Стаина О.А. Театральная жизнь уралмашевцев на страницах заводской газеты в период с 1934 по 1939 год // Техноло-гос. - 2022. - № 4. - С. 100-116. DOI: 10.15593/perm.kipf/2022.4.09
Staina O.A. Theatrical Life of the Inhabitants of Uralmash on the Pages of the Factory Newspaper in the Period From 1934 to 1939. Technologos, 2022, no. 4, pp. 100-116. DOI: 10.15593/perm.kipf/2022.4.09
Научная статья
DOI: 10.15593^1^^/2022.4.09 УДК 792.03:070.486(470.54-25)"1934/1939"
ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ УРАЛМАШЕВЦЕВ НА СТРАНИЦАХ ЗАВОДСКОЙ ГАЗЕТЫ В ПЕРИОД С 1934 ПО 1939 ГОД
О.А. Стаина
Екатеринбургская академия современного искусства, Екатеринбург, Россия
О СТАТЬЕ
Поступила: 22 сентября 2022 г. Одобрена: 09 декабря 2022 г. Принята к публикации: 28 декабря 2022 г.
Ключевые слова:
театр, культурная политика, театральная жизнь, соцгород, Уралмаш, гастроли, целевые спектакли, периодическая печать, заводская газета
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается театральная жизнь на территории городского микрорайона Уралмаш (Екатеринбург - Свердловск). Жилой район Уралмаш построен в период 30-х годов ХХ века, одновременно с Уральским заводом тяжелого машиностроения «УЗТМ», брендом советской индустрии. Автор дает антропологическую характеристику Уралмашу 30-х годов как населенному пункту нового типа - «соцгороду». Анализ театральных событий (с 1934 по 1939 год) в условиях строительства соцгорода, отражает возрастающий интерес исследователей к процессам культурного строительства в период первых пятилеток, к формированию новой культурной политики Советского государства.
Цель статьи охарактеризовать театральную жизнь рабочего района в период культурного строительства, задачи исследования: систематизировать и восстановить в хронологическом порядке информацию о театральных событиях периода 30-х годов ХХ века на Уралмаше.
Методом изучения процессов, связанных с театральной жизнью Уралмаша, является анализ публикаций в многотиражной газете «За тяжелое машиностроение» в период с 1934 по 1939 год. В текст статьи включены аутентичные тексты из заводской многотиражки. Материалы газеты «За тяжелое машиностроение» условно разделены на несколько блоков: «посещение спектаклей», «гастроли», «художественная самодеятельность», «организационная работа», «рецензии (в том числе впечатления и благодарность от зрителей)», «анонс спектаклей», «информация о театральных деятелях столичных, республиканских и свердловских театров», и представлены в хронологическом порядке.
Выводы. Театральная жизнь в период с 1934 по 1939 год на Уралмаше была разнообразной, интересной и насыщенной. Стратегия построения культурной политики в «соцгороде» Уралмаш была направлена на обеспечение доступности театрального искусства для всех категорий граждан. Театры как социальные институты выстраивали свою деятельность и репертуарную политику, соотносясь с лозунгом этого времени - «Искусство должно принадлежать народу». Заводская многотиражка «За тяжелое машиностроение» сыграла в данном процессе существенную роль. Являясь единственным средством массовой информации, газета формировала театральную культуру уралмашевцев. На страницах газеты освещались события, связанные с театральной деятельностью во всех ее аспектах, изучая которые, можно восстановить незаслуженно забытую историю становления культуры в период строительства советского общества.
©ПНИПУ
© Стаина Ольга Алексеевна - кандидат педагогических наук, доцент ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9329-4612, e-mail: [email protected]
© Olga A. Staina - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9329-4612, e-mail [email protected]
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Вклад 100 %.
Эта статья доступна в соответствии с условиями лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0)
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0)
THEATRICAL LIFE OF THE INHABITANTS OF URALMASH ON THE PAGES OF THE FACTORY NEWSPAPER IN THE PERIOD FROM 1934 TO 1939
Olga A. STAINA
Ekaterinburg Academy of Contemporary Art, Ekaterinburg, Russian Federation
ARTICLE INFO ABSTRACT
Received: 22 September 2022 The article examines the theatrical life on the territory of the urban microdistrict Uralmash
Revised: 09 December 2022 in Yekaterinburg, formerly known as Sverdlovsk. The Uralmash residential area was built in
Accepted: 28 December 2022 the period of the 30s of the 20th century, simultaneously with the Ural Heavy Machinery Plant
"UZTM", a brand of the Soviet industry. The study provides an anthropological description of Uralmash in the 30s as a new type of settlement - "soc.the city". The analysis of theatrical events spanning from 1934 to 1939 in the conditions of constructing a social city reflects the growing interest of researchers to the processes of cultural construction during the first five-year plans and to the policy of the Soviet state aimed at formulating a new cultural standard.
The purpose of the article is to characterize the theatrical life of the working district during the period of cultural construction. The research objectives are the following: to systematize and chronologically restore information about the theatrical events of the period of the 30s of the 20th century in Uralmash.
The method of investigating the processes associated with the theatrical life of Uralmash is the analysis of 1934-1939 publications from the large-circulation newspaper "For Heavy Engineering". The article includes authentic texts from the factory edition. The materials of the newspaper "For Heavy Engineering" are conditionally divided into several blocks-"visiting performances", "tours", "amateur art", "organizational work", "reviews (including impressions and gratitude from the audience)", "performance announcements", "information about theater figures of the capital, republican and Sverdlovsk theaters"--and arranged chronologically .
Theatrical life in the period from 1934 to 1939 at Uralmash was diverse, interesting and eventful. The strategy of building a cultural policy in the "sotsgorod" Uralmash was aimed at ensuring the accessibility of theatrical art by all categories of citizens. Theaters, as social institutions, built their activities and repertoire policy, correlating them with the slogan of that time - "Art should belong to the people." The factory's multi-edition "For Heavy Engineering" played a significant role in this process. Being the only mass media, the newspaper formed the theatrical culture of Uralmash residents. The newspaper provided coverage of events related to theatrical activity in all their aspects. The analysis makes it possible to restore the undeservedly forgotten history of cultural formation processes during the emergence of the Soviet society.
©PNRPU
Введение
Театральная жизнь - своеобразная квинтэссенция общественного жизнеустройства, в которой сплетены различные сферы: социально-экономическая, культурная, религиозная, прослеживаются пропагандистские, воспитательные и образовательные традиции, транслируемые государством, отражаются досуговые предпочтения различных городских сообществ. В публикациях, посвященных вопросам театральной жизни российских городов, анализируются различные исторические периоды [1-5], в том числе период 20-30-х годов прошлого века [6, 7].
Исторический период 30-х годов характеризуется особой формой жизнеустройства советского общества - строительством социализма, индустриализацией и коллективизацией, повлекшей за собой миграцию огромного количества людей, возникновение новых социальных и культурных конгломераций. Один из масштабных проектов индустриализации - строительство Уральского завода тяжелого машиностроения (УЗТМ) и застраивание жилыми кварталами прилегающих территорий, поэтому на данной территории велось строительство не только индустриального гиганта, но и строительство «новой культуры», благодаря чему происходят изменения и в формировании культурной составляющей городского пространства Екатеринбурга-Свердловска (переименован в 1924 году) в целом. Уралмаш и сегодня позиционируется как бренд советского промышленного производства - «завод-гигант», «завод-заводов», а организация социокультурного пространства района в период с конца 20-х до начала 90-х годов служит примером советского мироустройства [8].
Keywords:
theater, cultural policy, theatrical life, social city, Uralmash, tours, target performances, periodicals, factory newspaper.
На строительство завода со всей России съезжается техническая интеллигенция, прибывают и малообразованные жители уральских деревень. Башкиры, татары, мордва и другие представители национальных меньшинств становятся строителями, а затем и жителями завода-гиганта. Микрорайон «Соцгород Уралмаш» воплощал концепцию нового города социалистического типа, культурная жизнь которого еще только формировалась в условиях культурной революции и идеологических установок советского правительства. Соцгород, с одной стороны, являлся самостоятельным образованием при Уральском заводе тяжелого машиностроения (УЗТМ) и воспринимался как отдельный населенный пункт, а с другой - входил в границы города Свердловска с его определенными культурными традициями, в том числе театральными. В Свердловске в конце 20-х годов работал Театр оперы и балета им. А.В. Луначарского, а Театр драмы, Театр музыкальной комедии, Театр рабочей молодежи были созданы в конце 20-х годов благодаря индустриализации, и прежде всего строительству Уралмаша.
