Научная статья на тему 'Հարկային բեռը եվ դրա գնահատման մեթոդաբանական առանձնահատկությունները ՀՀ-ում: Իրական հարկային բեռի գաղափարը'

Հարկային բեռը եվ դրա գնահատման մեթոդաբանական առանձնահատկությունները ՀՀ-ում: Իրական հարկային բեռի գաղափարը Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регион и мир
Область наук
Ключевые слова
հարկային բեռ / հարկային եկամուտներ պետական տուրք / ՀՆԱ / ստվերային տնտեսություն / հարկային արտոնություն / իրական հարկային բեռ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Սարոյան Կ. Ի.

В экономической науке исследования налогового бремени разнообразны, и в основном они тесно связаны с ролью и сущностью налогов. В целом налоговое бремя рассматривается как характеристика воздействия налогов на экономику. Исходя из отдельных определений налогового бремени, как общий подход, на макроуровне налоговое бремя рассчитывается путем разделения налоговых поступлений с валовым внутренним продуктом. Однако величина (налоги/ВВП)*100% как показатель расчета налогового бремени не точно отражает реальное влияние налогового бремени на экономику, поскольку элементы, включенные в расчет ВВП, такие как как теневая экономика и доходи, полученный в рамках налоговых льгот, напрямую освобождены от налогов; то есть доходы хозяйствующих субъектов действующих в теневом секторе, и так доходы хозяйствующих субъектов, получивших налоговые льготы, с одной стороны включаются в расчет ВВП, но с другой стороны, эти доходы не облагаются налогом, поэтому для точного отражения влияние налоговой нагрузки на экономику, вводится новый подход к налоговой нагрузке. Поэтому, чтобы точно отразить влияние налогового бремени на экономику, как новый подход к оценке налогового бремени было введено понятие истенного налогового бремени (при расчете налогового бремени исключая из ВВП уровен теневой экономики и доходи, полученных в рамках налоговых льгот).In economics, studies on tax burden are diverse and mainly they are closely related to the role and essence of taxes. In general, the tax burden is considered as a characteristic of the impact of taxes on the economy. Based on individual definitions of the tax burden, as a general approach, at the macro level the tax burden is calculated by dividing tax revenues to gross domestic product. However, as indicator of calculation of tax burden the formula (Taxes/GDP)*100%, does not accurately reflect the real impact of the tax burden on the economy, cause elements that are included in GDP calculation, such as the shadow economy and incomes generated within the framework of tax reliefs are directly exempted from taxation; that is, on the one hand the income of economic entities operating in the shadow economy, as well as those receiving tax benefits, is included in the calculation of GDP, but on the other hand, those incomes are not taxed. Therefore, in order to accurately reflect the impact of tax burden on the economy, here has been introduced the concept of real tax burden as a new approach for the estimation of tax burden. (Excluding the level of the shadow economy and revenues generated within the framework of tax reliefs from GDP when calculating the tax burden).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX BURDEN AND METHODOLOGICAL FEATURES OF IT’S ESTIMATION IN THE REPUBLIC OF ARMENIA.THE IDEA OF A REAL TAX BURDEN

In economics, studies on tax burden are diverse and mainly they are closely related to the role and essence of taxes. In general, the tax burden is considered as a characteristic of the impact of taxes on the economy. Based on individual definitions of the tax burden, as a general approach, at the macro level the tax burden is calculated by dividing tax revenues to gross domestic product. However, as indicator of calculation of tax burden the formula (Taxes/GDP)*100%, does not accurately reflect the real impact of the tax burden on the economy, cause elements that are included in GDP calculation, such as the shadow economy and incomes generated within the framework of tax reliefs are directly exempted from taxation; that is, on the one hand the income of economic entities operating in the shadow economy, as well as those receiving tax benefits, is included in the calculation of GDP, but on the other hand, those incomes are not taxed. Therefore, in order to accurately reflect the impact of tax burden on the economy, here has been introduced the concept of real tax burden as a new approach for the estimation of tax burden. (Excluding the level of the shadow economy and revenues generated within the framework of tax reliefs from GDP when calculating the tax burden).

Текст научной работы на тему «Հարկային բեռը եվ դրա գնահատման մեթոդաբանական առանձնահատկությունները ՀՀ-ում: Իրական հարկային բեռի գաղափարը»

^mp^mj^b phnp Ь4 црш qbmhmrntfmb йЬрпцшршЬш^шЬ mnmb^bmhmrn^nLpjnLbbbpp ^-nLti: Ьрш^шЬ hшp^шJ^fo pbn^ qшцшфшpp

UmpnjmU Ъ. h.

