Научная статья на тему 'Театральная жизнь Карелии в годы нэпа'

Театральная жизнь Карелии в годы нэпа Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
346
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЕЛИЯ / НЭП / ИСКУССТВО / ТЕАТР / АКТЕРЫ / РЕПЕРТУАР / ЖИВАЯ ГАЗЕТА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Филимончик Светлана Николаевна

Освещается развитие театральной деятельности в Карелии в 1920-е гг. Театр занимал важное место в общественной жизни региона, приобщая к культуре и развивая художественный вкус зрителей. Вместе с тем театральное искусство носило и пропагандистский характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Театральная жизнь Карелии в годы нэпа»

Сообщения и заметки

Филимончик Светлана Николаевна

кандидат исторических наук Петрозаводский государственный университет

ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ КАРЕЛИИ В ГОДЫ НЭПА

Значимость изучения становления театра в Советской Карелии определяется тем, что социальная и художественная жизнь регионов многонациональной России различалась по темпам и особенностям развития. Влияли как общегосударственные финансовые, цензурные, управленческие решения, так и специфика подходов республиканской властной элиты, активность представителей творческих профессий, интересы разных социально-демографических групп зрителей. Изучение истории театра позволяет увидеть культурную жизнь Карелии как поле взаимодействия разных сил, дает возможность показать трудности и потенциал сохранения культурных институтов в условиях кардинального реформирования общественной жизни.

Историю театра Карелии в годы нэпа первыми кратко охарактеризовали ответственные работники министерств и ведомств, театральные служащие1. Правда, основное внимание они уделили первым годам советской власти и эпохе индустриализации, а 1920-е годы служили как бы мостком между этими яркими театральными эпохами. Так, в книге С.В. Колосенка театру периода нэпа уделено всего несколько абзацев. Более обстоятельно рассмотрена интересующая нас тема в монографии А.И. Афанасьевой2. Спустя 35 лет после выхода эта книга не утратила своего научного значения, остается основой, опираясь на которую, можно продолжать научный поиск. Афанасьева показала финансовые трудности, с которыми столкнулся театр в условиях перехода к рынку, охарактеризовала его актерский состав, репертуар, гастрольную деятельность. Самодеятельное театральное искусство Карелии 1920-х гг. наиболее полно рассмотрели П.Е. Никитин и Н.К. Тинькова3. В монографиях первой

1 Кийранен В.И. Государственный финский драматический театр. Петрозаводск, 1972; Колосенок С.В. Театр нашего города. Петрозаводск, 1972.

2 Афанасьева А.И. Великий Октябрь и становление Советской культуры в Карелии. 1918-1927. Петрозаводск, 1983.

3 Никитин П.Е. Театр края Калевалы: Творческий путь Государственного ордена Дружбы народов финского драматического театра. Петрозаводск, 1985; Тинькова Н.К. Деятельность Карельской областной организации ВЛКСМ по коммунистическому воспитанию молодежи (1926-1932). Петрозаводск, 1981.

Сообщения и заметки

половины 1980-х гг. выявлено «прочное и устойчивое политическое содержание» театральной работы. На момент выхода монографии, в условиях идеологического монополизма, это характеризовалось как ее неоспоримое достижение. На сегодняшний день хочется, однако, видеть роль театра в общественной и культурной жизни более широко, не только как пропагандиста государственной идеологии и политики. Нуждаются во всестороннем анализе неиспользованные в условиях цензуры документы о формировании театрального репертуара, большего внимания требует анализ роли личностного фактора в культуре.

Цель настоящей статьи - рассмотреть, с учетом сделанного замечания, изменения в государственной политике по отношению к театру, показать тенденции его развития и роль в жизни местного сообщества на этапе нэпа, опираясь на делопроизводственные (в основном, отчетные) документы Национального архива Республики Карелия и аналитические материалы (прежде всего, рецензии на спектакли) республиканской периодической печати 1920-х гг.

