Научная статья на тему 'Тандем как особенность политического лидерства в современной России'

Тандем как особенность политического лидерства в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1021
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО / БИНАРНАЯ МОДЕЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТАНДЕМ / ДУУМВИРАТ / ПРЕЗИДЕНТ / ПРЕМЬЕР-МИНИСТР / POLITICAL LEADERS / POLITICAL TANDEM / DUUMVIRATE / PRESIDENT / PRIME-MINISTER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лейченко Ольга Федоровна

В статье представлена специфика политического взаимодействия национального лидера России В.В. Путина и президента РФ Д.А. Медведева. Раскрыта политическая сущность функционирования тандемной модели политического лидерства в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tandem as a peculiarity of the political leadership of modern Russia

The article deals with the peculiarity of the political interaction between the national leader of Russia V.V. Putin and Russian President D.A. Medvedev. The principle of the tandem model of the political leadership of Russia and its functioning are represented in it.

Текст научной работы на тему «Тандем как особенность политического лидерства в современной России»

УДК 301.172+301.188.2 О. Ф. Лейченко

ТАНДЕМ КАК ОСОБЕННОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье представлена специфика политического взаимодействия национального лидера России В.В. Путина и президента РФ Д.А. Медведева. Раскрыта политическая сущность функционирования тандемной модели политического лидерства в России.

Ключевые слова: политическое лидерство, бинарная модель политического лидерства, политический тандем, дуумвират, президент, премьер-министр.

Tandem as a peculiarity of the political leadership of modern Russia. LEYCHENKO OLGA (Far Eastern State Technical Fisheries University (Dalrybvtuz), Vladivostok)

The article deals with the peculiarity of the political interaction between the national leader of Russia V.V. Putin and Russian President D.A. Medvedev. The principle of the tandem model of the political leadership of Russia and its functioning are represented in it.

Key words: political leaders, political tandem, duumvirate, president, prime-minister.

В современной России большинством исследователей признается факт существования тандема, т.е. государственную власть осуществляют два национальных лидера - В. Путин и Д. Медведев. В работах многих аналитиков такая проблема имеет различные названия: феномен двойного лидерства в современной России, политический тандем, дуумвират, бинарная модель политического лидерства. Все эти термины в данном случае синонимичны.

Бинарная модель политического лидерства (modulus binary of political leaders) - это постоянное и легитимное влияние на государство и общество двух политических деятелей национального масштаба, совместная деятельность которых связана с принятием важнейших политических решений и контролем над их исполнением.

Формально образование бинарной модели политического лидерства в России берет начало с момента победы тандема Ельцин-Руцкой на президентских выборах в 1991 г. в первом туре.

Важно отметить, что до начала избирательной кампании у Б.Н. Ельцина не было никаких деловых отношений с А.В. Руцким. Одно из первых предложений составить компанию Б. Ельцину на выборах было сделано А. Собчаку, поскольку считалось, что он в любой момент может включиться в избирательную кампанию и отобрать часть голосов у Ельцина. Поэтому решили просто привлечь его в свою команду. Однако Б. Ельцин и А. Собчак, при их формальной принадлежности к демократическому лагерю, были людьми несовмести-

мыми. Б. Ельцин - партийный функционер, с тяжелым характером, властный, жесткий популист, А. Собчак -образованный юрист, профессор Ленинградского университета, резкий и независимый в суждениях. Второе предложение поступило В. Бакатину, который мог обеспечить преемственность, в КПСС он пользовался славой демократа, однако он отказался. Ельцин предлагал пост вице-президента и своему ближайшему помощнику Г. Бурбулису, но, из-за его неприятия свердловскими соратниками, передумал. На пост вице-президента надеялся Р. Хасбулатов, но Ельцина не устраивал его невыигрышный имидж, а создание тандема могло нарушить политическое равновесие в команде. И тогда Ельцин остановил свой взгляд на Руцком.

По мнению российских аналитиков, особенность становления тандема определяли специфические черты обоих лидеров.

