Научная статья на тему 'ТАСАВВУФ И ЕГО ШКОЛЫ'

ТАСАВВУФ И ЕГО ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Тасаввуф / Божественное знание / Школы тасаввуфа / Духовные учения / Духовность / Очистка души / Зикр / Кодирия / Накшбандия / Мавлавия / Суҳравардия. / Tasawwuf / Divine Knowledge / Schools of Tasawwuf / Spiritual Teachings / Spirituality / Purification of the Soul / Dhikr / Qadiriya / Nakshbandiya / Mawlawiya / Suhrawardiya.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Холмуминов, Джафар Мухаммадиевич, Комилов, Далер Рустамович

Тасаввуф представляет собой духовное и мистическое учение в исламе, целью которого является очищение души, достижение духовного совершенства и приближение к Богу. В течение своей истории он стал важным аспектом как личной, так и социальной жизни, реализуясь через особые практики и внешние и внутренние этические нормы. Тасаввуф включает в себя различные школы и направления, каждая из которых предлагает свой путь к постижению божественного знания. Известные школы тасаввуфа включают такие как Мухасибия, Кассория, Тайфурия, Джунайдия, Нурия, Сахлия, Сайёрия, Увайсия, Адхамия, Чиштия, Суҳравардия, Мавлавия, Нурбахшия, Сафавия, Нематуллохия, Кубравия, Захабия, Шазилия, Бектошия, Хилватия, Рифоия, Накшбандия, Джамолия, Кодирия, Маломатия, Яссавия, Ходжагон. Каждое из этих направлений имеет свои особенности и учения, которые помогают развивать духовное понимание и изменять внутреннее состояние человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Холмуминов, Джафар Мухаммадиевич, Комилов, Далер Рустамович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TASAWWUF AND ITS SCHOOLS

Tasawwuf is a spiritual and mystical doctrine in Islam, the goal of which is the purification of the soul, the attainment of spiritual perfection, and closeness to God. Throughout its history, it has become an important aspect of both personal and social life, being realized through special practices as well as external and internal ethical norms. Tasawwuf includes various schools and movements, each offering its own path to attaining divine knowledge. The well-known schools of Tasawwuf include Muhasibiya, Kassoria, Tayfuriya, Junaidiya, Nuriya, Sahlia, Sayoriya, Uwaysiya, Adhamiya, Chishtiya, Maarufiya, Suhrawardiya, Mawlawiya, Nurbakhshiya, Safawiya, Ni‘matullahiya, Kubrawiya, Zahabiya, Shadhiliya, Bektashiya, Khalwatiya, Rifa‘iya, Nakshbandiya, Jamaliya, Qadiriya, Malamatiya, Khwajagon and Yassawiya. Each of these directions has its own unique features and teachings, which contribute to the development of spiritual understanding and transformation of one's inner state.

Текст научной работы на тему «ТАСАВВУФ И ЕГО ШКОЛЫ»

Research BIB / Index Copernicus

ТАСАВВУФ И ЕГО ШКОЛЫ

Холмуминов Джафар Мухаммадиевич,

доктор философских наук (DSc), профессор кафедры «Гуманитарных и естественных наук» Института ISFT (Ташкент, Узбекистан) j afarmuhammad@mail .ru j afarkholmomi@gmail. com

Комилов Далер Рустамович,

кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой история международной коммуникации Таджикского междунардного университет инностранных языков имени С.Улугзаде (Душанбе, Таджикистан)

www. daler. komilzoda@gmail. com

АННОТАЦИЯ

Тасаввуф представляет собой духовное и мистическое учение в исламе, целью которого является очищение души, достижение духовного совершенства и приближение к Богу. В течение своей истории он стал важным аспектом как личной, так и социальной жизни, реализуясь через особые практики и внешние и внутренние этические нормы. Тасаввуф включает в себя различные школы и направления, каждая из которых предлагает свой путь к постижению божественного знания.

Известные школы тасаввуфа включают такие как Мухасибия, Кассория, Тайфурия, Джунайдия, Нурия, Сахлия, Сайёрия, Увайсия, Адхамия, Чиштия, Сууравардия, Мавлавия, Нурбахшия, Сафавия, Нематуллохия, Кубравия, Захабия, Шазилия, Бектошия, Хилватия, Рифоия, Накшбандия, Джамолия, Кодирия, Маломатия, Яссавия, Ходжагон. Каждое из этих направлений имеет свои особенности и учения, которые помогают развивать духовное понимание и изменять внутреннее состояние человека.