Интерес исследователей к периоду строительства и запуска Уралмашзавода (30-40-е годы) отражается в увеличении числа публикаций [9, 10]. В этом же ряду проведение Екатеринбургской академией современного искусства в 2017 году Международного симпозиума «Проект «Уралмаш»: культурное будущее [пост]индустриальных городов» [11]. Однако, история театральной жизни Уралмаша практически не освещена в научной литературе [12, 13], хотя процессы, связанные с историей становления, развитием и функционированием культурной жизни одного из знаковых заводов советского периода, интересны с точки зрения антропологии города и развития креативных индустрий. Осознавая необходимость изучения и анализа советского опыта организации культурной жизни в промышленных городских районах или моногородах, центром которых является градообразующее предприятие, определяем цель статьи - охарактеризовать театральную жизнь рабочего района в период культурного строительства. Задачи исследования: систематизировать и восстановить в хронологическом порядке информацию о театральных событиях периода 30-х годов ХХ века на Уралмаше.
Методы исследования театральной жизни уралмашевцев в период строительства Уралмашзавода
Методом изучения исторических событий, явлений и процессов, связанных с театральной жизнью Уралмаша, является анализ публикаций в многотиражной газете «За тяжелое машиностроение». Это одно из старейших (выпускается с 1932 г.) печатных изданий промышленных предприятий Екатеринбурга и Свердловской области. Первый номер газеты вышел за год до официального запуска Уралмашзавода - 2 июня 1932 года под названием «За уральский блюминг». С 12 июля 1934 года заводская многотиражка выходила под названием «За тяжелое машиностроение».
Для научных исследований материалы периодической печати являются значимым историческим источником. «Особой формой исторического источника является периодическая печать, представляющая собой своеобразное «зеркало» общества, поскольку оно, с большой долей точности, отражает события, происходящие в обществе, и фиксирует его на страницах газет и журналов» [14]. Многотиражка «За тяжелое машиностроение» выбрана в качестве источника информации, поскольку в изучаемый период это была единственная местная общественно-политическая газета. По мнению Л. С. Дубяго, «Местные газеты были ближе к народу, реальнее учитывали его запросы и уровень культурного развития, чем элитарная столичная пресса» [15]. Впервые заводская газета Уральского завода тяжелого машиностроения «За тяжелое машиностроение» за 1934-1937 годы вводится как историко-литературный источник в научный оборот и рассматривается как метатекст в статье Е.Н. Ефремовой «Здесь будет город-сад: утопический образ города в заводской газете Уралмаша» [16].
Газета «За тяжелое машиностроение» распространялась среди рабочих, служащих и инженерно-технических работников Уралмашзавода путем подписки. В большинстве случаев
первая страница отводилась освещению событий всесоюзного значения и успехам тружеников УЗТМ, вторая-третья страницы (в основном) освещали события и проблемы промышленного производства: строительство завода, ход выполнения работ на объектах, достижениях рабочих, выполнение плана. Часто на этих страницах встречается информация о социобытовой, образовательной сфере Уралмаша. Информация о политических событиях в мире, бытовых, новостях о криминальной, судебной практике, спортивных событиях, а также о культурных событиях Урал-маша размещалась в основном на последней, четвертой, странице.
Исследование театральной жизни уралмашевцев осуществлялось на материале газеты «За тяжелое машиностроение» за период с 1934 года по 1939 год. Всего за эти годы вышло 2104 номера. Тираж газеты в 1935 году составлял 5000 экземпляров, в 1939 году - 4500 экземпляров. Количество публикаций, посвященных театральной тематике, определить сложно, так как одно объявление о спектакле или гастролях, анонс театрального события могло быть опубликовано несколько раз (от двух до пяти раз), а информация о театре, спектакле, актере могла входить в заметку о культурной жизни уралмашевцев.
Рассматривалась следующая информация:
• объявления о спектаклях в театрах города и заводском клубе;
• рецензии и отзывы зрителей на спектакли профессиональных театров и самодеятельных коллективов;
• отчеты о работе по распространению театральных билетов;
• заметки о работе по организации драматических кружков в заводском клубе, школах, фабрично-заводском училище;
• отчеты о работе заводского клуба, отчеты с заводских профсоюзных и партийных конференций;
• информация о драматургах, актерах к памятным датам.
Анализировалась информация, косвенно относящаяся к театральной деятельности, например интервью с партийными деятелями, рабочими, домохозяйками, школьниками о посещении ими культурных учреждений, в том числе театров, о культурной работе в бараках, красных уголках, цехах завода. Данные источники находятся на стыке с историографией, так как, с одной стороны, отражают различные аспекты развития театральной сферы на Уралмаше в «реальном времени», а с другой - содержат некоторый анализ деятельности театральных процессов и оценочную характеристику их работы.
Проведя системный анализ данных материалов, мы выделили основные компоненты, составлявшие театральную жизнь уралмашевцев в период 30-х годов XX века.
Основные компоненты, составлявшие театральную жизнь уралмашевцев
Театральная жизнь жителей Уралмаша в 1933-1939-м годах ХХ века в первую очередь складывалась из посещения спектаклей, как местных театров, так и столичных, приезжающих с гастролями в город Свердловск или на Уралмаш. В № 26 (647) от 2 февраля 1935 годы опубликована статистика посещений: «Сколько ежедневно бывает в театрах рабочих Уралмаша? В опере рабочих Уралмаша каждый вечер бывает 40 человек, в драматическом театре 40 человек. В ТРАМе 16 человек и в музкомедии 12. Помимо этого у рабочих есть еще 850 собственных абонементов в оперу и 7 - в театр музыкальной комедии» [17].
Для рабочих и служащих Уралмаша организовывались особо оговоренные так называемые «целевые» спектакли, когда завод закупал по сниженной цене. Примерно на 40 % спектакли театра, только для своих работников (рис. 1).
О целевых спектаклях
Завком Уралмашзавода по- работник по организации ра-0 ставил перед собой задачу бочего зрителя, у которого [организации культурного от можно приобрести билеты на ' 'дыха рабочих, ИТР и служа все целетые спектакли, щих. На октябрь календарь по-
Заключен договор на 25 по становок; 11-Х с г. в театре становок в театре оперы п им. Луначарского опера ,.Ъо балета, и на 25 постановок в рис. Годунов", 18-Х с.г. балет Драматическом театре, со „Конек-Горбунок", 23-Х с. г. скидкой на 40 проц. против опера ..Царская Невеста", кассовой цены билетов. В В Драмтеатре 1'">-Х с г каждом цехе выжлецы орга- пьесса-.,Гореотума"-">4-Х сг низаторы рабочего зрителя. —„Безумный день" или <Же-ЗаводекоВ комитет под от- нитьба Фигаро) 29 X с г ветствеввость данных товари —„Егор Булачев". После ¿пек шей выдает билеты и нос- такля независимо отвгемки леднве распространяют их в окончания постановки Сам цехах го бригадам. Кроме то вай оСсспечеп трам
го, в завкоме также шделен (ЗУШ)
вечера в здании ф0> состо- чить в цехкоме
ится вечер,посвященный прег, к
стоящей постановке оперы______завком.
силами оперного театра «от- 32 г- иро«ввмвтс» "!■'
дельные сцены из ..Бориса .Л"' ш"!,£вых пектрвль-
Годунова"), в перерывы иг- ^»«.ТлГ б^^ЛТ«.ТТ® раст духовой оркестр. Рабо- ^д.к ,ы£,и6 тает буфет. и про;,. о.щ,ейР "«с Кш
Л по "Ртласптельвым Н Р ЕВ
роллк,ор и .т.р. 1 „ . ,
РСк*НСД0ВС11ВЫ&
"-'■ ! Г -
Рис. 1. Заметка «О целевых спектаклях», 1934 год
Один из театров, который посещали уралмашевцы в 1934-1936 годах, был Театр рабочей молодежи (ТРАМ). По информации, опубликованной на сайте Екатеринбургского государственного театрального института, Театр уральской рабочей молодежи в 30-е годы располагался по адресу: ул. Карла Либкнехта, 38. «Начиная с 30-х годов XX века на смену "клубной эпохе" пришла "эпоха театра". Здесь играли актеры Театра рабочей молодежи» [18].
Также спектакли Уральского театра рабочей молодежи в 1934 году проходили в помещении клуба имени Сталина. Первоначально клуб располагался на ул. Молотова (ныне ул. XX Партсъезда) в помещении барачного типа. Следует обратить внимание на способы продажи билетов на спектакли ТРАМа: на спектакли предлагалось покупать абонемент, от каждой комсомольской ячейки требовалось развернуть соревнование по продаже билетов и привлечению комсомольцев к просмотру и обсуждению спектаклей. Лучшей комсомольской ячейке и лучшим организаторам абонементной кампании анонсировались премии (рис. 2).
ю
ма
га
с-
Внимание!
