МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070
Поэтому каждый маршрутизатор непрерывно выполняет анализ сетевой топологии и отслеживает её изменения. При принятии решения о необходимости прокладки нового маршрута маршрутизатор выполняет перестроение своего участка главного дерева. Если маршрутизатору удаётся успешно передавать необходимые пакеты другим маршрутизаторам, то изменение главного дерева не производится. Такая мера позволяет значительно снизить расходы ресурсов на передачу информации маршрутизации. Список использованной литературы:
1. Т.А. Онуфриева, А.А. Зайцева Сценарии IP-телефонии. «Облачные» АТС // Труды XIV Российской научно-технической конференции «Новые информационные технологии в системах связи и управления». Калуга. 2016. С. 92 - 94.
2. Таненбаум Э., Уэзеролл Д. Компьютерные сети. 5-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 960 с.: ил.
© Онуфриева Т.А., Зайцева А.А., 2016
УДК 711.5
Е.И. Погодина, Е.П. Дегтярева, М. А. Волынец
Магистратура
Кафедра Водохозяйственного и гидротехнического строительства (ВиГС) Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ)
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ТЕХНИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ВОДООХРАННЫХ ЗОН И ПРИБРЕЖНЫХ ЗАЩИТНЫХ ПОЛОС В ГОРОДСКОМ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВЕ
Аннотация
В целях охраны водных объектов от деградации водным и земельным законодательством предусматривается установление водоохранных зон с режимом ограничений на хозяйственную и иную деятельность. Выделение границ водных объектов и их водоохранных зон связано с решением комплекса сложнейших технических и правовых проблем. В данной статье сформулированы основные проблемы, с которыми сталкиваются при проведении работ по проектированию водоохранных зон, и предложены возможные пути их решения.
Ключевые слова
Прибрежные территории, водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы.
1. Понятие о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах.
Водоохранные зоны устанавливаются только для поверхностных водных объектов. Их размеры и границы утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства водных ресурсов.
Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира [1, ст. 65]. Земли водоохранных зон могут относиться к различным категориям земель - сельскохозяйственного назначения, лесного фонда и др., образуя лишь в пределах прибрежной защитной полосы либо земель, занятых гидротехническими или водохозяйственными сооружениями, земли водного фонда. Вместе с тем, независимо от этого, регулирование землепользования в пределах всех водоохранных зон осуществляется на комплексной основе, исходя из интересов охраны водных объектов. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, в пределах
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
которых определяется дополнительный режим использования территории. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;
2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;
3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта (30-50 м) [1, ст. 65]. Водоохранные зоны устанавливаются на основе проектов для каждого конкретного водного объекта исходя из его целевого назначения, состояния и других показателей и обозначаются на местности специальными знаками. Проекты водоохранных зон включают необходимые картографические материалы и содержат рекомендации по использованию земель.
2. Проблемы в определении водоохранных зон и прибрежных защитных полос.
Выделение границ водных объектов и их водоохранных зон связано с решением комплекса сложнейших технических и правовых проблем.
1. В настоящий момент не существует единых методических указаний по выделению таких зон. В этом случае проектировщики обычно используют три различных подхода: нормативно-правовой (на основе утвержденных нормативов, без учета специфических особенностей объекта), формализованный (проекты разрабатываются с учетом природных особенностей и особенностей застройки) и ландшафтно-гидрологический (учитываются гидрологические взаимосвязи и генезис формирования стока) [2, с. 52-59]. Возникает необходимость использования комплексного подхода. Обоснование возможности картометрического проекта водоохранной зоны в законодательстве явно не отражено, однако используется на практике с целью удешевления и упрощения процесса разработки проектов водоохранных зон и прибрежных защитных полос, проводимых по традиционной технологии [3, с. 37-40]. Программно-аппаратный комплекс ГИС предназначен для сбора, хранения, манипулирования, анализа и представления пространственно привязанной атрибутивно-графической информации о процессах и явлениях, происходящих на определенной территории [4, с. 5]. При создании комплексной ландшафтной географической информационной системы (ГИС) охватывается большой объём информации о рельефе, гидрографии, подробные характеристики всех ландшафтных систем. Пространственный анализ позволяет с высокой точностью построить водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы [5, с. 175-178].
2. Ширина водоохранной зоны устанавливается от береговой линии водного объекта. Береговая линия моря определяется по постоянному уровню воды или по линии максимального отлива; рек, озер - по среднемноголетнему уровню вод, в период, когда они не покрыты льдом [1, ст.5]. На практике при расчете береговых линий возникают следующие проблемы: во-первых, в условиях равнинного рельефа возможно значительное увеличение площади водных объектов во время половодья (от 5 до 20 раз), что ставит под сомнение целесообразность выделения защитных зон от линии среднемноголетнего уровня вод, во-вторых, сеть гидрологических станций для наблюдения за уровнем вод довольно разрежена [6, с. 3-6]. Следует создать упорядоченную сеть гидрологических станций на населенных территориях Российской Федерации, позволяющую собирать достаточные данные для исследования водных объектов.
