УДК 371.13
С.В.Даржинова
ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
Калмыцкий государственный университет, Элиста
The paper deals with the importance and role of theatre in training of future teachers and peculiarities of artistic work in pedagogic education. Work experience of the student theatre «Kurazh» of the Kalmyk State university is represented.
Вхождение России в мировое образовательное сообщество, участие в Болонском процессе, социально-экономические реалии XX! в. выдвигают новые требования к качеству содержания педагогического образования. Важно, чтобы педагог был способен к сотрудничеству со своими учениками, умел ориентировать их на самостоятельную мыслительную активность, эмоциональную культуру, терпимость к чужому мнению. Вместе с тем индивидуальное становление будущего педагога невозможно без поиска смысла собственного существования. Но смыслы тоже не берутся «из ниоткуда», они находятся в культуросообразной среде, во взаимодействии со средой. В культуре наиболее полно раскрывается механизм воспитания человека во взаимодействии с другим человеком. В связи с этим представляется принципиально важным, чтобы процесс профессионального становления будущих педагогов оснащал и обогащал его первоначальным опытом личностных отношений в сфере избранной профессии. Необходимо моделирование ситуаций, способствующих самореферентно-сти, рефлексивности, духовной связи с миром, конгруэнтности, эмпатийности, поливариативности
мышления, объективности и непредвзятости восприятия, бесконфликтности, зрелости, мудрости, гармоничности и внутренней целостности личности будущего педагога. С этой целью можно обратиться к театральной педагогике, так как театральные вузы го-
товят актеров и режиссеров к жизни, ограниченной рамками сцены, более активными методами, чем вузовские педагоги готовят будущих учителей к жизни, не ограниченной никакими рамками.
Обратимся к истории вопроса.
В 20-е годы ХХ в. в содержании педагогического образования были разработаны целые программы обучения педагогическому мастерству на основе элементов театрального искусства, которые предусматривали приобретение студентами умений образно излагать свои мысли; овладение техникой речи, в том числе техникой художественного высказывания; обучение пластике, выразительному жесту; освоение искусства импровизации, постижение инсценировки и драматизации и др. Внеаудиторная, факультативная (клубная, студийная) работа педагогических вузов также включала элементы театрального искусства, что способствовало развитию художественных умений, творческих способностей у будущих педагогов. Так, например, в Академии социального воспитания при непосредственном участии П.П.Блонского были организованы изостудия и студии музыки и художественной речи. Во многих других педагогических вузах — драматические, художественные, хоровые и вокальные студии. В учебные планы многих педагогических вузов как самостоятельные дисциплины вводятся элементы театрального искусства. На заседании комиссии по реформе высшей педагогической
школы (июнь 1923 г.) среди принципов построения учебных планов педвузов выделялась необходимость развития «особых качеств педагога», его индивидуальных эстетических способностей, поэтому в профессионально-педагогическую подготовку педвузов вводились: изобразительное и тональное искусство; семинары по художественному чтению и рассказыванию; элементы ораторского искусства, способствующие развитию культуры речи, постановке голоса будущего педагога, приобретению умения в красивой и доступной форме выражать свои мысли, чувства и эмоции [1].
Однако в 30-е годы в профессиональной подготовке учителя основное внимание стало акцентироваться на подготовке учителя как предметника. С годами понимание того, что педагогическое образование — обучение с особым содержанием, когда сама педагогика выступает основным средством формирования личности, постепенно ослабевало.
В 80-е годы ХХ в. вновь усилился интерес педагогических вузов к театральным приемам, методикам, упражнениям. Клайпедский театральнофилологический факультет Литовской государственной консерватории стал лидером по использованию приемов и методов обучения театральному искусству в подготовке будущего учителя. Здесь преподавались: сценическая речь, сценическое движение, мастерство актера, режиссура. В Полтавском педагогическом институте появилась первая в стране кафедра основ педагогического мастерства. Будущие педагоги в процессе профессиональной подготовки изучали некоторые элементы актерского и режиссерского мастерства, педагогическую технику.
В 1982 г. методический совет по педагогике и психологии при Министерстве просвещения СССР одобрил опыт работы Полтавского педагогического института и принял решение опубликовать разработанную в нем программу «Основы педагогического мастерства» для всех педвузов страны.