6 сентября в 7 часов вечера в клубе вм. Ст»*
ЙКхпМ-,пп?.^Ч1М°Ла °Рга1ШзУет для комсомольцев Р чей молодежи просмотр пьесчы ТР ЛМ'а ПНР"
кассе клгба'^ГхП, 1 Руб' до 2 Р*6' Продажа билет*
вечеюаавлет 4'го 5"го сентября с 4-х до 7 -
вечера, а в день спектакля 6 сентября с 3 до 7 ч вечог
Ячейка ВЛКСМ'
Ьультпроп отдела РК ВЛКСМ.
так
П ПГ гЬппгоин
П П _______
Рис. 2. Объявление о просмотре пьесы Театра рабочей молодежи, 1934 год
В № 2 (623) от 3 января 1935 года опубликована небольшая заметка «Чудесный сплав» о спектакле ТРАМа: «Хорошо принимается молодежным рабочим зрителем идущая в ТРАМе
новая постановка «Чудесный сплав» по пьесе Киршона. Эта пьеса о жизни нашей молодой страны и о ее молодых барабанщиках. Чувство бодрости и веселья театр полностью перенес в свою постановку. Частый смех в зрительном зале показывает насколько доходит текст до зрителя. Особенно удался театру образ молодого инженера Петьки, веселого парня, с шуткой берущего препятствия» [19], - автор текста Горелик.
Судя по материалам газеты, заводчане были активными зрителями Свердловского театра оперы и балета им. Луначарского. Из процентного соотношения публикаций о свердловских театрах можно сделать вывод о том, что классическое искусство было наиболее популярным среди уралмашевских любителей театра. Информация о спектаклях, анонсы и объявления публикуются в газете регулярно. В № 291 (1508) от 20 декабря 1937 года опубликована следующая информация о специальном абонементе в театре: «Свердловский театр оперы и балета имени Луначарского идет навстречу трудящимся Уралмаша. С 1 января театр организует специальный уралмашевский абонемент на 10 спектаклей. В абонемент включены лучшие постановки: "Поднятая целина", "Броненосец Потемкин", "Царская невеста", "Евгений Онегин", "Фауст", «Бахчисарайский фонтан»", "Самсон и Далила", "Риголетто", "Черевички" и "Щелкунчик". Билеты будут продаваться в кредит в 4 срока. Завкомам, райком комсомола и профсоюзные организации цехов должны подхватить хорошую инициативу театра. 28 декабря в клубе имени Сталина свердловский театр ставит балет "Лебединое озеро". Этот спектакль должны посмотреть все уралмашевцы» [20].
Из газеты мы узнаем об организационной деятельности заводского профсоюзного комитета: «В целях лучшего обслуживания трудящихся, дирекция Свердловского театра оперы и балета имени Луначарского, по договоренности с завкомом Уралмашзавода, будет 17 числа каждого месяца давать в театре спектакли для трудящихся орденоносного Уралмашзавода. При заводском комитете профсоюза 10, 11 и 13 числа каждого месяца работает выездная касса театра. Культорганизаторы цехов представляют в завком заявки на билеты. Билеты будут продаваться за наличный расчет с 15 проц. скидкой» [20].
В газете публикуются и зарисовки о посещении театра оперы и балета, читая которые мы можем более подробно узнать о театральных зрителях, их настроении. Например, в заметке «Уралмашевцы в театре оперы» за 26 ноября 1939 года (№ 263) читаем следующее: «На спектакле в театре встретились работники разных цехов и отделов Уралмашзавода. Тут и мастер отдела технического контроля тов. Бондаренко, и инженер механик цеха тов. Волошин, и машинистка Леля Соколова, и чертежница Даша Малышева, и много, много знакомых лиц. Среди веселых шуток, в беззаботные часы отдыха порой слышатся и деловые разговоры. Мысли многих остаются там, на заводе, у мощных станков, где ночные смены продолжают давать стране ценные детали, тяжелые станки, машины» [21], - автор текста Горский.
В заводской многотиражке регулярно публиковались анонсы на предстоящий театральный сезон. 14 сентября 1939 года в № 209 в статье «Что покажет в зимнем сезоне театр имени Луначарского» опубликован подробный обзор спектаклей предстоящего сезона 1939-1940 года. Отчеты о работе театра, новых постановках, зачислении в труппу актеров также появлялись на страницах газеты. 8 августа 1939 года в № 177 автор статьи Грэн подробно познакомил жителей Уралмаша с планами театра. О мероприятиях по организации зрителя отметил, что у театра появилось больше «широких льгот и преимущество для обслуживания лучшими местами театра стахановцев и ударников предприятий и учреждений города» [22]. Также в тексте анонсируется проведение городской конференции рабочего зрителя с докладом дирекции о мероприятиях сезона. На четвертой странице газеты публиковались частные объявления и письма, среди которых были и отзывы о просмотренных спектаклях. В № 262 (1180) от 15 ноября 1936года читаем: «Прослушав 12 ноября оперу 'Тихий Дон", я поражен и
взволнован красотой и правдивостью. Что особенно мне понравилось в "Тихом Доне" простота музыки. Она советская» [23]. 9 января 1939 года в № 7 газеты опубликовано «Товарищеское письмо», в котором участники общезаводской конференции стахановцев и их семьи, посетившие театр им. Луначарского 6 января, где прослушали оперу Даргомыжского «Русалка», благодарят коллектив театра за товарищескую встречу после спектакля и делятся с творческой интеллигенцией своими рабочими планами.
Заводская многотиражка не обходила вниманием деятельность Свердловского театра драмы. Например, в 1934 году, 4 июня, опубликован отзыв рабочих о посещении театра, а в № 62 (980) от 16 марта 1936 года заметка «Коллективно поедут в драмтеатр», в которой отмечается: «Комитет комсомола сталелитейного цеха организует 17 марта коллективное посещение драмтеатра (постановка "Платон Кречет"). Пойдут комсомольцы и молодые рабочие цеха» [24]. В № 125 (746) от 4 июня 1935 года опубликовано открытое письмо рабочих мехцеха №1 «Ударники благодарят актеров» для коллектива театра драмы: «23 мая мы, ударники - кузнецы и крановщицы мехцеха № 1, смотрели в драмтеатре "Гибель эскадры". Замечательно приняли нас тов. Лаврентьева, дирекция и весь коллектив актеров. В дружеской беседе с ними мы не успели высказать все чувства, волновавшие нас после спектакля, да оно и понятно -слишком сильное впечатление произвела на нас пьеса и замечательная игра актеров и трудно было собрать мысли. Сейчас нам хочется сказать несколько слов и по поводу спектакля, и по поводу своей повседневной работы. Спектакль чудесный - он дал нам крепкую зарядку, он показал нам, каким должен быть культурный отдых ударника. Пьеса "Гибель эскадры" это настоящее художественное произведение. Замечательно раскрыта в этой пьесе роль партийной организации, сумевшей сплотить порядок в крепкий кулак, сумевшей преодолеть все препятствия и сделать свое дело до конца - выполнить приказ Ильича. Мы считаем, что культурная связь с театром должна быть осуществлена всеми лучшими ударниками нашего завода, что люди, по-настоящему борющиеся за выполнение производственного плана, должны дружить с театром и в искусстве черпать силы для новых производственных успехов. По получению ударников Рябков и др». (следует ряд подписей)» [25].
Частыми гостями уралмашевцы были и в Театре музыкальной комедии. Например, 11 ноября 1939 года для лучших стахановцев механического и чугунолитейного цехов дирекцией завода был куплен в театре Музыкальной комедии целевой спектакль, постановка «На берегу Амура». В итоге больше тысячи уралмашевцев прослушали эту оперетту. Эта информация опубликована в заметке «Спектакль для Уралмашевцев» от 14 ноября 1939 года в № 257 (2073).
Посещение театров города было организовано и для обучающихся образовательных учреждений Уралмаша. Неоднократно встречаются заметки о том, как школьники соцгорода выезжали в дни каникул в театр юного зрителя. Театральная работа была организована и с обучающимися фабрично-заводского училища (ФЗУ), например: «30 апреля утром 550 учащихся (школы ФЗУ) коллективно поедут в театр юных зрителей на целевой спектакль "Пионерская застава"» [27] - объявление напечатано 28 апреля 1939 года в № 96 (1912).
Для комфортного посещения спектаклей городских театров, расположенных в центре города (около 5-7 километров от заводской площади), заводской комитет профсоюзной организации обеспечивал доставку зрителей на транспорте. Например, обеспечивали работу трамвая (в 30-е годы это был единственный транспорт из центра г. Свердловска до Уралмаша) после показа спектаклей в театрах.
