Ермоленко О. Д.
Аспирант кафедры «Корпоративные финансы и финансовый менеджмент» РГЭУ (РИНХ), специалист операционного отдела Ростовского филиала ОАО АКБ «Связь-Банк» Эл. почта: о!епка [email protected]
ТАРГЕТИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ В РОССИИ
Таргетирование инфляции - стратегия денежно-кредитной политики, характеризующаяся определением числового диапазона инфляционного ориентира, исполнением денежной политики, которая играет главную роль в прогнозировании инфляции. Было названо прогнозным планированием с высокой степенью прозрачности и ответственности. С точки зрения стабилизации и инфляции и реальной экономики это было очень успешно введено в Новой Зеландии в 1990, а с 2010, было принято приблизительно 26-ю экономическими системами индустрализированного и развивающегося рынка
Ключевые слова: таргетирование, инфляция, денежно-кредитная политика, режим денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитная политика, представляющая собой сложную систему макроэкономических взаимосвязей и социально-экономических институтов, способна функционировать в различных режимах, определяющихся особенностями и степенью сложности экономических проблем, стоящих перед государством. Под режимом денежно-кредитной политики понимается механизм достижения результатов в денежно-кредитной сфере. В экономической литературе выделяют четыре основных типа режимов денежно-кредитной политики:
1. Таргетирование обменного курса.
2. Таргетирование денежных агрегатов.
3. Таргетирование инфляции.
4. Денежно-кредитная политика без явного номинального якоря1.
Одним из наиболее гибких и эластичных режимов денежно-кредитной
политики, показавших свою эффективность в условиях нестабильности, в том числе во время недавнего кризиса, является режим таргетирования инфляции.
1 Последний тип режима подразумевает страны, которые прибегают к тому или иному якорю в проведении денежно-кредитной политики в зависимости от сложившейся ситуации
«Таргетирование инфляции характеризуется публичным объявлением официальных количественных целевых диапазонов темпов инфляции на один или несколько периодов, а также непосредственным признанием того, что низкая и стабильная инфляция является основной долгосрочной целью денежно-кредитной политики».[1]
Выделяют три существенные характеристики режима таргетирования инфляции, изученные и обоснованные шведским исследователем Л. Свенссоном [2]:
1. Определение и опубликование числового диапазона инфляционного ориентира.
2. Ориентацию денежно-кредитной политики на реализацию инфляционного прогноза.
3. Высокую степень транспарентности и подотчетности центральных банков.
Подробнее нужно рассмотреть данные существенные характеристики инфляционного таргетирования.
1. Определение и опубликование числового диапазона инфляционного ориентира.
Выбор числовых диапазонов инфляции основывается на оценке макроэкономической конъюнктуры и готовности центральных банков нести ответственность за достижение выбранных показателей. Универсальной методики расчёта числового значения инфляционной цели не существует. Инфляционная цель устанавливается по согласованию с правительством страны и фиксируется в официальном документе, который публикуется в открытом доступе в полном объеме либо в форме выдержек с существенными данными.
2. Ориентация денежно-кредитной политики на реализацию инфляционного прогноза.
Доказано, что наибольшую эффективность инфляционное таргетирование (да и вообще любой режим денежно-кредитной политики
имеет, если оно основывается на понятных и достоверных прогнозах). Публикация прогнозов, являющихся основой для принятия решений участниками рынка, позволяет уменьшить негативное воздействие временного лага между действиями денежных властей и ответной реакцией экономики. В прогнозах числовой диапазон инфляционной цели предсказывается на несколько лет, однако, за это экономика подвергается воздействию новых неожиданных шоков. В результате итоговая инфляционная цель должна корректироваться за счет событий, которые невозможно предсказать в момент принятия решений по денежно-кредитной политике.
3. Высокая степень транспарентности и подотчетности центральных банков.
Транспарентность режима инфляционного таргетирования проявляется в публикации регулярных отчетов, комментариев, прогнозов и прочей информации, способной управлять инфляционными ожиданиями экономических субъектов. Инфляционному таргетированию присуща и высокая степень подотчетности и ответственности властей за неисполнение устанавливаемых инфляционных целей. Примерами крайнего проявления ответственности центрального банка за достижение инфляционной цели является Новая Зеландия, где Председатель Резервного банка может быть отрешён от должности в случае недостижения инфляционного ориентира хотя бы в одном квартале, а Банк Англии обязан письменно и публично объяснять отклонения от заданной цели более чем на 1% и предлагать адекватные меры по корректировке уровня инфляции.
