ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИИ И ГАЗОПОТРЕБЛЕНИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
С.В. Власичев, А.А Филиппова, М.М. Баракина,
ООО «Газпром межрегионгаз» (Санкт-Петербург, РФ)
Залог эффективной работы Единой системы газораспределения - наличие единых норм и стандартов. Реализуя положения федеральных законов «О техническом регулировании» и «О стандартизации в Российской Федерации», специалисты ПАО «Газпром», ООО «Газпром межрегионгаз» и АО «Газпром газораспределение» осуществляют техническое регулирование в области распределения и использования газа, разрабатывая соответствующие стандарты на корпоративном и на государственном уровнях.
ключевые словА:
газораспределение, газопотребление, техническое регулирование, национальная стандартизация, корпоративная стандартизация, единая система газораспределения.
Техническое регулирование в сфере газораспределения и газопотребления находится в зоне особого внимания строительных, производственных, обслуживающих, а также многих других организаций, и каждый новый нормативно-правовой акт в этой области лишь подогревает всеобщий интерес. В настоящей
статье рассматриваются аспекты стандартизации в области распределения и использования природного газа, а также перспективы, связанные с развитием названного направления в обозримом будущем.
Более десяти лет прошло с тех пор, как Законом РФ № 184-ФЗ был введен термин «техническое регулирование». Чуть позже ана -логичные законы появились в Белоруссии и Казахстане.
Согласно Закону 184-ФЗ техни -ческим регулированием называется «правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам проек-
тирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации,а также в обла -сти установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия». Если упростить формулировку, то техническое регулирование - это перечень обязательных правил, за рам-
ки которых в целях всеобщей безопасности предприятие не должно выходить даже в ущерб прибыли. Федеральный закон определяет основные элементы, которые составляют техническое регулирование (технические регламенты, стандарты и оценка соответствия), порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации, сами принципы и цели стандартизации, а также многое другое.
Длительное время действующее законодательство нацеливало систему стандартизации в основном на «обслуживание» технических регламентов и имело ограниченную область применения в силу множественных исключений, таких как требования в области охраны труда, социальная ответственность и т. д. На этом фоне нехватка отдельного закона, регламентирующего стандартизацию, становилась с каждым годом все более очевидной.
Долгожданный Закон «О стандартизации в Российской Федерации» № 162-ФЗ был принят летом 2015 г. В число его основных положений вошли обеспечение возможности применения в нормативных правовых актах ссылок на национальные стандарты, приведение отечественной системы стандартизации в соответствие с международными соглашениями и иными нормативными документами в области стандартизации наднационального уровня, добросовестность практики в области стандартизации и пр.
ОСОБЕННОСТИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ
Говоря о нормотворчестве в газовой отрасли,стоит отметить работу, которую в данном направлении ведут Технический комитет по стандартизации ТК 23 «Нефтяная и газовая промыш -ленность»/Межгосударственный
технический комитет по стандартизации МТК 523 «Техника и технологии добычи и переработки нефти и газа» и входящий в его состав Подкомитет ПК 4 «Газораспределение и газопотребление». Как общественная организация Подкомитет объединяет в своем составе представителей органов исполнительной власти, Минэнерго, Газпрома и других структур, а также экспертов в области проектирования, строительства, эксплуатации и производства оборудования.Базовой организацией ПК 4 является ООО «Газпром межрегионгаз», руководит подкомитетом заместитель генерального директора по транспортировке газа Сергей Власичев.
В основе деятельности Подкомитета «Газораспределение и газопотребление» лежит реализация положений Федерального закона «О техническом регулировании» и Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации», а также смежных с ними законодательных актов. Роль секретариата ПК 4 выполняет отдел стандартизации Управления научно-технического развития ООО «Газпром межрегионгаз». На сегодняшний день в состав Подкомитета на добровольной основе входят 38 специалистов из 23 организаций.