Помимо выезда зрителей в театры города, была организована система так называемых «выездных спектаклей». Спектакли проходили на площадках клуба им. Сталина, кинотеатра «Темп» и на сцене ФЗУ. Например, артисты Театра оперы и балета имени Луначарского (рис. 3)
в 1934 году выступали в актовом зале ФЗУ, единственном на тот момент приспособленном для выступлений балетной труппы и вмещающем большое количество людей помещении на УЗТМ (рис. 3).
18 декабря в 8 нас. вечера
В здзкм «ЗУ УЗТИ аучшиин смани театра ем. Луначарслого тезы к баша состоит пераи» шцерт о дцх бооьшнх отдешш: 1-е отделение--01] ЕР А—участвуют:
Ухов (заслуженный артист республики, Дроадов, Мясников, Филин, Брайнин, Лидскии (скрипка; свободный художник, Иванова, Его рова. Казанская, Платонова, Щербинин. Концертмейстер—Баренова.
2-е отделение:
Большой балетный дивертисыент при участии:
Пр«»1 балерин: Герман, Сальниковой
балетмейстра:—Сергеева.
Премьеров валета—Бабанин» Сталинский.
Оюетстасиных соистца: Вровской, Егорова. Ковалева, юлистов: Ан дреевой В Андреевой Л., Фаербах, Ковалевой, Абрамова.
В программе тассмчесаае и харгктер-лыг танцы.
Концертмейстер балета—Т а й д а и о-в и ч о,
Весь сбор поступит на культур ные яужды театра им. Луначарского
Випеты продаются в завкоме, ц у бригады театра, мм. Луна-ч аре кого.
Рис. 3. Объявление о первом концерте в здании фабрично-заводского училища УЗТМ, 1934 год
Также выездные спектакли проходили на площадке клуба им. Сталина. Например, в заметке «Драмтеатр на Уралмаше» (№ 244 (1162) 21 октября 1936 г.) отмечается: «23 и 24 октября коллектив Свердловского драматического театра покажет трудящимся Уралмаша две пьесы "Далекое" Анфиногенова и "Коварство и любовь" Шиллера. В спектаклях участвуют: заслуженный артист республики А.Г. Георгиевский, артисты: Е.К. Аман-Дальская, А.И. Орская, М.А. Токарева, Н.Н. Недельский, В.А. Буре. Спектакли будут проходить в клубе им. Сталина. Начало в 8 час. вечера. Цена билетов от 2 до 10 рублей. Прекрасное начинание коллектива драмтеатра надо всячески приветствовать. Профсоюзной организации завода следует организовать коллективный просмотр. Киселева» [27]. В номере 249 (1167) от 27 октября 1936 г. в заметке «Спектакли драмтеатра прошли с большим успехом» находим отзыв об этом театральном событии: «Зал клуба был переполнен. Некоторые стояли, и все-таки он не мог вместить всех желающих. Больше 60 человек за неимением билетов и мест вернулись домой. С большим успехом прошли спектакли драматического театра, поставленные в клубе им. Сталина. По окончании пьесы "Коварство и любовь" Шиллера зрители устроили артистам бурную овацию. Их вызывали несколько раз. Приветствуя ценное начинание коллектива» [28].
В 1937 году клубу им. Сталина предоставили площадку клуба ДИТРа (Дом инженерно-технических работников). Клуб переехал из барачного типа помещения в новое, оснащенное по самым лучшим для тех лет оборудованием здание (ныне ЦК «Орджоникидзевский»). С этого времени спектакли свердловских театров стали проходить в Доме культуры на постоянной основе «6 февраля 1937 в клубе им. Сталина спектакль Свердловского театра музыкальной комедии "Чарито". Оперетта в 3х-действиях. В полном составе и оформлении хор, балет», -№ 26-27, 2,3 февраля 1937 г. «15 января 1939 в Клубе им. Сталина спектакль Свердловского театра музкомедии "Свадьба в Малиновке". В полном составе в сопровождении оркестра. В главных ролях артисты Дыбо, Виск, Маренич» [29], (№ 9 (1825) от 11 января 1939 г.).
В 1937 году с открытием летнего сада на Уралмаше появилась еще одна театральная площадка. Так, в июне 1937 года в саду состоялось выступление артистов драматического театра «17-18 июля 1937 года артисты Драмтеатра А.И. Орская и А.Д. Березкин сыграли две одноактные комедии "Сюрприз", "Мелочи быта"» [30], - в № 162 (1380) от 16 июля 1937 г. Начиная с этого года театры, как самодеятельные, так и профессиональные, выступают на эстраде летнего сада УЗТМ, этому есть свидетельства на страницах многотиражной газеты.
Одна из самых значительных информационных составляющих театральной жизни на Уралмаше является освещение театральных гастролей. В газете «За тяжелое машиностроение» информация о гастролях появляется впервые в 1934 году: «1 июня 1934 года начинает гастрольную деятельность в Свердловске Театр им Московского областного совета профсоюзов (МОСПС)» [31]. Современное название «Государственный академический театр имени Моссовета» театр носит с 1938 года. В заметке указывается, что завком, цехком, редакция стенгазеты должны вести разъяснительную работу среди трудящихся о необходимости посещения театральных постановок и закупке «целевых» спектаклей на весь сезон. Театр привозит спектакли «Чапаев», «Ненависть», «Мятеж» и др. В репертуаре театра в основном героико-рево-люционные произведения о Гражданской войне и социалистическом строительстве. Билеты на спектакли продавались в клубе им. Сталина с 40% скидкой для рабочих Уралмаша. Спектакли Театра им. МОСПС проходили в театре имени Луначарского (Государственный оперный театр имени А.В. Луначарского с 1924 г.).
В июне 1934 года состоялись гастроли Ленинградского этнографического театра. Эта информация была опубликована в газете за 8 июня 1934 года. Гастроли театра проходили на Уралмаше, в клубе им. Сталина. Так, 11 и 13 июня 1934 года состоялся спектакль «Три деревни», а 12 и 15 июня - «Свадебная», 14 июня - «Звенящая страда» (рис. 4).
Рис. 4. Объявления в газете о гастролях театров МОСПС и этнографического театра, 1934 год
В 1935 году на Уралмаше прошли гастроли Ленинградского театра-студии под руководством заслуженного артиста республики С.Э. Радлова. Спектакли проходили на УЗТМ, в клубе им. Сталина. 5 августа 1935 года был сыгран спектакль «Отелло» (В.Шекспир), 6 августа 1935 г. «Ромео и Джульетта» (В. Шекспир), 10 августа 1935 года «Похождение бравого солдата Швейка» (Я. Гашек). Цена на билеты варьировалась от 2 рублей 75 копеек до 9 рублей. Билеты по заявкам через цехпрофсоргов можно было получить в клубе им. Сталина, об этом информация в № 174 (795) от 2 августа 1935 года. В № 175 (796) от 3 августа 1935 года опубликован статья С.Э. Радлова о задачах театра в гастрольный период «Помимо громадной работы, которую ведет молодой театр в области искусства, он не забывает и более ответственные задачи, которые лежат на молодых мастерах советского искусства - общественная работы. Выезжая на гастроли в разные города, театр считает своей обязанностью помочь молодым драмкружкам, самодеятельным кружкам, организовать новые кружки. На Уралмашзаводе
театр ставит свое задачей помочь драмкружку организовать кружки затеиников, показать рабочим Уралмашзавода отрывки из всех своих постановок, обслужить обеденные перерывы концертами. Рабочие завода в свою очередь должны помочь театру рабочей самокритикой, практическими указаниями о той или иной остановке» [32].
В 1937 году в клубе на Уралмаше с успехом прошли гастроли народного артиста республики Ваграма Папазяна, спектакли были платными и бесплатными (по пригласительным билетам) для лучших стахановцев и ударников завода
18 января 1939 года в клубе им. Сталина прошли гастроли артистки Московского ордена Ленина академического Малого театра Н.А. Розенель-Луначарской (вдовы А.В. Луначарского, первого наркома просвещения РСФСР) и артиста московских театров В.С. Ветилова. Артистами была представлена пьеса Л. Вернейль «Кто убил?», драма в 3 действиях.
В марте 1939 года состоялись гастроли народной артистки - орденоносца Е.В. Гельцер. В анонсе гастролей от 11 марта 1939 года в № 57 (1873) читаем следующее: «С именем народной артистки орденоносца Екатерины Васильевны Гельцер связана целая эпоха в нашем балете. Е.В. Гельцер - создательница классической школы в нашем балете, образцы которого являются основой для роста нашей балетной молодежи. Е.В. Гельцер созданы целый ряд ролей, незабываемых образов в балете: "Сильфида", "Красный мак", "Эсмеральда" и другие. Высокое мастерство, блестящая пластика, огромный талант, благородство движений сочетаются в Е.В. Гельцер. Приезд Е.В. Гельцер в Свердловск, несомненно, - большое культурное событие. Выступит она 13 марта в театре имени Луначарского и 17 в клубе имени Сталина» [33].
