ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
1УДК 371 ББК 74.200
ТЕАТР И МУЗЕЙ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ
М. В. Короткова
Аннотация. Статья посвящена разработке театральных технологий образовательной деятельности музея. Автор рассматривает ресурсы театральной педагогики в области лично-стиного развития детей. Автор выделяет три аспекта связи музея и театра: экспозицион-но-выставочный, образовательный и зрелищный. В статье театрализация рассмотрена как образовательная технология. Показаны преимущества и сложности данной технологии. Автор выделяет современные формы музейной театрализации, которая используется в работе с посетителем. В статье выделены условия эффективности реализации театральных форм в музейном пространстве., факторы и критерии, влияющие на театрализацию. Среди такого рода факторов автор выделяет уровень реконструкции материала, возраст детей и степень их включенности в театрализованную программу.
Ключевые слова: музейная театрализация, образовательная технология, театрализованное мероприятие, театрализованная экскурсия, кукольный театр, театр теней, костюмированная игра, литературно- музыкальная композиция, театральный вечер.
THEATRE AND MUSEUM: USING THEATRICAL METHODS IN EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE MUSEUM
M. V. Korotkova
Abstract. The article is devoted to the elaboration of theatrical technology of educational activities of the museum. The author examines resources of theatrical pedagogics in personal development of a child and distinguishes three aspects of connection between the museum and theater: exposition, education and entertainment. The article considers theatricality as an educational technology and presents the advantages and complexities of this technology. The author distinguishes modern forms of museum theatricalization, which is used in the work with the visitor. The article singles out the conditions for the effective implementation of theatrical forms in the museum space, factors and criteria affecting theatricalization. Among such factors, the author identifies the level of material reconstruction, the age of children and the degree of their inclusion in the theatrical program.
Keywords: museum theatricalization, educational technology, theatrical event, theatrical excursion, puppet-show, theatre of shades, fancy-dress play, literary and music composition, theatre soiree.
Музей и театр - учреждения, которые связаны с приобщением человека к культуре. Оба являются зрелищем и имеют своего зрителя, представляют культуру развлечения и формируют досуговую сферу общества. В то же самое время театр и музей -не досуговые центры, они несут миссию искусства зрителю, поэтому актуальность постановки проблемы театрализации музейного пространства связана с озабоченностью музейного сообщества по поводу все большего нарастания агрессии «развлекательности» в музее.
Музееведы выделяют три основных аспекта связи музея и театра. Первый аспект связан с театральностью построения музейной экспозиции и музейного пространства. Т. П. Калугина заметила, что «экспозиционное построение может инсценировать некую драму» [1, с. 107]. Музейная экспозиция все чаще строится по законам драматургии, на основе сценария, продуцирующего создание художественного образа. Л. М. Шляхтина подчеркивает: «Способ подачи материала часто отрежиссирован, многие компоненты - направленная подсветка и цветные "задники" и "кулисы" - все это очень напоминает театр» [2, с. 55]. Т. П. Поляков подчеркивал, что одну из форм «оживления произведения экспозиционного искусства можно обозначить как музей-театр» [3, с. 289].
Второй аспект театрализации соотносится с проблемой: музей и образование. Он характеризуется привнесением в его музейно-педа-гогическую деятельность приемов, характерных для зрелищных искусств: костюмированных персонажей, применение игровых форм, которые выполняют экспрессивную роль. Эти приемы становятся неотъемлемой частью музейных экскурсий и занятий.
Третий аспект театрализации связан с проблемой: музей-зрелище, музей и шоу. Сегодня этот аспект соотносится с масштабным расширением культурно-образовательного пространства музея благодаря созданию на его территории перформансов, арт-акций, театральных спектаклей. Распространение в музейной практике «живых картин», по сути, напоминает перформанс [2, с. 56-57].
В данной статье мы подробнее остановимся на втором аспекте взаимоотношений «музей-театр», а именно на проблеме театрали-
зации как образовательной технологии, так как именно этот аспект наиболее тесно связан с театральной педагогикой и образовательной деятельностью музея.