В обязанности базовой организации Подкомитета входит: • формирование научно-технической политики развития национальной стандартизации в области деятельности Подкомитета;
• планирование развития национальной и межгосударственной стандартизации в области деятельности Подкомитета;
• финансирование разработки стандартов по планам ТК 23 и ПК 4;
• организация процесса разработки и экспертизы проектов стандартов;
• обеспечение объективности и следование целям национальной и межгосударственной стандартизации;
• привлечение к рассмотрению и экспертизе проектов стандартов представителей всех заинтересованных сторон и организаций.
Еще несколько лет назад боль -
шое внимание уделялось налажи-
ванию связей с международными и региональными организациями по стандартизации (ISO, Европейский комитет по стандартизации CEN/CENELEC). Однако после введения антироссийских санкций сближение, в том числе на уровне международной стандартизации, ощутимо замедлилось. Сегодня деятельность Подкомитета переориентирована в первую очередь на разработку документов национального уровня с перспективой их перевода на межгосударственный для дальнейшего использования этих стандартов в подтверждающей базе к Техниче -скому регламенту Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В этом направлении усилиями членов Технического комитета ТК 23 и Подкомитета ПК 4 были достигнуты внушительные результаты.
ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - ЭТО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ, ПРИМЕНЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОДУКЦИИ, ПРОЦЕССАМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, ПРОИЗВОДСТВА, СТРОИТЕЛЬСТВА, МОНТАЖА, НАЛАДКИ, ЭКСПЛУАТАЦИИ, ХРАНЕНИЯ, ПЕРЕВОЗКИ, РЕАЛИЗАЦИИ И УТИЛИЗАЦИИ...
В 2015 г. согласно плану работы Межгосударственного технического комитета по стандартизации МТК 523 «Техника и технологии добычи и переработки нефти и газа» была закончена разработка двух межгосударственных стандартов, проекты которых переданы в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) на утверждение:
• «Системы газораспределительные. Система управления сетя -ми газораспределения»;
• «Системы газораспределительные. Пункты газорегуляторные блочные. Пункты редуцирования газа шкафные. Общие технические требования».
сфере газораспределения и газопотребления, документами стандартизации, предусмотренными федеральными законами «О техническом регулировании» и «О стандартизации в Российской Федерации»;
• гармонизация разрабатываемых документов стандартизации с зарубежными стандартами;
• обеспечение энергосбережения и повышения эффективности использования энергоресурсов.
Так уж исторически сложилось, что требования в сфере газораспределения и газопотребления регламентировались документами, имеющими статус правил
По инициативе базовой организации Подкомитета ПК 4 -ООО «Газпром межрегионгаз» -началась разработка еще одного межгосударственного стандарта: «Системы газораспределительные. Пункты редуцирования газа. Функциональные требования».
Согласно утвержденной Рос-стандартом Программе работ Технического комитета по стандартизации ТК 23 работа в области национальной стандартизации ведется по следующим направлениям:
• развитие национальной системы стандартизации в области деятельности Подкомитета;
• актуализация и поэтапная замена нормативно-технических документов, действующих в
(ПБ 12-529-03 «Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления»), норм (СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы»), отраслевых стандартов (ОСТ 153-39.3051-2003, ОСТ 153-39.3-052-2003, ОСТ 153-39.3-053-2003 «Техническая эксплуатация газораспределительных систем»), которые утверждались министерствами и ведомствами.
С вступлением в силу 8 ноября 2011 г. Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 г. № 870, необходимо было привести нормативную базу газораспределения и га-
зопотребления в соответствие с требованиями нормативного правового акта высшего уровня, гармонизировать ее структуру и состав.
Первым был разработан и утвержден ГОСТ Р 53865-2010 «Системы газораспределительные. Термины и определения» (Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 сентября 2010 г. № 242-ст).
