DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-177-90-96 УДК 379.81
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ДИСКУССИОННЫЕ ФОРМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКИХ НАУЧНЫХ ОБЩЕСТВ
Елена Игоревна ПАНКОВА
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: vitlen.85@mail.ru
Аннотация. Проанализирован потенциал технологий социально-культурной деятельности, используемых в практике студенческих научных обществ, которые направлены на максимальную активизацию аудитории и обеспечение многостороннего взаимодействия участников дискуссионных программ. Рассмотрен опыт реализации комплексных социально--культурных мероприятий, стимулирующих всестороннее развитие молодых исследователей, к которым отнесены панельные дискуссии и научные баттлы (научные стендапы). Формат научного стендапа или научного баттла (Science Slam) представляет собой особого рода научную конференцию, проходящую в формате вечеринки, в рамках которой молодые представители различных отраслей науки соревнуются в остроумной и увлекательной подаче информации о достигнутых результатах. Формат панельной дискуссии предполагает высказывание нескольких экспертов, которые излагают разные точки зрения на обсуждаемый предмет, после чего модератор предлагает остальным присутствующим задавать вопросы выступающим. Панельная дискуссия подразумевает обмен мнениями по заданной теме, а также получение ответов со стороны экспертов на интересующие аудиторию вопросы. Панельные мероприятия могут сопровождаться развлекательными эпизодами и неформальным общением аудитории. Формат Science Slam выполняет не только развлекательную миссию, в рамках этого интеллектуального шоу молодые ученые выходят к микрофону, стараются сделать свои выступления не только информативными и емкими, но и забавными, провокационными, запоминающимися и эмоциональными. В силу особенностей разных форматов открываются широкие возможности для использования театрализованных форм организации научной дискуссии, проявления индивидуальной инициативы и творчества.
Ключевые слова: дискуссионные и театрализованные технологии социально-культурной деятельности; студенческие научные общества; панельная дискуссия; научный стендап
Социально-культурная деятельность студенческих научных обществ опирается на самые разнообразные технологии, позволяющие максимально активизировать аудиторию, обеспечить многостороннее взаимодействие, стимулировать дискуссию, создать возможности для максимальной самоактуализации и самореализации личности. Активный и инициативный участник студенческого научного общества получает возможность не только проявить свои способности, рассказать и обсудить свой научный проект, но и развить интеллектуальные, коммуникативные, лидерские качества в процессе неформальной досуговой деятельности [1]. В этом отношении очень продуктивны комплексные социально-культурные мероприятия, стимулирующие дискуссионный процесс, а также развитие артистических способностей. Примером таких мероприятий могут служить панельные дискуссии и научные баттлы (научные стендапы).
Панельная дискуссия представляет собой обсуждение некоторой темы группой людей
перед аудиторией. Чаще всего панельная дискуссия применяется на научных, деловых или академических конференциях, фан-конвенциях, или телевизионных шоу. Такое обсуждение обычно ведет модератор, который выступает перед аудиторией, изредка задает ей вопросы, руководит и направляет дискуссию, старается сделать обсуждение информативным, увлекательным и интересным. Панельная дискуссия предполагает общение нескольких хорошо знакомых друг другу экспертов-собеседников на протяжении определенного времени в присутствии значительной по количественному составу аудитории, обычно сидящей в зале в непосредственной близости от дискутирующих. В отличие от формата «круглого стола», где предполагается высказывание всех или большинства участников, в формате панельной дискуссии несколько экспертов, как правило, излагают разные точки зрения на обсуждаемый предмет, после чего модератор предлагает остальным присутствующим задавать вопросы выступающим.
90
© Панкова Е.И., 2018
В силу этого панельная дискуссия стала распространенной формой учебной или научной дискуссии, на которой вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы (обычно четыре-шесть экспертов под руководством модератора), а затем они излагают свои позиции аудитории: формат подразумевает обмен мнениями по заданной теме, а также получение ответов со стороны экспертов на интересующие аудиторию вопросы.
Панельные мероприятия могут сопровождаться развлекательными эпизодами и неформальным общением аудитории (в том числе со знаменитостями), включая употребление напитков из бара, общение. Типичный формат панельной дискуссии часто предполагает предварительный просмотр фильмов, использование видеоигр и т. п. [2].