Первая точка зрения соотносит театрализацию в музее с импровизацией и представлениями актеров. Музейный педагог И. Б. Алексеева считает театрализацию методом, позволяющим в доступной и привлекательной форме осуществлять популяризацию музейного собрания. Метод заключается, по ее мнению, в разыгрывании сценок из эпохи в соответствующих костюмах на экспозиции [4, с. 116]. Мы полагаем, что метод театрализации в данном ракурсе заключается в воссоздании и передаче зрителям некоего театрального действия, связанного с экспозицией, в котором соединяются слово, мимика, поза, движение и жест и которые призваны вызывать различные эмоциональные состояния посетителей в музейном пространстве.
Вторая точка зрения рассматривает театрализацию как костюмированную игру с посетителями. Педагог театра А. Б. Никитина полагает, что театрализация - это импровизационные игры и подлинное продуктивное действие, протекающее в увлекательных для участников предлагаемых обстоятельствах, совместное коллективное творчество, погружение в эпоху и проживание в образах [5, с. 132-133]. Театрализация в музее является синтезом традиционного театрального действия актеров и интерактивных элементов с непосредственным участием в игровой деятельности посетителей и выполнением ими заданий.
Третьей точкой зрения по вопросу сущности театрализации является понимание сущности театрализации как масштабных театрализованных мероприятий в музее, рассчитанных на широкую аудиторию. Для проведения подобного рода мероприятий необходимо иметь в музее костюмерную с наличием необходимого фонда костюмов, световое, звуковое и иное оборудование. Современные исследователи так определяют эту форму: «Это спектакль, в котором на протяжении всего времени вовлечены экскурсанты. Во время подобных шоу экспонаты музея, например древние животные или люди, средневековые рыцари и дамы, "оживают" и с помощью костюмов и других
предметов соответствующей исторической эпохи дают гостям представление о том времени, которое они изображают...» [6, с. 190].
Организация театрализованных форм в музейном пространстве - достаточно сложное дело. В музее театрализация происходит на экспозиции, а не в зрительном зале, как в театре. И. Б. Алексеева выделила условия вписывания театрализации в экспозиционный интерьер музея: 1) продуманный выверенный текст (исторически точен, речь стилизована); 2) условность предлагаемой ситуации; 3) четкое композиционное построение каждого сюжета; 4) включение слушателей в качестве персонажей в театрализованное действие; 5) Возможность проведения театрализации в обычном режиме работы экспозиции [4, с. 116].
Выделим основные формы музейной театрализации, которые используются в работе с посетителем.
Одна из форм - это театрализованные представление кукольного театра на экспозиции. Музейные педагоги ряда музеев обращаются к опыту кукольного театра и включают в свои экскурсии и занятия перчаточную или обыкновенную куклу. С ее помощью разыгрывается театральное действие, которое помогает вернуться в прошлое и оживить музейные предметы данной экспозиции. Е. Н. Крючкова писала: «Кукла, являясь "второй реальностью", по Ю. М. Лотману, позволяет смоделировать конкретную историческую ситуацию, обобщенный образ личности - носителя мировоззрения и менталитета эпохи. Использование кукольного театра позволяет "вдохнуть жизнь" в предметы материальной культуры» [7, с. 69-70]. Опыт реализации программ с использованием кукольного театра существует во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.
Второй формой театрализации, близкой к кукольному театру, является представление театра теней, связанное с экспозицией музея. Смысл этой формы заключается в разыгрывании конкретного сюжета, чаще сказки, с помощью вырезанных из бумаги фигур персонажей, как правило, темного цвета. Фигуры двигаются на фоне экрана (бумага в раме), подсвеченного фонарем или иным источником света, параллельно идет «озвучание» этих персонажей за
кадром. Юные посетители музея могут включаться в данное представление. Наиболее полно эта форма представлена в Литературном музее А. С. Пушкина, где существует детский музей «Сказки Пушкина».