Петрозаводск принимает актеров Александринского театра

Переход власти к Советам немногочисленная интеллигенция Карельского края встретила настороженно. Те же, кто решил сотрудничать с большевиками, невзирая на усугубляющийся в приграничном регионе экономический кризис и военное противоборство, стремились к обновлению культурной жизни местного сообщества, к развертыванию просветительной работы среди широких слоев населения. Важное место в решении этих задач отводилось театру.

В феврале 1918 г. Олонецкий губернский исполком обратился в Наркомпрос РСФСР, просветительские учреждения Петрограда с просьбой направить на работу в губернию артистов и режиссеров. Спасаясь от голода и разрухи, на призыв олончан откликнулась группа актеров старейшего государственного театра России - Александринского. С июня 1918 г. в Петрозаводске под руководством режиссеров Н.В. Петрова и Ю.Н. Юрьина стал действовать Народный театр драмы. В условиях Гражданской войны артисты сохранили профессиональную активность, имели признание зрителей, развивали новые грани таланта. Мастерство столичных актеров и режиссеров способствовало тому, что театр стал одним из главных центров культурной жизни Петрозаводска, и горожане приобщались к искусству. В условиях «военного коммунизма» театр полностью находился на государственном содержании4.

После окончания Гражданской войны питерские актеры вернулись на родную сцену, а провинциальный Петрозаводск должен был решать: быть или не быть профессиональному театру в 20-тысячном городке в условиях хозяйственной разрухи.

4 Филимончик С.Н. Театральная жизнь Карелии в 1918 - начале 1920-х годов // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2015. № 7. С. 18

Сообщения и заметки

Попытки обеспечить самоокупаемость театра

В годы нэпа повысился статус Карельской автономии: созданная в составе РСФСР в 1920 г. национально-территориальная единица Карельская Трудовая Коммуна в 1923 г. была преобразована в Карельскую АССР. Руководство автономии решило Театр драмы сохранить, но предложить ему самому зарабатывать деньги на содержание и не лежать грузом на тощем государственном бюджете. За театром сохранили здание бывшего кинотеатра «Триумф» в центре города, но распространили на него систему местных налогов: взималось 3% с каждого проданного билета, а также 5 коп. в фонд Красного Креста. С театральных афиш и плакатов брался вершковый налог5.

Все спектакли должны были стать платными. Цены театральных билетов колебались от 25 коп. до 2 руб. При этом еженедельно проводились спектакли для членов профсоюзов и промышленных рабочих. Цена билетов на целевые спектакли устанавливались на 30-40% ниже6. Кроме того, устраивались бесплатные спектакли для красноармейцев, делегаток, заведующих избами-читальнями, слушателей совпартшколы и различных курсов. Так, летом 1925 г. бесплатно и по сниженным ценам на спектаклях побывало 6 870 чел.7

В середине 1920-х гг. сбор за спектакль составлял в среднем 270 руб., а расходы на него - 640 руб.8 При Наркомпросе Карельской АССР работала хозрасчетная организация - Управление зрелищных предприятий, руководившая кинотеатрами, книжным магазином и театром. Доходы, получаемые от кино и книжной торговли, использовались на содержание театра. Однако такого рода нагрузка тяготила Управление зрелищных предприятий, желающее вкладывать прибыль в развитие книготорговли и кинофикации.

В целях упрочения финансового положения театра была сделана попытка создать в городе театральную ассоциацию. Предполагалось, что ее члены приобретут абонементы на будущие спектакли, мнение ассоциации будет учитываться при формировании театрального репертуара, для детей членов ассоциации подготовят детские постановки. В ассоциацию удалось привлечь около 400 чел., но этого было недостаточно, чтобы окупать спектакли.

