Научная статья на тему 'Технические средства обучения в музыкальной педагогике'

Технические средства обучения в музыкальной педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2241
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шлыкова Ирина Вячеславовна

Nowadays the investigation of the problem of technical teaching aids application in musical pedagogy is very urgent. If in the process of the development of general pedagogy the aspect of the use of these aids was worked out well, in the process of teaching music their application is scanty for different reasons, the principal of them being the lack of common concept of these aids introduction into the teaching process. The article reflects the main stages of the development of technical teaching aids in musical pedagogy, beginning with the classification and finishing with their purposeful application in the courses of individual music teaching (the teaching of playing musical instruments).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technical teaching aids in musical pedagogy

Nowadays the investigation of the problem of technical teaching aids application in musical pedagogy is very urgent. If in the process of the development of general pedagogy the aspect of the use of these aids was worked out well, in the process of teaching music their application is scanty for different reasons, the principal of them being the lack of common concept of these aids introduction into the teaching process. The article reflects the main stages of the development of technical teaching aids in musical pedagogy, beginning with the classification and finishing with their purposeful application in the courses of individual music teaching (the teaching of playing musical instruments).

Текст научной работы на тему «Технические средства обучения в музыкальной педагогике»

5. Зыкова М.Н. // Мир психологии (научно-метод. журнал). М.; Воронеж, 2004. № 3. С. 76.

6. Энциклопедический словарь юного музыканта / сост. В.В. Медушевский, О.О. Очаковская. М., 1985. С. 198.

7. Баренбойм Л.А. Музыкальное воспитание в СССР. М., 1978. С. 17.

8. Ожегов С.И Словарь русского языка. Екатеринбург, 1997.

9. Куликов Н.М. Школа для 3-рядной гармоники. М., 1875.

Поступила в редакцию 23.03.2007 г.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

И.В. Шлыкова

Shlykova I.V. Technical teaching aids in musical pedagogy. Nowadays the investigation of the problem of technical teaching aids application in musical pedagogy is very urgent. If in the process of the development of general pedagogy the aspect of the use of these aids was worked out well, in the process of teaching music their application is scanty for different reasons, the principal of them being the lack of common concept of these aids introduction into the teaching process. The article reflects the main stages of the development of technical teaching aids in musical pedagogy, beginning with the classification and finishing with their purposeful application in the courses of individual music teaching (the teaching of playing musical instruments).

В последние десятилетия XX в. при накапливающемся потоке информации возникает необходимость поиска более совершенных методов и средств обучения, которые были бы способны обеспечить интенсивное усвоение огромного количества предоставляемой в процессе обучения информации. Именно поэтому распространение технических средств в музыкальной сфере, в первую очередь, связано с возможностью интенсификации и совершенствования учебного процесса для достижения наибольшей эффективности.

Как и в общей, в музыкальной педагогике используется все разнообразие технических средств обучения, так как музыкальное образование включает в себя весьма широкий круг различных дисциплин (общепрофессиональные и специальные), что предполагает проведение классификации данных средств по нескольким принципам. Возможно деление всей совокупности технических средств по принципу восприятия и по принципу устройства; по принципу влияния, оказываемого техническими средствами на методику и содержание процесса обучения музыке (нейтральные и активные); по их предназначению для решения дидактических задач - группа информационных средств и группа обучающих технических устройств с обратной связью и т. д. Однако самыми рас-

пространенными и наиболее часто используемыми техническими средствами обучения в музыкальной педагогике являются электроакустическая аппаратура, звукозаписывающая аппаратура (аудио и видео), средства статической проекции, специализированные технические средства для обучения музыке и контролирующие.

Проводя классификацию среди технических средств обучения, применяемых в музыкальной педагогике, следует помнить, что музыка - это, прежде всего, искусство звуков. Звуки, основными характеристиками которых являются высота, длительность, громкость и тембр, организованные интонацией, темпом, ритмом, общей мыслью и единой концепцией, трансформируются в единое целое - художественное произведение и являются основой музыкального искусства. Звук, зафиксированный с помощью техники на каком-либо носителе (пластинки, кассеты, диски и т. д.) в виде музыкального произведения, открыл безграничные возможности, как для музыкального исполнительства, так и для процесса обучения музыке.