Ключевые слова: Тасаввуф, Божественное знание, Школы тасаввуфа, Духовные учения, Духовность, Очистка души, Зикр, Кодирия, Накшбандия, Мавлавия, Сууравардия.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

Research BIB / Index Copernicus

TASAWWUF AND ITS SCHOOLS

Kholmuminov Jafar Muhammadiyevich,

Doctor of Philosophical sciences (DSc), Professor of the "INTERNATIONAL SCHOOL OF FINANCE TECHNOLOGY AND SCIENCE" INSTITUTE (Tashkent, Uzbekistan)

j afarmuhammad@mail .ru [email protected]

Komilov Daler Rustamovich, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of History of International Communication at the Tajik International University of Foreign Languages named after S. Ulugzade, (Dushanbe, Tajikistan)

[email protected]

ABSTRACT

Tasawwuf is a spiritual and mystical doctrine in Islam, the goal of which is the purification of the soul, the attainment of spiritual perfection, and closeness to God. Throughout its history, it has become an important aspect of both personal and social life, being realized through special practices as well as external and internal ethical norms. Tasawwuf includes various schools and movements, each offering its own path to attaining divine knowledge.

The well-known schools of Tasawwuf include Muhasibiya, Kassoria, Tayfuriya, Junaidiya, Nuriya, Sahlia, Sayoriya, Uwaysiya, Adhamiya, Chishtiya, Maarufiya, Suhrawardiya, Mawlawiya, Nurbakhshiya, Safawiya, Ni'matullahiya, Kubrawiya, Zahabiya, Shadhiliya, Bektashiya, Khalwatiya, Rifa'iya, Nakshbandiya, Jamaliya, Qadiriya, Malamatiya, Khwajagon and Yassawiya. Each of these directions has its own unique features and teachings, which contribute to the development of spiritual understanding and transformation of one's inner state.

Keywords: Tasawwuf, Divine Knowledge, Schools of Tasawwuf, Spiritual Teachings, Spirituality, Purification of the Soul, Dhikr, Qadiriya, Nakshbandiya, Mawlawiya, Suhrawardiya.

ОСНАВНАЯ ЧАСТЬ

Тасаввуф - это духовная и мистическая практика в исламе, основное внимание в которой уделяется очищению души, достижению духовного совершенства и близости к Богу. В течение своей истории тасаввуф стал

Research BIB / Index Copernicus

важной частью личной и социальной жизни, направленной на улучшение нравственности и постижение истинного божественного знания.

Тасаввуф не только теоретичен, но и практичен, реализуется через действия и особые нормы, которые выполняются под руководством духовных наставников. Несмотря на то, что тасаввуф принадлежит к определённой ветви ислама, он включает в себя различные направления, каждое из которых имеет свои методы, учения и подходы[1:86].

Школы тасаввуфа делятся на различные ветви, в зависимости от философских взглядов и внешних и внутренних практик. Каждое направление предлагает определённый путь для достижения духовных целей, но все они объединены одной общей целью - достигнуть любви к Богу и пережить божественное откровение.

В тасаввуфе особое внимание уделяется любви, искренности и чистому намерению для очищения сердца и устранения преград между человеком и Богом. Это учение всегда стремится вести человека к высшей истине и избавить его от рабства желания и мирских привязанностей.

Несмотря на различия между школами, тасаввуф подчеркивает важность как внешней, так и внутренней гармонии, а также единство духовной и физической стороны жизни. На этой основе сформированы различные школы и направления, такие как теоретический, практический, внешний и внутренний тасаввуф, каждая из которых предлагает свои особенные пути для постижения божественного знания.

Тасаввуф как духовная и философская практика в течение истории породил множество школ и направлений. Эти школы формировались на основе учений великих шейхов, а также социально-культурной среды различных регионов. Некоторые из наиболее известных школ тасаввуфа:

1. Мух,осибия в суфизме указывает на духовную практику, посредством которой суфии дают отчет о своей моральной и внутренней жизни. Этот подход связан с именем Хориса ибн Асад аль-Мухасиби (781-857), выдающегося суфия и теолога. Мухасиби был одним из первых духовных лидеров суфизма, подчеркивавших важность самопознания, самоконтроля и очищения души [2:12].

2. Кассория в суфизме - это духовное учение, основанное на философии и практике Абулькасима Кассори (или Кассоба), известного суфия XI века. Это учение акцентирует внимание на внутреннем воспитании, самопознании, божественной любви и связи человека с Богом. Оно подчеркивает любовь и смирение как основу духовной практики.