Становилось ясно, что без существенной бюджетной поддержки театральное дело в Карелии развиваться не сможет. ЦИК Карельской АССР рассмотрел вопрос о передаче театра полностью на бюджетное финансирование, но счел, что социально-экономическая ситуация в республике не позволяет сделать это. Однако правительство Карелии неоднократно выдавало театру субсидии на покрытие дефицита9. Летом 1925 г. здание

5 Национальный Архив Республики Карелия (далее - НАРК). Ф. 721. Оп. 1. Д. 112/1257. Л. 193-194.

6 Красная Карелия. [Петрозаводск], 1925. 17 октября.

7 НАРК. Ф. 630. Оп. 1. Д. 10/98. Л. 135.

8 Там же. Д. 20/185а. Л. 6.

9 Там же. Оп. 3. Д. 13/125. Т. 1. Л. 161, 206.

Сообщения и заметки

бывшего кинотеатра «Триумф», где работал театр, основательно отремонтировали.

Бедность жизни не позволяла горожанам в 1920-е гг. выделять из семейного бюджета много денег на досуг. Театральные администраторы не имели необходимого коммерческого опыта. Все это вело к тому, что росли долги театра. В 1923 и 1925 гг. в связи с финансовыми трудностями Театр драмы временно прекращал работу10.

Когда выяснилось, что для продолжения деятельности театру осенью 1926 г. потребуется субсидия в 34 тыс. руб., 27 августа 1926 г. СНК КАССР принял решение о закрытии театра11. Это решение правительства затронуло интересы более 80 тыс. граждан республики - столько зрителей ежегодно посещало театр12.

Актерское сообщество

В 1920-е гг. труппа театра ежегодно обновлялась и формировалась из числа артистов ленинградских театров. Наибольшей популярностью у зрителей пользовались актеры В.В. Харламов, И.И. Неволин, А.К. Слободской, В.Г. Вольшевский. В.С. Чернорудый, В.И. Румшевич, Г.Ф. Мартини, Л.М. Добровольский и др.13 Как знак уважения горожан к актерскому труду можно характеризовать чествование юбиляров. В ноябре 1925 г. в Петрозаводске торжественно отмечали 25-летие сценической деятельности Михаила Николаевича Лызлова. В Петрозаводске он работал всего год, но горожане чествовали его за многолетнюю творческую деятельность в Сибири, на Дальнем Востоке и Кавказе. В день юбилея была поставлен «Мандат» Н. Эрдмана, в котором юбиляр исполнил главную роль Павла Гулячкина14.

В то же время в прессе нередко критиковалась игра актеров, плохо знающих свои роли, не владеющих профессиональными навыками. В защиту актеров указывалось, что прежде в театре играла блестящая труппа, а сейчас в коллективе в основном молодежь. В провинции приходилось ставить две-три новых пьесы в неделю, многие спектакли игрались после трех репетиций. В 1926 г., согласно штатному расписанию, заработная плата режиссера составляла 300 руб., зарплата нескольких ведущих актеров - 150200 руб., а остальных актеров 100 руб. и менее. При этом в зарплату входили расходы на театральные костюмы15, и часть денег следовало откладывать на время между сезонами.

После нескольких лет творческого кризиса театр стал набирать творческую высоту, когда в 1925 г. на работу в Петрозаводск приехал режиссер Борис Александрович Бертельс. Сын врача, он в 1910 г. окончил театральную школу при Малом (Суворинском)

10 АфанасьеваА.И. Великий Октябрь и становление Советской культуры в Карелии. С. 143, 144, 214-216.

11 НАРК. Ф. 690. Оп. 3. Д. 13/125. Т. 2. Л. 512-513.

12 Афанасьева А.И. Великий Октябрь и становление Советской культуры в Карелии. С. 143, 215.

13 Красная Карелия. [Петрозаводск], 1925. 2 августа.

14 Там же. 20 ноября.