Многочисленные публикации в газете «За тяжелое машиностроение» в 1939 годы были посвящены гастролям Московского Малого театра (рис. 5). Анонсы гастролей, фотографии из спектаклей стали публиковать за два месяца до гастролей театра в Свердловске. 22 июня 1939 года в № 139 (1955) опубликован анонс: «После прошедших с огромным успехом гастролей Государственного ордена Ленина Академического Малого театра в городе Свердловске в заключение этот театр дает 2 спектакля в клубе имени Сталина на Уралмашзаводе. 6 и 7 июля будет поставлена пьеса А. Островского «На бойком месте» с участием народной артистки СССР орденоносца В .Н. Пашенной, заслуженных артистов республики орденоносцев Соловьева, Анненкова и других. Спектакль пойдет в полном декоративном оформлении и даст возможность уралмашевцам ознакомиться с классическими произведениями в исполнении лучших мастеров сценического искусства» [34], - автор анонса П. Бондаренко (рис. 5).
Рис. 5. Гастроли Малого театра, 1939 год
8 июля 1939 года (№ 128 (1944) в заметке «Встреча дорогих гостей» секретарь заводского комитета комсомола Сапич рассказывает о встрече артистов Государственного ордена Ленина академического Малого театра стахановцами Уралмаша: «На гастроли приехали народные артисты М.М. Климов, А.А. Яблочкина, Е.Д. Турчанинов и др. Художественный руководитель театра, народный артист РСФСР, орденоносец Судаков. На вокзале состоялся митинг... гостей приветствовали представители Уралмаша стахановцы т.т. Сурков, Деревянкин, Сусарин и др., всего 25 человек» [35].
Необходимо отметить тот факт, что гастрольная политика на Уралмаше отражала интересы национального состава жителей «соцгорода». Например, в 1938 году прошла «Гастроль областного татарского театра». Из объявления в № 288 (1806) от 18 декабря 1938 года: «Для культурного обслуживания татар и башкир, работающих на Уралмашзаводе, клуб им. Сталина пригласил на одну гастроль областной татарский театр. Вчера, 17 декабря театр показал одну из лучших пьес Шиллера "Коварство и любовь"» [36].
В том же 1938 году с 3 по 5 августа в клубе состоялись гастроли Украинского театра музыкальной комедии и драмы. Приехало 30 артистов с 3-я спектаклями: «Свадьба в Малиновке», «Запорожец за Дунаем», «Ой, не ходи Грицютай на Вечерныци». Анонсы спектаклей печатались в газете начиная с 30 июля 1938 года в № 171 (1988), 172 (1989): «Театр имеет свои декорации, костюмы, парики, бутафорию и реквизит. По ходу пьес будут показаны хоровое и сольное пение, народные танцы и пляска» [37].
В августе 1938 года в клубе Уралмаш прошли гастроли Московского центрального коллектива глухонемых. Театр привез два спектакля: «Вассу Железнову» по пьесе М. Горького и «Таню» по пьесе А. Арбузова. Спектакли проходили с участием диктора-переводчика. Билеты на спектакли не продавали, вход осуществлялся по пригласительным билетам. Информация о спектаклях была опубликована 3 августа в № 176 (1992).
В декабре 1939 года в клубе имени Сталина прошли гастроли Государственного театра музыкальной комедии лилипутов: «6 декабря 1939г. в Клубе имени Сталина только один спектакль государственного театра музыкальной комедии лилипутов в составе 60 человек. "Веселая вдова" - музкомедия в 3 действиях. Хор, балет, оркестр, собственные декорации, костюмы, мебель и риквизит» [38].
Помимо просмотра гастрольных спектаклей жители Уралмаша имели возможность пообщаться с артистами и режиссерами на специально организованных творческих встречах -«товарищеских встречах артистов и ударников». Например, 18 июня 1934 года в клубе им. Сталина состоялась встреча с работниками Ленинградского Этнографического театра «На встрече с докладом о творчестве театра выступил художественный руководитель профессор «Всеволодский-Кернкросс» [39]. (Всеволодский-Гернгросс Всеволод Николаевич (18821962) историк театра, режиссер - прим. авт.).
В № 53 (971) от 5 марта 1936 года опубликована заметка «Вечер-концерт». В которой сообщается, что «1 марта в клубе им. Сталина состоялся вечер-концерт, посвященный 25-летию сценической и общественной деятельности заслуженного артиста республики Д.С. Аграновского» [40], - автор заметки Свириденко.
25 октября 1937 года на Уралмашзаводе состоялась встреча артистов Свердловского драмтеатра с рабочими. Директор драмтеатра тов. Зимницкий рассказал уралмашевцам о подготовке театра к 20-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции и о дальнейшем плане работы. Главный режиссер тов. Ефремов говорил о работе театра над постановкой пьесы Тренева «На берегу Невы», премьера которой была запланирована в день Великого юбилея Октябрьской революции. Затем группа артистов исполнила отрывки из пьесы «На берегу Невы». Были показаны также сцены из прежних постановок театра: «Пушкин», «Анна Каренина» и «Алькасар».
Большой массив публикаций о театральной жизни на Уралмаше в период с 1934 по 1939 год относится к организации работы самодеятельных театральных коллективов. В газете на постоянной основе публиковались объявления о наборе в «драмколлектив», отчеты о деятельности драматических кружков в клубе им. Сталина, клубе Кирпичного завода. На страницах заводской газеты публикуются рецензии на спектакли любительских театров, отзывы зрителей, как положительные, так и критические. Корреспонденты заводской многотиражки не выпускали из поля своего внимания работу самодеятельных коллективов в школах Уралмаша, в том числе в фабрично-заводском училище. В 1939 году регулярно печатались в газете материалы режиссера самодеятельного драматического коллектива А.А. Смирновой.
Заводская многотиражка освещала события театральной жизни не только Свердловска, но и всей страны. На страницах газеты публиковались новости о спектаклях на сценических площадках Москвы, Ленинграда, союзных республик. Так, в № 224 (1441) от 28 сентября 1937 года в рубрике «По городам советского союза» опубликован снимок нового театра в тирасполе (молдавская АССР). 24 октября 1939 года в № 243 опубликована информация о Декаде армянского искусства в Москве: «15 октября в помещении Государственного ордена Ленина академического Большого театра Союза ССР состоялся общественный просмотр оперы "Алмаст" в постановке Армянского государственного театра оперы и балета имени А.А. Спендиарова» [41].
Из статьи, опубликованной в № 148 (769) от 1 июля 1935 года «Конгресс защиты культуры», уралмашевцы узнают о творчестве зарубежных деятелей театра: «Всемирно известный режиссер Макс Рейнгардт, создавший свою школу на театре, изгнан гитлеровцами из Германии. Анализируя состояние современного театра, он говорит о его кризисе, о том, что театр окружен «Разлагающей атмосферой». Рейнгардт с восторгом пишет о театре Советского Союза. И он делает вывод: "Нужно, чтобы мы на Западе получили возможность работать в подобной же атмосфере, в подобном же климате"» [42]. В № 206 (1124) в 1936 году был опубликован обзор материалов иностранных газет о театре народного творчества, читатели были проинформированы о работе Всероссийского IV театрального фестиваля.
На страницах газеты встречается информация о спектаклях в провинциальных театрах (№ 238 (1455) от 15 октября 1937 г.): «Открылся театральный сезон в Невьянске. Кировградский драматический театр, совершивший в этом году гастрольную поездку в Красноуральск, приступил к работе. Первая постановка театра - "Очная ставка" прошла в Невьянске и Кировграде с огромным успехом. Театр готовит к постановке пьесу Островского "Волки и овцы"» [43].
Газета публикует информацию о юбилейных датах артистов свердловских театров (24 февраля 1935 года № 44 (665)). «24 февраля 30-летие сценической деятельности заслуженного артиста республики А.Г.Георгиевского. Рабкоры поздравляют Адольфа Георгиевича. Мы видели прекрасные образцы, которые вы создали на сцене и эти образцы нас всегда воодушевляли на дальнейшую борьбу в освоении великого детища нашей родины - тяжелого машиностроения. От души желаем еще долгие годы плодотворной работы в Вашей сценической деятельности. Рабкоры: Омарков, Сахаров, Калюш, Тихонова, Сухоносова, Юдалевич, Захаров, Храмцов, Смыков, Троцкий и др.» [43].
В № 117 (738) от 26 мая 1935 года в заметке «XX лет сценической деятельности А.В. Новикова», читаем: «В оперном театре имени А.В.Луначарского 24 мая 35г. общественность города Свердловска чествовала артиста-юбиляра Александра Васильевича Новикова. За двадцать лет сценической деятельности А.В. сумел заслуженно занять место большого мастера оперного искусства» [44]. Также в этом номере напечатана большая статья самого А.В. Новикова «Этапы роста: творческий и жизненный путь артиста».
