Научная статья на тему 'ТАМОЖНЯ (ТАМОЖЕННЫЙ ПОСТ) КАК ОБЪЕКТ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ'

ТАМОЖНЯ (ТАМОЖЕННЫЙ ПОСТ) КАК ОБЪЕКТ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
260
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РАСХОДЫ / ГЛАВНЫЕ РАСПОРЯДИТЕЛИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ / РАСПОРЯДИТЕЛИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ / ПОЛУЧАТЕЛИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузминова Ольга Алексеевна, Боборева Олеся Геннадьевна

В статье рассмотрены основные аспекты финансового обеспечения таможенных органов. Цель исследования состоит в анализе финансирования, выявлении недостатков данного процесса и обосновании возможностей совершенствования финансового обеспечения таможенных органов на примере Внуковской таможни. Выявлены основные проблемы и определены меры по совершенствованию финансирования таможенных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS (CUSTOMS POST) AS AN OBJECT OF FINANCIAL SECURITY

The article discusses the main aspects of financial support of customs authorities. The purpose of the study is to analyze financing, identify the shortcomings of this process and substantiate the possibilities of improving the financial support of customs authorities on the example of Vnukovo customs. The main problems have been identified and measures to improve the financing of customs authorities have been identified.

Текст научной работы на тему «ТАМОЖНЯ (ТАМОЖЕННЫЙ ПОСТ) КАК ОБЪЕКТ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

Столыпинский вестник №5/2023

Научная статья Original article УДК: 339.543

ТАМОЖНЯ (ТАМОЖЕННЫЙ ПОСТ) КАК ОБЪЕКТ ФИНАНСОВОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ

CUSTOMS (CUSTOMS POST) AS AN OBJECT OF FINANCIAL SECURITY

Кузминова Ольга Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Финансовый менеджмент», ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», г. Люберцы, Россия, Email: [email protected]

Боборева Олеся Геннадьевна, студентка 4 курса направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», г. Люберцы, Россия, Email: [email protected]

Kuzminova Olga Alekseevna, PhD in Economics, associate professor, head of the chair «Financial Management», Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia, Email: [email protected]

Boboreva Olesya Gennadievna, 4rd year student of the training direction 38.03.02 «Management» of the Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia, Email: [email protected]

Аннотация. В статье рассмотрены основные аспекты финансового обеспечения таможенных органов. Цель исследования состоит в анализе

Столыпинский вестник

2242

финансирования, выявлении недостатков данного процесса и обосновании возможностей совершенствования финансового обеспечения таможенных органов на примере Внуковской таможни. Выявлены основные проблемы и определены меры по совершенствованию финансирования таможенных органов.

Annotation. The article discusses the main aspects of financial support of customs authorities. The purpose of the study is to analyze financing, identify the shortcomings of this process and substantiate the possibilities of improving the financial support of customs authorities on the example of Vnukovo customs. The main problems have been identified and measures to improve the financing of customs authorities have been identified.

Ключевые слова: финансирование, финансовое обеспечение, расходы, главные распорядители бюджетных средств, распорядители бюджетных средств, получатели бюджетных средств

Keywords: financing, financial support, expenses, chief managers of budget funds, managers of budget funds, recipients of budget funds

Введение. На сегодняшний день роль финансового обеспечения таможенных органов несет возрастающий характер, как в системе государственного управления в целом, так и в деятельности самих таможенных органов. Процесс финансирования таможенной службы носит достаточно сложный и многоэтапный характер. Финансирование таможенных органов по большей мере осуществляется за счет средств федерального бюджета государства. Финансовая деятельность в таможенной сфере направлена на формирование и использование бюджетных средств, а также контроль за их исполнением [1, 2].

Целью исследования является анализ финансирования, выявление недостатков данного процесса и обоснование возможностей

2243

совершенствования финансового обеспечения таможенных органов на примере Внуковской таможни.

Результаты исследования. В первую очередь финансирование таможенных органов направлено на непрерывное функционирование всех звеньев таможенной системы с целью выполнения задач, возложенных на таможенные органы. Процесс финансового обеспечения таможенных органов, а также исполнение бюджета по расходам осуществляется в строгом порядке, установленным законодательными документами Российской Федерации. Таможенные органы по большей мере финансируются за счет средств федерального бюджета страны и тем самым имеют особый финансово-правовое положение: главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств [3].

Финансирование таможенной службы осуществляется в соответствии с трехуровневым порядком. К первому уровню относится Федеральная таможенная служба Российской Федерации, как Главный распорядитель средств федерального бюджета. Ко второму уровню относятся Региональные таможенные управления, имеющие статус, как получателей бюджетных средств, так и распределителей по нижестоящим уровням. Получателями бюджетных средств являются таможни и таможенные посты, они последние получают денежные средства для обеспечения своих нужд. Стоит отметить, что Минфин РФ также исполняет роль Главного распорядителя бюджетных средств, доводя их до ФТС России.