Формат панельного обсуждения очень характерен для телешоу и телевикторин. Иногда панельную дискуссию соотносят с таким видом социально-культурного события, как фан-конвенция (также известная как con или fan meeting). Этим термином с 1942 г. обозначается социально-культурное событие, в рамках которого поклонники определенного артефакта (фильма, телесериала, комикса, актера) или целого жанра художественных явлений или развлечений (научная фантастика, аниме, манга и т. п.) собираются вместе для участия в досуговой развлекательной программе или другом подобном мероприятии, предполагающем встречи с экспертами, известными личностями и друг с другом. Чаще всего такие мероприятия организуются фанатами на некоммерческой основе (хотя некоторые из них могут преследовать коммерческие интересы и получение прибыли). Многие фан-конвенции включают презентации и наградные церемонии, относящиеся к узко специальному направлению науки или жанру искусства [3].
На коммерческих мероприятиях приглашенные селебритис (известные гости) часто раздают автографы фанатам и болельщикам, исполняют песни, проводят викторины и конкурсы или иным образом развлекают зрителей. С 1930-х гг. широкое распространение получили традиционные научно-фантастические конвенции (объединения поклонников научно-фантастической литературы), аниме-конвенции (объединения представите-
лей субкультуры анимационных фильмов), филк-конвенты (объединения сторонников музыкального неофольклора) и фурри-арт конвенции, объединяющие любителей литературного, изобразительного фурри-творчест-ва, темой которого являются фантастические антропоморфные животные) [4].
В процессе проведения конвенции представители аудитории по очереди задают вопросы с использованием специального микрофона. Эти мероприятия иногда несут в себе черты субкультурных акций. Например, характерной особенностью научно-фантастических конвенций является проведение маскарадов или конкурсов костюмов. Участники аниме-конвенций одеваются в сложные костюмы своих любимых персонажей (из-за чего возник так называемый косплей - узнаваемый образ аниме-персонажа, требующий для воссоздания значительных затрат времени и средств).
На конвенциях представители определенного творческого направления (как создатели, так и поклонники данного творчества) встречаются вместе, организуют шоу, в ходе которого обсуждают актуальные темы, задают злободневные вопросы популярным людям. Как правило, многие участники заняты поиском и коллекционированием редких ценных предметов, приобретением и созданием специфической коллекции. Они собираются вместе в реальные и виртуальные сообщества, чтобы пообщаться с любимыми звездами и задать им вопросы. В рамках такой конвенции также могут проводиться ролевые игры, создаваться соответствующие видео и компьютерные игры, где действуют любимые персонажи. Все это стимулирует домашнее видеотворчество, создание телевизионных передач, в том числе популярных сериалов. Фан-конвенции стимулируют различные виды интернет-коммуникации [5].
В силу таких особенностей формата открываются широкие возможности для использования театрализованных форм организации научной дискуссии, проявления индивидуальной инициативы и творчества.
В последние годы все большую популярность приобретает формат научного стендапа или научного баттла (Science Slam). Это социально-культурное событие представляет собой особого рода научную конференцию, проходящую в формате вечеринки, в рамках
которой молодые представители различных отраслей науки соревнуются в остроумной и увлекательной подаче информации о достигнутых результатах. Такие мероприятия очень близки шоу-программе и проходят в неожиданных для традиционных научных форумов местах, за пределами университетов или лекционных залов (на сцене культурных центров, театров, рок-площадок, баров, рок-, панк- и ночных клубов). Причем выступления соревнующихся молодых ученых (слэ-меров) проходят в вечернее время, преимущественно перед неподготовленной аудиторией. Научный стендап превращается в яркое, неординарное средство научной коммуникации, способ наладить активное взаимодействие, прямую связь между молодыми учеными и общественностью [6].