Особые занятия по актерскому мастерству для студентов педвузов проводились также в Москве, Перми, Новокузнецке, Даугавпилсе, Минске. Тогда же была создана Международная ассоциация «Drama in Education». Участниками семинаров и конгрессов этой ассоциации разрабатывались принципы широкого использования театрального искусства в школе.
В истории образования Калмыкии театр занимал особое место. В национальной культуре калмыков элементы театрального искусства присутствовали во многих видах народного творчества: в фольклоре, национальных танцах, праздниках и различных видах спорта. Особой любовью пользовались джан-гарчи (певцы-сказители) Ээлян Овла, Дава Шавалиев, Мукебюн Басангов и другие. Немалое актерское мастерство калмыцких сказителей отмечал в свое время
Н.В.Гоголь. В первые годы советской власти в Калмыкии широкое признание получило развитие самодеятельного творчества. Утверждение нового в сознании народа, борьба с пережитками прошлого были основными темами выступлений самодеятельных коллективов. Они во многом использовали опыт русских передвижных театров, выступавших с концер-
тами, спектаклями-митингами. Особенно восприимчива ко всему новому была молодежь. Первые в истории культуры нашего народа спектакли поставили студенты, обучавшиеся в Калмыцком педагогическом техникуме (Астрахань). Драматические кружки, драматические представления скрашивали жизнь улусов (поселков) [2]. В работе первых театральных кружков активное участие принимали представители национальной интеллигенции, в том числе учителя.
Значение театра и актерской техники для педагога доказано во многих исследованиях, среди которых работы Л.С.Выготского, А.С.Макаренко, В.М.Букатова, О.С.Булатовой, А.П.Ершовой и др. В них рассмотрены проблемы индивидуального творчества, эмоциональной выразительности, импровизации.
Свидетельством того, что и сегодня интерес к театральной педагогике не ослабевает, является создание в Калмыцком государственном университете на базе педагогического факультета студенческого театра «Кураж». Потенциальная универсальность (всеобщность), обеспечивающая возможность присвоения самого разного содержания, позволяет развивать творческие начала личности будущего педагога самым благоприятным образом.
Целью художественно-творческой деятельности студенческого театра являются саморазвитие и самоформирование личности будущих педагогов. Среди его задач — изучение внутреннего мира человека; «проживание коллизий и проблем жизни»; накопление опыта идентификации со многими «другими»; совершенствование собственного психофизического аппарата как средства создания того или иного образа педагогической ситуации. Разнообразные пси-холого-педагогические упражнения, этюды — основные средства обучения в студенческом театре. Они представляют собой своеобразный каркас, «обрамление» обучения, внутри которого последовательно организуются и развертываются процессы самопознания, самопроектирования жизненных и профессиональных стратегий, апробация последних в реальной учебно-воспитательной среде, анализ, оценка и поиск новых возможностей для дальнейшего личностного и профессионального саморазвития.
Комплекс упражнений, предлагаемый нами, называется «Я в предлагаемых обстоятельствах». Это упражнения, которые помогают постигать актерское мастерство, требуют от нас тонкости и понимания, доброты, огромного труда и терпения к молодым, еще несформировавшимся личностям. «Я» — это целый набор вопросов: «Кто я?», «Какой я?», «Знаю ли я себя?», «Я — это МИР, но можно ли узнать весь мир?», «Удастся ли мне узнать себя и изучить природу моих личных поступков?» и т.д.. Важными условиями эффективной реализации обучения в студенческом театре выступают согласованность его содержания и психологическая готовность преподавателей к принятию педагогических стратегий студентов.
Анализ влияния театральной деятельности на формирование личности будущих педагогов позволяет сделать ряд заключений.
1. Комплекс упражнений, предлагаемый нами, развивает индивидуальные восприятия, ощущения,
видения мира. Человек, постоянно «прислушиваясь» к себе, ощущает и понимает, как именно он должен воспринимать окружающий мир, как оценка того или иного явления влияет на его физиологическую основу (тело), волевые устремления (логика и воображение), эмоциональную сферу (чувства).
2. Этюды помогали студенту-актеру представить своего героя, поделиться своими мыслями о нем, что в свою очередь способствовало развитию адекватного самовосприятия и восприятия других людей, т. е. толерантности будущих педагогов.
3. Предлагая студенту выбрать героя, которого он хотел бы сыграть, мы активизировали его восприятие с помощью установки на свободный выбор.
