УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 150, кн. 1 Гуманитарные науки 2008
УДК 940.2(470)+339.174(09)
ТАТАРСКИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ НА ВСЕРОССИЙСКИХ ЯРМАРКАХ (вторая половина XIX - начало XX веков)
Н.И. Таиров Аннотация
На основе архивных документов, периодических изданий и источников справочного характера всесторонне рассматривается участие татарских предпринимателей, фирм, торговых домов в Нижегородской и Ирбитской ярмарках во второй половине Х1Х -начале ХХ вв., прослеживаются их тесные связи с русскими и иностранными купцами, их вклад в развитие благотворительности и создание атмосферы культурного общения
Торгово-промышленные ярмарки эпохи социомодернизации российского общества являлись своеобразной визитной карточкой того или иного региона. Среди ярмарок ведущую роль играла Нижегородская. Интерес к ее истории проявляли известные татарские просветители и ученые Шигабутдин Марджани и Каюм Насыри . Предысторию торжища они вели со времен Волжской Булга-рии и Казанского ханства. Известный исследователь Нижегородской ярмарки В.П. Безобразов писал во второй половине Х1Х в.: «Происхождение Макарьев-ской ярмарки без натяжки может быть отнесено к глубокой древности; её начало, без сомнения, надо искать в Великой Болгарии на Волге и Каме» . О факте активного участия татар в Нижегородской ярмарке писал К. Фукс3.
Изучение истории российских ярмарок было начато в работах В.И. Денисова и И. Канделаки . Последний проанализировал наиболее значимые ярмарки, уде -лив внимание торжищам Волжско-Уральского региона. Богатый фактический материал содержится в книге А.В. Мельникова «Очерки истории Нижегородской ярмарки» . Автор затрагивает вопрос об участии в ярмарках предпринима-телей-татар.
Дореволюционным ярмаркам были посвящены и книги, изданные в первые годы советской власти. Возникновение Нижегородской ярмарки описал извест-
1 См.: Марджани Ш. Источники по истории Казани и Булгара (на тат. яз.). - Казань, 1989. - С. 392; Насыри К. Календарь на 1893 год. - Казань, 1893. - С. 20-39 (на тат. яз.).
2
Безобразов В.П. Народное хозяйство России. Московская (Центральная) промышленная область Ч. 1. Приложения. - СПб, 1882. - С. 114.
См.: Фукс К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношении. - Казань, 1991. - С. 48.
4 См.: Денисов В.И. Ярмарки. - СПб., 1911; Канделаки И. Роль ярмарок в русской торговле. - СПб., 1914
и др.
См.: Мельников А.В. Очерки истории Нижегородской ярмарки. - Н. Новгород, 1917.
ный исследователь истории Казанского ханства М.Г. Худяков1. Появлявшиеся книги2 в большинстве случаев носили пропагандистский характер, были напрямую связаны с первыми шагами осуществления новой экономической политики: НЭП характеризовался значительным повышением роли торговли в жизни советского общества.
В 80-е годы ХХ в. история функционирования ярмарок нашла освещение в исследованиях Б.Н. Миронова3. В последнее время исследователи вновь проявляют повышенный интерес к этой теме4. Появились публикации, посвященные участию татарских купцов в важнейших ярмарках страны . Деятельность татар на Нижегородской и Ирбитской ярмарках рассматривается в работах Р. Р. Салихова, Р.Р. Хайрутдинова, Л.М. Свердловой и др. Несмотря на это, сохраняется необходимость в специальном, более полном и всестороннем изучении участия татарских предпринимателей в Нижегородской и Ирбитской ярмарках.
Татары были активными участниками Нижегородской ярмарки в самые разные годы, татарский язык использовался на ярмарке наряду с русским, немецким и французским языками. По приказу руководства торжища часть его распоряжений переводилась на татарский язык и расклеивалась на видных местах ярмарки . Во второй половине Х1Х - начале ХХ вв. среди татарских купцов и торговцев был известен термин «твоя прибыль Нижнего».