Итак, режим таргетирования инфляции можно охарактеризовать как:
- сугубо прагматический подход к решению проблемы инфляции, позволяющий использовать рекомендации различных экономических теорий;
- ограниченно дискреционный, так как центральные банки имеют свободу действий в выборе методов, моделей, инструментов достижения инфляционной цели.
Зарубежный опыт инфляционного таргетирования
Оценить практическую эффективность инфляционного таргетирования можно исходя из опыта стран, применяющих режим денежно-кредитного регулирования.
Таблица 1. Даты введения режима инфляционного таргетирования в
разных странах [2].
Страна Дата введения Страна Дата введения
Новая Зеландия 1990 Корея 2001
Канада 1991 Мексика 2001
Великобритания 1992 Исландия 2001
Швеция 1993 Норвегия 2001
Финляндия 1993 Болгария 2001
Австралия 1993 Перу 2002
Испания 1995 Филиппины 2002
Израиль 1997 Гватемала 2005
Греция 1997 Словакия 2005
Польша 1998 Индонезия 2005
Бразилия 1999 Румыния 2005
Чили 1999 Турция 2006
Колумбия 1999 Сербия 2006
Южная Африка 2000 Гана 2007
Тайланд 2000
Первой страной, которая ввела режим таргетирования инфляции, была
Новая Зеландия. Подобно большинству стран ОЭСР, для экономики Новой Зеландии была характерна высокая и волатильная инфляция в 1970-х и в начале 1980-х годов. Переориентация денежно-кредитной политики на замедление темпов инфляции произошла в Новой Зеландии в 1984 году. Уже в 1988 году инфляция в этой стране составила 4%, а через год вновь возросла до 7%. Несмотря на это, в марте 1990 года было подписано соглашение Резервного банка Новой Зеландии с Правительством, которое официально закрепило в этой стране режим таргетирования инфляции.
Как заявлено в исследовании Гудхарда [3], «одним из самых интересных аспектов акта Резервного банка Новой Зеландии о переходе к режиму таргетирования инфляции является то, что в его основе лежит не столько неспособность денежно-кредитной политики справиться с инфляцией, сколько неудовлетворённость экономической политикой предыдущего
национального правительства под руководством Роберта Малдуна». Иначе говоря, важную роль в повышении актуальности режима таргетирования инфляции в Новой Зеландии играет негативный опыт, связанный с применением других режимов денежно-кредитной политики для регулирования экономики. Переход к таргетированию инфляции в этой стране обосновывался неэффективностью использования обменного курса в качестве номинального якоря и поиском альтернативной макроэкономической переменной, которой становилась инфляция.
Ключевыми элементами режима таргетирования инфляции в Новой Зеландии были:
-установление цели по снижению инфляции в качестве основной цели денежно-кредитной политики;
-независимость центрального банка;
-ответственность центрального банка за достижение целевых ориентиров по инфляции.
За прошедшие двадцать лет с момента введения таргетирования инфляции в Новой Зеландии число стран, перешедших к этому режиму денежно-кредитной политики, быстро росло: в Канаде его ввели в 1991 году, в Великобритании - в 1992-м году, в Швеции, Финляндии и Австралии - в 1993-м году. В то время как новый режим денежно-кредитной политики в течение 1990-х вводился преимущественно в развитых странах, начиная с 1997-го года его стали вводить и развивающиеся экономики. Первой страной с переходной экономикой, применившей инфляционное таргетирование в практике денежно-кредитного регулирования, была Чехия, первой из развивающихся стран стала Бразилия. Элементы монетарного таргетирования применяет Польша и Венгрия. На сегодняшний день к политике таргетирования инфляции перешли 27 стран: Новая Зеландия, Канада, Великобритания, Швеция, Австралия, Норвегия, Исландия, Израиль, Бразилия, Чили, Корея, Мексика, Филиппины, Польша, Южная Африка, Турция, Колумбия, Чехия, Гана, Гватемала, Индонезия, Перу, Румыния,
Сербия, Таиланд, Венгрия, Словакия. Возможность использования этого режима монетарной политики рассматривают в настоящее время Россия и Казахстан.
Как можно заметить, в структуре стран, перешедших на режим таргетирования инфляции, преобладают средние или небольшие по своему размеру страны. США, страны Европейского союза и Япония ещё не перешли на режим таргетирования инфляции, однако они предпринимают подготовительные меры для такого перехода. Тенденция к переходу на инфляционное таргетирование превратилась в неотъемлемый атрибут прогрессивных центральных банков.
Существует масса исследований макроэкономического эффекта введения режима инфляционного таргетирования в разных странах, однако, основным недостатком таких исследований является незначительный период наблюдений за этим режимом денежно-кредитного регулирования. Основные результаты, полученные при проведении данных исследований, показали:
1) Уровень инфляции в странах, не вводивших режима таргетирования инфляции, выше, чем в странах, использовавших новый режим монетарного регулирования.