4. Фоном успешной работы, способом и условием творчества выступала благоприятная психологическая атмосфера.
5. Актуализации логики чувств (К.С.Станислав-ский) способствовало использование метода исторических параллелей, особенностью которого является эмоционально-логическое сравнение представлений.
6. Будущие педагоги признали, что их личностные проявления станут ярче, если они будут обладать высокой культурой, богатой фантазией, глубоким мышлением.
7. Такие качества личности, как образное мышление, наблюдательность, воображение, эстетика речи, пластическая культура, артистизм, можно развить с помощью средств из арсенала театральной педагогики.
В ходе театральной деятельности многие студенты пересмотрели свое отношение к театральной педагогике, у них сформировались положительные мотивы и осознание личностной значимости приобретенных знаний. Пережитое «погружение» в роль («вхождение» в образ) заставляло будущих педагогов рассуждать: «Какова цель действия? Его сверхзадача? Что идет от знаний? Что — от техники? Что — результат импровизации (внезапно нахлынувших чувств)?».
Участники театральной деятельности часто «открывали» себя, свои пределы и возможности. Иногда это было открытием и для преподавателей, сокурсников, родителей. Студенты углубили и применили на практике знания, полученные на занятиях по другим предметам.
Таким образом, в результате работы в системе художественно-творческой деятельности студенческого театра у будущего педагога появляется способность более глубокого понимания своего внутреннего мира, личности другого человека (ученика) и сложности его внутренней жизни. Такой педагог, умеющий «вживаться» в роль другого, не только обладает широким арсеналом новых педагогических средств, но и поднимается на новый уровень самосознания, позволяющий ему более целостно воспринимать педагогическую реальность и устанавливать толерантные взаимоотношения с самыми разными учениками.
Театр — это коллективное искусство. В нем все его участники учатся плодотворному взаимодей-
ствию с большими и малыми социальными группами; овладевают навыками коллективного творчества. Основной язык театрального искусства — действие, основные видовые признаки — диалог и игра, понимаемые в самом широком смысле. Театр — искусство, обращенное к самым различным и самым широким социальным слоям. Театр является живым хранителем культурных традиций. Он дарит нам уникальную возможность постижения мира в процессе непосредственного человеческого общения, своеобразного диалога душ.
В сущности, каждый спектакль — своеобразный урок жизни. Нам нельзя забывать, что каждый человек ищет в искусстве радость, наслаждение, а не пользу. Почему мы так упорно стремимся разделить пользу и радость? Театр — всегда праздник. Событие. Оно вклинивается в повседневность, прерывает ее, привнося радость. Но театр — это и польза, ведь уроки театра — уроки общения. Невидимые нити связывают сцену и зал, актера и людей, сидящих в зале. Уроки театра — это и уроки воображения. Со сцены идет мощный импульс для работы творческой фантазии. Уроки театра — еще и уроки художественного образования, так необходимые для развития наших душ.
Сегодня это ни у кого не вызывает сомнений, что есть актерское начало в работе педагога и что профессии актера и педагога чрезвычайно близки между собой. Для педагога так же, как и для актера, важно творчество в условиях «публичного одиночества», воздействие на внутреннюю сферу личности, эмоциональность и образность. Все профессии системы «человек — человек» в некотором смысле «совпадают» в точке того творчества, каким является творение отношений. Здесь возникает действие и взаимодействие.
Художественно-творческая деятельность театра открывает возможность формировать духовный облик, идеалы, ценностные отношения будущего педагога. Значение театра и формы театрального действа в целях образования и развития личности будущего педагога трудно переоценить, ведь человеческий мир — это непрекращающееся общение и взаимодействие друг с другом, поэтому очень важно, что в театре студенты получают эмоционально насыщенный досуг, дополнительное образование и удовлетворяют свои духовные потребности.
Сегодня театральная педагогика — это не только теоретический фундамент творчества, но и практический инструмент, с помощью которого можно развивать комплекс личностных качеств и способностей студента
1. Демянко Н.Н. Элементы театрального искусства в общепедагогической подготовке учителя, 20-е годы // Проблемы освоения театральной педагогики в профессиональной подготовке будущего учителя. Полтава, 1991. С.41-43.
2. Пюрвеев В.Д. Вст. статья // Калмыцкий театр (1927 — 1967): Мат. и документы. Калмыцкий НИИ языка, литературы и истории. Элиста, 1972. С.6.