УДК 658.5
Е. В. Приимак
ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ И СТАНДАРТЫ КАК МЕРЫ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В РАМКАХ ВТО И ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
Ключевые слова: Техническое регулирование, технический регламент, стандарт.
Деловые обзоры и обсуждения в ВТО и в других торговых организациях указывают, что как в развитых странах, так и в странах, которые развиваются, требования технических регламентов, стандартов, процедур оценки соответствия увеличивают расходы и могут создать больше проблем для экспортеров и правительственных организаций, чем какое-либо решение в области тарифного регулирования.
Keywords: Keywords: Technical regulation, the technical regulations, the standard.
Business reviews and discussions in the WTO and in other trading organisations specify, that both in the developed countries, and in the countries which develop, requirements of technical regulations, standards, procedures of an estimation of conformity increase expenses and can create more problems for exporters and the governmental organisations, than any decision in the field of tariff regulation..
Всегда действовал и в настоящее время продолжает действовать неумолимый закон экономики: благосостояние и авторитет любой страны зависит от ее внешней торговли. И при этом едва ли не самый эффективный способ улучшить торговые связи
- стать членом Всемирной торговой организации (ВТО). Основная задача ВТО- содействие беспрепятственной международной торговле, недопущение при этом злоупотреблений и отрицательных последствий устранение барьеров, препятствующих торговле. Виды ограничений в международной торговле в настоящее время подразделяются на 2 основные группы:
• Тарифные ограничения (таможенные пошлины);
• Нетарифные меры.
Нетарифные методы регулирования - все меры, отличные от традиционного таможенного тарифа, с помощью которых можно влиять на международные торговые потоки.
Например, это препятствия для внешней торговли, возникающие вследствие применения:
• национальных промышленных стандартов,
• систем измерения и инспекции качества
товаров,
• требований техники безопасности,
• правил упаковки и маркировки товаров,
• санитарно-ветеринарных норм
• и некоторых административных формальностей.
Все перечисленные выше требования и нормы являются инструментами технической или административной политики. Их применение вызвано объективными требованиями массового
промышленного производства, соображениями безопасности, здравоохранения, защиты окружающей среды и другими аналогичными причинами. Однако любые технические требования при определенных условиях могут стать барьерами (в данном случае техническим). Фитосанитарный, экологический контроль в этом случае являются лишь предлогом, чтобы не допустить определенную продукцию на
внутренний рынок. Таким образом, под техническим барьером понимаются различия в требованиях международных и национальных стандартов, приводящие к дополнительным по сравнению с обычной коммерческой практикой затратам средств и (или) времени для продвижения товаров на соответствующий рынок [1].
Поэтому, вступая в ВТО, каждая страна обязуется устранить различные нетарифные барьеры и другие препятствия к международному обмену товарами, обеспечив соблюдение Соглашения по техническим барьерам в торговле (ТБТ), Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер (СФС), Кодекса добросовестной практики и других документов и принципов ВТО в области технического регулирования.
Вступивший в силу 1 июля 2003 г. в России Федеральный закон «О техническом регулировании» сыграл решающую роль в реализации нашей страной Соглашения по
техническим барьерам в торговле [2]. Принятие Закона обозначило в нашей стране реформу технического регулирования в части технического законодательства, стандартизации и оценки соответствия [3]. Система технического регулирования, которую мы строим, складывается из нескольких элементов (рис. 1):
- обязательных требований к качеству
продукции, устанавливаемых в техническом
законодательстве;
- рекомендуемых требований стандартов к качеству продукции;
- подтверждения соответствия
обязательным и рекомендуемым требованиям к качеству продукции и системам качества организации через сертификаты и декларации соответствия.