Регулярно на страницах газеты публикуется информация о юбилейных датах известных драматургов. Например, 23 апреля 1939 года напечатан портрет Вильяма Шекспира с пояснением: «Сегодня, 23 апреля - 375 лет со дня рождения великого драматурга» [45]. 3 февраля 1939 года в № 27 (1843) опубликована заметка «Лекция о Мольере». «На днях в зрительном
зале клуба имени Сталина, ленинградский профессор тов. Мачульский прочел лекцию о великом французском драматурге Мольере. Лектор широко осветил творческий путь Мольера и значение вложенных им в сокровищницу мировой драматургии произведений. Особенно подробно в лекции был дан разбор знаменитой комедии Мольера «Тартюф», которая является одной из первых значительных пьес, направленных против религии и поповского ханжества. На лекции присутствовало свыше 600 трудящихся Уралмаша, которые ее прослушали с большим интересом и вниманием» [46].
В газете за 1936 год встречаются материалы о творчестве А.П. Чехова (в связи с 35-летием смерти писателя), а в 1937 году информация о творчестве А.С. Пушкина (в связи со 100-летием гибели поэта).
В рубрике «Объявления» 27 марта 1936 года информация о новых книгах, поступивших в книжный магазин на Уралмаше: «С.С. Данилова "Гоголь и театр" (335 стр. цена 7р.25к.), Ю. Юзовский - "Спектакли и пьесы" (цена 7 руб.) Гурвич А. "Три драматурга" (Погодин, Олеша, Киршон) 263 стр. цена 4 руб.» [47].
Заключение
Подводя итоги, можно сделать выводы о театральной жизни уралмашевцев в период с 1934 по 1939 год. Театральная жизнь рабочих Уралмаша складывалась из посещений городских театров (групповых, индивидуальных). В период 30-х годов выработались организационные приемы, стимулирующие рабочих и служащих к посещению театров с целью повышения культурного уровня. Практиковалась система скидок на спектакли для рабочих и служащих завода: льготные абонементы, сниженные цены (обычно на 40 %) на билеты. За счет завода оплачивались так называемые «целевые спектакли». Театры, в свою очередь, материально стимулировали активистов, взявших на себя обязанности по распространению билетов. Для удобства обслуживания зрителей были организованы пункты продажи билетов на территории завода. Билеты можно было приобрести в кредит и в рассрочку.
Посещение спектаклей становилось формой поощрения лучших трудящихся УЗТМ. Организацией просмотра спектаклей занималось руководства завода: партийный комитет, профсоюзные организации, комсомольские и другие общественные и государственные организации (например, районный отдел образования), исходя из задач культурной политики Советского государства.
Гастрольная деятельность, начиная с 1934 года, была организована на Уралмаше на постоянной, регулярной основе. Сцена и зал Дома культуры в соцгороде с 1937 года становятся одной из основных гастрольных площадок Свердловска. Площадка клуба соответствовала всем современным требованиям технического оснащения сцены. Были организованы выездные спектакли городских театров, гастроли столичных и национальных театров (для обслуживания зрителей различной национальности), а также для людей с особенностями здоровья.
В рассматриваемый период были обеспечены разнообразные формы контактов театра и зрителя (конференции, отчеты, встречи, спектакли на различных площадках вне стен театров). На страницах заводской газеты «За тяжелое машиностроение» регулярно публиковались новости из театральной жизни страны, области, города.
Таким образом, стратегия организации культурной жизни в соцгороде Уралмаш была направлена на обеспечение доступности театрального искусства для всех категорий граждан. Театры, как социальные институты, выстраивали свою деятельность (в том числе репертуарную политику), соотносясь с лозунгом этого времени - «Искусство должно принадлежать народу».
Заводская многотиражка «За тяжелое машиностроение» сыграла в процессе становления театральной жизни Уралмаша существенную роль. Являясь единственным средством массовой информации, газета формировала театральную культуру уралмашевцев. На страницах газеты освещались события, связанные с театральной деятельностью во всех ее аспектах, изучая
которые, можно восстановить незаслуженно забытую историю становления культуры в период строительства советского общества.
Современный микрорайон Уралмаш, являясь неотъемлемой частью городской конгломерации Екатеринбурга, к сожалению, утратил былую производственную мощь и культурные традиции. Однако нахождение Екатеринбургской академии современного искусства в помещении бывшего Дома культуры (Дом культуры им. Сталина, ныне ЦК «Орджоникидзев-ский»), планы на реконструкцию театрального зала, развитие креативных индустрий в Екатеринбурге позволяют возродить былые традиции проведения концертов, театральных спектаклей и иных форм организации театральных событий на некогда востребованной артистами и жителями Уралмаша культурной локации.
Список литературы
1. Антоновский Н.А. Театральная жизнь города Сталинска в годы Великой Отечественной войны (по материалам газеты «Большевистская сталь») // Клио-2021: материалы всерос. ежегодной науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, Иркутск, 26 ноября 2021 года; Иркутский государственный университет. - Иркутск. 2021. - С. 81-84.
2. Белова Л.И. Социокультурный анализ театральной жизни Челябинска периода «Оттепели» (по материалам периодической печати) // Челябинский гуманитарий. - 2020. - №3 (52).
3. Ворошилова Н.В. Театральная жизнь Красноярского края в послевоенный период (1945-1953 гг.) // Проблемы и тенденции развития социокультурного пространства России: история и современность: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. Брянск, 20-21 апреля 2018 года / под ред. Т.И. Рябовой; Брянский государственный инженерно-технологический университет. - Брянск, 2018. - С. 300-306.
4. Гнетова Л.А. Пролетарский театр (Театральная жизнь Самары в 1918-1919 гг.) // ХХ век и Россия: общество, реформы, революции. - 2019. - № 7. - С. 139-156.
5. Саранчук А.В. Театральная жизнь Иркутска времен Первой мировой войны // Сибирь в изменяющемся мире. История и современность: материалы всерос. науч.-теор. конф., посвященной памяти доктора исторических наук, профессора Всеволода Ивановича Дулова, Иркутск, 28 апреля 2020 года. - Иркутск: Оттиск. - 2020. - С. 99-102.
6. Зяблицева С.В. Театральный потенциал Западной Сибири в предвоенное десятилетие // Вестник КрасГАУ. - 2015. - № 3(102). - С. 181-187.
7. Кадочникова М.В. Театральная жизнь г. Сатки Челябинской области в конце 1930-х гг. // XXII Бирюковские чтения: материалы всерос. науч.-практ. конф., Челябинск-Сатка, 2429 марта 2017 года / сост. И.А. Новиков, под общ. ред. Т.А. Чумаченко; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. - Челябинск; Сатка. 2019. -С. 411-416.
8. Беляева М.А., Стаина О.А. Бульвар Культуры: смыслы малых скульптурных форм для постиндустриального города // Мир науки. Социология, филология, культурология. - 2018. -Т. 9, №. 2. - С. 1.
9. Енина Л.В., Граматчикова Н.Б. Почти «прямой маршрут»: идеологические смыслы в конструировании заводской идентичности работников Уралмаша // Научный диалог. - 2020. -№ 11. - С. 31-52.
10. Лаврова И.А. Социальные аспекты истории форсированного развития индустриального комплекса Урала в 20-30-е гг. XX века // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2021. - № 3-2. - С. 17-21.
11. Петрова Л.Е., М.С. Ильченко, И.А. Ахьямова Международный симпозиум «Проект "Уралмаш": культурное будущее индустриальных городов»: итоги и перспективы // Проект
«Уралмаш»: культурное будущее [пост] индустриальных городов: материалы междунар. симпозиума, Екатеринбург, 31 мая - 03 июня 2017 г.; Екатеринбургская академия современного искусства" (институт). - Екатеринбург 2017. - С. 6-18.
12. Есть ли театр на Уралмаше? / Билас К.С., Казакова Н.Д., Кузяева Т.С., Стаина О.А. // Проект «Уралмаш»: культурное будущее [пост] индустриальных городов: материалы международного симпозиума, Екатеринбург, 31 мая - 03 июня 2017 года; Екатеринбургская академия современного искусства (институт). - Екатеринбург 2017. - С. 68-79.
13. Казакова Н.Д., Стаина О.А. Театр драмы ДК УЗТМ // Культура открытого города: новые смыслы и практики: материалы V Всерос. (с международным участием) науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, Екатеринбург, 30 ноября 2017 г. / Управление культуры Администрации города Екатеринбурга; МБОУ ВО «Екатеринбургская академия современного искусства» (институт). - Екатеринбург. 2017. - С. 204-208.