Если упорядочить всю совокупность используемых музыкантами технических средств, отталкиваясь от специфики музыкальной деятельности, которая заключается в работе со звучащим материалом, можно выстроить определенную структуру в их клас-

сификации, характерную именно для музыкальной педагогики в целом. В настоящее время главенствующие позиции занимает звуковоспроизводящая и звукозаписывающая техника, а так же видеотехника, которая благодаря прогрессу достигла высочайших результатов, как в удобстве применения, так и в качестве записи и воспроизведения. Средства статической проекции для музыкантов менее важны, чем средства, обеспечивающие работу со звучащим материалом, поэтому в иерархической лестнице они занимают второе место. Специализированные технические средства обучения несомненно, являются важной составляющей классификации музыкальных технических средств обучения и выполняют определенные функции в области их применения.

Привлечение компьютерных технологий в область музыкального искусства дало возможность перенести часть функций контролирующих технических средств обучения в специальные компьютерные программы. Однако это не означает, что контролирующие технические средства обучения, подтверждающие и регистрирующие верные ответы учащихся, в настоящее время утратили свое значение и место в процессе обучения музыке.

Со временем в музыкальной педагогике сформировался комплекс наиболее часто используемых технических средств обучения, который в большей степени направлен на специализированные предметы музыкальных учебных заведений. Среди них средства предоставления и записи аудио- и видеоинформации являются наиболее распространенными в педагогическом процессе. Технические средства, которые дают возможность прослушать, записать, проанализировать не только музыкальную, но и любую другую звуковую информацию заняли главенствующие позиции в музыкальной педагогике по отношению к другим техническим средствам обучения.

В музыкальных учебных заведениях технические средства в большей степени используются в цикле общепрофессиональных дисциплин: музыкальная литература, история музыки, народное творчество, сольфеджио, гармония, анализ и т. д., при этом следует отметить, что аудио- и видеотехниче-ские средства обучения широко применяют-

ся в вышеперечисленных предметах и выполняют ряд определенных функций:

- использование технических средств помогает индивидуализировать процесс обучения на групповых занятиях;

- применение технических средств дает возможность контролировать не только конечный результат усвоения знаний, но и течение данного процесса;

- внедрение технических средств обучения на музыкально-теоретических дисциплинах, учитывая индивидуальные особенности каждого учащегося, дает возможность преподавателю рационально использовать лимит времени, предоставленный уроком;

- применение технических средств обучения повышает уровень успеваемости учащихся, количество и качество усваиваемых ими знаний.

В классах индивидуального обучения музыке положение с использованием технических средств обстоит несколько иначе. Несмотря на то, что вся мировая музыка существует на аудио- и видеоносителях в музыкальных учебных заведениях преподаватели специальных дисциплин довольно редко применяют их в процессе обучения игре на музыкальных инструментах. С одной стороны, это связано со сложностью обеспечения материальной базы, так как усовершенствованные технические средства обучения (различные СБ-проигрыватели или музыкальные центры - цифровая техника) доступны не каждому. С другой стороны, существует проблема, связанная с неразработанностью методических рекомендаций по их использованию в процессе обучения, отвечающих требованиям государственных образовательных стандартов.

В семидесятые-восьмидесятые годы XX в. широкое распространение новой для того времени техники, к числу которой относились пластинки, грамзаписи, радио и телевидение, магнитофон и видеомагнитофон, о котором в то время говорили еще, как о перспективе, повлекло за собой ее внедрение в область профессионального музыкального искусства, в частности и в классы индивидуального обучения музыке. Данные средства выполняли и выполняют до сегодняшнего дня информативную, эстетико-воспитательную, организующую и направляющую, ана-

литическую и корректирующую, методическую, а также прогнозирующую функции.

Тридцать пять лет назад информативная функция осуществлялась благодаря грамзаписи, радио или телепередаче, с помощью которых учащиеся знакомились с неизвестными музыкальными произведениями или с новыми интерпретациями уже знакомых пьес в исполнении великих мастеров. Сегодня список данных средств пополнился музыкальными центрами, СБ-плеерами, и большим количеством других средств, предоставляющих аудиоинформацию, связанных с разработкой цифровых технологий в области звукозаписи. Однако столь широкое распространение радио, телевидения и т. д. привело к тому, что меньшее количество слушателей стало приобщаться к профессиональному искусству посредством музицирования, музыка в большей степени становится фоном для какой-либо деятельности, некоторая бесконтрольность в восприятии всего, что предлагают теле- и радиопередачи, приводят к разрушению целенаправленного формирования музыкального вкуса.