Основные направления реформы в сфере технического регулирования РФ [4]:
- разделение в нормативных документах обязательных и добровольных требований:
принятие технических регламентов, содержащих обязательные требования, и придание стандартам статуса документов для добровольного применения;
— установление обязательных требований в отношении защиты жизни и здоровья людей, животных и растений, защиты имущества, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
— разграничение правоустанавливающих и правоприменительных функций путем разделения функций по государственному контролю (надзору), аккредитации и сертификации;
— установление в технических регламентах экономически обоснованных, альтернативных и минимально затратных процедур оценки соответствия;
— создание единой системы аккредитации в области оценки соответствия;
— создание прозрачных и открытых для участия заинтересованных лиц процедур разработки технических регламентов и стандартов.
Осуществляет допуск продукции на рынок (испытания, сертификация и декларирование)
Подтверждает качество продукции и обеспечивает потребителей к новой продукции (добровольная сертификация)
Обеспечивает сопоставимость результатов измерений в различных испытательных лабораториях Ф^Ттциоцальные задачи
Рис. 1 - Система технического регулирования РФ
Главная задача разработки технических регламентов - безопасность. Не включенные в технические регламенты требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке не могут носить обязательный характер.
Технические инструкции «не должны быть подготовлены, приняты или применены с целью, приводящей к препятствиям в торговле, которые не являются необходимыми» [1].
Если обстоятельства, которые заставили страну ввести техническое регулирование, более не существуют или политические цели могут быть достигнуты альтернативными путями, такое регулирование не должно сохраняться.
Таким образом, основные требования к техническим регламентам можно сформулировать следующим образом:
- не являться средством скрытого ограничения в торговле;
- избегать излишних препятствий в международной торговле;
- не являться средством дискриминации между странами;
- транспарентность разработки и применения правил.
Однако Соглашение по ТБТ принимает во внимание существование законных расхождений между странами и признает за каждой страной право устанавливать обязательные технические нормы - технические регламенты и стандарты.
Преамбула к Соглашению заявляет, что «ни одна страна не должна быть ограничена в применении мер, гарантирующих качество ее импорта, защиту жизни и здоровья человека, животных и растений, состояние окружающей среды или устраняющих обман потребителя на уровне, который страна считает приемлемым» [1]. Так, страны не обязаны придерживаться международных стандартов, если это оправдано фундаментальными климатическими или другими географическими факторами, технологическими или инфраструктурными проблемами. Слепое же копирование международных норм может привести к непоправимым последствиям и потерям. В табл. 1 представлены примеры аварий, произошедших в результате ошибок в проекте при применении европейских норм без учета национальных особенностей территории РФ (в области строительства):
• Вечная мерзлота - 65% территории;
• Специфические и слабые грунты - 40% территории;
• Затопления и подтопления - 80% городов;
• Опасные склоновые процессы - 80% территории;
• Сейсмоопасные зоны - 40% территории;
• Снеговые нагрузки - от 80 до 560 кг/м2 для различных регионов РФ;
• Среднегодовые перепады температур - от 30 до 70 С для различных регионов РФ;
• Переходы «через ноль» - до нескольких раз в сутки.
Однако технические барьеры возникают не только по указанным выше причинам, которые в определенной степени складываются объективно. Между техническим барьером и стандартом качества очень тонкая грань, которую легко преступить, в том числе и осознанно.
Совсем иной механизм возникновения
препятствий в торговле имеет превращение технического законодательства в способ протекционизма для защиты внутреннего (или регионального, как например в ЕС) рынка от проникновения товаров иностранного производства. В таких случаях используют усложнение
административной стороны испытаний
импортируемых товаров, ужесточают контроль качества, принимают стандарты (государственные или региональные), касающиеся процедуры
испытаний (например, европейские стандарты серии 45000), что отражается на порядке признания зарубежных сертификатов, а для некоторых стран признание вообще оказывается невозможным.