^ ^ЪшшЦшй Чшпш^шрйшй ЫЦшцЪй^ш (Ъркшй, ^ш]шишшй)

karen18@inbox.ru

4finnpn2 ршпЪр" hmp^mj^b phn, hmp^mj^b h^rfnirnfrhp к щЬшш^шЬ rnnLpp, ^ЪЦ, итфршфЬ rnbrnhunLpjnLb, hшp^шJ^Ь шртпЬ^р^Ь, ^рш^шЬ hшp^шJ^Ь phn

Налоговое бремя и методологические особенности его оценки в Республике Армении.

Идея истенного налогового бремени

Сароян К. И.

Академия государственного управления Республики Армения (Ереван, Армения)

karen18@inbox.ru

Аннотация. В экономической науке исследования налогового бремени разнообразны, и в основном они тесно связаны с ролью и сущностью налогов. В целом налоговое бремя рассматривается как характеристика воздействия налогов на экономику. Исходя из отдельных определений налогового бремени, как общий подход, на макроуровне налоговое бремя рассчитывается путем разделения налоговых поступлений с валовым внутренним продуктом. Однако величина (налоги/ВВП)*100% как показатель расчета налогового бремени не точно отражает реальное влияние налогового бремени на экономику, поскольку элементы, включенные в расчет ВВП, такие как как теневая экономика и доходи, полученный в рамках налоговых льгот, напрямую освобождены от налогов; то есть доходы хозяйствующих субъектов действующих в теневом секторе, и так доходы хозяйствующих субъектов, получивших налоговые льготы, с одной стороны включаются в расчет ВВП, но с другой стороны, эти доходы не облагаются налогом, поэтому для точного отражения влияние налоговой нагрузки на экономику, вводится новый подход к налоговой нагрузке. Поэтому, чтобы точно отразить влияние налогового бремени на экономику, как новый подход к оценке налогового бремени было введено понятие истенного налогового бремени (при расчете налогового бремени исключая из ВВП уровен теневой экономики и доходи, полученных в рамках налоговых льгот).

Ключевые слова: Налоговое бремя, налоговые доходы и госпошлина, ВВП, теневая экономика, налоговая льгота, истенное налоговое бремя

Tax burden and methodological features of it's estimation in the Republic of Armenia.

The idea of a real tax burden

Saroyan K. I.

Public Administration Academy of the Republic of Armenia (Yerevan, Armenia)

karen18@inbox.ru

Abstract: In economics, studies on tax burden are diverse and mainly they are closely related to the role and essence of taxes. In general, the tax burden is considered as a characteristic of the impact of taxes on the economy. Based on individual definitions of the tax burden, as a general approach, at the macro level the tax burden is calculated by dividing tax revenues to gross domestic product. However, as indicator of calculation of tax burden the formula (Taxes/GDP)*100%, does not accurately reflect the real impact of the tax burden on the economy, cause elements that are included in GDP calculation, such as the shadow economy and incomes generated within the framework of tax reliefs are directly exempted from taxation; that is, on the one hand the income of economic entities operating in the shadow economy, as well as those receiving tax benefits, is included in the calculation of GDP, but on the other hand, those incomes are not taxed. Therefore, in order to accurately reflect the impact of tax burden on the economy, here has been introduced the concept of real tax burden as a new approach for the estimation of tax burden. (Excluding the level of the shadow economy and revenues generated within the framework of tax reliefs from GDP when calculating the tax burden).

Keywords: Tax burden, tax revenues and state duty, GDP, shadow economy, tax relief, real tax burden

-^шрЦшфЬ phn^ ишМшЫшЬ к qЬшhшm- 4hpшphpJШl_, mjb^hu ti шпшЬ&^Ь hp^pbhp^ йшЬ 4hpшphpJШl_ tfnmhgnL^bhpp mшpphp hb hшpЦш]^Ь hшtfшЦшpqnLtf qnp&np ^рпцшрш-щш^шЬш^пр^шй ^b^hu шпшЬ&^Ь mЬmhuш- ЬшЦшЬ Цшpqш4npnLtfЬhpn4: qhrnbhp^ щшmЦhpшgnLtfЬhpn4 црш pbnijp^

Регион и мир, 2Q2Ï, Ж» 3

SümhuшЦшü q^mnLpjnLÜühp^ qn^mnp, ^pn$hunp -шpnLpJnLÜJшüp ^p"

«-шJшumшü^ -шüpшщhmnLpJшü urn^hpmj^ü mümhunLpJшü щшmfiшnühp^ ^hppLÖnLpjnLb» ш2^штп1р]п1&п1й [1, t? Si] hшpЦщфü phnp uшMшünLÚ t np^hu hшpЦhp^" ^ü^hu hp^p^ шúpnц2 mümhunLpJшü, m^ü^hu ti шпшМ^ mümhuш4шpn^ühp^ к шüйшüg