Мусульманские, татарские купцы вели активную деятельность на всероссийских ярмарках с первых лет их функционирования8. Участие татарского купечества прослеживается, например, на ярмарке 1876 г. Тогда в ее мыльном ряду продавалось казанское мыло. Участники рассматриваемой ярмарки 1876 г. обратили внимание на особенности ведения торговли татарами. Так, один из современников, находясь на скамейке перед Главным домом торжища, зафиксировал: «Татарин чуть не в нос ткнет вам мерлушкой, которой он обвесился со всех сторон»9. Татарские купцы продолжали практику приобретения лавок для ведения торговли на Нижегородской ярмарке. В 1877 г. Асфандиар Акчурин
1 См.: Худяков М. Мусульманская культура в Среднем Поволжье. - Казань, 1923. - С. 6.
2
См.: Вторая Ирбитская советская ярмарка 1923 года. - Екатеринбург, 1923; Казаков И. Казанская весенняя ярмарка. - Казань, 1922.
3 См.: Миронов Б.Н. Внутренний рынок России во второй половине XVIII - первой половине XIX века. -Л., 1981.
4 См.: Богородицкая Н.А. 1) Странички истории Нижегородской ярмарки // Вопр. истории. - 1979. -№ 10; 2) Нижегородская ярмарка. Исторический очерк. - Н. Новгород, 1991; Архангельская И.Д. Из истории ярмарок в России // Вопр. истории. - 2001. - № 11-12; Выборнов А.Ю. Нижегородская ярмарка в системе международных торговых связей России в XIX - начале XX вв. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Н. Новгород, 2004; Макарьевско-Нижегородская ярмарка. Очерки истории. - Н. Новгород, 1997.
5 См.: Таиров Н. 1) Нижегородская ярмарка и татары // Эхо веков. - 2004. - № 2; 2) Татары на Ирбитской ярмарке // Эхо веков. - 2004. - № 1; Свердлова Л.М. Казанская губерния в системе Великого волжского пути // Великий волжский путь: прошлое, настоящее, будущее. - Казань, 2005; Сенюткина ОН, Загидуллин И.К. Нижегородская ярмарочная мечеть - центр общения российских и зарубежных мусульман (ХГХ - начало ХХ вв.). - Н. Новгород, 2006 и др.
6 См.: Салихов Р., Хайрутдинов Р. Республика Татарстан: памятники истории и культуры татарского народа (конец XVIII - начало XX веков). - Казань, 1995; Салихов Р.Р. Участие татарского предпринимательства в общественно-политических процессах второй половины XIX - начала XX века. - Казань, 2004; Свердлова Л.М. На перекрестке торговых путей. - Казань, 1991.
7
См.: Мельников А.П. Очерки бытовой истории Нижегородской ярмарки. - Н. Новгород, 1917. - С. 151.
8 Об этом см.: Сенюткина О.Н, Загидуллин И.К. Нижегородская ярмарочная мечеть - центр общения российских и зарубежных мусульман (ХГХ - начало ХХ вв.). - Н. Новгород, 2006.
9
Нижегородка. Путеводитель и указатель по Нижнему Новгороду и по Нижегородской ярмарке. А.С. Гациского. - Н. Новгород, 1877. - С. 169.
купил за 3000 руб. на территории ярмарки каменную лавку, которая располагалась в Сырейном ряду. Дети симбирского купца С.А. Акчурина уже в 1874 г. владели здесь лавкой1.