15 НАРК. Ф. 630. Оп. 1. Д. 26/222. Л. 83

Сообщения и заметки

театре в Петербурге и был приглашен в его труппу. Одновременно начал режиссерскую деятельность в провинции: работал в Витебске, Смоленске, Ялте, Харькове. Летом 1912 г., зимой 1922 г. Бертельса приглашали в качестве режиссера в Петрозаводск. Спектакли запомнились, поэтому в 1925 г., когда нужно было поднять творческий уровень театра, выбор пал на этого режиссера16. В феврале 1926 г. в Петрозаводске торжественно отмечался юбилей сценической деятельности Бертельса. В переполненном зале шла пьеса «Царь Федор Иоаннович», и юбиляр выступал в главной роли17.

Став режиссером Петрозаводского театра, Бертельс столкнулся с нехваткой молодых актеров на главные роли. В период Гражданской войны театральные учебные заведения функционировали с перебоями, учиться актерскому ремеслу в условиях голода и бытовых невзгод далеко не все талантливые молодые люди полагали перспективным, а получившие профессиональное образование не спешили уезжать «в глубинку», стремились использовать творческие и бытовые ресурсы столичной жизни. Выходом была подготовка актеров на месте.

Практическим шагом в этом направлении стала организация в мае 1925 г. при Театре драмы в Петрозаводске под руководством Б.А. Бертельса театральной студии. Ее задачей являлась подготовка профессиональных актеров и руководителей драмкружков при клубах. 25 студийцев после основной работы приходили вечером в театр, чтобы изучать актерское мастерство, психологию, историю театра18. Отбор в студию проводился по классовому признаку. Студийцы должны были составить основу труппы «предполагаемого к созданию в будущем Рабочего театра»19. Когда выяснилось, что рабочих среди учащихся все же немного, провели «чистку» состава студии с участием представителей комсомольской организации, ячейки ВКП(б) Наркомпроса республики. Бодрых реляций о массовом исключении студийцев выявить в прессе и архиве пока не удалось, поэтому есть основания полагать, что в середине 1920-х гг. эта кампания все же большого урона творческой молодежи Петрозаводска не нанесла.

Руководство Карелии мечтало о создании Национального театра. Осенью 1925 г. в театральной студии на правах финского отделения была создана небольшая группа из карельской и финской молодежи. Их творческим лидером стал Рагнар Нюстрем. После поражения Финляндской революции 1918 г. ее активный участник рабочий Нюстрем совершил побег из тюрьмы и покинул родину. В Советской России он получил педагогическое образование, работал учителем в Петрозаводске, а в свободное время ставил любительские спектакли, писал пьесы. В 1928 г. Рагнар Нюстрем, Дарья Карпова, Тойво Ланкинен, Суло Туорила и другие юноши и девушки (всего 15 чел.) по заданию

16 НАРК. Ф. 630. Оп. 1. Д. 26/222. Л. 38-40.

17 Красная Карелия. [Петрозаводск], 1926. 27 февраля.

18 Там же. 16 декабря.

19 НАРК. Ф. 630. Оп. 1. Д. 26/222. Л. 17.

Сообщения и заметки

Наркомпроса КАССР поехали на учебу в Ленинградскую государственную художественную студию. Там они продолжили обучение театральному делу под руководством главного режиссера Ленинградского Большого Драматического театра К.К. Тверского20. В 1932 г. в Карелии откроется Национальный театр, работающий на финском языке.

Театральный репертуар

В репертуар действующего в 1920-е гг. Театра драмы входили лучшие произведения русской и европейской драматургии. На сцене Петрозаводска шли: «Царь Эдип» Софокла, «Гамлет» В. Шекспира, «Маскарад» М. Лермонтова, «Царь Федор Иоаннович» А. Толстого, «Бешеные деньги», «Гроза» А. Островского, «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина, «Собор Парижской богоматери» В. Гюго и др.