Б.Н. Ельцин был очень честолюбив, политический деятель из числа тех, о ком можно сказать «строитель-трудоголик, жесткий руководитель, уверенно поднимавшийся по служебной лестнице» бунтовщик, революционер и в то же время консерватор, сочетающий объективно обусловленные кардинальные решительные действия с осторожностью и точным политическим расчетом [2, с. 24]. Он обладал такими качествами, как честность, настойчивость, прямота, упорство, популизм, решительность, радикализм [1]. В политической деятельности А. Руцкого сыграли важную роль наличие амбиций, целеустремленность, тяга к лидерству. Боевой офицер, «афганец», он был в центре событий,

ЛЕЙЧЕНКО Ольга Федоровна, старший преподаватель кафедры социологии и социальной психологии (Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, Владивосток).

© Лейченко О.Ф., 2010

пресса называла его наиболее авторитетным политическим лидером [1, 3]. Его рейтинг рос стремительно, к нему было приковано внимание демократически ориентированных коммунистов и прессы. Расчет состоял в том, чтобы привлечь на сторону Ельцина военных и голоса южных и западных российских областей, не доверяющих московской элите [5, с. 192].

Ельцин предложил Руцкому баллотироваться на пост вице-президента, тот сразу дал согласие, но заявил: «китайским болванчиком не буду, у меня есть свое мнение по многим вопросам, и я буду его отстаивать, но, что бы ни случилось, я пойду с Ельциным до конца, ведь я офицер» [1]. После победы на президентских выборах в 1991 г. произошло законодательное закрепление высоких властных позиций политических лидеров. Руцкой определил поле своей деятельности: «контроль за исполнительной властью, создание системы управления народным хозяйством, формирование в России национальной гвардии» [1].

Однако после победы на выборах Руцкого начали все больше удалять из круга ближайших советников президента. Уже 19 декабря 1991 г. Ельцин лишил его доступа к реальным рычагам управления, подписав указ о переходе всех структур, которые раньше курировал вице-президент, в ведение правительства. Президент также не подписал Положение о национальной гвардии, перестал приглашать вице-президента на массовые мероприятия со своим участием, стал все больше отдалять его от себя. Поводом к возникновению политического разногласия явилось историческое событие, когда Верховный Совет РСФСР не одобрил разработанный вице-президентом проект указа о введении чрезвычайного положения на территории Чечено-Ингушетии и принял постановление, в котором говорилось о необходимости служебного расследования для установления лиц, ответственных за подготовку и принятие непродуманных политических и военно-тактических решений. В СМИ началась мощная кампания по дискредитации вице-президента.

Говоря о тандеме «Ельцин-Руцкой», можно утверждать, что этот прецедент модели двойного лидерства формировался исключительно для победы Ельцина на президентских выборах и именно Ельцин был инициатором его создания.

По нашему мнению, размежевание в тандеме между Ельциным и Руцким было обусловлено различием их реальных взглядов на политическую ситуацию в стране, а также борьбой за власть с ориентацией на различные слои избирателей и соответственно на силы, отражающие эти интересы. Ельцин опирался на либералов-прозападников, группировавшихся вокруг «Демократической России», а Руцкой - на национально-патриотическое крыло российского реформаторского движения. Руцкой также был психологически несовместим с Ельциным [4, с. 141].

Еще одной важной причиной распада тандема Ельцин-Руцкой явилась недостаточная разработанность

институциональных функций вице-президента на законодательном уровне. Президент обладал большим объемом полномочий, а вице-президенту отводилась второстепенная роль. Такая асимметричность в институциональном плане привела к возникновению внутренних противоречий в тандеме. Руцкой не понимал своих институциональных функций, он не знал, что он должен делать, и не мог согласиться с тем, что ему отводилась Ельциным лишь второстепенная роль. Руцкой начал «борьбу за передел власти», что способствовало окончательному распаду тандема, но прецедент бинарной модели политического лидерства в современной России был создан.

Существующая на сегодняшний день бинарная модель политического лидерства представляет собой сформированный тандем двух ярких политических фигур: президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева и председателя правительства Владимира Владимировича Путина.

В тандеме Путин-Медведев, в отличие от его прообраза, тандема Ельцин-Руцкой, политическое взаимодействие с момента его создания и по сегодняшний день имеет конструктивный характер.