Внутри системы ФТС роль распорядителя и получателя средств государственного бюджета, которые предназначены для финансового обеспечения деятельности таможенных органов, выполняет Финансово-экономическое управление (ФЭУ) [4].

Финансирование таможенной службы базируется на основе общепринятой классификации расходов по Бюджетному кодексу РФ,

2244

отражающей направления денежных ресурсов для обеспечения функций таможенных органов и государства в целом [5].

К основным расходам таможенных органов можно отнести: заработная плата и социальные выплаты сотрудникам таможенных органов; расходы на содержание и эксплуатацию таможенных постов, зданий, сооружений, оборудования; расходы на проведение таможенных экспертиз, лабораторных исследований, связанных с контролем качества товаров; расходы на обучение и повышение квалификации сотрудников таможенных органов; расходы на техническое обеспечение таможенной деятельности, включая закупку и обновление программного обеспечения и др.

Необходимо подчеркнуть, что финансирование, распределение денежных средств и контроль за их использованием представляет собой непрекращающийся процесс в финансовой деятельности таможенных органов [6-8].

Внуковская таможня отражается в структуре таможенных органов, как таможня непосредственного подчинения, то есть деятельность таможни осуществляется исключительно под руководством ФТС России.

В структуре Внуковской таможни находятся два таможенных поста: грузовой и пассажирский. Основная деятельность таможенных постов основывается в большей мере на осуществлении таможенных операций по декларированию, а также ввозу и вывозу товаров [9].

Поскольку Внуковская таможня напрямую подчинена Федеральной таможенной службе, то она является прямым получателем бюджетных средств от ФТС России. Помимо этого, Внуковская таможня вправе самостоятельно осуществлять финансово-хозяйственную деятельность, вести бюджетный учет, составлять отчетность по результатам деятельности, а также проводить внутренний финансовый контроль.

2245

Далее рассмотрим сведения о распределении и использовании средств федерального бюджета Внуковской таможней в период 2019-2021 г. Сведения представлены в таблице.

Таблица - Лимиты бюджетных обязательств на содержание и кассовый расход Внуковской таможни на период 2019-2021 г.[9]

Год Лимиты бюджетных обязательств (ЛБО), руб. Кассовый расход, руб.

2019 440 736 140,56 439 811 667,93

2020 432 920 100,60 431 534 444,41

2021 466 047 208,21 464 874 987,98

Из таблицы следует, что в период 2019 года утверждено ЛБО на сумму 440 736 140,56 руб., а исполнено 439 811 667,93 руб. В 2020 году сумма ЛБО составила 432 920 100,60 руб., кассовый расход составил 431 534 444,41 руб. В период 2021 года ЛБО составили 466 047 208,21 руб., исполнено средств на сумму 464 874 987, 98 руб.

По данным таблицы видно, что в период 2019-2021 г. кассовый расход оказался меньше утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Это может зависеть от того, что не все запланированные расходы были осуществлены в полном объеме или были отложены на более поздний период. Кроме того могут быть ситуации, когда реальные затраты оказались меньше, чем было запланировано изначально. Также возможен процесс экономии, связанный с областями, где можно сократить расходы без ущерба для дальнейшей деятельности таможенного органа. Стоит отметить, что уменьшенный кассовый расход таможенного органа в сравнении с утвержденными средствами не несет негативные последствия, наоборот, это может быть хорошо для бизнеса, который имеет дело с экспортом и импортом товаров.

2246

Однако важно помнить, что необходимо соблюдать все требования и правила таможенного законодательства.

Наряду с этим могут возникать проблемы при финансировании таможенных органов, такие как:

- недостаточное финансирование со стороны государства, что может привести к вынужденному сокращению деятельности таможенных органов и его персонала;

- недостаточная эффективность использования бюджетных средств таможенным органом, к примеру, в некоторых случаях часть средств может быть направлена на нецелевые нужды;

- отсутствие достаточного финансового обеспечения на модернизацию технической базы таможенных органов, что может привести к увеличению времени оформления грузов и снижению качества услуг и др.

Финансовые проблемы Внуковской таможни связаны с задержками в обработке таможенных деклараций и выпуске товаров, что тем самым может негативно отразиться на бизнесе компаний, занимающихся экспортом и импортом. К тому же, недостаточное финансирование может привести к неполадкам в системе мониторинга и контроля за перемещением товаров через границу, это может сказаться на увеличении рисков нарушения таможенного законодательства и потери товарных партий и др.

К методам совершенствования бюджетного финансирования таможенных органов можно отнести: оптимизация расходов на персонал и материально-техническое обеспечение; введение более эффективного механизма контроля за использованием денежных средств; привлечение дополнительных источников финансирования; разработка и реализация программ по привлечению частного капитала в таможенную сферу; модернизация технической базы и др.