Из пьес западных драматургов отбирались в первую очередь те, что описывали острые социальные противоречия. Так, сезон 1926 г. открылся пьесой «Отчизна», рассказывающей о гонениях, которым католики подвергали «еретиков» во Фландрии21.

Постепенно увеличивалась в репертуаре доля советских пьес. Наиболее популярными советскими драматургами в это время являлись А. Луначарскицй и Ю. Юрьин. В Петрозаводске ставились «Слесарь и канцлер», «Фауст и город», «Королевский брадобрей», «Яд» и «Поджигатели» А. Луначарского; «Король в лохмотьях», «Советский черт», «Доспехи славы», «Стенька Разин» Ю. Юрьина. Наряду с ними ставились «Как Иван правду искал» М. Рейснера, «Мандат» Н. Эрдмана, «Виринея» Л. Сейфуллиной, «Конец Романовых» П. Арского и др.

Одним из самых успешных кассовых спектаклей стал «Заговор императрицы» по пьесе А. Толстого и П. Щеголева. Пьеса была написана по материалам Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. За основу авторы взяли показания фрейлины императрицы А. Вырубовой. Перед зрителем представали последние годы царского режима: всесилие Распутина, безвольный Николай II, своими руками расшатывавший устои трона. Для постановки была приобретена новая мебель, художники Н.Н. Болдырев и Поливцев изготовили красочные декорации22.

Государство контролировало репертуар театров. В 1920-е гг. сложился следующий порядок рассмотрения произведений, предназначенных к постановке. Сначала пьеса поступала на утверждение в Карполитпросвет. 27 июня 1923 г. при нем была создана репертуарная комиссия. Хотя это был совещательный орган, который осуществлял «педагогическую цензуру», в действительности уже на этом этапе немало пьес

20 Афанасьева А.И. Культурные преобразования в Советской Карелии. 1928-1940. Петрозаводск, 1989. С. 247.

21 Красная Карелия. [Петрозаводск], 1925. 22 октября.

22 Там же. 7 июля.

Сообщения и заметки

отклонялось, причем по идейным основаниям. Во второй половине 1923 г. репертуарная комиссия проштудировала 52 пьесы, из них допущено к постановке было 29. В 1925 г. возникли сложности с пьесой Н.Н. Шаповаленко «1881 год». В связи с тем, что ее признали «исторически неверной», Карполитпросвет счел нужным воздержаться от показа пьесы до разрешения вопроса в Главполитпросвете РСФСР23.

Имея визу Карполитпросвета, пьеса поступала к политредакторам. С ноября 1922 г. в Карелии работал Карлит (до мая 1923 г. Гублит), осуществлявший политическую цензуру всех предполагаемых к постановке или публичному исполнению музыкальных, вокальных, драматических, хореографических произведений. В 1923 г. через Карлит прошло 192 произведения для театра, из них запрещены были 1224. Решения Карлита выглядят более лояльными в сравнении с репертуарной комиссией - совещательным органом, однако следует учесть, что репертуарная комиссия и Карлит были тесно связаны, в 1923 г. репертуарную комиссию возглавлял заведующий Карлита.

Роль театра в общественной жизни

Театр регулярно организовывал просветительские мероприятия, на которых обсуждалось развитие современного искусства. В «культпонедельниках» участвовали представители власти, городская интеллигенция. Так, 8 февраля 1926 г. в фойе театра сделал доклад о своих впечатлениях от американского театра Председатель ЦИК КАССР А.Ф. Нуортева, в обсуждении доклада приняли участие врач И.А. Шиф, сотрудник секретных фондов архива, коммунист П.И. Буткевич и др.25