Специфику их политического взаимодействия во многом определили особенности создания современного дуумвирата Путин-Медведев. Возникновение этого тандема в корне отличалось от исторически предшествующего прецедента. Во-первых, иной политической и экономической ситуацией в стране, во-вторых, целью создания, в-третьих, существованием взаимодействия между Путиным и Медведевым еще до закрепления на законодательном уровне их высоких властных позиций. Они представляли собой одну команду, в отличие от тандема Ельцин-Руцкой, где между политическими лидерами до выборов не было никаких деловых взаимоотношений, а целью образования тандема была только победа Ельцина на президентских выборах. Целью создания тандема Путин-Медведев было обеспечение преемственности демократического политического курса в стране, именно поэтому необходим лидер - преемник курса, который будет продолжать его реализовывать. В целях реализации политического курса - стабилизации политического процесса - тандем Путин-Медведев способствовал изменению конституционного срока полномочий президента с четырех до шести лет.

Именно институт преемственности во многом обусловил переход власти от Ельцина Путину, а особенности этого перехода оказали существенное влияние на образование и дальнейшее политическое взаимодействие в тандеме Путин-Медведев.

По свидетельству Ельцина, решение о передаче власти в России В.В.Путину было им самостоятельно принято еще в конце апреля 1999 г. Этот переход имел поэтапный характер, и его начальным этапом стала встреча Ельцина с Путиным 5 августа 1999 г., на которой Б.Н Ельцин сообщил В.В.Путину о своем решении

назначить его на пост премьер-министра, а также сказал, что видит в нем своего преемника. 9 августа Б.Н. Ельцин подписал указ о назначении В.В. Путина премьер-министром. Несмотря на то что Путин уже занимал посты директора ФСБ и секретаря Совета безопасности, он был для публики практически неизвестным человеком, и его назначение на пост премьера вызвало недоумение у большинства политических наблюдателей как в России, так и за ее пределами. Но уже в сентябре 1999 г., главным образом благодаря быстрым, твердым и эффективным решениям и действиям в Дагестане и на Северном Кавказе, В.В. Путин привлек к себе всеобщее внимание и обеспечил правительству и военным поддержку значительной части населения России. Б. Ельцин не вмешивался в дела правительства, не ограничивал, а расширял полномочия главы правительства. Осенью 1999-го не президент, а премьер стал для большей части граждан России гарантом их безопасности. Стиль поведения, язык заявлений Путина оказались созвучны настроениям большинства населения страны, его популярность продолжала увеличиваться.

Пост премьер-министра в поэтапном переходе власти был тем необходимым этапом, который способствовал становлению Путина в качестве национального лидера, и обеспечил легитимный характер преемственности власти.

Аналогичным образом происходил приход к власти Д.А. Медведева. До избрания президентом РФ он занимал переходный пост первого заместителя председателя правительства РФ, курировал национальные проекты. Эта должность служила определенным трамплином для Медведева, она вместе с путинской поддержкой должна была способствовать увеличению его популярности в массовом сознании, но эта должность сыграла в процессе легитимации властных позиций Д.А. Медведева гораздо меньшую роль, чем поддержка национального лидера - В.В. Путина. Именно его поддержка была очень важным фактором, влияющим на рейтинг Медведева, она обеспечила превосходство Д. Медведева над такими политическими фигурами, как С. Иванов, В. Зубков, М. Фрадков.

Во многом эта поддержка была обусловлена тем фактом, что В.В.Путин с Д.А. Медведевым были из одной питерской политической команды, они были хорошо знакомы между собой. Путин, с момента избрания на пост президента РФ, несмотря на занятие главных постов в президентской администрации командой предшествующего президента, сразу включил в состав администрации президента Дмитрия Медведева.

Еще одним важным фактором, оказавшим существенное влияние на характер политического взаимодействия между Путиным и Медведевым, послужило соглашение - результат переговоров между ними, процесс которых был во многом схож с характером передачи власти и полномочий президента от Ельцина Путину. Однако парадокс заключался в том, что Путин

в отличие от Ельцина не ушел с политической сцены, а возглавил доминирующую в Федеральном собрании Российской Федерации партию «Единая Россия», а также получил пост председателя правительства Российской Федерации. Тем самым произошло уравновешивание полномочий, достижение определенного политического баланса между двумя политическими лидерами в рамках действующей Конституции Российской Федерации.

