки цементобетонных и асфальтобетонных покрытий - краски и эмали [4].
Размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов должно быть согласовано с уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации [1].
В соответствии со статьей 5.1. Федерального закона «О техническом регулировании» [5] особенные требования к объектам технического регулирования в строительстве регламентируются техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений (ТР РФ) [6].
Взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, перроны, места стоянок воздушных судов и площадки специального назначения идентифицируются как объекты транспортной инфраструктуры,
представляющие собой объемную, плоскостную или линейную строительные системы, функционально-технологические особенности которых влияют на их безопасность. Градостроительный кодекс РФ [7] относит такие сооружения к объектам повышенного уровня ответственности.
Обязательная оценка соответствия
вышеуказанных объектов требованиям ТР РФ осуществляется в форме разрешения на ввод в эксплуатацию и осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами [6].
Распоряжением Правительства РФ утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ТР РФ
о безопасности зданий и сооружений [8]. Действие указанных в перечне нормативных документов направлено, прежде всего, на обеспечение надежности, прочности и долговечности зданий и сооружений. Перечень постоянно актуализируется.
Так, на настоящее время действует СП 121.13330.2012 «Свод правил. Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96" [3]. где подробно описывается, каким именно должен быть аэродром и каким критериям он должен соответствовать. Данные требования различаются по регионам, особенностям грунта, температурному режиму и назначению аэродрома. Аэродромные покрытия должны отвечать требованиям: безопасности и регулярности выполнения взлетно-посадочных операций воздушных судов; прочности, надежности и долговечности конструкции в целом и составных ее элементов (обеспечиваются расчетом прочности и выполнением требований к строительным материалам); ровности и шероховатости поверхности; охраны окружающей среды [3].
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 установлено, что цемент (портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый, цемент суперсульфатный и аналогичные гидравлические цементы, неокрашенные или окрашенные, готовые или в форме клинкеров) подлежит подтверждению соответствия в виде обязательной сертификации. Подтверждение соответствия лакокрасочных материалов (эмали, грунтовки антикоррозионные, олифы) осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» [9]. Для строительных материалов, не вошедших в перечни [9], на каждую партию оформляются документы о качестве, содержащие результаты приемосдаточных испытаний.
В таблице 1, в качестве примера, представлены результаты испытаний партии песка для строительных работ в аэродромной инфраструктуре из конкретного карьера на соответствие ГОСТ 8736-2014, указанные в паспорте качества на этот материал.
Таблица 1. Показатели испытаний партии песка
№ Наименование показателей Норма Результат испытаний
1 Класс 1 класс 2 класс -
2 Модуль крупности 2,0-2,5 2,32
3 Полный остаток на сите № 063, % средний крупный 30-45 45-65 40,15
4 Содержание глины в комках, % средний крупный 0,25 0,25 0,5 0,5 -
5 Содержание пылевидных и глинистых частиц, % не более средний крупный 2 2 3 3 1,5
6 Истинная плотность песка, г/см3 - 2,63
7 Объемный насыпной вес, т/м3 - 1,58
8 Содержание радионуклидов Аэфф, Бк/кг, не более 370 1 класс (до 140)
9 Содержание вредных компонентов и примесей: - аморфные разновидности диоксида кремния (реакционная способность); - содержание общей серы в пересчете на 803, % не более 50 ммоль/л не более 1,0 32,2 0,02
10 Коэффициент фильтрации , м/сут - 3,5
Таблица 2. Физико-механические показатели качества цемента
Физико-механические показатели, %
Нормальная Сроки Прочность на сжатие, Мпа Тонкость Равномерность
густота схватывания, помола изменения объема
цементного час : мин (проход
теста, % начало конец пропарка 3 суток 28 суток через сито №008), %
24,2-25,6 2:50 3:40 41,0 33,7 52,7 97,4 выдержана
Таблица 3. Показатели составов цемента и клинкера
Химический состав цемента, %
Содержание оксида серы (VI) S03 Массовая доля щелочных оксидов R20 Содержание иона хлора О-
2,74 0,76 0,006
Химико-минералогический состав клинкера, %
Трехкальциевый силикат C3S Двухкальциевый силикат C2S Трехкальциевый алюминат C3A Четырехкальциевый алюмоферрит C4AF Оксид магния Mg0
59,52 17,63 5,88 12,97 1,15
В таблицах 2,3 приведены показатели качества цемента (средние за месяц) из документа о качестве на конкретную партию портландцемента (без минеральных добавок) марки 500 на основе клинкера нормированного состава ГОСТ 10178-85. Указанный портландцемент сертифицирован (сертификат соответствия № РОСС RU.АЩ01.В00084, срок действия с 08.04.2016 по 07.04.2017).
Следует отметить, что нормативная база технического регулирования в строительстве, в том числе аэродромных сооружений, постоянно актуализируется. Продолжается обновление и развитие нормативной базы, а также ее гармонизация с международными документами. Это важно, поскольку к строительству, реконструкции, эксплуатации современных аэродромных
сооружений, представляющих собой сложные инженерные сооружения, предъявляются очень высокие требования, выполнение которых гарантирует безопасность и качество объекта.
В то же время, в строительстве аэродромной инфраструктуры используют и инновационные технологии, в том числе, с применением полимерных композитных материалов, которые пока носят экспериментальный характер. Внедрение инновационных технологий так же требует современной доказательной базы.
Список литературы
1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 06.07.2016).
2. Приказ Министерства транспорта РФ от 25 августа 2015г. № 262 "Об утверждении Федеральных
авиационных правил "Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов"].
3. СП 121.13330.2012 «Свод правил. Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96". Утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.06.2012 № 277.
4. Росавиация. Перечень материалов, предназначенных для эксплуатационного содержания и текущего ремонта аэродромов по состоянию на 14.03.2017.
5. Федеральный закон от 27.12. 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
6. Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (действующая редакция, 2016).
7. Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 07.03.2017).
8. Распоряжение Правительства РФ от 21.06. 2010 г. № 1047-р «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
9. Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 (ред. от 26.09.2016) «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».