В 2012 г. Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии был утвержден комплекс Национальных стандартов Российской Федерации по газораспределению, в который вошли:
• ГОСТ Р 54960-2012 «Системы газораспределительные. Пункты газорегуляторные блочные. Пункты редуцирования газа шкафные. Общие технические требования» - Приказ Росстандарта от 22 августа 2012 г. № 250-ст;
• ГОСТ Р 54961-2012 «Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация» - Приказ Росстандарта от 22 августа 2012 г. № 251-ст;
• ГОСТ Р 54982-2012 «Системы газораспределительные. Объекты сжиженных углеводород -ных газов. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация» - Приказ Росстандарта от 12 сентября 2012 г. № 293-ст;
• ГОСТ Р 54983-2012 «Системы газораспределительные. Сети газораспределения природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация» - Приказ Росстандарта от 13 сентября 2012 г. № 299-ст. Утверждение Росстандартом
национальных стандартов по эксплуатации (ГОСТ Р 549612012, ГОСТ Р 54982-2012, ГОСТ Р 54983-2012) позволило отменить с 1 января 2013 г. стандарты от-
расли «Техническая эксплуатация газораспределительных систем» (ОСТ 153-39.3-051-2003, ОСТ 15339.3-052-2003, ОСТ 153-39.3-0532003)», Приказ Минэнерго России от 6 ноября 2012 г. № 549.
В ходе актуализации и поэтапной замены нормативно-технических документов, действующих в сфере газораспределения и газопотребления, на сегодняшний день разработано и утверждено в качестве национальных стандартов 14 документов. Из них в 2015 г. Росстандартом утвержден ГОСТ Р 56522-2015 «Системы газораспределительные. Восстановление эксплуатационной документации на действующие сети газораспределения».
В 2016 г. был утвержден и введен в действие еще один национальный стандарт - ГОСТ Р 56880-2016 «Системы газораспределительные. Сети газораспределения. Порядок организации и проведения работ в охранных зонах сети газораспределения. Формы документов».
В настоящее время ведется раз -работка девяти проектов нацио -нальных стандартов, касающихся сетей газораспределения и газопотребления. Стоит отметить, что проекты и национального, и ме-жгосударственного уровня проходят обязательную процедуру публичного обсуждения: тексты разрабатываемых документов размещаются на сайте Росстан-дарта и доступны для всех заинтересованных лиц, желающих высказать свое экспертное мнение и принять участие в судьбе документа. Это говорит о том, что сегодня созданы все условия для того, чтобы разрабатываемые документы максимально отвечали потребностям конечного потребителя и отражали реальное по -ложение дел в отрасли.
о пользе корпоративных стандартов
Занимаясь техническим регулированием, нельзя не принимать
во внимание корпоративную систему стандартизации, поскольку именно стандарты организаций могут быть впоследствии приняты за основу документов более высокого уровня. Такая возможность была закреплена и одобрена Распоряжением Правительства РФ в Концепции развития Национальной системы стандартизации РФ на период до 2020 г.
Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» определяет стандарт организации как документ, разработанный и утвержденный юридическим лицом, исходя из необходимости его применения для обеспечения целей стандартизации. Под указанными целями понимаются совершенствование производства, повышение качества продукции, работ, услуг и в целом повышение конкурентоспособности продукции российского производства.
Таким образом, развитие корпоративных систем стандартизации - явление закономерное: сокращение государственного регулирования экономики и расширение самостоятельности субъектов хозяйствования требуют создания систем стандартизации уровня организации как инструмента для достижения баланса интересов всех заинтересованных сторон - от органов государственного управления и компаний до потребителей и поставщиков. Стоит также учитывать, что государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, лежащих в основе разработки стандартов, а также комплекса работ по их внедрению, не может осущест-
вляться в необходимом объеме, особенно в существующей экономической ситуации.
Очевидным преимуществом корпоративных стандартов служит оперативность их создания. Установленный организацией порядок разработки и утвержде -ния проекта стандарта позволяет его достаточно быстро принять, адаптировать к условиям рынка и опробовать на практике. По-
мимо этого корпоративная стандартизация дает возможность устанавливать четкие правила разработки и применения единых требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения,перевоз-ки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг с учетом структуры и в зависимости от специфики деятельности компании. Применение корпоративных стандартов способствует успешной реализации единой технической политики, оптимизации процессов управления компанией.
Для решения этих задач в АО «Газпром газораспределение» была создана Система стандартизации. Стандартизация в этой компании согласно Федеральному закону «О техническом регулировании» осуществляется в целях:
• повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
• повышения уровня безопасности опасных производственных объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
ЦЕЛЯМИ СТАНДАРТИЗАЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА, ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ И ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ...