^ш шqqhgnLpJшü дnLдшü^2" Ü2hp4 np qprn mümhuшЦшü ^úшump hшúшfaшnü ühpp^ü rnp^jnLüp^ шJÜ úшuüшpшd^üp npn2h]_ü t, npp 4hpшpш24hl t hшpЦhp^ oq^Lp^úp, rnju^üpü -ЪЦф шJÜ úшup, npp prn24hin4 ühpшn4nLÚ t pjnLghrnrn^^ü h^únLmühp^ úh?, шщш 4hpшpш24nLÚ mümhunLpJшü rnju Цшй rnjü fijnL^hp^ nL n^nprnühp^ ú^?k:

U. P. PшpnLфüp ^p «-^p^rni^ úhüh?úhüp» ш2^шmnLpJnLÜnLÚ [2], hшpЦhpp q^rnrnp^hin^ np^hu ^hm^p^ü ^npú^g hшuшpЦnLp]шüp úrnrnnLg^np öшnшJnLp]nLÜühp^ úhüш2ünphщфü q^ü, hшpЦщфü phnp q^rnrnp^nLÚ t 2 mhuшü^JnLÜ^g.

- rnnrn?^üp" np^hu шúpnц2шЦшü hшuшpшЦшЦшü prnpfrg^ úhüш2ünphщфü qü^ йк, npn^ шpmшhшJm4nLÚ t ^hm^p^ü ^npú^g úшnLg4np örnnrnjnLpjnLüühp^ шpdhg^ ^шфp 4fiшp4шö hшpЦhp^ rnqpjnLpühp^ hhrn,

- hp^pnpqp" np^hu püqnLü^rnö úhpnq^-

^hm^p^ü ^npú^g úrnmnLg^np йш-nшJnLpJnLÜühp^ qüшhшmúшü qürn^^ü щш-pшúhmphp^ gшüшЦшЦшü фnфn^nLp]шü hш24шpЦшJ^ü gnLgrnüfc: Güqhшüpшgühln4 hшpЦщф phn^ 4hpш-phpjrni ünrnhgnLÚühpp" ^pnp hüg кu úh^ шüqшú фшumhl_, np hшpЦщфü phn^ mümhuш-q^mшЦшü úhЦüшpшünLpJnLÜühpp mшpphp mürnhurnqhrnühp^ únrn mшpphp hü, ^ü^hu üшк mшpphp hü шnшüй^ü hp^pühp^ ^npú^g Ц^шп-hшpЦщфü phn^ hrn24rnp^ürnü úhpnц^шü: biühp^ hшpЦщфü phn^ rnnrnüá^ü uшhúшünLÚ-ühp^g" np^hu püqhшünLp únrnhgnLÜ, úш4pn-úшЦшpqшЦnLÚ hшpЦщфü phnp hrn24rnp^nLÚ hü" hшpЦщфü h^únLmühpp hшpшphphln4 hrnúrn-faшnü ühpg^ü шpq)nLÜ£^ü: Uju únrnhgnLÜp npn2ш^ щшpqшpшüúшü ^p^p nLÜfr ^ш üш^кшnш? t hшpЦщфü h^rnúnLmühp

rnhpú^ü^ úhЦüшpшüúшü hhrn: Upqjnp qprn тшЦ hшuЦшg4nLÚ hü ú^jü hrnp^hpp, ph üшк щшpmшц^p 4fiшpühpp к mnLpphpp: Фnpйhüg шJu fabq^pp ühp^rn^gühi --ф op^üшЦnф

---nLÚ hшpЦщфü pbn^ 4hpшphpJШL mфшlühpp hшpnpqnLÚ hü --^hmшЦшü b^únLmühp^ ^nú^rnhü к Ч^бш-ЦшqpшЦшü ^nú^rnhü: bp^nL rnqpjnLÜhp^ m4JШl_-ühpp mшpphp4nLÚ hü ú^újrnüg^g: -шpЦшJ^ü phn^ 4hpшphpJШl_ u^qpürn^rnü

m4JШlühpp hшpnpqnLÚ t -- ^hrnrn^rnü ЬЦш-únLrnühp^ ^nú^rnhü" ^p rnrnph^rnü hш24hm4nL-pjnLÜühp^ úh?, шJÜnLhhmк щщ m4JШLÜhpp npn2ш4^ fi2qprnnLÚühp^ hü hüprnp^nLÚ Ч^бш-ЦшqpшЦшü ^nú^rnh^ ^npú^g: -frúp pbqnLÜhin^ -- ^^fiшЦшqpшЦшü ^nú^rnh^ rn^jrniühpp" шqJnLuшЦ i.2.i-nLÚ purn mшp^ühp^ ühp-Цш^шд^шй hü hшpЦшJ^ü phn^ gnLgrnü^ühpp" uЦuшö i995 p4шkшü^д [3]:

Sшp^ hЦшúnLmühp (ú]ü. qpшún^) -ъи (úiü. qpшún4) -rnp^rnj^ü phn (rnn^nun^)

i995 5540б.9 52225б.3 10.б

í996 69í04.7 бб1209.0 10.5

i997 i02SS0.3 804335.б 12.8

i99S i30399.3 955384.8 13.б

i999 i5SS02.7 987443.7 1б.1

2000 i52550.7 1031338.3 14.8

200 i 16SS09.0 117587б.8 14.4

2002 203929.2 13б2471.7 15.0

2003 21S27S.3 1б24б42.7 13.4

2004 257520.0 1907945.4 13.б

2005 31231б.0 2242880.9 13.9

200б 375537.2 2б5б189.8 14.1

2007 494420.S 3149283.4 15.7

200S 73б375.9 35б8227.б 20.7

2009 б42824.3 3141б51.0 20.5

20i0 71S34S.3 34б0202.7 20.8

20 i i 79б9б0.4 3777945.б 21.1

20i2 S9S415.9 42бб4б0.5 21.1

20i3 1022052.9 4555б38.2 22.4

20i4 1087378.5 4828б2б.3 22.5

20i5 1091б79.1 5043б33.2 21.б

20í6 1104242.7 50б7293.5 21.8

20i7 1184742.7 55б4493.3 21.3

20 i S 128440б.7 б017035.2 21.4

20i9 14б4300.1 б5б9030.8 22.3

2020 1385205.5 б183742.1 22.4

UI]JIILIIIIIII 1. ^шр^щ^й phnfr purn

-^p^mj^ü phn^ 4hpшphpJШl_ m4JШlühp ühpЦшJшg4шö hü üшк -- ^b^ mшphЦшü hш2-^hrn^nLpjnLüühpnLÚ" иЦишй 2007 p^^ü^g [4]:

Ui]jnLiiiiili 2. ^шрЦш^й pbnfr т^ш^Ьрр," pum ^ЬтшЦшй ЩшйттйЬр^ fyntífimbfi

M^hu rnhubnLÚ hüf" 2008-2012 pp.-frü « ^b^ к -- фfiшЦшqpшЦшü ^nú^mh^ ^nqú^g hшpЦшJ^ü phn m4JШlühpp ú^ú^üg^g qqшфnphü mшpphp4nLÚ hü: ^ш qшшfiшnp ^^^lú t üpшЬnLÚ, np úfrü^. 2012 p^^üp щhmшЦшü h^únLmühp^ ^nú^rnhü hшpЦщфü phn^ тфш]-ühpnLÚ ^tp ühpшnnLÚ щшpmшq^p ung^шl_шЦшü шщшhn4nLpJшü 4^pühpp" ^Ш-ШЙ üpшü, np щшpmшq^p ung^^^ü шщшhn4nLpJшü 4fiшpühpp иЦишй 2005 p^^ü^g hшЬq^uшЬnLÚ tfrü -- ^b^-^ ^nqú^g 4hpшhuЦ4np h^únLm-ühp, npnüg úшu^ü ^b^-p шnшüй^ü úшun4 qh^nLgnLÚ tp frp mшphЦшü hш24hm4nLpJnLÜ-ühpnLÚ: Ц|qnLhшüqhpà, 2013 p^^üfr hnLÜ^-p^ 1-^g nLdp Цnpgpшö fiшüш^hg «^шpmшq^p ung^^^ü шщшhn4nLpJшü úшu^Ь» --ophügp, ú^шdшúшüшЦ, nLd^ úh^ úmшü «ЬЦш-úrnmj^ü hшp^», ^ü^hu üшк «bЦшúmщфü hшp^ к ung^шl_шЦшü ^^pfr шüйüш4np4шö hш24шnúшü úшu^Ь» -- ophügühpp к, тфш! щшh^g uЦuшö, -- ^b^-p hшpЦшJ^ü phn^ m4JШl_ühpnLÚ u^uhg ühpшnhl_ üшк ung^шl_шЦшü 4fiшpühpp:

-- ^b^ mшphЦшü hш24hm4nLpJnLÜühpnLÚ hшpЦшJ^ü phn^ тшЦ püqnLÜ^nLú t -шpЦhp/-ЪU gnLgшü^2P, ühpшnhln4 цлш úh^ üшк щhmшЦшü rnnLpgp: Ъш-jü úhpnq^^ü ^pшn4nLÚ t фбш-ЦшqpшЦшü ^nú^rnh^ m4JШlühpnLÚ: foüq^pp ^^ü^ú t üpшünLÚ, np ^pш4шЦшü mhu-шü^JnLÜ^g ^^шЦ^ hшЦшunLpjnLÜühp hü шпш-