о -I-,-,-,-,-,-
19 Р7 Ш8 199» ШО 2(01 20(12
* Инфляция в слрани. ирпиенякшЕИ модель П1 •в среднем по правам, ед;егодго) ■ Инфляция б странш. ос приме вякшеп модель T1I Со. в средней по пранаи, ехетодго)
Рис. 1. Динамика инфляции в странах, применявших модель таргетирования инфляции, и в странах, применявших иную модель денежно-кредитной политики в 1997-2002 гг. (ИПЦ, %,). [17]
Эмпирические исследования, основанные на сопоставлении уровня и волатильности инфляции в странах ОЭСР и развивающихся странах,
доказали положительный эффект от введения режима таргетирования инфляции [4],[6],[7],[8],[9].
2) Таргетирование инфляции снижает уровень инфляционных ожиданий [5],[7],[8],[9]. В частности, Гуркаяк, Левин и Свессон [8] сравнивали динамику ежедневных данных о доходности облигаций в Швеции и США. В США, где режим таргетирования не введён, отмечался сильный ответ экономики на экономические новости, в отличие от Швеции, где инфляционное таргетирование сделало нечувствительными темпы инфляции к экономическим новостям. Эти результаты подтверждают, что известная и вероятная цель инфляции помогает ставить якорь на отдалённые ожидания инфляции частного сектора.
Обзор экономической литературы, изучающей опыт использования инфляционного таргетирования в разных странах, показал как преимущества, так и недостатки, связанные с применением инфляционного таргетирования. Среди позитивных моментов необходимо упомянуть следующее:
- таргетирование помогает, в большинстве случаев быстро снизить инфляцию и инфляционные ожидания. Резервный банк Новой Зеландии добивается успехов в 73% случаев, Банк Канады - в 90%, а Банк Англии - во всех 100%. В среднем доля успешных случаев достижения целевого ориентира в трех странах составляет 88% [14];
- укрепляет независимость центрального банка, четко ориентируя его на одну цель;
- способствует повышению прозрачности и доверия денежно-кредитной политике.
Одновременно проявляется ряд сложностей, особенно на раннем этапе применения режима таргетирования инфляции:
- сложности с реализацией официально закреплённого инфляционного ориентира из-за влияния труднопредсказуемых внешне- и внутриэкономических факторов;
- сложности, связанные с отказом от активной курсовой политики;
- сложности с созданием необходимой аналитической и прогностической базы для таргетирования инфляции;
- сложности, связанные с приданием инфляционной цели слишком высокого уровня значимости, что может существенно навредить общей экономической стабильности и иным важным монетарным показателям.
Анализ международного опыта показывает, что и для развитых, и для развивающихся экономик этот режим таргетирования инфляции показал себя как преимущественно гибкий и эластичный, позволяющий преодолевать множество проблем, включая недавний кризис. Член Совета Директоров ФРС Эдвард Грэмлич сказал: «Нет еще страны, которая сначала бы ввела инфляционное таргетирование, а затем отменила бы его». [12]
Перспективы введения инфляционного таргетирования в России
На протяжении последних лет годовая инфляция в России, как правило, не падала ниже 10%, но в 2010 году составила 9,6%. Это значительно выше, чем в развитых экономиках. В США рост потребительских цен за 2010 год составил 1,6%[20], во Франции - 1,9%, в Великобритании - 4,0 %, в Германии - 2%, в Италии - 1,9%, в Канаде - 2,3%. Для стран с развивающейся экономикой российские темпы роста цен тоже не характерны: годовая инфляция за 2010 год в Словакии - 3,2%, в Литве -2,8%, в Польше - 3,5%. Даже в соседних Украине и Казахстане инфляция в 2010 году была ниже, чем в России: 8,2 и 8,1 соответственно. Очевидно, что нынешние темпы роста цен в России слишком высоки, и это оказывает негативное влияние на экономический рост и создаёт необходимость снижения уровня инфляции.
20
15
10
Годовая инфляция в РФ
Рис. 2. Динамика годовой инфляции в РФ.[20]
В Конституции РФ и Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» указано, что одной из целей деятельности Банка России является защита и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы. В экономической теории устойчивость рубля разделяется на внутреннюю (стабильность цен) и внешнюю (стабильность обменного курса). Таким образом, российской денежно-кредитной политике свойственна двойственность целей: с одной стороны -обеспечение стабильности цен, с другой стороны - сдерживание укрепления рубля. Одной из самых значительных проблем, вытекающих из такой двойственности целей, является отсутствие возможности управлять инфляционными ожиданиями - субъектам рынка непонятно, какой цели Банк России отдаст приоритет, какой готов пожертвовать ради достижения другой.