Research BIB / Index Copernicus

3. Тайфурия - это школа суфизма, основанная на учении Абузейда Тайфура ибн Исса аль-Бистоми (777-848), одного из самых известных представителей исламского суфизма. Абузейд Бистоми, также известный как Баязид Бистоми, был одним из первых великих суфиев, оказавших глубокое влияние на теории и практики суфизма.

4. Джунайдия - это школа суфизма, основанная на учении Абулькасима аль-Джунаида аль-Багдади (примерно 830-910). Джунайд аль-Багдади считается одним из величайших суфиев и основателем «здравого и умеренного» суфизма. Он стал известен своим глубоким духовным пониманием, внутренним знанием и гармонией между шариатом и суфизмом.

5. Нурия в суфизме указывает на духовную практику, основанную на философии света и духовном опыте, связанном с божественным светом и внутренним просветлением. Школа нурия учит, что все в духовном и физическом мире происходит от божественного света, и осознание ограниченности человеческой жизни возможно через свет Бога. Свет (Нур) в суфизме — ключевое понятие, отражающее духовное вдохновение, понимание и божественное присутствие. Суфии считают, что истинный свет в этом мире, который приносит просвещение человечеству, является результатом единства с Богом .

6. Сахлия в суфизме - это подход, связанный с духовными учениями и практиками суфиев в истории суфизма. Извините, но термин «сахлия» не имеет четкого и распространенного значения в суфийской литературе. Возможно, вы имели в виду "Сахли Саида", известного суфия. Если это так, я с радостью предоставлю вам больше информации.

Сахли Саид (примерно 777-867) был известным исламским суфием и учителем, проживающим в Багдаде. Он был одним из первых суфиев, которые акцентировали внимание на постижении внутреннего аспекта шариата.

9. Харрозия - это одно из важных понятий в суфизме, которое связано с сознанием, светом и бодрствованием. Этот термин чаще всего употребляется в контексте духовного пробуждения, присутствия сердца и ощущения святости человека перед Богом. Хурозия также может означать духовный свет и сияние, которое служит путеводителем на пути истины.

10. Сайёрия в суфизме - это малоизвестное или редкое понятие, которое не имеет широкого распространения в известной суфийской литературе или учениях. Однако, если этот термин или название связано с другими специфическими терминами или концепциями в суфизме или других духовных учениях, я постараюсь исследовать его значение. В суфизме такие термины, как

Research BIB / Index Copernicus

"сайр" или "саёрат", часто означают духовное путешествие или путь в поисках Бога (духовное путешествие или значимое путешествие). "Сайр" в суфизме обозначает состояние человека, который находится в духовном путешествии или процессе, на котором человек стремится очистить свою душу и достичь божественного единства.

11. Увайсия в суфизме - это духовное направление, которое связано с именем Увайса аль-Карани, известного суфия раннего исламского периода. Увайс аль-Карани был известен своим духовным опытом и благочестивым образом жизни, несмотря на его скромность и отсутствие официального признания. Он жил во времена халифа Умара ибн Хаттаба, но приобрел известность среди суфиев благодаря своему углубленному духовному восприятию и приверженности исламским учениям[3:45].

Увайс аль-Карани (около 600-700 гг.) был арабским суфием и мусульманином, родившимся в семье, которая не была известна, и жил в городе Каран, но выбрал путь духовного уединения и служения Богу. Он известен своим отказом от мирской жизни и посвящением себя исключительно божественной любви и молитве.

12. Адхамия в суфизме — это духовное направление, которое связано с именем Ибрахима ибн Адхама (около 777-782 гг.), одного из известных суфиев раннего исламского периода. Ибрахим ибн Адхам прославился своей скромной жизнью, отказом от мирских благ и глубокой верой в Бога. Его учения были основаны на очищении души, нищете, уповании на Бога и искренней молитве [4:89].

Ибрахим ибн Адхам родился в Балхе (в регионе Хорасан). Он происходил из богатой и царственной семьи, но, столкнувшись с внутренними духовными откровениями и осознанием бренности мира, он отказался от своей богатой жизни и посвятил себя религиозной практике [5:89].

Отказ от мира: Ибрахим, осознав бренность мира, оставил свою жизнь в роскоши и выбрал путь аскетизма, посвященный молитве и поискам истины.

13. Чиштия (или Чиштия) — это одно из известных суфийских братств, которое было основано в Индии и Южной Азии и до сих пор имеет большое влияние. Это направление связано с именем основателя, Муинуддина Чишти (1141-1236), который основал его в Индии. Тарикдт Чиштия стал известен своими учениями о любви, сострадании, смирении и служении человечеству.