На Нижегородской ярмарке в 90-х годах ХК века среди торговцев мылом (простым и яичным) выделялось 11 наиболее крупных фирм. Из них три принадлежали казанским татарам - Ибрагиму и Исхаку Юнусовым и Фаттахутдину Габайдулину. Татары продавали и обувь, причем только «азиатскую». Это были наследники Г.-К. Апанаева (Казань) и К.М. Апанаева (Слободской уезд Вятской губернии). Татары были монополистами в торговле пухом и пером, добротные товары под общим названием «татарские изделия» (женские чалмы и пр.) на главной ярмарке страны в начале 90-х гг. XIX века можно было приобрести только у казанских татар. Реализацией этих товаров занимались Мухамедхан Галиев (Казань) и Шариф Мусин (Казань)2. На ярмарке 1912 г. деловые люди из татар были представлены в числе 115 торгующих волосом, щетиной и другими товарами. Среди них было 26 татар Поволжья и Приуралья.
Одной из самых востребованных групп товаров на ярмарке в 1912 г. была мануфактура (хлопчатобумажные изделия). Среди татарских купцов, занимавшихся мануфактурой, были известные предприниматели А. Ишмуратов, С. Га-ликеев, Г. Мукминов (Казань) и Л. Курамшин (Москва). Здесь были заявлены 13 татар из Казани. Широко было представлено мыловаренное производство. Большинство товаров было продукцией казанских и петербургских предприятий. Среди торговцев выделяются татарские фирмы: товарищество «Утямышев и К», фирмы И. Арсланова, С.А. Галикеева, И. Апанаева (все Казань), Тенишева (Симбирск) и А. Хабибуллина (Москва).
На ярмарке 1912 г. важное место занимала торговля меховыми товарами. Оборот доходил до 25 млн. руб. Среди участников данного рынка традиционно были представители Казани и губернии, в том числе татары: Б. Апанаев, Г. Вафин, А. Мазитов, М. Кашаев, Г. Мазитов, И. Минибаев, В.Г. Мусин, С.С. Ха-бибуллин, И. Хамитов (все Казань) и Г. Серазетдинов (Казанская губерния). Казанцы-татары были и среди торговцев отдельными видами пушнины (например, И.Х. Хамитов торговал каракулем).
Покупатели русского сукна и шерстяных изделий могли приобрести их у известных «королей» сукна - представителей «Товарищества Старотимошкин-ской суконной мануфактуры Акчуриных» и у Ю. С. Акчурина, а также у С. Бах-теева, Алеевых, наследников Х. Терегулова и других.
Татарские купцы занимали если не ведущее, то особое место в торговле коврами, изделиями кожевенного производства и галантерее, хлопком, головными уборами, чаем и сахаром.
Татарский бизнес имел место и в такой сфере, как прием, размещение и проживание участников и гостей ярмарки. Татары - М. Иманкулов, Ф. Хабибутди-нов, Б.Г. Хусаинов (все Казань), А.Г. Хусаинов (Оренбург) - были заявлены как владельцы обычных номеров для приезжающих. Среди владельцев первоклассных номеров татар не было.
1 Таиров Н. Акчурины. - Казань, 2002. - С. 25, 100.
2
Вся Россия. Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации. - СПб., 1895. - Стлб. 2235, 2236, 2238, 2240-2244. Подсчеты фирм и торговцев сделаны нами.
На Нижегородской ярмарке у татар была и агентурно-комиссионная контора. Она принадлежала известному купцу из Казани Б.К. Апанаеву. Контора, расположенная на Персидской улице, была оснащена телефонной связью. Необходимо заметить, что подобных контор на ярмарке было три1.