Третьей весьма распространенной формой является театрализованная экскурсия. В определенный момент экскурсии воспроизводятся диалоги, поступки, традиционные действия, речи людей определенной эпохи. Появление во время экскурсии в подлинных интерьерах среди подлинных вещей живого человека в старинной одежде позволяет посетителю смоделировать образ жизни определенного времени. Таким образом, комплексно воспринимается реконструируемое время, а «ожившие персонажи» дают посетителям новые эмоциональные и коммуникативные ощущения. Этот эффект усиливается, если создаются условия вовлечения посетителей в театральное действие. Наиболее интересно эту форму воплощает Серпуховской историко-ху-дожественный музей.
Четвертой формой театрализации является литературно-музыкальная композиция. По мнению Т. В. Козловой, эта композиция - это «очень емкая театрализованная концертная форма, основанная на разнообразии музыки и слова. Чаще всего, за основу берется одно какое-либо литературное произведение одного автора и соответственно этому произведению подбирается музыкальный материал» [6, с. 55].
Пятой формой театрализации является театрализованный тематический вечер - сценическая композиция с предельно конкретизированным, документальным сюжетом, с реальными, а не вымышленными героями. Как правило, вечер бывает посвящен жизни и творчеству выдающихся людей, чаще мастеров кино и театра. Проводятся вечера обычно в мемориальных музеях. Традиционным стали вечера памяти А. А. Тарковского в Центральном музее древнерусской культуры им. А. Рублева.
Шестой формой театрализации является массовое театрализованное празднество -высшая форма театрализованной режиссуры, которая может включать в себя все перечисленные выше формы представлений. Часто такая форма приобретает тип фольклорного праздника с разыгрыванием обрядов, обычаев,
ритуальных действий на открытом воздухе. Большой опыт таких праздников накоплен в музеях заповедниках, в музеях под открытым небом, в эко-музеях. Традиционными стали такие фольклорные праздники в Музее-заповеднике «Кижи».
Необходимо отметить, что реализация технологии театрализации в музейном пространстве связана с решением целого ряда проблем. Одна из проблем - это трудности с изготовлением, хранением и использованием исторических костюмов, оборудование костюмерной комнаты и содержание костюмера в музее. Вторая проблема - это профессионализм режиссера, сценариста и актеров, в качестве которых выступают сотрудники музеев. Это не просто сотрудники культурно-образовательных отделов, это должны быть люди с творческими актерскими способностями. Третья проблема - это занятость музейного пространства, когда во время театрализации приходится отменять экскурсии, но не закрывать залы от посетителей.
Выделим также условия эффективного проведения театрализации в музее: 1) осуществление театрализации на основе подлинного исторического материала экспозиции; 2) включение в театрализацию наиболее ярких, характерных для данной эпохи подлинных экспонатов; 3) использование приемов театральной педагогики для реализации образовательного контекста театрализации; 4) органичное встраивание театрализованных элементов в привычный ритм жизни экспозиции; 5) четко проработанная система финансирования театрализованной постановки, включающая оплату всех участников мероприятия; 6) Наличие кадров, обладающих достаточными знаниями по экспозиции и музейной педагогике, творческим потенциалом и способных создать сценарий и его воплотить в жизнь.
Успех реализации театрализованных программ зависит от уровня исторической реконструкции. В музейной педагогике выделено три ее уровня. Первый - историческая реконструкция - точное воссоздание старины, облика людей, событий, полностью на основе достоверных исторических сведений. Второй уровень - историческое моделирование - создание с той или иной степенью достоверности
исторических моделей, ситуаций, событий, действий, процессов, а также предметов материальной культуры - зданий, сооружений, предметов быта, вооружения, снаряжения, костюмов и др. Третий уровень - историческая имитация (подражание) - воспроизведение, внешнее повторение исторических событий, явлений, предметов материальной культуры с той или иной степенью достоверности, в зависимости от поставленных целей и задач [8].