^üniú hшpЦщфü phn^ uшhúшüúшü к вдш hш24шpЦúшü hhrn ^ü^ np hpp fan-

unLú hüg hшpЦhp^ к щhmшЦшü úшu^ü,

шщш шnшй^ü ^^pühp, ^ü^^u^ü t op^üшЦ ung^шl_шЦшü 4fiшpp ^ú püoqmшqnpöúшü 4fiшpp" ^ш hш24шpЦnLÚ ^hmg t ühpшn4hü: Uшuüш4npшщhu úfrü^. 2018 p. hnLÜ^pfr 1-p qnpönq «-^p^hp^ úшu^Ь» -- ophüg^ 12-pq hnq^ön^ uшhúшü4шö hü hqh]_ ---nLú ^^шп-4nq hшpЦшmhuшЦühpp, ú^шdшúшüшЦ 2018 p. hnLÜ^pfr 1-^g nLd^ úh^ úmшö -- hшpЦшJ^ü ophüuqpg^ 6-pq hnq^frn^ uшhúшü4hl hü ---nLú ц^шп^п^ щhmшЦшü к mh^^ü hшpЦhpp, ^u^ 7-pq hnq^ön4" щhmшЦшü 4fiшpühpp, np^ úh^ ühpшn4шö hü ^ü^^hu щhmшЦшü rnnLpgp, mjü^hu tl ung^шl_шЦшü к püoqmшqnpöúшü 4fiшpühpp" np^hu шnшüй^ü mhuшЦühp:

Qüm^ö mju шúhü^ü" ^hpp Ü24шö шцpJnLpühpn4 hшpЦшJ^ü phn^ hш24шpЦúшü úh^ ühpшn4nLÚ hü üшк ung^шl_шЦшü к püoqmшqnpöúшü 4fiшp-ühpp, ^ü^p úhpnqшЦшü mhuшüЦJnLÜ^g faüqpш-hшpnLJg t: -шpЦшJ^ü h^únLmühp^ hhrn Цшщ-4ш0 úh^ шд faüq^p t, ph шpqJng hшpЦшJ^ü hЦшúnLmühpp qpшüg фшumшg^ 4fiшp4шö h^únLmühpü hü, ph шц h^úgn^ hш24шpЩnq hЦшúnLmühpp: Uju шnnLÚn4 ú^ü^к 2018 p^^ü^ hnLÜ4шp^ 1-p qшüйшщhmшЦшü hшúшЦшpqp hшpЦшJ^ü hЦшúnLm tp fiшüш^nLÚ -- щhmшЦшü pjnL^h фшumшg^ Цшmшpшö 4fiшpnLÚühpp, uшЦшJÜ 2018 p4шЦшü^ hnLÜ4шp^ 1-^g nLd^ úh^ úmшö -- hшpЦшJ^ü ophüuqpg^ 325-pq hnq4шö^ 8-pq úшun4 humшЦ шúpш-qp^hg, np ú^шuüш^шü hш2U^ü ^шmшp4шö 4fiшpnLÚühpp ^hü hшúшp4nLÚ щhmш^шü pjnLgh^ hшpЦшJ^ü hЦшúnLmühp к 4^pühp, gшü^ qhn qpшüg hш2фü щшpmш4npnLpJnLÜühp ^hü úшp4hl, m^u^üfü, 2018 p^^üfr hnLÜ4шp^ 1-^g qшüйшщhmшЦшü hшúшЦшpqp hшpЦшJ^ü hЦшúnLm fiшüш^hg ú^шü hшpЦщфü hш24шpЦn4, umnLqúшü ш^ШП^ 4шú шц h^úfn^ öшqшö hшp^шJ^ü щшpmш4npnLpJnLÜühp^ q^úшg ú^шuüшЦшü hш24hü 4fiшp4шö qnLÚшpühpp: ^шpкnp t Ü2hi üшк, np ^ü^hu ú^ü^к 2018 p4шUшü^ hnLÜ4шp^ 1-p, mjü^hu tl qpшü^g hhrnn hшpЦшJ^ü hЦшúnLmühp^ úh^ ühpшn4nLÚ t^ü üшк ophüuqpnLpJшúp uшhúшü4шö к hш24шpU4шö mnijdhpü nL mnLqшügühpp:

-Ш2npq Цшpкnp fabq^pp ЦшJшЬnLÚ t üpшЬnLÚ, np hpp fanugp qünLú t hшpЦшJ^ü phn^ ^pшЦшü шqqhgnLpJшü úшu^ü, шщш úhüg -ЪЦ-^g ^hrng t pшgшnhÜ£ m^ü^^u^ mшpphp, ^ü^^^u^g hü -ЪЦф urn^hprn^^ü úшup, ^ü^^hu üшк -ЪЦф rn^ü úшup, npp qhühpшg4hl t hrnp^rnj^ü шpmnünLpJnLÜühp^ шpqJnLÜgnLÚ, rn^u^ü^ü" rnjü n^nprnühpp, npnüg ^hü ^pnLú hrnp^hp^ шqqhдnLpJnLÜp:

Sшp^ h^rnúnLmühp (úipq. qprnún^) -ъи (úipq. qprnún^) phn (rnn^nun^)

2007 505.5 3149.3 16.1

2008 621.1 3646.1 17.0

2009 522.4 3165.5 16.5

2010 594.1 3141.7 16.97

2011 654.0 3501.6 17.13

2012 749.3 3981.5 18.82

2013 1000.9 4555.6 22.0

2014 1064.1 4828.6 22.0

2015 1067.9 5032.1 21.2

2016 1079.7 5067.9 21.3

2017 1158.0 5564.5 20.8

2018 1258.1 6017.0 20.9

2019 1464.3 6569.0 22.3

2020 1385.2 6183.7 22.4

Регион u Mup, 2021, № 3

Uju múhüp hm2^fr mnühp^" ^mp&nLú hú m^hjfr üifrüfr hmp^mjfrü phnp pfrmmpühi

np^hu hmpb ^Smpnpühpfr ^pm hmp^hpfr mqphgnLpjmü gnLgmüfr2, npp pmüm^m^hu ^mpnp t ^m^^hl np^hu hmp^mjfrü h^múnLmühpfr hmpmphpmpjnLü hmpb ^mpnpühpfr ftkm^npmft múpnpgm^mü h^múnLmühpfrü ^mú ^UU-frü: Upm hfrúmü ^pm ümphjfr t mnmü&ümgühi hmp^mjfrü phnfr frpm^mü k mü^müm^mü gnLgmüfr2ühpp: S4)m]_ ph^pnLú" mü^müm^mü gnLgmüfr2p hm2^fr ^fr mnünLÚ frü^hu um^hpfr, mjü^hu ti hmp^mjfrü mpmnümpjnLüühpfr úfr^ngn^ ftkm^np^mft h^múnLmühpfr úh&nLpjnLüp ^UU-fr ^mqúnLú: frpm^mü hmp^mjfrü phnp m^jmi ph^pnLú bnLÜhüm hhmkmi mhupp.

TB= ■

Ti

GDP—S—Tp

100%, npmhp"

TB-ü hmp^mjfrü phnfr úm^mppm^ü t, Ti-ü" hmp^mjfrü h^múnLmühpp, npnüp ^m^^mft

mnmü&frü hp^pühpfr ^npúfrg üfrpmn^np qümhmmúmü úhpnpühpfrg, ^mpnp hü ühpmnhi frü^hu ^mpmmpfrp ^mpühpp, mjü^hu ti hmp^mjfrü mji hümúnLmühp: GDP-ü pm ^UU-fr úm^mppm^ü t, npp ühpmnnLÚ t ümk um^hpmjfrü mümhunLpjnLüp k hmp^mjfrü mpmnümpjnLüühpfr mppjnLüpnLÚ ftkm^np^mft ^UU-ü, S-ü" um^h-pmjfrü h^múnLmühpü hü, fru^ Tp-ü" hmp^mjfrü mpmnümpjnLüühpfr úfr^ngn^ ftkm^np^mft ^UU-fr úmuümpmdfrüp:

frpm^mü hmp^mjfrü phnp qümhmmhpL hmúmp, mühpmdh2m t ümfamnm^ qümhmmhi um^h-pmjfrü mümhunLpjmü úm^mppm^p: um^h-pmjfrü mümhunLpjmü qümhmmnLÚp ^mnnLg-^m&pmjfrü hm^mumpnLÚühpfr únphim^npúmü úfr^ngn^» hnp^mftnLÚ frú ^npúfrg MIMIC únphjfr úfr^ngn^ ^mmmp^hi t ^ um^hpmjfrü mümhunLpjmü úm^mppm^fr qümhmmnLÚ" 2001-2020 pp. hmúmp, npfr mppjnLüpühpp ühp^mjmgünLÚ hüf umnpk.