Чишт: Название "Чиштия" происходит от названия деревни Чишт (близ города Герат в Афганистане), где было основано это учение.

Research BIB / Index Copernicus

Святые места и влияние: Духовные центры Чиштия (дергахи) остаются активными в Индии и других странах. Одним из самых известных является дергах в городе Аджмер (Индия), где находится мавзолей Муинуддина Чишти.

14. Маъруфия в суфизме относится к имени Маъруфа аль-Кархи (умер около 815 г.), одного из великих исламских суфиев, который внес важный вклад в развитие раннего суфизма. Его учения были связаны с любовью к Богу, аскетизмом, упованием на Бога и духовной этикой.

Хотя "Маъруфия" как отдельное братство не существует, учения Маъруфа оказали глубокое влияние на развитие исламского суфизма и его имя стало символом преданности и искренности в служении Богу.

15. Сухравардия — это одно из известных суфийских братств, которое связано с именем его основателя Абунаджиба Абдулкамира Сухравардии (умер в 1168 году) и его ученика Шихабуддина Умара Сухравардии (умер в 1234 году). Это братство сосредоточено на духовном воспитании, нравственности и простой жизни и занимает особое место в исламском мистицизме.

Основатели и история Сухравардия: Абунуджаиб Сухравардии (из города Сухравард в Иране) является основателем этого братства. Он жил в Багдаде, где занимался обучением своих учеников и наставлением народа.

Сухравардия как духовное направление основывает свои учения на очищении души, любви к Богу и служении людям. Его учения оставили глубокий след в истории суфизма и до сих пор влияют на исламский мир.

16. Мавлавия или тарикат Мавлави - это одно из самых известных суфийских братств, связанное с именем Джалалуддина Руми (1207-1273), поэта, суфия и философа, одного из величайших представителей исламской мысли. Это направление было основано после его смерти его сыном Султаном Валада и последователями в Анатолии (современная Турция). Мавлавия славится своей известной традицией «ракс» и «само» - мистического танца и музика, который является символом божественной любви и движения духа к Богу.

Основатель Мавлавия: Джалалуддин Мухаммад ал-Балхи родился в Бальхе, Хорасан, и позже переехал в Конью (современная Турция). Он является одним из величайших поэтов и учителей исламского мистицизма. Его произведения, такие как «Маснави-и маънави» и «Диван Шамса», считаются основными источниками исламского мистицизма и суфизма.

17. Нурбахшия - это одно из суфийских направлений, которое было основано в XV веке Сайидом Мухаммадом Нурбахшом (1392-1464) в Иране. Это направление объединяет суфизм и учения шиитского иснаашария.

Research BIB / Index Copernicus

Нурбахшия известна акцентом на единстве существования, очищении души и интеграции суфийских учений с шариатом.

Основатель Нурбахшии: Сайид Мухаммад Нурбахш, настоящее имя которого было Мухаммад ибн Мухаммад ибн Абдуллах, родился в городе Кохдстон. Он был учеником известного суфия Шох ^осими Анвора. Его титул «Нурбахш», что означает "дарующий свет", был присвоен ему его учителями и символизирует его духовное просветление.

Нурбахшия - это редкое суфийское направление, которое сочетает в себе учения шиитов и мистицизм.

18. Сафавия - это один из известных суфийских орденов, который сформировался в XIII веке в Азербайджане. Этот орден связан с его основателем, Шейхом Сафиуддином Ардебили (1252-1334). Сафавия изначально была духовным и суфийским движением, которое впоследствии превратилось в мощное политическое движение, способствовавшее образованию династии Сефевидов в Иране в XVI веке. Основатель Сафавии: Шейх Сафиуддин родился в городе Ардебил, расположенном в Азербайджане. Он был учеником известного суфийского мастера Шейха Захида Гелани и обучался у него суфийским методам. После смерти своего наставника, Шейх Сафиуддин стал лидером ордена и распространил его учение в регионе Ардебила. Структура ордена: Сафавия была одним из первых суфийских орденов, который стал известен своей социальной системой и духовными учениями. Он акцентировал внимание на поминании Аллаха, очищении души и повиновении совершенному наставнику.