В 1922 г. в «Карельской коммуне» прошла оживленная дискуссия о роли и задачах театра и его репертуаре. Некоторые участники высказывали свое мнение, пользуясь псевдонимами, одно из писем не желавшие назвать себя зрители даже подбросили ночью к крыльцу редакции. Во многих откликах отмечалось, что уровень театра упал, публика идет в театр ради организуемых после спектакля танцев. В статье «Похвала пошлости», подписанной псевдонимом ДВР, подвергался резкой критике репертуар: подчеркивалось, что сейчас в театре идут «бездарнейшие, пошлейшие вещи». В качестве примера назывались мелодрамы «Тайна замка Чантворт», «Тетка Чарлея» и др. Одним из первых на эту полемическую статью откликнулся В. Парфенов, убеждавший, что с содержанием статьи согласится каждый трудящийся: «Отравлять человека недоброкачественными продуктами преступно, преподносить гнилую духовную пищу - не менее преступно». Не согласился с критиками театрального репертуара Т. Леонтьев. Он считал, что время от времени необходимо ставить легкие комедии, «дать отдохнуть зрителю и посмеяться невинным здоровым смехом, который может быть сохранит лишний день в его жизни».

23 НАРК. Ф. 630. Оп. 1. Д. 26/222. Л. 20.

24 Там же. Ф. 757. Оп. 3. Д. 1/1. Л. 7, 11.

25 Красная Карелия. [Петрозаводск], 1926. 10 февраля.

Сообщения и заметки

Леонтьев вспоминал, что и сам Петров в 1918/19 г. поставил в Петрозаводске «Соломенную шляпку», и она пользовалась успехом. «Тетка Чарлея» - не хуже этой французской комедии. В заключительном слове ДВР был еще более непреклонен: «К петрозаводскому театру в его нынешнем виде я отношусь как к классовому врагу»26.

Молодежь из числа сторонников создания пролетарской литературы все чаще критиковала в республиканской печати спектакли классического репертуара. Особенно усердствовала в критике Т. Т-ва - так подписывала свои статьи в «Красной Карелии» учительница Тамара Казимировна Трифонова, возглавившая в 1926 г. Карельскую ассоциацию пролетарских писателей. «Двенадцатую ночь» Шекспира рецензент «Красной Карелии» сочла «классическим хламом» и распекала за «неубедительное содержание» для рабочего зрителя. Спектакль по роману Достоевского «Идиот» она же называла «тяжелой драмой, побуждающей мрачные настроения». Главный герой спектакля в рецензии представал как беспомощный, слабый человек, совершенно не приспособленный к жизненной борьбе27. Такая категоричность рецензий вызвала протест театральных работников. В газету поступило письмо за подписью председателя Карельского областного отдела Союза работников искусств Н.В. Солнышкова с требованием прекратить травлю театра28.

Театр был активно задействован в проведении советских праздников. В 1923 г. по настоянию женотдела была поставлена небольшая пьеса «8 Марта», рассказывавшая о преследовании праздника в царское время и о бурном развитии женского движения после революции29. В дни празднования 5-летия Карельской автономии был показан спектакль «Стенька Разин». Юбилей Революции 1905 года театр отметил постановкой пьесы «Год Горн», рассказывающей о жизни рабочей семьи в дни революции30. Символично, что в 1925 г. в театральном фойе была установлена статуя Ленина.

Государство оценило потенциал театра как института, способного вести агитационно-пропагандистскую работу. В 1929 г., когда нэповский курс сменился «социалистическим штурмом» и власти потребовалась общественная поддержка, в Карелии было пересмотрено решение 1926 г. о закрытии театра: в августе 1929 г. Совнарком КАССР выделил необходимые для работы профессионального театра средства. А ведь в это время во многих сферах «затянули пояса», была введена карточная система на основные продукты питания. Тем не менее, Государственный театр драмы возобновил работу в ноябре 1929 г.

26 Карельская коммуна. [Петрозаводск], 1922. 15, 18, 19, 24, 26 ноября.

27 Красная Карелия. [Петрозаводск], 1925. 4, 17 ноября

28 Там же. 19 декабря.

29 НАРК. Ф. 2150. Оп. 1. Д. 17/207а. Л. 56.