14. Никаев Х.Р. Материалы периодической печати как исторический источник // Социально-гуманитарные знания. - 2013. - №9.
15. Дубяго Л. С. Газета как массовый исторический источник изучения политической культуры провинциальной общественности Вятской губернии весной 1917 года // Научно-технические и социально экономические проблемы регионального развития: материалы науч. конф. / под ред. В.В. Беляева, Л.А. Дедова, В.С. Кузнецова, Ф.И. Плеханова; Глазовский экономический институт. - Глазов: Изд-во Глаз. пед. ин-та, 2009. - С. 143-163.
16. Ефремова Е.Н. «Здесь будет город-сад»: утопический образ города в заводской газете Уралмаша // Quaestio Rossica. - 2015. - № 4. - С. 57-82.
17. Сколько ежедневно бывает в театрах рабочих Уралмаша // За тяжелое машиностроение. - 1935. - 2 февр.
18. Учебный театр Екатеринбургского государственного театрального института - уникальная театральная площадка [Электронный ресурс]. - URL: https://www.egti.ru/theatre/o-teatre/. (дата обращения: 10.09.2022).
19. Горелик. Чудесный сплав // За тяжелое машиностроение. - 1935. - 3 янв.
20. Л.Н. Специальный абонемент в театре // За тяжелое машиностроение. - 1937. - 20 дек.
21. Горский. Уралмашевцы в театре оперы // За тяжелое машиностроение. - 1939. -26 нояб.
22. Грэн. Что покажет в зимнем сезоне театр имени Луначарского // За тяжелое машиностроение. - 1939. - 8 авг.
23. Письмо в газету // За тяжелое машиностроение. - 1936 г. - 15 нояб.
24. Коллективно поедут в драмтеатр // За тяжелое машиностроение. - 1936. - 16 марта.
25. «Ударники благодарят актеров»: открытое письмо рабочих мехцеха №1 // За тяжелое машиностроение. - 1935. - 4 июн.
26. Объявление о выезде в театр // За тяжелое машиностроение. - 1939. - 28 апр.
27. Киселева. Драмтеатр на Уралмаше // За тяжелое машиностроение. - 1936. - 21 окт.
28. Спектакли драмтеатра прошли с большим успехом // За тяжелое машиностроение. -1936. - 27 окт.
29. Объявление. Спектакль Свердловского театра музкомедии «Свадьба в Малиновке» // За тяжелое машиностроение. - 1939. - 11 янв.
30. Открытие Летнего сада // За тяжелое машиностроение. - 1937. - 16 июля.
31. Объявление. Гастроли Театра им. Московского областного совета профсоюзов (МОСПС) // За тяжелое машиностроение. - 1934. - 1 июня.
32. Радлов С.Э. О задачах театра в гастрольный период // За тяжелое машиностроение. -1935. - 3 августа.
33. Гастроли народной артистки-орденоносца Е.В. Гельцер // За тяжелое машиностроение. - 1939. - 11 марта.
34. Бондаренко П. Орденоносный театр на Уралмаше // За тяжелое машиностроение. -1939. - 22 июня.
35. Сапич. Встреча дорогих гостей // За тяжелое машиностроение. - 1939. - 8 июля.
36. Гастроль Областного татарского театра // За тяжелое машиностроение. - 1938. - 18 дек.
37. Гастроли Украинского театра музыкальной комедии // За тяжелое машиностроение. -1938. - 30 июля.
38. Гастроли Государственного театра музыкальной комедии лилипутов // За тяжелое машиностроение. - 1939. - 6 дек.
39. Встреча с работниками Ленинградского Этнографического театра // За тяжелое машиностроение. - 1934. - 18 июня.
40. Свириденко. Вечер-концерт // За тяжелое машиностроение. - 1936. - 5 марта.
41. Декада армянского искусства в Москве // За тяжелое машиностроение. - 1939. -24 окт.
42. Конгресс защиты культуры // За тяжелое машиностроение. - 1935. - 1 июля.
43. Адольф Георгиевский // За тяжелое машиностроение. - 1935. - 24 февраля.
44. XX лет сценической деятельности А.В. Новикова // За тяжелое машиностроение. -1935. - 26 мая.
45. Сегодня, 23 апреля - 375 лет со дня рождения великого драматурга // За тяжелое машиностроение. - 1939. - 23 апреля.
46. Лекция о Мольере // За тяжелое машиностроение. - 1939. - 3 февраля.
47. Объявления // За тяжелое машиностроение. - 1936. - 27 марта.
References
1. Antonovsky N.A. Teatral'naia zhizn' goroda Stalinska v gody Velikoi Otechestvennoi voiny (po materialam gazety «Bol'she-vistskaia stal'») [Theatrical life of the city of Stalinsk during the Great Patriotic War (based on the materials of the newspaper Bolshevik Steel)]. Klio-2021: Materialy Vserossiiskoi ezhegodnoi nauchnoi konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh, Irkutsk, 26 noiabria 2021 goda. Irkutsk, Irkutskii gosudarstvennyi universitet, 2021, pp. 81-84.
2. Belova L.I. Sotsiokul'turnyi analiz teatral'noi zhizni Cheliabinska perioda «Ottepeli» (po materialam periodicheskoi pechati) [Sociocultural analysis of the theatrical life of Chelyabinsk during the "Thaw" period (based on materials from the periodical press)]. Chel-yabinskij Gumanitarij, 2020, no. 3 (52).
3. Voroshilova N.V. Teatral'naia zhizn' Krasnoiarskogo kraia v poslevoennyi period (1945-1953 gg.) [Theatrical life of the Krasnoyarsk Territory in the post-war period (1945-1953)]. Problemy i tendentsii razvitiia sotsiokul'turnogo prostranstva Rossii: istoriia i sov-remennost': Proceedings of the 5th International Scientific and Practical Conference, Briansk, 20-21 aprelia 2018 goda. Ed. T.I. Riabova. Briansk, Brianskii gosudarstvennyi inzhenerno-tekhnologicheskii universitet, 2018, pp. 300-306.
4. Gnetova L. A. Proletarskii teatr (Teatral'naia zhizn' Samary v 1918-1919 gg.) [Proletarian Theater (Theatrical life of Samara in 1918-1919)]. XX vek i Rossiia: obshchestvo, reformy, revoliutsii, 2019, no. 7, pp. 139-156.
5. Saranchuk A. V. Teatral'naia zhizn' Irkutska vremen pervoi mirovoi voiny [Theatrical life of Irkutsk during the First World War]. Sibir' v izmeniaiushchemsia mire. Istoriia i sovremennost': Materialy Vserossiiskoi nauchno-teoreticheskoi konferentsii, posviashchennoi pamiati doktora istoricheskikh nauk, professora Vsevoloda Ivanovicha Dulova, Irkutsk, 28 aprelia 2020 goda. Irkutsk, Obshchestvo s ogranichennoi otvetstvennost'iu "Izdatel'stvo Ottisk", 2020, pp. 99-102.
6. Zyablitseva S. V. Teatral'nyi potentsial Zapadnoi Sibiri v predvoennoe desiatiletie [Theatrical potential of Western Siberia in the pre-war decade]. The Bulletin of KrasGAU, 2015, no. 3(102), pp. 181-187.
7. Kadochnikova M.V. Teatral'naia zhizn' g. Satki Cheliabinskoi oblasti v kontse 1930-kh gg. [Theatrical life in Satka, Chelyabinsk region in the late 1930 s.]. XXII Biriukovskie chteniia: Proceedings of the All-Russian Conference, Cheliabinsk-Satka, 24-29 marta 2017 goda. Ed. T.A. Chumachenko. Cheliabinsk-Satka, Iuzhno-Ural'skii gosudarstvennyi gumanitarno-pedagogicheskii universitet, 2019, pp. 411-416.
8. Belyaeva M.A., Staina O.A. Bul'var Kul'tury: smysly malykh skul'pturnykh form dlia postindustrial'nogo goroda [Boulevard of Culture: meanings of small sculptural forms for a post-industrial city]. World of Science. Series: Sociology, Philology, Cultural Studies, 2018, vol. 9, no. 2, pp. 1.
9. Enina L.V., Gramatchikova N.B. Pochti «priamoi marshrut»: ideologicheskie smysly v konstruirovanii zavodskoi identichnosti rabotnikov Uralmasha [Gramatchikova N.B. Almost a "direct route": ideological meanings in the construction of the factory identity of Uralmash workers]. Scientific Dialogue, 2020, no. 11, pp. 31-52.
10. Lavrova I.A. Sotsial'nye aspekty istorii forsirovannogo razvitiia industrial'nogo kompleksa Urala v 20-30-e gg. XX veka [Social aspects of the history of the accelerated development of the industrial complex of the Urals in the 20-30s.]. Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series Humanities, 2021, no. 3-2, pp. 17-21.