Формат Science Slam - это международный проект, который зародился в Германии в 2006 г., а в настоящее время реализуется почти в двадцати странах мира. В России подобные проекты осуществляются с 2011 г. более чем в 25 регионах. Впервые эту идею исполнил в Дармштадте (Германия) А. Дре-пек, предложивший ученым в течение получаса рассказывать об интересующих их исследованиях или объяснять суть своей научной проблемы. Помимо научного баттла, Science Slam включает формат стендапа, который имеет более длительную историю. Он возник в Великобритании и восходит к традициям мюзик-холлов XVIII-XIX веков, где артисты разыгрывали короткие моноспектакли, характеризующиеся чеканными юмористическими формулировками, активно взаимодействовали с залом, подшучивая над актуальными для публики темами. Современный стендап - признанный популярный демократичный, классический комедийный жанр, реализующийся в комедийных клубах и отличающийся использованием «открытого микрофона», когда любой желающий может подняться на сцену и высказать что-то веселое, остроумное и злободневное1.
Научные баттлы относятся к образовательно-развлекательному формату эдъютейн-мента (edutainment), подразумевающему обучение через игру и развлечение. Следовательно, возникновение этого формата право-
1 Science Slam. Битва ученых в формате стен-дапа. URL: https://scienceslam.rocks/ (дата обращения: 15.03.2018).
мерно связать c развитием проектов эдъю-тейнмента. В частности, достаточно близким по формату является эдъютейнмент-проект PechaKucha (ПечаКуча), инициированный австрийскими дизайнерами и архитекторами в Токио в 2003 г. и представляющий собой гибрид вечеринки и презентации. Формат PechaKucha [7] предполагает комментирование спикером медиапрезентации, состоящей не более чем из 20 слайдов, на каждый из которых отводится по 20 секунд. Благодаря количеству слайдов презентация становится насыщенной и информативной. Тем самым выступление продолжается 6 минут 40 секунд, после чего включается обратный отсчет и столько же времени отводится на вопросы и ответы. В сумме выступление занимает не более 15 минут. В рамках одной вечеринки могут выступать спикеры с самыми разнообразными темами. С 2009 г. реализуется проект московской ПечаКуча.
Близким по типу является нью-йоркский некоммерческий проект Creative Mornings, созданный дизайнером Т. Рот Айзенберг и направленный на творческое взаимодействие и общение профессионалов. Встречи проходят по утрам, при этом раскрывается одна тема, в течение часа выступают 1-2 спикера.
Также близок научному баттлу формат Poetry Slam (турнир поэтов), возникший в США в 1986 г. и представляющий собой состязания поэтов, проходящие в клубах или барах, где самодеятельные авторы читают свои сочинения, а публика в процессе неформального общения обсуждает их творчество [8].
В современном виде научный баттл основал Г. Бьюнинг, который организовал это шоу в 2010 г. в Берлине (Германия) и установил лимит десятиминутных повествований о собственных исследованиях. Формат этого шоу быстро распространился в более чем тридцати немецких городах, а затем набрал популярность в Европе, получил распространение по всему миру. С 2014 г. проводится чемпионат Европы по Science Slam. Подобно песенному конкурсу «Евровидение», турнир устраивает страна ученого-победителя прошлого года. Европейские организаторы научных боев нередко проводят благотворительные турниры, собранные от которых средства направляются на образовательные проекты в развивающихся странах.
С 2013 г. организацией и продвижением проекта научных баттлов занялись петербургская интернет-газета «Бумага» и интернет-издание «РБК». В соавторстве с Г. Бью-нингом проект был адаптирован под российскую аудиторию, регулярно стали проводиться российские турниры, которые отличаются от европейских глубиной и серьезностью исследований [9]. В феврале 2016 г. создана Ассоциация Science Slam Россия, которая централизованно и унифицировано организует турниры в российских городах.
С 2016 г. появляются различные разновидности слэма: городской (классический формат, проводимый на сцене клуба или бара); вузовский (проводимый студентами и аспирантами в лекционных залах и студенческих клубах по правилам, адаптированным под конкретный вуз); школьный (выступление школьников с научными докладами друг перед другом или презентация учеными адаптированных для детей результатов исследований с целью профессиональной ориентации научной деятельности); корпоративный (брендированные научные баттлы как способ научной коммуникации предприятия с широкой общественностью).
Возникают и другие разновидности. Так, широкую популярность получили корпоративные научные баттлы Роснано, «Научные бои» лектория Политехнического музея; востребованным у молодежи стал формат научно-популярных лекций «НаучРок», предполагающий три коротких, актуальных и доступных выступления, интегрированных с рок-концертом.