19. Неъматуллохия — это суфийский орден, связанный с выдающимся суфием Ходжой Неъматуллохи Вали (1330-1431). Он был шиитским мистиком, поэтом и пропагандистом суфийских учений, влияние которого распространялось на Иран, Афганистан, Центральную Азию и Индию. Неъматуллохи Вали родился в городе Сурия, был воспитан в научной и духовной среде. Он изучал фикх, хадисы и суфизм, затем полностью посвятил себя суфийскому пути. Он был учеником известных суфиев, включая Шейха Абдуллаха Йафеи, и позже основал свой орден. В последние годы своей жизни он жил в Кермане (Иран), который стал центром его учений. Его гробница находится в городе Махон и является местом паломничества для последователей суфизма. Неъматуллохия славится учением о божественной любви, очищении души и объединении шариата и суфизма. Этот орден сыграл ключевую роль в развитии исламской культуры и философии и продолжает существовать до сегодняшнего дня.

Research BIB / Index Copernicus

20. Кубравия - один из известных и древних суфийских орденов, основанный великим суфием Ахмадом ибн Умаром ан-Насафи, известным как Наджмуддин Кубра (1145-1221), в XII веке. Этот орден прославился своими мистическими учениями и внутренними практиками, способствовавшими распространению суфийского знания в Хорасане, Мавераннахре и других исламских странах. Основатель Кубравии: Наджмуддин Кубра родился в городе Хива (на территории современного Узбекистана), был одним из выдающихся суфиев своего времени. Он учился у знаменитых наставников, таких как Абульнаджиб Сухраварди (основатель Сухравардия) и других известных суфийских мастеров. Он был известен как "Шейх Кабир" и получил большое уважение благодаря созданию ордена Кубравия и своим глубоким духовным учениям. Кубравия — это один из немногих суфийских орденов, который сочетал в себе ученость и практическое применение в исламском обществе. Орден Кубравия сыграл важную роль в развитии суфизма и продолжает оставаться популярным и влиятельным[6:86].

21. Захабия - это суфийское движение, сосредоточенное на духовных основах, очищении души и достижении высшего духовного состояния. Несмотря на ограниченные сведения о основателе Захабии и истории этого ордена, он сыграл важную роль в суфийской традиции, особенно в странах, говорящих на фарси (таджикский), таких как Иран и Мавераннахр.

Основание и история: Некоторые источники утверждают, что название Захабия происходит от арабского слова «захаб», что означает золото или чистоту. Это может указывать на акцент ордена на очищении души и внутреннем очищении, которое является основой его учений. Орден Захабия известен своими учениями о внутреннем очищении, божественной любви и единении бытия. Орден Захабия считается шиитской ветви ордена Кубравия.

22. Шазилия - один из известных суфийских орденов, основанный в XIII веке и популярный в различных странах мира. Основатель этого ордена -Абульхасан Шазили (1196-1258), родом из Магриба (Северо-Западная Африка), который стал одним из величайших суфиев своего времени. История и происхождение: Абульхасан Шазили родился в городе Гумара, рядом с Сусом в Тунисе. Он получил начальное исламское образование в Магрибе и, чтобы углубить свои духовные знания, путешествовал по Багдаду и Египту. После встречи с великими суфиями, он обратился к суфизму и основал орден Шазилия. Шазилия стала одним из самых влиятельных и умеренных суфийских орденов, который оказал значительное влияние на духовную, социальную и

Research BIB / Index Copernicus

моральную жизнь мусульман. Орден призывает своих последователей к любви, доверию, поминанию Аллаха и служению обществу.

23. Бекташия - суфийский орден, основанный Шейхом Бекташ Вали (1300-1360) в Османской империи и других мусульманских регионах, особенно в Турции, на Балканах и других мусульманских территориях. Этот орден известен своими глубокими духовными и этическими учениями, которые оказали большое влияние на последователей суфизма. Основатель Бекташии: Шейх Бекташ Вали был одним из самых известных суфиев Средневековья, известным своим учением о любви, доверии (ихтиёр с Богом) и братстве в суфизме. Бекташия имеет множество центров в Турции, на Балканах и в других странах, которые по сей день являются местами паломничества и обучения. Орден Бекташия известен своими учениями о любви к Аллаху и людям, единении бытия, доверии, очищении души и праведных делах. Он сыграл важную роль в распространении духовных и этических учений суфизма, пропагандируя братство и взаимопонимание среди людей.