3. Также при проектировании сталкиваются с отсутствием генеральных планов застройки многих населенных пунктов, отсутствием актуальных топографических карт, что приводит к дополнительным затратам и возникновению трудностей по сбору исходных данных [2, с. 52-59]. Для решения данных задач целесообразно применение геоинформационных технологий, которые способны существенным образом упростить и удешевить процессы подготовки необходимых картографических материалов [3, с. 37-40].
Кроме того, необходимо усилить государственный контроль над соблюдением установленных правил хозяйствования.
4. Одно их главнейших условий соблюдения специального режима хозяйствования - информирование населения с помощью специальных информационных знаков. Необходима установка таких знаков не только
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
в характерных точках границ водоохранных зон сельской местности, но и в городской черте, обоснованная на нормативно-правовом уровне.
5. Эффективность установления водоохранных зон прежде всего определяется фактическим соблюдением режима хозяйственной деятельности. Исследования показывают, что береговые зоны значительно влияют на качество воды и состояние водной экосистемы. Изучение состояния прибрежной полосы в местах высокой антропогенной нагрузки позволяют сделать вывод, что неблагоустроенные места отдыха и несанкционированные места сброса стока нарушают экологическое состояние водных объектов. В связи с этим, восстановление и защита водоохранной зоны и прибрежной полосы является одной из актуальных задач на данный момент [7, с. 69-73, 8 с. 3724-3739].
В целях государственного контроля предлагается использование материалов мониторинга для выявления нарушений использования земель в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос и использование мониторинговой информации для управления землепользованием [3, с. 37-40].
Одна из целей проектирования водоохранных зон и прибрежных защитных полос - это государственный кадастровый учет. Государственный кадастровый учёт зон с особым режимом использования земель должен являться основой для последующей юридической регистрации обременений в использовании земель, т.к. режим особого использования земель влечёт за собой серьёзные экономические последствия для всех участников земельных отношений [9, ст. 10].
Таким образом, при проектировании водоохранных зон и прибрежных защитных полос, в целях охраны водных объектов от загрязнения, необходимо решить комплекс технических и правовых проблем, разработать единые методические рекомендации, создать расширенную сеть гидрологических станций, усилить государственный контроль за соблюдением режима хозяйствования.
Список использованной литературы:
1. Водный кодекс РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ, ст. 65
2. Жерелина И.В., Стоящева Н.В., Поляков А.А., Кормаков В.И. Проектирование водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов // Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России» - 2006. - № 3. - С. 52 - 59
3. Гарманов В.В., Погодина Е.И., Пилипенко Е.А., Терлеев В.В., Баденко В.Л. Использование материалов мониторинга земель в процессе управления землепользованием, Сборник докладов молодежной научно-практической конференции в рамках XLIII Недели науки СПбПУ, Санкт-Петербург, 1-6 декабря 2014 года. Секция "Природообустройство"/ СПбПУ. СПб., 2014. - с. 37 - 40
4. Баденко В.Л. Геоинформационные технологии для решения задач природообустройства: Учеб. пособие. 2013., с. 5
5. В.В. Хромых, О.В. Хромых, А.А. Ерофеев. Ландшафтный подход к выделению водоохранной зоны реки Ушайки на основе геоинформационного картографирования - Вестник Томского государственного университета. 2013. № 370. С. 175-178
6. В.А. Льготин и др. Вода: химия и экология - №3, сентябрь 2008 г. с. 3-6
7. Н.И. Ходоровская, С.Г. Ницкая, И.В. Машкова. Роль водоохранной зоны в защите поверхностных водоемов от загрязнения и истощения - Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия - Известия Челябинского научного центра, вып. 2 (19), 2003, с.69 - 73
8. Pei-Te Chiueh, Wei-Ting Shang and Shang-Lien Int. J. Environ. Res. Public Health 2012, 9 (10), p. 3724-3739; Article An Integrated Risk Management Model for Source Water Protection Areas LoGraduate Institute of Environmental Engineering, National Taiwan University, No.71 Chou-Shan Road, Taipei 106, Taiwan Published: 17 October 2012
9. Постановление Правительства РФ «О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» от 1 июня 2009 №457, ст. 10
© Погодина Е.И., Дегтярева Е.П., Волынец М.А., 2016