Следует заметить, что грамотное использование педагогом звукозаписи, в противовес неконтролируемому слушанию радио и телевидения, даст возможность осуществить именно направленную передачу информации, влияя на процесс усвоения учащимися звуковой и дидактической информации, контролируя степень ее усвоения. В этом проявляется организующая и направляющая функция технических средств обучения.

Благодаря изобретению звукозаписывающей и звуковоспроизводящей техники и ее проникновению в сферу музыкальной педагогики и исполнительскую деятельность у музыкантов появилась возможность прояснить ряд вопросов, которые невозможно было зафиксировать в восприятии слушателя и исполнителя во время игры, так как музыка -искусство временное. Изобретение звукозаписывающей техники стало революцией в исполнительской сфере, появилась возможность контролировать исполнение музыканта, что наделило технические средства обучения контролирующей и связанными с ней аналитической и корректирующей функциями.

Методическая функция технических средств обучения в большей степени связана со звукозаписывающей техникой, которая

позволяет фиксировать на каком-либо носителе запись целого урока или отдельные разделы учебного репертуара, что помогает в дальнейшем диагностировать музыкальные способности и одаренность учащихся. Прогнозирующая функция технических средств в музыкальной педагогике связана с прослушиванием записей произведений в интерпретации выдающихся музыкантов-исполнителей, благодаря чему педагог имеет возможность формулировать цель прослушивания, которая способствует именно направленному получению учащимся определенной информации.

Как правило, работа со звукозаписывающими и звуковоспроизводящими техническими средствами в классе индивидуального обучения музыке предполагает слияние информационной функции, организации целенаправленного восприятия, контролирующей, аналитической и коррекционной, диагностической и прогностической функций в единое неделимое целое, что способствует получению высокого результата в учебном процессе.

Включение в учебный процесс технических средств влияет на построение структуры урока, так как переключает внимание учащихся на введенное в привычную для них обстановку нового объекта, что дает возможность менять характер познавательной деятельности обучающегося - важнейшей составляющей учебного процесса. Основной задачей педагога, применяющего в своей педагогической деятельности технические средства обучения, является забота о том, чтобы их использование органично вписалось в урок, стимулировало активность учащихся в восприятии, осмыслении и усвоении поставленной задачи, было мотивированным и результативным. Помимо этого, успешное применение технических средств обучения гарантировано лишь при условии дидактической целесообразности, необходимости и достаточности информации, когда педагог определяет не только очередные дидактические задачи, но и ставит строгую целевую установку, учитывая результаты применения данных средств.

Стоит отметить, что введение в процесс обучения технических средств должно осуществляться высококвалифицированным педагогом с достаточной методической и аналитической подготовленностью, в противном

случае чрезмерное увлечение ими может привести к тому, что урок превратится либо в некоторую форму развлечения, что уже не предполагает получения каких-либо знаний, либо их преобладание будет в ущерб другим важным элементам педагогического процесса. Применение технических средств обучения требует от педагога учитывать ряд условий, в которых протекает урок и которые сопутствуют использованию данных средств в процессе обучения. К ним относятся:

- обстановка, в которой применяются технические средства;

- реакция учащихся на технические средства;

- возраст учащихся;

- темперамент учащихся;

- интеллектуальное развитие учащихся;

- профессиональный опыт учащихся;

- склонности учащихся к тому или иному виду деятельности.

Следует помнить и о таком важном факторе, как утомляемость учащихся в процессе обучения, в связи с чем, так же учитывать время применения технических средств на уроке. Использование технических средств в процессе обучения в обязательном порядке должно чередоваться с такими педагогическими приемами, как рассказ, объяснение, беседа и т. д., что позволяет переключать внимание учащихся с одного действия на другое и снижать фактор усталости во время урока. Не менее важно помнить, что эффективность применения технических средств обучения зависит и от отношения к ним учащихся, планомерное их введение в учебный процесс и методичное использование даст определенный результат, в отличие от разового или крайне редкого применения.

Для педагогов музыкальных учебных заведений, преподающих исполнительские дисциплины, технические средства обучения, прежде всего, являются средством контроля, организующей и направляющей учебной формой, а также помогают выражению содержания предмета обучения. Применение в классах индивидуального обучения музыке звукозаписывающей и звуковоспроизводящей техники упрощает и одновременно осложняет процесс обучения, так как повышает психологическую нагрузку учащихся и требует от педагога серьезной подготовительной работы.