24. Халватия - один из известных суфийских орденов, основанный в XIV веке, сыгравший важную роль в развитии суфизма и исламской культуры. Этот орден распространился в Малаой Азии, на Ближнем Востоке и на Балканах и до сих пор имеет последователей в некоторых регионах. Основатель Халватии: Основателем этого ордена был Шейх Умари Халвати (умер в 1397 году), который родился в Азербайджане или, по другим источникам, в Иране. Он посвятил свою жизнь исламскому мистицизму, обучению и духовным практикам, основанным на суфизме, и основал орден Халватия. Название ордена происходит от арабского слова "халват", которое означает одиночество, воздержание от мирских благ и уединение. Халватия акцентирует внимание на очищении души, высокой морали и самопознании через зикр, поклонение и любовь к Аллаху. Орден занимает важное место в истории суфизма и до сих пор сохраняет свои духовные и этические ценности.

25. Рифоия - это суфийский орден, возникший в средневековый период в различных исламских регионах, таких как Турция, Ирак, Иран и Левант. Этот орден известен своими мистическими учениями, поминанием Аллаха и доверием (ихтиёр с Богом). Шейх Абдулкадир Рифоий — великий суфий и основатель ордена Рифоия. Историки отмечают, что он родился в Хорасане или Мавераннахре, а его жизнь и деятельность оказали значительное влияние на развитие суфизма. Орден Рифоия представляет собой важное суфийское движение, предлагающее глубокие мистические учения, очищение души и любовь к Аллаху и людям. Суфизм в Рифоии акцентирует внимание на

Research BIB / Index Copernicus

доверии, поминании, единении бытия и музыке. Этот орден оказал значительное влияние на образ жизни мусульман и на развитие их духовности.

26. Накшбандия - это одно из основных суфийских направлений, которое возникло в средние века в регионе Мавераннахр и Центральной Азии, приобрело большую известность в исламском мире. Основателем этого ордена является Шейх Бахауддин Накшбанд (1318-1389) [7:67], чьи учения касаются теории вдохновения, правильного порядка и нравственной жизни последователей.

Основатель Накшбандия: Шейх Бахоуддин Накшбанд родился в городе Бухара (сегодня в Узбекистане) и провел долгие годы в изучении исламских наук и суфизма. Он был глубоким духовным человеком, его учения были основаны на духовном опыте и практических методах, которые впоследствии превратились в одно из самых известных суфийских направлений в исламском мире.

Таким образом, Накшбандия - это орден, который представляет собой глубокие и духовные учения, направленные на очищение души, поминание Бога, и развитие хороших нравов в повседневной жизни через осознание божественного сознания. Это направление отличается от других суфийских орденов тем, что особое внимание уделяет связи с социальной средой и любви к людям и окружающей природе.

27. Джамолия - это суфийский орден, который связан с учениями и практиками духовного спокойствия и красоты. Основателем этого ордена является Шейх Джамолуддин (приблизительно XIV-XV века). Учения Джамолии связаны с пониманием духовной красоты и глубоким осмыслением ясности в пути ирфана.

Основные учения Джамолии в суфизме, которые тесно связаны с философией суфизма и исламскими науками, указывают, что человек должен в своих отношениях и действиях стремиться к духовной красоте и приближению к Богу. Джамолия верит, что духовная красота направляет мужчин и женщин на путь божественного познания.

Джамолия занимает важное место в суфизме, подчеркивая важность любви, чистоты, поминания Бога и служения другим. Этот орден учит, что для достижения глубокого познания и божественного просветления человек должен уделять внимание духовной красоте и нравственности, а также всем существам.

28. Кадирия - это известный суфийский орден, названный в честь Шейха Абдулкадири Джиляни (Гильяни) (1077-1166), одного из известных суфиев и основателя этого ордена. Шейх Абдулкадир Джиляни жил в Багдаде,

Research BIB / Index Copernicus

и его учения приобрел огромную известность во всем мире. Орден Кадирия является одним из самых древних и влиятельных в истории суфизма и распространился в различных исламских странах, включая Ирак, Турцию, Индию, Иран и другие регионы.

Основатель Кадирия: Шейх Абдулкадир Джиляни - великий суфийский мудрец и учитель. Он жил в Багдаде и стал духовной личностью своего времени. Его учения о пути суфизма и священных исламских принципах характеризуются такими духовными практиками, как этика, вера, поминание Бога и доверие к Богу.

Наследие Кадирия: Работы и учения Шейха Абдулкадира Джиляни, охватывающие такие темы, как суфизм, этика, поминание, доверие и шариат, стали важным научным и духовным наследием.

Орден Кадирия оказывает глубокое влияние на мусульманские и духовные сообщества и сыграл важную роль в развитии духовной, этической и психологической практики.

29. Маломатия - это специфическое ответвление суфизма, которое стало известно в Средние века в Центральной Азии и исламском мире. Это направление связано с маломатом (унижением и самоуничижением) и ихтием (покорностью души) на пути божественного познания и духовности. Основателями и выдающимися личностями этого учения считаются Шейх Маждуиддин Ибрагим и позже Шейх Абу-л-Хасан Харакани.