Для организации культурно-образовательных занятий с детьми необходимо учитывать три взаимосвязанных критерия: уровень реконструкции возраст детей (чем старше возраст, тем больше степень реконструкции) и степень их вовлеченности в театрализованную программу. По уровню реконструкции и по степени включенности детей все занятия можно разделить на три типа: 1) игровые - с переодеванием в персонажи и ролевым разыгрыванием событий и явлений; 2) импровизированные - рассказы детей об экспонатах и выступления детей в роли самих экспонатов или героев экспозиции; 3) моделирующие -собственная детская реконструкция явления, картины или персонажа.
Важнейшим критерием для создания и реализации театрализованных программ является возраст посетителей. Занятие для младших школьников строится на приоритете зрительных впечатлений, моторно-двигательной активности и эмоций. Для подростковых программ характерна интерактивность, взаимодействие детей друг с другом, погружение в атмосферу коммуникации в реконструированном времени. Для старшей школы характерна технология «живого музея» с включением нематериальных форм бытования духовной культуры. Театрализация является важным образовательным ресурсом современного музея и фактором личностного развития и социализации юных посетителей.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры. - СПб., 2001.
2. Шляхтина Л. М. Музейная педагогика. Методы театрализации // Актуальные проблемы современного музейного дела. - М.: ИКАР, 2010. - С. 54-57.
3. Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования. - М., 2003.
4. Алексеева И. Б. Театрализация на академической экспозиции // Музейная педагогика в современной музейной коммуникации: тр. Гос. музея истории Санкт-Петербурга. -СПб., 2008. - С. 115-120.
5. Никитина А. Б. Школьная театральная педагогика в контексте современного российского образования // Педагогика искусства. -М., 2013. - С. 129-137.
6. Козлова Т. В. Современные технологии организации массовых мероприятий. - М., 2006.
7. Крючкова Е. Н. Музейная экспозиция и театральная кукла // Музей и нематериальное культурное наследие. - М., 2005. - С. 67-70.
8. Егоров А. А. Историческое моделирование как основа построения и проведения интерактивных программ // Кремль - детям. - М., 2008. - С. 18-19.
REFERENCES
1. Kalugina T. P. Khudozhestvennyy muzey kak fenomen kultury. St. Petersburg, 2001.
2. Shlyakhtina L. M. Muzeynaya pedagogika. Metody teatralizatsii. In: Aktualnye problemy sovremennogo muzeynogo dela. Moscow: IKAR, 2010. Pp. 54-57.
3. Polyakov T. P. Mifologiya muzeynogo proek-tirovaniya. Moscow, 2003.
4. Alekseeva I. B. Teatralizatsiya na akademiches-koy ekspozitsii. In: Muzeynaya pedagogika v sovremennoy muzeynoy kommunikatsii: tr. Gos. muzeya istorii Sankt-Peterburga. St. Petersburg, 2008. Pp. 115-120.
5. Nikitina A. B. Shkolnaya teatralnaya pedagogi-ka v kontekste sovremennogo rossiyskogo ob-razovaniya. Pedagogika iskusstva. Moscow, 2013. Pp.129-137.
6. Kozlova T. V. Sovremennye tekhnologii organi-zatsii massovykh meropriyatiy. Moscow, 2006.
7. Kryuchkova E. N. Muzeynaya ekspozitsiya i teatralnaya kukla. In: Muzey i nematerialnoe kulturnoe nasledie. Moscow, 2005. Pp. 67-70.
8. Egorov A. A. Istoricheskoe modelirovanie kak osnova postroeniya i provedeniya interak-tivnykh program. In: Kreml - detyam. Moscow, 2008. Pp. 18-19.
Короткова Марина Владимировна, кандидат педагогических наук, доктор исторических наук, доцент, профессор Кафедры методики преподавания истории Московского педагогического государственного университета, руководитель творческой лаборатории «Музейная педагогика» e-mail: markor13@mail.ru
Korotkova Marina V., PhD in Education, ScD in History, Associate Professor, Professor, Methods of Teaching History Department, Head of "Museum Pedagogics" Creative Laboratory, Moscow Pedagogical State University e-mail: markor13@mail.ru