Известно, что на Нижегородском торжище шла большая торговля татарскими книгами. Она проводилась с 1875 года фирмой татарина Шамсутдина Ху-саинова, а после его кончины - его наследниками. Торговала фирма татарскими книгами также на Ирбитской и Мензелинской ярмарках. В начале 90-х гг. XIX в. у представителей фирмы можно было приобрести и тетради с прописями. Они были весьма удобными для обучения каллиграфии без учителя. К рубежу XIX -ХХ вв. на ярмарке было две татарские книжные лавки. В их ассортименте в основном была религиозная литература (Коран, календари). В военном 1915 г. в связи с удорожанием бумаги цены на книжную продукцию выросли. Священная книга мусульман Коран стоила 75 коп. против 50 коп. (видимо, речь идёт о довоенных ценах), за сотню экземпляров дешёвого издания «Афтияк» давали 10 руб. против прежних 6 руб. Общий же оборот торговли мусульманской литературой на ярмарке 1915 г. составил около 80000 руб.2
Татарские предприниматели участвовали в деятельности некоторых учреждений на ярмарке. Один из них, казанец Мухамеджан Галлиев, на рубеже XIX -ХХ вв. был членом учетного комитета Нижегородского ярмарочного отделения Государственного банка страны. О его заслугах в этой области говорит то, что по итогам ярмарки 1900 г. он был удостоен правительством золотой медали «За усердие» для ношения на шее на Александровской ленте .
После Нижегородской крупнейшей ярмаркой Российской империи считалась Ирбитская ярмарка. Она была признанным центром пушной торговли страны. Участие татарских купцов и торговцев в этой ярмарке прослеживается с давних времен. Законодательные источники свидетельствуют, что к середине XVIII в. уездные служилые татары (в отличие от казанских слободских татар они обладали меньшим количеством привилегий в области торговли) «... могли совершать поездки в Уфимский уезд и в другие места (в указе называются Санкт-Петербург, Астрахань, Ирбитская ярмарка, Оренбург. - Н.Т.) для торговых своих промыслов и покупок лошадей» при условии взятия у них «в приезде поруки и обязательства»4. По всей вероятности, казанские слободские татары могли это делать и раньше.
В 70-х гг. XIX в. казанцы принимали самое активное участие в ярмарке. Во время торжища 1872 г. представителями Казани было закуплено для дальнейшей обработки значительное количество меха лисицы, корсука, степного волка и подавляющее большинство меха черной кошки (щадринской, камышловской и тюменской)5. Присутствие татар на пушном рынке Ирбитской ярмарки четко
1 Указатель Нижегородской ярмарки на 1912 г. - М., 1912. - С. 13, 14, 29, 32, 63-65, 68, 70, 75, 90, 91, 93, 95, 98, 109-111, 113, 115-125, 129, 132, 134, 139-141, 145, 148, 167, 168, 170, 187-191, 193-196, 198, 202, 203, 211-213, 215, 216. Подсчеты фирм, торговых домов и индивидуальных торговцев наши. - Н.Т.
2
Отчет о ходе торговли в Нижегородской ярмарке 1915 года. - М., 1916. - С. 301.
3 Тарджеман («Переводчик»). - 1901. - 16 янв.
4 Ногманов А. Татары Среднего Поволжья и Приуралья в Российском законодательстве второй половины XVI - XVIII вв. - Казань, 2000. - С. 86.
5 Ирбитский ярмарочный листок. - 1872. - 16 февр.
прослеживается и в публицистике того периода. В одном из материалов ярмарочной газеты «Ирбитский ярмарочный листок» читаем письмо русского купца о посещении им своего знакомого пушного торговца. Автор, в частности, пишет: «Во всех углах идет счет шкурок. Посередине комнаты, на полу, наклонившись, перебирает и считает шкурки татарин, приговаривая: «Бир, ики, уч, дюрт, беш, алты, еди, секис, токус, он» (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять. - Н.Т.)1.
Татары из Казани вели на ярмарке торговлю кожевенными изделиями, обувью, тюбетейками, шапками и иными товарами. Покупатели были хорошо знакомы с обувными магазинами казанцев Мухамеджана Галиева и Магомеда Шерифа Мусина. Житель г. Астрахани, посетивший ярмарку в 80-х гг. XIX в., свидетельствовал: «Вообще казанцы поставляют сюда предметы искусства и реме-
сел»2.