Аналогичен просветительский проект Stand-up Science который отличается короткими выступлениями (3-5 минут) и, соответственно, большим количеством (до 15 человек) молодых исследователей. Участники могут при подготовке воспользоваться помощью специалистов по актерскому мастерству или лидеров движения КВН. Еще один схожий тип социально-культурного мероприятия - «Наука. Вкусно», который проводится в чайных и кафе.
Научный стендап чрезвычайно привлекателен для молодой публики. Российский вариант Science Slam выполняет не только развлекательную миссию: мероприятия формата Science Slam позволяют сделать профессию ученого более престижной и ува-
жаемой, создать привлекательный образ молодого ученого [10]. В рамках этого интеллектуального шоу в формате stand-up show молодые ученые выходят к микрофону, стараются сделать свои выступления не только информативными и емкими, но и забавными, провокационными, запоминающимися и эмоциональными. Ученые покидают свою академическую среду и становятся частью популярной культуры.
Остановимся более подробно на технологии проведения научного стендапа. Сверхзадача мероприятия связана с тем, чтобы сделать науку понятной и интересной, для чего эффективно используются средства театрализации, юмор и шутки2. Существенное значение приобретает не столько достигнутый научный результат, сколько объяснение его и презентация понятным, привлекательным, интересным и лаконичным способом. Для этого представляются «живые» эксперименты, используется самый неожиданный и парадоксальный реквизит, готовятся неожиданные творческие визуализации, используются технологии социокультурной анимации, позволяющие добиться от аудитории максимальной интерактивности и эмоционального подъема. Подчас научные баттлы сходны с выступлением команд КВН, поскольку участники должны эффективно проявить себя, импровизируя, отвечая на каверзные вопросы зрителей и ведущего, с юмором преодолевая «внештатные ситуации». Программы научных баттлов неспонтанны. Около месяца молодые исследователи проходят подготовку, обсуждают с организаторами презентацию. Часто организаторы привлекают сторонних специалистов для проведения тренингов и репетиций с участниками, направленных на освоение приемов интерактивного общения с аудиторией.
Очень продуктивны при этом краткий пересказ, эмоциональная подача и парадоксальные тезисы.
Привлечению аудитории способствует и то, что в качестве специального гостя или члена жюри мероприятия приглашается известный успешный ученый, специалист или популярная медийная личность. Партнерами научного баттла выступают передовые и наиболее развитые в технологическом отно-
2 What is science slam? URL: http://www. scienceslam.de/english.html (accessed: 15.03.2018).
шении наукоемкие предприятия, ведущие вузы и популярные СМИ, потенциальные инвесторы [11].
В одной программе, как правило, выступают 5-10 участников. Каждый из слэмеров (или спикеров) должен презентовать свое исследование в виде десятиминутного стен-дапа. Несмотря на сложность рассматриваемых положений, необходимо покорить слушателей, изложив суть своей работы досконально точно, ясно, интересно, остроумно и доступно каждому непосвященному. Выступление должно быть легким, интересным, понятным и остроумным. При этом необходимо завладеть вниманием аудитории и погрузить ее в свои научные идеи и открытия, получая поддержку зрителей. Способы и средства подачи информации могут быть самыми разнообразными и креативными: смысл научного проекта может быть передан танцем, театрализацией, пантомимой, речитативом, поэзией, рэпом, музыкальным сопровождением, песней, публичным экспериментом и т. п. Выступление может стать своеобразным рок-концертом про науку. Для яркой наглядности и визуализации могут использоваться макеты, муляжи, схемы, рисунки, мультимедиа.
Финалистов выбирают зрители, присутствующие в зале, а победитель баттла определяется по зрительскому одобрению: после выступления каждого слэмера организаторы измеряют шумомером, кто из слэмеров удостоился наибольших оваций, у кого была выше громкость аплодисментов и топота. Постепенно сформировался традиционный символический главный приз, вручаемый победителю турнира, - боксерские перчатки.
Зрители могут задать вопросы спикерам по теме выступлений, а также получить подарки от спонсоров или заработать призы собственной эрудицией, памятью или смекалкой, участвуя в интерактивных играх.
В контексте научного баттла следует констатировать уникальное социально-культурное явление: традиционно формат популярного телевизионного шоу (программы КВН, «Что? Где? Когда?») распространялся на клубную сцену, в данном случае, напротив, клубный формат был адаптирован для телевидения. В частности, широкую популярность получил латиноамериканский проект "Poper Scientific Stand Up", а на рос-
сийском телеканале «Россия К (Культура)» возник новый проект - «Научный стендап».