30 Красная Карелия. [Петрозаводск], 1925. 24 декабря.

Сообщения и заметки

Самодеятельные театры

В период нэпа в Карелии продолжали работу любительские театры. Самодеятельный финский театр «Карельская сцена» в Петрозаводске возглавила энтузиаст театрального искусства Сантери Нуортева. Под ее руководством в Петрозаводске было поставлено несколько пьес, в том числе написанных участниками этого коллектива Ялмари Виртаненом, Сантери Мякеля, Рагнаром Нюстремом. Одной из самых удачных постановок была драма Р. Сеппяля «Рыцарь тайги», рассказывающая о суровой жизни лесорубов и сплавщиков Крайнего Севера. Летом 1926 г. любительский театр «Карельская сцена» выезжал на гастроли в Ленинградскую область, успешно выступил в Гатчине и на сцене Финского дома просвещения в Ленинграде31.

Кипучую деятельность развернули любители театра в Ухте. К концу 1920-х гг. при районном Доме культуры занималось до 50 энтузиастов-театралов. Их объединил пекарь Хейкки Пуро, приобщившийся к сцене в рабочих театрах Финляндии. В этом коллективе сделал первые шаги в актерскую профессию Суло Туорила. Усилиями композитора и скрипача Лаури Йоусинена, переселившегося в Советскую Карелию из Америки, в Ухте организовали ансамбль из девяти музыкантов, который обеспечивал музыкальное сопровождение спектаклей. Большой резонанс имела постановка драмы Б. Лавренева «Разлом». Ухтинцы сами изготовили декорации и костюмы. На клубной сцене была воссоздана палуба крейсера «Заря» с пушками и капитанским мостиком. Заканчивался спектакль пением «Интернационала»32.

В 1926-1927 гг. «под крылом» Карельского совета профсоюзов работали «живые газеты» «Красная Карелия» и «Комсокепка». Их выступления в рабочих клубах Карелии, на промышленных предприятиях строились по макету газеты: передовица, отдел публицистики, хроника местной жизни, фельетон и т. д. Как и в печатной газете, главное внимание уделялось пропаганде и освещению политических кампаний, критике бытовой неустроенности, но делалось это с использованием выразительных средств искусства. Основу коллектива составили учащиеся петрозаводской театральной студии, тексты писал режиссер Е. Минкин, а музыку сочинял композитор Рувим Пергамент. В выпуск «живгазеты» включались сценки, стихи, литературные композиции, песни, танцы. Выпускница театральной студии Петрозаводска, в будущем профессиональная актриса Александра Кирикова вспоминала о «живой газете» «Красная Карелия»: «Особенным успехом пользовались частушки. Иногда нашему гармонисту Феде Бакалину приходилось по нескольку раз проигрывать мелодии, так как зал грохотал»33. Публика ценила молодежные постановки за то, что в них в определенной мере поддерживались традиции

31 Никитин П.Е. Указ. соч. С. 9.

32 Там же. С. 12.

33 Кирикова А.А. Из самодеятельности в профессиональный театр // На фронте мирного труда. Воспоминания участников социалистического строительства в Карелии. 1920-1940. Петрозаводск, 1976. С. 276.

Сообщения и заметки

народного театра, рассказывалось о местной, знакомой жизни, было много молодого задора, творческого воодушевления.

Число «живых газет» в Карелии росло. У железнодорожников Медвежьей Горы работала «живая газета» «Сигнал», а на станции Сорокская - «Наш гудок». В Пудоже давала представления «живгазета» «Юнец клуба», в Кеми - «Кемское эхо» и т. д.34 Количественный рост коллективов не всегда сопровождался творческим ростом. Побывав на выступлении «живой газеты» профсоюза деревообделочников «Пила», А.Ф. Нуортева написал в республиканскую газету возмущенную заметку, выделив «шаблонные революционные фразы, которыми как ширмами заслонялась халтура, мещанское убожество»35.