В 1894 г. на рассматриваемой ярмарке можно было встретить татар, среди которых были и представители Казани и Казанской губернии. Так, кожей и обувью торговали Г. Тазутдинов, С. Габайдулин, А. Сайфуллин, Х. Носихов, Н.-М. За-биров, Г. Усманов. Торговали они небезуспешно, занимая по торговым оборотам, как правило, далеко не последние места. Например, татары Ш. Габайдул-лин и Х. Тамерпулатов были в числе восьми крупных продавцов картузов и шапок, И. Файзуллин и М. Рафиков вели торговлю готовыми платьями, Г. Вайхи-тов, С. Боязитов, С. Фахтуллен (Фатхуллин), И. Габасов, Г. Илалов - меховым товаром, Г. Шагабутдинов - мануфактурой. Наконец, М. Галиев, Ш. Каримов, М.-Ш. Мусин, М. Мусин, М.-Г. Мурсалимов, М. Амирханов, Ш. Исхаков и Хай-буллин продавали азиатские товары3. Участие татарских купцов и торговцев в Ирбитской ярмарке было весьма значительным и в начале ХХ века.
Так, на ярмарке 1901 г. были представлены 532 фирмы Российской империи, из которых 52 фирмы принадлежали татарам. Таким образом, последние составили 9.7% числа участников. Данные фирмы были зарегистрированы в татарских регионах страны, таких, как Казанская губерния, Петропавловск, Ирбит, Екатеринбург, Тюмень, Пермь, Москва и т. д. Кроме фирм, устроители ярмарки взяли на учет и 666 отдельных предпринимателей. Из них татарами были 83 человека. Следовательно, они составляли 12.4% от общего числа торговцев. Гео -графия данной группы предпринимателей-татар была намного шире, чем география фирм: Казань и Казанская губерния - 15, Оренбургская - 12, Московская - 2, Пермская - 3. Наиболее многочисленными на ярмарке были татары из Сибири и Степного края (Семипалатинск, Петропавловск и др.) - 36 человек4.
На ярмарке 1910 года было заявлено 1062 участника (фирм и купцов), из них татарских фирм и купцов-татар - 174. Из Поволжья и Приуралья прибыло почти 60 торговцев-татар, в том числе из Казанской губернии - 27 человек. Остальные по преимуществу представляли Сибирь и Степной край5. О месте и
1 Ирбитский ярмарочный листок. - 1872. - 16 февр.
2 Тарджеман («Переводчик»). - 1887. - 12 апр.
3 Вся Россия... - Стлб. 2248, 2253-2256.
4 Ирбитская ярмарка на 1901 год: Справочная книжка. - Ирбит, 1901. - С. 41, 46-197. Подсчеты фирм, торговых домов и торговцев сделаны нами. - Н.Т.
5 Ирбитская ярмарка на 1910 год: Справочная книжка. - Ирбит, б.г. - С. 41, 80-197.
роли татар на ярмарке свидетельствует то, что половина членов и кандидатов в члены ярмарочного комитета от иногороднего купечества были татарами. Это З.Х. Агафуров, М.М. Давлет-Кильдиев, К.М. Муртазин, Л.С. Мусин, Г.А. Хусаинов, Х.М. Каримов и З. Исхаков.
Еще более значительным было участие татар (из 1369 фирм и торговцев 252 были тюрко-татарскими) в ярмарке 1911 года. Только из Казани было 30 фирм. Казанцы привезли с собой азиатскую обувь, кожевенные товары, пушнину, галантерею, бязь, фрукты и жировые товары. В свою очередь, на ярмарке их интересовали ковры, пушнина и другие товары1.