Согласие В. Путина возглавить партию парламентского большинства многие политологи расценивают как серьезный шаг в сторону постепенной трансформации существующей в России формы правления в парламентско-президентскую республику. Никогда еще в новейшей истории России не было правительства, которое бы опиралось на партию, имеющую большинство в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации. Не было в России и общенационального лидера, который бы занимал пост председателя правительства и возглавлял доминирующую партию в Государственной Думе. Несмотря на отсутствие ясности в этом вопросе, многие аналитики сходятся во мнении, что функцию системообразующей конструкции в ней выполняет политический тандем гаранта Конституции в лице избранного президента Дмитрия Анатольевича Медведева, который сегодня работает в связке с политически полноценным (а не сугубо техническим, как прежде) председателем правительства в лице Владимира Владимировича Путина. Важным аспектом политического взаимодействия в тандеме является конституционное распределение полномочий политических лидеров.

Политолог А. Ципко считает, что не может быть двух центров власти, кто-то должен быть главным. У Д. Медведева остаются значительные полномочия, Путин же неслучайно становится лидером партии, которая имеет конституционное большинство [7]. Он сохраняет многие рычаги управления. По мнению Ципко, Россия превращается в парламентско-президентскую республику с доминированием одной партии.

Так в чьих же руках сегодня подлинная власть в России? Интересные мнения и оценки на этот счет дают опросы населения по этой важной проблеме. Так, по опросу, проведенному специалистами аналитического центра Ю. Левады («Левада-Центр») в апреле 2010 г., 51% опрошенных убеждены, что реальная власть принадлежит сегодня и президенту, и премьеру в равной степени. По сравнению с декабрем 2007 г. количество думающих так заметно увеличилось: тогда мнение о властном равенстве дуумвирата разделяли 39% респондентов. В обладании реальной властью президента Д. Медведева убеждены всего 13 %, а в факт полно-властности В. Путина верят в два с лишним раза больше жителей РФ - 28 %.

На вопрос, «ведет ли Медведев самостоятельную политику или действует под контролем Владимира Путина и его окружения», 66% участников опроса

уверенно ответили, что Д. Медведев подконтролен российскому Белому дому. Самостоятельным политиком президента считают всего 22%. И как следствие, более половины опрошенных (53%) рассматривают политическую и экономическую линии управления страной Д. Медведевым как «продолжение политики Путина». Еще 24% видят в президентских действиях точное следование путинскому курсу, и только 14% смогли рассмотреть тенденцию хоть к каким-то заметным отличиям [6].

Подобные или близкие оценки соотношения сил в дуумвирате Путин-Медведев дают социологические опросы в центре и на местах. Комментируя эту ситуацию, большинство российских аналитиков подчеркивают, что до новых президентских выборов остается не много времени, а президенту Д.А. Медведеву так и не удается выйти из тени В.В. Путина.

Показательно, что действующая Конституция не адаптирована к существующим политическим реалиям и нуждается в поправках в части адекватного дифференцирования полномочий между лидерами тандема - именно тандемный фактор функционирования политической власти действующая Конституция не учитывает. Так, по мнению директора института общественного проектирования В.А. Фадеева, действующая Конституция в сложившейся на сегодняшний день уникальной политической ситуации - политическом функционировании тандема политических лидеров, во многих аспектах несовершенна, так как допускает определенный перехлест в институциональном распределении полномочий в пользу Путина, как действующего председателя правительства и главы партии «Единая Россия», партии, доминирующей в Государственной Думе Федерального собрания РФ.

Среди политологов на сегодняшний день нет однозначного мнения относительно конституционного и реально осуществляемого в политической жизни распределения полномочий между лидерами тандема.

Руководитель Центра либерально-консервативной политики «Великая Россия» А. Казаков считает, что конституционное распределение полномочий весьма условно и при сегодняшнем политическом функционировании и взаимодействии президента Д. Медведева и председателя правительства В. Путина происходит стирание границ их институциональных полномочий, они осуществляют управление страной совместно. В. Путин сказал, что он будет гарантом Конституции, он им и остался, даже перестав быть президентом [Цит. по: 8].

Казаков подчеркивает, что те министерства и ведомства, которые по Конституции расписаны под президента, они в его ведении и остаются. «Другое дело, что мне кажется, что Дмитрий Медведев вполне готов выслушать советы более опытного товарища, я имею в виду В. Путина. И в данном случае я не ожидаю никаких проблем ни по направлению внешней политики, ни по направлению силовых ведомств. Сколько ни выискивай «блох», ни ищи отличия политико-философских

концепций Путина и Медведева - один более жесткий и консервативный, другой более мягкий и либеральный, - на самом деле оба они являются сторонами одной медали. Я всегда говорил о том, что наша страна взяла либерально-консервативный курс, вот, собственно, две стороны одной медали и есть: когда в стране развал, включается консервативная составляющая, более жесткая для собирания страны, - пишет в своей статье А.Казаков. - ...Путин получил в наследство территорию, а передал по наследству страну. Мощь Путина никуда не денется, другое дело, с каким темпом и с какими структурными параметрами мощь будет набирать Медведев» [Цит. по: 8].