Выводы. Для эффективной работы таможенной службы необходимо обеспечить ее достаточным финансированием. Однако, помимо увеличения

2247

бюджетных средств, важно оптимизировать процессы и повышать эффективность работы таможенных органов. Для этого можно использовать новые технологии, улучшить контроль за использованием бюджетных средств и разработать программы по повышению эффективности работы таможенных органов. В результате будут сокращены издержки на содержание таможенных органов и обеспечено более эффективное использование бюджетных средств в данной сфере.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Качанова Л.С. Мониторинг и оценка уровня финансовой безопасности региона / Л.С. Качанова, В.А. Кузминов, Т.А. Саадулаева // Экономика и предпринимательство. - 2021. - №9 (134). - С. 528-531.

2. Качанова Л.С. Повышение эффективности единой хозяйственной политики ФТС в контексте реализации задач по обеспечению экономической безопасности России / Л.С. Качанова, В.А. Кузминов, Ю.Е. Шабашева // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2022. - №2. - С. 37-41.

3. Недосекова Е.С. Финансовая деятельность таможенных органов Российской Федерации: монография / Е.С. Недосекова. - Москва: РИО Российской таможенной академии. - 2018. - 150 с.

4. Приказ ФТС России от 08.02.2022 № 77 «Об утверждении Положения о Финансово-экономическом управлении» // СПС КонсультантПлюс URL:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_410927/._Датта

обращения: 22.02.2023 г.

5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 21.11.2022) // СПС КонсультантПлюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/?ysclid=lgjvdq 6qpk88945560. Дата обращения: 21.02.2023 г.

2248

6. Толикова Е.Э. Финансовые аспекты деятельности таможенных органов: монография / Е.Э. Толикова, О.А. Кузминова, Б.А. Синельников. -Москва: РИО Российской таможенной академии. - 2020. - 238 с.

7. Качанова Л.С. Мониторинг качества финансового менеджмента в Федеральной таможенной службе России / Л.С. Качанова, Е.Ю. Гончарова // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2022. - №11. - С. 243-245.

8. Качанова Л.С. Механизм обеспечения финансово-экономической безопасности регионов/ Л.С. Качанова // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2023. - №3. - С. 38-41.

9. Официальный сайт Внуковской таможни [Электронный ресурс]. URL: https://vnk.customs.gov.ru/?ysclid=lgrpctrgd5852125195. Дата обращения: 11.03.2023 г.

List of sources used

1. Kachanova L.S. Monitoring and assessment of the level of financial security of the region / L.S. Kachanova, V.A. Kuzminov, T.A. Saadulaeva // Economics and entrepreneurship. - 2021. - №9 (134). - P. 528-531.

2. Kachanova L.S. Improving the efficiency of the unified economic policy of the Federal Customs Service in the context of the implementation of tasks to ensure economic security of Russia / L.S. Kachanova, V.A. Kuzminov, Yu.E. Shabasheva // Competitiveness in the global world: economics, science, technology. - 2022. - No. 2. - pp. 37-41.

3. Nedosekova E.S. Financial activity of customs authorities of the Russian Federation: monograph / E.S. Nedosekova. - Moscow: RIO of the Russian Customs Academy. - 2018. - 150 p.

4. Order of the Federal Customs Service of Russia dated 08.02.2022 No. 77 "On approval of the Regulations on Financial and Economic Management" // SPS ConsultantPlus URL:

2249

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_410927 /. Date of address: 02/22/2023

5. Budget Code of the Russian Federation No. 145-FZ dated 31.07.1998 (ed. dated 21.11.2022) // SPS ConsultantPlus URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315 /?ysclid=lgjvdq6qpk88945560. Date of application: 02/21/2023

6. Tolikova E.E. Financial aspects of the activities of customs authorities: monograph / E.E. Tolikova, O.A. Kuzminova, B.A. Sinelnikov. - Moscow: RIO of the Russian Customs Academy. - 2020. - 238 p.

7. Kachanova L.S. Monitoring the quality of financial management in the Federal Customs Service of Russia / L.S. Kachanova, E.Y. Goncharova // Competitiveness in the global world: economics, science, technology. - 2022. - No. 11. - pp. 243-245.

8. Kachanova L.S. Mechanism for ensuring financial and economic security of regions/ L.S. Kachanova // Competitiveness in the global world: economics, science, technology. - 2023. - No.3. - pp. 38-41.

9. Official website of Vnukovo customs [Electronic resource]. URL: https://vnk.customs.gov.ru/?ysclid=lgrpctrgd5852125195. Date of application: 03/11/2023.

© Кузминова О.А., Боборева О.Г., 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №5/2023.

Для цитирования: Кузминова О.А., Боборева О.Г. ТАМОЖНЯ (ТАМОЖЕННЫЙ ПОСТ) КАК ОБЪЕКТ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №5/2023.

2250

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.