На ярмарке 1913 года пушнина оставалась самым популярным товаром. Наибольшим спросом пользовались шкурки молодого песца. Главными их покупателями стали казанские купцы. Ими же было скуплено 60% всего привоза меха кошки. Казанские татарские фирмы были монополистами при продаже азиатской обуви и азиатских головных уборов. Оборот их торговли достиг практически 100 тыс. руб. Всего на данной ярмарке Казань и губернию представляли 58 человек, из них 47 были татарами. Среди них из Казани были 52, из уездов - 6 человек. Расширили свое дело известные купцы Агафуровы. Они занимали ведущее место не только в табачной торговле, но также в продаже игольно-галантерейных, парфюмерных товаров. Они производили реализацию этих популярных товаров, будучи представителями известного товарищества «Ж. Блок22. Купцы Агафуровы занимали лидирующее положение и на ярмарке 1914 г.: в секторах продаж игольно-галантерейных товаров, парфюмерии, швейных машин, швейных ниток на катушках им не было равных. Наиболее крупными и известными татарскими купцами на ярмарке кроме Агафуровых были также Шафигуллины (Иркутск), Мусины (Семипалатинск), Апанаевы, Каримовы, Мусины (Казань), Яушевы (Троицк), Сейдуковы (Сибирь).
Следует сказать, что участниками Ирбитской ярмарки в разные годы были также иностранные фирмы и индивидуальные торговцы. В 1910 г. таковых было шесть, из них пять из Германии и один из Китая. Их абсолютное большинство закупало пушнину, и только представитель Китая продавал мех и шелк. Одна из фирм, представляющая Петербург и Лейпциг, занималась транспортировкой пушной клади3. Количество иностранцев, участвующих в ярмарках, было не постоянным: в 1912 г. их было 27 человек, в 1913 г. - 18, в 1914 г. - 21, в 1915 г. -15 человек. В 1914 г. иностранцы были из Лейпцига (11 человек), Нью-Йорка (1), Либавы (1), из Пруссии (1) и Китая (6). Из них покупателей пушнины - 12, шерсти - 10, шелковых материалов - 3, птичьих шкурок - 1, продавцов шелка -3 и пушнины - 1. Как видно из наших подсчетов, иностранцы были в большей степени покупателями, чем продавцами. Анализируя состав участников ярмарки можно предположить, что татары могли быть как покупателями, так и продавцами в отношениях с зарубежными предпринимателями. На наш взгляд, подобные контакты оказывали благоприятное воздействие на татарских торгов-
1 Ирбитская ярмарка на 1911 год: Справочная книжка. - Ирбит, б.г. - С. 63, 78-79, 88-89; Ирбитская ярмарка: Справочная книжка на 1914 год. - Ирбит, б.г. - С. 127-208.
2 Ирбитская ярмарка на 1914 год: Справочная книжка. - Ирбит, б.г. - С. 87, 90, 94-95.
3 Ирбитская ярмарка на 1910 год: Справочная книжка. - Ирбит, б.г. - С. 155, 178, 182, 192, 194, 198.
цев. Последние знакомились не только с товарами иностранных коллег, но и со стилем ведения торговли и торговых отношений.
Без всякого сомнения, бизнес, торговые дела главенствовали на ярмарках. Однако не одной коммерцией жили здесь татарские предприниматели, их приказчики. На Нижегородской ярмарке регулярно выступали первые татарские артисты, в том числе труппа «Сайяр». Сюда приезжали известные и только начинающие татарские литераторы, музыканты, артисты, в частности, Габдулла Тукай, Габдулла Кариев, Фатих Амирхан. По авторитетному свидетельству предпринимателя и общественного деятеля А. Мэнгэра, во время Ирбитской ярмарки татарские купцы в магазине Агафуровых обсуждали вопросы, связанные с жизнью и деятельностью татар. В минуты отдыха они слушали татарские народные песни.