Таблица 1 - Примеры аварий, произошедших в результате ошибок в проекте при применении европейских норм без учета национальных особенностей РФ
Так, с 1 июня 2008 года Евросоюз ввел новый технический регламент по химическому составу импортируемой и производимой продукции, который обозначил новую политику ЕС в отношении химических веществ. Основный принцип, заложенный в систему регламента, заключается в том, что на территории Евросоюза обращение любых химических веществ будет разрешено только в том случае, если эти вещества зарегистрированы в Европейском химическом агентстве (ЕХА), то есть по принципу "нет информации - нет рынка" [5].
Цель данной процедуры - получить информацию обо всех веществах, находящихся на рынке ЕС, их свойствах и влиянии на здоровье человека, окружающую среду, экологию и так далее. Система REACH является обязательной для всех участников внешнеэкономической деятельности, занимающихся производством и импортом продукции, содержащей химические вещества, подлежащие регистрации, в ЕС, если объем производства или импорта конкретного химического вещества превышает 1 тонну в год.
Новое химическое законодательство, введенное Евросоюзом для экологической и экономической защиты своего рынка, стало существенным барьером на пути российский экспортеров как минимум шести отраслей российской экономики: текстильной, автомобильной, целлюлознобумажной, металлургической, химической и
нефтехимической. Цель введения нового технического регламента - устранение с рынка опасных веществ и замена их на безопасные аналоги, - сомнений в его необходимости не вызывает. Другое дело, насколько обременительным становится процедура реализации этой идеи. Здесь, к сожалению, необходимо констатировать: европейское законодательство является самым продвинутым в части технического регулирования и, в этой связи, самым сложным для применения. Единственно разумная, по мнению Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), позиция России: с одной стороны, пытаться соответствовать тем правилам игры на тех цивилизованных рынках, одним из которых является ЕС, с другой - выявлять те чрезмерные обременения, которые этими правилами
сформулированы.
Среди технических барьеров важная роль отводится экологическим требованиям, стандартам и требованиям к упаковке и маркировке товаров. При этом, в отдельных случаях, требования отдельных стран, например, Великобритании в части стандартизации являются более жесткими, чем требования, применяемые в рамках ЕС. Это, прежде всего, касается высокотехнологичной продукции машиностроения и, особенно, авиатехники, где достаточно заметно проявляется несоответствие российских авиадвигателей и
навигационного оборудования требованиям британских стандартов. Аналогичная ситуация складывается в электротехнических отраслях, где требования британских стандартов в части электрозащищенности и электробытовых товаров являются более жесткими, чем требования ЕС.
Протекционистские меры нередко связаны с принятием национальных обязательных стандартов или технических регламентов и под давлением транснациональных корпораций, которые, как известно, принимают активное участие в
стандартизации на национальном уровне (в
развитых странах), обеспечивая главную часть финансирования деятельности национальных организаций по стандартизации и стремясь нередко получить возможность контроля над деятельностью технических комитетов.
Таким образом, вероятность превращения стандарта в инструмент конкурентной борьбы между государствами очень велика.
Однако с другой стороны, техническое законодательство и стандарты являются важными инструментами, которые помогают обеспечить функционирование единого рынка в рамках интеграционных процессов. В восьмидесятых годах прошлого века руководители государств ЕС поняли, что различия в действующих европейских стандартах на товары и услуги являются серьезным техническим барьером на пути евроинтеграции. Поэтому страны Евросоюза договорились о гармонизации своих национальных стандартов на основе общеевропейских директив. Сегодня Европейское законодательство на продукцию не
Объекты Ситуация Нарушение
г. Домодедово Полное Ошибка проекта -
складской обрушение отсутствие
высотный металлически обеспечения
(36 м) х конструкций устойчивости каркаса в
комплекс продольном направлении из-за неу довлетворительной системы вертикальных связей, окончательный вывод о несущей способности можно сделать, только добавив расчет в нелинейной постановке
Москва, Обрушение Расчет металлических
крытая несущих конструкций навеса
автостоянка конструкций произведен не по
«Метро» стоек российским нормам,
на учитывающим в т.ч.