Вместе с тем в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и на период 2011 и 2012 годов» указывается в качестве основной цели снижение инфляции до 9-10% в 2010 году и 5-7% в 2012 году. В рамках этого документа Банк России намечал в 2012 году завершить формирование «условий для применения режима инфляционного таргетирования и перехода к свободному плаванию курса рубля»[16]. Это означает возможность смещения акцентов денежно-кредитного регулирования от управления плавающим валютным курсом в сторону решения антиинфляционных задач.
5
0
Режим управляемого плавающего валютного курса, которого придерживался в последние годы Центральный банк РФ, сводился к постепенному контролируемому укреплению рубля относительно бивалютной корзины. При условии регулярных валютных поступлений от сырьевого экспорта такая политика была фактически равносильна скупке Центральным банком валюты, что оборачивалось неконтролируемым ростом цен, а, это, в свою очередь, приводило к слишком высоким процентным ставкам, сдерживающим экономическое развитие страны.
О решимости отказаться от политики управления обменным курсом и перейти к таргетированию инфляции представители Банка России заявляют, начиная с 2007 года. Введение таргетирования инфляции не будет являться революционным событием для денежно-кредитной политики России, связанным с коренной ломкой старых систем монетарного регулирования. Так, денежно-кредитную политику Центрального банка России эксперты МВФ классифицируют как облегченное таргетирование инфляции. Центральный банк с 2000-го года провозглашает годовой ориентир инфляции. Однако на протяжении последних лет Банку России не удалось достигнуть целевых ориентиров инфляции. Только в 2003-м году был достигнут первоначально запланированный уровень инфляции в 12 %. Таким образом, неэффективная политика Банка России в борьбе с инфляцией привела к росту в обществе инфляционных ожиданий, являющихся одним из ключевых элементов инфляционного таргетирования и препятствующих введению этого режима денежно-кредитного регулирования.
Среди экономистов нет однозначного мнения, насколько жёстко должны выполняться условия введения режима таргетирования инфляции. Так, например, в исследовании Н. Батини и Д. Лакстона [7], а также Стоуна, Трумена и других доказано, что практически ни одна страна, при введении режима таргетирования инфляции не отвечала полностью всем требуемым условиям, тем не менее достигли положительных результатов. Однако применительно к условиям России можно с уверенностью сказать, что не
выполнено ни одно из условий, необходимых для введения инфляционного таргетирования: отсутствует независимость центрального банка, транспарентность действий и подотчетности денежных властей, органы денежного регулирования не обладают возможностью моделировать и предсказывать внутреннюю инфляцию, включая оценку временных лагов и понимание трансмиссионного механизма, через который инструменты денежной политики воздействуют на уровень цен. Слишком поспешный переход страны к таргетированию инфляции усилит риск потери контроля денежных властей над инфляцией.
Таким образом, переход Банка России в 2011-м году к таргетированию инфляции будет преждевременным. Но в рамках долгосрочной перспективы Центральный банк РФ имеет возможности использовать данный механизм в условиях стабильного снижения уровня инфляции, повышения эффективности своей процентной политики, создания эффективной системы анализа, моделирования и макроэкономического прогнозирования денежно-кредитной политики, развитой банковской системы, эффективного и устойчивого производства. Введение режима инфляционного таргетирования требует серьёзных изменений в инструментах денежной политики, принципах работы валютного и денежного рынка, внутренней организации самого Банка России, развития его статистической, аналитической и прогностической базы, изменения информационных стандартов. В связи с этим необходимо принятие и последовательное выполнение комплексной программы перехода на новый режим денежно-кредитного регулирования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Bernanke B. S. et al. Inflation Targeting: Lessons from the International
Experience. Princeton University Press. 1999. P. 4. 2. Svensson L. Inflation Targeting ,2010
3. Goodhart, Charles A.E. (2010), "The Political Economy of Inflation Targets: New Zealand and the U.K." in Leeson, Robert (ed.), Canadian Policy Debates and Case Studies in Honour of David Laidler, Palgrave Macmillian, 171—214.
4. Hyvonen, Markus (2004), "Inflation Convergence Across Countries," Reserve Bank of Australia Research Discussion Paper 2004-04.
5. Petursson, Thorarinn G. (2004a), "The Effects of Inflation Targeting on Macroeconomic Performance," Central Bank of Iceland Working Paper 23.
6. Johnson, David R. (2002), "The effect of inflation targeting on the behavior of expected inflation: evidence from an 11 country panel," Journal of Monetary Economics 49(8), 1521—1538;