Стремясь поднять уровень самодеятельных коллективов, в 1927 г. по решению Петрозаводского горкома ВЛКСМ в Петрозаводске была создана Рабочая театральная мастерская (Ратемас). Это была еще одна попытка создать синтетические спектакли, объединяющие все виды искусства и отражающие запросы рабочего зрителя. Студия существовала на средства Управления зрелищных предприятий Наркомпроса Карелии36. Она насчитывала до 30 чел. Это были, главным образом, рабочие, они занимались после трудовой смены. Художественным руководителем Ратемаса являлся режиссер Борис Корольков. Один вечер в неделю отводился для выступлений перед зрителями. Первой работой стал молодежный спектакль «Кремешки». Ратемас показал его в сентябре 1927 г., приурочив к Международному юношескому дню. За два года работы были поставлены пьеса В. Иванова «Бронепоезд 14-69», оперетта по мотивам поэмы А. Жарова «Тимошка-гармонист», пьеса И. Скоринко «Бузливая когорта» и др. Устраивались спектакли так называемого малого жанра: вечер рассказа, политкабаре.

Летом 1929 г. на базе Ратемаса при горкоме комсомола был создан Театр рабочей молодежи (ТРАМ). Его художественным руководителем стал студент клубно-инструкторского отделения Ленинградского техникума сценических искусств Яков Пергамент. Спектакли ТРАМа характеризовались политической заостренностью тем и были посвящены лесозаготовкам, ударному труду промышленных рабочих и бичеванью лодырей. Театр сотрудничал с Карельской ассоциацией пролетарских писателей. Соломон Фогельсон, Лев Уманец написали для ТРАМа пьесы «Лес зовет», «Штурм безусых» и др. Из творческих приемов можно выделить большую роль музыки, пантомимы, прямых обращений актеров к залу. Фогельсон вспоминал: «Люди на наших спектаклях выражали свои чувства непосредственно, кричали герою, чтоб он остерегался врага, или ахали в драматические моменты, или от восторга свистели и разражались бурными возгласами»37.

34 Тинькова Н.К. Указ. соч. С. 98.

35 Красная Карелия. [Петрозаводск], 1927. 22 мая.

36 НАРК. Ф. 630. Оп. 1. Д. 48/393. Л. 50-53.

37 Цит. по: Тинькова Н.К. Указ. соч. С. 101.

Сообщения и заметки

Агитационные пьесы не могли заменить драматических произведений, глубоко исследующих внутренний мир человека. Обаяние молодости самодеятельных исполнителей не компенсировало отсутствие профессионального актерского мастерства. Значение деятельности рабочих театров состояло, прежде всего, в том, что они показали мощный порыв молодежи 1920-х гг. к творчеству, тягу пока еще недостаточно образованных слоев общества к искусству.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, период 1920-х гг. отражает неоднозначные тенденции развития театра в Карелии. Зарождались основы театральной самодеятельности. В условиях социально-экономического кризиса начала нэпа была сделана попытка сохранить профессиональный театр в Петрозаводске на хозрасчетных началах. Республиканское правительство провело ремонт здания театра, периодически предоставляло ему субсидии. Тем не менее, в сравнительно благополучное время «расцвета» нэпа театр был закрыт, а в чрезвычайных условиях слома нэпа государство выделило театру необходимое бюджетное финансирование. Более того, началась подготовка к открытию еще одного театра, работающего на финском языке - для обучения актерской профессии в Ленинград была направлена группа карельской молодежи. В то время театр показал свою значимость в разных сферах общественной жизни. Через театральное искусство актеры и зрители приобщались к классическому культурному наследию, развивали художественный вкус, стремились к творческой самореализации. Театр играл важную роль в организации общения, досуга, праздников. Помогая финансово и организационно, контролируя репертуар, государство стремилось использовать театр как действенное средство политического и идеологического воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.