Дмитровском дополнительные
шоссе нагрузки
Резервуары Обрушение Расчет конструкций
для хранения верхнего покрытия произведен
нефти вблизи покрытия без учета снеговой
Санкт- нагрузки в российских
Петербурга условиях
только устанавливает требования к ее безопасности и обеспечивает регулирование рынка в этой части, но и предусматривает одновременную гармонизацию национальных стандартов стран — членов ЕС с целью устранения технических барьеров в торговле. Так, техническое согласование в Европейском Союзе напрямую влияет на создание внутреннего рынка со свободным оборотом товаров в Европейском Союзе, с обязательным обеспечением по безопасности для окружающей среды и человека.
Необходимость ускорения интеграционных процессов с участием России является необходимым условием для достижения требуемого уровня конкурентоспособности экономики страны, обеспечения её внешнеторговых и геополитических интересов [6]. Поэтому чтобы максимально быстро ликвидировать технические границы между государствами ЕврАзЭС, решено воспользоваться опытом Европейского союза. Подписание 18 ноября 2010 г. в Санкт-Петербурге «Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации» и образование Таможенного союза (ТС), направленно на формирование единого технического регулирования без возможности применения дополнительных требований к продукции и процедурам оценки ее соответствия на национальном уровне. Результатом функционирования ТС явилось:
1) принятие единых регламентов для трех
стран;
2) утверждение изображение и положение о применении единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза - знака Евразийского соответствия (рис. 2).
ЕМ
ЕАС = Евразийское соответствие (Eurasian conformity)
Рис. 2 - Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза
В качестве основы технического регулирования в рамках Таможенного союза были выбраны межгосударственные стандарты СНГ,
которые доступны для любой страны на постсоветском пространстве. В настоящее время в Межгосударственном совете по стандартизации СНГ представлены все участники Содружества, а также Грузия. Поэтому при разработке технических регламентов Таможенного союза предусмотрена возможность любой страны взять технический регламент Таможенного союза и ввести в свое законодательство. Такая возможность применения технических регламентов Таможенного союза в других государствах СНГ будет способствовать их включению в единую систему технического регулирования. Гармонизируя нормы и правила с Европейским Союзом, формируя действенную систему технического регулирования с правильно функционирующими ее элементами, мы фактически создаем для отечественных производителей условия упрощения экспорта продукции на территорию 28 стран Европы. Это и есть фундамент создания свободной торговли от Петропавловска-
Камчатского до Лиссабона.
Таким образом, упорядочивание законов, регулирующих обращение продукции на рынке, в конечном счете, позитивно сказывается на всех игроках этого рынка. Главное, чтобы этот процесс действительно упорядочивал, а не создавал дополнительных необоснованных обременений для торговли.
Литература
1. Соглашение по техническим барьерам в торговле ВТО// Вестник технического регулировании, 2003, № 1.
2. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ (в редакции федеральных законов от 09.05.2005 г. № 45-ФЗ, от 01.05.2007 г. № 65-ФЗ, от 18.07.2009 г. № 189-ФЗ, от 30.12.2009 г. № 385-Ф3).
3. АвиловаВ.В., Галлямова Д.Х. Проблемы и перспективы вступления РФ в ВТО // Вестн. Казанского технологического ун-та. - 2012. - № 4. - С. 176-178.
4. Филиппов П. Техническое регулирование в Российской Федерации: итоги 2011 г. // Стандарты и качество. -2012. - № 3. - С. 26-34.
5. О проблемах российского экспорта в связи с введением
в ЕС системы REACH.// Аналитический портал химической промышленности
(http://www.newchemistry.ru)
6. Интеграционные процессы в мире и на пространстве СНГ: накопленный опыт, тенденции и перспективы: коллективная монография/под ред. С.И.Долгова и А.Н. Спартака//Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России. -М.: ВАВТ, 2012. -191 с.
© Е. В. Приймак - канд. хим. наук, доц. каф. аналитической химии, сертификации и менеджмента качества КНИТУ, [email protected].