Организованность, изучение методики работы и навыков обращения с техническими средствами обучения - основные составляющие успешного осуществления процесса обучения с использованием аудио и видеотехники на уроках специальности в классах индивидуального обучения игре на инструменте. Применение любого технического средства зависит от конкретной задачи, которую возможно решить с помощью него, как правило, внедрение аудио- и видеотех-нических средств в процесс обучения дает возможность прослушать и просмотреть какой-либо музыкальный материал с видеорядом (или без него) и записать исполнение как на звуковой носитель, так и на видео (пленку, диск и т. д.). Методические основы овладения техническими средствами обучения включают в себя изучение устройства и правил эксплуатации технических средств обучения, анализ их методических возможностей, выбор различных методов их использования. Методика преподавания обязана помогать ученику достичь в процессе обучения наивысших результатов с наименьшей затратой времени и сил.

Несмотря на то, что в музыкальной педагогике не существует единого подхода к применению технических средств (аудио и видео), в семидесятые-восьмидесятые годы XX в., в эпоху их расцвета и внедрения в процесс обучения музыке были опубликованы работы педагогов-музыкантов, в которых затрагиваются некоторые аспекты применения данных средств в классах индивидуального обучения игре на музыкальных инструментах. К числу исследователей, занимавшихся данной проблемой, относятся

П.В. Лобанов, Н.И. Руденко, В.А. Коваленко, ЕЯ. Либерман, В.И. Горлинский и др. Каждый внес определенный вклад в решение проблемы использования технических средств в процессе обучения музыке, однако единой концепции или общих методических рекомендаций по их применению до сих пор не выработано.

Так, например, одни исследователи разработали рекомендации по использованию звукозаписывающей аппаратуры; другие обратили внимание на некоторые аспекты работы с прослушиванием аудиозаписей; часть педагогов-музыкантов делает упор на использование двух магнитофонов с целью

развития музыкального слуха и ритма у учащихся; некоторые занимались разработкой рекомендаций поэтапного применения слушания аудиозаписей; группа исследователей определила универсальные правила применения как аудиозаписей в процессе обучения игре на музыкальных инструментах, так и звукозаписывающей техники.

Однако не затронут ряд важных аспектов, которые следует учитывать при работе с техническими средствами в процессе обучения игре на музыкальных инструментах. Так, автор статьи предлагает обратить внимание на следующие моменты:

- использование технических средств обучения должно органично и естественно сочетаться с работой педагога, находиться в определенном балансе с ней. В процессе обучения музыке объединяются деятельность педагога и использование аудио- и видеозаписей. Это положение включает в себя индивидуальный подход к каждому ученику и предполагает различный баланс между воздействиями педагога на ученика и введением в процесс обучения технических средств;

- применение технических средств обучения, мера, степень их использования должны зависеть от личностных характеристик обучающегося: возраста ученика, его характерных индивидуальных особенностей (музыкальные способности, уровень подготовки);

- внедрение технических средств в процесс обучения зависит от стилистики изучаемых в классе произведений. Данное положение включает в себя знакомство учащегося с тем или иным стилем изучаемого произведения с помощью технических средств;

- введение технических средств в процесс работы над произведением должно осуществляться в зависимости от этапа разучивания пьесы;

- педагог обязан чутко контролировать процесс самостоятельного использования учеником технических средств обучения. Применение технических средств обучения должно подчиняться творческому процессу и позитивно влиять на достижение конечного результата;

- использование видеозаписи в процессе обучения музыке дает возможность не только услышать произведение в исполнении мастеров, провести слуховой анализ исполнения, но увидеть жестикуляцию и манеру поведения артиста во время исполнения. У мастеров жестикуляция и манера поведения за инструментом в процессе исполнения произведения органично сочетаются со стилем исполняемого произведения. Ученику полезно оценить исполнение произведения в одновременном его видении и слышании;

- использование звукозаписывающих аппаратов на уроках по специальности и в самостоятельных занятиях дает определенный результат, т. к. во время своего собственного исполнения учащийся не может адекватно оценить свою работу. При прослушивании собственного исполнения со стороны учащийся самостоятельно может выявить определенные недостатки, проанализировать и исправить их. Также возможно использование звукозаписывающей техники и в занятиях вместе с педагогом по специальности, где детальному анализу подвергнуться и те ошибки, которых учащийся в собственной работе со звукозаписью не может заметить в силу своего небольшого опыта.

Вышеперечисленные аспекты представляют собой основные положения методики применения технических средств в процессе индивидуального обучения игре на музыкальных инструментах.

Поступила в редакцию 11.03.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.