Таким образом, технологии панельной дискуссии и научного стендапа наиболее эффективны для личностного саморазвития студента - участника научного общества. Помимо традиционных умений и навыков апробации и презентации научных исследований студент должен овладеть и проявить многообразные творческие способности, свойственные шоумену или мастеру стендапа - ораторские, артистические, вокальные, инструментальные, пластические. Кроме того, студент должен развить навыки ведения дискуссии, взаимодействия с аудиторией, привлечения внимания публики. Овладение этими навыками требует целенаправленных усилий по саморазвитию и самосовершенствованию, которые во многом должны подкрепляться целенаправленными социально-воспитательными программами студенческих научных обществ и вузов.
Список литературы
1. Ярошенко Н.Н., Григорьева Е.И. Специфика подготовки кадров для социально-культурной сферы на основе новых образовательных стандартов третьего поколения // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 6 (22). С. 235-237.
2. Першуткин Б.В. Активизация научно-исследовательской деятельности студентов в высших учебных заведениях: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. М., 2006. 16 с.
3. Баранов А.А., Малашенко В.Н., Мурашова Н.А. Студенческое научное общество: прошлое, настоящее, перспективы // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 95-100.
4. Морозова С.А., Журавлева Е.В. Студенческое конструкторское бюро как условие подготовки конкурентоспособных специалистов // Профессиональное образование и рынок труда. 2016. № 2. С. 22-23.
5. Мироненко С. Science Slam: научные бои, которые не только интересны, но и полезны. URL: http ://maxpark.co m/co mmunity/5654/con-tent/4889274 (дата обращения: 15.03.2018).
6. Коперник А. Научные бои. URL: http://hsep-ress.ru/article/2656 (дата обращения: 15.03.2018).
7. Варламова Д.Г. Мода на любопытство: как образовательные практики меняют город. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/8685-be-curious (дата обращения: 15.03.2018).
8. Dreiner H. Science Slams - how do they work? // The Guardian. 2013. 11 Jul.
9. Шапкина Е.В. Дискуссионный клуб в вузе как инструмент гражданско-патриотического воспитания молодежи // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 4 (24). С. 54-57.
10. Казыханов М. Научный стенд-ап на Science Slam Industry. URL: http://includevmk.tumblr. com/post/159006530009/nauchnyj -stend-ap-na-science-slam-industry (дата обращения: 15.03.2018).
11. Григорьева Е.И., Панкова Е.И. Студенческое научное общество как фактор личностно-про-фессионального развития в социально-культурной сфере // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 1. С. 193-199.
Поступила в редакцию 15.05.2018 г. Отрецензирована 17.06.2018 г. Принята в печать 01.10.2018 г.
Информация об авторе
Панкова Елена Игоревна, аспирант, кафедра культуроведения и социокультурных проектов. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: vitlen.85@mail.ru
Для цитирования
Панкова Е.И. Театрализованные дискуссионные формы в деятельности студенческих научных обществ // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 177. С. 90-96. Б01 10.20310/1810-0201-2018-23-177-90-96.
DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-177-90-96
THEATRICAL DISCUSSION FORMS IN THE ACTIVITIES OF STUDENT SCIENTIFIC SOCIETIES
Elena Igorevna PANKOVA
Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation E-mail: vitlen.85@mail.ru
Abstract. We analyze the potential of technologies of social and cultural activities used in the practice of student scientific societies, which are aimed at maximum activation of the audience, and ensuring the multilateral interaction of participants in discussion programs. The experience of implementing complex social and cultural events stimulating the all-round development of young researchers is considered, which include panel discussions and scientific battles (scientific standups). The format of the scientific stand-up or scientific battle (Science Slam) is a special kind of scientific conference held in the format of a party, in which young people from different branches of science compete in a witty and fascinating presentation of information on the results achieved. The format of the panel discussion is supposed to be the statement of several experts who set forth different points of view on the subject under discussion, after which the moderator invites the others present to ask questions to the speakers. Panel discussion implies an exchange of views on a given topic, as well as receiving answers from experts for questions of interest to the audience. Panel activities can be accompanied by entertaining episodes and informal audience communication. The Science Slam format does not only have an entertaining mission, but within this intellectual show young scientists go to the microphone, try to make their performances not only informative and capacious, but also funny, provocative, memorable and emotional. Due to the peculiarities of different formats, there are wide opportunities for using theatrical forms of organization of scientific discussion, manifestations of individual initiative and creativity.