11. Petrova L.E., M.S. Ilchenko, I.A. Akhyamova. Mezhdunarodnyi simpozium "proekt "Uralmash": kul'turnoe budushchee indus-trial'nykh gorodov": itogi i perspektivy [International symposium "Uralmash project: cultural future of industrial cities": results and prospects]. Proekt "Uralmash": kul'turnoe budushchee [post]industrial'nykh gorodov: Proceedings of the International Symposium, Ekaterinburg, 31 maia - 03 2017 goda. Ekaterinburg, Ekaterinburgskaia akademiia sovremennogo iskusstva, 2017, pp. 6-18.
12. Bilas K.S., Kazakova N.D., Kuzyaeva T.S., Staina O.A. Est' li teatr na Uralmashe? [Is there a theater at Uralmash?]. Proekt "Uralmash": kul'turnoe budushchee [post]industrial'nykh gorodov: Proceedings of the International Symposium, Ekaterinburg, 31 maia -03 2017 goda. Ekaterinburg, Ekaterinburgskaia akademiia sovremennogo iskusstva, 2017, pp. 68-79.
13. Kazakova N.D., Staina O.A. Teatr dramy DK UZTM [Drama Theater DK UZTM]. Kul'tura otkrytogo goroda: novye smysly i praktiki: Proceedings of the 5nd All-Russian Conference studentov (s mezhdunarodnym uchastiem) studentov, aspirantov i molodykh uchenykh, Ekaterinburg, 30 noiabria - 02 2017 goda. Upravlenie kul'tury Administratsii goroda Ekaterinburga; Ekaterinburgskaia akade-miia sovremennogo iskusstva. Ekaterinburg, 2017, pp. 204-208.
14. Nikaev H.R. Materialy periodicheskoi pechati kak istoricheskii istochnik [Materials of the periodical press as a historical source]. Social and Humanitarian Knowledge, 2013, no. 9.
15. Dubyago L.S. Gazeta kak massovyi istoricheskii istochnik izucheniia politicheskoi kul'tury provintsial'noi obshhestvennosti Viatskoi gubernii vesnoi 1917 goda [The newspaper as a mass historical source for studying the political culture of the provincial public of the Vyatka province in the spring of 1917]. Nauchno-tekhnicheskie i sotsial'no ekonomicheskie problemy regional'nogo razvitiia: Proceedings of the Scientific Conference. Eds. V.V. Beliaev, L.A. Dedov, V.S. Kuznecov, F.I. Plehanov. Glazov, Izdatel'stvo Glazovskogo peda-gogicheskogo instituta, 2009, pp. 143-163.
16. Efremova E.N. «Zdes' budet gorod-sad»: utopicheskii obraz goroda v zavodskoi gazete Uralmasha ["There will be a garden city here": a Utopian image of the city in the factory newspaper of Uralmash]. Quaestio Rossica, 2015, no. 4, pp. 57-82.
17. Skol'ko ezhednevno byvaet v teatrakh rabochikh Uralmasha [How many people visit the theaters of Uralmash workers every day]. Za tiazheloe mashinostroenie, 1935, 2 fevralia.
18. Uchebnyi teatr Ekaterinburgskogo gosudarstvennogo teatral'nogo instituta - unikal'naia teatral'naia ploshchadka [Educational theater of the Yekaterinburg State Theater Institute - a unique theater platform], available at: https://www.egti.ru/theatre/o-teatre/ (accessed 10 September 2022).
19. Gorelik. Chudesnyi splav [Gorelik. Miraculous Alloy]. Za tiazheloe mashinostroenie, 1935, 3 ianvaria.
20. L.N. Spetsial'nyi abonement v teatre [L.N. Special subscription to the theater]. Za tiazheloe mashinostroenie, 1937, 20 dekabria.
21. Gorskii. Uralmashevtsy v teatre opery [Gorsky. Uralmashevites in the opera theater]. Za tiazheloe mashinostroenie, 1939, 26 noiabria.
22. Gren. Chto pokazhet v zimnem sezone teatr imeni Lunacharskogo [What will the Lunacharsky Theater show in the winter season]. Za tiazheloe mashinostroenie, 1939, 8 avgusta.
23. Pis'mo v gazetu [Letter to the newspaper]. Za tiazheloe mashinostroenie, 1936, 15 noiabria.
24. Kollektivno poedut v dramteatr [Collectively go to the drama theater]. Za tiazheloe mashinostroenie, 1936, 16 marta.
25. "Udarniki blagodariat akterov" otkrytoe pis'mo rabochikh mekhtsekha №1 ["Drummers thank the actors" open letter from the workers of the mechanical workshop No. 1]. Za tiazheloe mashinostroenie, 1935, 4 iiunia.
26. Obieiavlenie o vyezde v teatr [Theater departure announcement]. Za tiazheloe mashinostroenie, 1939, 28 aprelia.
27. Kiseleva. Dramteatr na Uralmashe [Kiseleva. Drama theater at Uralmash]. Za tiazheloe mashinostroenie, 1936, 21 oktiabria.
28. Spektakli dramteatra proshli s bol'shim uspekhom [Drama theater performances were a great success]. Za tiazheloe mashinostroenie, 1936, 27 oktiabria.
29. Obieiavlenie. Spektakl' Sverdlovskogo teatra muzkomedii "Svad'ba v Malinovke" [Ad. Performance of the Sverdlovsk Theater of Musical Comedy "Wedding in Malinovka"]. Za tiazheloe mashinostroenie, 1939, 11 ianvaria.
30. Otkrytie letnego sada [Opening of the summer garden]. Za tiazheloe mashinostroenie, 1937, 16 iiulia.
31. Obieiavlenie. Gastroli Teatra imeni Moskovskogo oblastnogo soveta profsoiuzov (MOSPS) [Ad. Tours of the Theater. Moscow Regional Council of Trade Unions (MOSPS)]. Za tiazheloe mashinostroenie, 1934, 1 iiunia.
32. Radlov S.E. O zadachakh teatra v gastrol'nyi period [Radlov S.E. On the tasks of the theater during the tour period]. Za tiazheloe mashinostroenie, 1935, 3 avgusta.
33. Gastroli narodnoi artistki - ordenonostsa E.V. Gel'tser [Tour of the People's Artist - Order Bearer E.V. Geltzer]. Za tiazheloe mashinostroenie, 1939, 11 marta.
34. Bondarenko P. Ordenonosnyi teatr na Uralmashe [Bondarenko P. Order-bearing theater at Uralmash]. Za tiazheloe mashi-nostroenie, 1939, 22 iiunia.
35. Sapich. Vstrecha dorogikh gostei [Sapich. Meeting dear guests]. Za tiazheloe mashinostroenie, 1939, 8 iiulia.
36. Gastrol' oblastnogo tatarskogo teatra [Tour of the regional Tatar theater]. Za tiazheloe mashinostroenie, 1938, 18 dekabria.
37. Gastroli ukrainskogo teatra muzykal'noi komedii [Tours of the Ukrainian Theater of Musical Comedy]. Za tiazheloe mashi-nostroenie, 1938, 30 iiulia.
38. Gastroli Gosudarstvennogo teatra muzykal'noi komedii liliputov [Tour of the State Theater of Musical Comedy Lilliputians]. Za tiazheloe mashinostroenie, 1939, 6 dekabria.
39. Vstrecha s rabotnikami Leningradskogo Etnograficheskogo teatra [Meeting with employees of the Leningrad Ethnographic Theater]. Za tiazheloe mashinostroenie, 1934, 18 iiunia.
40. Sviridenko. Vecher-kontsert [Evening concert]. Za tiazheloe mashinostroenie, 1936, 5 marta.
41. Dekada Armianskogo iskusstva v Moskve [Decade of Armenian Art in Moscow]. Za tiazheloe mashinostroenie, 1939, 24 oktiabria.
42. Kongress zashchity kul'tury [Cultural Defense Congress]. Za tiazheloe mashinostroenie, 1935, 1 iiulia.
43. Adol'f Georgievskii [Adolf Georgievsky]. Za tiazheloe mashinostroenie, 1935, 24 fevralia.
44. XX let stsenicheskoi deiatel'nosti A.V. Novikova [XX years of stage activity of A.V. Novikov]. Za tiazheloe mashinostroenie, 1935, 26 maia.
45. Segodnia, 23 aprelia - 375 let so dnia rozhdeniia velikogo dramaturga [Today, April 23 - 375 years since the birth of the great playwright]. Za tiazheloe mashinostroenie, 1939, 23 aprelia.
46. Lektsiia o Mol'ere [Lecture on Molière]. Za tiazheloe mashinostroenie, 1939, 3 fevralia.
47. Obieiavleniia [Ads]. Za tiazheloe mashinostroenie, 1936, 27 marta.