Маломатия - это суфийское течение, которое связано с учениями о самоуничижении души и практиками духовного очищения. Этот орден стремится к истинному познанию Бога через терпение, поминание Бога и отречение от личных интересов и негативных черт характера. Признание и унижение души играют важную роль в борьбе с тщеславием и в поиске божественного просветления.

30. Яссавия - это известный суфийский орден, который был основан в XII веке Шейхом Яссави (Ходжа Ахмадом Яссави), одним из величайших исламских и суфийских личностей. Ясавия приобрела широкую известность в Центральной Азии, особенно в Туркменистане, Кыргызстане, Узбекистане и Казахстане. Шейх Ясави и его учения оказали значительное влияние на развитие суфизма и духовности в этих регионах [8:34].

Основатель учения Яссавия Шейх Ходжа Ахмад Яссави (1103-1166) был влиятельным и глубоким суфийским мастером, чьи учения оставили значительный след в жизни своих учеников. Он был первым в Центральной Азии, кто систематически изложил суфийский образ жизни, связанный с

Research BIB / Index Copernicus

нравственными ценностями и отношениями с Богом, людьми и окружающим миром.

Яссавия - это один из самых древних и глубоких суфийских орденов, чьи учения связаны с божественным познанием, очищением души, терпением, доверием и любовью к людям и Богу. Этот орден основывается на практиках поминания, слушания и моральных действиях, представляя собой трудный и комплексный путь к божественному просветлению и истинной любви.

Ходжагон - это одна из известных суфийских тарикатов, основанная в XII веке шейхом Ходжа Абдулхалыком Гидждувани (1103-1179). Позже, через Ходжа Бахауддина Накшбанда, тарикат распространился в Средней Азии и Хорасане по имени «Накшбандия». Ходжагон является важной ветвью суфийских орденов в таких странах, как нынешний Узбекистан, Таджикистан, Афганистан, Туркменистан, Кыргызстан и Казахстан, оказавшими значительное влияние на всю Среднюю Азию.

Ходжагон - это суфийский орден, который ориентирован на божественное познание, зикр, маламат, терпение и полагание на волю Аллаха, что помогает достичь глубокого познания Бога. Этот орден предлагает своим последователям путь духовного и этического самоусовершенствования, где познание Бога и исполнение духовных целей имеют важное значение [9:67].

Тарикат Ходжагон предлагает путь к познанию Бога и очищению души. Его учение включает в себя уникальные этические и духовные принципы, которые помогают ученикам достичь духовного просветления через познание божественного.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Человек должен постоянно и с упорством повторять имя Бога (зикр). Зикр, а также сочетание с аскетизмом и миром важны для достижения божественного познания.

Суфизм - это духовное и мистическое направление ислама, направленное на очищение души, достижение духовной зрелости и близость к Богу. Суфизм развивался как личностная и социальная практика в истории, использующая специфические практики и внешние и внутренние обычаи. Основная цель суфизма - это совершенствование нравов и познание божественного.

Суфизм включает в себя различные ветви, каждая из которых предлагает разные способы достижения духовных целей. Эти ветви, такие как мухасибия, кассория, тайфурия, мавлавия, накшбандия и другие, несмотря на философские и практические различия, направлены на одну основную цель: познание любви Бога и переживание божественного.

Research BIB / Index Copernicus

Суфизм подчеркивает единство внешнего и внутреннего, а также важность как духовных, так и внешних практик ислама. Эта практика направлена на освобождение человека от власти страстей и материального мира, чтобы привести его к абсолютной истине.

Каждая ветвь суфизма формируется на основе учений великих шейхов и культурной среды, где она развивается, предлагая уникальный путь к божественному познанию.

АНАЛИЗ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Тасаввуф представлен как духовное и мистическое учение в исламе, нацеленное на очищение души, достижение духовного совершенства и приближение к Богу. Это ключевая концепция, которая демонстрирует основной фокус тасаввуфа — духовное развитие через близость к Богу и очищение внутреннего мира.

Практики, такие как зикр (повторение имен Бога), играют ключевую роль в практике тасаввуфа. Эти практики служат средствами для очищения души и достижения внутренней гармонии. Внутренние и внешние этические нормы также важны для формирования нравственного и духовного характера человека.