Keywords: discussion and theatrical technologies of social and cultural activity; student scientific societies; panel discussion, scientific stand-up
References
1. Yaroshenko N.N., Grigorieva E.I. Spetsifika podgotovki kadrov dlya sotsial'no-kul'turnoy sfery na osnove novykh obrazovatel'nykh standartov tret'ego pokoleniya [Specifics of personnel training for social and cultural sphere on the basis of new educational standards of third generation]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy - Social and Economic Phenomena and Processes, 2010, no. 6 (22), pp. 235-237. (In Russian).
2. Pershutkin B.V. Aktivizatsiya nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti studentov v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh: avtoref. dis. ... kand. ekonom. nauk [Activation of Scientific and Research Activity of Students in Higher Educational Institutions. Cand. econ. sci. diss. abstr.]. Moscow, 2006, 16 p. (In Russian).
3. Baranov A.A., Malashenko V.N., Murashova N.A. Studencheskoe nauchnoe obshchestvo: proshloe, nastoyashchee, perspektivy [Student scientific society: past, presents, perspectives]. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher Education in Russia, 2010, no. 2, pp. 95-100. (In Russian).
4. Morozova S.A., Zhuravleva E.V. Studencheskoe konstruktorskoe byuro kak uslovie podgotovki konkurentosposobnykh spetsialistov [Student design bureau as a condition of training of competitive specialists]. Professional'noe obrazovanie i rynok truda - Vocational Education and Labor Market, 2016, no. 2, pp. 22-23. (In Russian).
5. Mironenko S. Science slam: nauchnye boi, kotorye ne tol'ko interesny, no i polezny [Science slam: scientific battles, which are not only interesting, but useful as well]. (In Russian). Available at: http://maxpark.com/commu-nity/5654/content/4889274 (accessed 15.03.2018).
6. Kopernik A. Nauchnye boi [Scientific battles]. (In Russian). Available at: http://hsepress.ru/article/2656 (accessed 15.03.2018).
7. Varlamova D.G. Moda na lyubopytstvo: kak obrazovatel'nyepraktiki menyayut gorod [Fashion of curiosity: how educational practices change the city]. (In Russian). Available at: https://theoryandpractice.ru/posts/8685-be-curious (accessed 15.03.2018).
8. Dreiner H. Science Slams - how do they work? The Guardian, 2013, July 11.
9. Shapkina E.V. Diskussionnyy klub v vuze kak instrument grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya molodezhi [Discussion club at university as an instrument of civil and patriotic education of youth]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom - Professional Education in Russia and Abroad, 2016, no. 4 (24), pp. 54-57. (In Russian).
10. Kazykhanov M. Nauchniy stend-ap na Science Slam Industry [Scientific stand-up on Science Slam Industry]. (In Russian). Available at: http://includevmk.tumblr.com/post/159006530009/nauchnyj-stend-ap-na-science-slam-industry (accessed 15.03.2018).
11. Grigorieva E.I., Pankova E.I. Studencheskoe nauchnoe obshchestvo kak faktor lichnostno-professional'nogo razvitiya v sotsial'no-kul'turnoy sfere [Student scientific society as a factor of personal-professional self-development in the social and cultural sphere]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv - The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts, 2017, no. 1, pp. 193-199. (In Russian).
Received 15 May 2018 Reviewed 17 June 2018 Accepted for press 1 October 2018
Information about the author
Pankova Elena Igorevna, Post-Graduate Student, Cultural Studies and Social and Cultural Designs Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: vitlen.85@mail.ru
For citation
Pankova E.I. Teatralizovannye diskussionnye formy v deyatel'nosti studencheskikh nauchnykh obshchestv [Theatrical discussion forms in the activities of student scientific societies]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 177, pp. 90-96. DOI 10.20310/1810-0201-201823-177-90-96. (In Russian, Abstr. in Engl.).