-R uinilbpuij|ili inlimbunLpjuili bwiliuu], 2001

2020

35% 30% Z5% 20% 15% 10% 5% 0%

2001

Z00Z

2003

2004

2005

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

-SE

30%

29.7

26,2

28.4

28.6

30.1

29.9

29.1

32.4

32.5

31.5

30.1

29.4

29.1

31.1

30.9

30.9

27.0

22.3

22.5

1. ^ urntfhpuijfrü wüwhunipjwü qüuhumtfud üu^upqu^p 2001-2020pp. huüup, rnnfynuntf

^-nLÚ frpm^mü hmp^mjfrü phnp hm2^mp-bhnL hmúmp hm^npp ^mpknp qnp&nüp pm hmp^mjfrü mpmnünLpjnLüühpfr mppjnLüpnLÚ Skm^np^mft h^múnLmühpfr ^hpinL&mpjnLüü t:

^^-nLÚ hmp^mjfrü mpmnünLpjnLüühpp umhúmü^nLÚ hü pmgmnm^hu hmp^mjfrü ophüuqppn^ bmú ^ ophüpühpn^, frü^frufrp hü, opfrümb" «Umhúmümúhpft hmúmjüpühpnLÚ frpm-^mümg^np qnp&nLühmpjnLüp hmp^hpfrg mqm-mhinL úmufrü» bmú «Shph^mm^mbmü mhfaünin-qfrmühpfr ninpmfr ^hmm^mü m^m^gnLpjmü úmufrü^> ^ ophüfühpp, npnügn^ umhúmü^np hmp^mjfrü mpmnünLpjnLüühpp püpqp^nLú hü u^hgfr^frb ninpmühp: ^ hmp^mjfrü ophüuqppn^ bmú ^^ ophüpühpn^ ^mpnp hü umhúmü^hi

hmp^mjfrü mpmnünLpjnLüühpfr hhmkjmi mhum^-ühpp, úmuüm^npm^hu" hmpbfrg mqmmnLú, hmp^úmü opjh^mfr ü^mqhgnLú, hmp^úmü pm-qmjfr ü^mqhgnLú, hmpbfr ppnLjpm^m^fr ü^m-qhgnLú, hmp^fr 4^mpúmü dmú^hmfr hhmm&qnLú, frü^^hu ümk ophüuqppfr ppnLjpühpp ^m^mhinL hmúmp hm24mp^4m&' ophüuqppn^ umhúmü^mft mnLjdhpfrg k mnLqmüpühpfrg mqmmnLú, ü^m-qhgnLú, ^fimpúmü dmú^hmühpfr hhmm&qnLú [5]:

^ hmp^mjfrü ophüuqppnLú hmp^mjfrü mpmnünLpjnLüühpp püümp^^nLú hü jnLpmpmü-ymp hmp^mmhum^fr q6n^ mnmü&frü: Umuüm-^npm^hu, ophüuqppfr" UU^-frü ^hpmphpnp pmdünLú püümp^nLú hü UU^-fr q6n^ umh-úmü^m& hmp^mjfrü mpmnünLpjnLüühpp,

^щ^и^р ЬЬ, ор^ЬшЦ" ш^Ьшд^шй шpdЬg^ hшp^g шqшш4шô qnpôшpgЬЬpЬ nL qnpôшn-bnLpjnLbbhpp Цшй ш^Ьшд^шй шpdЬg^ hшp^ qpn^^b ^пЩРШ^ФП^ hшpЩnq qnpôшpg-bhpp, 2шhnLpшhшp^Ь 4ЬpшpЬpnq pшdfrnLй gЬЬшpЦnLй ЬЬ 2шhnLpшhшp^ qôn^ ишМшЬ-4ш& hшpЦщфЬ шpшnЬnLp]nLЬЬЬpp, ^щ^и^р ЬЬ, op^Ьшk 2шhnLpшhшpЦ ^^pnpfrbp^ hшйшp ЬЦшй^ш ^hшйшp4nq mшppЬpp, b^qbg^nq ЬЦшйnLшЬЬpp, 2шhnLpшhшp4^ 4fiшpnLй^g шqшm4np b^rînLmbbpp, ^Ь^щЬи Ьшк 2шhnLpшhшpЦ^g Ь4шqЬgnLйЬЬpp к щцЬ:

Щишй 2015 р^шЦшЬ^д -- ф^ЬшЬиЬ^^ Ьш^шpшpnLpJnLЬp 4bpinL&b]_ t hшpЦщфЬ шpmnЬnLpJnLЬЬЬp^ hЬшkшЬgn4 щЬшшЦшЬ pjnL^b эдшЬЭДп^ (щшЦши qшЬй4np) hшpЦщфЬ ЬЦшйnLшЬЬpp'l hшйшpЬln4 щ|Ь ^щЬи hшpЦщфЬ йш^и [6]: Сит ф^ЬшЬиЬ^^ ЬшfaшpшpnLpJшЬ йЬpnp:шpшЬnLp]шЬ'l hшpЦщфЬ йш^и^^ pfrn-pn2йшЬ шЬишЬЦ^Ь^д hшpЦйшЬ шpшnЬJШl щшJйшЬЬЬp ЬЬрш^пр n pnpp Цшpqш4n-pnLйЬЬpp ЦшpЬф t p^mшpЦЬl npщЬu hшpЦщфЬ йш^и^" op^ЬшЦ pbpbp4 ЬЦшйшщфЬ hшpЦn4 hшpЦйшЬ ЬЩШШШЦП^ hшйшfaшnЬ ЬЦшйш^д Ь4шqЬg4np ЬЦшйnLшЬЬpp: -шpЦщфЬ йш^и^^ pЬnpn2йшЬ hшйшp ф^ЬшЬиЬ^^ Ьшfaшpш-pnLpJшЬ ^npû^g ишМшЭДЬ t «-ЬЬшЬ^щфЬ hшpЦ» hшиЦшgnLpJnLЬp" ЬЬpЦшJшgЬЬln4 щ|Ь npщЬu hшpЦЬp^ hшЬpшqnLйшp, npp ^^p^p