Перечисление множества школ, таких как Накшбандия, Мавлавия, Кодирия, Шазилия и другие, указывает на разнообразие подходов в рамках общих принципов тасаввуфа. Эти школы разрабатывают свои уникальные методики работы с внутренним состоянием человека, что делает тасаввуф многогранным и адаптируемым к различным личностным и культурным контекстам.

Основные аспекты тасаввуфа и его разнообразие, подчеркивая как духовную цель, так и практические методы достижения внутренней гармонии. Упоминание различных школ подтверждает разнообразие подходов в этом учении, что позволяет людям из разных культур и религиозных традиций найти свой путь к духовному совершенству. В дополнение к уже упомянутым аспектам можно выделить следующие элементы, которые углубляют понимание тасаввуфа и его значения:

Важный элемент учения тасаввуфа - это процесс очищения души от «низменных» желаний, эгоизма и привязанностей, который воспринимается как необходимый для достижения духовного прозорливого состояния. Очищение не ограничивается только внешним поведением, но требует глубоких изменений в сознании и внутренней жизни человека. Практики, такие как

Research BIB / Index Copernicus

медитации, посты, молитвы, позволяют человеку освободиться от материальных привязанностей и углубить восприятие духовной реальности.

Тасаввуф не только помогает достичь внутреннего очищения, но и ориентирует человека на получение высшего знания о Боге и мире. Это знание не всегда может быть передано через обыденную логику или рациональное восприятие, так как оно связано с мистическим переживанием и интуитивным постижением божественной истины. Знание о Боге через «свет» и мистический опыт рассматривается как наиболее глубокий и совершенный путь к познанию.

Этические учения, связанные с тасаввуфом, предполагают высокие стандарты морального поведения, такие как скромность, добродетель, терпимость и милосердие. Это направлено на развитие внутренней гармонии и установление более глубоких связей между людьми и с окружающим миром. Эти нормы также включают заботу о других и стремление помогать нуждающимся, что делает учение тасаввуфа не только индивидуальным, но и социальным.

В тасаввуфе мистический опыт имеет центральное значение. Состояния, такие как «истинное» восприятие Божественного света, «состояние исчезновения» (фана) и «постижение единства» (вахдат аль-вуджуд), являются важными этапами на пути духовного очищения. Этот мистический опыт не всегда может быть передан словами, что делает его уникальным и исключительным для каждого практикующего.

Несмотря на акцент на внутреннем пути, тасаввуф также поощряет активное взаимодействие с внешним миром в контексте любви и служения Богу и человечеству. Такой подход позволяет привести человека к пониманию, что духовность и социальная ответственность могут гармонично сосуществовать.

Хотя многообразие школ тасаввуфа может быть положительным аспектом, оно также может стать источником путаницы для начинающих, так как различные подходы могут приводить к разным интерпретациям духовных практик. Это делает необходимым более глубокое понимание специфики каждой школы и ее методов.

В условиях быстроменяющегося мира и глобализации тасаввуф сталкивается с необходимостью адаптации, чтобы остаться актуальным для современных практикующих. Вопрос, как сохранить традиционные ценности и одновременно отвечать на вызовы современности, является важным для будущего тасаввуфа.

Тасаввуф является глубоким и многогранным учением, которое охватывает не только практики духовного очищения, но и этические нормы,

Research BIB / Index Copernicus

социализацию духовности и развитие внутренней гармонии. В контексте исторического и культурного развития исламского мира тасаввуф продолжает оставаться актуальным и вдохновляющим направлением для людей, стремящихся к самопознанию и божественному единству.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Комилов Д.Р. Суфизм. 2016. Душанбе: «Валиёр». С. 86.

2. Аль-Мухасиби - "Рисала аль-Мустарашидин": 1984, Каир: Дорул-Хадис.

3. Увайс Каранй - "Путь Увайса". 2000, Машхад: Дорул-Ирфон. Стр. 45.

4. Ибн араби - "Футухат Маккия". 2001, Дорул-Кутуб, Каир. Том 3, С. 67.

5. Иброхим Адхам - "Божественное путешествие". 1997, Душанбе: Ирфон. С.

6. Комилов Д.Р. Суфизм. 2016. Душанбе: «Валиёр». С. 110.

7. Баховуддин Накшбанд - "Тарикат и Накшбандия": 1992, Душанбе: Ирфон. Стр. 67.

8. Ахмад Ясави - "Диван-и Хикмат". 1993, Казахстан: Туркестан Press. С. 34.

9. Ходжа Ахрори Вали - "Рисала-ул-Ходжагон". 2001, Душанбе: Ирфон. С.

С. 12.

89.

67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.