B.C. Зарубин, А.В. Князьков,
кандидат технических УВО при ГУВД
наук, доцент по Волгоградской области
ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ АЭРОПОРТОВ
Значительный рост активности различных агрессивно настроенных этнических и террористических группировок, проведение ими масштабных террористических актов в отношении воздушных транспортных средств вызвали необходимость принятия Правительством Российской Федерации ряда мер по обеспечению безопасности международных авиаперевозок. Основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими данное направление, стали ФЗ «О противодействии терроризму» и дополнение к перечню объектов, подлежащих государственной охране в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 587. Согласно данным нормативно-правовым документам, международные аэропорты на территории России охраняются подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации.
Вневедомственная охрана ставит пред собой цель обеспечения авиационной безопасности и надежной защиты международных аэропортов от террористических актов и иных противоправных посягательств.
Основное средство обеспечения безопасности международных аэропортов - это комплексный подход к данному вопросу. Наиболее важной составляющей комплексной безопасности является инженерно-техническая система, которая позволяет обеспечить надежную защиту любого объекта, а также обнаружить и нейтрализовать террористические угрозы практически при любых условиях и сценариях развития событий. Мировой опыт показывает, что применение надежных технических средств охраны, созданных на базе новейших технологий, позволяет существенно снизить возможность криминальных посягательств на международные аэропорты.
К первоочередным мероприятиям обеспечения авиационной безопасности и защиты международных аэропортов от террористических актов и иных противоправных посягательств является устройство ограждений по периметру основной территории аэропорта и периметрам его жизненно важных центров [1].
Для этого необходимо создание:
- основного ограждения;
- верхнего и нижнего дополнительного ограждения;
- внешнего и внутреннего предупредительного ограждения;
- служебных контрольно-пропускных пунктов (КПП) аэропортов для авиационного персонала, работников авиационных предприятий и иных лиц, осуществляющих свою деятельность на территории аэропорта. Оборудовать данные КПП шлюзовыми кабинами с встроенными автоматизированными системами контроля и управления доступом, противокумуля-
тивными ограждениями (рис. 1), средствами противопулевой защиты персонала КПП;
Рис. 1. Система противокумулятивной защиты «Лоза»
- мест (проездов), через которые осуществляется санкционированный проезд автотранспортных средств на территорию аэропорта. Оборудовать данные проезды -автоматизированными устройствами блокирования их движения (рис. 2). Участки возможного подъезда автотранспортных средств с внешней стороны ограждения должны быть оборудованы устройствами ограничения скорости их движения (железобетонными блоками, столбами и т. п.), расположенными в определенном порядке.
Рис. 2. Стационарный электромеханический пост остановки колесного автотранспорта «Покат-3 000»
Для обнаружения попытки преодоления основного ограждения территории объекта и на подступах к нему используют средства раннего обнаружения проникновения — средства периметральной сигнализации (рис. 3 и 4). Это позволяет работникам охраны оперативно реагировать на появление нарушителя и оказать надлежащее противодействие.
Следующим обязательным этапом обеспечения надежной защиты международных аэропортов является использование интегрированных систем безопасности (ИСБ), которые представляют собой объединение на единой программно-аппаратной основе систем охранно-пожарной сигнализации (ОПС), систем охранного телевидения (СОТ) и систем контроля и управления доступом (СКУД).
Рис. 3. Извещатель охранный линейный радиоволновый «Радий-2» (ИО207-4)
Рис. 4. Извещатель охранный линейный оптико-электронный «СПЭК-1112» (ИО 209-23)
Интегрированные системы безопасности обеспечивают:
- модульную структуру, позволяющую оптимально оборудовать как малые, так и очень большие распределенные объекты международных аэропортов;
- контроль и управление доступом через точки входа (двери, турникеты, шлюзы, шлагбаумы и т.п.);
- видеонаблюдение, видеоконтроль и видеорегистрацию возникающих тревожных ситуаций;
- управление установками пожарной автоматики;
- управление инженерными системами зданий (кондиционирования,
отопления, вентиляции, оповещения, аварийной сигнализации);
- защищенный протокол обмена по каналам связи, имитостойкие шлейфы сигнализации;
- возможность использования для взятия под охрану/снятия с охраны дистанционных радиокарт и электронных ключей;
- речевое предупреждение дежурного о тревожных событиях, возможность записи и воспроизведения речевых сообщений;
- отображение состояний зон, разделов, точек доступа, приемно-контрольных приборов, считывающих устройств, видеокамер на графических планах помещений с подробными текстовыми пояснениями;
- разграничение полномочий дежурных, операторов, администраторов за счет многоуровневой системы паролей и возможность подключения биометрических систем ограничения доступа к программам автоматизированных рабочих мест;
- протоколирование всех событий, происходящих в системе;
- развитую диагностику работоспособности всех блоков и устройств системы;
- оптимизацию людских и материальных ресурсов на оборудование, эксплуатацию и содержание физической охраны [2].
Основными задачами и направлениями совершенствования способов и методов обеспечения комплексной безопасности инфраструктуры и антитеррористической устойчивости международных аэропортов, являются:
- четкое нормативно-правовое обеспечение выполнения обязанностей и ответственности должностных лиц, отвечающих авиационную безопасность;
- разработка соответствующих нормативно-технических документов — технических регламентов (микро-, макро-), упорядочивающих порядок оборудования техническими средствами охраны международных аэропортов;
- постоянное проведение НИОКР по исследованию перспективных направлений развития и создания новых устройств для ИСБ, ОПС. СКУД и СОТ, применяемых при обеспечении безопасности международных аэропортов и авиаперелетов.
В завершение следует отметить, что рассмотренный комплексный подход позволит обеспечить должный уровень безопасности объектов, входящих в инфраструктуру международных аэропортов, и тем самым, спокойствие миллионов людей, ежедневно пользующихся услугами российских авиалиний.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зайцев А.Г. Применение технических средств для организации охраны аэропортов: информационный обзор / А.Г. Зайцев.— М: НИЦ «Охрана» ГУВО МВД России, 2004.— 107 с.
2. Крахмалец А.К. Предложения по номенклатуре технических средств охраны для защиты международных аэропортов и объектов их инфраструктуры / А.К. Крахмалец.— М: НИЦ «Охрана» ДГЗИ МВД России, 2006.— 91 с.