• повышения уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;
• повышения конкурентоспособности выполняемых работ или оказываемых услуг,
а также для обеспечения:
• рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
• единой технической, кадровой и информационной политики в сфере деятельности компании;
• единства измерений показателей, характеристик, параметров функционирования газораспределительных систем в различных регионах;
• энергосбережения и повышения эффективности использования энергоресурсов в сфере деятельности компании;
• стимулирования научно-технического прогресса и инноваций в сфере деятельности компании;
• содействия проведению работ по унификации. Совокупность деятельности
участников выполнения работ, направленных на реализацию данных целей, а также стандарты, рекомендации, технические условия АО «Газпром газораспределение» и являются системой стандартизации этой компании.
Корпоративная система стандартизации в АО «Газпром газораспределение» в настоящее время включает 95 документов. Это стандарты и рекомендации ПАО «Газпром» и АО «Газпром газораспределение», а также Технические условия. Для удобства применения все документы систематизированы в 12 различных комплексов.
1. Система стандартизации АО «Газпром газораспределение».
2. Проектирование, строительство и эксплуатация объектов газораспределения и газопотребления.
3. Нормирование материально-технических ресурсов.
4. Комплексные системы безопасности.
5. Сертификация, аккредитация, унификация продукции, обеспечение единства измерений.
6. Организация и управление производством. Подготовка кадров.
7. Проектирование, строительство и эксплуатация объектов сжиженных углеводородных газов.
8. Промышленная и пожарная безопасность, охрана труда, охрана окружающей среды.
9. Защита от коррозии.
10. Интеллектуальная собственность АО «Газпром газораспределение».
11. Система менеджмента качества АО «Газпром газораспреде -ление».
12. Диспетчерское управление. В ближайших планах - разработка еще 15 стандартов и двух документов в статусе рекомендаций АО «Газпром газораспределение».
Деятельность по стандартизации, осуществляемая в ООО «Газпром межрегионгаз» и АО «Газпром газораспределение», продиктована актуальной задачей создания Единой системы газораспределения. Залог эффективной работы такой системы - наличие единых норм и стандартов. Стандартизации подвержены все без исключения аспекты деятельности компаний, и результатом становится эффективная работа по единым правилам во всех регионах страны - на Дальнем Востоке и в Калининграде, в Сочи и в Архангельске.
от разобщенности к консенсусу
Ситуация с формированием нор -мативно-правовой базы газораспределения и газопотребления по-прежнему достаточно сложна в связи с противоречиями федерального и местного законодательств в сфере технического регулирования и промышленной безопасности, дублированием
полномочий и компетенций органов исполнительной власти, избыточным количеством общественных структур, занимающихся преобразованием нормативно-правовой базы в автономном режиме. В настоящее время нормативная база в области газораспределения содержит множество документов, о гармонизации которых, к сожалению, говорить пока не приходится. Это и Технический регламент о безо -пасности сетей газораспределения и газопотребления, и Техни-ческие регламенты Таможенного союза, межгосударственные и национальные стандарты, своды правил, документы Ростехнадзо-ра, министерств, ФАС и т. д.
Для объединения всех заинтересованных участников процесса разработки документов по техническому регулированию, а также построения гармоничной структуры этих документов по инициативе ООО «Газпром ме-жрегионгаз» был создан Коорди -национный совет по совершенствованию нормативной базы в области проектирования, строительства и эксплуатации сетей газораспределения и газопотребления.
Объективности ради стоит признать, что техническое регулирование в области газораспределения и газопотребления сегодня осложняют разобщенность среди разработчиков документов, отсутствие скоординированного подхода в выборе объекта стандартизации, проблемы с финансированием и т. д. Но само наличие и успешная работа таких организаций, как Технический комитет МТК 523/ТК 23 и Подкомитет ПК 4, Научно-технический совет ООО «Газпром межрегионгаз», а также недавно сформированный Координационный совет, позволяют говорить о том, что указанные проблемы решаемы, а развитие стандартизации в сфере газораспределения и газопотребления находится в надежных руках.