Научная статья на тему 'Технические аспекты антитеррористической устойчивости международных аэропортов'

Технические аспекты антитеррористической устойчивости международных аэропортов Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
215
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Зарубин Владимир Сергеевич, Князьков Алексей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технические аспекты антитеррористической устойчивости международных аэропортов»

B.C. Зарубин, А.В. Князьков,

кандидат технических УВО при ГУВД

наук, доцент по Волгоградской области

ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ АЭРОПОРТОВ

Значительный рост активности различных агрессивно настроенных этнических и террористических группировок, проведение ими масштабных террористических актов в отношении воздушных транспортных средств вызвали необходимость принятия Правительством Российской Федерации ряда мер по обеспечению безопасности международных авиаперевозок. Основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими данное направление, стали ФЗ «О противодействии терроризму» и дополнение к перечню объектов, подлежащих государственной охране в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 587. Согласно данным нормативно-правовым документам, международные аэропорты на территории России охраняются подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации.

Вневедомственная охрана ставит пред собой цель обеспечения авиационной безопасности и надежной защиты международных аэропортов от террористических актов и иных противоправных посягательств.

Основное средство обеспечения безопасности международных аэропортов - это комплексный подход к данному вопросу. Наиболее важной составляющей комплексной безопасности является инженерно-техническая система, которая позволяет обеспечить надежную защиту любого объекта, а также обнаружить и нейтрализовать террористические угрозы практически при любых условиях и сценариях развития событий. Мировой опыт показывает, что применение надежных технических средств охраны, созданных на базе новейших технологий, позволяет существенно снизить возможность криминальных посягательств на международные аэропорты.

К первоочередным мероприятиям обеспечения авиационной безопасности и защиты международных аэропортов от террористических актов и иных противоправных посягательств является устройство ограждений по периметру основной территории аэропорта и периметрам его жизненно важных центров [1].

Для этого необходимо создание:

- основного ограждения;

- верхнего и нижнего дополнительного ограждения;

- внешнего и внутреннего предупредительного ограждения;

- служебных контрольно-пропускных пунктов (КПП) аэропортов для авиационного персонала, работников авиационных предприятий и иных лиц, осуществляющих свою деятельность на территории аэропорта. Оборудовать данные КПП шлюзовыми кабинами с встроенными автоматизированными системами контроля и управления доступом, противокумуля-

тивными ограждениями (рис. 1), средствами противопулевой защиты персонала КПП;

Рис. 1. Система противокумулятивной защиты «Лоза»

- мест (проездов), через которые осуществляется санкционированный проезд автотранспортных средств на территорию аэропорта. Оборудовать данные проезды -автоматизированными устройствами блокирования их движения (рис. 2). Участки возможного подъезда автотранспортных средств с внешней стороны ограждения должны быть оборудованы устройствами ограничения скорости их движения (железобетонными блоками, столбами и т. п.), расположенными в определенном порядке.

Рис. 2. Стационарный электромеханический пост остановки колесного автотранспорта «Покат-3 000»

Для обнаружения попытки преодоления основного ограждения территории объекта и на подступах к нему используют средства раннего обнаружения проникновения — средства периметральной сигнализации (рис. 3 и 4). Это позволяет работникам охраны оперативно реагировать на появление нарушителя и оказать надлежащее противодействие.

Следующим обязательным этапом обеспечения надежной защиты международных аэропортов является использование интегрированных систем безопасности (ИСБ), которые представляют собой объединение на единой программно-аппаратной основе систем охранно-пожарной сигнализации (ОПС), систем охранного телевидения (СОТ) и систем контроля и управления доступом (СКУД).

Рис. 3. Извещатель охранный линейный радиоволновый «Радий-2» (ИО207-4)

Рис. 4. Извещатель охранный линейный оптико-электронный «СПЭК-1112» (ИО 209-23)

Интегрированные системы безопасности обеспечивают:

- модульную структуру, позволяющую оптимально оборудовать как малые, так и очень большие распределенные объекты международных аэропортов;

- контроль и управление доступом через точки входа (двери, турникеты, шлюзы, шлагбаумы и т.п.);

- видеонаблюдение, видеоконтроль и видеорегистрацию возникающих тревожных ситуаций;

- управление установками пожарной автоматики;

- управление инженерными системами зданий (кондиционирования,

отопления, вентиляции, оповещения, аварийной сигнализации);

- защищенный протокол обмена по каналам связи, имитостойкие шлейфы сигнализации;

- возможность использования для взятия под охрану/снятия с охраны дистанционных радиокарт и электронных ключей;

- речевое предупреждение дежурного о тревожных событиях, возможность записи и воспроизведения речевых сообщений;

- отображение состояний зон, разделов, точек доступа, приемно-контрольных приборов, считывающих устройств, видеокамер на графических планах помещений с подробными текстовыми пояснениями;

- разграничение полномочий дежурных, операторов, администраторов за счет многоуровневой системы паролей и возможность подключения биометрических систем ограничения доступа к программам автоматизированных рабочих мест;

- протоколирование всех событий, происходящих в системе;

- развитую диагностику работоспособности всех блоков и устройств системы;

- оптимизацию людских и материальных ресурсов на оборудование, эксплуатацию и содержание физической охраны [2].

Основными задачами и направлениями совершенствования способов и методов обеспечения комплексной безопасности инфраструктуры и антитеррористической устойчивости международных аэропортов, являются:

- четкое нормативно-правовое обеспечение выполнения обязанностей и ответственности должностных лиц, отвечающих авиационную безопасность;

- разработка соответствующих нормативно-технических документов — технических регламентов (микро-, макро-), упорядочивающих порядок оборудования техническими средствами охраны международных аэропортов;

- постоянное проведение НИОКР по исследованию перспективных направлений развития и создания новых устройств для ИСБ, ОПС. СКУД и СОТ, применяемых при обеспечении безопасности международных аэропортов и авиаперелетов.

В завершение следует отметить, что рассмотренный комплексный подход позволит обеспечить должный уровень безопасности объектов, входящих в инфраструктуру международных аэропортов, и тем самым, спокойствие миллионов людей, ежедневно пользующихся услугами российских авиалиний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зайцев А.Г. Применение технических средств для организации охраны аэропортов: информационный обзор / А.Г. Зайцев.— М: НИЦ «Охрана» ГУВО МВД России, 2004.— 107 с.

2. Крахмалец А.К. Предложения по номенклатуре технических средств охраны для защиты международных аэропортов и объектов их инфраструктуры / А.К. Крахмалец.— М: НИЦ «Охрана» ДГЗИ МВД России, 2006.— 91 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.