Иного мнения придерживается политолог С. Марков. Он считает, что Путин заранее продумал создание тандема под себя, не выходя за рамки конституционных основ, он сосредоточил в своих руках фактически гораздо больший властный ресурс. Он фактически остался управлять страной. На него ориентируется парламентское большинство, и он как председатель правительства в соответствии с действующей Конституцией обладает исполнительной властью и реально осуществляет ее. Политическое взаимодействие в тандеме определяется влиянием Путина. В какой-то мере Дмитрия Медведева можно назвать супер-менеджером, нанятым политиком Владимиром Путиным на суперработу - президента Российской Федерации [8].

А. Зудин отмечает, что политическое взаимодействие в тандеме Путин-Медведев осуществляется в конституционных рамках распределения институциональных полномочий между политическими лидерами, но в политической практике происходит вмешательство председателя правительства в сферу компетенции президента и наоборот.

Речь идет о распределении политических, а не институциональных полномочий. Конституционное распределение полномочий в современных условиях функционирования тандема политических лидеров является обязательной формальностью, а на практике политическое распределение полномочий предполагает их совместную деятельность, происходит смешение институциональных компетенций. Таким образом, конституционное и политическое распределение полномочий между лидерами тандема - не одно и то же. В Конституции закрепляется институциональный набор полномочий тандема. Политическое же распределение полномочий предполагает практическое осуществление деятельности президента и председателя правительства в тандеме. Медведев осуществляет полномочия президента, а В. Путин, определяя основные направления деятельности правительства Российской Федерации и организуя его работу, т.е. практически осуществляя исполнительную власть в стране, а также являясь главой партии «Единая Россия», доминирующей в Федеральном собрании, располагает огромным властным ресурсом, тем самым осуществляя свое влияние на Медведева.

Подводя итог вышесказанному, мы можем утверждать, что в настоящее время в Российской Федерации сохраняется преемственность политического курса, что обеспечивает существование стратегических целей и задач, создает благоприятные условия для их решения. Президент РФ Д. Медведев продолжает двигаться в том же направлении, что и предыдущий президент

В. Путин, он осуществляет внешнюю и внутреннюю политику, основные направления которой сформулированы В. Путиным. Политическое взаимодействие в тандеме Путин-Медведев на сегодняшний день можно охарактеризовать как конструктивное. Характер взаимодействия обусловлен особенностями создания тандема, наличием совместных стратегических целей, реализацией политического курса, который был определен президентом В. Путиным, особенностями практического осуществления функциональных полномочий политическими лидерами тандема -сплоченностью в действиях по реализации внутренней и внешней политики в современной России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александр Руцкой. Политический портрет. URL: //http:// www.erudition.ru/referat/ref7id.3581_1.html (дата обращения: 22.05.2010).

2. Бондарев В. Да здравствует цивилизация!: как Борис Ельцин выбрал новый путь для великой державы // Родина. 1996. № 5. С. 23-27.

3. Гульбинский Н., Шакина М. Афганистан, Кремль, Лефортово. Эпизоды политической биографии А. Руцкого. М.: Лада-М, 1999. 352 с.

4. Ельцин Б.Н. Записки президента: размышления, воспоминания, впечатления. М.: АСТ, 2006. 447 с.

5. Космынин А., Прибыловский В., Чурсина С. Пятьдесят политических репутаций. М.: Панорама, 2007. 391 с.

6. Медведев так и не вышел из тени // Аргументы недели. 2010. 15(205), от 22 апреля. URL: http://www.argumenti. ru/politics/2010/04/57824/ (дата обращения: 23.06.2010).

7. Ципко А. Чего ожидает народ от Путина? (Дата публикации: 30.11.2004). URL: http://viperson.ru/wind.

php?ID=214995&soch=1 (дата обращения: 23.06.2010).

8. Шкель Т. Медведев - это стратегический выбор // Рос. газета. 2007. Федеральный вып. № 4540, от 11 дек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.