щЬшшЦшЬ pjnL^b шЬшЬитр]шЬ йЬ^ ^ш^^^р npg hшpЦйшЬ pшqшЬ hшpЦЬlnL щшpшqшJnLй: -ш2ф шпЬЬр^ щ|и шйЬЬp'l hшpЦщфЬ ôшfauЬpp p:^шшpЩЬl ЬЬ ^щЬи hЬЬшЬ^2щфЬ hшpЦЬp^ к фшишшд^ щЬшшЦшЬ pjnL^ 4fiшp4nq hшpЦЬp^ mшppЬpnLpJnLЬ:

Urnnpk p^^ô шр^ишЦ^й pus шпшЬ-й^Ь шшp^ЬЬp^ Ь^^шд^шй ЬЬ -- ф^ЬшЬи-Ь^^ Ьш^шpшpnLpJшЬ ^npù^g qЬшhшш4шô hшpЦщфЬ йш^и^^ gnLgшЬ^2ЬЬpp.

Sшp^ ^шфp, hшpЦщфЬ ЬЦшûnLшЬЬp^ йЬ^, шnЦnun4 йЬ2, шnЦnun4

2015 340,291 30.08 6.99

2016 381,490 33.79 7.00

2017 364,356 32.10 6.74

2018 395,490 31.72 6.76

2019 442,261 31.55 6.55

2020 457,407 28.55 6.45

UI]JIILIIIIIII 3. дш^иЬр^ qйшhшmшЦшйp

2015-2020 pp. hшйшp

^ЬЬЬшр^ иш^^ш^Ь шЬшЬитр]шЬ к hшpЦщфЬ йш^и^^ m4]ШlЬЬpp, mjdrî ЦшpЬф t hш24шpkЬl ^шЦшЬ hшpЦщфЬ pЬnp ---тй 2015-2020 pp. hшйшp.

Srnp^ ЬЦшй^шЬ^ к щЬшшЦшЬ шnLpp, й^Ь pprnrîn^ <Ш, й!Ь ppшйn4 иш^^ш-фЬ шЬшЬитр] шЬ ôш4шLp, фЬ ppшйn4 -шpЦщфЬ шpшnЬnLpJnLЬЬЬp^ йшЦшppшЦp, й]_Ь. ppшйn4 ^ш^шЬ hшpЦщфЬ pЬn, шnЦnu4

2015 1067888.8 5043633.2 1568569.9 340291.0 34.07%

2016 1079689.1 5067293.5 1565793.7 381490.0 34.61%

2017 1158088.4 5564493.3 1719428.4 364356.0 33.27%

2018 1257896.2 6017035.2 1624599.5 395490.0 31.47%

2019 1463940.1 6569030.8 1464893.9 442261.0 31.40%

2020 1385205.5 6183742.1 1391342.0 457407.0 31.95%

ицишиф 2. ЬршЦшй hшptyшJfiй phnp ^-тй 2015-2020pp. hшйшp 0(Ц1Ш1((И|1(>ф11(> ((рифшШирциЬ guiiili

1. Ч. «-иушишшЬ^ -^щfrpщщh-штр]щЬ us^bprn^^ù шЬшЬитр)шЬ щшшбшп-frhpfr 4bplnLÔnLpJnLЬ^>, ЪpkщЬ, -<-< ^UU «Q■^шnL-pjnLÙ» hpщшщpщ^¿nLpJnLЬ, 2019

2. Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степаненко В.В; Налоговый менеджмент, Издателство:"Омега-Л"; 2007

3. www.armstat.am

4. www.petekamutner.am

5. -- hщp^щJ^Ь ophЬuq^pg

6. «2015 р^ш^шЬ^ щЬшш^шЬ pjnLgb^ йши^Ь» --ophùg

Сдана/^шйййф1120.04.2021 Рецензирована/0-рш^пиф1 f 29.04.2021 Принята/^йцтй^Щ f 02.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.