В условиях широкого распространения среди многонационального купечества страны идей и конкретных дел благотворительности Нижегородская и Ирбитская ярмарки стали местом совершения акций доброхотства. Ее участники, среди которых были и татары, поддерживали богоугодные дела, откликались на различные призывы о помощи. Весной 1892 г. ярмарочное купечество Ирбита (в состав которого входили и татарские купцы различных регионов страны) откликнулось на призыв Духовного управления мусульман России (г. Уфа) об оказании помощи пострадавшим от неурожая. Купцами было собрано 38 руб.1 Татарскими купцами выделялись средства на строительство мечетей в разных регионах России, в первую очередь в Поволжье и Приуралье. Например, в первые годы XX столетия среди мусульман России развернулся сбор средств на строительство в Нижнем Новгороде мектебе (начальной мусульманской школы) и дома для имама около мечети. На их сооружение многие мусульманские купцы, в первую очередь участники Нижегородской ярмарки, выделяли немалые деньги. Промышленники и купцы из татар Тимербулат Акчурин, братья Яуше-вы, Ахмед Кастров, Ахмед и Махмуд Xусаиновы выделили по 1000 руб. Среди жертвователей из Казани следует назвать Мухамеджана Галиева, Сулеймана Аитова, Исмаила Утямышева, Бадретдина Апанаева и других2. На Нижегородской ярмарке 1914 г. товарищество Агишевых выделило на благотворительные цели 319 руб.3
Татарское купечество (в том числе и казанцы) пыталось использовать арену ярмарок для решения своих экономических проблем. В середине 80-х годов XIX в. татарские купцы, ведущие торговлю в Ташкенте, во время пребывания и торговли на главном торжище страны просили комитет ярмарки ходатайствовать перед вышестоящими учреждениями об отмене ограничений, касающихся прав на приобретение недвижимости. Как известно, с 1866 г. этим правом в Средней Азии располагали только православные люди и коренное население. Однако обращение ярмарочного комитета в вышестоящие органы не было ус-лышано4.
1 Тарджеман («Переводчик»). - 1892. - 12 апр.
2 Тарджеман («Переводчик»). - 1903. - 22 сент.
3 Государственный архив Ульяновской области. - Ф. 156. Оп. 1. Д. 856. - Л. 89 об.
4 Загидуллин И.К. Перепись 1897 года и татары Казанской губернии. - Казань, 2000. - С. 91.
Аналогичное обращение было сделано в августе 1890 г., когда мусульманское ярмарочное купечество обратилось к министру финансов страны, проезжавшему через Нижний Новгород. В нем были указаны вытекающие из данного запрета негативные явления для развития предпринимательства. Деловые люди из числа мусульман России просили министра взять под свое покровительство положительное решение данной проблемы. К сожалению, положительного ответа не последовало и на этот раз.
Изложенное выше позволяет утверждать, что Нижегородская, Ирбитская и другие ярмарки играли весьма важную роль в социально-экономической и духовной жизни татар Поволжья, Приуралья и всей Российской империи. Татарские купцы и торговцы всех регионов страны были постоянными и активными участниками всероссийских ярмарок. На торжищах шел процесс накопления торгового опыта и коммерческого мастерства купцами разных национальностей, представлявших регионы России и зарубежные страны. В то же время ярмарки становились местом знакомства и изучения производственных успехов промышленников. Имеющиеся сведения показывают, что в составе многонационального купечества из Казани и Казанской губернии преобладали представители татар. Нередко деловые люди, собравшиеся со всех концов страны, включая Поволжье и Приуралье, превращали торговые площади в место сбора средств для решения насущных проблем мусульманства и нуждающихся в помощи людей (голодающих, немощных, раненых, больных, а также молодых дарований).
Summary
N.I. Tairov. Tatar Entrepreneurs on the All-Russian Fairs (19th - 20th centuries).
The activity and success of the Tatar entrepreneurs, firms, shopping centers on Nizhe-gorodskaya and Irbitskaya fairs can be seen from archive documents, periodical publications and reference books. A close connection to Russian and foreign merchants is evident, as well as their great contribution to the development of charity and creating the atmosphere of cultural communication.
Поступила в редакцию 10.10.07
Таиров Наиль Измайлович - кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной и зарубежной истории Казанского государственного университета культуры и искусств.